Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.
В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).
В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):
I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):
[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .
Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.
Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.
1) Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.
зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.
II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):
[Я несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.
III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):
1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -
2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [же лал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -
Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.
IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):
1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.
2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.
Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).
V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):
1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каж дая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.
2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .
Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.
VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):
1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (по словица) - - .
2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Че хов) --.
Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.
VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):
[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ
Как объяснить постановку запятых и двоеточий на письме и как определить их место расположения? Ответы на подобные вопросы должен знать каждый образованный человек, именно поэтому этой теме уделяется так много времени в процессе обучения. Для правильной расстановки на письме одной из основных тем в школьной программе по русскому языку являются союзные и бессоюзные предложения.
Для того чтобы разобраться с этой темой, для начала нужно ознакомиться с определением такой части речи, как союз. Это служебная часть, используемая для связи слов в отдельных словосочетаниях, а также нескольких грамматических основ Союз, как и предлоги, не отвечает на вопросы, не обозначает предмет, его действие или признак, и если эта часть речи используется для связи слов или то ее называют союзной. Если же эта связь передается лишь при помощи интонации и смысла, то перед нами бессоюзные предложения. Примеры такой смысловой зависимости можно встретить в любом высказывании. И та и другая связь на письме выделяется определенными знаками пунктуации в зависимости от расстановки частей предложения.
По своему строению союзы бывают нескольких видов.
Следует отметить, что один и тот же союз по структуре может относиться сразу к нескольким пунктам одновременно. Например: «и» - простой, непроизводный и одиночный.
По способу связи частей предложения или его однородных членов союзы делят на подчинительные и сочинительные. Эти две группы, в свою очередь, разбиваются на несколько разновидностей.
Вторая группа - подчинительные союзы, которые употребляются для связи слов и частей сложноподчиненных предложений.
Примеры бессоюзной связи между несколькими в русском языке встречаются очень часто. Суть подобных комбинаций заключается в ее названии. Другими словами, союзы в разговоре заменяют интонацией, а на письме разделяют такими же знаками препинания, как и при их употреблении. Следует отметить, что сложным предложение называют лишь в том случае, когда оно имеет несколько грамматических основ. Бессоюзное предложение с запятой выглядит примерно так:
Это же предложение можно записать с использованием союза:
Помимо запятой части предложения могут разделяться точкой с запятой и тире.
Как же определить, какие именно нужно употреблять при их написании? Для начала следует разобраться, какая есть смысловая связь между всеми грамматическими основами, которая делает высказывание единым целым.
В разговоре обычно используется интонационная связь, которую разделяют на три вида.
Именно исходя из интонации высказывания очень часто легко определить, что именно хочет выразить автор, и, соответственно, записать все слова с правильными знаками препинания.
Примеры предложений с бессоюзной связью с использованием запятой можно встретит практически в любом тексте. Как уже говорилось, этот знак препинания употребляется в написании сложных высказываний с несколькими грамматическими основами, которые тесно связаны по смыслу и звучат, как перечисление. То есть когда между всеми основами существует соединительная связь, где соотношение между ними построено таким образом, что между ними гармонично вписался бы союз «и». Грамматические основы со всеми привязанными к ним частями речи в этом случае на письме выделяются запятыми. В разговоре их выделяют интонацией с нотами перечисления и паузами.
Как правило, объектом написания точки с запятой являются предложения с бессоюзной связью. Этот знак часто встречается в литературных произведениях и используется в нескольких случаях:
Очень часто для передачи интонации высказывания на письме с определенной зависимостью его частей используют бессоюзные предложения. Примеры употребления двоеточия в таких случаях встречаются достаточно часто, а ставить этот знак следует в таких случаях:
Основным объектом написания тире являются бессоюзные предложения. Примеры его постановки в сложных предложениях показывают, что этот знак употребляется в нескольких случаях:
Употребление делает возможным передачу смысловой и интонационной связи на письме. А также позволяет сделать акцент зависимости простых грамматических основ, объединенных в сложное или сложноподчиненное бессоюзное предложение. Именно такие знаки как запятая, точка с запятой, тире и двоеточие позволяют записать и после правильно прочесть высказанные автором эмоции.
Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.
Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Например:
В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.
Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.
В БСП. Таблица с примерами |
|
Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу. | Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды. |
Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой. | Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж. |
Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:
1.Объясните постановку точки с запятой:
1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.
2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.
2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?
Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.
Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!
Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая - лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился - и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.
Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.
Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами |
|
Условия для использования тире | |
Понять тебя я рад - пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня). |
|
Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА. | Пойдёт дождь - отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход). |
Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО. | Завтра предстоит много сделать - надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше). |
Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И. | Раздался громкий топот - всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло). |
1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?
1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.
2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.
3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.
4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.
5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.
2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?
Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.
3. В каком из предложений ставится тире?
1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.
2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.
Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия |
|
Условия постановки двоеточия | |
Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО. | Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску). |
Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова. | В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька). |
Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО. | Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу). |
В данном случае также есть свои правила.
1. Какие пропущены в предложении?
Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.
2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.
1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.
2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.
3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.
4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.
5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.
БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами |
|||
точка с запятой | двоеточие |
||
Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт. | Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его. | Летом деревья сливались в одну зелёную массу - осенью каждое стоит отдельно, само по себе. Начал брезжить рассвет - мы проснулись и вышли на улицу. Жизнь без радости - день без солнышка. Будешь давать - не возьму. | Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух. Про себя он подумал: доктора надо вызвать. Птица не могла летать: у неё было сломано крыло. |
БСП с знаками препинания. Правило |
|||
Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями. | Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые. | Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями. | Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями. |
Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Бессоюзные | |
В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула. | В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП). |
Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля. | Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля. |
Ему стало стыдно убивать безоружного - он задумался и опустил ружьё. | Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё. |
Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. | Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. |
Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:
Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.
Примеры иллюстрируют варианты БСП:
Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:
1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.
6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.
8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.
9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.
Самая распространённая классификация бессоюзных сложных предложений – это классификация по значению.
1. БСП со значением последовательности : Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.
2. БСП со значением пояснения : Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.
В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно . Второе предложение поясняет первое
3. БСП со значением дополнения : Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.
Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.
4. БСП со значением причины : Я обиделась на него: он был виноват передо мной.
Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?
5. БСП со значением условия : Захочу – всё будет по-моему.
Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если .
6. БСП со значением следствия : Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.
Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что .
7. БСП со значением времени : Дождь перестал – дети побежали на улицу.
В первое предложение может быть подставлен союз когда .
8. БСП со значением сопоставления : Делу время – потехе час.
Во второе предложение может быть подставлен союз а .
ПУНКТУАЦИЯ!
ЗАПЯТАЯ ставиться если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности).
СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: 1) если простые предложения связаны отношениями перечисления, но не имеют тесной смысловой связи: Мигают звёзды на небе; лес обнажился; 2) Если хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию.
СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ:
1) если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения).
Как проверить - можно вставить союзы А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ
Предметы потеряли свою форму: всё сливалось в серую массу.
2) если второе предложение дополняет первое.
можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д.
Петр оглянулся: котенок топал за ним.
3) если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО
Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед .
СТАВИТСЯ ТИРЕ:
1) если простые предложения противопоставлены друг другу.
можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.
Один ушел – другой пришел.
2) если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат.
по смыслу
Он упал – все засмеялись.
3) если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во втором.
можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК
Лес рубят – щепки летят.
4) если второе предложение содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.
можно вставить наречие ПОЭТОМУ
Он победил – как не радоваться!
5) если второе предложение содержит сравнение.
можно вставить союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.
Глянет – к земле пригвоздит.
6) если второе предложение является присоединительным предложением.
можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.
Всё небо в тучах – плохая погода .
Сложносочинённое предложение (ССП) - сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.
На основании грамматического значения сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:
Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане - одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и , да (в значении и ) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также .
Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или , повторяющиеся частицы ли… ли , то ли… то ли , не то… не то , а то… а не то , наречие иначе в роли союза.
Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно .
Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия . Средства связи: союзы а, но, да (в значении но ), частица же , конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того .
Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и ), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но ), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзывернее, точнее , конструкцией точнее сказать ).
Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому ).
По характеру связи .
В зависимости от вида сочинительных союзов: с соединительным союзом (и, да, ни… ни, тоже, также); с разделительным союзом (или, иль, либо, то… то, не то… не то); с противительным союзом (а, но, да, однако, зато, же).
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .
Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:
Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .
Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.
Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .
Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :
Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .
Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .
Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .
Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .
Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :
Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
План разбора бессоюзного сложного предложения
Образец разбора
Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).
Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.
- .
противоп.