Почему так долго жил демокрит. Демокрит: жизнь без случайностей

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый последовательный материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Еще античные исследователи не могли прийти к единому мнению, когда же точно родился Демокрит. Считается, что произошло это примерно около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что отец Демокрита получил в подарок от персидского царя Ксеркса за проявленное гостеприимство и радушие (через Фракию проходило его войско, и отец будущего философа якобы накормил воинов обедом) неких халдеев и магов. Демокрит, согласно легенде, был их учеником.

Неизвестно, исчерпывалось ли этим его образование, но багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий, которые, в свою очередь, стали возможными благодаря получению богатого наследства после смерти отца. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа , вполне вероятно, встречался с Анаксагором.

В родном городе Демокрита растрата родительского наследства считалась преступлением и наказывалась судом. Рассматривалось на судебном заседании и дело философа. Легенда гласит, что в качестве защитной речи Демокрит прочитал несколько отрывков из «Великого миростроя», своего сочинения, после чего сограждане вынесли оправдательный вердикт, тем самым признавая, что он нашел отцовским деньгам достойное применение.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Что касается философии, то в этой области его наставником был атомист Левкипп, сведения о котором в наше время практически отсутствуют. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита. Оно представляло собой синтез космологии, физики, эпистемологии, этики и психологии - областей знаний, которыми занимались древнейшие философские греческие школы.

Демокрит вел с точки зрения обывателей довольно странный образ жизни, например, любил поразмышлять, удалившись от суеты на кладбище. Ему дали прозвище «Смеющийся Философ», в частности, за манеру прилюдно смеяться без видимых на то причин (философ не мог смотреть без смеха на то, насколько порой мелочны и нелепы были людские заботы по сравнению с величием миропорядка). Согласно легенде, горожане обращались к Гиппократу , чтобы тот освидетельствовал тронувшегося умом Демокрита, однако знаменитый врач признал философа совершенно здоровым и назвал его одним из самых умных среди людей, с которыми ему довелось иметь дело. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Диоген Лаэртский утверждал, что Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. Чаще всего встречается упоминание «Большого миростроя» и «Малого миростроя». До нашего времени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность не только благодаря философским воззрениям, но и умением выражать мысли в сочинениях красиво, но в то же время коротко, просто и ясно.

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора . После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой , и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика :

Философия как система включает различные элементы - составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах) - онтология. Учение о познании - об истине -гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления) - логика. Эстетика - учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях - аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ.

Этот вопрос имеет 2 стороны:

1. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм.

2 вида идеализма:

1. Объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм - учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека - воля - т.е первоначало зависит от субъекта).

2. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение - агностицизм

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot