Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж). Муниципальное право российской федерации

32.doc

32. Структура местной администрации. Примерные формы.

Общие подходы к формированию структуры местной администрации

В структуру местной администрации городских округов и муниципальных районов обычно входят:

· глава администрации;

· заместитель (заместители) главы, один из которых может быть первым;

· отраслевые структурные подразделения, занимающиеся кон-кретными отраслями муниципального хозяйства (например, ЖКХ, культура и т.д.);

· функциональные структурные подразделения, охватываю-щие определенную функцию для всей администрации (эко-номическая служба, финансовая, правовая, по управлениюмуниципальным имуществом и пр.);

· территориальные органы, создающиеся в районах крупных городов или в населенных пункт ах, в совокупности состав-ляющие городское или сельское поселение;

· аппарат местной администрации, обеспечивающий ее дея-тельность (юридический отдел, кадры, бухгалтерия, дело-производство и др.);

· вспомогательные службы, обеспечивающие содержание по-мещения, водители, уборщица и т.д.

Законодатель в части 8 статьи 37 Федерального закона N! 131-ФЗ закрепил лишь правовую норму о том, что в структуру мест-ной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, а возмож-ность более детальной регламентации соответствующего вопро-са предоставил представительному органу муниципального об-разования

Под формированием структуры местной администрации по-нимается образование комитетов, отделов, служб и других струк-турных подразделений и наделение их собственной компетенци-ей в рамках полномочий, установленных уставом муниципаль-ного образования для местной администрации в целом. При формировании структуры местной администрации необходимо учитывать:

· особенности конкретного муниципального образования (его величина, плотность населения, особенности организации предоставления услуг и т.п.);

· перечень вопросов местного значения, установленный для соответствующего типа муниципального образования, иных установленных в уставе вопросов, наличие переданных го-сударственных полномочий и т.П.;

· степень развитости различных форм самоорганизации насе-ления, способных участвовать в решении вопросов местно-го значения.

При определении структуры местной администрации и рас-пределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

· целесообразность и логика, четкое разграничение функцио-нальных блоков; . избежание дублирования и параллелизма;

Полнота охвата 104 и избежание пробелов в решении вопро-сов местного значения местной администрацией в целом; . результативность, что предусматривает возможность оцен-ки(измерения) достигаемого результата работы;

· достаточность обеспечения, что предполагает предоставле-ние структурному подразделению для надлежащего выпол-нения им своих функциональных обязанностей в достаточ-ном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;

· системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т.е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;

· структурирование (детализация), т.е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специ-алистов, которые вменены им в виде должностных обязан-ностей;

· эффективность, что означает достижение обозначенной цели

И решение задач подразделения с наименьшими затратами; · недопущение принципа создания структур «под людей»;

· унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуп-равления.

^ Структура местной администрации для поселений различных размеров

Глава и заместители главы апминистраиии. Местной адми-нистрацией руководит глава местной администрации, который либо является главой муниципального образования, либо на-значается на должность по контракту (ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ). ДЛЯ организации деятельности главы в местной администрации мо-жет быть предусмотрена должность секретаря, который занима-ется делопроизводством. В крупных поселениях допустимо на-личие секретариата. В небольших поселениях функции секрета-ря главы могут быть возложены на специалиста, курирующего общие вопросы, делопроизводство и ведение архива. При нали-чии в структуре администрации заместителя главы возможно поручить секретарю главы выполнять секретарские функции и для заместителя.

В более крупных поселениях (более 3000 человек) вводится должность заместителя главы администрации. Распределение функций между главой администрации и его заместителем может быть организовано по-разному. Глава может напрямую отвечать за важнейшие направления - экономический и финансовый бло-ки, планирование развития. Кроме того, возможна структура, при которой напрямую главе подчинены все специалисты, занимаю-щиеся организационными и административно-хозяйственными вопросами. Заместитель главы может курировать вопросы управ-ления имуществом и предоставления муниципальных услуг либо отвечать и за социальные вопросы.

В поселениях с численностью населения свыше 5000 человек может быть введено две должности заместителя главы поселения, один из которых является первым. Возможно следующее распре-деление обязанностей между двумя заместителями главы: первый заместитель отвечает за управление имуществом и предоставле-ние муниципальных услуг, второй - за социальные вопросы либо за социальные и организационные вопросы.

В крупных поселениях с численностью населения свыше 10 тысяч жителей, в которых администрации реализуют большой объем полномочий, представительным органом поселения может быть установлено три должности заместителей главы админист-рации, как правило, курирующих соответственно вопросы раз-вития, вопросы текущего состояния и вопросы обеспечения дея-тельности и взаимодействия; один из заместителей при этом од-новременно является первым заместителем главы администрации поселения с соответствующими полномочиями.

В отношении переданных государственных полномочий (при их наличии) представляется, что эти вопросы могут курировать сам глава либо его заместитель, либо специальный сотрудник (в более крупных поселениях).

Следует избегать практики создания дополнительных долж-ностей заместителей главы не с целью решения задач, а «под оп-ределенную личность». Это приводит к разрастанию управлен-ческого аппарата, дублированию функций, следствием чего яв-ляется снижение эффективности работы всей администрации и дополнительное необоснованное расходование бюджетных средств.

^ Структурные подразделения местных администраций. Для структурных подразделений местных администраций наиболее адекватным наименованием является «отдел» (в средних и круп-ных поселениях). Представляется, что термины «управление», «главное управление», «департамент» более присущи органам государственной власти (министерствам, областным правитель-ствам или администрациям субъектов РФ) и не должны быть ре-комендованы для применения на муниципальном уровне.

Следует отметить, что на практике в местных администраци-ях численность сотрудников отделов обычно весьма невелика(порой 2-3 человека), хотя специалисты считают, что численность самостоятельного отдела должна быть не менее 10 единиц. По-этому для небольших поселений мы рекомендуем в структуре администрации предусматривать преимущественно специалистов, отвечающих за конкретные блоки вопросов, и не создавать без надобности отделы. В противном случае происходит необосно-ванное увеличение численности руководящего состава. Кроме того, зачастую многие начальники отделов выполняют фактичес-ки функции специалистов, в их деятельности отсутствует работа по принятию управленческих решений, а именно это является основным содержанием функций любого руководителя.

Для решения вопросов местного значения поселений в мест-ной администрации должны существовать подразделения (либо соответствующие специалисты):

· по экономике, стратегическому развитию и муниципальному имуществу;

По финансам;

По муниципальному хозяйству, по социальным вопросам;

По организационным вопросам.

Укрупненно сферы деятельнocти подразделений муниципальных администраций могут быть представлены следующим образом.

Подразделение по экономике и стратегическому развитию курирует следующие блоки вопросов: социально-экономическое развитие, прогнозирование и стратегическое планирование, пла-нирование застройки, землеустройство и контроль использова-ния земель, а также отношения, связанные с управлением муни-ципальным имуществом, развитием предпринимательстваlО6, фор-мированием благоприятного инвестиционного климата и Т.д.

Финансовый отдел является одним из основных участников бюджетного процесса. К его полномочиям относится формиро-вание проекта бюджета, участие в подготовке основных докумен-тов, необходимых для составления проекта бюджета (реестрарасходных обязательств, перспективного финансового плана ит.п.); исполнение бюджета, контроль исполнения бюджета и т.п.

Подразделение по муниципальному хозяйству отвечает за ока-зание коммунальных услуг, предоставление социального жилья малоимущим, транспортное обслуживание, дорожное хозяйство, связь, общественное питание, торговлю и бытовое обслуживание. Кроме того, в сферу ответственности данного подразделения вхо-дят вопросы благоустройства, озеленения, сбора и вывоза быто-вых отходов, места захоронения и ритуальные услуги.

Подразделение по социальным вопросам курирует опеку и попечительство, развитие культуры, библиотечное обслуживание, физкультуру и спорт, организацию массового отдыха.

Подразделение по организационным вопросам по существу организует функционирование всех подразделений местной ад-министрации. Здесь решаются правовые вопросы, регулируют сяхозяйственно-организационные отношения, принимаются реше-ния по кадровым вопросам, а также осуществляется связь мес-тной администрации с прочими органами местного самоуправ-ления, в первую очередь, с представительным органом. Это под-разделение отвечает также за связь с общественностью и СМИ, за информационную работу. Здесь же ведутся делопроизводство и формирование архива. В крупных поселениях в компетенцию данного подразделения могут быть переданы вопросы чрезвы-чайных ситуаций и первичной пожарной безопасности.

Исполнение переданных государственных полномочий, в за-висимости от их характера, может быть организовано по-разно-му. Данные функции может взять на себя глава администрации либо его заместитель, для решения данных вопросов может быть введен отдельный специалист (либо несколько специалистов) или реализация государственных полномочий, с учетом их специфи-ки, может быть разделена между различными специалистами в составе местной администрации.

Чтобы выполнить свое предназначение, местное самоуправление как способ управления местным сообществом должно выполнять все составные части (этапы) управленческой деятельности:

  1. аналитический этап (анализируют проблемы, определяют возможные пути ее решения);
  2. постановку задачи (выявляют приоритеты деятельности);
  3. принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, ожидаемые конечный и промежуточные результаты);
  4. исполнение решения (осуществляют конкретную деятельность по реализации управленческого решения);
  5. оценку результатов (анализируют результаты деятельности, проводят подготовку к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

При построении структуры управления муниципальным образованием следует учитывать, что в ней должны присутствовать подразделения , способные выполнить каждый из указанных этапов. При этом работники каждого структурного подразделения обязаны четко осознавать пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений.

Исходя из вышеизложенного, структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:

  • процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
  • комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений;
  • завершенность и поступательность развития.

Порядок построения определяется типом выбранной организационной структуры и наиболее общими функциями соответствующего органа управления. Подразделения , не отвечающие за проведение в жизнь интересов населения или каких-то организаций, обычно формируются решением вышестоящего исполнительного либо представительного органа власти. В частности, должностные лица местной администрации назначаются соответствующим руководителем. Комитеты и комиссии представительного органа создаются на добровольной основе, но утверждаются общим решением представительного органа власти. Комиссии, представляющие и координирующие интересы различных ведомств (например, комиссии по здравоохранению, правопорядку), часто формируются на основе кооптации по устанавливаемым квотам представительства. Ведомство, участвующее в подобной комиссии, обычно может в любой момент заменить своих представителей.

По закону представительный орган власти формируется только на основе выборов. На практике существует несколько форм избирательной системы, и в уставе муниципального образования может быть установлена любая из них. В Российской Федерации наиболее распространена мажоритарная система выборов по одномандатным избирательным округам. Ее основное достоинство в том, что депутаты максимально приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, проблемы и интересы жителей. Население же округа знает своих депутатов, их личностные и политические качества. Однако применение такой избирательной системы часто приводит к тому, что каждый депутат стремится в первую очередь решить проблемы избирателей своего округа, формирование же единых целей и задач развития муниципального образования становится затруднительным.

Разновидность данной модели - выборы по единому многомандатному муниципальному округу, депутатами от которого становятся кандидаты, набравшие наибольшее число голосов среди всех избирателей муниципального образования, а число депутатов соответствует количеству мандатов. Такая система решает задачу выражения депутатами общих интересов населения, но ее эффективное применение на практике возможно в основном в небольших поселениях, так как в крупных городах при использовании указанной модели возникает оторванность депутатов от избирателей и их интересов. В больших городах целесообразно разделить территорию на отдельные многомандатные округа, в каждом из которых избирается несколько депутатов.

В муниципальных образованиях, население которых политически структурировано, отличается высокой политической активностью, формирует множество групп, объединений, целесообразно использовать пропорциональную избирательную систему. Хотя данная система значительно ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями, она хорошо приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса всего муниципального образования. В Российской Федерации данная система не получила широкого применения из-за отсутствия на муниципальном уровне устойчивых избирательных объединений.

Существуют различные модификации вышеперечисленных систем, позволяющие сгладить отрицательные стороны каждой из них: в рамках таких моделей одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной. В том случае, когда для эффективного выполнения функций представительного органа управления необходим высокий уровень квалификации, целесообразно использовать систему, при которой за одни выборы переизбирается не весь состав депутатов, а только определенная часть. Такой подход позволяет сохранять преемственность власти.

При формировании эффективной избирательной системы в муниципальном образовании необходимо определить оптимальную численность состава выборных органов, срок полномочий, требования к кандидатам и т.п. В целом выбор той или иной избирательной системы во многом влияет на качественный состав представительного органа и характер его деятельности. Следует выбирать такую избирательную систему, которая приведет к формированию представительного органа, в наибольшей степени отражающего интересы всего муниципального образования, способного ставить цели и задачи дальнейшего его развития, при этом важно учитывать особенности и величину муниципального образования, тип организационной структуры местного самоуправления.

15.2. Функции и структурные подразделения муниципального образования

Для создания эффективной системы местного самоуправления необходимо составить подробный перечень всех функций по обеспечению жизнедеятельности населения данного муниципального образования, включая те, которые на момент составления возложены на органы государственной власти. Это нужно потому, что в случае, если по каким-то причинам данные функции выполняться не будут, необходимость их исполнения автоматически ляжет на население и соответственно на органы местного самоуправления.

В составленном перечне функций следует выделить те, которые по закону относятся к компетенции других уровней управления, с указанием конкретных органов-исполнителей. Особое внимание нужно обратить на функции, делегированные данному муниципальному образованию другими уровнями управления, а также на функции, делегированные данным муниципальным образованием на другие уровни управления. Далее проводится анализ , как достичь того, чтобы в данном муниципальном образовании каждая из функций исполнялась с наибольшей эффективностью, и какими характеристиками должны обладать органы, исполняющие эти функции. Важно, чтобы не осталось функций, за которые не отвечает ни одно из подразделений.

Регулярная деятельность по осуществлению функций местного самоуправления практически невозможна вне системы постоянных органов управления, сформированных из профессионально подготовленных кадров и наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возлагаемых на них функций. Поэтому в зависимости от объема работ , их сложности, специфики выбирается конкретное подразделение местной администрации, которое будет выполнять определенную функцию. Это не означает, что под каждую функцию нужно создавать отдельный орган. К примеру, если в муниципальном образовании имеется только один медпункт, то нет необходимости создавать специальный отдел по вопросам здравоохранения. В таких случаях соответствующие функции могут исполняться укрупненными структурными подразделениями, имеющими более широкую специализацию (например, управлением социального обеспечения). Таким образом, путем обобщенного анализа функций определяются органы, образующие структуру управления, и формулируются основные отношения и взаимосвязи этих органов.

Для выполнения функций, делегированных вышестоящими уровнями управления, целесообразно использовать отдельные, обособленные подразделения (кадровые, военно-учетные и т.п.). Это важно потому, что, во-первых, в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны вышестоящим органам государственной власти; а во-вторых, согласно действующему законодательству, материально-финансовое обеспечение деятельности по выполнению делегированных полномочий достигается соответствующим уровнем государственного управления, что предполагает передачу финансовых ресурсов или закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов.

По характеру выполняемых функций можно выделить три группы структурных подразделений .

  1. Подразделения, отвечающие за узкий сектор или отрасль муниципального хозяйства (например, управление коммунального хозяйства);
  2. Подразделения, деятельность которых охватывает определенный комплекс вопросов муниципального управления (например, отдел финансового планирования, ревизионный отдел и т.п.);
  3. Подразделения, не обладающие собственной компетенцией и обеспечивающие деятельность остальных структур. Сюда относятся всевозможные вспомогательные службы и подразделения (например, канцелярия).

При планировании структуры органов управления важно определить, какой тип структурных подразделений должен выполнять ту или иную функцию. К сожалению, при построении структур управления этот принцип часто нарушается, что приводит к осуществлению отдельными подразделениями не свойственных им функций и ухудшению дееспособности всей системы управления. Так, очень часто функции финансового и бюджетного планирования, исполнения и контроля над исполнением бюджета передаются одному и тому же органу. Это приводит к смешению функций и сводит роль данного органа к пассивной бухгалтерии, что снижает эффективность финансового управления.

Для повышения эффективности желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению одного из подразделений администрации, носили максимально завершенный характер. Если исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе реализации данной функции участвуют практически все подразделения (как, например, при бюджетном процессе), важно четко определить место и задачи каждого из подразделений путем разделения отдельных элементов и этапов процесса осуществления функции (бюджетного процесса) между органами местного самоуправления.

Для крупных муниципальных образований, имеющих большой аппарат управления, целесообразно использовать как можно более детальное разграничение функций с созданием специальных подразделений для их исполнения. Для небольших муниципальных образований наиболее применима схема, при которой реализуемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу (например, бюджетных и финансовых), в рамках одного структурного звена нежелательно. В малых муниципальных образованиях осуществление многих из функций, для которых в городах создаются целые службы, может производиться самим населением или на добровольной основе отдельными ответственными лицами.

Выбор типа организационной структуры органов местного самоуправления является первым этапом в процессе создания эффективной системы управления муниципальным образованием. В следующих разделах будут рассмотрены роль, порядок формирования, функции, задачи каждого органа управления.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации. Закон указывает на то, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В случае, если местную администрацию возглавляет глава муниципального образования, то структуру местной администрации представляет он. Это понятно.

Возникает вопрос, если структура местной администрации утверждена до 1 января 2006 года постановлением главы муниципального образования, и не предполагается вносить в неё изменения, нужно ли утверждать структуру местной администрации Думой муниципального образования?

Часть 3 статьи 83 федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, указывает на то, что положения статьи 37 «Местная администрация» вступают в силу с 08.10.2003 года и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 указанного федерального закона, посвященным особенностям осуществления местного самоуправления в переходный период и обеспечению реализации положений данного закона. То есть, структура местной администрации должна быть внесена главой муниципального образования либо главой администрации на утверждение Думы.

Возникает еще один вопрос – что представляет собой структура местной администрации: перечень функциональных, отраслевых, территориальных органов местной администрации или нечто иное?
Ответ на этот вопрос дает Современный энциклопедический словарь: «Структура (от лат. «structura» – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

Применительно к структуре местной администрации можно сказать, что структура местной администрации – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами местной администрации, обусловленных характером обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отраслевому, функциональному и территориальному признакам. В структуре указывается, какие подразделения администрации, какие специалисты администрации, не входящие в состав подразделений администрации, подчиняются главе администрации или главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, непосредственно, а какие через соответствующих заместителей главы администрации, которым они подчинены непосредственно.

Хочу обратить внимание на то, что если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то у него нет заместителей главы муниципального образования, есть соответствующие заместители главы администрации.

В структуре местной администрации заместители главы администрации могут быть поименованы как первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации по экономике, заместитель главы администрации по социальным вопросам, то есть с указанием сферы вопросов местного значения, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению которых они наделены согласно распределению полномочий между главой администрации (главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию) и соответствующими заместителями главы администрации. Это распределение полномочий, как правило, оформляется постановлением или распоряжением главы администрации (главы муниципального образования). Заместители главы могут быть указаны без определения их функций, так как по наименованиям управлений, отделов, комитетов местной администрации, подчиненных конкретному заместителю, ясен объем их полномочий по решению вопросов местного значения. Этот вариант в условиях, когда очень часто меняются вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, предпочтительнее, так как дает лицу, возглавляющему администрацию, возможность перераспределять полномочия без внесения изменения в структуру администрации в части переименования должностей соответствующих заместителей.

Структура местной администрации изображается графически и может выглядеть так, если администрацию, возглавляет глава муниципального образования (см. схему).

В случае, если по предложению главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, каковым он является, то в структуру местной администрации включаются эти должности. К таким муниципальным должностям муниципальной службы относятся ведущие должности: советник главы муниципального образования и пресс-секретарь главы муниципального образования и старшая должность – помощник главы муниципального образования. При этом нужно помнить, что с лицами, замещающими эти должности, заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок полномочий лица, избранного главой муниципального образования.

Если в структуре администрации существуют территориальные органы администрации, то они перечисляются в структуре все, с указанием кому непосредственно они подчиняются. Обычно они подчиняются главе муниципального образования, возглавляющему администрацию, или главе администрации. Название этих структурных подразделений могут быть самые разные: Ивановское территориальное управление или управление Ивановской сельской территорией, или Ивановская сельская администрация, или управление территорией села Ивановское и так далее и тому подобные.

Безусловно, депутаты думы муниципального образования зададут правомерный вопрос о качественном и количественном составе структурных подразделений администрации. Поэтому, готовя проект решения Думы о структуре администрации муниципального образования, соответствующие специалисты администрации должны подготовить пояснительную записку к данному проекту решения, в которой кратко указываются функции каждого структурного подразделения, должностные обязанности специалистов, не входящих в состав структурных подразделений, также указывается количество муниципальных и технических служащих, входящих в состав структурных подразделений администрации.

При утверждении структуры администрации, а также и других органов местного самоуправления, следует помнить, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а значит и местной администрации, осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Поэтому численность муниципальных служащих и технических работников должна быть оптимальной, как и должностные инструкции муниципальных служащих и технических работников местной администрации.

Не нужно говорить о том, что любая реорганизация в администрации осуществляется после принятия Думой решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования.

В каждом органе местного самоуправления должно быть составлено и утверждено штатное расписание. Для его составления необходим Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования. Он представляет собой перечень муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливаемых муниципальным правовым актом в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Свердловской области. Так как этот документ включает в себя муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа и представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования, администрации и иных органов местного самоуправления, муниципальных органов муниципального образования, то утвердить его должна Дума муниципального образования по представлению руководителей этих органов.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы должно быть столь параграфов, сколько органов местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления, утвержденную уставом муниципального образования. Если в муниципальном образовании формируется муниципальная избирательная комиссия, являющаяся муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, то в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования включается параграф, в котором указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий муниципальной избирательной комиссии.

В реестре указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий председателя, заместителя председателя Думы и Думы муниципального образования, затем главы муниципального образования, далее администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления, при этом муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий конкретного иного органа местного самоуправления посвящается отдельный параграф. Наименование иного органа местного самоуправления указывается в соответствии с наименованием, указанным в Уставе муниципального образования.

В каждом параграфе указываются муниципальные должности муниципальной службы по категориям: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие, то есть те, которые учреждаются, а не те, которые могут быть учреждены.

В случае, если местную администрацию возглавляет лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, то в параграфе, посвященном муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, среди высших должностей, указывается должность «глава администрации». Если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то среди высших должностей должность «глава администрации» не указывается.

Среди высших должностей не перечисляются должности заместителей главы администрации с указанием направления деятельности, а просто указываются должности «первый заместитель главы администрации», «заместитель главы администрации».

Главные должности перечисляются в соответствии со структурой администрации, но без указания наименования структурного подразделения администрации, например: председатель комитета, начальник отдела, заведующий отделом, глава сельской администрации, глава поселковой администрации, начальник территориального управления, начальник управления территорией поселка, начальник управления территорией села, начальник управления сельской территории.

Аналогично указываются ведущие и старшие должности. При этом должности «главный специалист» и «ведущий специалист», если они входят в состав структурного подразделения, указываются соответственно главный специалист комитета, главный специалист отдела, главный специалист управления, ведущий специалист комитета, ведущий специалист отдела, ведущий специалист управления, ведущий специалист сельской администрации, ведущий специалист управления сельской территорией и т.д.

Таким же образом указываются младшие должности, если они входят в состав структурного подразделения местной администрации.
Так подробно изложено содержание параграфа, посвященного муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, потому, что именно в этом органе местного самоуправления учреждается наибольшее количество муниципальных должностей муниципальной службы.

Несколько слов о муниципальных должностях муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования. В нашей области в большинстве муниципальных образований не учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий председателя Думы, заместителя председателя Думы. Поэтому муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения полномочий Думы муниципального образования, могут быть указаны так:
высшие должности:
- руководитель аппарата Думы;
- председатель Счетной палаты Думы (если контрольный орган не входит в структуру органов местного самоуправления);
главные должности:
- заместитель руководителя аппарата Думы;
- заместитель председателя Счетной палаты Думы;
- начальник отдела аппарата Думы;
ведущие должности:
- заместитель начальника отдела аппарата Думы;
старшие должности:
- инспектор Счетной палаты Думы;
- главный специалист отдела аппарата Думы;
- ведущий специалист отдела аппарата Думы;
младшие должности:
- специалист 1-й категории отдела аппарата Думы;
- специалист 1-й категории аппарата Думы;

Для подготовки проектов решений Думы о структуре администрации муниципального образования и о реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования необходимо руководствоваться для муниципальных образований, соответственно, наделенных соответствующим статусом, статьями 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 17 этого же закона. Это предостережет от создания в администрации отделов с такими наименованиями, как «отдел промышленности и энергетики», «отдел управления природными ресурсами» и т.п.

Также используются Законы Свердловской области «О муниципальной службе в Свердловской области (в редакции Областного закона от 15.07.2005 года №85-ОЗ), «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции Областного закона от 10.12.2005 №118-ОЗ).

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, кᴏᴛᴏᴩыми они формируются и перед кᴏᴛᴏᴩыми несут ответственность за надлежащее исполнение ϲʙᴏих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

  1. не входят в систему органов государственной власти (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 12 Конституции);
  2. в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 132 Конституции)

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в ϶ᴛᴏй главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления будет обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. Учитывая зависимость от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения - ϶ᴛᴏ вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, кᴏᴛᴏᴩые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. На основании Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – ϶ᴛᴏ минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Стоит сказать - полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены) В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, кᴏᴛᴏᴩое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправлениятрадиционно ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления будет местная администрация (мэрия)

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрациитрадиционно ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на базе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уставом муниципального образования глава местной администрации реализует следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и ϲʙᴏбод граждан;

г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

На основании Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в т.ч. и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления будет глава муниципального образования. На основании Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из ϲʙᴏего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и будет его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, будет председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений будет председателем представительного органа муниципального района.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что реализуется принцип разделения властей на местномуровне. На основании Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

На основании Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах ϲʙᴏих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в кᴏᴛᴏᴩой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.

13.2. Компетенция органов местного самоуправления

Проблема определения компетенции органов местного самоуправления будет одной из ключевых для формирования правовой основы местного самоуправления и организации деятельности местной власти. Более того, эффективность всей публичной системы власти находится в зависимости от рационального распределения компетенции между ее уровнями.

Сфере компетенции местного самоуправления посвящена ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно кᴏᴛᴏᴩой основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4 Хартии предусматривает полную ϲʙᴏбоду действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, кᴏᴛᴏᴩый не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.

Закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция в ст. 130 вводит понятие вопросов местного значения и в ст. 132 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Исключая выше сказанное, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

На основании данных положений можно сделать вывод о выделении для местного самоуправления двух видов компетенции – собственной и делегированной. Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция будет государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно.

Не стоит забывать, что важнейшие задачи местного самоуправления определены и в других статьях Конституции. Так, согласно ст. 40, «органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище», «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из... муниципальных... жилищных фондов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными законом нормами». Статья 41 предусматривает, что «медицинская помощь в... муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается жителям бесплатно». В ст. 43 гарантируется «общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

В развитие Конституции Закон о местном самоуправлении 2003 г. в главе 3 устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению; глава 4 предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Такой подход законодателя к формированию компетенции местного самоуправления позволяет установить минимально необходимый перечень функций и полномочий, ϲʙᴏйственный его природе и гарантированный Федеральным законом, уточнить его применительно к особенностям субъекта РФ и муниципального образования, а также передать на уровень местного самоуправления отдельные полномочия, ϲʙᴏйственные государственным органам, но наиболее эффективно исполняемые на местном уровне, с сохранением государственного контроля за исполнением данных полномочий.

Под вопросами местного значения в названном Законе понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Указанный закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (поселение, муниципальный район, городской округ) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с объективными возможностями муниципального образования и требованиями государственной политики в различных сферах. Стоит заметить, что он также предусматривает, что муниципальные образования вправе решать иные вопросы, не исключенные из их компетенции и не отнесенные к компетенции других муниципальных образований и органов государственной власти, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

Вопросы местного значения можно сгруппировать по направлениям деятельности:

  1. управление муниципальной собственностью и местными финансами (формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения);
  2. организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах (организация предоставления коммунальных услуг; транспортное обслуживание и дорожное строительство; обеспечение жильем; создание условий предоставления услуг связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, культуры; создание условий для организации досуга, массового отдыха, занятия физической культурой и спортом; организация благоустройства и озеленения, вывоза мусора и др.)

Выделяют следующие критерии определения принадлежности властных полномочий к вопросам местного значения:

  1. вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться, прежде всего, интересов населения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории;
  2. решаемые органами местного самоуправления вопросы должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммунальное обслуживание и т. п.);
  3. решение данных вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для ϶ᴛᴏго созданы необходимые условия и механизмы;
  4. реализация стоящих перед органами местного самоуправления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального общественного самоуправления и других общественных формирований населения;
  5. способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения данных вопросов.

Вопросы местного значения будут одной из составляющих компетенции органов местного самоуправления и дают представление о сферах и направлениях их деятельности.
Стоит сказать, для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями.

В наибольшей степени значимыми законодательно закрепленными полномочиями органов местного самоуправления будут:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  2. установление официальных символов муниципального образования;
  3. создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
  4. установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
  5. регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро– и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
  6. организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  7. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;
  8. учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
  9. осуществление международных и внешнеэкономических связей в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами.

Объем полномочий органов местного самоуправления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается и в отраслевых федеральных законах.

Сегодня наблюдается несколько тенденций в регулировании федеральными законами полномочий органов местного самоуправления:

1. Некᴏᴛᴏᴩые законы гораздо шире определяют компетенцию органов местного самоуправления по предмету регулирования данного закона, чем ϶ᴛᴏ сделано в Законе о местном самоуправлении 2003 г. Это характерно для Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральных законов от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 10 января 1996 г № 4-ФЗ «О мелиорации земель», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Законов РФ от 19 апреля 1991 г № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 «Об образовании» и др.

2. В законах, принятых после вступления в силу Конституции, чаще всего закрепляется норма о том, что местное самоуправление в пределах ϲʙᴏей компетенции самостоятельно решает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие вопросы. При этом данные пределы не определены, поскольку Закон о местном самоуправлении 2003 г. не упоминает о данной сфере деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Это касается Федеральных законов от 10 декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Немалая часть предметов ведения местного самоуправления, предусмотренных в Законе о местном самоуправлении 2003 г., получила необходимую конкретизацию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих отраслевых федеральных законах только в 2004 г. («О связи», «О почтовой связи», «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»)

В настоящее время большинство отраслевых федеральных законов приведено в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с перечнем вопросов местного значения Федеральными законами от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некᴏᴛᴏᴩых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации““ и от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ „О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований“.

Федеральное законодательство не регламентирует весь объем полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, предоставляя ϶ᴛᴏ право законодательству субъектов РФ и нормативно-правовым актам муниципальных образований. Стоит сказать - полномочия органов местного самоуправления должны закрепляться в уставе муниципального образования.

13.3. Организационная структура местной администрации: направления совершенствования

В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, кᴏᴛᴏᴩая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.

Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления – совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из кᴏᴛᴏᴩых будут:

1. Тип муниципального образования. Стоит заметить, что он предопределяет перечень вопросов местного значения, из кᴏᴛᴏᴩого складываются полномочия администрации.

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. Учитывая зависимость от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на кᴏᴛᴏᴩые возложены функции по достижению ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целей и решению задач.

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры администрации, предусматривающие, в т.ч., и наличие территориальных структурных подразделений.

4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не носящих властного характера, более эффективному исполнителю.

5. Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические. Стоит заметить, что они определяют необходимость создания структурных подразделений, кᴏᴛᴏᴩые не будут типичными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.

Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации и др.

Сегодня определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, будет ее компетенция в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяют шесть групп вопросов, кᴏᴛᴏᴩые входят в компетенцию местной администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2) вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы; 5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, кᴏᴛᴏᴩые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, кᴏᴛᴏᴩая обычно включает:

  1. руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе кᴏᴛᴏᴩых может быть первый заместитель;
  2. структурные подразделения, кᴏᴛᴏᴩые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:
    • отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);
    • функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);
    • территориальные органы (например, для города с районным делением);
    • аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.

Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями. Первые будуттрадиционно инициаторами принятия решений, а вторые исполняют функции экспертизы, согласования проектов решений.

Учитывая зависимость от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, имеют разные наименования.

1. Департаменты - функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли); возглавляются заместителями главы администрации.

2. Управления - относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации; вправе издавать акты управления.

3. Комитеты - структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

4. Отделы - структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции.

5. Сектора - организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже – управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задачтрадиционно на протяжении определенного периода времени.

6. Комиссии - создаются на определенный срок для решения какой-либо проблемы.

Вместе с тем указанный перечень не будет унифицированным, и на практике зачастую пробудет значительное неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполняемых функций.

Отметим тот факт - что в современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социально- экономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обусловливают необходимость формирования новых – проектных (программно-целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных исполнителей конкретной задачи на определенный период времени.

При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Стоит сказать, для реализации программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование временного коллектива работников, кᴏᴛᴏᴩые на период действия программы находятся в некᴏᴛᴏᴩой степени в двойном подчинении: ϲʙᴏему непосредственному руководителю и ответственному исполнителю программы. Как правило, проектные структуры образуются в администрациях в виде комиссий рабочих групп.

Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, крайне важно описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач)

При реорганизации существующих организационных структур местных администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на стабильность и выживание. По϶ᴛᴏму попытки радикального совершенствования организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия. Залогом успеха в организационных изменениях будет комплексный научный подход, основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным изучением системы «изнутри».

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями крайне важно исходить из следующих принципов:

  • целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;
  • избежание дублирования и параллелизма;
  • полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;
  • результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;
  • достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им ϲʙᴏих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;
  • системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;
  • структурирование (детализация), т. е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, кᴏᴛᴏᴩые вменены им в виде должностных обязанностей;
  • эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
  • недопущение принципа создания структур «под людей»;
  • унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.

13.4. Планирование деятельности местной администрации

С целью обеспечения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия текущей деятельности местной администрации стоящим перед ней целям и задачам формируется система планирования работы администрации.

Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями администрации на базе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно- функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования содержит в себе анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.

При этом, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития территории и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.

На основе программы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со стратегическим планом (концепцией) деятельности местной администрации разрабатывается годовой план работы администрации.

Именно такая комплексная многоуровневая система планирования обладает значительным потенциалом в решении и текущих проблем, и долгосрочных задач, стоящих перед администрацией, однако в настоящее время в связи с недостаточной степенью использования программно-целевых методов управления на уровне муниципальных образований будет практически невостребованной.

Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С ϶ᴛᴏй целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На уровне структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы.

Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из кᴏᴛᴏᴩых будет регламент местной администрации.

Годовой план администрации – документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение года, с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и плановых показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации.

Ответственным за формирование годового плана администрации будет руководитель аппарата администрации, находящийсятрадиционно в статусе заместителя главы администрации.

Предложения по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного структурного подразделения и плановых показателей эффективности и результативности деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Руководитель аппарата обобщает поступившие предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и дорабатывается с учетом полученных замечаний.

В планы работы администрациитрадиционно включаются: 1) вопросы, кᴏᴛᴏᴩые вносятся на рассмотрение представительного органа муниципального образования; 2) вопросы, рассмотрение кᴏᴛᴏᴩых требует созыва коллегии; 3) вопросы, по кᴏᴛᴏᴩым крайне важно принятие постановлений главы администрации; 4) организационные мероприятия администрации.

Годовой план работы утверждается главой администрации и передается структурным подразделениям для исполнения.

После утверждения годового плана работы администрации формируются годовые планы деятельности структурных подразделений. Стоит заметить, что они согласовываются с заместителем главы администрации, курирующим данные подразделения, и утверждаются главой администрации.

Вопросы о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации. Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.

Квартальный (месячный) план представляет собой элемент годового плана. Стоит заметить, что он формируется на уровне администрации, уровне самостоятельных структурных подразделений. Мероприятия годового плана, планируемые на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий месяц, могут корректироваться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с актуальными проблемами, заданиями и поручениями представительного органа муниципального образования.

Недельный план представляет собой перечень мероприятий, проводимых в течение недели. Недельный план может формироваться на уровне самостоятельных структурных подразделений как элемент месячного плана с учетом дополнительных поручений и заданий и по решению руководителя структурного подразделения.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со стратегическим и оперативными планами определяется объем планируемых работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в достижении общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных планах сотрудника.

Индивидуальные планы будут одним из методов научной организации труда работников местной администрации, способствующим эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных направлений деятельности и препятствующим выполнению излишних функций. Индивидуальные планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.

Координационные и совещательные органы (коллегия, постоянно действующее совещание, рабочие группы), образуемые в администрации, планируют ϲʙᴏю деятельность самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями о них.

Тема № 3. Структура местной администрации

Понятие структуры местной администрации и особенности её формирования.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Существуют различные принципы распределения задач и функций между подразделениями администрации. Так, в практике управления организационные звенья систематизируются по принципу целесообразности по следующим направлениям: по отраслям управления; характеру управленческой деятельности согласно стадиям управленческого цикла; целевым группам; территориальному принципу. В соответствии с принципом распределения задач и функций создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы.



В связи с внедрением новых профессиональных технологий широкое распространение получают согласительные комиссии по решению конфликтных ситуаций и рабочие группы. Кроме того, новые организационные структуры могут формироваться путем создания советов предпринимателей, представителей территориального общественного самоуправления и др.

Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти для всех муниципальных образований - органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. Можно сформулировать и некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.

Можно выделить два основных подхода к построению структур местных администраций: функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и его структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.

После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т. е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т. п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, чтобы не происходило дублирования функций и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.

Наименования структурных подразделений местной администрации в различных муниципальных образованиях могут быть различны. Финансирование структурных подразделений местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж)

Действующая структура администрации городского округа город Воронеж утверждена Решением Воронежской городской Думы от 29 августа 2012 года № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж». Помимо этого особенности структуры администрации городского округа город Воронеж оговариваются в Постановлении Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I «Об уставе городского округа город Воронеж» и Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 9 сентября 2015 года № 703 «О Регламенте администрации городского округа город Воронеж».

В соответствии с положениями этих муниципальных правовых актов, администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в городском округе город Воронеж и обладает правами юридического лица.

Глава городского округа осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство деятельностью администрации и ее структурных подразделений.

Структура администрации утверждается Воронежской городской Думой по представлению главы городского округа. В неё входят: глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа (управы районов). К отраслевым (функциональным) структурным подразделениям относятся: управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения, которые являются органами администрации городского округа город Воронеж.

Органы местной администрации могут наделяться правами юридического лица решениями Воронежской городской Думы и возглавляются единоличными руководителями.

Положения о самостоятельных структурных подразделениях администрации (за исключением структурных подразделений, наделенных правами юридического лица) утверждаются постановлением администрации. Положения о подразделениях, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями администрации, - руководителем соответствующего структурного подразделения.

Должностные инструкции сотрудников органов администрации утверждаются руководителем соответствующего органа.

Глава городского округа город Воронеж в соответствии с утвержденной Воронежской городской Думой структурой администрации самостоятельно формирует штаты администрации городского округа.

Заместители главы администрации городского округа, руководители департаментов администрации городского округа, руководители органов администрации городского округа, осуществляющих функции по управлению средствами бюджета городского округа, объектами муниципальной собственности и по обеспечению муниципального заказа, руководители районных управ, а также руководители муниципальных предприятий, перечень которых утверждается городской Думой, назначаются на должность главой городского округа по согласованию с городской Думой.

Руководители иных органов администрации городского округа назначаются главой городского округа единолично .

Глава городского округа утверждает структуру и штаты территориальных подразделений администрации городского округа по представлению их руководителей, осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальных подразделений администрации городского округа (районных управ).

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot