В чем различие знака и символа. Различия между знаком и символом

Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

Дорожный знак

Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.


Символ мира

Сравнение

Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.

Знаки

Знак не символ, но символ это знак. Что бы это могло значить? Попробуйте ответить на вопрос: буква - это знак или символ? А обозначение рубля или доллара - это знак или символ?

В данном конкретном случае, все обозначенное и знак, и символ. Возникает логичный вопрос: в чем противоречие и почему есть два термина обозначающие фактически одно и то же?

Дело в том, что знаком является изображение, которое имеет определенную форму, цвета, композицию. Оно может меняться в мельчайших деталях, но в целом остается узнаваем для большинства людей.

В момент когда знак обретает один или несколько общепринятых смыслов, он становится символом. Наглядным примером является знак «Зеркало Венеры». зависимости от ситуации является символом женского пола, римской богини Венеры или греческой Афродиты, химического элемента «Медь» и астрономического обозначения планеты.

Но только ли знак может быть символом? Не всегда. Символом может выступать и образ чего-либо. Например есть выражение «Голубь - птица мира», в данном случае голубь - это не знак, а некий образ являющийся символом мира.

Например, если изменить детали в изображении, но оставить элементы которые позволяют однозначно определить голубя и ветвь, то у данного образа смысл останется тем же.

До этого момента, мы говорили об изображениях имеющих общепринятый смысл. Но вот например, иконка или «значок» - это символ обозначающий не общепринятый, но конкретный смысл, которым наделил его автор.

Мы часто используем иконки в интерфейсах для обозначения чего-либо, призыва к действию или бездействию. Иконки можно разделить на две категории: пиктограммы и идеограммы. И то, и другое является символом.

Пиктограмма буквально отображает материальный предмет и фактически обозначает его. Например в одном из последних наших проектов мы рисовали пиктограммы мебели и бытовой техники. Схематичное изображение утюга или дивана буквально означает его наличие в квартире.

Идеограмма же - это символ буквально отображающий материальный предмет или действие над ним, который передает смысл заложенный автором, но не имеет отношение к материальным предметам изображенным на нем.

Все в том же проекте мы думали над символом «Пожаловаться». Это действие, которое не имеет материального воплощения, но его можно передать с помощью образа. У нас была идея отрисовать молоток с явным смыслом - «Настучать», но мы отказались от нее...)

В результате была придумана идеограмма «Туча и молния», которая на наш взгляд передает задуманный смысл.

Все вышеперечисленное является знаками и может так называться. Однако для понимания сути, лучше использовать более конкретные понятия.

Эмблемы

Следующую группу изображений можно собирательно назвать эмблемами. Эмблема - это изображение наделенное определенным смыслом, который знает небольшой круг людей. При этом оно не обозначает буквально то что изображено. Частными случаями эмблем являются: герб, товарный знак, логотип, лого. Разберем эти понятия.

Герб - это вариативная эмблема, которая создается в рамках геральдических правил. Может меняться в деталях, но при этом содержание объектов и основных элементов в композиции должно оставаться неизменным.

Товарный знак («Trademark», торговая марка) - хоть и принято, называть торговым знаком, но это скорее торговая эмблема или торговая марка, которая юридически принадлежит правообладателю и ассоциируется с ним у ограниченного числа людей.

Если с гербом и товарным знаком в принципе все понятно, то может возникнуть вопрос: чем отличается логотип и лого? Так уж получилось, что в русском языке много заимствованных терминов. Более того, зачастую мы перенимаем значение этих терминов не совсем корректно.

Когда возник термин logotype он обозначал неделимый оттиск для печати, состоящий из графем (букв, слоговых знаков, иероглифов), которые образовывали название чего-либо. Таким образом, фактически логотип это текстовое изображение уникального названия.

Лого же совокупность значка и логотипа, которое однозначного ассоциируется с определенным объектом и является его эмблемой. Наглядно различие представлено далее, на одном из логотипов разработанных в нашей студии.

Закрепление понятий

Знак - это изображение, которое может меняться в мельчайших деталях, но в целом остается узнаваем широким кругом людей.

Образ - это изображение, которое может меняться как в деталях, так и композиционно, но в целом остается узнаваем широким кругом людей.

Символ - это знак или образ, который обрел один или несколько общепринятых смыслов, которые меняются в зависимости от контекста использования. Знак «Звезда Давида», как символ иудаизма. Образ голубь, как символ мира.

Иконка или «Значок» - символ обозначающее не общепринятый, но конкретный смысл, которым наделил его автор.

Пиктограмма - символ буквально изображающий материальный предмет и фактически обозначающий его.

Идеограмма - символ буквально отображающий материальный предмет или действие над ним, который передает смысл заложенный автором, но не имеет отношение к материальным предметам изображенным на нем.

Эмблема - это изображение наделенное определенным смыслом, который знает неширокий круг людей. При этом обозначает не то что, что изображено.

Герб - это вариативная эмблема, которая создается в рамках геральдических правил. Может меняться в деталях, но при этом содержание объектов и элементов в композиции должно оставаться неизменным.

Логотип - это эмблема, неделимая конструкция состоящая графем (букв, слоговых знаков, иероглифов), являющееся изображением уникального названия.

Лого - совокупность значка и логотипа, которое однозначного ассоциируется с определенным объектом.

Товарный знак («Trademark», торговая марка) - хоть и принято, называть торговым знаком, но это скорее торговая эмблема или торговая марка, которая юридически принадлежит правообладателю и ассоциируется с ним у ограниченного числа людей.

Спасибо за внимание, буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.

Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все - «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», - говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Искусство как универсальный способ общения ИСКУССТВО - ПРОВОДНИК ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и о том, что может быть, еще важнее: оно является проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника. На картине художник изобразил себя в старой шинели, оставшейся от погибшего на войне отца. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. Полотно передает личные переживания художника, но еще оно восстанавливает духовное родство поколений, преемственность героических традиций, отдает благодарную дань военному прошлому. Сама шинель - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. сознание и свои чувства. На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Зрители сопереживают стрельцам, проникаются их душевным состоянием. Ведь каждый из них по-своему переживает последние минуты жизни: одни - в состоянии страха и отчаяния, другие - в бессильной злобе, непокорности судьбе, третьи в слезах и молитвах. ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ИСКУССТВА С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. ЗНАК И СИМВОЛ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем эти слова? Чем отличается знак от символа? Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Знак всеми понимается одинаково Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности. Понимание символа зависит от эрудиции человека и его интуиции. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Семь смертных грехов, способных погубить душу: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Симон Ушаков икона «Тайная вечеря» С. Боттичелли «Благовещение» Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом. Карло Кривелли «Мадонна» В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. Многие произведения ХVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Питер Клас. Натюрморт с крабом Симон-Ренар де Сен-Андре. Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует), напоминающий человеку о бренности его существования. Натюрморт ванитас (vanitas) На этих натюрмортах изображены: черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал-значит, умер) Юриан ван Стрек. Суета сует Само название картины говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру. Шлем с плюмажем, охотничий рог и шпага символизируют воинскую доблесть и земные развлечения. Череп, обвитый колосом, рисунок, изображающий голову мальчика, обозначают юность, смерть и будущее воскресение. Издание «Электры» Софокла в голландском переводе поэта Иоста ван Вондела намекает на бессмертие искусства перед бренностью земной славы. . Череп — напоминание о неизбежности смерти. . Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». . Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. . Песочные и механические часы — быстротечность времени. . Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. . Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. . Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. . Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. . Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. . Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук. . Глобус, как земли, так и звездного неба. . Портреты, анатомические рисунки, письма символизируют человеческие отношения.

По мнению Юнга, знак, всегда замещает что-то другое. Он заключает в себе определенный известный смысл, который можно выразить другим образом. Основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения. Слово замещает вещь, предмет, понятие; деньги замещают стоимость, общественно необходимый труд; карта замещает местность; продолжая мысль - логотип замещает образ фирмы, марка товара замещает образ этого товара. "Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение". Символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт, в отличие от знака, символ есть что-то "само в себе - динамическое и живое".

Следует отметить, что простые идеи, выраженные символом, несут эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. Так, стилизованное изображение сердца на логотипе центра переливания крови будет являться лишь знаком, но сердце, вырезанное на дереве или выложенное из маргарина в рекламном объявлении соответствующего продукта, есть уже символ, а не знак.

Другое очень важное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет по своей природе практическое, недвусмысленное значение: "не курить", "опасность", "выход", "вход", "проезд закрыт". Символ же имеет гораздо больше значений, иногда противоречащих друг другу. Поэтому, если для символа многозначность является положительным качеством, - чем более многозначен символ, тем он содержательнее, то для знака многозначность явление негативное, - чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать.

Система "архетип - архетипический образ (символ) - знак" действует как основа архетипического моделирования образа марки. Этот метод основан на понимании человеческой психики как элемента коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное и его структурные элементы - архетипы - проявляются в сознании человека в сновидениях, мифах и легендах через архетипические образы (символы), которые служат центральными элементами в формировании образа торговой марки.

Таким образом, рекламные образы марок являются в данной методике отражением архетипов коллективного бессознательного человека, которые представлены в рекламном творчестве с помощью архетипических символов и их функциональных заменителей - знаков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основным содержанием знаков-символов является пропаганда заключенной в них идеи или идейной концепции. В случае благословения крестом - идеи Христа, пожертвовавшего собой ради спасения всех людей на земле; в случае с крейсером Аврора - идеи большевистской революции и преображения мира по своим канонам; в пьесе Ионеско - попытку понять страшную трагедию, пережитую народами Европы во время нашествия фашистских полчищ в период Второй мировой войны; в случае с семейным альбомом - удовлетворение сладких воспоминаний о прошедших временах, ушедших навсегда и отображенных на фотографиях. В обычных же знаках основной их функцией является функция обозначения предмета или явления, в них отражаемого. Это не единственная их функция, но она служит главным стимулом существования знака такого рода.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot