Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы, экономически активное население и методы их исчисления

Трудоспособный возраст: Мужчины 16-59, Женщины 16-54. Это совокупность людей способных к труду по возрасту и состоянию здоровья.

Численность населения в трудоспособном возрасте минус неработающие инвалиды этого возраста, минус количество пенсионеров в этом возрасте.

Трудовые ресурсы. Это часть населения страны, которая занята в экономике или не заняты, но способны по возрасту и здоровью. Это трудоспособное население трудоспособного возраста, работающие подростки до 16 лет, лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике или безработные.

Также учитывается сальдо маятниковой миграции. Естественное движение – изменение в численности без учета миграции. Пополнение – вступление в трудоспособный возраст подростков и привлечение лиц нетрудоспособных. Выбытие – смертность, выбытие на пенсию, выход из трудоспособного возраста и прекращение работы и инвалидность. Для характеристики интенсивности используются: коэффициент естественного прироста и коэффициент миграционного прироста .

Баланс трудовых ресурсов – статистическая таблица.

1 раздел - Численность и воспроизводственный состав населения (численность трудовых ресурсов всего, в том числе:

а) трудоспособное население трудоспособного возраста,

б) работающее подростки,

в) работающие пенсионеры.

2 раздел - Распределение трудовых ресурсов по видам занятости всего, в том числе:

а) численность по отраслям,

б) учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства,

в) трудоспособное население трудоспособного возраста не занятые в экономике).

Экономически активное население – часть населения страны, обеспечивающее предложение рабочей силы (занятые + безработные). Занятые – имеющие занятие, приносящее доход. Безработные – старше 16 лет, не имели в последнее время работы, занимались ее поиском, были готовы приступить к ней. Экономически неактивное население – неработающие и не ищущие работу(дети, домохозяйки, учащиеся и прочие лица).

Распределение по возрасту и занятости.

1. Население трудоспособного возраста = В+Г+Д+Е

2. Трудоспособное население = В+Г+Е

3. Трудовые ресурсы = Б+В+Г+Е+Ж+З

4. Занятые в экономике = Б+В+Ж

5. Безработные = Г+З

6. Экономически активное = Б+В+Г+З+Ж

7. Экономически неактивное = А+Д+Е+И

7.1 Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте = Д+Е

7.2 Экономически неактивное население в не трудоспособном возрасте = А+И

8. Трудовые ресурсы =6+7.1 -Д

1. Коэффициент трудоспособности населения – доля трудоспособного населения в общей численности.

2. Коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста – доля трудоспособного населения в численности населения трудоспособного возраста.

3. Коэффициент занятости всего населения – доля занятых в общей численности.

4. Коэффициент занятости населения трудоспособного возраста.

5. Коэффициент общей нагрузки – число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста.

6. Коэффициент замещения трудоспособных ресурсов – число детей, подростков на 1000 человек трудоспособного возраста.

7. Коэффициент пенсионной нагрузки - число пенсионеров на 1000 человек трудоспособного возраста.

8. Уровень безработицы – доля безработных среди экономически активных.

9. Коэффициент экономической активности – доля экономически активных среди общей численности населения.

    женщины и мужчины 16–59 лет;

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет.

2. Трудоспособное население – это:

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет;

    все население в трудоспособном возрасте;

    все население в рабочем возрасте;

    совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;

    лица 16–59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население – это:

    часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;

    работающее (занятое) трудоспособное население;

    безработные, стремящиеся найти работу;

    работающее и неработающее трудоспособное население;

    все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4 . Трудовые ресурсы – это:

    всетрудоспособное население страны;

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие в трудоспособном возрасте;

    работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;

    часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция.

Темы выступлений (выбираются студентами):

      Эффективность гибких форм занятости.

      Молодежная безработица.

      Женская безработица.

      Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.

      Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

      Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

      Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

      Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

      Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.

Занятие 4. Демографические аспекты формирования

трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Исходные данные см. в табл. 23 и табл. 24.

Исходные данные (табл. 48):

Таблица 48

Распределение населения по возрастным группам

Возрастные группы

Все население

в том числе в возрасте, лет:

70 и старше

Возраст не указан при переписи населения

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные (табл. 49):

Таблица 49

Возрастная структура населения (на начало года)  

Возрастные группы

Тыс. чел.

В процентах к итогу

Все население

в том числе в возрасте, лет:

Продолжение табл. 49

70 и старше

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание четвертое: проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу.

Исходные данные (табл. 50):

Таблица 50

Национальный состав населения

(по данным переписей населения, человек)

Национальности

Все население

Белорусы

Украинцы

Азербайджанцы

Молдаване

Продолжение табл. 50

Другие национальности

Задание пятое: проанализировать динамику населения республики.

Исходные данные (табл. 51):

Таблица 51

Численность населения Республики Беларусь

(на начало года)

Все население,

тыс. человек

В том числе

В общей численности

населения, %

городское

сельское

городское

сельское

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане…

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и… корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

      Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

      В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

      По поводу чего возникло противоречие между ними?

      Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?

Дополнительные данные для дискуссии (табл. 52):

Таблица 52

Справка о пенсиях

Пенсионный возраст (года)

Минимальная пенсия (долл.)

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси, ее основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам – деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню…» (Шукшин В.М. Рассказы. М., 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко… Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный – одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии – 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк – 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы – Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема 18. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1. В какой стране Вы живете и почему?

2. В какой стране Вы хотите жить и почему?

3. В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?»

Функциональные роли выбирают студенты:

– премьер-министр.

Представители силовых министерств:

– министр внутренних дел;

– министр обороны;

– министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

– министр труда и социальной защиты;

– министр экономики;

– министр финансов;

– министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности : министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

Исходные данные см. в табл. 38 и табл. 42, 53.

«– Автослесарем значит после техникума станешь, – осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. – Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц… Да ну-у-у, – растягивается в недоверчивой улыбке пациент.

– Не верит, – обращается ко мне врач. – Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квалификационной категорией – около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Таблица 53

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики

(в процентах к итогу)

Беларусь

Беларусь

Всего занято в экономике

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

строительство

транспорт

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование

культура и искусство

наука и научное обслуживание

финансы, кредит и страхование

управление

общественные объединения

Схема 19. Алгоритм проведения дискуссии

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я …». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее …».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы – это не просто развлечение. Танцы – это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«…На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному – наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба – добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, – написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г. Швец, – то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).

АКТИВНОСТЬ – степень участия работников в процессе труда.

АТТЕСТАЦИЯ – процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых и других качеств) занимаемой должности.

БАЛАНС – способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда.

БЕЗРАБОТНЫЙ – человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – обобщающий экономический показатель результата труда на уровне общества; выражает стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) или движение вниз по социальной лестнице (социальная деградация).

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных неодинаковых возрастных групп в общей численности работающих.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности; результат единства трех видов движения населения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (эмиграция и иммиграция), социального (социальная мобильность).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении.

ЗАКОН – необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, значимая связь явлений или процессов.

ЗАНЯТОСТЬ – участие работников в процессе труда.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – часть вновь созданного продукта, национального дохода, выделяемая работникам в их личное потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей, в целях обеспечения воспроизводства населения и трудовых ресурсов общества.

ЗАРАБОТОК – денежный доход, получаемый работником за его труд.

ЗАТРАТЫ – расходы сырьевых, материальных, энергетических, природных и других ресурсов.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – сумма всех расходов в денежном выражении на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

ИНТЕРЕС – наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей.

КАРЬЕРА – запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение групп с разным уровнем образования в общей численности работников.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень профессиональной трудоспособности работника.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное.

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между отдельными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

КРИЗИС – состояние упадка в развитии хозяйства.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников и трудовые коллективы к активному участию в общественно-полезном труде.

МЕНЕДЖЕР – высококвалифицированный специалист в области организации и управления.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов.

МИГРАЦИЯ – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

МОБИЛЬНОСТЬ – передвижение из одной социальной группы в другую.

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию.

НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – сумма денежных средств, которую получают наемные работники.

НОРМА – признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации.

ОРУДИЯ – способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека.

ОТРАСЛЬ – однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда.

ПОЛ – признак отнесения работника к женской или мужской группе трудовых ресурсов.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством.

ПРЕДМЕТ – вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей.

ПРЕМИРОВАНИЕ – одна из форм материального стимулирования высоких показателей трудовой деятельности, важный элемент организации заработной платы.

ПРЕМИЯ – вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или невыполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий.

ПРИБЫЛЬ – частичный доход предприятия, используемый обществом для обеспечения заинтересованности коллектива предприятия в результатах его хозяйственной деятельности; определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи государственной собственности в частную.

ПРОГРЕСС – движение вперед, изменение к лучшему.

ПРОДУКЦИЯ – результат труда в материальной сфере.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – показатель продуктивности труда; характеризуется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами времени на производство единицы продукции.

ПРОСТОЙ ТРУД – труд, не требующий от работника специальной подготовки.

ПРОФЕССИЯ – основной вид занятости, не запрещенная законом деятельность, приносящая доход.

ПРОЦЕСС ТРУДА – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ – относящийся к какому-либо району (региону), территориально ограниченный.

РЕГРЕСС – движение назад, изменение к худшему.

РЕДУКЦИЯ – сведение элементов сложного труда к простому.

РЕЗЕРВ – запас производственных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТ – конечная цель целесообразной трудовой деятельности.

РЕСУРС – источник осуществления производственных затрат.

РЫНОК – сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

РЫНОК ТРУДА – система экономических отношений купли-продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – такой вид безработицы, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

СЛОЖНЫЙ ТРУД – труд работника, имеющего квалификацию, связан с значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, обладающих теми или иными общими признаками.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда, участвующих в процессе производства и используемых людьми для создания материальных благ.

СТИМУЛ – вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели.

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ – средство разъединения людей на слои и группы и средство единения их в качественно однородные структуры общества.

СТРУКТУРА – соотношение отдельных групп между собой и по отношению ко всей совокупности в целом.

СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – соотношение отдельных, однородных по внутреннему содержанию специфических групп, выделенных по определенному признаку, в общей численности работников.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, которая возникает в связи с технологическими изменениями, вследствие которых новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

ТЕНДЕНЦИЯ – направление развития какого-либо явления или процесса.

ТОВАР – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена.

ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики. Рассчитывается как работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающее население моложе и старше трудоспособного возраста.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ – совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности (от 16 до 29 лет).

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – совокупность лиц в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ – физическая и интеллектуальная способность человека к труду.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – субъективная характеристика отношения к труду.

УПРАВЛЕНИЕ – координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ – доля рабочей силы, имеющей работу на определенный момент, в общей численности экономически активного населения.

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

УСЛУГИ – результат труда в непроизводственной сфере.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – степень оснащенности труда производственными основными фондами; определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднегодовую численность работников.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА – часть людей находится в процессе смены работы, т.е. на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, оформления трудоустройства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных групп работников, неодинаковых по их роли в производственном процессе.

ФУНКЦИЯ – зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами.

ЦЕЛЬ – один из основных элементов сознательной деятельности человека, характеризующий мысленное предвосхищение результата его труда.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

ЦЕННОСТЬ – особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

ЦИКЛ – ограниченный временем процесс трудовой деятельности.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу.

ЧИСЛЕННОСТЬ – количественная характеристика трудовых ресурсов.

ЭКОНОМИКА – искусство управления хозяйством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – курс действий, имеющих своей целью скорректировать экономическую проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – вооруженность труда энергией всех видов.

ЭФФЕКТ – полное или частичное достижение определенных технико-экономических или социальных целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – соотношение результатов (эффекта) деятельности человека к затраченным ресурсам.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

    Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. М., 1999.

    Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1997. № 1.

    Андреев В. Каждому по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

    Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 5.

    Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн., 1996.

    Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998.

    Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10.

    Волгин Н.А. Сколько и как платить российскому бюджетнику // Социологические исследования. 2002. № 4.

    Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М.: Новосибирск, 2001.

    Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммуниститческих преобразований в России // Социологические исследования. 2002. № 8.

    Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз // Человек и труд. 2002. № 5.

    Рофе А.И. О содержании понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила” // Человек и труд. 1997. № 3.

    Рофе А.И. Экономика труда. М., 2000.

    Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2002.

    Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2003.

    Статистический портрет Беларуси. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Ткаченко С.С., Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Труд и занятость в России. Статистический сборник. М., 1999.

    Экономика и рынок труда / Под ред. Головачева А.С. Мн., 1994.

    Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 1.

    Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996.

    Экономика трудовых ресурсов / Под ред. Арещенко В.Д. Мн., 1985.

    Экономическая политика: анализ и альтернатива / Под ред. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Мн., 1999.

    Экономически активное и неактивное население, занятость и безработица в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Пер. с англ. / Под ред. Колосовой Р.П. и др. М., 1996.

Введение…………………………………………………………...

РАЗДЕЛ I . Основные понятия о труде и трудовых ресурсах

Глава 1. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.1. Классификация экономических дисциплин ………………………..

1.2. Место трудовых ресурсов в системе производственных ………….

1.3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь……….

1.4. Объективная необходимость управления трудовыми ресурсами

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРУДЕ

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей …………………….

2.2. Классификация элементов процесса труда ……………….………..

2.3. Характер и содержание труда. Простой и сложный труд …………

2.4. Объективная необходимость управления трудом …………………

Глава 3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Трудоспособное население: понятие и структура …………………

3.2. Трудовые ресурсы: понятие и структура ………………….……….

3.3. Количество и качество трудовых ресурсов ……………….………..

Глава 4. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ

4.1. Понятие и структура рынка труда …………………………………..

4.2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь ……….………..

4.3. Анализ моделей рынка труда (мировой опыт) ……………………..

4.4. Государственное регулирование рынка труда ……………………..

Глава 5. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1. Занятость как социально-экономическая категория ………………

5.2. Виды занятости трудовых ресурсов ……………………….……….

5.3. Эффективность гибких форм занятости ……………………………

5.4. Безработица: понятие, формы, виды, тенденции …………………..

РАЗДЕЛ II . Проблемы управления трудовыми ресурсами

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

КАК ФУНКЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6.1. Сущность и содержание управления трудовыми ресурсами………

6.2. Методы управления трудовыми ресурсами ………………………..

6.3. Социально-экономическое развитие трудовых коллективов ………....

6.4. Структура органов управления трудовыми ресурсами Беларуси

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7.1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов …………….

7.2. Структура трудовых ресурсов по полу ……………………………..

7.3. Структура трудовых ресурсов по возрасту ……………….………..

7.4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам

собственности и функциям ……………………………..………………..

Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

8.1. Демографические факторы трудовых ресурсов ……………………

8.2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов …………………………………….………………….

8.3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления ………………..

Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

9.1. Сущность и функции миграции. Классификация основных

миграционных потоков …………………………………………………..

9.2. Миграционная ситуация в Беларуси: основные потоки и тенденции

9.3. Миграционная политика Республики Беларусь ……………………

Глава 10. ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ

РЕСУРСОВ

10.1. Понятие отрасли и прогрессивной отраслевой структуры ……...

10.2. Показатели отраслевой структуры трудовых ресурсов ………….

10.3. Материальная и непроизводственная сферы экономики ………...

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

11.1. Своеобразие отраслей по структуре затрат труда ………………..

11.2. Производственные ресурсы: понятие и структура ……………….

11.3. Классификация эффекта по видам, формам и уровням

проявления в отдельных отраслях ……………………………...………..

11.4. Соотношение эффектов и затрат как способ оценки

эффективности ……………………………………………………………

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ

12.1. Заработная плата как экономический механизм стимулирования

12.2. Заработная плата как социальный механизм управления

трудовыми ресурсами …..………………………………………………..

12.3. Премия, цена, прибыль, налоги, фиксированные платежи как экономические рычаги управления трудовыми ресурсами…………….

12.4. Особенности стимулирования отдельных стратификационных групп работников …………………………………………………………

РАЗДЕЛ III . Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Основные понятия о труде …………………………………..

Занятие 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы …………..

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь …………..

Занятие 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы …….………..

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов ………………

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы

управления трудовыми перемещениями..………………………………

Краткий словарь основных терминов …………………………...

Ключ к кроссворду ………………………………………………..

Литература ………………………………………………………...

Учебное издание

Куропятник Инна Ивановна

трудовой персонал затрата управление

Источником труда является человек. Но каждый человек может быть работником. Население страны может быть: 1. дорабочего возраста; 2.рабочего; 3.послерабочего возраста.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы.

Не входят в состав трудовых ресурсов дети и пожилые люди. Также не являются трудовыми ресурсами лица, потерявшие трудоспособность или не обладающие, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности всего населения. Увеличение доли трудовых ресурсов зависит от общего числа жителей, их половозрастного состава, а также состояния здоровья нации.

Меняется состав населения по полу. По статистики прошлых лет в стране женщин в возрасте от 15 до 35 лет меньше, чем мужчин, на 600 тыс. человек, но в возрасте от 35 до 45 лет - больше примерно на 300тыс. человек. Российские женщины живут в среднем на 10 лет дольше мужчин (74 и 64 года соответственно).

Доля городского населения в России в последние годы стабильна и составляет около 73% всего числа жителей.

Возможность трудиться определяется рабочим возрастом. Он имеет определенные физиологические границы. Трудоспособный (рабочий) возраст включает период жизни в пределах определенных лет, в течение которых человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. Нижняя граница этого возраста в России составляет 16 лет. Трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин - от 16 до 55 лет.

С точки зрения занятости любой человек может быть отнесен к лицам одной из трех групп: занятым, безработным и находящимся вне совокупной рабочей силы.

К занятым относятся лица трудоспособного возраста, выполняющие работу по найму за вознаграждение на предприятиях любой формы собственности, а также иную работу, приносящую доход, занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел; учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). Также к занятым относятся безработные и та часть активного населения, которая нуждается в работе, но не зарегистрирована как безработные.

Безработные - это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости, хотят работать, способны и готовы трудиться, но не находят соответствующего спроса на свои профессиональные способности на рынке труда.

Занятые и безработные образуют экономически активное население или совокупную рабочую силу. Экономически активное население или совокупная рабочая сила - это часть населения страны, обеспечивающая предложение труда для производства товаров и услуг. В совокупную рабочую силу не входят группы людей, составляющих экономически неактивное население. Это льготные пенсионеры; инвалиды трудоспособного возраста, полностью утратившие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, временно не работающие по каким-либо причинам, но потенциально способные в будущем пополнить рынок труда; домохозяйки; лица, прекратившие поиск работы; лица, не нуждающиеся в работе как способе поддержания существования. Независимо от причин, побуждающих человека включаться в процесс производства, он должен соответствовать в своей трудовой деятельности требованиям той производственной организации, которая предоставляет ему необходимые условия для реализации его профессиональных способностей. Под профессиональными способностями понимается совокупность умений, знаний, производственных навыков и опыта, которыми обладает индивид. Наличие профессиональных способностей является одной из предпосылок для включения индивида в производственный процесс наряду с другими. Это наличие соответствующих рабочих мест, т.е. определенного спроса на профессиональный труд; присутствие у работника позитивной мотивации занять эти рабочие места исходя из своих профессиональных и жизненных интересов; наличие соответствующих социально-экономических механизмов и институтов, которые обеспечивают необходимое соединение работников с конкретными рабочими местами. Включение в производственную деятельность осуществляется через трудоустройство. Трудоустройство представляет собой процесс официального оформления, закрепления за индивидом права занять определенное рабочее место и выполнять специализированные, трудовые функции.

Каждый работник, включаясь в процесс производства, преследует определенные цели:

  • * он стремится удовлетворить потребности в средствах жизнеобеспечения себя и членов своей семьи;
  • * реализует устойчивую потребность соединения своей профессиональной активности с существующими в обществе институционально закрепленными средствами и учреждениями;
  • * реализует усвоенные им ценности и стандартное социальное поведение.

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, дающими возможность трудиться. К трудовым ресурсам относится население как в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях), так и старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в трудовом процессе.

Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем (трудоспособном) возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в трудовом процессе.

Законодательством Российской Федерации установлен следующий интервал трудоспособного возраста; для мужчин- от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет.

В любом обществе трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения.

Экономически активное население - это часть населения, занятая трудовой деятельностью, приносящей ей доход.

Различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизических, возрастных и других данных, определяющих способность к труду, не требующему специальной подготовки, т. е. способность к неквалифицированному труду.

Профессиональная трудоспособность - это способность к конкретному виду труда, требующему специального обучения, т. е. способность к квалифицированному труду.

Важными аспектами качественного состава трудовых ресурсов являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Особую роль в проблеме трудовых ресурсов играет изменение естественного движения населения, смертности и рождаемости. Также важное место в характеристике трудовых ресурсов занимает соотношение населения по полу.

Рынок труда. Важнейшая сфера экономики, рынок труда, по своим основным принципам функционирования представляет собой рынок особого рода. Он в значительной мере зависит от рынка капиталов, средств производства, потребительских товаров и др. Регуляторами на рынке труда, помимо макро- и микроэкономических факторов, служат еще и факторы социально-психологические.

В условиях регулируемой рыночной экономики рынок труда включает следующие элементы и системы:
> правовую базу, отражающую основные принципы государственной политики в области оплаты труда, трудовых и социально-трудовых отношений;
> государственную систему занятости и сокращения безработицы;
> систему подготовки кадров;
> систему найма;
> контрактную систему;
> систему переподготовки и переквалификации кадров; > биржи труда; фонд занятости.

На рынке труда спрос и предложение противостоят друг другу. В ходе этого противостояния происходят:
> оценка рабочей силы;
> определение условий ее найма, включающих заработную
плату, условия труда;
> оценка возможности получения образования; > изучение возможности профессионального роста;
> рассмотрение гарантий занятости;
> изучение миграции рабочей силы, а также потребностей человека в области трудовых отношений и связанных с ними сфер.

В условиях рынка сложно и практически невозможно достичь баланса спроса и предложения рабочей силы. В большинстве случаев имеют место избыток рабочей силы и недостаток рабочих мест, нужных для рациональной структуры занятости. Так, для некоторых строительных специальностей характерны повышенное предложение рабочей силы и ограниченный спрос на нее. Задача государственной важности, цель управления трудовыми ресурсами - стремление к сбалансированности числа рабочих мест и рабочей силы. Таково назначение и государственной политики занятости.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и, как правило, приносящая им заработок, трудовой доход. Занятость может быть полной, неполной, частичной и скрытой.

Всех граждан, не признанных в соответствии с данным Законом занятыми гражданами, правомерно отнести к категории незанятого населения. В свою очередь, из незанятого населения можно выделить категорию, получившую название безработные граждане.

В экономической литературе выделяются следующие виды безработицы:
> фрикционная;
> технологическая;
> структурная;
> застойная (добровольная);
> региональная.

Наряду с этой градацией встречается характеристика безработицы по возрастному (молодежная безработица), половому (женская безработица), а также образовательному или профессиональному признакам.

По ряду объективных причин многие люди в процессе жизни меняют место жительства с изменением и места работы. Такое перемещение называется миграцией.

Рост безработицы, разница в уровнях развития между странами обусловливают тесную связь миграции с проблемой занятости трудовых ресурсов. В странах СНГ усиление миграционных процессов обусловлено, кроме того, политическими и социально-экономическими последствиями ликвидации СССР и дальнейшим падением уровня жизни во вновь образованных государствах.

Зарубежные экономисты подразделяют миграцию на три вида: спонтанную, ограниченную, индивидуальную.

По чисто временным признакам миграцию можно подразделить на постоянную, временную, сезонную, маятниковую.

По формам осуществления миграция подразделяется на организованную и неорганизованную.

Дальнейшее развитие науки и техники вызывает изменения в технологии воздействия на предмет труда, что, в свою очередь, меняет содержание трудовой деятельности, предъявляет высокие требования к составу и качеству рабочей силы.

Возрастает необходимость в компьютерной грамотности, многофункциональном использовании все большего числа работников, ликвидации экономической безграмотности, особенно в сфере производства и управления организациями.

Все это требует умелого регулирования процессов, связанных с формированием и использованием трудовых ресурсов. В масштабах страны существует система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации. Практика последних лет подтверждает необходимость поиска механизма управления, обеспечивающего наиболее близкие к оптимальным условия формирования, использования и воспроизводства рабочей силы.

В общем виде систему управления трудовыми ресурсами в рамках страны можно представить как совокупность трех органически связанных и взаимодействующих подсистем: формирование трудовых ресурсов; государственное управление трудовыми ресурсами страны; управление трудовыми ресурсами предприятия (организации).

Любая система управления трудовыми ресурсами нацелена на повышение эффективности использования рабочей силы.

Перспективное развитие организации должно включать задачу формирования и функционирования системы управления трудом, которая исключительно важна для достижения высокой конкурентоспособности, а значит - для обеспечения прочных позиций конкретного субъекта хозяйствования на рынке товаров (услуг).

Система управления трудовыми ресурсами в организации включает в себя три взаимосвязанных блока:
> формирование трудовых ресурсов;
> развитие трудовых ресурсов;
> повышение качества трудового периода жизни.

Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot