Самоанализ занятия. Самоанализ занятия в подготовительной группе Самоанализ фронтального логопедического занятия в подготовительной группе

Тема занятия: Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь) .

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Ззакреплять знания о звуках З-С.

2.Дифференцировать парные согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

3.Соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие и совершенствовать навыки письменной речи.

2. Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать самоконтроль и умение работать в парах и коллективно.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

3. Воспитывать любовь к животным и к родному краю.

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Для активизации познавательной деятельности детей занятие проводила в форме игры «Д.А.» .

Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала - активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.



Методы контроля и самоконтроля з а эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. (Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

· улучшить восприятие информации;

· развивать визуальное восприятие;

· улучшить память, внимание;

· усилить мотивацию к образовательному процессу.)

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

· здоровьеразвивающая;

· информационно-коммуникативная технология;

· личностно-ориентированного подхода;

· элементы проблемно-диалогической технологии;

· технология сотрудничества;

· технология объяснительно-иллюстративного обучения;

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, письмо глазами, тактильные ощущени.

К ожидаемым результатам можно отнести:

· повышение активности учащихся на уроках в классе;

· улучшение результатов обучения;

· использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности .

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

· способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;

· способ «Письмо глазами»- закрепление образа через зрительную гимнастику;

· способ «Письмо на спине»- закрепление образа через тактильные ощущения

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Игра с мячом», «Колокольчики» которая внесла эмоциональный заряд на занятие и совершенствовала общую моторику.

Этап дифференциации букв з-с в словах был проведён через игру «Помоги животным» на компьюторе.....На этапе самостоятельной работы «записать названия животных» учащиеся показалихороший уровень усвоения правильного написания слов с буквами з-с.

Дифференциация букв з-с в предложении проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

Индивидуальные планы с работы с учащимися младших классов, имеющими нарушения устной и письменной речи

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР

Этапы Содержание работы
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.
Развитие фонематической стороны речи -выделить определенный звук из ряда других звуков; -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове; - повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками; - самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком; - называть ряд слов, содержащих определенный звук. - воспроизводить заданные ритмические рисунки; - сочетать отстукивания ритма и проговаривания; - производить элементарный звуковой анализ и синтез.
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - заучивать наизусть рифмованные фразы. - читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; - отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: - установление последовательности событий; - совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика.Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); присоединение голоса(.д - д - д.);. выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., ЖжжЖ., чаще дддд, (упражнение “Балалайка”). Специальные упражнения для звука [Л]: - вызывание межзубного [Л]: “Улыбка”; прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса - постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: “Качели” (для губного [Л]); “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ыыыы”. - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. 2) Формирование фонематического анализа З) Развитие семантической деятельности 4) Развитие фонематических представлений 5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков. 1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом “Доскажи словечко” 3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Знакомство с артикуляцией звука. Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное - с нижнего подъема “т-т-т”); с присоединением голоса(“д -д – д”); выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”). Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р. Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
1. Узнавание звука на фоне слога, слова. 2. Формирование фонематического анализа. 3. Развитие синтетической деятельности. 4. Развитие фонематических представлений. 5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. Составить из названных звуков слог, слово. Дать полный ЗБА слова. 1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Анализ результатов индивидуальной работы с детьми 2 класса зачисленных на логопедический пункт(Артем П. и Вика М.)

Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществлялась на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Основная цель фронтальных занятий – первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях, развитие устной и письменной речи.

Основная цель индивидуальных занятий – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Планирование работы осуществлялось по программам: «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», Г.А.Каше, Т.Б.Филичева; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В.Нищева: «Учим говорить правильно», Т.А.Ткаченко.

Занятия проводились на основании предварительно проведенной диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на период практики. Для детей с общим недоразвитием речи были составлены индивидуальные планы коррекционной работы. У детей, имеющих ФФНР, ФНР, наблюдались нарушения в произношении звуков. При устранении нарушений звукопроизношения к детям был применен индивидуальный подход. Лексический материал при изучении звуков был насыщен, и доступен детям с учетом их речевых возможностей.

При обследовании двух детей 2 класса Артема П. и Вики М. были выявлены ФНР, ФФНР, ОНР. Дети имеют нарушения в звукопроизношении и несформированность фонематических процессов. Это проявляется заменами букв, нарушениями слоговой структуры и звуконаполняемости слов, а также нарушениями употребления лексико-грамматических категорий и ошибками в построении предложений.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи по преодолению нарушений в устной речи детей:

Коррекция произношения;

Развитие фонематического слуха;

Подготовка к обучению грамоте;

Развитие навыков анализа звукового состава слова;

Обогащение лексического запаса;

Овладение синтаксическими конструкциями;

Развитие связной речи.

Логопедическая работа с детьми начиналась с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывалось внимание к звуковой стороне речи: - умение вслушиваться в речь; - различать и воспроизводить отдельные элементы речи; - удерживать в памяти воспринятый на слух материал; - слушать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки.

По мере овладения новыми звуками дети на занятиях постепенно знакомились с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Второклассники с ОНР, имеют нарушения в произношении звуков, которые сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Характеризуя словарный запас этих детей, следует отметить не только ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые редко используются в обиходе. Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, т.к. дети не полностью осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, частым заменам, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения. Отставание в развитии языковых средств (произношения, словаря, грамматического строя), не может, естественно, не оказать определенного влияния на формирование более сложных видов речевой деятельности.

Основными направлениями коррекционной работы с этими детьми были:

1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводилась не только на слух, но и закреплялась зрительно с использованием схем.

2. Формирование фонематического восприятия проводилось с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществлялась работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Проводилась на материале правильно произносимых детьми звуков.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. На протяжении всех занятий расширялся, уточнялся и закреплялся словарный запас детей. Большая работа проводилась по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являлась работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, серии сюжетных картин и работа над деформированным предложением и текстами.

В результате проведения фронтальных и индивидуальных занятий у детей повысился уровень развития устной и письменной речи.

НАЗОВИ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ. СКОЛЬКО ЗВУКОВ В ЕЕ НАЗВАНИИ?




Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Учитель- логопед Мелешко Н. Н.

Тема: «Автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, предложениях и связных текстах.»

Занятие проводилось с ребенком 5 лет c диагнозом ОНР III . Данное мероприятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие цели:

    Автоматизировать звук «Р» и «Рь» в словах, предложениях и связных текстах на материале дидактических и интерактивных игр.

    Ознакомить с буквой «Р».

    Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слова.

    Активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда», закрепить знания о мужской и женской одежде.

    Совершенствовать связную речь путем составления распространенных предложений.

    Развивать основные психические процессы: мышление, память, внимание, используя гейм-технологии.

    Формировать у ребенка заинтересованность в сотрудничестве и желание исправить свое речевое нарушение.

Для проведения занятия был изготовлен дидактический материал лэп-бук «Сундучок-звуковичок», подобраны коррекционно - развивающие игры.

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка, отличается своей инновацонностью и современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов в работе. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный удачный игровой прием, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справится с припятствиями.

На занятии были использованы предметные картинки, настольно дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формированию падежных окончаний дательного падежа существительных, обогащению активного словаря прилагательными. Развитию связной речи на материале лексической темы «Одежда», закреплению знаний ребенка о женской и мужской одежде. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.

В ходе занятия учитель-логопед особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.

На занятии ребенок работал активно, проявлял заинтересованность, ему очень нравился сам процесс он старался дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха девочка испытала затруднение по определению место нахождения звука «Р» в слове «Буратино». Учитель - логопед оказала помощь ребенку. И девочка после объяснения справилась с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены Результат был достигнут.

Самоанализ логопедического занятия по развитию устной речи

1. Предметная область: «Коррекция нарушений устной речи»

2. Участники (возраст, класс): дети с общим недоразвитием речи (5-7 лет) логопедической группы МБОУ «НШДС» г.Усинска

3. Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой»

Задачи :

Ø воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания;

Ø учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий);

Ø развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику.

Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчиняется одной сюжетной линии, где логопед – «Зима», а воспитанники – ее гости. Одна фраза: «Я приглашаю ко мне в гости, в зимний лес!», вместо традиционного: «Дети, садитесь на занятие» - дало мне возможность увидеть заинтересованность детей, эмоциональный подъем, желание «играть» со мной.

Преимущество у такого вида преподнесения материала в том, что занятие-путешествие запоминается детьми. Интерес к занятию не снижался из-за сюжетной ситуации и желания узнать, что будет дальше. Мотивационная деятельность детей обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий. Один и тот же сюжет можно провести через несколько занятий, изменив цель и задачи, или продолжив сюжет.

Занятие отвечает следующим дидактическим принципам:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, я определила цель и задачи занятия, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Была продумана структура, ход занятия, подготовлен соответствующий наглядный, художественный и практический материал, музыкальное оформление, технические средства обучения.

2. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носило развивающий характер.

3. Занятие также носило воспитательный характер. Решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.

4. Эмоциональный характер занятия. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Между мной и детьми сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.

5. В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная. В вводной части мною была поставлена цель занятия, были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картины, показ слайдов). Рассматривание по картине было использовано для закрепления у детей знаний о диких животных, местах их обитания, их характерных особенностей, развития предметного, глагольного словаря и словаря притяжательных прилагательных. Рассматривание сопровождалась беседой по картине. Своими вопросами я побуждала детей использовать определенные слова и словосочетания. Основные вопросы были репродуктивного характера (Кто? Какой? Где?) и поискового, требующих установления связей и отношений между явлениями (Почему? Зачем?). Вспомогательные вопросы были наводящими и подсказывающими. Они отличались своей четкостью и целенаправленностью. Метод наглядного моделирования использовался при обучении детей составлению словосочетаний и простых предложений описательного характера. Введение наглядных моделей позволило мне целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, формировать умения выделять, подбирать и называть признаки объекта описания. Практические методы также были направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Опыт со снегом позволил расширить представления детей о его свойствах, закрепить в речи качественные и относительные прилагательные. Для развития речи детей широко применялись словесные приемы. Это и правильный речевой образец (цель – подражание детьми), и повторное проговаривание (с целью запоминания), объяснение (с целью раскрытия значения слов), указания, оценка детской речи (цель – повышение интереса к речевой деятельности). В оценке подчеркивались, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправлялись с помощью образца. Лексико-грамматические упражнения помогали развитию как видовых (животные), так и родовых понятий (дикие животные), освоению слов в их обобщенных значениях. Дети попадали в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. На занятии использовалась художественное слово – чтение стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности детей.

Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута.

6. На занятии оптимально сочетались коллективный характер обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых плохо развита речь, с малообщительными и молчаливыми детьми.

7. Организация занятия отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям в детском саду. Это – освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность помещения, пособий. Была обеспечена тишина, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи логопеда и речь друг друга.

8. Учет результатов занятия позволяет в дальнейшем контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление обратной связи, позволяет наметить пути дальнейшей работы с детьми на последующих занятиях.

9. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях (по развитию связной речи, по ознакомлению детей с окружающим миром), в играх.

Открытое занятие с использованием ЭОР по развитию устной речи «Зимой в лесу» было проведено в МБОУ «НШДС» г.Усинска для воспитателей и учителей начальных классов в рамках преемственности ДОУ и Школ города 15.04.2012 г.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов : Microsoft Windows; Microsoft Office; Microsoft Word; Microsoft PowerPoint.

Ключевые слова : логопедическое занятие, развитие устной речи, коррекция нарушений устной речи, дети с общим недоразвитием речи, лексические темы «Зима», «Дикие животные зимой».

Мацакова Олеся Александровна, учитель-логопед

Место работы: Республика Коми, г.Усинск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида" г.Усинска (МБОУ «НШДС» г.Усинска).

ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.

Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок : Будем помогать Роме.

Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .

В небе летали чайки (имитирующие движения) .

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .

Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?» :

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» :

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка» :

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» :

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» :

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» :

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ] .

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)

5. Проговаривание прямых и обратных слогов .

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .

6. Проговаривание слов со звуком [Р] .

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .

7. Определение звука в словах

Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки) .

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .

14. Проговаривание чистоговорок.

Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .

16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .

Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

Закреплять умение находить место звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Закреплять навык согласования существительного с числительными;

Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.

На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Самоанализ занятия учителя-логопеда Зинаревой А. К.

Тема:_____ Дифференциация звуков С - Ш. _

Цель_____ На занятии были поставлена следующая цель: совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов у детей с ОНР, которая достигалась путём решения следующих задач:

образовательных:

Закрепить характеристику звуков С - Ш.

Повторить понятия и термины, их обозначающие: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, твердый и мягкий звуки;

Закрепить представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове;

Формировать умение делить слова на слоги, анализировать звуки;

Актуализировать изученную ранее номинативную лексику по теме «Мебель».

Коррекционных:

Уточнить акустические сходства и различия звуков; развивать фонематическое восприятие (операции звукового анализа и синтеза, фонематический слух);

Развитие мышления, через умение анализировать звуки и давать им характеристику;

Развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных умений;

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, через опору на зрительные и слуховые анализаторы;

Развитие мелкой, общей моторики.

Воспитательных:

Воспитывать активность на занятиях:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

С интеграцией областей: социализация, коммуникация, познание.

Харктеристика группы Занятие проводила с подгруппой детей 7 человек подготовительной группы, посещающих логопедическую группу, с диагнозами Дизартрия (И), Подкорковая дизартрия ОНР 2 уровень (М), Псевдобульбарная дизартрия ОНР 3 уровень (В, С), Бульбарная дизартрия (Д), Лёгкая дизартрия по бульбарному типу (Г), Стёртая форма дизартрии ОНР 3 уровень (И). У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована методика «Речецветик», что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались и были реализованы на занятии следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип индивидуального подхода. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости).

Наглядный материал был подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствовал целям и задачам занятия. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Была проведена большая подготовительная работа - по мере изучения гласных и согласных звуков дети знакомились со звуками - девочками и мальчиками из «Речецветика», давали характеристику каждому звуку, рассматривали перед зеркалом артикуляцию, составляли схемы сначала слогов, затем односложных и двусложных слов.

Для закрепления характеристики звуков С - Ш дети работали с профилями. Для совершенствования навыка звуко-буквенного анализа была проведена речевая игра «Поможем продавцу выставить мебель». Для развития слогового анализа была проведена игра «Подпиши ценники». Для закрепления представления о линейной последовательности звуков в слове и для формирования умения делить слова на слоги, анализировать звуки использовалась зрительная опора - разноцветные лепёшечки из пластилина, а также человечки из методики «Речецветик». Для работы над согласованностью речи и движения было обыграно стихотворение «Мебель». Для обучения детей образовывать относительные прилагательные использовалась игра «Из чего - какой?»

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовали динамика занятия, наглядные пособия для каждого ребёнка - картинки с изображением продавца, мебели, ценники, профили С и Ш, наборы из пластилина, человечки из методики «Речецветик». Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, так как считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Считаю основным показателем успешности занятия то, что дети смогли справиться со всеми заданиями, проводили звуко-буквенный анализ, давали характеристику звукам, работали с желанием. Я получала удовлетворение от занятия, наблюдая, с каким удовольствием дети помогали продавцу, превращали слово «Стол» в «Стул», открывали коробку с гостинцами.

Мне очень нравится методика «Речецветик», благодаря которой даже дети со сложными речевыми диагнозами и серьёзными нарушениями фонематического восприятия начинают в игровой форме постигать звуко-буквенный анализ и синтез. Буду продолжать использовать данную методику в своей работе и в дальнейшем.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot