Весеннее пробуждение цветов. Весеннее пробуждение

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II . Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом
Сойдут снега бегут ручьи
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли..

О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

Полярная

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

Большая Медведица

Кассиопея

Полярная

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

Большая Медведица

Кассиопея

Малая Медведица

IV . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
(В этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения)

Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Какие бывают первоцветы?

Где они растут?
Почему зацветают первыми?

Изучение нового материала.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано - в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. (Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? (Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

(Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

А какие условия необходимы им для раннего цветения?

Откуда эти растения получают питание для цветения?

(Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

Что такое подземные части растений? (Корни)

Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI . Физминутка

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам. (Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини - проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

И последний первоцвет - чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата.

Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая. Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики!

Физминутка.

Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

Разделите их на группы кустарников и деревьев.

Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха — невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

Какое дерево зацветает следом? (Ива)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы - верный признак прихода весны.)

Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник - это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко -это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения.Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X . Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

Назовите раннецветущие травянистые растения.

Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

Где они растут?
- Почему они зацветают первыми?

Проверочная работа в электронном приложении.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI . Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Конспект урока по окружающему миру 2 «Г» класс.

Дата: 06.04.16.

УМК «Перспектива»

Тема урока : Весеннее пробуждение растений.

Учитель : Гарипова Р.А.

Тип урока: урок изучения нового

Цели: понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Образовательные: научить распознавать сезонные явления, определять причины весенних изменений в растительном мире и обосновывать своё мнение, сформировать представление о причинах весенних изменений в жизни растительного мира, познакомить с разнообразием первоцветов.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза при рассматривании изображений и описании по этим изображениям объектов; развитие умения самостоятельно делать вывод; совершенствование техники чтения при работе с текстом, развитие связанной речи при описании растений.

Воспитательные: проявлять бережное отношение к природе; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: ­­­­­­­­- Затрудненье не беда.

Ученики: Как всегда!

Знаем, что ведет дорога

Нас к открытию тогда!

Актуализация знаний.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. (о созвездиях весеннего неба).

Отгадаем кроссворд.

1 .Название этого созвездия связано с историей о крабе, который укусил Геркулеса во время битвы с Гидрой.

2. Богиня справедливости, дочь Зевса, Астрея, узрев людскую жадность и злобу, перенеслась на небо и превратилась в созвездие…

3. Главные звезды этого созвездия образуют удивительную фигуру = букву «М» - растянутую за «ножки».

4. Эту красавицу Зевс навсегда поселил на небе, превратив ее в созвездие Большая Медведица.

6. Птица, прогневившая бога, была серебристо – белой, а стала – черной. Созвездие.

Все небо ученые разделили на 88 участков, которые назвали…

Какое ключевое слово получилось? (растения)

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Весеннее пробуждение растений.

Встречали ли вы ранней весной цветущие растения? Какие?

Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения – «смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав.

Когда зацветают первые цветы?

Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)?

Требуется ли раннецветущим растениям много тепла?

Что же им требуется для начала цветения?

Как вы думаете, почему некоторые растения могут цвести ранней весной?

Мы не можем ответить на эти вопросы. У нас недостаточно знаний.

Есть ли у вас желание узнать об этом?

Постановка учебной задачи.

Построения проекта выхода из затруднения.

Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

Какие растения цветут ранней весной и почему они цветут весной, а не летом.

Какой справочный материал может нам пригодиться?

Учебник, атлас – определитель, книга «Зеленые страницы».

Составим план, по которому мы будем собирать материалы о раннецветущих растениях.

    Описание растения.

    Где растет.

    Причина, по которой растение зацвело первым.

    Это интересно (откуда растение получило свое название; лекарственное? (Записано в Красную книгу?

Раннецветущие растения можно увидеть в лесу и на открытом месте. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда ещё не растаял снег. В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья, и в лесу много света. Почва насыщенна влагой. Именно такие условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениями.

Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Приведите примеры раннецветущих травянистых растений.

Узнайте раннецветущие растения.

Рассказы детей о том, что запомнили о растениях.

Какие условия необходимы для цветения этих растений?

Почему эти растения цветут весной?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рабочая тетрадь с.40 упр.1. Определите растения и подпишите их названия. Отметьте растения, которые вы видели в природе.

Рабочая тетрадь с.41 упр. 2. раскрасьте цветы и назовите их.

Включение в систему знаний и повторение.

Узнаем о растениях, зацветающих одновременно с первыми цветами?

Прочитаем статью учебника «Пробуждение деревьев и кустарников».

- Выполним задания в тетради.

Назовите растения, зацветающие одновременно с первыми цветами?

Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего сна. У них начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам деревьев. В нем содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников – набухание почек и распускание листьев.

Но еще до того, как распускаются листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко. (Учитель показывает веточки этих растений).

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. (Дети рассматривают веточки этих кустарников).

Весной начинают прорастать семена деревьев, кустарников, опавшие осенью или зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели и можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.

Рабочая тетрадь с.41 упр.3. Определите кустарники и деревья по цветкам и соедините название с изображением растения.

По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников?

У деревьев и кустарников начинается движение сока, набухают почки и распускаются листья. Многие деревья кустарники зацветают.

Объясните, почему раннецветущим травянистым растениям приходиться запасаться питательными веществами с осени, а к более мощным растениям сок идёт из почвы.

Почему из первоцветов не собирают больших букетов?

Почему нельзя вырывать цветы с корнем?

Ребята, нужно ли охранять раннецветущие растения?

Как вы думаете, что нужно делать для охраны первоцветов?

Рефлексия учебной деятельности.

Вот и подошел к концу урок.

Сегодня на уроке мы познакомились с раннецветущими растениями.

Что на уроке было интересней всего?

С каким настроением вы уходите с урока?

Как оцениваете свою работу?

Что вам нужно обязательно сделать дома, чтобы хорошо усвоить изученное на уроке? (прочитать статью в учебнике).

Вам предлагается выполнить творческое задание по выбору.

Задание 1.

Рабочая тетрадь с.42. упр.4. Понаблюдайте и определите, когда зацвели в этом году, деревья и кустарники. Запишите свои наблюдения.

Задание 2.

Придумать и нарисовать знаки охраны первоцветов.

Вспомним

  1. Какие цветущие растения вы встречали в природе ранней весной?
  2. По своим наблюдениям расскажите, как изменились с приходом весны деревья и кустарники.

Травы, цветущие весной

Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения-«смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав. Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями.

Их можно увидеть и в лесу, и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда не весь снег ещё растаял. В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья и в лесу много света. Почва насыщена влагой. Именно такие условия - обилие света и влаги - необходимы раннецветущим растениям.

Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщённые подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.

Проходит время - и весна всё увереннее вступает в свои права. Зацветают сон-трава, ландыш, первоцвет. Подробнее о них ты можешь прочитать в книге «Зелёные страницы».

Береги красивые растения! Любуйся ими! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

  • Рассмотри рисунок. Узнай названия раннецветущих растений. Какие из этих растений тебе приходилось встречать в природе?

Пробуждение деревьев и кустарников

Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего покоя. У них начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нём содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников - набухание почек и распускание листьев.

Но ещё до того, как распустятся листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко.

Из деревьев первой зацветает ольха. Весной на ней появляются соцветия - серёжки. Рано зацветает ива.

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике видны соцветия-серёжки. А волчье лыко имеет розовые, ароматные цветки. Подробнее об этом растении ты можешь узнать на (13).

Берёза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Ещё позднее зацветает черёмуха. Она ко времени цветения вся покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Весной начинают прорастать семена деревьев и кустарников, опавшие ещё осенью и зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.

Подумаем!

  1. Многие собирают букетики весенних растений. Хорошо ли это?
  2. Почему возле цветущих ив, черёмухи, яблонь много пчёл и шмелей, а возле ольхи, орешника, берёзы их нет?

Проверим себя

  1. Приведи примеры раннецветущих травянистых растений.
  2. Какие условия необходимы для цветения этих растений?
  3. По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников?

Сделаем вывод

Ранней весной цветут мать-и-мачеха, гусиный лук, хохлатка, медуница и другие травянистые растения. У деревьев и кустарников начинается движение сока, набухают почки и распускаются листья. Многие деревья и кустарники зацветают.

Вашему вниманию предлагается доклад и презентация по теме Весеннее пробуждение растений . Данны материал, представленный на 20 страницах, поможет подготовится к уроку Философия. Он будет полезен как ученикам и студентам, так и преподавателям школ и вузов. Вы можете ознакомиться и скачать этот и любой другой доклад у нас на сайте. Все материалы абсолютно бесплатны и доступны. Ссылку на скачивание Вы можете найти вконце страницы. Если материал Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте сайт в закладки в своем браузере.

Страница #2

Страница #3


Страница #4


Страница #5


Страница #6


Страница #7


Страница #8


Страница #9


Страница #10


Страница #11


Страница #12


Страница #13


Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Страница #14


Страница #15


Как оказалось, сайт тоже должен вдохновлять, а если дизайн не вдохновляет, то и статьи не пишутся. Но пришла весна, все вокруг зеленеет, щебечет и радует глаз – Разноцветье пробуждается после зимней спячки!

Прошлой весной первым у меня расцвел одинокий тюльпанчик Айс Стик (Ice Stick) и очень долго больше ничего не было, поэтому осенью я уделила этой теме особое внимание и начала собирать коллекцию первых - самых ранних - цветов в саду: крокусы, нарциссы, карликовые луковичные ирисы, бонусом досталась пролеска и, конечно, тюльпаны. Часть посадила поближе к дому, часть в рокарии и белые крокусы вокруг куста крыжовника. И какое растение, как вы думаете, первым расцвело в этом году в палисаднике около дома? Правильно, все тот же Айс Стик! На второй год цвело 4 луковицы (из прошлогодней одной) и еще объявилась потерянная в прошлом году нецветущая! Дала два бутона поменьше в основном саду, по мере сил внося весну и туда, потому что крокусы цвести не захотели, ни один, листья потихонечку лезут, причем у белого под такими немыслимыми углами, словно я посадила не крокусы, а пауков-сенокосцев.

Пролеска расцвела рано, почти одновременно с первыми тюльпанами, одновременно с ними пережила холод и снег, отцветает тоже одновременно.
Вторым из тюльпанов расцвел туркестанский многоцветковый (Turkestanica) , после сильных заморозков и снегопадов, но тоже очень рано – россыпь белых звездочек на высоких изящных ножках – очень красивый и очень весенний сорт!

А потом резко потеплело и позеленело, цветы появляются чуть ли не каждый день: карликовые ирисы, желтые звездочки тюльпана Тарда Дасистемон, наливаются бутоны шахматного рябчика. Нарциссы только начинают вылезать.. – очередная загадка, которой я не могу придумать объяснение. Может, заглубила?

Видимо, есть и потери. Видимо – потому что я пока окончательно с ними не смирилась и очень надеюсь, что шанс у растений еще есть. От двух из восьми вересковых кустиков торчат лишь сухие палочки, длинная палочка без единого намека на почки осталась от аморфы кустарниковой (обидно ужасно, аморфу почему-то очень сложно найти у нас в продаже), ничего не осталось от садовых фиалок в рокарии (лесная уже зеленеет под вишней), не вылез один из двух поздних пионов, не видно ландышей. Астильба не вылезает – но для астильбы это нормально, в прошлом году тоже ростки появились очень поздно.

Зато выжил и радостно зеленеет барбарис ауреа, он так упорно пытался самоуничтожиться прошлым летом, что это ОЧЕНЬ приятная неожиданность!

Пока блог только-только вылезает из берлоги, в саду работа кипит – уход за садом весной не терпит промедлений:

На сайте пока потихонечку меняется структура – я прошу прощения у тех, кому пришла рассылка по электронке со старыми постами – меняла вывод записей на главную страницу (теперь он стал более традиционным) и совсем упустила из виду особенности формирования RSS. Записи энциклопедии из основной ленты убрала, о новых растениях будет уведомлять картинка-анонс в блоке справа – зато теперь записи энциклопедии можно комментировать!

А еще я очень соскучилась по вам всем – напишу пост и побегу смотреть, какие новости на ваших блогах, как перезимовали растения, какие планы.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot