Выглядит иван да марья. Иван-да-марья, конспект занятия по родной природе и лепке в старшей группе

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Иван да Марья – название, которое используют по отношению к нескольким совершенно разным видам растений. Могут так называть фиалку трехцветную, шалфей луговой, барвинок, живучку женевскую, но наиболее часто под этим названием понимают марьянник дубравный.

Цветок Иван-да-Марья: описание

Соцветье – верхушечная, редкоцветная колосовидная кисть. Прицветники супротивные, яйцевидно-сердцевидные, заостренные с зубчиками, у основания и вдоль жилок опушенные. Прицветники нижней части соцветия зеленные, средней – сине-фиолетовые у основания, верхние – полностью фиолетовые.

Чашечка трубчатая с долгозаостренными зубчиками (примерно на пол длины чашечки). Цветки неправильные, цветоножки небольшие, опушенные, обращенные в одну сторону. Венчик двугубый, желтый, с красноватой трубкой и нижней губой.

Продолжительность цветения – с мая по сентябрь. Растет на полянах и опушках, в дубравах, среди кустарников, на болотистых лугах.

Цветок получил свое народное название из-за резкого контраста желтого венчика и фиолетовых прицветников. Есть множество разновидностей легенд, которые объясняют это явление, и все их объединяет сюжет трагической любви молодца Ивана и красавицы Марьи (в более ранних версиях – Купала и Костромы).

Желтый цвет цветка приписывали юноше, а фиолетовый – девушке. Причины, по которым у молодых людей не сложилась судьба, у разных историй отличаются, но с тех пор растут и радуют людей эти интересные яркие цветы.

Фармакопейным растением не является, хотя считается перспективным для фармакологических исследований. Известно его применение цветка иван да марья как инсектицидного, противовоспалительного и ранозаживляющего в народе. В хозяйстве отвар семян раньше использовали для окраски тканей в желтый цвет, а также для борьбы с насекомыми.

Польза и вред для здоровья человека

Растение ядовито. Его наземная часть содержит алкалоиды и гликозиды, в их числе – аукубин и дульцит. Особенно ядовитые семена. Может вызывать сильные отравления также и в животных, которые его едят. Принимать внутрь — осторожно.

Известна польза цветка иван да марья для организма при болезнях сердца, ЖКТ и желудка, гипертонической болезни, эпилепсии, невралгиях. Наружно рекомендуют использовать при чесотке, диатезе, туберкулезе кожи, сыпях, ревматизме, для промывания ран. Марьянниковый чай пьют при золотухе.

Употреблять нужно точно по инструкции. Несоблюдение дозировки может нанести вред человеку. Основные проявления передозировки и отравления:

  • слабость;
  • боли в желудке, за грудиной;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость;
  • ослабленная сердечная деятельность.

Лечение в таком случае: промывание желудка, сорбенты, если нужно – симптоматическая терапия (кофеин, валидол, нитроглицерин и т.д.).

Научно доказано, что настой цветка иван да марья характеризируется успокаивающим эффектом, сходным с таким от транквилизаторов. Он будет полезный для лечения начальной стадии эпилепсии.

Противопоказания

Точно определенных противопоказаний не имеет, но как ядовитое растение не рекомендуется применять внутрь беременным, детям и при индивидуальной непереносимости.

Применение травы Иван-да-Марья

Экстракты цветка иван да марья имеют нейролептические свойства. Они оказывают седативное, гипотензивное кардиологическое, и противосудорожное действия. Наружно используется при заболеваниях кожи, порошок из сушеного растения, а также сок из свежего – для заживления ран.

При болезнях кожи

Издавна используется растение иван да марья при заболеваниях кожи: сыпи различной этиологии, экзема, туберкулез кожи, демодекоз, чесотка, золотуха. Для ванн, а также местных обмыванийприменяют настой.

Рецепт настойки: 3 столовых ложки травы необходимо залить 1 л кипятка и настоять 2 часа, затем — процедить.

В нем также при диатезах купают детей.
Также из травы на места пораженные чесоточным клещом и твердые опухоли делают припарки. Сок или сушеный порошок растения использовали для ускорения заживления ран.

Настойка при болезнях сердца

В виде настойки применяется иван да марья при болях в сердце, вызванных спазмом сосудов. Она оказывает также общеукрепляющий эффект на сердечно-сосудистую систему и стимулирует нервную.

Настойка марьянника рецепт: 1,5 столовых ложки сырья необходимо залить 0,5 л водки, настаивать, периодически встряхивая 2 недели.

Пить нужно 2-3 недели по 1 столовой ложке 3 раза в день, потом следует сделать 1 неделю перерыва, после – продолжить лечение.

Рецепт отвара от давления

Отвар либо настой травы иван да марья пьют при гипертонической болезни. Можно также употреблять приготовленную по рецепту указанному выше настойку иван да марьи при давлении.

  • 1 столовая ложка травы заливается 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, тщательно процедить и пить по 1 столовой ложке 3 раза в день;
  • 10-20 г сырья необходимо залить 200 г воды, настоять на водяной бане 30 минут, процедить отвар и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 столовой ложке 2-3 раза в день.

Настойки при невралгии и эпилепсии

Эффективны препараты из растения при эпилепсии. На начальном этапе заболевания настой цветка используют для лечения, а на более поздних – как дополнительное средство для послабления судорог, что позволяет уменьшить дозу потребляемых противосудорожных препаратов. Отвар цветка необходимо пить по полстакана 2 раза в день.
При невралгии делают ванны из настоя и отваров растения иван да марья.

Применение при беременности

При стрессах

Действие активных веществ марьянника направлено в основном на нервную и сердечно-сосудистую системы. Настой и настойку его рекомендуют пить при стрессах, депрессиях, а ведь они являются основной причиной многих женских заболеваний. Также цветок в составе сложного сбора применяют при лечении женских доброкачественных образований.

От заболеваний кишечника и желудка

Настой травы иван да марья для желудка пьют дважды в день по полстакана. Он помогает при воспалительных заболеваниях ЖКТ.

Сбор и заготовка растения

Наземную часть марьянника, которая используется как сырье, заготавливать следует во время активного цветения (май – сентябрь). Ее можно срезать или выдергивать прямо со слабо развитым корнем. Сушить — в закрытом от прямых солнечных лучей месте, которое к тому же должно хорошо проветриваться. Хранить можно до 10 месяцев, желательно в бумажных пакетах или стеклянных емкостях. Плоды (коробочки) можно собирать по мере дозревания с июля по сентябрь.

Иван-да-марья, как целое предание о любви.

Когда на дачах пьют вечерний чай,

Туман вздувает паруса комарьи,

И ночь, гитарой брякнув невзначай,

Молочной мглой стоит в иван-да-марье.

Б.Пастернак

Иван-да-Марья

Александр Соловьёв
Скучны цветов названья по латыни,
Но сколько в них любви вдохнул народ!
Вот это имя мне сродни святыне,
Как сказ звучит и песнею поёт.
Его услышав, возвращаюсь в старь я,
Как будто в сказочные времена.
Два имени в одном: Иван-да-Марья -
Он верен ей, она ему верна.
Сияет Марья в жёлтом сарафане,
Она - невеста, а Иван - жених,
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.
Всегда вдвоём в союзе неразлучном
Среди лугов встречаются они -
Иван-да-Марья - в том названье звучном
Знак верной неизмеренной любви!

Иван-да-Марья

Марьянник, иван-да-марья, желтяница, золотушная трава

Прочие наименования: Брат-с-сестрой; Меткая трава

НОРИЧНИКОВЫЕ - SCROPHULARIACEAE

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Марьянник дубравный встречается в европейской части в лесной полосе и лесостепи.

А откуда взялось это красивое название — иван-да-ма-рья?


Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду: пошли а лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе - и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой. Зацветает иван-да-марья по нашим местам обычно в конце мая и цветет до самого сентября.

Когда отцветают первые цветы и начинают созревать первые семена, возле иван-да-марьи вы обязательно увидите недавно проложенные муравьиные дорожки. Муравьи пожаловали сюда, чтобы подобрать упавшие на землю семена. Семена у иван-да-марьи, как и у хохлатки, будто смазаны с одной стороны особым маслом, которое очень любят муравьи. Подберет муравей семечко, понесет к себе в муравейник, а иногда и обронит по дороге. И на том месте, где осталось семечко, вырастет затем новая иван-да-марья. Так это растение и расселяется по лесным полянкам.


Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подоженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья - одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.


Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.


Растение ядовито. Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.

Покрылось небо грозовою хмарью
Склонясь, трава купается в пыли.
И лишь один цветок - иван-да-марья
Почуяв дождь не гнется до земли.
Он с любопытством тянет к небу листья
За всем вокруг внимательно следя
И 2 души в его цветущей кисти
С волненьнем ждут июльского дождя.
Столетья слова меткого не старят
Так в целом свете, странствуя, живи
Название цветка - иван-да-марья
Как целое преданье о любви.

Владимир Черемисин

Над жарким летом нет всевышней власти.

Июль да август паутинки ткут,

А в цветниках - нешуточные страсти:

Ломая стебли, льнёт цветок к цветку!

И лето в перехлёсте знойных марев

Страстей цветочных скручивает жгут!

Но исключенье есть - Иван-да-Марья.

Там всё по-человечески. Живут...

Иван-да-марья (марьянник дубравный) является самым известным растением среди марьянников. Насчитывается около 30 видов марьянника, которые распространены в умеренном поясе Северного полушария. Несмотря на наличие зелёных листьев, корни у марьянников образуют гаустории, которыми они прикрепляются к корням другим растений, чтобы высасывать из них питательные вещества. У большинства видов марьянника паразитизм обязателен для осуществления полного жизненного цикла. Растут по лесам, кустарникам, опушкам, полянам, вырубкам, сырым лугам, полям, некоторые - сорные растения. Размножаются только семенами, снабжёнными мясистым придатком (ариллоидом), привлекающим муравьёв, которые, поедая его, растаскивают семена. В России наиболее распространены марьянник дубравный , или Иван-да-марья , и марьянник луговой .

Издали кажется, что Иван-да-марья цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе - и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета (нередко имеют оранжевый оттенок), а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают Иван-да-марью очень нарядной травой. Зацветает Иван-да-марья по нашим местам обычно в конце мая и цветет до самого сентября. Семена крупные, около 5-6 мм длиной, с сочными придатком, который привлекает муравьев. Растет марьянник дубравный по опушкам, светлым лесам, на полянах. В народной медицине марьянник дубравный применяли при заболеваниях кожи: экземе, диатезе.

Есть сказка рассказывающая происхождение названия этого растения: "Это было очень давно. Пошли в лес по ягоды Иван да красавица Марья. Но поднялась буря, ударил гром. Негде было спрятаться от непогоды. Присела Марья возле кустика, а храбрый Иван загородил ее собой от дождя и ветра. Стихла непогода. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спас от непогоды красавицу Марью, поднялась лесная травка с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками, которые прикрывали желтые цветы. Вот и дали люди этому лесному растению в память о Иване и Марье такое название - иван-да-марья".

Любопытно, но название "Иван-да-марья" относилось не только к марьяннику, но и к ряду других растений, сочетающих в окраске цветков синий и желтый цвета: например, к фиалке трехцветной и анютиным глазкам.

Марьянник луговой не выделяется столь яркой окраской: цветки у него мельче, они беловатые с желтым пятном на верхней и нижней губе, реже - целиком желтые. Прицветники зеленоватые, но часто несут 2-3 пары крупных зубцов при основании. Эпитет "луговой" не соответствует условиям произрастания этого вида: он обитает в лесах, в том числе в хвойных, по краям сфагновых болот.

Марьянник дубравный, или Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.)

Марьянник луговой (Melampyrum pratense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное редкое кистевидное соцветие, обращены все в одну сторону. Прицветные листья зелёные, широколанцетные, при основании округлые, цельнокрайние или с 1-4 шиловидными зубцами. Чашечка в 2-3 раза короче венчика, с четырьмя линейными острыми оттянутыми вверх зубцами. Венчик жёлтый (трубка иногда белая), длиной 10-12 мм, с прямой трубкой.
Листья : Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные или ланцетно-линейные, длиннозаострённые, обычно цельнокрайние, сидячие или с коротким черешком.
Высота : 15-30 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или с одной-двумя парами тонких ветвей, голый или опушённый в верхней части.
Плоды : Яйцевидные коробочки, вскрывающиеся с одной стороны.
Цветёт все лето - с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Марьянник луговой - растение лесов, зарослей кустарников, опушек, полян, вырубок.
Распространенность: Европейско-западносибирский вид. В России распространён в европейской части, включая арктическую область, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России произрастает во всех областях. В Нечерноземье марьянник луговой обычнейшее растение, в чернозёмной полосе встречается реже, преимущественно в сосновых лесах.
Дополнение: Хороший медонос. Семена служат кормом боровой дичи. Глухари поедают зелёные листья. В Средней России в хвойных лесах нечернозёмной полосы, преимущественно в северной части встречается Марьянник лесной (Melampyrum sylvaticum L.) - европейский вид, габитуально схожий с марьянником луговым, отличающийся от него меньшими размерами венчика (длина 5-7 мм), тёмно-жёлтой окраской, согнутой (а не прямой) трубкой и коробочкой, вскрывающейся двумя створками, с продолговатыми буроватыми семенами.

Марьянник гребенчатый (Melampyrum cristatum L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Соцветие колосовидное, очень густое и плотное, четырёхгранное. Кроющие листья цветков жёлто-зелёные или светло-пурпурные, при основании резко расширенные, вдоль сложенные, с поднятыми неравномерно гребенчатыми, острозубчатыми и реснитчатыми краями; в верхней части суженные у нижних листьев в ланцетно-линейную, вниз загнутую цельнокрайнюю острую верхушку длиной 3 см; у верхних кроющих листьев верхушка около 1 см длиной, обычно направлена вверх. Чашечка по рёбрам длиннореснитчатая, с четырьмя ланцетными острыми неравными зубцами. Венчик двугубый, жёлтовато-белый, с ярко-жёлтой нижней губой, реже пурпурный.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, нижние до 4 см длиной, цельнокрайние, с короткими черешками; верхние сидячие, до 8 см длиной, в основании копьевидные или неравномерно зубчатые.
Высота : 10-35 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или в верхней части ветвистый, четырёхгранный.
Плоды : Продолговато-яйцевидные дугообразно изогнутые коробочки.
Семена : Тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт всё лето, с мая до августа, плоды созревают, начиная с июня.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в светлых, преимущественно лиственных лесах, на опушках, полянах, в речных поймах, на болотистых и солончаковых лугах и в степях.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на запад Северной Азии. В России распространён в европейской части, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России встречается во всех областях, но в северных редко.
Дополнение: Опушён редкими белыми щетинистыми волосками. Хороший медонос.

Марьянник полевой (Melampyrum arvense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное длинное густое цилиндрическое колосовидное соцветие. Кроющие листья цветков (все или только верхние) розовые или лиловые, яйцевидно-ланцетные, гребенчато рассечённые; зубцы иногда несут два ряда чёрных точек-чешуек, выделяющих нектар. Чашечка трубчато-колокольчатая, коротко опушённая, с четырьмя линейно-шиловидными зубцами, часто дуговидно изогнутыми. Венчик пурпурный, двугубый, нижняя губа его с жёлтыми пятнами.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, толстые, цельнокрайние или с 2-4 длинными острыми зубцами.
Высота : 15-50 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, округлый, ветвящийся. Ветви тонкие, торчащие вверх.
Плоды : Обратнояйцевидные коробочки с загнутым маленьким носиком.
Семена : Продолговатые тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в лесах, на полянах, опушках, в зарослях кустарников, в степи.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на Кавказ и в Сибирь. В России распространён в южной половине европейской части, в Предкавказье, Дагестане и на юге Западной Сибири. В Средней России встречается в чернозёмной полосе.
Дополнение: Покрыт белыми короткими прижатыми волосками. Размножается семенами, которые имеют мясистый придаток и распространяются муравьями. Хороший медонос. Близкий вид Марьянник серебристоприцветниковый (Melampyrum argyrocomum (Fisch. ex Ledeb.) K.-Pol.) также встречается в степях чернозёмной полосы. Он отличается от марьянника полевого белыми или бледно-жёлтыми кроющими листьями цветков и такого же цвета венчиком, а также серповидно вниз загнутой коробочкой.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Иван-да-марья - растение, распространенное в европейской части России и в западной Сибири. Оно с древности овеяно легендами и поверьями, в значительной мере из-за своей контрастной окраски с ярко-желтыми цветами и иссиня-фиолетовыми листьями.

Восточные славяне верили, что в этом цветке объединены земное и небесное: цветок может соединить людей с богами. В день празднования Ивана Купалы его срывали, и он становился символом сакрального брака между мужчиной и женщиной. Желтый цвет – жениха, а синий – невесты.

Этот цветок – трава силы. Считается, что он может помочь достичь гармонии инь и ян, привнести то, чего человеку не хватает, – полного земного счастья.

Описание и использование растения

Внешний вид

Цветок иван-да-марья – травянистое однолетнее растение. Его можно встретить на лугах, лесных полянах, около кустарников, на опушке леса, вблизи болот. Ботаническое обозначение - Melampyrum nemorosum L. В народе имеет разные наименования: марьянник дубравный, брат и сестра, медунка, желтяница, огнецвет, желтушка, иванова трава, луговой звонец…

Плод растения - это коробочка яйцевидной формы, похожая на зерно пшеницы. Эти семена разносят муравьи, перетаскивая их по земле. Поэтому густые заросли этой травы часто находятся вдоль муравьиных троп в лесу.

Это растение является прекрасным медоносом, но ядовито. Наземная его часть содержит алкалоиды и гликозиды. Наиболее опасны семена. Лекарственные формы из него необходимо принимать осторожно .

Сегодня современная фармакология занимается более глубоким изучением растения.

Применение в лечебной практике

Трава иван-да-марья издавна широко используется в народной медицине. Применяется в виде примочек, отваров, настоев и ванн при лечении:

  • кожных заболеваний
  • невралгии
  • гипертонии
  • головокружения
  • болезней сердца
  • заболеваний ЖКТ.

Марьянник дубравный оказывает ранозаживляющее, противовоспалительное, инсектицидное действие. Используются плоды с семенами и наземная часть растения.

С успехом травой лечат:

  • эпилепсию
  • депрессии
  • чесотку
  • диатез
  • туберкулез кожи
  • ревматизм.

Определенных противопоказаний нет. Не рекомендуется беременным и людям, склонным к аллергии. Сбор травы происходит в период цветения, который продолжается с мая по сентябрь. Сушку выполняют в помещении, которое хорошо проветривается. Сухое сырье хранят десять месяцев.

Настой цветка используют как эффективное средство для ванн и обмываний. Для этого обычно 3 ст. ложки сухой травы заливают 1 л кипятка и настаивают два часа, затем процеживают.

Настой цветка для лечения гипертонии, болезней сердца, желудка и невралгии приготавливают из 1 ст. ложки травы, залитой 1 стаканом кипятка. Через полчаса процеживают и принимают 2 раза в день по ½ стакана.

Наружно применяют порошок из измельченной травы для заживления ран.

Отвар плодов растения используют для борьбы с вредными насекомыми.

Однако надо помнить о том, что растение очень ядовито, и соблюдать меры предосторожности.

Считается, что это растение обладает магическими свойствами. В прошлом траву срывали в день летнего солнцестояния и держали ее при себе как средство защиты: бытовало поверье, что цветок убережет от погони и опасных людей. Для защиты от воров, злых духов цветы иван-да-марья помещали в углы дома.

Свежим соком из цветка поили людей, потерявших слух или рассудок. Считалось, что наличие этой травы в доме не допускало ссор и разногласий между супругами.

И в наше просвещенное время люди верят, что для того, чтобы обрести красоту и благополучие, надо на Ивана Купала попариться в бане с веником из травы иван-да-марья.

Легенды

Цветок иван-да-марья в народе всегда считался символом верности и любви. Существует много вариантов легенд о происхождении названия этого цветка. Самая распространенная из них – о Купале и Костроме. Легенда поведала о том, что однажды в день летнего солнцестояния бог домашнего очага Семарг увидел на берегу реки Ра (Волга) богиню ночи Купальницу и влюбился. Родились у них дети: сын Купала и дочка Кострома .

Случилось так, что гуси-лебеди украли Купалу и унесли за тридевять земель. Много лет пронеслось с тех пор. Как-то раз прекрасная Кострома гуляла на берегу реки, заплела венок и надела на голову. Говорила подружкам, что никогда никто не сорвет венок с ее головы (т. е. она никогда не выйдет замуж). Боги рассердились на нее за эти слова. Унесло ветром венок с ее головы. Упал венок в реку. В то время проплывал мимо на лодке Купала и подобрал венок. По обычаю должны были они пожениться. Только после свадьбы они узнали, что являются братом и сестрой, но успели уже полюбить друг друга. Тогда, чтобы не расставаться, они решили утопиться. Боги смилостивились над ними и обратили их в растение иван-да-марья. С тех пор они всегда вместе.

Трава иван-да-марья на даче

В настоящее время цветок марьянника дубравного, так красиво названный народом и овеянный легендами наших предков, наибольшее применение находит только в народной медицине.

Цветок иван да марья










© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot