Кодекс устанавливает основные принципы, подробные рекомендации для отдельных веществ, материалов и изделий, а также ряд рекомендаций для хорошей оперативной практики, включая консультации по вопросам терминологии, упаковке, маркировке, складированием, разделением и обработки и действия в чрезвычайных ситуациях.
ММОГ — служит целям обеспечения безопасной транспортировки опасных грузов морем, защиты экипажей судов и предотвращения загрязнения морской среды. Основные положения кодекса базируются на рекомендациях ООН по перевозке опасных грузов. В тоже время в кодексе содержатся такие важные положения в отношении, специфики морской перевозки опасных грузов, как размещение и разделение опасных грузов на борту судов, действия в чрезвычайных ситуациях, перевозка загрязнителей моря и другие вопросы, связанные с обеспечением транспортной безопасности на море в целом.
Перевозка опасных грузов
Последнее действующее на сей момент издание 2010 года включающее поправки 35-10, действительно до 2013 года и состоит из двух томов и дополнения.
Часть 1. Общие положения, определения и подготовка персонала:
Часть 2. Классификация:
Часть 3. Перечень опасных веществ, специальные положения и исключения см. том 2.
Часть 4. Положения по упаковке и цистернам:
Часть 5. Процедуры отправления:
Часть 6. Конструкция и испытания тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, съемных цистерн, многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) и автоцистерн:
Часть 7. Положения, касающиеся транспортных операций:
Часть 3. Перечень опасных грузов, специальные положения и исключения:
Международный кодекс по управлению безопасностью — означает международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения.
Цели международного кодекса по управлению безопасностью состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности морской среде и имуществу.
Кодекс IBC — обеспечивает международный стандарт для безопасной перевозки морем опасных и вредных жидких химических веществ наливом, чтобы свести к минимуму риски для судов, их экипажей и окружающей среды, кодекс предусматривает проектирование и строительство по стандартам судов и оборудования, которое они имеют, с учетом свойств перевозимых грузов.
Целью кодекса является установление международного стандарта по безопасной морской перевозке наливом, опасных химических грузов и вредных жидких веществ, перечисленных в кодексе. Кодекс предписывает нормы проектирования и конструкции судов независимо от тоннажа, используемых для такой перевозки, а также оборудования, которое они должны иметь, чтобы с учетом свойств перевозимых продуктов сократить до минимума опасность для судна, его экипажа и окружающей среды.
Этот кодекс был разработан с целью обеспечить международный стандарт для безопасной морской перевозки наливом, сжиженных газов и некоторых других веществ. Кодекс определяет дизайн и конструктивные особенности таких судов и оборудования, которое они должны иметь.
Целью кода является обеспечение международного стандарта для безопасной транспортировки морем, наливом сжиженных газов и некоторых других веществ, заданием на проектирование и строительство по стандартам судов, участвующих в такой перевозке. Наличие оборудования необходимое, чтобы минимизировать риск для судна, его экипажа и окружающей среды, с учетом свойств перевозимого груза.
Конвенция по безопасным контейнерам имеет две цели:
Требования конвенции распространяются на большинство грузовых контейнеров, используемых на международном уровне, за исключением тех, которые предназначены специально для перевозки по воздуху.
Конвенция ограничивает минимальный размер контейнеров, требует наличие угловых фитингов — устройства, которые позволяют крепить или укладывать контейнеры.
Конвенция включает в себя два приложения:
Содержит рекомендации для владельцев и капитанов балкеров, фрахтователей, операторов терминалов и других заинтересованных сторон для безопасного перемещения, погрузки и выгрузки твердых навалочных грузов. Рекомендации, содержащихся в кодексе могут соответствовать требованиям терминала и порта или национальным стандартам.
В первую очередь она охватывает безопасность судов производящих погрузку, выгрузку твердых навалочных грузов, за исключением зерна и отражает текущие вопросы, передовой практики и законодательных требований. Более широкие требования безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды, проблемы такие как те, которые охвачены СОЛАС, МАРПОЛ и конвенцией о грузовой марке, которые ранее не были специально включены в кодекс.
Кодекс устанавливает спецификацию материалов и соответствия судов для перевозки радиоактивных грузов.
Список материалов, указанных в коде включает в себя:
Конкретные положения в кодексе охватывают ряд вопросов, в том числе:
Кодекс устанавливает три категории судов перевозящих ОЯТ в зависимости от суммарной активности груза:
Кодекс ОЯТ — обязывает судовладельца получать международный сертификат соответствия судна для перевозки опасных грузов и в дальнейшем производить освидетельствования в соответствии с СОЛАС.
Статья 46 C.F.R. — содержит правила о перевозке наливом опасных грузов, совместимость грузов (Compatibility of Cargoes). Представлен список несовместимых грузов и правила обращения с ними. Основной документ по совместимости грузов, «Compatibility chart», представлен в виде таблицы с наименованиями грузов расположенными так, что при сопоставлении получается требуемый ответ по совместимости предполагаемых к погрузке разноимённых опасных и других грузов.
Подраздел С — опасные материалы, положения «Training requirements» (Требования к подготовке) — содержит описание требований по подготовке персонала HAZMAT (Hazardous Materials), то есть всех участников перевозки опасных грузов, методы предупреждения и безопасного сервиса всей логистики перемещения опасных грузов. Периодичность тренировок и теоретического обучения, ведение необходимой отчетности и докладов по состоянию и возможных складываемых обстоятельств.
Статья 49 C.F.R. — имеет заглавие «Транспортировка опасных грузов», относится только к перевозке грузов в упаковке и не распространяются на грузы, перевозимые навалом или наливом.
В ней предусмотрены специальные требования к командному и рядовому составу, ответственному за грузовые операции на судах, перевозящих опасные вещества в упаковке.
Подготовка персонала, ответственного за проведение грузовых операций при перевозке опасных грузов, должна состоять из трех частей:
Несмотря на то, что согласно всем международным требованиям, соответствующая подготовка персонала по обработке опасных грузов должна производиться каждые 5 лет, береговая охрана США требует, чтобы такая подготовка персонала производилась с интервалом не менее чем один раз в два года. Все требования в отношении оформления отгрузочных документов, необходимых при перевозке опасных грузов, указаны в подразделе «С». При заполнении документов следует соблюдать определенную последовательность и требования.
Во-первых , если опасный материал, предназначенный к перевозке не включен в перечень настоящих правил, то его описание должно быть внесено в грузовые документы цветом, отличимым от текста документа, выделено маркером или же буквы «X» или «RQ» должны быть расположены перед названием материала. Описание материала не должно содержать кодов и сокращений, не предусмотренных настоящими правилами.
Во-вторых , описание материала может содержать дополнительные сведения о грузе, если информация не противоречит требуемым правилам описания.
В-третьих , если грузовые документы содержат более одной страницы, то на первой странице должно быть указано общее количество страниц, а каждая последующая страница должна быть отмаркирована так, чтобы был указан номер страницы из общего числа страниц.
В-четвертых , в документах должны быть указаны телефоны для аварийной связи, в случае инцидента с грузом, так как определено в подразделе «С» настоящих правил.
Каждое упаковочное место должно содержать маркировку, предписанную настоящими правилами и идентификационный номер. Более того, если упаковка содержит более 1000 галлонов опасного материала, то маркировка должна быть нанесена на каждую сторону и каждую оконечность упаковки. Если же в упаковке содержится менее 1000 галлонов опасного материала, то маркировка должна быть нанесена на две противоположные стороны упаковки. Маркировка должна быть надежной, выполненной на черном или контрастном с упаковкой цвете, надписи должны быть выполнены на английском языке, расположена маркировка должна быть отдельно от всех других видов маркировки.
Основное отличие требований C.F.R. от требований IMDG в части маркировки в том, что C.F.R. предусматривают специальную маркировку опасных грузов на внутренних перевозках. Помимо UN номера, маркировка должна включать и ТЕХНИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ груза, а также адрес отправителя. Далее даются четкие инструкции относительно размеров надписей, их расположения на таре и транспортных единицах, специальные символы и обозначения, которые используются при маркировке каждого класса опасности. В соответствии с требованиями настоящих правил, все опасные грузы разделены на классы.
Руководство по оказанию первой медицинской помощи в случаях, связанных с опасными грузами (MFAG), является приложением к международному медицинскому руководству для судов. Указания, данные в этом руководстве, относятся к веществам, материалам и предметам, которые включены в кодекс международных морских опасных грузов и материалам, включенным в приложение В кодекса безопасной перевозки навалочных грузов. Это руководство должно применяться в сочетании с информацией, получаемой из IMDG. Оно предназначено для рекомендаций, необходимых при диагностике и лечении химического отравления в пределах возможностей, доступных на борту судна. Информация по лечению заболеваний общей природы и не связанных с химическим отравлением может быть найдена в IMGS.
Небольшие травмы, включая химические, обычно не вызывают тяжелых последствий, если приняты соответствующие меры первой помощи, описанные в данном руководстве. Хотя число известных серьезных несчастных случаев невелико, случаи, включая и с химическими веществами, которые токсичны или коррозивны, могут быть опасными и должны рассматриваться как потенциальные серьезные до тех пор, пока каждый из потерпевших полностью не выздоровел или пока не получено соответствующее медицинское заключение. Любой человек, пострадавший от химического отравления, должен быть обследован врачом в следующем порту захода.
В Руководстве химические вещества сгруппированы в таблицы по своим химическим свойствам.
Внутри группы может быть разная степень токсичности. Там, где химическое вещество, химический раствор или смесь относятся к разряду Н. У. К., то есть не указаны конкретно в кодексе IMDG, они включаются в таблицу, которая состоит из медицинских проявлений токсичности, ожидаемых от отравления этим веществом. Для таких грузов может быть заявлено число, отличаемое от тех, которые указаны в кодексе IMDG, если такое число более подходящее. Иногда вообще невозможно собрать таблицу из-за большого разнообразия возможных медицинских последствий и для этих ситуаций дается общее руководство по соответствующему лечению.
Сами таблицы дают общую информацию об отдельной группе химических веществ и указывают на возможный токсический эффект. Рекомендуемое в этом руководстве лечение рассматривается либо в соответствующем разделе, либо в соответствующей таблице. Однако, существуют различия между странами по определенным типам лечения, и когда эти различия имеются, они отличаются в соответствующем национальном медицинском руководстве.
При данных обстоятельствах, когда подозревают, но точно не уверены, что больной страдает химическим отравлением, следует ознакомиться с нужной информацией в разделе «Диагнозы отравления» данного руководства.
Предлагается к прочтению:
Требования к судам, перевозящим опасные грузы.
К перевозке опасных грузов могут быть допущены суда, имеющие соответствующую запись в классификационном свидетельстве Регистра. Можно производить перевозку только тех классов опасных грузов, которые оговорены данной записью. Судно, специально не приспособленное для перевозки опасных грузов, может быть дооборудовано и предъявлено Регистру для получения соответствующей записи в классификационном свидетельстве.
До начала погрузки опасных грузов на судно судовая администрация обязана проверить готовность судна к перевозке. В комплекс подготовительных мероприятий входят:
зачистка, мойка и сушка грузовых помещений;
проверка технического состояния оборудования судна - средств пожаротушения, системы пожарной сигнализации, газоанализаторов систем освещения, осушительной системы, системы вентиляции и т.д.;
инструктаж членов экипажа о свойствах груза, характере его опасности, видах упаковки груза, назначении знаков опасности, правилах укладки, методах предосторожности и первой помощи пострадавшим, правилах техники безопасности; с аварийной партией надлежит провести занятия по отработке методов тушения пожаров и ликвидации аварийных разливов и рассыпания груза.
Капитан несёт полную ответственность за готовность судна к перевозке опасных грузов.
Требования к таре и упаковке. Размещение опасных грузов на судне.
Требования к таре и упаковке каждого опасного груза даны в карточке на груз и в разделах перевозки конкретного класса груза. Прочность тары должна быть такой, чтобы она смогла противостоять обычным условиям морской перевозки и предохраняла груз от утечки, утряски и усушки. В Правилах МОПОГ даны определения видов укупорки тары для опасных грузов: герметически укупоренное - паронепроницаемая укупорка; эффективно закрытое - укупорка, непроницаемая для жидкости; надёжно закрытое - укупорка, при которой сухое содержимое не может высыпаться при обычных условиях обращения и перегрузки.
Материал, используемый для изготовления тары, должен быть инертным по отношению к грузу или иметь специальное покрытие из инертного материала в местах соприкосновения с грузом. На судах, перевозящих опасные грузы, должны составляться подробные грузовые планы с указанием места расположения каждой отдельной партии груза, класса груза, количества мест и массы, вида тары. Если груз пожароопасный, то грузовой план согласовывается с представителями ВОХР, а если груз опасный в санитарном отношении, то с представителями санэпидемстанции. Совместимость опасных грузов различных классов определяется таблицей совместимости (см. Правила МОПОГ маргинальные № 400, 464, 509 и с. 67513).
На судне груз размещают по усмотрению капитана, однако, он не может быть погружен на палубу без письменного согласия отправителя. Если опасный груз размещается на палубе, то он не должен занимать больше половины площади палубы. При этом должен быть обеспечен свободный проход шириной не менее 1 м. к пожарным рожкам, замерным трубкам льял, палубным механизмам и устройствам, а рабочая площадь у механизмов и устройств должна быть не менее 1 на 1 м. Груз должен быть надёжно закреплён и к нему необходимо обеспечить возможность свободного доступа, как в обычной, так и в аварийной ситуации; он должен быть защищён от воздействия морской воды и метеорологических факторов. Огнеопасные грузы должны размещаться на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок.
При размещении опасного груза под палубой необходимо обеспечить возможность контроля за состоянием груза в рейсе, а также ведения борьбы с пожаром и авариями. Для этого необходимо не загружать лазы в трюмах и на твиндеках, обеспечивающие спуск людей в трюм. При укладке опасного груза стремятся к тому, чтобы иметь возможность доступа к грузу для ликвидации аварии и извлечения всего или части груза из грузового помещения.
Груз следует укладывать плотными штабелями, исключающими его подвижку, с условием обеспечения соответствующей вентиляции (аэрации) всего погруженного в трюм груза, а если необходимо, то и каждого отдельного штабеля груза. Высота штабелирования каждого вида опасного груза определяется прочностью тары и упаковки. Она указывается в карточке на груз.
Перевозка опасных грузов регламентирована правилами главы VII Конвенции СОЛАС.
В соответствии с этими правилами Международной морской организацией (ИМО) разработан и постоянно совершенствуется Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ)
МК МПОГ состоит из 4 частей и Дополнения:
Кодекс включает алфавитный перечень опасных грузов, содержащий на 01.01.09 более 5000 наименований).
Все опасные грузы кроме транспортного наименования имеют и номер ООН. Номер ООН - это номер, присвоенный "Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов ООН" конкретному веществу или изделию. Транспортным наименованием опасного груза является его наименование, указанное в "Перечне опасных грузов" (Списки DGL опасных грузов) в ММОГ.
В соответствии с Частью 2 ММОГ все опасные грузы, перевозимые водным транспортом, делятся на 9 классов:
Класс 1 - Взрывчатые вещества;
Класс 2 - Газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением;
Класс 3 - Воспламеняющиеся жидкости;
Класс 4.1 - Воспламеняющиеся твердые вещества;
Класс 4.2 - Вещества, способные самовозгораться;
Класс 4.3 - Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
Класс 5.1 - Окисляющие вещества;
Класс 5.2 - Органические перекиси;
Класс 6.1 - Ядовитые (токсичные) вещества;
Класс 6.2 - Инфекционные вещества;
Класс 7 - Радиоактивные вещества;
Класс 8 - Едкие и коррозионные вещества;
Класс 9 - Прочие опасные вещества и изделия.
Если опасный груз не указан в списке DGL ММОГ или Рекомендациях ООН, ему присваивается термин Н.У.К. (не указанное конкретно) - Not Otherwise Specified (N. O. S). Будучи опасным, груз должен классифицироваться согласно опасности (по заявке грузоотправителя или акта лабораторных испытаний).
Тара с опасными грузами должна иметь маркировку, указывающую их правильное техническое наименование.
Тара с опасными грузами должна иметь отличительные знаки опасности, выполненные в виде ярлыков или плакатов либо нанесенные на упаковки с помощью трафарета, в зависимости от того, что является приемлемым, четко указывающие на опасные свойства, находящихся в ней грузов.
Способы нанесения на тару с опасными грузами правильного технического наименования, крепления к ней ярлыков или плакатов или нанесения на нее с помощью трафарета знаков опасности должны быть такими, чтобы данная информация оставалась различимой на таре, находящейся в морской воде по меньшей мере в течение трех месяцев.
Такие маркировки и знаки опасности, выполненные в виде ярлыков или нанесенные с помощью трафарета, должны иметься на всей таре с опасными грузами, за исключением:
2) случаев, когда особыми обстоятельствами допускается, чтобы тара укладывалась и перегружалась укрупненными грузовыми местами, имеющими отличительные знаки опасности.
Размещение и крепление опасных грузов
Опасные грузы должны быть погружены, размещены и закреплены безопасно и надлежащим образом в соответствии с характером этих грузов. Несовместимые грузы должны быть отделены друг от друга.
Взрывчатые вещества (за исключением боеприпасов), представляющие серьезную опасность, должны быть уложены в особые помещения, надежно запертые во время рейса. Такие взрывчатые вещества должны быть отделены от детонаторов. Электроаппаратура и кабели во всех помещениях, в которых перевозятся взрывчатые вещества, должны быть устроены и использованы так, чтобы сократить до минимума опасность возникновения пожара или взрыва.
Перевозимые в таре опасные грузы, которые выделяют опасные пары, должны быть уложены в помещении с искусственной вентиляцией или на палубе. Перевозимые навалом опасные грузы, которые выделяют опасные пары, должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях.
На судах, перевозящих воспламеняющиеся жидкости или газы, должны приниматься особые меры предосторожности против возникновения пожара или взрыва.
Вещества, способные самонагреваться или самовозгораться, не должны перевозиться без принятия надлежащих мер предосторожности с целью сокращения до минимума возможности возникновения пожара.
Все грузы, кроме навалочных и наливных, должны быть погружены, размещены и закреплены в течение всего рейса в соответствии с Наставлением по креплению груза, одобренным Администрацией.
Тара для перевозки опасных грузов
Тара опасных грузов должна:
быть качественной и в хорошем состоянии;
иметь такую внутреннюю поверхность, которая не поддается опасному воздействию содержимого при возможном контакте с ним;
выдерживать обычный риск при погрузке-выгрузке и перевозке морем.
Используемый для упаковки сосудов с жидкостью поглощающий или прокладочный материал должен:
1) сводить к минимуму опасность, которую может вызвать жидкость;
2) исключать перемещение сосуда и облегать его со всех сторон;
3) насколько это целесообразно и практически возможно, быть в количестве, достаточном для поглощения жидкости при повреждении сосуда.
Баллоны или сосуды для газов, находящихся под давлением, должны быть соответствующим образом изготовлены, испытаны, правильно наполнены и содержаться в хорошем состоянии.
К порожним неочищенным сосудам, в которых перевозились опасные грузы, должны применяться правила, относящиеся к наполненным сосудам, если не были приняты надлежащие меры, которые делают такие порожние сосуды совершенно безопасными.
В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.
Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.
Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:
Под это обозначение подпадают вещества:
МК МОПОГ — основной документ, регламентирующий перевозки опасного груза морем.
Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:
Существует , выделенных на основании их характеристик и степени опасности.
За готовность судна к перевозке опасного груза отвечает капитан.
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.
Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).
При транспортировке грузов иностранных фрахтователей упаковка, маркировка, документация, класс груза должны соответствовать МК МОПОГ.
В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.
К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:
О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.
При перевозке опасного груза морем маркируется упаковка и тара, в которой находится груз. Специальные ярлыки устанавливаются и на сам груз, и на транспортное средство, перевозящее его.
Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:
К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.
Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта