Краткий рассказ мороз красный нос. «Мороз, Красный нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селениях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый мрк, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».

Вы прочитали краткое содержание поэмы «Мороз, Красный нос». В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Н. А. Некрасова всегда волновала судьба русского крестьянства, и особенно положение женщины. Этой теме он посвятил немало произведений, в числе которых и опубликованная в 1863 году - уже в пореформенный период - поэма «Мороз, Красный нос». Краткое содержание произведения, конечно, не дает возможности в полной мере оценить его достоинства, но позволяет обозначить круг тех проблем, которые волнуют автора.

Вступление

Н. Некрасов посвятил поэму своей сестре, Анне Алексеевне. Уже в обширном вступлении обозначены ее общая тема и настрой. Это признание автора в нелегкой доле поэта, знающего о жизни гораздо больше других людей. Потому и новая песня «будет много печальнее прежней», а в будущем все видится «еще безнадежней».

Воспоминания о родном доме и смерти матери завершаются прямым обращением к сестре: «… поняла ты давно - здесь одни только камни не плачут...».

Часть 1. Смерть крестьянина

Невеселые мысли вызывает у читателя поэма. Вот ее краткое содержание.

«Мороз, Красный нос» Некрасов начинает с описания трагедии в жизни крестьянской семьи. Умер ее глава и кормилец, оставив сиротами родителей, жену и двоих малолетних детей. Отец отправился рыть сыну могилу («Не мне б эту яму копать!»). Мать за гробом пошла. Жена «тихонько рыдает» над саваном - шьет последний наряд мужу. И только «глупые дети» шумят, еще не понимая случившегося.

О тяжкой доле славянки

Рассказ о трудной жизни крестьянки занимает важное место в 1 части поэмы «Мороз, Красный нос». Краткое содержание его таково.

Изначально русской женщине уготованы три горьких доли: и матерью раба, а также до гроба покоряться судьбе. И сколько бы веков не проходило, это положение не меняется. Но никакая суровая жизнь не способна сломить «красивую и мощную славянку» - именно такой видится Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

Красивая и ловкая во всем, терпеливая и величавая, с походкой и «взглядом цариц», русская женщина всегда вызывает восхищение. Хороша она и в момент, когда косит, и когда лицо ее «гневом горит». Не любит безделья даже по выходным, но если уж появится на лице «улыбка веселья», сменившая на нем «трудовую печать», то ни в песне, ни в пляске нет ей равных.

Она чувствует ответственность за всю семью, потому у нее в хате всегда тепло, детишки накормлены, да и к празднику лишний кусок припасен. А уж когда такая «баба» идет к обедне с ребенком на руках, «всем любящим русский народ» становится «по сердцу» возникшая картина - так завершает рассказ Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», таким образом, - это прежде всего поэма о судьбе русской крестьянки.

Крепится гордая Дарья, но слезы невольно катятся, падая на «быстрые руки» и саван.

Прощание с Проклом

Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов. «Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе. Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо - «красивое, чуждое муки».

И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…

А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом - в поле, зимой - в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой - «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…

Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.

Часть 2. Дарья

Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.

Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся - не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты - староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.

Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».

Краткое содержание встречи с величественным воеводой лесов и полей

Поразмыслив, прислонилась Дарья к высокой сосне, стоит «без думы, без стона, без слез». Истомившаяся душа вдруг обрела покой, страшный и невольный. А мороз все крепчает. И вот появляется склоняется над головой несчастной, приглашает ее в свое царство. И вдруг Проклушкой Мороз обратился, зашептал ласковые речи.

Все больше холодеет Дарья, а перед глазами возникает картина. Жаркое лето. Она копает картошку, рядом свекровь и Маша. Вдруг появляется муж - рядом с Савраской шагает, из горохового поля выскакивает Гриша. А под сердцем у нее - ребенок, который должен родиться по весне. Затем Прокл встал на телегу, посадил Машутку с Гришей - и «воз покатил». А на лице глядящей им вслед Дарьи появляется «улыбка довольства и счастья». Сквозь сон слышит она прелестную песню, и душа все больше погружается в долгожданный покой. Прыгнувшая на сосне белка роняет на героиню снег, а Дарья стоит и стынет «в своем заколдованном сне». Так заканчивается поэма «Мороз, Красный нос».

Поэтические произведения Некрасова ничуть не проще объемной прозы политического содержания. Этот поэт всегда писал о наболевших проблемах России. Именно поэтому так важно иметь перед собой очень краткое содержание его поэм для читательского дневника. Оно поможет запомнить основные события и разобраться в сюжете.

(336 слов) Произведение начинается с письма, отправленного сестре главного героя, где говорится о его грядущей смерти, потере вдохновения и ненависти людей к нему. Брат признается ей, что его силы на исходе, но всё то хорошее, что он написал вместе с музой, — посвящено ей. Он благодарен сестре за «слезы и молитвы», которые уберегли его от мести врагов. И эта последняя работа, самая грустная и трагическая, тоже посвящается ей.

Далее говорится о старушке, которая, в мороз пошла понукать савраску. Крестьянская семья находится в критическом состоянии из-за смерти кормильца. Автор рассказывает, как судьба жестоко распорядилась с русской женщиной: она до смерти покоряется рабу и является матерью сына раба. Но рассказчик не забывает и о достоинствах крестьянки, способной быть сильной и красивой. Она стойко сносит бремя бед, содержит семью, заботясь о каждом родственнике.

Жизнь крестьянки сломила трагедия, способная забрать всякую радость и надежду: умер муж. В одном селе, за четыре версты от избушки, отец покойного решается копать могилу. Вскоре в деревню прибыл старый знакомец – блаженный Пахом, который соболезновал утрате старика и вдовы. На сосновом столе лежит мёртвое тело мужчины. Родные оплакивают покойного. На похороны пришли и другие люди. Тело отправляют на савраске, автор пишет и о его тяжелой участи, ведь он своим трудом обеспечивал хозяев. Причиной смерти стала сильная простуда, которую односельчане лечили лишь народными средствами. Многие обеспокоены дальнейшим воспитанием детей умершего.

Крестьянка Дарья направилась в лес. Автор описывает лесную красоту в зимнюю пору. Дарья полна отчаяния, рубит в лесу дрова. Крестьянке, без мужа, приходится очень тяжело. Героиня размышляет о будущем своих детей, также тоскуя по мужу. Отец не заступится за сына, когда его заберут в солдаты, жене он тоже не поможет. В лесу у нее замёрзли ноги, из-за чего ей трудно ходить. Позднее, когда молитвы женщины были услышаны, её ноги снова в рабочем состоянии. Но вдова вновь принялась рубить дрова, и её ногам стало гораздо хуже. Неожиданно, над героиней провисел воевода Мороз, который восхвалял свои уникальные способности и предлагал пострадавшей руку помощи. Морозко погрузил красавицу в вечный сон, заморозив её. Женщине снится лето, которое она проводит с мужем и детьми.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мороз, Красный нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, "есть женщины в русских селеньях", к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!". В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается "глухой, сокрушительный вой". Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова "и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит...".

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею "без думы, без стона, без слез". И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, "в ней дольнего счастья предел". Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет "в своем заколдованном сне...".

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot