Активные формы методической работы в школе. Виды и формы методической работы преподавателя

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

1. Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Тренинг

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1. Приветствие команд, в котором учитывается:

соответствие выступления заданной теме;

актуальность;

форма представления.

Время выступления — 10 минут.

2. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса — 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы.

7. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни школы). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Активные формы организации методической работы

Дискуссия

Цель — вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения — коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика организации:

Определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов.

Определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия
(случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся).

Составление плана.

Предварительное ознакомление педагогического коллектива с основными положениями обсуждаемой темы.

Методика проведения:

Ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей.
Вопросы слушателям предъявляются последовательно в соответствии с планом.

Организация обсуждения различных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

Заключение по итогам обсуждения.

В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы слушателей, при необходимости аргументированно опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит слушателей за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

хорошо знать предмет, тему дискуссии;

изучить позицию и аргументы оппонентов;

не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

Методический ринг

Цель — совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения — групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).

Методика организации и проведения:

1 вариант — методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.

Например, на методическом ринге по теме "Школа без дисциплины что мельница без воды" (Я. А. Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: "Как я добиваюсь дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?".
Заранее готовятся два оппонента. Каждый оппонент имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.
Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т. д.

II вариант — методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках" предполагает соревнование следующих методических идей:

применение игровых заданий;

использование активных форм обучения;

организация группового взаимодействия учащихся;

повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.

Творческие группы защиты методических идей создаются заранее.

Ход методического ринга (очередность защиты идей) определяет жеребьевка.

Группа анализа оценивает уровень подготовки участников.

Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом.

Методические посиделки

Цель — формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Форма проведения круглый стол.

Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог

Цель — обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения — круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Формы организации методической работы

Работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы

Организационно-методическое обеспечение УВП

Работа с молодыми специалистами

Передовой педагогический опыт

Работа по самообразованию

Педагогический мониторинг

Педсоветы

Методсовет

Школа молодого учителя

Работа творческих лабораторий

Работа над индивидуальной темой по самообразованию

Посещение и анализ уроков учителей

Психолого-педагогические консилиумы

Заседания

методического объединения

Школа молодого классного руководителя

Работа целевых творческих групп

Консультирование и индивидуальные собеседования

Изучение системы работы учителя по теме

Тематические семинары

Инструктивно-методические совещания

Наставничество

Творческие отчёты учителей

Создание уголков «В помощь по самообразованию»

* Материалы из опыта работы

* Публикации из периодических изданий

Контрольные срезы

Семинары-практикумы

Совещания при директоре

Взаимопосещение уроков

Открытые уроки

Диагностика педагогических кадров

Семинары- тренинги

Совещания при зам. директора

Индивидуальные консультации

Уроки-панорамы

Собеседование с учителями и учащимися

Педагогическая студия

Выставки-презентации новинок педагогической литературы

Анкетирование

Неделя педагогического мастерства

Педагогические чтения и педконференции

Составление комплексных программ (по преемственности, охране здоровья и т.д.)

Конкурс «Лучший молодой педагог»

День открытых уроков

Обобщение системы работы учителя

Лекторий

Уроки-отчёты молодых специалистов

Открытые внеклассные воспитательные мероприятия

Обобщение опыта работы учителя по определённой теме

Диспут или дискуссия по теме

Составление программ наблюдений

Создание уголка «В помощь молодому специалисту»

Научно-практическая конференция

Деловые игры

Организация методических уголков, выставок, кабинетов

Педагогическая выставка

Педагогическая экскурсия

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта

Активные формы организации методической работы

1.Теоретический семинар

Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

    ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

    определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

2. Методические оперативки

Цель : стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

3. Тематические педсоветы

Цель : выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.

Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

4. Методические дни

Цель

    ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;

    создание "копилки" внутришкольных методических находок.

5. Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

    Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

Цель : знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

    ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;

    проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

    Дискуссия

Цель : вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

    Методический ринг

Цель : совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Методический диалог

Цель : обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

    Деловая игра

Цель : отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

    Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

    Педагогический КВН

Цель : активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

    Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

    Мозговой штурм

Цель : развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

    Наставничество

Непосредственное обучение молодого учителя наставником (опытным учителем).

Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

    обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;

    обеспечение уровня работы молодого учителя;

    формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

    Методическая декада

Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

    Интеллектуальный марафон

Цель : знакомство с педагогическим творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Предметные недели

Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

    " День науки"

    Дни гуманитарных знаний

    Психолого-педагогические семинары

    Мастерская повышения квалификации

    Научно-практические конференции учителей и учащихся

    Индивидуальная работа над личной творческой темой

    Экспериментальная работа

    Работа школьной академии наук (ШАН)

    Издательская деятельность

    Работа творческих групп

Примерные темы семинаров

    Управление процессом профессионального развития педагогов.

    Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.

    Активные формы развития профессионализма педагогических кадров.

    Идеологическая работа в учреждениях образования: сущность содержания, функции.

    Оценка качества образования и ВШК по предметам.

    Система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития.

    Анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя.

    Мотивация как фактор повышения педагогического мастерства.

    Современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров.

    Роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.

    Роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования.

    Проблема самоанализа урока.

    Научная дискуссия как средство обучения.

    Программа индивидуальной работы с отстающими учащимися.

    Урок – как форма повышения методического мастерства.

    Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов обучения школьников;

    Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;

    Повышение эффективности контроля за состоянием учебной деятельности школьников.

    Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.

    Организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях учащихся.

    Новые педагогические технологии и их использование в учебном процессе.

    Разнообразие контроля и учёта знаний, умений и навыков учащихся.

    Мотивация учения путём формирования у детей познавательных интересов.

    Реализация гуманистической направленности обучения через личностно-ориентированный педагогический процесс.

    Роль качественной оценки знаний в формировании личности ребёнка.

    Реализация в учебном процессе концепции личностно-ориентированного обучения.

    Личностная направленность оценки результатов деятельности учащихся.

    Создание на уроке оптимальных условий для развития личности.

    Психолого-педагогическая деятельность в создании ситуации успеха.

    Реализация в учебной деятельности свободы выбора.

    Искусство педагогического общения на уроке.

    Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребёнка.

    Особенности работы учителя с нестандартными детьми.

    Развитие способностей ребёнка – настоятельная потребность времени.

    Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроках, дифференциация – решение многих проблем обучения.

Критерии эффективности организации и планирования методической работы:

1. Нормативно-правовая обеспеченность деятельности.

2. Уровень функционирования или развития системы методической работы (единство целей, задач, содержания, форм, методов, организации и конечных результатов).

3. Оптимальность структурно-функциональной модели методической службы.

4. Чёткость и конкретность планирования.

5. Актуальность тематики.

6. Целенаправленность и систематичность в проведении методической работы.

7. Привлечение к методической работе всех членов педагогического коллектива.

8. Изучение и использование членами педагогического коллектива опыта работы своих коллег.

9. Технологизация учебно-воспитательного процесса.

10. Открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования.

11. Создание творческой, деловой атмосферы в коллективе со стороны руководителей.

12. Диагностическая основа для определения структуры, содержания и форм методической работы.

13. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.

14. Учёт передового педагогического опыта.

15. Сплоченность педагогического коллектива.

16. Развитие творческой активности педагогических кадров, повышение их общей культуры.

17. Последовательный переход от коллективных форм работы к самообразованию.

18. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности.

Планирование работы МО

Планово-прогностическая деятельность администрации является основой управления методической работой в школе. Как любая деятельность, она должна иметь свои цели, средства и результаты. Методическое объединение (МО) является центральным звеном методической работы в школе и создаётся при наличии не менее трёх специалистов одного профиля. Педагоги малокомплектных школ принимают участие в работе межшкольных (кустовых) МО.

Общее руководство МО осуществляет зам. директора по УВР. Непосредственно же руководить МО может учитель, избранный коллегами из числа наиболее опытных педагогов.

Для осуществления контроля за работой МО руководитель школы должен чётко представлять задачи, стоящие перед МО и содержание его деятельности, которая включает организационную учебно-методическую и воспитательную работу.

В конце каждого учебного года (апрель-май) руководители МО готовят отчёт о проделанной работе за год, в котором излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы и определяются основные задачи и краткая программа деятельности на следующий год.

После определения основных задач и мероприятий для МО руководители МО составляют План работы на учебный год. План представляет собой структурную определённую последовательность мероприятий, ведущих к достижению уже определённого комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом и включать все необходимые решения. Для реализации плана необходимо разработать стандартную систему отчётности и осуществлять её анализ как по результатам деятельности всего МО, так и отдельного учителя. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности МО, сравнение полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, невозможны без качественного планирования. План становится предпосылкой для составления подробных календарных графиков, расписаний и т.п.

Центральное место в планировании занимают задачи календарного планирования, т.е. увязывание мероприятий между собой во времени и с возможностями других МО. В простейшем случае параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждого мероприятия, их продолжительности и необходимые ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические). Существуют различные способы отображения календарного плана. Наиболее распространены календарные планы в виде линейных диаграмм и списков работ (таблицы, планы - сетки). Опыт показывает, что наиболее приемлемым для председателей МО является календарный план в виде таблицы.

План работы МО состоит из следующих разделов:

    тема, над которой работает МО;

    цель и задачи МО на новый учебный год;

    общие мероприятия;

    учебно-воспитательная работа МО;

    методическая работа;

    совершенствование учебно-методического обеспечения.

Тему, цель и основные задачи деятельности методическое объединение формирует, исходя из общешкольных задач с учётом специфики работы.

Организационные формы:

    методические объединения;

индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

Работа методических объединений

Центром учебно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений являются МО.

Руководство МО осуществляет учитель, которые имеют высшую или первую категории.

Работа руководителей МО строится на основе анализа работы МО за истёкший год, задач на новый учебный год.

Заседание МО проводится согласно утверждённому методическим советом плану, но не реже 4 раз в год.

Работа руководителей методическими объединениями должна поощряться ежемесячно и по результатам работы в конце года.

В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:

    проведение заседаний МО;

    выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО

    проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;

    изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей школы;

    организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов;

    укрепление учебно-методической и материальной базы;

    знакомство с передовым опытом учителей других учреждений образования и внедрение его в деятельность учителей МО;

    организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогов;

    подготовка и проведение аттестации преподавателей;

    подготовка календарно-тематических планов, разработка программ факультативов и курсов по выбору;

    подготовка и проведение предметных дней, недель, декад;

    проведение всех видов учебных занятий, экзаменов, зачётов;

    диагностика качества образования учащихся;

    подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т. д.;

    подготовка и проведение внеклассной работы среди учащихся в соответствии с профилем методических объединений;

    руководство научно- исследовательской работой учащихся и преподавателей;

    проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и т.п.;

    посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО;

    социальная защита педагога.

После проведения дней творческого отчёта разработки научно-методических материалов сдаются в методический совет.

Примерная схема анализа

плана работы МО

Цели и задачи:

    Соответствие общешкольным задачам.

    Соответствие аналитическим выводам по результатам работы в предыдущем году.

    Актуальность и глубина рассматриваемых вопросов.

    Практическая направленность.

    Диагностическая обоснованность.

    Конкретность.

    Логичность и последовательность (цели-задачи-мероприятия.)

Формы работы МО:

    Соответствие формы и содержания.

    Разнообразие форм работы.

    Работа в секционный и межсекционный периоды.

Выполнение плана работы и его корректировка:

Определение форм контроля за выполнением.

Наличие протоколов заседаний, докладов, дидактических материалов.

Обобщение опыта работы.

Примерная схема анализа занятия МО

1. Актуальность тематики:

    связь с проблемами учебно-воспитательного процесса по итогам годового анализа работы школы за прошлый учебный год;

    связь с задачами, стоящими перед школой в текущем учебном году.

2. Место данного занятия в системе работы МО.

    актуальность, конкретность, практическая направленность;

    отражение идей реформирования школы, нового содержания образования и работы по новым программам;

    соответствие требованиям нормативных документов;

    научная обоснованность (использование новейших исследований и психологической науки);

Формы проведения занятия

    соответствие формы и содержания;

    наличие активных форм работы и др.

5. Степень активности каждого учителя в работе данного МО. Уровень подготовки членов МО.

6. Качество разрабатываемых в МО методических материалов (докладов, методических рекомендаций, разработок и т.п.), их конкретность и действенность.

7. Связь занятия МО с самообразованием и курсовой переподготовкой учителей.

8. Качество подготовки занятия МО.

9. Уровень подготовки руководителя МО.

10.Материальная база занятия

    наличие учебно-методического кабинета;

    материалов из опыта работы;

    наличие ТСО;

    организация выставки и т.п.

11. Степень реализации запланированной работы.

12. Эффективность занятия МО.

Анализ эффективности методической работы в школе.

Схема анализа методической работы.

Цель анализа : определить уровень продуктивности методической работы в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.

    Оценка диагностического характера методической работы в школе.

    Эффективность и действенность работы предметных кафедр (или методических комиссий) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

    Эффективность деятельности предметных кафедр(методических комиссий) по организации и проведению открытых уроков, предметных недель, научно-методических конференций, олимпиад по предмету, педагогических чтений…

    Эффективность деятельности предметных кафедр по обощению и освоению передового педагогического опыта.

    Состояние и действенность самообразовательной работы учителей…

    Работа предметных кафедр по совершенствованию урока и повышению качества преподавания учителей- предметников.

    Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп учителей, университета передовых знаний.

Памятка по организации контроля за состоянием методической работы

Объекты контроля:

    планирование и содержание работы МО;

    работа творческих групп;

    наставничество;

    аттестация;

    самообразование;

    учёба (курсовая подготовка);

    передовой педагогический опыт.

Программа наблюдения

    Отражение в планах МО задач школы. Выполнение и результативность планов.

    Выявление затруднений. Рост методического мастерства.

    Состояние преподавания, уровень педагогического мастерства.

    Знание и внедрение новой технологии на уроке.

    Посещение занятий. Результативность. Внедрение в практику новых идей.

    Краткая характеристика замысла урока. Конспект урока.

Где будет слушаться вопрос

    На совещании при директоре.

    На педагогическом совете.

    На заседании аттестационной комиссии.

Выводы

    возрос профессиональный уровень учителей;

    основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых на уроке для активизации деятельности учащихся, повышение эффективности урока;

    остаются нерешенными вопросы организации дифференцированной самостоятельной работы на уроке, мотивации учебной деятельности, формирования навыков самоконтроля;

    многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности;

    учащиеся показали хороший уровень предметных ЗУН, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения трудных вопросов;

    интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся

Выводы

    С помощью системы вопросов, создания проблемных ситуаций, разных уровней проблемно- эвристического решения задач учитель добивался активности и самостоятельности мышления.

    Удачное сочетание фронтальной работы в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий способствовало организованности учащихся на уроке.

    Добиваясь сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся учитель обеспечивал условия для продуктивной работы мышления и воображения.

    Качество усвоения знаний зависит от системности, связи с предыдущими и последующими уроками, от связи с опытом и знаниями учащихся.

    Быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся позволило успешно справиться учителю с поставленными задачами.

    Учитель использует методы и приемы, которые приводят учащихся к самостоятельному добыванию знаний и "открытию истины".

    Учитель не подавляет, дает возможность самовыражаться.

    Учитель в процессе анализа раскрывает проблемы общественного и нравственно-эстетического характера, воспитывает у школьников активную гражданскую позицию.

    Учитель стимулирует творческую инициативу учащихся и отстаивание своей точки зрения.

    Учитель на уроке успевает много сделать, благодаря умению рационального использования времени, четко поставленной работе.

    Урок насыщен материалом, требующим раздумий и мыслительной активности.

    Учитель включает в учебный материал занимательные факты, использует имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки.

    Учитель при отборе учебного материала учитывает познавательные интересы и потребности учащихся.

    Учитель организует совместное обсуждение вопросов, проблем.

    В процессе коллективной, групповой и индивидуальной работы учитель способствует формированию у учащихся веры в свои возможности.

    Учитель любит свой предмет и умеет это показать детям.

    На протяжение всего урока учителю удается поддерживать устойчивость внимания учащихся, сосредоточенность.

    Учитель ставит задачи межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют более глубокому усвоению.

    Учитель умеет концентрировать внимание учащихся на самом главном.

    Высокий уровень педагогического мастерства: работает вдохновенно, ему присущи: собранность, энергичность, доброжелательность, легкость на подъем, профессиональная зоркость, способность к волевому воздействию, грамотная доступная речь, увлеченность, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость, умение создавать атмосферу радостного искреннего общения ребят с учителем и друг с другом, деловой контакт.

    В системе комментируется деятельность учащихся, дается развернутая оценка.

    Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всего класса в зависимости от способностей

    Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную, но научную форму, речь выразительная, богатая.

Выводы

    Не прослежаивается содержательная логика урока.

    Темп урока невысок.

    Учитель "привязан" к конспекту, не импровиизирует.

    Атмосфера не настраивает на активную учебную работу.

    На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.

    Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий с стороны учителя и учащихся

    Деятельность учеников носит монотонный характер

    Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

    Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать.

    Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися.

    Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров.

    Вопросы носят репродуктивный характер.

    Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей.

    Учитель не заостряет внимания на культуре взаимоотношений.

    У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН.

    Ответы учащихся не комментируются.

    Контроль формальный, а не содержательный.

    Изученный материал не усвоен большей частью учащихся.

    Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Цель индивидуальных форм методической работы - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Основой методической работы является наблюдение воспитательно-образовательной работы в группах. Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут ваши рекомендации, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2-3, которые носят существенный характер, и их учет в дальнейшей работе позволит решить существующие у педа-гога проблемы. Наблюдая процесс взаимодействия воспитателя и детей в процессе игр, занятий, других видов деятельности с определенной целью (например, анализ характера обращения воспи-тателя к детям в повседневной жизни), вы, безусловно, обратите внимание и на другие проблемы, но пусть это будет целью последующего наблюдения.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя - приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить эффективность работы воспитателя. Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Уходя из группы, достаточно поблагодарить его, попрощаться с детьми, можно назначить время воспитателю для беседы. Там, где эта работа приобретает характер системы, воспитатели сами приходят в определенное время в методический кабинет, чтобы побеседовать со старшим воспитателем. Такая беседа носит характер деловой.



Беседа - одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Старший воспитатель должен, хорошо подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат. Нельзя надеяться на то, что как-нибудь все получится само собой, надо тщательно продумать те вопросы, которые вы хотите обсудить с воспитателем. Искусству проводить деловые беседы надо учиться.

Нужно усвоить несколько важных рекомендаций по ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на том, что в любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о чем идет речь.

1. Внимательно выслушайте собеседника до конца. Всегда беседа начинается с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему она использовала те или иные приемы, что получилось, а что нет, почему. Иначе говоря, должен быть проведен самоанализ своей деятельности.

2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего собеседника. Не допускайте, чтобы ваше мнение складывалось до того, как вы тщательно взвесили все факты.

3. Избегайте недоразумений и неверных толкований. При любой неясности сразу же прямо справляйтесь у собеседника, что же именно он подразумевает? Не допускайте в разговоре недостаточно ясных терминов, недомолвок. Изложение должно быть ясным,

систематизированным, сжатым и прежде всего понятным и простым. Это относится как к воспитателю, так и к методисту.

4. Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед - это искусство общения с людьми. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д.

5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности рекомендации или совета, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Всегда надо следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение увеличивает шансы успешного завершения беседы.

6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается. Не воспринимайте как трагедию, если собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится, а сможет уверенностью тона, мягкостью речи успокоить собеседника.

7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постарайтесь не допускать впечатления, что собеседник под вашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет ваши предложения потому, что вы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не спешите - дайте своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности ваших идей.

8. Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.

Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого - направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего - заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей - столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.

Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование . Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования - одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения. Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик - хороший стимул для организации этой работы.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д. Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контро-лируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа. Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, 51

проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию - источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.

Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т.д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Тема 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5. Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание. Проанализируйте план работы специалистов. Предложить темы занятий и экскурсий.

Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

Выделите особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования

Интегрированное планирование специалистов в МДОУМесяцы Тема, цель интегрированных занятий Воспитатели групп Специалисты Музыканты
Познавательные занятия Экскурсии, прогулки Интегративные занятия «Музыкальная гостиная »
Сентябрь «Вновь мы вместе» («Дружба») Цель: формирование коммуникативных способностей детей дошкольного воз-раста «Что такое дружба?» (по-словицы, пого-ворки, рассказы, стихи, сказки о дружбе) Организация хороводов на прогулках и игр на сближе-ние «Шире круг» «Музыка нас свя-зала...» (хороводы, музыкальные игры на сближение)
Октябрь «Золотая осень» Цель: обратить внимание детей на красоту осенней природы «Время года - осень. Три осени» Экскурсии и прогулки по микрорайону, в парк «Уж небо осенью дышало» Музыкальные произведения об осени. (П.И.Чайковский, Вивальди)
Ноябрь «Доброта» Цель: знакомство детей с добротой как чертой характера человека «Доброта, доб-рый человек, добрые сказоч-ные герои» (доброта как черта характера) Экскурсия в городской вы-ставочный зал (добрые лица) «Мы творим добро» Как музыка влияет на характер человека
Декабрь «Здравствуй, Новый год!» Цель: познакомить детей с историей возникновения но-вогоднего праздника «Как встречали Новый год на Руси» (о елке, Деде Морозе, старом и Новом годе, новогодних Экскурсии по городским площадям, где стоят елки «Зимняя сказка» Музыкальные произведения о зиме

Елена Семенькова
Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом»

Успешность педагогического процесса , воспитателей

методической работы единой линии действий педагогического коллектива .

Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы , (педагогические советы , семинары, практикумы, консультации , открытые просмотры, деловые игры и. т. д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации , собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы .

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям . В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы , параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов ) .

Групповые консультации планируются в годовом плане работы учреждения , отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует подготовку , и профессиональной компетентности.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы . Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации , высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение помогают им осмыслить свой опыт под углом зрения научных выводов.

Консультирование должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики , психологии и педагогической практики .

Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы , которые будут рассматриваться в ходе консультации .

Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов , возрастной группы детей, вида группы.

Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности : раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации .

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации .

Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться .

Семинары и семинары – практикумы

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду .

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале года руководитель составляет подробный план работы . Руководителями семинара может быть заведующая, воспитатели , приглашенные специалисты, медицинский работник .

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация . Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию .

Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами , обсуждение двух противоположенных точек зрения, работа с нормативными документами и т. д. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов .

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт , педагогическое мастерство .

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время занятия , получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя , стать свидетелем процесса педагогического творчества .

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей :

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми .

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя , предложить вопросы, на которые следует обратить внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному воспитателю - просчитать активность детей, другому – сочетание разных методов и приемов , применяемых воспитателем , рациональное использование пособий. Оценить, комфортно ли детям.

По итогам открытого просмотра принимается решения; например, внедрить в свою работу этот опыт . Конспекты предоставить в методический кабинет , или предложить обобщение опыта работы воспитателя , с целью предоставление его на окружные педагогические чтение .

Деловые игры.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует в умение разрешения реальных педагогических проблем .

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может претворять семинары и спецкурсы, практическое занятие. Она должна проводиться в конце обучения.

Разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы :

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игр;

Составление задание для участников;

Подготовка оборудование.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога . Руководитель дошкольного учреждения так организует работу , чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой , пополнять и расширять знания? Педагогика , как и все науки, не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета может следующей : выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами консультация , семинарское занятие т. д. Это может быть работы с детьми , в котором воспитатель использует знания в ходе самообразования.

Формы самообразования .

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов , практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др .

Наставничество.

Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной

работы с молодыми педагогами , не имеющими трудового стажа

педагогической деятельности в образовательном учреждении или

имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями ,

нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения

непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Дошкольное наставничество предусматривает систематическую

индивидуальную работу опытного педагога по развитию молодого

специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической

деятельности. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении -

оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, ядра.

Задачи дошкольного наставничества :

Привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и

закрепить их в образовательном учреждении;

Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога ,

развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Способствовать успешной адаптации молодых педагогов корпоративной

культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

Успешность педагогического процесса , работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей , но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива .

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot