Муфты - это устройства, служащие для соединения валов между собой или с деталями, свободно насаженными на валы (зубчатые колеса, шкивы), с целью передачи вращающего момента.
Классификация муфт:
По способу соединения:
1 . Постоянные
Ø Глухие (требующие строгой центровой точности соединяемых валов)
Ø Компенсирующие (допускающие параллельное смещение, взаимное перекос осей)
v Жесткие (не имеющие эластичных элементов и передающие вместе с моментом возможные толчки и удары)
v Упругие (смягчающие толчки и удары)
2. Сцепные муфты: (предназначены для соединения и разъединения валов во время вращения или во время покоя)
Ø Фрикционные (т. е. осуществляющие сцепление за счет сил трения; обеспечивают плавное сцепление ведомого и ведущего вала и пуск в ход неподвижного вала от вращающегося ведущего). В зависимости от формы и числа рабочих поверхностей делятся:
ü Дисковые
ü Многодисковые
ü Конические
ü Барабанные
Ø Кулачковые (состоят из двух полумуфт, одна насаживается наглухо, вторая может перемещаться вдоль вала по призматической направляющей шпонке)
3. Предохранительные муфты (предназначенные не только для соединения валов, но и для предохранения машины от поломки при аварийной перегрузке)
Ø Муфты со срезным штифтом, соединяющий полумуфты.
Ø Фрикционные предохранительные муфты (постоянно замкнутые)
По конструкции:
Ø Втулочная муфта- простейшая из глухих постоянных муфт. Это стальная или чугунная втулка, установленная с натягом на концы соединяемых валов. Муфта закрепляется навалах и передает момент при помощи призматических, клиновых или сегментных шпонок или конических штифтов. Конструкция и изготовление муфты несложны.
Недостатки втулочной муфты: трудность разборки, необходимость очень точного совмещения осей валов.
Ø Поперечно-свертная муфта - также применяется для соединения строго соосных валов. Муфта состоит из двух полу муфт, имеющих форму фланцев. Полумуфты насаживают на концы соединяемых валов и стягивают болтами.
Ø Продольно-свертная (или продольно разъемная) глухая муфта состоит из двух половин, соединенных болтами для создания давления между поверхностью вала и муфтой в плоскости разъема муфты имеется небольшой зазор. Давление, создающееся при затягивании болтов, вызывает на поверхности вала силы трения.
Достоинства продольно-свертных муфт: простота сборки и разборки, малый габарит по диаметру и возможность снятия муфты без осевого перемещения валов.
Ø крестово-кулисная муфта или муфта Ольдгема (Она состоит из двух полумуфт с пазами на торцовой поверхности и среднего диска с двумя взаимно перпендикулярными выступами, входящими в пазы полумуфт. При вращении соединенных муфтой валов, оси которых смещены, но параллельны, выступы среднего диска скользят по впадинам полумуфт.
Ø крестово-шарнирная муфта (универсальный шарнир, муфта Кардана- Гука), широко применяемая в автостроении, приборостроении и других отраслях промышленности. (Муфта состоит из двух вилок и крестовины. Вилки насаживают на соединяемые концы валов, а крестовина шарнирно соёдиняет вилки.
Валы передач вращательного движения соединяют между собой приводными или сцепными муфтами. Приводные муфты являются нерасцепляемыми, не допускающими разъединения валов в процессе работы машины. Сцепные же муфты служат для сцепления и расцепления валов.
Рис. 2.37. Втулочные муфты
В качестве нерасцепляемых муфт в трансмиссиях строительных машин наибольшее распространение нашли жесткие, компенсирующие и упругие муфты, параметры которых регламентированы отечественными стандартами. Наиболее просты в исполнении жесткие втулочные муфты , соединяющие соосные валы с одинаковыми или различными диаметрами призматическими (рис. 2.37, а) или сегментными (рис. 2.37, б) шпонками, штифтами (рис. 2.37, в) или шлицами (рис. 2.37, г). Передаваемый вращающий момент - от 1 до 12 500 Н м.
Рис-2-38- Продольно-свертная муфта
Жесткая продольно-свертная муфта (рис. 2.38) состоит из двух стянутых болтами полумуфт с разъемом в плоскости осей валов. Она соединяет соосные валы одинаковых диаметров, при частоте вращения 100 ... 250 об/мин. Вращающий момент передается за счет сил трения на контактной поверхности валов и муфты, создаваемых затяжкой болтов. Для передачи больших моментов в соединении дополнительно устанавливают призматические шпонки. Достоинством муфты является удобство монтажа соединения без осевого смещения валов.
Жесткаяфланцевая муфта (рис. 2.39) состоит из посаженных на соосные валы и стянутых болтами двух фланцев. В зависимости от способа установки в отверстия фланцев болтов - с зазором (1) или без него (II) - вращающий момент (16 ... 2500 Н-м) передается либо за счет сил трения на поверхности соприкосновения фланцев, либо через болты II, которые в этом случае работают на срез.
К недостаткам жестких муфт следует отнести необходимость обеспечения соосности соединяемых валов.
Рис. 2.39. Фланцевая муфта
Для соединения валов с незначительно несовмещенными осями применяют компенсирующие муфты. Зубчатая муфта состоит из двух посаженных на соединяемые валы полумуфт в форме зубчатых колес с закругленными в продольном направлении вершинами зубьев и венца зубчатой обоймы, также состоящего из двух сболченных между собой частей. Передаваемый вращающий момент - от 710 до 19 000 Н-м. Цепная муфта структурно сходна с зубчатой муфтой и отличается от последней формой зубьев полумуфт и охватываемой их втулочно-роликовой цепью вместо зубчатой обоймы у зубчатых муфт. Эти муфты допускают радиальное смещение соединяемых валов диаметром d до 0,01 d и угловое смещение до 1°. Передаваемый момент - от 63 до 8000 Н-м.
Для соединения валов с повышенными взаимными смещениями осей применяют шарнирные муфты, допускающие передачу крутящего момента между валами с взаимным наклоном осей до 40 ... 45°. Такие муфты нашли применение, в частности, в трансмиссиях автомобилей для передачи движения от коробки передач к заднему мосту в условиях изменяющихся в процессе работы углов наклона осей соединяемых валов.
Для смягчения толчков и ударов и предотвращения опасных колебаний применяют упругие муфты. В приводах строительных машин наибольшее распространение нашли упругие муфты с резиновыми кольцами - втулочно-пальцевые и с резинокордовой оболочкой. Упругая втулочно-пальцевая муфта состоит из посаженных на валы полумуфт, соединенных между собой пальцами с надетыми на них резиновыми кольцами или втулками.
Сцепные муфты служат для соединения и разъединения вращающихся звеньев, а также для передачи крутящего момента между соединяемыми звеньями. Они могут включаться и выключаться принудительно (управляемые муфты) и автоматически (самоуправляемые муфты). К управляемым сцепным муфтам относятся фрикционные, кулачковые и зубчатые муфты. В фрикционных муфтах вращающий момент передается от одного вращающегося звена, например вала, к другому за счет сил трения, а в кулачковых и зубчатых муфтах - за счет зацепления. Структурно управляемая муфта состоит из двух полумуфт, одна из которых жестко закреплена на одном из соединяемых муфтой звеньев или выполнена заодно с ним, а вторая соединена со вторым звеном с возможностью осевого перемещения относительно последнего. Включение муфты заключается в соединении двух ее полумуфт, а выключение - в их разъединении. Фрикционные муфты можно включать и выключать без остановки ведущего звена, а муфты, работающие по принципу зацепления - с обязательной его остановкой.
Постоянные муфты обеспечивают жесткое соединение валов. Для производства этих муфт используются среднеуглеродистые стали и серые чугуны. Передаваемый муфтами крутящий момент зависит от того, насколько прочно муфта соединена с валом. Соединение бывает шпоночным, штифтовым и шлицевым.
Недостатком жестких муфт является то, что они передают все толчки и удары от двигателя всем механизмам, а также - наоборот.
Втулочные муфты передают крутящий момент при помощи шпонок и штифтов. Основным недостатком втулочных муфт является необходимость смещения валов при монтаже в направлении оси.
Продольно-свертные или клеммовые муфты осуществляют передачу крутящего момента благодаря силам трения, возникающим при затягивании болтов между наружной и внутренней поверхностью валов. В случае передачи значительных крутящих моментов для усиления дополнительно необходимо установить шпонки.
2. Компенсирующие муфты , те которые компенсируют угловые, осевые и радиальные смещения валов. К этой группе относятся: шарнирные муфты с угловым смещением до 45° , зубчатые и цепные.
В качестве компенсирующих муфт могут использоваться упруго-демпфирующие и упругие муфты. К данной группе относятся и втулочно-пальцевые муфты, с помощью которых соединяется вал электродвигателя с валом привода автомобиля, и муфты, имеющи торообразную оболочку и обладающие более совершенной конструкцией.
Сдвоенные шарнирные муфты, сочетающие в себе две одинарные муфты и синхронные шарнирные муфты, которые обеспечивают передаточное отношение постоянного характера при любом угле между осями валов, которые необходимо соединить. Муфты, передающие движение с помощью шариков применяют, к примеру, в переднем приводе автомобиля.
Основным предназначением упругих муфт является компенсация несоосности валов, устранение резонансных явлений при нагрузках и снижение силы кратковременных перегрузок. Для этого в конструкции муфт содержится специальный упругий элемент (спиральная или пластинчатая пружина, эластичные вкладыши или эластичные втулки), который поглощает резкие скачки нагрузок с помощью своей деформации.
3. Сцепные муфты соединяют или разъединяют валы и валы, на которых установлены детали. В эту группу входят: кулачково-дисковые и фрикционные муфты. Крестовые иликулачково-дисковые муфты предусматривают допуск значительных поперечных смещений осей валов, а также компенсируют небольшие перекосы и осевые смещения.
4. Самоуправляемые или автоматические муфты передают вращение в одном определенном направлении. К ним относятся: центробежные муфты, которые ограничивают частоту вращения и предохранительные муфты - ограничивают передаваемый момент. Эти муфты могут включаться и выключаться, исходя из изменений рабочих режимов машины.
К этой группе принадлежат однооборотные муфты , которые срабатывают, попадая в определённое положение, через один (несколько) оборотов вала. С помощью однооборотных муфт, например, в молотах и прессах осуществляется остановка ползуна, находящегося в верхнем положении.
5.Обгонные муфты (муфты свободного хода) могут передавать момент лишь в одном направлении, в котором вращается ведущая полумуфта относительно ведомой, а также проворачиваются, когда происходит обратное направление вращения. Обгонными муфтами снабжаются велосипеды, автоматические трансмиссии автомобилей, станки и пр.
Центробежные муфты могут включаться и выключаться в соответствии со скоростью, с которой вращается ведущая полумуфта. Центробежные муфты могут быть использованы как пусковые механизмы в приводах, а также в качестве предохранительных муфт для ограничения вращательной скорости приводимой машины или ее отключения. Предохранительные функции могут выполнять и муфты других типов, которые допускают проскальзывание и обладают соответствующей конструкцией и характеристиками.
6. Гидравлические или гидродинамические муфты . У валов гидро муфт отсутствует жёсткая механическая связь. Механическая энергия передается с помощью рабочей жидкости, например, масла. Особенностью гидравлической муфты является то, что она обеспечивает ограничение максимального вращательного момента, сглаживание пульсаций, устранение перегрузки двигателя и пр.
7. Электромагнитные и магнитные муфты . В валах также отсутствует жесткая механическая связь. Эти муфты обеспечивают передачу механической энергии через герметическую стенку, причем, совершенно без утечек.
Типы муфт | Крутящий момент, передаваемый муфтой | Области применения муфт |
Глухие муфты | Передает любую величину крутящего момента (зависит от размеров) | Соединяют соосные валы, оси, штанги, тяги и пр. |
Расширительные муфты | Крутящий момент зависит от размеров соединяемых валов | Соединяют соосные валы, которые имеют смещения вдоль оси |
Поводковые муфты | До 10 кг/см, если диаметры валов составляют 6-8 мм | Соединяют источники движения и ведомые механизмы |
Упругие муфты | Величину крутящего момента определяют размеры муфты и материал упругой прокладки | Присоединяют электродвигатели к приборным механизмам. Соединяют валы, приобретающие в рабочем процессе незначительные перекосы и смещения осей |
Крестовые муфты | Исходя из размеров муфты | Соединяют валы, имеющие небольшие смещения осей (3-5 мм) в параллельном направлении |
Шарнирные муфты | В зависимости от размера муфты | Соединяют валы, расположенные под углами 25 - 45◦ |
Мембранные муфты | В зависимости от размера и материала мембраны | Без люфта соединяют валы, расположенные под углами 2 - 3◦ |
Кулачковые муфты | Зависит от размера муфты | Включают и отключают валы на ходу |
Фрикционные муфты | В зависимости от размеров трущихся частей, а также силы прижима | Плавно включают и отключают валы на ходу, зачастую используются как тормоз. |
Электромагнитные порошковые муфты | В зависимости от размеров муфты, а также электромагнита | Включают и отключают валы на ходу. Иногда могут регулировать скорость вращения. |
Магнитоиндукционные муфты | В зависимости от размеров муфты, а также магнита | Регулируют скорость вращения. Бесконтактным способом соединяют валы, находящиеся в труднодоступных местах. |
Предохранительные муфты | Зависит от параметров и регулировки муфты | Предохраняют ведущие элементы в случае застопоривания ведомых механизмов. |
Центробежные муфты | Зависит от размеров муфты и числа оборотов валов | Включают и отключают валы, когда те набирают определенную скорость вращения |
Муфты свободного хода | Передают крутящий момент в единственном направлении | |
Муфты необратимого движения | В зависимости от параметров муфты | Передают крутящий момент от ведущего к ведомому элементу в двух направлениях. |
Задача.
Для вращения вала перистальтического насоса рассчитать одноступенчатый зубчатый механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами.
В таблице 1 заданы момент Т вых на выходном валу механизма (момент сопротивления) и частота вращения n вых выходного вала зубчатого механизма, а также передаточное отношение i механизма.
Требуется выполнить расчет геометрических параметров (d, hа, hf, h, dа, df, b, а) шестерни и ведомого колеса, определить крутящие моменты на всех валах, окружную силу F t в зацеплении, коэффициент полезного действия зубчатого зацепления, мощность Р дв и частоту вращения nдв электродвигателя. Уточнить тип зубчатой передачи (прямозубая или косозубая) по величине окружной скорости v в зубчатом зацеплении.
Таблица 1. Исходные данные
Момент Т вых, Н*м | Частота вращения nвых, | Передаточное отношение i |
0.3 | 7.31 |
Решение
Рассчитываемый механизм служит для уменьшения скорости вращения электродвигателя в i число раз и состоит из пары находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес (шестерни и колеса). Зубчатые колеса устанавливаются на валах, которые поддерживаются в требуемом положении опорами. Каждый вал имеет две опоры (скольжения или качения), закрепленные в корпусе. Быстроходный вал редуктора соединен с валом электродвигателя муфтой. В качестве опор принимаем подшипники качения.
Ориентировочно определяем требуемую мощность Рдв электродвигателя, приняв предварительно значения КПД:
КПД зубчатой передачи - ;
КПД подшипника качения - = 0,99;
КПД муфты - = 0,97.
Р дв = кР вых / [Вт], (1)
где к - коэффициент запаса, учитывающий необходимость преодоления динамических нагрузок в момент разгона, принимаемый равным 1,05 ... 1,1;
Р вых = Твых* - требуемая мощность на выходном валу;
2 /60 - угловая скорость выходного вала, рад/с;
nвых - угловая скорость выходного вала в об/мин; Твых- момент на выходном валу, Н*м; л - коэффициент полезного действия электромеханического привода для выбранной схемы он равен
Скорость вращения выходного вала в рад/с равна
18,31 рад/с.
Подставив значения , Tвых, в выражение (1) и приняв к = 1,1 получим
Рдв=(к*Твых* )/ =(1,1*0,3*18,31)/0,8386=7,20 Вт.
Частота вращения электродвигателя
nдв = nвых*i = 175*7,31=1279,25 об/мин.
Из серии двигателей, имеющих скорости вращения 1250, 1280, 1300 об/мин выбираем электродвигатель с n = 1280 об/мин.
Выбираем число зубьев z 1 шестерни. Так как z min = 17, а рекомендуемое значение числа зубьев шестерни 18 - 30, принимаем z 1 = 22.
Число зубьев зубчатого колеса определяем по формуле
z 2 = z1*i = 22*7,31=160,82
Так как колесо должно иметь целое число зубьев, принимаем z 2 = 161.
Тогда фактическое передаточное отношение зубчатой передачи
iф = z 2 /z 1 = 161/22 = 7,31.
Относительная погрешность передаточного отношения зубчатой передачи
Диаметр ведущего вала, т.е. вала шестерни, принимают близким по размеру диаметру вала двигателя. Считаем, что dдв> 3 мм.
Выбираем значение модуля m зацепления из стандартного ряда модулей (0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,25; ... мм). Применение малых модулей позволяет уменьшить габариты колес или при сохранении габаритов увеличить плавность передачи за счет увеличения числа зубьев. Принимаем m = 0,5, чтобы выполнялось условие, при котором диаметр окружности впадин зубьев df шестерни был бы больше диаметра ее ступицы, т.е. df1 > 2d B .
Предполагая прямозубый тип зубчатых колес, определим диаметр делительной окружности колеса (ведомого звена);
d 2 = m*z 2 = 0,5*161 =80,5 мм.
Линейная скорость зубчатого колеса в зацеплении
v = d 2 /2 = (18,31* 80,5)/(2* ) =0,736 м/с.
При линейных скоростях v < 6 м/с принимают тип передачи - прямозубая.
У зубчатых колес со стандартной (нормальной) высотой зуба коэффициент высоты головки зуба h a * = 1, а коэффициент радиального зазора с* зубьев в зацеплении зависит от модуля и равен
с* = 0,5 при m 0,5 мм;
с* = 0,35 при 0,5 с* = 0,25 при m 1,0 мм. Высота головки зубьев колес h a = h a **m = 1 *0,5 = 0,5 мм. Высота ножки зубьев колес h f = m(h a * + с*) = 0,5(1 + 0,5) = 0,75 мм. Диаметры делительных окружностей зубчатых колес: шестерни d1 = m*z1 = 0,5*22 =11 мм, колеса d 2 = m*z 2 = 0,5*161 =80,5 мм. Диаметры окружностей вершин зубьев колес: шестерни dа1= d1 + 2h a = 11 + 2*0,5=12 мм, колеса dа2 = d 2 + 2h a = 80,5 + 2*0,5 = 81,5 мм. Диаметры окружностей впадин зубьев колес: шестерни df1 = d1 - 2h f = 11 – 2*0,5 = 10 мм, колеса df2 = d 2 - 2hf = 80,5 – 2*0,5 = 79,5 мм. Межосевое расстояние а зубчатой передачи а = (d1 + d2)/2 = (11 + 80,5)/2 = 45,75 мм. Длина b зуба определяется по формуле b = , где - коэффициент ширины b венца колеса по диаметру d делительной окружности, рекомендуется принимать = 0,005 ... 0,3. Длина зуба колеса равна b 2 = 0,05*80,5=4,025мм. Длина зуба шестерни, как более нагруженного звена, определяется по формуле b1 = b 2 + (0,5 ... 1,0) мм = 4 мм. Окружное усилие в зацеплении определяется по формуле Ft= 2Твых/d 2 = (2*0.4*10 3)/80,5 = 9,93 Н. Уточняем значение КПД зубчатой пары где f = 0,1 - коэффициент трения стали по стали (шестерня и зубчатое колесо стальные); 1,5 - коэффициент перекрытия пары прямозубых колес; с - коэффициент, учитывающий уменьшение КПД зубчатого зацепления при малых нагрузках Вращающийся момент на ведущем валу зубчатого механизма Твд= Твых/(iф* 4) = 0,4/(7,31*0.99*0.99 4) = 0,057 Н*м. Вращающий момент на валу электродвигателя Тдв= Твд/ = 0,059/0,97 = 0,055 Н*м. Кинематическая схема механизма к задаче приведена на рисунке (2.1). Кинематическая схема механизма: 1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - опора качения; 4 - шестерня (ведущее зубчатое колесо); 5 - ведомое зубчатое колесо; 6 - корпус; I - вал электродвигателя; II - ведущий вал; III - выходной вал ЛИТЕРАТУРА
1. Красковский Е.Я., Дружинин Ю.А., Филатова Е.М. Расчет и конструирование механизмов приборов и вычислительных систем: Учебное пособие. М.: – Высш. шк., 2001. – 480 с. 2. Сурин В.М. Техническая механика: Учебное пособие. – Мн.: БГУИР, 2004. – 292 с. 3. Ванторин В.Д. Механизмы приборных и вычислительных систем: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 415 с. 4. Прикладная механика: учеб. Пособие / В.М.Сурин. – 3-е изд., испр. – Минск: «Новое знание», 2008 г 5. «Детали машин», Д. Н, Решетов, изд. «Машиностроение», Москва, 1989 г. 6. «Большая советская энциклопедия» Яндекс 2009г «http://slovari.yandex.ru/dict/bse» 7. Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - С. 417. - ISBN 5-7695-1384-5 8. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Машиностроение, 2001. - Т. 2. - 912 с. - ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035) 9. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1982. - С. 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО
СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
до 01.01 1984 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по
закону
1. Настоящий стандарт распространяется на муфты
продольно-свертные общемашиностроительного применения,
предназначенные для соединения цилиндрических валов по ГОСТ
12080-66 при передаче крутящего момента от 125 до 12500 Н?м без
смягчения динамических нагрузок и компенсации смещений,
климатических исполнений У и Т и категорий размещения 1, 2, 3 и
климатических исполнений УХЛ и О категорий размещения 4 по ГОСТ
15150-69. 2. Основные параметры, конструкция и размеры муфт
должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице. 4. Шпоночные соединения - по ГОСТ 10748-79. 3, 4 5. Допускаемая несоосность валов, соединяемых
муфтами, - не более 0,05 мм. Верхний полукожух не показан
* Размеры для справок. 1
- полумуфта; 2
-
полукожух; 3
- фиксирующие полукольца; 4
- болт по
ГОСТ 7796-70; 5
- гайка по ГОСТ 5916-70; 6
- шайба по
ГОСТ 6402-70; 7
- винт по ГОСТ 17473-80 (Измененная редакция, Изм. № 1).
Размеры в мм Номинальный
крутящий момент М
кр, Н?м s
1 , (пред. откл. по Н9) Частота вращения, с -1 (об/мин), не
более Динамический момент инерции, кг?м 2 Масса кг, не более Применяемость (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
6. Маркировать условное обозначение на бирке. Обязательное
1. Конструкция и размеры полумуфт 1.1. Пример условного обозначения полумуфты с
канавкой под фиксирующие полукольца для муфты с номинальным
крутящим моментом 125 Н?м, диаметром d
= 28 мм,
климатического исполнения У, категории 3 по ГОСТ 15150-69. Примечание. Для муфт без фиксирующих полуколец канавку
(поверхность Ж) в полумуфтах не выполнять. (Новая редакция, Изм. № 2).
1.2. Материал полумуфт - чугун СЧ 20 по ГОСТ
1412-85. Допускается изготовление полумуфт из других материалов с
механическими свойствами не ниже, чем у чугуна СЧ20. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.3. Класс точности размеров отливок - 8 по ГОСТ
26645-85. Степень коробления отливок - 8 по ГОСТ 26645-85. Класс точности массы отливок - 13 по ГОСТ 26645-85. (Новая редакция, Изм. № 2).
1.4. Формовочные уклоны - по ГОСТ 3212-80. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.5. Литейные радиусы - от 3 до 7 мм. 1.6. Виды покрытий полумуфт и толщина покрытий, в
зависимости от условий хранения и эксплуатации муфт - по ГОСТ
9.306-85, ГОСТ 9.303-84 и ГОСТ 7462-73. 1.7. Технические требования к покрытиям полумуфт -
по ГОСТ 9.301-86. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.8. Неуказанные предельные отклонения размеров:
отверстий Н14, валов h14, остальных Поз. 1. Полумуфта
Размеры в мм Таблица
1 Номинальный
крутящий момент, М
кр, Н·м (пред. откл. по Н9) d
1 (пред. откл. по Н13) d
3 , (пред. откл. по Н13) Кол-во отв. п
Кол-во отв. п
1 l
8 (пред. откл. по Н11) Продолжение табл. 1 Размеры в мм Номинальный
крутящий момент, М
кр, Н·м (пред. откл. по Н9) Пред. откл. D s
1 (пред. откл. по h9) Масса кг, не более Примечание. 1-й ряд является предпочтительным для
применения. Пример условного обозначения полумуфты с канавкой под
фиксирующие полукольца для муфты с номинальным крутящим моментом
125 Н?м, диаметром d
= 28 мм, климатического исполнения У
категории размещения 3 по ГОСТ 15150-69: Полумуфта
125
-28
-1
-У3
ГОСТ 23106-78
То же, но без канавки под фиксирующие полукольца: Полумуфта
125
-28
-2
-У3
ГОСТ 23106-78
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2
. КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ
ПОЛУКОЖУХОВ
2.1. Пример условного обозначения полукожуха муфты
с номинальным крутящим моментом 125 Н?м, климатического исполнения
У, категории 3 по ГОСТ 15150-69. (Новая редакция, Изм. № 2).
2.2. Материал полукожухов - Лист Допускается изготовление полукожухов из других материалов с
механическими свойствами не ниже, чем у стали марки Ст3 по ГОСТ
380-88. 2.3. Виды покрытий полукожухов и толщина покрытий в
зависимости от условий эксплуатации муфт - по ГОСТ 9.306-85, ГОСТ
9.303-84 и ГОСТ 7462-73. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.4. Технические требования к покрытиям полукожухов
- по ГОСТ 9.301-86. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.5. Неуказанные предельные отклонения размеров
отверстий H14, валов h14, остальных Поз. 2. Полукожух
* Размер для справок. Таблица
2 Размеры в мм Номинальный
крутящий момент, М
кр, Н·м Кол-во отв. п
Масса кг, не более Пример условного обозначения полукожуха муфты с номинальным
крутящим моментом 125 Н?м, климатического исполнения У категории
размещения 3 по ГОСТ 15150-69: Полукожух
125
-У3
ГОСТ
23106-78
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3
. КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ
ФИКСИРУЮЩИХ ПОЛУКОЛЕЦ
3.1. Пример условного обозначения фиксирующего
полукольца муфты с номинальным крутящим моментом 125 Н?м, диаметром
d
= 28 мм, климатического исполнения У, категории 3 по ГОСТ
15150-69. (Новая редакция, Изм. № 2).
3.2. Материал - сталь 45 по ГОСТ 1050-74. Допускается изготовление фиксирующих полуколец из материалов, с
механическими свойствами не ниже, чем у стали марки 45. 3.3. Виды покрытий полуколец и толщина покрытия в
зависимости от условий эксплуатации муфт - по ГОСТ 9.306-85, ГОСТ
9.303-84. (Измененная редакция, Изм. № 2).
3.4. Технические требования к покрытиям полуколец -
по ГОСТ 9.301-86. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.5. Неуказанные предельные отклонения размеров
Поз. 3. Фиксирующие полукольца
Таблица
3 Размеры в мм Номинальный
крутящий момент, М
кр, Н·м d
(пред. откл. по Н9) d
1 (пред. откл. по Н13) d
2 , (пред. откл. по Н9) s
, не менее l
(пред. откл. по D11) l
1 (пред. откл. по D11) Масса кг, не более Пример условного обозначения фиксирующего полукольца муфты с
номинальным крутящим моментом 125 Н?м, диаметром d
= 28 мм,
климатического исполнения У категории размещения 3 по ГОСТ
15150-69: Фиксирующее
полукольцо
125
-28
-У3
ГОСТ 23106-78
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2
. КРЕПЕЖНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
2.1. Обозначения и количество крепежных деталей
должны соответствовать указанным в табл. 2. Таблица
2 Номинальный
крутящий момент М
кр, Н·м Поз. 4
Болт по ГОСТ 7796-70 Поз. 5
Гайка по ГОСТ 5916-70 Поз. 6
Шайба по ГОСТ 6402-70 Поз. 7
Винт по ГОСТ 17473-80 M10-6g
?40.56 кол-во 4 шт. кол-во 4 шт. кол-во 4 шт. А.М5-6g
?12.56 кол-во 12 шт. M12-6g
?45.56 кол-во 4 шт. кол-во 4 шт. кол-во 4 шт. M12-6g
?50.56 кол-во 4 шт. M12-6g
?50.56 кол-во 6 шт. кол-во 6 шт. кол-во 6 шт. A.M5-6g
?12.56 кол-во 16 шт. М16-6g
?65.56 кол-во 6 шт. кол-во 6 шт. кол-во 6 шт. M16-6g
?70.56 кол-во 6 шт. M16-6g
?90.56 кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. A.M5-6g
?12.56 кол-во 20 шт. А.М6-6g
?15.56 кол-во 20 шт. M20-6g
?95.56 кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. M24-6g
?10556 кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. кол-во 8 шт. М24-6g
?130.56 кол-во 8 шт. (Измененная редакция, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, ВХОДЯЩИХ
В МУФТУ
B
E
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РАЗМЕРЫ КАНАВОК ВАЛОВ ПОД ФИКСИРУЮЩИЕ
ПОЛУКОЛЬЦА И КРЕПЕЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ