Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ
Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.
Оборудование: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для опроса, презентация «Растениеводство в нашем крае».
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы узнаем как появились культурные растения, какие в нашем крае выращиваются культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
II. Проверка домашнего задания.
1). Работа учащихся по карточкам «Лес, луг, водоем – природные сообщества» (прилагается)
2). Работа с классом.
Растениеводство в нашем крае Культурные растения Урок по окружающему миру в 4 классе Разработка учителя начальных классов МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна СУРНЕВОЙ Натальи Александровны
Сельское хозяйство- это составная часть, или отрасль, экономики. Частью сельского хозяйства является растениеводство- выращивание культурных растений. Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)
Растениеводство I . Полеводство II . Овощеводство III . Плодоводство IV . Цветоводство
Полеводство – это выращивание полевых культур: Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха, картофель, подсолнечник, лен, сахарная свекла, кормовая свекла, люцерна
Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис
ЗЕРНОВЫЕ ячмень пшеница
ЗЕРНОВЫЕ рис кукуруза
ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ КАРТОФЕЛЬ ПОДСОЛНЕЧНИК
I .Полеводство Что делают трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу? Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу- пашут плугом и рыхлят боронами землю.
Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.
Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.
После того как пшеница выросла, кто убирает ее с поля? Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.
Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.
Кормовые культуры Клевер Кормовая свекла
Идет уборка кормовой свеклы.
Технические культуры К этим культурам относятся: подсолнух, лен, хлопок.
II . Овощеводство Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их очень много. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.
Овощные культуры Некоторые овощи – лук, чеснок- содержат фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.
Отгадайте загадку. Взрастает он земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку – Будет пахнуть очень долго.
Помидор В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят
III . Плодоводство
ПЛОДОВОДСТВО – это выращивание плодовых культур
Фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они очень вкусные!
IV . Цветоводство
Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений.
1. Перечисли отрасли растениеводства. Приведи примеры культур, которые они выращивают.
1) Полеводство.
Примеры культур: пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник,
лён, гречиха, картофель
2) Овощеводство. Примеры культур: капуста, морковь, томаты, огурцы,
лук, чеснок.
3) Плодоводство. Примеры культур: яблоня, груша, вишня, слива, смородина,
земляника, малина, крыжовник.
4) Цветоводство. Примеры культур: пионы, лилии, ирисы, тюльпаны
2. Соедини стрелками рисунки растений и названия мест их выращивания.
3. Есть ли у тебя в доме декоративные цветы? Если есть, запиши их названия.
Фиалка, бегония, герань, гиацинт, анютины глазки, роза
4. Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
4. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - ... .
Ответ: Капуста
6. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
Ответ: Чеснок
8. Проглотил лишь две щепотки -
И во рту горит, и в глотке,
И в желудке - чуть не сутки!
Ответ: Перец
11. Живу хоть в поле, а всё в неволе:
Солнышком не ласкан, ветерком не таскан,
Дождиком не мыт, воздухом не сыт;
А в потёмках сплю и запас коплю.
Ответ: Картофель
13. Я репы сестра на язык остра.
Ответ: Редька
15. Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки.
Ответ: Помидор
16. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Ответ: Морковь
По вертикали:
1. В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
Ответ: Фасоль
2. В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы польёшь.
Ответ: Лук
3. Он хорош для кислых щей
(Помимо прочих овощей).
Ответ: Щавель
5. Круглая, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
Ответ: Репа
7. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ... .
Ответ: Свёкла
9. Белый, худенький и длинный
Этот корень витаминный.
Мама трёт и слёз не прячет.
Нам смешно, а мама плачет.
Стали есть его - и сами
Обливаемся слезами.
Ответ: Хрен
10. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок.
Ответ: Редиска
12. Стебли ползучие, листья колючие,
Цветок - воронкой, с жёлтой коронкой;
А зелёный плод с грядки годен в рот.
Ответ: Огурец
14. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки.
Ответ: Горох
Напиши название отрасли растениеводства, которая выращивает культуры, названные в отгадках.
Название отрасли растениеводства - овощеводство.
5. Закрась кружочки около рисунков декоративных цветов, которые выращивает человек.
6. Прочитай текст.
Подсолнечник
Подсолнечник попал
в Европу из Мексики. Триста лет назад это растение попало в Россию.
Своё название подсолнечник получил из-за того, что его цветок в
течение дня поворачивается вслед за движением солнца.
Сначала его разводили для украшения садов. Затем человек обнаружил,
что семена подсолнечника можно употреблять в пищу. И только 200
лет назад люди догадались получать из этих семян масло.
Человек полностью использует всё растение. Сам ест семена подсолнечника,
выжимает из них масло. Животным же дают порубленные обработанные
стебли и жмых (остатки семян после отжима масла).
Что ты узнал
из текста о подсолнечнике? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их.
Задай эти
вопросы соседу по парте.
Где Родина подсолнуха?
Для чего сначала разводили подсолнух?
Сколько лет тому назад подсолнух попал в Россию?
Когда люди догадались, что из семян подсолнуха можно получать масло?
Как использует подсолнух человек?
Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. ("Толковый словарь" С.И.Ожегов) Растения , которые человек сам высаживает , ухаживаетза всходами , с обирает урожай , использует в пищу, называют культурными .
Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.
Растения поля
Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.
В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.
Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.
Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.
Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.
В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .
Ячмень |
Овес |
Просо |
Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.
Использование культурных злаков
Название культурного растения |
Что получают |
Рожь |
Муку ржаную (выпекают ржаной хлеб). Отруби идут на корм скоту. Солома идет на подстилку. |
Пшеница |
Муку пшеничную (выпекают белый хлеб, изготавливают кондитерские изделия, макароны). Крупу пшеничную. Крупу манную. |
Ячмень |
Муку ячневую. Крупу ячневую. Крупу перловую. |
Овес |
Муку овсяную. Крупу овсяную. Толокно. Геркулес. |
Просо | Крупу пшенную. |
Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.
Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!
Овощные растения
На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.
Белокочанную капусту часто называют "королевой овощей".
Капуста очень богата витаминами, она - основа многих блюд. Ее едят сырой в салатах, вареной в щах и борщах, тушеной, квашеной, пекут с ней пироги. Много знаний, труда и времени надо отдать выращиванию этой культуры. Капуста любит тепло и влагу. Ее родиной являются теплые страны. Без подготовки капуста не успеет созреть в течение сравнительно короткого уральского лета. Поэтому ранней весной, когда еще поле отдыхает, люди сажают в теплицы или парники маленькие черноватые круглые семена. Из них вырастают светло-зеленые растения с двумя листочками (рассада). |
Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.
Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.
Родиной огурцов является Индия - теплая южная страна. В наших условиях огурцы дают хороший урожай, если их правильно выращивать. Огурцы, как и капусту, и помидоры, сначала высаживают в теплицы или парники, т.е. человек как бы искусственно удлиняет для них лето. Затем, с наступлением теплой погоды, их пересаживают на грядки. Из рассады вырастают низенькие растения со стелющимися хрупкими стеблями, шершавыми листьями, затем зацветают желтые цветы в виде граммофончиков, а из них образуются продолговатые, ярко-зеленые сочные плоды - огурцы. |
Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.
Морковь |
Свекла |
Редис |
Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .
Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:"Лук от семи недуг". Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.
У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.
Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют "вторым хлебом". Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.
Весной на полях и огородах края сажают много картофеля. Вырастают травянистые растения в виде кустиков с разветвленными стеблями. Они достигают в высоту 50 - 60 см. В середине лета на них образуются бело-розовые и фиолетовые цветы. Когда-то ради этих цветочков и выращивали картофель для украшения одежды, не зная о свойствах подземных частей этого растения. Наблюдая за цветами, можно увидеть, что потом из них появляются круглые, зеленые, с мелкими семенами плоды, напоминающие помидоры. Их есть нельзя, они горьки и ядовиты. |
В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.
Родиной картофеля является Южная Америка. Не сразу картофель был признан в России. В начале по ошибке употребляли в пище не клубни, а горькие плоды. Поэтому многие крестьяне не хотели его сажать. Посадка картофеля распространялась среди населения принудительным путем, а это вызывало в давние времена "картофельные бунты". Но постепенно люди освоили эту культуру и поняли, что картофель - незаменимый продукт питания. Сейчас у нас выращивают много высокоурожайных сортов картофеля. Итак, у картофеля употребляют в пищу не плод, а видоизмененную подземную часть стебля, называемую клубнем. |
Плодово-ягодные растения
Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.
Садовая земляника |
Вишня |
Малина |
Слива |
Облепиха |
Крыжовник |
Яблоня |
Смородина |
Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.
Цветоводство
Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .
Сельское хозяйство представлено двумя крупными отраслями — растениеводством и животноводством. Растениеводство – отрасль очень древняя. Еще несколько тысячелетий назад на склонах Анд индейцы кечуа выращивали картофель. Рис впервые был обработан в Китае 9400 лет назад.
Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений, одна из стержневых отраслей российской экономики, активно снабжающая россиян продуктами питания. Более половины продуктов питания мы имеем благодаря растениеводству.
У истоков растениеводства, конечно же, стояли люди. Они заметили, что семена некоторых растений, попавшие в почву, проросли и дали урожай. Постепенно люди поняли, что для получения богатого урожая нужны отборные семена, плодородные почвы, хороший полив.
Вывод: без человечного труда развитие такой отрасли, как растениеводство, не произошло бы.
Растениеводство является важнейшим поставщиком кормов для животноводства и поставщиком сырья для ряда отраслей промышленности — пищевой, парфюмерной, фармацевтической, текстильной, а также для декоративного садоводства.
Выращивание культурных растений - это и крупный сектор на рынке труда, имеющий ключевое значение в сельской местности.
Отрасли растениеводства следующие:
Где в России растениеводство наиболее развито?
Для получения высоких и устойчивых урожаев выращивание сельскохозяйственных культур должно происходить в определенных природных климатических условиях. Длительность вегетационного периода, требовательность к теплу, свету, составу почв, количеству осадков у различных растений различны. В связи с этим неодинаковы границы распространения сельскохозяйственных культур.
Иными словами, чтобы под открытым небом получить хороший урожай арбузов, нужно длительное тепло, много света, определенная влажность, существенная продолжительность безморозного периода. Все это есть в южных регионах России, но нет на Урале или в Сибири.
Вывод: природные факторы в максимальной степени влияют на размещение отраслей растениеводства.
В целом с учетом климатических особенностей растениеводство распространено в нашей стране практически повсеместно, за исключением территорий вечной мерзлоты.
Характерная особенность
Характерной особенностью сельского хозяйства, и в частности, его отрасли растениеводства, является его сезонность, что приводит к неритмичному использованию рабочей силы в течение года и неравномерному поступлению продукции и неравномерной прибыли. В плане урожайности самые главные сезоны — это лето и осень.
Основные полевые культуры отрасли растениеводство:
— зерновые культуры (гречиха, рожь, пшеница, овес, кукуруза, ячмень),
— зернобобовые культуры (горох, чечевица, бобы, фасоль),
— корнеплоды (морковь, сахарная свекла, репа),
— технические культуры (картофель, подсолнечник, горчица),
— прядильные культуры (лен, хлопок),
— лекарственные растения и другие.
Центральная роль в организации рациональной системы растениеводства принадлежит материально-технической базе. Это комплекс машин и оборудования для системной механизации, автоматизации производства, инструмент, другие средства производства.
Технологической основой растениеводства является система земледелия. Родит земля-матушка, а за ней нужен соответствующий уход. На бедной земле и урожай будет беден.
К системе земледелия относится: система семеноводства, системы удобрения, система регулирования водного режима, система защиты растений от болезней и вредителей, система машин. А также защита почв, охрана природной среды.
Успешно работающие в комплексе все системы, связанные с растениеводством, приводят к развитию этой отрасли.