Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Человек может заразиться от, казалось бы безобидной, комнатной мухи. На самом деле мухи очень даже опасны, они являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии.Cлайд 4
Тараканы, так же как и мухи питаются отбросами и переносят на лапках бактерии и микроорганизмы, в результате чего происходит заражение человека, чаще всего детей. Также у детей тараканы могут вызвать сильнейшие проявления аллергии.Cлайд 5
Одним из наиболее опасных видов насекомых считаются комары, заражающие при помощи укусов и высасывания крови. Это насекомые переносчики возбудителей болезней человека: малярии, лихорадки денге, желтой лихорадки, уносящих ежегодно жизни тысяч человек.Cлайд 6
Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно. На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.Cлайд 7
Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифов, а блохи - чумы. Взрослые блохи питаются исключительно кровью, ежедневно высасывая количество крови, в 20 раз превышающее собственный вес. Укусы блохи болезненный, вызывает сильный зуд и воспаление кожи.Cлайд 8
Cлайд 9
Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате. В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях. Также в связи с потеплением начинается размножение комаров в геометрической прогрессии, так как водоемы пересыхают под воздействием высоких температур и превращаются в лужи или болотца, наиболее комфортные места для жизни комаров, которые, являются переносчиками опасных для человека болезней.Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные
Тип урока:
Задание . Рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст. Сверните текстовую информацию в таблицу
Отряд | Представитель | Какие заболевания переносит | Меры борьбы | Правила личной гигиены |
Отряд Вши.
Информационный лист.
Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.
Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен
Комар-пискун | Малярийный комар Анофелес |
Яйца плавают большой группой, склеены пачками в виде лодочки | Яйца плавают поодиночке на поверхности воды |
Личинки висят у поверхности воды почти вертикально, вниз головой | Личинки в горизонтальном положении прикрепляются к поверхностной пленке в нескольких местах тела |
Куколки в виде запятой | Горбатые куколки |
Взрослый комар, спокойно сидящий. Держит свое тело почти параллельно поверхности | Взрослый комар, спокойно сидящий, держит свое тело под углом к поверхности, на которую садится |
Задачи
Образовательные:
Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.
Развивающие:
1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.
2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Воспитательные : воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни
Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.
Образовательные ресурсы :
Видеофильм
Раздаточные материалы (информационные листы, иллюстрации)
I . Ориентировочно-мотивационный этап .
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда успех не впрок.
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок!
Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.
Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам (повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)
Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)
Просмотр видеосюжета (узнаем новое)
Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)
Работа в группах (учимся слушать других)
Решение тестов (проверяем свои знания)
Составление экрана достижений
Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:
Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох
Предложить меры борьбы с ними
II . Актуализация опорных знаний
Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.
Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?
На основании каких признаков?
Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу
Хочу знать | ||
Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.
Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.
III . Операционно-исполнительный этап.
Представление новой информации
Ах, лето красное,
Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи.
сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»
Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки (рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.
Просмотр видеосюжета, обсуждение.
Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.
Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).
Задание для I группы : прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.
Задание для III группы : прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями
Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми
Презентация работы в группах (новый продукт).
Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал
IV . Рефлексивно-оценочный
Оценивание. Тестирование
Экран достижений.
VI . Д/з : 1) п.15
2) синквейн
V . Итог : говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.
Задание №1.
Назовите лишнее насекомое по родству:
Б) комнатная муха
Выберите лишнее насекомое по способу питания :
А) бычий слепень
В) майский жук
Назовите тип крыльев, характерных для Двукрылых :
А) передние крылья жесткие, а задние перепончатые
Б) обе пары чешуйчатые
В) одна пара, перепончатые
Г) передние с продольным жилкованием, а задние веерообразные
Назовите тип ротового аппарата, характерный для Двукрылых:
А) сосущий, свернутый спиралью
Б) колюще-сосущий или лижущий
В) грызущий
Г) грызущий или грызуще-лижущий
Чем комар может быть полезен:
А) опылением растений
Б) служит пищей рыбам и птицам
В) только вреден
Переносчиком возбудителя дизентерии является :
А) саранча
Б) комнатная муха
В) стрекоза
Г) майский жук
А) яблонная плодожорка
Б) малинный жук
А) саранча
Б) жук-усач
Г) жужелица
Задание №2. Соотнесите:
Переносчики возбудителей болезней человека
а) овод, б) комнатная муха, в) малярийный комар, г) вши, д) клопы, е) слепень, ж) блохи
Разделы: Биология
Оборудование: коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.
“Любил бы лето я, когда б… не комары да мухи…” А.С.Пушкин
Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.
Комнатная муха. Комнатная муха относится к отряду двукрылых. Взрослая муха питается той же пищей, что и человек. Каждые 2-4 дня самка комнатной мухи откладывает 150 яиц. Через 13 дней из яйца вылупляется личинка. Личинки мух развиваются в разного рода гниющих отбросах. Личинки мух белые безголовые и безногие. Через 10 дней личинка превращается в куколку. Через 3 дня из куколки выходит взрослая муха. На себе и в себе (в кишечнике) муха носит до 30 миллионов бактерий, в том числе возбудителей дизентерии, брюшного тифа.
Демонстрирует коллекции “Отряд двукрылые. Мухи”
Медицинский работник: Брюшной тиф – инфекционное заболевание, вызываемое брюшнотифозной палочкой.
Симптомы: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, увеличение печени и селезенки, иногда наблюдается заторможенность, галлюцинации, бред, потеря сознания. Могут быть осложнения -кишечные кровотечения, перфорация кишечника. Для того, чтобы не заразиться этой болезнью необходимо бороться с мухами: применять сетки на окна и форточки, уничтожать мух, применять реппеленты. Реппеленты – это средства, отпугивающие насекомых.
Предложить учащимся рассмотреть микропрепарат “Ротовой аппарат комара”. Вопросы классу после изучения строения хоботка под микроскопом: “Что вам напоминает хоботок комара? Почему этот орган называют колюще-сосущим?”. Пояснить, что хоботок комара – это приспособление к кровососанию.
Слепни. Слепни – представители отряда двукрылых. Длина тела – 2 см. У слепней ярко-зеленые глаза. Самки слепней больно кусают теплокровных животных: коров, лошадей, лосей, оленей, птиц, человека. Самцы питаются нектаром цветов. Самкам кровь необходима для развития яиц. Укусы слепней докучают сельскохозяйственным насекомым, из-за их укусов могут снизиться удои молока у коров.
1. Найти соответствие:
2. Найти соответствие:
3. Найти соответствие.
«Экологические группы растений» - Экологические группы растений. Светолюбивые растения встречаются на открытых местообитаниях или хорошо освещаемых местах. Гигрофиты. Другим важнейшим экологическим фактором в жизни растений является вода. Теневыносливые растения имеют довольно широкую экологическую амплитуду по отношению к свету. Альпинарий.
«Растения-индикаторы» - Маленькая орхидея - венерин башмачок, растет только на почвах, богатых кальцием. Под влиянием радиоактивного излучения белеют и зеленеют синие плоды голубики. Полевица тонкая Мак. Цель работы – ознакомиться с растениями, помогающими находить разнообразные полезные ископаемые. Качим Минуартия. Способность бобовых растений - астрагала, донника, клевера - накапливать много молибдена.
«Ядовитые грибы и растения» - Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Ядовитые грибы. Травянистое растение с неприятным запахом. Не собирай грибы на промышленных пустырях и помойках, а так же вдоль автомагистралей. У съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху –можешь ошибиться.
«Охраняемые растения» - Плауны. Печеночница благородная. Ирис сибирский. Венерин башмачок. Любка зеленоцветковая. Колокольчики. Охраняемые растения Владимирской области. Прострел раскрытый. Ятрышник шлемоносный. Кувшинка чисто-белая.
«Отравление ядовитыми растениями» - Удалите остатки растения изо рта. Красавка обыкновенная, или белладона. Многие растительные яды в небольших дозах являются ценными лечебными средствами. В моче появится кровь. Что делать, если вы съели ядовитое растение 1-й шаг. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений. Ландыш майский.
«Редкие и исчезающие растения» - Встречается в Нижнеудинском районе. Заготавливают дочерние клубне – корни. Луковицы – при зубной боли. Цветет при благроприятных условиях на 6-8 год, менее – на 15-17-й год жизни. Растение – эндемик, редкое, занесено в Красную Книгу Иркутской области. Сок надземных органов назначают при кожных заболеваниях.
Всего в теме 20 презентаций
В лекции рассматриваются следующие вопросы.
1. Введение. История изучения членистоногих (переносчиков) в качестве переносчиков заболеваний.
2. Важнейшие группы членистоногих – переносчиков, трансмиссивных болезней человека, меры борьбы с ними и их эпидемиологическое значение.
А). Клещи (значение).
Б). Двукрылые насекомые и основные принципы борьбы с ними
3. Особенности биологии и экологии переносчиков и их взаимоотношения с возбудителями болезней.
4. Эпидемиологическое значение переносчиков в связи с природной очаговостью ряда трансмиссивных заболеваний.
5). Эволюционные аспекты становления кровососущих членистоногих в качестве переносчиков.
В некоторых районах Африки. Азии (например, в Индии) и Америки до сих пор в отдельные годы от чумы умирает несколько тысяч или сотен человек.
Если среди грызунов возникает чумная эпизоотия (так
называются массовые заразные заболевания животных), блохи могут перенести возбудителя болезни и на людей. Чума природноочаговое заболевание, антропозооноз, а специфическим переносчиком возбудителя этого заболевания являются блохи.
Раскрытие её тайны, то есть зоонозной. природноочаговой природы и трансмиссии блохами принадлежит отечественному врачу-исследователю Заболотному Д. К. и его ученикам.
Очень много сделали для выявления переносчиков болезней советские учёные, особенно акад. Е. Н. Павловский. Под его руководством проведено в разных районах
СССР свыше 160 экспедиций в очаги эпидемий, изучены сотни видов животных, обитающих там, их повадки, образ жизни, их анатомическое строение - и определены пути распространения очень многих болезней.
- для имаго Ixodes persulcatus -г леса, вырубки, просеки, тропы кустарники в лесостепи;- для имаго и нимф Ixodes ricinus - мелколиственные и смешанные леса, умеренно увлажнённые, без заболоченности;
- для нимф и имаго Наemарhуsalis сопсinпа кустарниковыt поросли, кочкарные болота, поймы рек, колки (участки леса в степи);
- для имаго Dегmасеntюг mагginatus - степь с кустарниками, пойменные луга, балки (ложбины, узкие овраги), берега озёр, поляны в лесу;
- для имаго Dегmасеntorг silvarum - низменные луга вдоль рек, склоны холмов, вырубки тайги, просеки (в окультуренной человеком тайге ). Этот вид называют «спутником человека»
Иксодовые клещи передают:
1)возбудителей группы клещевого энцефалита, крымской геморрагичесокой лихорадки (тоже вирусное заболевание);
2) клещевого сыпного тифа Северной Азии (КСТСА), марсельской лихорадки, Ку - лихорадки (риккетсиозы);
3) туляремии. болезни Лайма - спирохетоз/бактериальные заболевания).
Перечисленные заболевания являются природно очаговыми. В клещах возбудители долго сохраняются и передаются от фазы к фазе (грансфазно), а также трансовариалъно (через яйцо) от самки - потомству. Поэтому иксодовые клещи являются резервуарами возбудителей в природе наряду с позвоночными животными. Длительность развития клещей от яйца до имаго составляет в зависимости от количества хозяев - прокормителей 1, 2 или 3 года.