Публичная речь основные требования к публичному выступлению. Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция Требования к формулировке темы публичного выступления включают

Готовится оратор, будь это лекция, доклад или развлекательное шоу, существует ряд требований, которые необходимо учесть, чтобы выглядеть перед публикой максимально профессионально.

Первое, над чем стоит работать, это речь, в списке основных требований к публичному выступлению она занимает одну из самых главных ролей. Не стоит забывать, что иногда оратору приходится выходить на сцену в самых разных условиях. Если заниматься подготовкой и отрабатывать различные жанры, а именно информационные, развлекательные и убеждающие, проблем не возникнет ни при каких обстоятельствах.

Перечень основных требований к публичных выступлениям

В список основных требований, предъявляемых к публичному выступлению, относят следующее:

  1. Начало выступления (решительное и вызывающее заинтересованность).
  2. Разговорность.
  3. Драматическая составляющая.
  4. Краткость и содержательность одновременно.
  5. Диалогичность.
  6. Понятная главная мысль для слушателей.
  7. Эмоциональность (умеренная).
  8. Поддержка контакта с аудиторией.
  9. Окончание выступления.

Первая фраза, с которой начинается выступление, закладывает фундамент во все сказанное после неё. Её обязательно нужно хорошо разучить. Если запинаться с первых же слов, аудитория сочтет оратора за непрофессионала, поэтому на доверие, заинтересованность и понимание можно не рассчитывать в таком случае. Здесь важно поработать над понятностью для собравшихся людей, интонацией, и четкостью произношения.

Технология и требования к публичному выступлению предполагают такую составляющую, как драматургия, другими словами – это самая эмоционально напряженная часть подготовленной речи. Чтобы создать подобную ситуацию, оратор должен столкнуть между собой 2 разных мнения по поводу одной и той же темы. Для этого также используются рассказы о разных значимых происшествиях или трагических событиях.

Умеренная эмоциональность – это один из самых значительных пунктов в требованиях к публичному выступлению. Если не учитывать этот момент, зрители не будут доверять оратору. Он должен проявлять взволнованность и обеспокоенность к той теме, о которой рассказывает. Этот элемент также делает выступление не таким монотонным. Если всё сделать правильно, зрители точно не заскучают.

Но здесь очень важно не переборщить, эмоции должны быть умеренными и находиться под контролем выступающего, а не наоборот. Согласно исследованиям, чрезмерно эмоциональный оратор вызывает чувство неловкости у собравшихся людей. Гораздо правильнее спровоцировать у зрителя повышенный интерес и обеспокоенность, это будет свидетельствовать о хорошо проделанной работе.

Выступление не должно быть односторонним, чтобы слушатель не потерял себя в нем, оратор не должен сбавлять градус заинтересованности, постоянно контактируя с публикой. Сюда можно отнести вопросы к публике, ответы на вопросы самих пришедших и реакцию на общее поведение аудитории и каждого в отдельности. Часто вопросы помогают перевести беседу в правильное и удобное для оратора русло.

Общие требования к публичному выступлению включают в себя такой фактор, как понятность излагаемой темы для аудитории. Здесь желательно избегать сложных формулировок, изредка напоминать собравшимся главную мысль и подводить итоги после сказанного.

Обязательным требованием к публичному выступлению является краткость. Если оратор не растягивает речь бессмысленно, а постоянно оказывает на основополагающие факторы, это будет считаться более профессиональной и легкой для восприятия аудитории информацией. Такие навыки очень пригодятся, если время на выступление может быть ограничено.

Чтобы установить контакт с аудиторией, оратору необходимо постоянно контролировать поведение людей, направлять их мысли в правильную сторону и, в то же время, почаще общаться с ними и корректировать свою речь, если это необходимо в результате той или иной реакции. Также не стоит забывать о поддержании диалога, проявлениях дружелюбности и приветливости.

Что касается стиля выступления, лучше всего использовать разговорный, люди не должны испытывать напряжение, всё должно выглядеть, как непринужденная беседа. Согласно исследованиям, таким образом у оратора будет значительно больше шансов заручиться доверием к своей речи, а значит, и к себя самому.

Какие бы требования не предъявлялись к монологическому публичному выступлению, оно никак не может обойтись без обоснованного, логического и заранее подготовленного вывода. Заключительную речь необходимо отрепетировать не менее тщательно, чем вступительную. Здесь нельзя запинаться или проявлять . Аудитория должна понимать, что этим оратор хочет подвести итог. Также не стоит забывать об эмоциях, чтобы вызвать большее доверие, лучше дать им волю, но не слишком.


Перед , необходимо помнить не только о понятном языке для аудитории и выполнении всех требований. Здесь также стоит учесть жанр будущей речи. Если она юмористическая, больше ценится краткость, если убеждающая – стоит поработать над понятностью для каждого слушателя. Что касается информационных выступлений, эмоции не так важны, как в протокольно-этикетных.

  • желательно говорить только о том, что хорошо известно самому. Если в полной мере не разбираться в теме или не быть заинтересованным в ней, можно не только не заслужить доверия аудитории, но и получить нелёгкие вопросы в процессе доклада;
  • выступающий никогда не должен ставить себя выше остальных, особенно тех, кто пришел на выступление. Те ораторы, которые думают, что они умнее остальных, обречены на неудачу;
  • приветствуется употребление поговорок и крылатых выражений, они делают речь более выразительной и сближают оратора с публикой;
  • ни при каких обстоятельствах нельзя повышать тон. Если возникла конфликтная ситуация, собеседника лучше убеждать неопровержимыми фактами, а не эмоциями;
  • на публику нужно воздействовать не только через разумные высказывания, но и с помощью вызова сердечных переживаний;
  • очень важно следить за четкостью и правильностью произношения. Если есть вероятность, что слово будет сказано с неправильным ударением или ошибками, лучше заменить его на синоним;
  • во всех своих высказываниях рекомендуется придерживаться простоты, иначе мысль может быть неправильно понята или не понята вовсе;
  • не стоит стремиться рассказать сразу обо всем на свете. Необходимо строго соблюдать лаконичность, что позволит быть максимально убедительным и логичным;
  • перед выступлением нужно четко продумать его структуру. Каждая тема станет максимально понятной для любого слушателя, если она имеет правильную последовательность. К основной мысли аудиторию стоит подводить постепенно, делая акценты на тех вещах, которые могут быть непонятными или услышаны впервые.

Как правильно подготовиться к докладу с презентацией

Если публичное выступление предполагает подготовку презентации, здесь необходимо учитывать несколько особых правил. Всегда стоит помнить, что слайды готовятся уже после проделанной и законченной работы над текстом, так как они являются сопровождающей частью доклада. К остальным советам можно отнести следующее:

  1. Количество слайдов всегда зависит от объёма информации.
  2. Все материалы должны иметь четкую цель и дополнять текст.
  3. Желательно дополнять информацию рисунками и графиками.
  4. Если на слайде есть текст, он должен быть максимально понятным и легким для восприятия.
  5. Чтобы показанное хорошо запоминалось зрителям, желательно не переходить к другому изображению, пока не пройдет 4-5 минут.
  6. Текст на картинках лучше выделить жирным, а основные мысли – разграничить абзацами.

Заключение

Заключается далеко не только в харизме выступающего. Большинство успешных людей, чтобы добиться доверия аудитории и дойти до профессионального уровня, работали над собой годами.

Только соблюдение всех требований и работа над собой принесут успех начинающему оратору.

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Существует довольно много типов публичных выступлений. С точки зрения цели выделяют четыре:

  • 1) информационное; цель - сообщить некую информацию; жанры информационного выступления - научный доклад, сообщение, лекция, рассказ о каком-либо событии или явлении, инструктаж, объявление;
  • 2) протокольно-этикетное; цель - соблюсти некий общепринятый ритуал; жанры - приветственная речь, официальное поздравление; вступительное слово перед каким- либо мероприятием; похвальное слово в адрес человека или организации; речь на траурном митинге, тост;
  • 3) развлекательное; цель - развлечь собравшихся; жанры - рассказы об интересных происшествиях, случаях, наблюдениях, анекдоты;
  • 4) убеждающее; цель - убедить в правоте того или иного утверждения, справедливости того или иного тезиса; жанры - научные дискуссии, политические дебаты, агитационные выступления, речи рекламного характера.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, и в результате выступление может приобретать комплексный характер. Можно говорить об информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах выступлений.

Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными (например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета), а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

  • 1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).
  • 2. Драматизм (некое напряжение в тексте).
  • 3. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).
  • 4. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).
  • 5. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории).
  • 6. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений).
  • 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией (необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией).
  • 8. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).
  • 9. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт - выступление без подготовки;

выступление публичный композиция ораторский

  • 2) опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;
  • 3) опора на текст - дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;
  • 4) воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме (информацию в Интернете). Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Д. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.

Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.

Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»). Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»). Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.

Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине.

В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.

Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:

  • - записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);
  • - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);
  • - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.

Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше . Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям . Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения .

Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

Правила подготовки убеждающего выступления.

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

Быть эмоциональным;

Обращаться к жизненно важным фактам;

Стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

Отвлекаться в изложении;

Использовать цифры;

Опираться на наглядность;

Использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе.

3. Продолжительность выступления - не более 3 - 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый

Общие требования к публичному выступлению

2. Драматизм.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не

что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Публичная или, иначе, ораторская речь - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная опреде­ленной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевле­ние, призыв к действию и т.

Д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой комму­никации, такие как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например, речь адвоката - на эффективность защиты клиента, речь руководителя на совещании - на стимулирование высокой продуктивности работы его участников, на информирование, речь на митинге - на убеждение участников, на призыв их к действию и т. и.

Речь как компонент делового общения должна быть не только убедитель­ной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голо­ву, а не только глотку». Слушатели точно чувствуют, есть ли в выступлении ра­циональное зерно.

2. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Композиция публичной речи должна включать вступление, основ­ную часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от то­го, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Пять заповедей искусства речи, не потерявших актуальности до наших дней, были предложены британским дипломатом сэром Гамильтоном еще в XVIII веке:

Понять, что следует сказать;

Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

Облечь в слова и украсить слогом;

Запечатлеть в памяти;

Приятно и достойно изложить.

Эти заповеди отражены в книге Поля Л. Сопера «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» . Автор книги дает следующие советы начинаю­щим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в кото­рой у вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

2. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами те­мы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интере­сов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Требования к публичной речи:

  1. Участие защитника в судебных прениях. План и написание защитительной речи. Содержание и структура защитительной речи
  2. 25. Словесное оформление публичного выступления: понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot