Как происходит поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Интервал проверки счетчиков горячей и холодной воды: определяемся с периодичностью проверки приборов учета Сроки поверки счётчиков федеральный закон

Потребность в экономии энергетических и природных ресурсов стала причиной появления различных законодательных норм, в том числе и тех, которые обязывают собственников жилья, нежилой недвижимости, производственных, торговых и иных площадей, устанавливать , осуществлять оплату использованной воды, исходя из их показаний.

Законодательное регулирование и ГОСТы

Любой измерительный прибор, используемый в человеческой деятельности, имеет собственный срок, на протяжении которого производитель гарантирует его беспрепятственную работу.

Завершение данного периода может стать причиной мелких технических сбоев, становящихся поводом для искажения тех показателей, которые фиксируются им.

У каждого индивидуального прибора учета коммунальных услуг (счетчика), установленного в квартире, имеется свой срок эксплуатации и .

Срок эксплуатации счетчика и своевременность его поверки могут влиять на размер платы за пользование холодной и горячей водой. Период эксплуатации счетчика указывается в его техническом паспорте .

Периодичность проведения поверки счетчика регламентируют следующие документы:

Что касается сроков поверки водомеров, то приборы, установленные для подачи горячей воды, поверяются раз в 4 года. Аналогичные устройства, измеряющие расход холодной воды, подлежат поверке каждые 6 лет.

Положениями ГОСТа определен период действия приборов учета горячей и холодной воды. Продолжительность срока эксплуатации для счетчиков марки Р50601 – 93 составляет 12 лет.

Но данный показатель для каждого счетчика индивидуален и зависит от конкретной модели прибора. Гарантийный срок на новый счетчик, установленный производителем, составляет 18 месяцев. Так же на продолжительность срока эксплуатации прибора напрямую влияет качество воды. Счетчик будет находиться в рабочем состоянии дольше, если вода соответствует требованиям ГОСТ 2874.

Определение понятий

Наряду с иными приборами, призванными осуществлять измерение каких-либо величин (использования, отпуска, подачи), ПУ водоснабжения имеет индивидуальный временной отрезок использования.

Срок его службы определяется производителем , который делает об этом соответствующее указание в техническом паспорте, передаваемом совместно с прибором. В качестве такого срока необходимо понимать период, в течение которого механизм будет беспрепятственно действовать.

Завершение этого времени свидетельствует о необходимости проведения замены ПУ на новый .

Интервалом поверки именуется период, по истечении которого прибор учета необходимо проверить в части наличия отклонений в работе. Если неисправности не будут выявлены в процессе поверки, специалист ее проводящий сделает заключение о возможности использования счетчика в будущем периоде.

Наличие неисправностей и отклонений влечет за собой потребность в осуществлении замены ПУ.

От чего зависит период использования ПУ, основные причины поломки

Законодателем определена обязательность проведения поверочных процедур.

В ходе их проведения могут быть выявлены определенные отклонения, свидетельствующие о порче учитывающего воду аппарата и невозможности принятия его показаний в качестве действительных.

Стоит отметить, что период действия поверки для ИПУ, учитывающих потребление холодной воды более длительный, чем у аналогичных механизмов, призванных учитывать горячее водоснабжение. Причиной тому служит тот фактор, что первые менее подвержены износу и повреждениям.

Своевременность проведения поверки позволяет вовремя обнаружить неисправность в работе прибора, которая может привести к неправильному расчёту объёмов использованной воды и начислению платы с использованием , установленных на законодательном уровне, по количеству лиц, имеющих регистрацию в жилой недвижимости.

Практика показывает, что существует ряд основных причин , наличие которых влечет за собой выход ИПУ из строя:

  • низкие качественные показатели потребляемой воды, несоответствующее установленным нормам (присутствие в ней твердых частиц и примесей, которые подвергают деформации внутренние элементы механизма);
  • изношенность систем водоснабжения, подвергающая загрязнениям фильтрующие устройства, что чаще всего отмечается в домах старой постройки;
  • сезонные перерывы, характерные для подачи горячего водоснабжения, в результате чего происходит ссыхание частей счетчика и возникает необходимость его замены;
  • так же негативно влияют на состояние ИПУ действия потребителей, направленные на искажение реальных сведений о потреблении, путем установки магнитов.

Что делать пользователю после окончания срока службы ИПУ

При истечении срока эксплуатации ПУ, установленного в квартире, требуется проведение его замены.

Для произведения этой процедуры необходимо снятие устаревшего механизма.

Это можно сделать самостоятельно при наличии специальных знаний и опыта. Обратиться за получением данной услуги можно в или Управляющую компанию.

При самостоятельном снятии у собственника возникает обязанность уведомления управляющего его домом органа о своих намерениях. Это необходимо для того, чтобы контрольные показания, отраженные на старом ПУ, были зафиксированы и по ним были выполнены соответствующие начисления.

Новый расходомер потребует проведения опломбировки , для чего необходимо вызвать специалиста из ТСЖ или организации, осуществляющей управление домом.

Вместе с заявлением об опломбировке в адрес УК или ТСЖ должны быть предъявлены документы, на основании которых можно сделать вывод о собственнике жилья, а также технический паспорт на водомер. Выполнение работы по такому заявлению осуществляется бесплатно.

Досрочная замена

В процессе использования расходомеров может возникнуть ситуация, при которой требуется досрочная замена ИПУ . Причиной тому может послужить:

О преимуществах установки приборов учета потребленной воды смотрите в следующем видеосюжете:

Граждане в целях экономии заинтересованы в установке индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Абсолютное большинство пользователей коммунальных услуг не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Однако, в частности, воды является не только инструментом государственного регулирования российского рынка сантехуслуг, но и объектом юридических оспариваний со стороны населения. К сожалению, проблема «узких мест» существует и в данной сфере государственного нормативного регулирования учета потребления воды.

Эта статья преследует цель осветить аспекты предоставления данной услуги. Для привязки выберем ЖКХ г. Москвы с его нормативным полем.

Общий взгляд

Нужна ли поверка счетчиков воды? Конечно, да. Ее потребность усиливается старыми ржавеющими водопроводами, водой низкого качества, некачественными счетчиками. Эта процедура (правда, различным образом регламентированная) нормативно присутствует в муниципальном регулировании различных стран. Примерами ее четкого регламентирования могут послужить Германия и Соединенные Штаты.

Как известно, устройства, с помощью которых потребители отслеживают свое потребление воды, принято классифицировать как индивидуальные (ИПУ). Этот термин также как синоним будет встречаться в нашем тексте.

Как организуется обслуживание различных счетчиков? Согласно международному опыту, желателен годичный цикл их сервисного обслуживания. Относительно рассматриваемых нами счетчиков можно сказать, что это может исходить даже из одной технической подробности: засорения фильтров. А их, как известно, как раз и рекомендовано раз в год чистить.

Обращение гражданина

Для проверки установленного в своем жилище счетчика гражданин обращается в коммерческую компанию, лицензионно допущенную к таким работам. Не спешите идти в те сервисные организации, которые осаждают ваш почтовый ящик письмами (хотя если идти по кратчайшему пути, то это тоже вариант).

Экономные люди находят для себя сервисную компанию с наиболее демократичными тарифами. При этом оговаривается возможность фирмы не менять, а поверять имеющиеся счетчики (это дешевле). Если предполагается установка, поинтересуйтесь, устанавливает ли компания счетчики, купленные пользователями. Честь вам и слава, если выберете в фирменном магазине, исходя из конфигурации своих труб, немецкие счетчики фирм "ABB", "Ценнер-Водоприбор", "Viterra", "Wehrle". Это высшая лига. Можно выбрать и российский (при этом помня, что изготовлен он по западной лицензии). Однако в последнем случае стоит поинтересоваться его периодом проверки, зафиксированным в инструкции.

При этом (немаловажное обстоятельство!) вам следует документально подготовиться к проверке по имеющимся у вас счетчикам. Следует иметь при себе техпаспорта устройств, акты об их и опломбировании, предварительные акты поверок. Если в документах будет пробел, можете рассчитывать на дополнительные расходы.

О правовых аспектах, сопровождающих сделку, мы выскажем наши соображения потом. А пока что уясним, какой срок поверки счетчиков воды. В ЖЭКе вам ответят, не запинаясь: «Для счетчиков горячей воды - 4 года; для холодной - 5-6 лет».

Сроки поверки вам забыть не дадут

Накануне, как правило, потребитель получает извещение от управляющей компании (как вариант - из ЖЭКа.) Этот процесс находится на строгом учете, ведь периодическая поверка измерительных приборов является важной доходной статьей ЖКХ. При этом должно учитываться, что горячей воды традиционно производится чаще. Однако в любом случае вся информация по установкам, поверкам и т. д. ваших устройств должна быть представлена вами в управляющую компанию и согласована с нею.

Как говорилось выше, непосредственно для проверки вы обращаетесь в сервисную организацию. Не обязательно в коммерческую, можно в центр региональной метрологии и стандартизации или в Мосводоканал. Если вы затрудняетесь найти исполнителя проверки, обратитесь за подсказкой в управляющую компанию, которая порекомендует нужную организацию.

Два типа сервисных компаний, обслуживающих счетчики

Существует два варианта ТО: периодическое, раз в 4-5 лет (при нем за основу берется срок поверки счетчика горячей воды), и постоянное (помесячное) сервисное обслуживание. В первом случае оплата потребителем производится по факту поверки. Во втором она разбита на равные части и происходит ежемесячно вместе с квартирной платой.

Относительно второго варианта: проведение сервисного обслуживания закрепляется одноименным договором. Этот подход в большей степени соответствует техническим нормам. В этом случае сама поверка не оплачивается в отдельности потребителем. В сервисных компаний показывается этот процесс как «бесплатная поверка счетчиков воды».

Зачастую сервисные компании практикуют акции бесплатной первой поверки и установки (что, в принципе, выгодно и им, и потребителям), когда клиент подписывает с ними договор на сервисное обслуживание. Чего не сделаешь, чтоб утереть нос конкурентам, отвадив от них потребителей?

При таких обстоятельствах сервисные компании временно идут на некоторые издержки, гарантированно оплачиваемые клиентом в будущем. Впрочем, предметом нашего обсуждения является периодическое обслуживание.

Тук-тук. Я - монтер

Как мы уже упоминали выше, потребитель связывается с сервисным центром по телефону или посредством формы на сайте. Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то поверка счетчиков горячей воды, так же, как и холодной, осуществляется двумя способами: с заменой устройства и без нее.

Немаловажное обстоятельство: специалисты, прибывшие для осуществления поверки, должны иметь при себе копию аттестата, уполномочивающего их выполнять такие работы. Его подлинность проверяется с помощью госреестра аккредитации.

Поверка счетчика без замены

При «чистой поверке» наиболее удобным и экономичным для москвичей является классическое сервисное обслуживание водных счетчиков при помощи переносной поверочной установки УПСЖ-3-ПМ.

Практически это выглядит следующим образом. С помощью переходника соединяют установку со смесителем, предварительно обеспечив слив из нее в раковину. На предельной струе воды производится измерение. Затем при таком же хронометраже - на действующем пользовательском измерительном приборе. При этом допустимы отклонения - плюс-минус 5%. Такая поверка счетчиков воды без снятия, длящаяся 30-40 минут, наиболее массовая.

В случае если индивидуальному прибору учета, в целом исправному, требуется углубленное обследование, его демонтируют (клиенту временно предоставляется другой счетчик в замену). Демонтированное устройство доставляют в лабораторию. Ориентировочное время его проверки - двое суток. Не из-за трудоемкости (занимает она те же 30-40 минут), а из-за наличия значительных объемов однородной работы и, соответственно, очередности. Таким образом, поверка счетчиков воды без снятия производится уполномоченными (лицензированными) компаниями. Для потребителя же она обходится в сумму, составляющую порядка одной тысячи рублей.

Поверка с заменой счетчика

Данный вид техобслуживания, как правило, производится сервисными компаниями с использованием заранее закупленных ими индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Стоимость таких работ выше, чем рассмотренного нами ранее сервиса без снятия счетчиков. Здесь представлены усредненные цены, поэтому указывается, поверка счетчика холодной воды имеется в виду или горячей. Примерные тарифы этих работ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость поверочных работ относительно счетчиков ГВС (ХВС) в г. Москва

Вид ТО

Стоимость работ

Установка водосчетчика

от 1,5 до 1,8 тыс. руб.

Установка счетчиков холодной/горячей воды

от 3,0 тыс. руб до 4,5 тыс. руб.

Поверка без снятия водосчетчика

от 0,95 тыс. руб.

Поверка с заменой счетчика

1,6 тыс. руб.

Техобслуживание счетчика воды

от 0,24 тыс. руб до 0,66 тыс. руб

Правовое регулирование

Если практическая сторона вопроса проста и понятна, то о правовой так сказать язык не поворачивается. Начнем с недавней истории оказания данной услуги в Белокаменной (как мы убедимся далее, это имеет значение). С 2004 года и в течение 7 лет она регулируется постановлением московского правительства №77-ПП от 10.02.2004, согласно которому срок поверки счетчиков воды определялся 5-6 годами для холодной (в зависимости от конструкции) и 4 годами для горячей воды.

Тем самым были созданы максимально выгодные условия для лицензированных посредников на рынке этой услуги и для повышения тарифов.

Далее ситуацию пытаются изменить в сторону демократизации цен на услугу. Федеральный закон № 102-ФЗ «О единстве измерений» статьей №13 устанавливает, что межпроверочный интервал должен определяться изготовителем (а он зачастую больше, чем 4-6 лет). Процесс развивается. Московское Правительство 26.12.2012 г. убирает спорный пункт 3.1 постановления №77-ПП новым Постановлением №831-ПП «О внесении изменений…». Наконец-то сказано принципиально, что срок поверки счетчиков воды привязывался не к административно установленному нормативу, а к техническим параметрам, указанным в техпаспорте устройства. Однако не все так просто!

Позиция прокуратуры. Восстановление правовых норм

Такой шаг был вынужденным - под давлением Прокуратуры, отреагировавшей на многочисленные жалобы граждан. Высшим органом, надзорным за исполнением законодательства, установлено, что вышеупомянутый п. 3.1, необоснованно устанавливающий периодичность поверки счетчиков воды, не соответствует законодательству РФ.

На это указал в своем официальном письме первый зам. генерального прокурора РФ А. Бусман. Именно под давлением прокуратуры для устранения коллизии с действующим законодательством, собственно говоря, и принято постановление №831-ПП. Потребители жаловались не только на необоснованность тарифов, но и на то, что поверка счетчиков воды без снятия системно по произволу поверяющих посредников замещалась более дорогой заменой на некачественный счетчик, гарантированно ломающийся через 3-4 года.

Такой вариант развития рынка серьезно урезал интерес посредников, сумевших за период с 2004 года «врасти» как в управляющие компании, так и в ЖЭКи. Кроме того, очевидно, что Постановление №831-ПП подписано Правительством Москвы вынужденно (с подачи Прокуратуры), т. е., как говорится в народе, «подписано с неохотой». Очевидно, что и исполняется оно все с той же «неохотой». Доказательством этой крамольной мысли можно считать реальные обстоятельства, изложенные ниже.

Позиция посредников

На данном этапе Постановлению, принятому Собяниным, системно противодействует схема, в которой на видимом уровне участвуют коммерческие посредники, федеральные управляющие компании.

Конечно, в ней есть и свои бреши, однако не всякий гражданин имеет достаточно средств и времени, чтобы «поднять» этот вопрос в прокуратуре. На это и делается ставка.

На первом шагу общения с потребителем операторы лицензированных компаний принципиально отрицают его действенность. «Такого постановления не существует!» - утверждают они, фактически «по-старому» привязывая срок проверки счетчиков воды к 6 и 4 годам, т. е. якобы находясь в правовом поле уже отмененного Постановления. Доводы коммерсантов достаточно критичны: «Если бы оно существовало, мы бы знали!» Не кажется ли вам, дорогие читатели, что данная логика заранее проигрышна для любого потребителя, чем напоминает классический образец «Уловки 22»? «Коммерсанты» отправляют «слишком умных» пользователей за консультацией в управляющую компанию.

Позиция управляющих компаний

Далее вступает в действие «игрок №2» - федеральная управляющая компания. Она так же «искренне», как и коммерческий посредник, «не знает» про периодичность поверки счетчиков воды, согласно Постановлению 328. Но в отличие от комерсантов, она обладает рычагами давления на потребителя.

Будем оперировать фактами: в данной ситуации управляющая компания работает в «полностью автономном режиме». Проследим этот момент:

  1. Фактически сама устанавливает норматив сроков проверки счетчиков (по своему произволу «реанимировав» отмененный норматив).
  2. Сама организует контроль и оповещение (используя «помощь» коммерческих посредников и ЖЭКов).
  3. Если истек срок поверки счетчика воды, УК сама карает рублем потребителей, просрочивших неправовым образом назначенный период проверки. Они переводятся с индивидуальных на общедомовые приборы учета, при этом изменяется формула счисления расхода воды. (Согласно нормативу (значение примерно), 9 м 3 на человека, исходя из количества прописанных людей, вне зависимости от их фактического наличия.)

Неужели управляющие компании обладают достаточным «державным» потенциалом для неисполнения нормативных требований Постановления №831-ПП? Вопрос, конечно же, риторический.

Вывод

Вышеизложенная ситуация на столичном рынке поверки счетчиков воды требует своего правового разрешения со стороны государства. Говоря языком макроэкономики, проблема в том, что на рынке многочисленных сервисных компаний не возникает чистой конкуренции, приводящей к качеству услуги и действительно Так получается по одной простой причине: все организации, сотрудничая с государственной монополией (управляющими компаниями), по сути становятся той же монополией.

А монополия ведет себя адекватно своей природе - максимизирует прибыль. При этом страдает население.

Пример наиболее экономного на сегодняшний день варианта поверки демонстрирует Мосводоканал. Поверка счетчиков воды, проводимая специалистами данного предприятия, в два раза дешевле, чем у других лицензированных сервисных компаний - порядка 474 руб. Это хороший сигнал для игроков данного рынка - понизить и без того высокую норму прибыли.

Напрашивается вывод о необходимости более активного государственного регулирования нормы сверхприбыли данной монополии, где решающую роль должно сыграть Правительство Москвы совместно с Прокуратурой в духе надзора за исполнением Постановления №831-ПП. Срок поверки счетчиков воды должен быть установлен согласно международной практике решения этого вопроса: не декларативно, а согласно техническим инструкциям. Последнее было бы логично.

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным я выделил основное).

34. Потребитель обязан :
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета , распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку ;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета , предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка » и «проверка » прибора учета. «Поверка » – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка » – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан :
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия , а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев .

Удачи вам и не слушайте всех подряд, а всегда знакомьтесь с нормативными документами.

Пользование жилищно-коммунальными услугами в РФ - это специфическая категория правоотношений, в рамках которой права и обязанности имеют как поставщики соответствующих услуг, так и их потребители. Так, начисление платежей по воде сейчас чаще всего осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков. Основное обязательство, которое возлагается на потребителей воды - обеспечивать своевременную поверку данных приборов. В какие сроки она должна быть проведена? Каков наиболее корректный механизм ее осуществления?

Что такое поверка?

Поверка - это процедура, в рамках которой измеряется точность счетчика. Если она соответствует технологическим критериям, то устройство признается прошедшим поверку и допускается к эксплуатации. Показания счетчиков, которые не поверены, признаются недействительными.

Процедура, о которой идет речь, должна осуществляться с определенной периодичностью. Соответствующие сроки могут быть прописаны в законах, действующих на разных уровнях.

Законодательные сроки поверки: федеральный и муниципальный аспект

Сроки поверки счетчиков воды определены, с одной стороны, на уровне федерального законодательства РФ. При этом критерии для устройств, фиксирующих расход по горячей и холодной воде, разные. Это объясняется технологической спецификой функционирования приборов. Что касается такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды, сроки ее проведения - раз в 4 года. Касательно устройств, измеряющих расход холодной воды, - раз в 6 лет.

С другой стороны, муниципальные органы власти вправе в ряде случаев устанавливать иные критерии. Дело в том, что основной правовой акт, регулирующий то, какой срок поверки счетчиков воды должен быть установлен - Постановление Правительства РФ № 354, которое содержит диспозитивные положения. В законе сказано, что потребитель коммунальных услуг обязан осуществлять поверку - но в сроки, установленные производителем. Как правило, для устройств, измеряющих расход холодной воды, это 4 года, а срок поверки счетчика холодной воды - 6 лет. Но не исключено, что производитель прибора учета укажет иные критерии. Например, некоторые западные бренды, выпускающие счетчики, устанавливают срок поверки в 15 лет и более.

Сроки поверки - в документах

Сроки поверки счетчиков воды, установленные производителем, следует искать в документах, прилагающихся к устройству. Чаще всего это технический паспорт. Как мы определили выше, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства № 354, а также по ГОСТ Р 50193, сроки поверки счетчиков воды должны осуществляться с определенным интервалом - типичные его значения мы также рассмотрели. Теперь мы также знаем, что данные критерии могут корректироваться на уровне муниципальных правовых актов. Но на практике производители счетчиков обычно указывают в технических паспортах устройств именно те сроки, что мы отметили выше.

Отметим, что специфика актуальных технических регламентов - в том, что период между поверками отсчитывается не с момента установки счетчика, а с даты его производства, поскольку соответствующая процедура осуществляется на заводе. Поэтому, если купить устройство, которое залежалось на стенде в магазине, то, возможно, придется заниматься его поверкой ощутимо раньше, чем по срокам, установленным ГОСТ, нормативно-правовыми актами или прописанным в документах.

Обязательна ли поверка?

Да, обязательна. Если закончился срок поверки счетчика воды, то показания устройства признаются недействительными. В результате начисление коммунальных платежей осуществляется не по расходу воды, а по средним показателям в течение полугода, далее - по нормативу, размер которого зависит от количества прописанных жильцов. В ряде регионов РФ - и в этом вновь прослеживается локализация законодательства - установлены иные критерии, в соответствии с которыми ТСЖ и управляющие компании могут, например, исчислять платежи по среднему темпу потребления не за 6 месяцев, а за 3. Могут разниться также, но обычно не слишком значительно, нормативы потребления в различных регионах и муниципалитетах.

ТСЖ предупредит?

Во многих ТСЖ и управляющих компаниях существуют внутренние реестры, в которых отражаются сроки действия поверки счетчиков по квартирам. Некоторые фирмы рассылают потребителям услуг информационные уведомления о том, что необходимо в такие-то сроки осуществить поверку приборов учета. Но есть организации, которые автоматически начинают исчислять платежи за поставку воды, если владелец квартиры не успеет обновить данные о поверке счетчиков.

Как осуществить поверку?

Как осуществляется поверка счетчиков воды? Сроки действия результатов прежней проверки должны быть в силе - это желательно, чтобы избежать возможных расхождений по данным о потреблении с поставщиком коммунальных услуг.

Потребитель должен, прежде всего, осуществить корректный демонтаж функционирующих устройств. Это можно сделать, обратившись к специалистам в ТСЖ или управляющую компанию. Иногда требуется согласовать данную процедуру с фактическим поставщиком коммунальных услуг за 2 рабочих дня до ее проведения. Перед тем как счетчик будет снят, следует зафиксировать его показания и передать поставщику воды.

Фактор аккредитации

Поверку обычно осуществляют лаборатории, аккредитованные управляющей компанией или получившие иной тип разрешения на осуществление деятельности (например, одобренные производителями счетчиков). Устройства необходимо относить туда. Услуги данных структур обычно платные - порядка 200-300 руб. за одно устройство. Срок поверки счетчиков воды в лаборатории обычно не превышает одного рабочего дня, но есть организации, выполняющие соответствующую услугу в течение нескольких часов. Рекомендуется обращаться в лаборатории, которые имеют разрешение, выданное Росаккредитацией.

После того как устройства прошли поверку в лаборатории, необходимо вновь установить их на водопроводную систему. Для этого следует обратиться в ТСЖ или управляющую компанию и вызвать специалиста, который осуществит монтаж счетчиков, опломбирует их и составит акт о том, что устройство допущено в эксплуатацию.

Возможен также вызов представителей лаборатории, занимающейся поверкой счетчиков, на дом. Но эта услуга дороже, чем расценки для потребителей, которые сами привозят устройства на поверку. Современные лаборатории обычно оснащены мобильными приборами, которые позволяют осуществлять поверку без снятия счетчика - посредством измерения потока воды через кран.

Взаимодействие с поставщиком после поверки

Как только все необходимые процедуры, связанные с поверкой, завершены, то в ТСЖ или управляющую компанию необходимо направить документ, в соответствии с которым организация должна будет исчислять платежи за воду на основании индивидуальных показаний потребления. Обычно это заявка с указанием Ф. И. О. владельца квартиры, его паспортных данных, контактного телефона, даты ввода счетчика в эксплуатацию, сведений об устройстве (заводской номер, а также тип). Указываются также данные об организации, которая установила устройство, текущие показания измерений, дата проведения следующей поверки. В некоторых случаях требуется также предоставление в ТСЖ или управляющую компанию копии техпаспорта счетчика. Обновить сведения о поверке счетчика, установленного в квартире заявителя, поставщик должен в течение 15 дней. Если этого сделано не будет, то счетчик будет, так или иначе, считаться введенным в законную эксплуатацию.

Возможна ли поверка сразу двух счетчиков?

Возможна, и это часто практикуется. Необходимо отметить следующее относительно такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды: сроки ее могут наступать быстрее, чем в отношении приборов учета холодной воды. Но в этом случае владелец квартиры может инициировать поверку обоих устройств одновременно. При этом сроки следующей процедуры соответствующего типа в большинстве случаев будут исчисляться в соответствии с нормами федерального или муниципального законодательства - например, через 4 года для счетчиков горячей воды, через 6 лет - для устройств, фиксирующих расход холодной воды.

Поверка или покупка нового счетчика?

Если сроки проведения поверки счетчиков воды близятся, то владелец квартиры может выбрать альтернативный рассматриваемой процедуре вариант - покупку новых устройств. С точки зрения закона не важно, установлен ли счетчик новый или же поверенный. Главное, чтобы он функционировал, и это было отражено в документах аккредитованных организаций. Цена устройства - в среднем 400-500 руб. Расценки на услуги специалистов по его установке и оформлению в эксплуатацию - еще порядка 1000 руб. Это дороже, чем осуществление поверки, но обычно намного быстрее.

Если владелец квартиры решил установить новый счетчик, то документы, касающиеся его ввода в эксплуатацию, он должен принести в ТСЖ или управляющую компанию. Только после того как соответствующие сведения о приборах учета будут зарегистрированы в организации, платежи за коммунальные услуги начнут исчисляться на основании индивидуальных показаний потребления.

Возможна ли самостоятельная установка счетчика?

Да. Однако из ТСЖ или управляющей компании должен быть вызван человек для осмотра и опломбировки устройства. Согласно действующим законам, плата за соответствующую услугу не должна взиматься. Таковы положения Постановления Правительства РФ № 824, регулирующего правила предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Приобретение нового счетчика: нюансы

Рассмотрим сценарий, при котором срок поверки счетчиков воды уже подошел, но владелец квартиры решил не тратить время на взаимодействие с лабораториями, а приобрести новое устройство. На что следует обращать внимание при покупке счетчиков?

Прежде всего, рекомендуется приобретать устройства в специализированных торговых точках. Обязательно нужно проверить, есть ли в комплектации технический паспорт. Без этого документа счетчик не будет опломбирован представителем ТСЖ или управляющей компании. Можно также отметить - техпаспорт нежелательно терять. Как только подходит срок поверки счетчиков воды, закон предписывает проверяющим лабораториям вносить данные о работе с устройством именно в технический паспорт. Если его не окажется на руках у владельца квартиры, то придется в любом случае покупать другой прибор. Новые сроки поверки счетчиков воды отсчитываются с даты, прописанной в техпаспорте специалистами лаборатории.

Следует по возможности покупать счетчик, который выпущен недавно - выше мы определили, по какой причине. Поэтому обращаем внимание на дату его производства. Указывается она обычно в техпаспорте.

Комплектация - под контролем

Другой важный нюанс - комплектация счетчиков должна быть полной. С устройством должны отпускаться присоединительные элементы - штуцеры, гайки, прокладки и т. д. Специфика комплектации счетчиков также обычно отражается в техпаспорте.

Счетчики могут быть универсальными (рассчитанными на работу при температуре от 5 до 90 градусов) или же предполагающими эксплуатацию только в горячей либо холодной воде. Приобретая устройства, необходимо удостовериться о том, что они подходят для тех или иных целей использования.

Санкции за не прошедший поверку счетчик: теория и практика

Выше мы отметили, каким образом исчисляются платежи за коммунальные услуги, если истек срок поверки счетчика воды. Но на практике работа ТСЖ и управляющих компаний может выражаться в действиях, идущих вразрез с предписаниями законодательства. Изучим специфику подобных прецедентов.

Известны случаи, когда владельцы квартир получали некую штрафную квитанцию, основанием для выставления которой было отсутствие поверенных приборов учета. ТСЖ и управляющие компании, оправдывая свои действия, ссылались на источники права различного уровня.

Однако законодательством РФ не установлено такого понятия, как штраф, в отношении жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ и управляющие компании часто используют этот термин для того, чтобы обозначить тот факт, что кубометры начислены альтернативным способом, так как возможности точно подсчитать их в силу отсутствия поверенного счетчика не было.

Юристы рекомендуют обращаться в ТСЖ и управляющие компании за разъяснениями по поводу того, какими законодательными актами руководствовались специалисты организаций при исчислении потребления воды. Критерии, содержащиеся в законах на уровне регионов и муниципалитетов, достаточно редко различаются между собой. Достаточно стандартна формула, при которой норматив по холодной воде определяется как 7 кубометров на одного прописанного человека, по горячей - 5 кубометров. Если ТСЖ или управляющая компания начислили по 10 и более единиц измерения воды, то это повод обратиться к специалистам соответствующих организаций за разъяснениями.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot