Насекомые паразиты презентация. Презентация "насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека"

Разделы: Биология

Оборудование: коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление нового материала.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых:

    “Любил бы лето я, когда б… не комары да мухи…” А.С.Пушкин

    Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.

    Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека.

    Комнатная муха. Комнатная муха относится к отряду двукрылых. Взрослая муха питается той же пищей, что и человек. Каждые 2-4 дня самка комнатной мухи откладывает 150 яиц. Через 13 дней из яйца вылупляется личинка. Личинки мух развиваются в разного рода гниющих отбросах. Личинки мух белые безголовые и безногие. Через 10 дней личинка превращается в куколку. Через 3 дня из куколки выходит взрослая муха. На себе и в себе (в кишечнике) муха носит до 30 миллионов бактерий, в том числе возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

    Демонстрирует коллекции “Отряд двукрылые. Мухи”

    Медицинский работник: Брюшной тиф – инфекционное заболевание, вызываемое брюшнотифозной палочкой.

    Симптомы: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, увеличение печени и селезенки, иногда наблюдается заторможенность, галлюцинации, бред, потеря сознания. Могут быть осложнения -кишечные кровотечения, перфорация кишечника. Для того, чтобы не заразиться этой болезнью необходимо бороться с мухами: применять сетки на окна и форточки, уничтожать мух, применять реппеленты. Реппеленты – это средства, отпугивающие насекомых.

    Предложить учащимся рассмотреть микропрепарат “Ротовой аппарат комара”. Вопросы классу после изучения строения хоботка под микроскопом: “Что вам напоминает хоботок комара? Почему этот орган называют колюще-сосущим?”. Пояснить, что хоботок комара – это приспособление к кровососанию.

    Слепни. Слепни – представители отряда двукрылых. Длина тела – 2 см. У слепней ярко-зеленые глаза. Самки слепней больно кусают теплокровных животных: коров, лошадей, лосей, оленей, птиц, человека. Самцы питаются нектаром цветов. Самкам кровь необходима для развития яиц. Укусы слепней докучают сельскохозяйственным насекомым, из-за их укусов могут снизиться удои молока у коров.

    Закрепление знаний.

    1. Найти соответствие:

    2. Найти соответствие:

    3. Найти соответствие.

    Слайд 3

    Комнатная муха

    Человек может заразиться от, казалось бы безобидной, комнатной мухи. На самом деле мухи очень даже опасны, они являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии.

    Слайд 4

    Тараканы

    Тараканы, так же как и мухи питаются отбросами и переносят на лапках бактерии и микроорганизмы, в результате чего происходит заражение человека, чаще всего детей. Также у детей тараканы могут вызвать сильнейшие проявления аллергии.

    Слайд 5

    Малярийный комар

    Одним из наиболее опасных видов насекомых считаются комары, заражающие при помощи укусов и высасывания крови. Это насекомые переносчики возбудителей болезней человека: малярии, лихорадки денге, желтой лихорадки, уносящих ежегодно жизни тысяч человек.

    Слайд 6

    Муха цеце

    Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно. На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.

    Слайд 7

    Насекомые-кровососы: блохи и вши

    Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифов, а блохи - чумы.

    Взрослые блохи питаются исключительно кровью, ежедневно высасывая количество крови, в 20 раз превышающее собственный вес.

    Укусы блохи болезненный, вызывает сильный зуд и воспаление кожи.

    Слайд 8

    Слепень

    Слепни являются разносчиками туляремии и сибирской язвы

    Слайд 9

    Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате. В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях.

    Также в связи с потеплением начинается размножение комаров в геометрической прогрессии, так как водоемы пересыхают под воздействием высоких температур и превращаются в лужи или болотца, наиболее комфортные места для жизни комаров, которые, являются переносчиками опасных для человека болезней.

    Посмотреть все слайды

    Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

    Ушкарева В.Я.

    учитель биологии МКОУБСОШ №2п. Бреды

    Вы узнаете :: Вы узнаете ::
    • В чем выражается отрицательное влияние насекомых на культурные растения, животных и на здоровье человека.
    • Вспомните:
    • Какие полевые и плодово- ягодные культуры повреждаются насекомыми?
    • Какие заболевания переносятся насекомыми?

    Вредители сельскохозяйственных культур

    Нашествие саранчи

    Тля высасывает

    соки растений

    Черепашка повреждает

    хлебные злаки

    Личинки свекловичного

    долгоносика питаются

    корнями свеклы.

    Завязями яблонь питаются личинки яблоневого цветоеда.

    Личинки и взрослые особи

    колорадского жука уничтожают

    листья картофеля

    Личинки капустной белянки питаются

    листьями капусты.

    Личинки яблонной плодожорки

    развиваются в яблоках

    Личинки огневок живут в муке

    Личинки платяной моли

    портят изделия из шерсти

    Слепни питаются кровью животных

    Слепни одолели

    Личинки оводов развиваются

    под кожей млекопитающих

    Комары: малярия,

    комариные энцефалиты.

    Муха цеце: сонная болезнь

    Осенняя жигалка:

    сибирская язва

    Обыкновенная муха: дизентерия, брюшной тиф,

    переносит яйца аскарид, различных микробов.

    Черные тараканы и прусаки загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания.

    Переносят болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

    Вши: переносят возбудителей

    сыпного и возвратного тифа.

    Клопы питаются

    кровью

    Блохи питаются

    кровью.

    Передают человеку возбудителей таких

    болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф.

    Физические

    Химические

    Агротехнические

    Биологические

      • Посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей.
      • Уничтожают сорные растения. Поля тщательно убирают

    Методы борьбы с вредными насекомыми

    Муравейники рыжих муравьев

    Искусственные гнездовья для

    мелких насекомоядных птиц

    В лабораториях разводят наездников.

    С капустной белянкой

    борются, выпуская

    наездника трихограмму, самка которого откладывает яйца в яйца капустной белянки.

    Божья коровка- хищник.

    Подведем итоги

    • Среди насекомых есть вредители культурных растений и пищевых запасов, много переносчиков опасных заболеваний человека и домашних животных.
    • Люди борются с вредителями, наносящими ущерб с помощью физических, химических, агротехнических и биологических методов.
    • Вредители сельскохозяйственных культур;
    • Методы борьбы с вредителями
    • (физические, химические, агротехнические, биологические).
    • Охарактеризуйте деятельность насекомых-
    • вредителей сельскохозяйственных растений.

      2. Назовите наиболее распространенных насекомых, которые являются переносчиками

      возбудителей заболеваний человека.

      3. Дайте оценку эффективности методов борьбы

      с вредными насекомыми.

      4. Используя информационные ресурсы, определите принадлежность насекомых,

      упомянутых в тексте параграфа, к

      систематическим группам.

      представьте эту информацию

      Задачи

      Образовательные:

      Развивающие:

      Воспитательные

      Тип урока:


      «Задание»

      Задание . Рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст. Сверните текстовую информацию в таблицу

      Отряд

      Представитель

      Какие заболевания переносит

      Меры борьбы

      Правила личной гигиены

      Отряд Вши.

      Просмотр содержимого документа
      «Информационный лист»

      Информационный лист.

      Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.

      Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен

      Комар-пискун

      Малярийный комар Анофелес

      Яйца плавают большой группой, склеены пачками в виде лодочки

      Яйца плавают поодиночке на поверхности воды

      Личинки висят у поверхности воды почти вертикально, вниз головой

      Личинки в горизонтальном положении прикрепляются к поверхностной пленке в нескольких местах тела

      Куколки в виде запятой

      Горбатые куколки

      Взрослый комар, спокойно сидящий. Держит свое тело почти параллельно поверхности

      Взрослый комар, спокойно сидящий, держит свое тело под углом к поверхности, на которую садится

      Задачи

      Образовательные:

        Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.

      Развивающие:

      1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.

      2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

      Воспитательные : воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни

      Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.

      Образовательные ресурсы :

      1. Видеофильм

        Раздаточные материалы (информационные листы, иллюстрации)

      I . Ориентировочно-мотивационный этап .

      Друзья мои! Я очень рада

      Войти в приветливый ваш класс.

      И для меня уже награда

      Вниманье ваших умных глаз.

      Я знаю: каждый в классе гений,

      Но без труда успех не впрок.

      Из ваших знаний и умений

      Мы вместе сочиним урок!

      Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.

      Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.

        Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам (повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)

        Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)

        Просмотр видеосюжета (узнаем новое)

        Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)

        Работа в группах (учимся слушать других)

        Решение тестов (проверяем свои знания)

        Составление экрана достижений

      Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:

        Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох

        Предложить меры борьбы с ними

      II . Актуализация опорных знаний

      Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.

      Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?

      На основании каких признаков?

      Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу

      Хочу знать

      Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.

      Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.

      III . Операционно-исполнительный этап.

        Представление новой информации

      Ах, лето красное,

      Любил бы я тебя.

      Когда б не зной, да пыль,

      Да комары, да мухи.

      сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»

      Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки (рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.

      Просмотр видеосюжета, обсуждение.

      Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.

      Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).

        Задание для I группы : прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.

        Задание для III группы : прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями

        Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми

        Презентация работы в группах (новый продукт).

        Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал

      IV . Рефлексивно-оценочный

        Оценивание. Тестирование

        Экран достижений.

      VI . Д/з : 1) п.15

      2) синквейн

      V . Итог : говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.

      Просмотр содержимого документа
      «тесты»

      Задание №1.

        Назовите лишнее насекомое по родству:

      Б) комнатная муха

        Выберите лишнее насекомое по способу питания :

      А) бычий слепень

      В) майский жук

      Г) малярийный комар

        Назовите тип крыльев, характерных для Двукрылых :

      А) передние крылья жесткие, а задние перепончатые

      Б) обе пары чешуйчатые

      В) одна пара, перепончатые

      Г) передние с продольным жилкованием, а задние веерообразные

        Назовите тип ротового аппарата, характерный для Двукрылых:

      А) сосущий, свернутый спиралью

      Б) колюще-сосущий или лижущий

      В) грызущий

      Г) грызущий или грызуще-лижущий

        Чем комар может быть полезен:

      А) опылением растений

      Б) служит пищей рыбам и птицам

      В) только вреден

        Переносчиком возбудителя дизентерии является :

      А) саранча

      Б) комнатная муха

      В) стрекоза

      Г) майский жук

      А) яблонная плодожорка

      Б) малинный жук

      Г) колорадский жук

      А) саранча

      Б) жук-усач

      Г) жужелица

      Задание №2. Соотнесите:

        Переносчики возбудителей болезней человека

      а) овод, б) комнатная муха, в) малярийный комар, г) вши, д) клопы, е) слепень, ж) блохи

      1 слайд

      3 слайд

      Человек может заразиться от, казалось бы безобидной, комнатной мухи. На самом деле мухи очень даже опасны, они являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии.

      4 слайд

      Тараканы, так же как и мухи питаются отбросами и переносят на лапках бактерии и микроорганизмы, в результате чего происходит заражение человека, чаще всего детей. Также у детей тараканы могут вызвать сильнейшие проявления аллергии.

      5 слайд

      Одним из наиболее опасных видов насекомых считаются комары, заражающие при помощи укусов и высасывания крови. Это насекомые переносчики возбудителей болезней человека: малярии, лихорадки денге, желтой лихорадки, уносящих ежегодно жизни тысяч человек.

      6 слайд

      Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно. На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.

      7 слайд

      Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифов, а блохи - чумы. Взрослые блохи питаются исключительно кровью, ежедневно высасывая количество крови, в 20 раз превышающее собственный вес. Укусы блохи болезненный, вызывает сильный зуд и воспаление кожи.

      8 слайд

      9 слайд

      Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате. В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях. Также в связи с потеплением начинается размножение комаров в геометрической прогрессии, так как водоемы пересыхают под воздействием высоких температур и превращаются в лужи или болотца, наиболее комфортные места для жизни комаров, которые, являются переносчиками опасных для человека болезней.

    © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot