Что мы относим к объекту восприятия. Основные свойства восприятия

Ченнелинг

Делаем сеансы ченнелинга с Высшими Силами на разные темы.

Восприятие: что это такое, свойства, качества и нарушения восприятия.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.

Начальным этапом акта восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие . В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. Наоборот, восприятие - процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Правильность акта восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.). Физиологической основой восприятия служит аналитико-синтстическая деятельность анализаторов, составляющих первую сигнальную систему (при влиянии второй). При восприятии, например легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т.д.

Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки не известной для него породы, он тем не менее легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраса.

Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, восприятия, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.

Избирательный характер восприятия, выделение объекта при восприятии.

При восприятии обычно выступает сосредоточение внимания на каком-либо основном объекте. Другие объекты или менее важные детали рассматриваемого объекта остаются незамеченными, образуют фон восприятия. Процесс восприятия выступает в виде выделения объекта из фона. Так, встретив знакомого человека на улице, мы нередко перестаем замечать особенности других людей, идущих в уличной толпе, едущих по мостовой машин. Все это образует фон, из которого выделяется объект восприятия - знакомый нам человек. Показательно и то, что мы нередко не замечаем не существенные для нас детали и в облике этого человека - цвет его галстука, форму прически.

Избирательность восприятия непосредственно связана с прошлым опытом человека, его интересами, знаниями, мотивами, потребностями, особенностями личности. Так, врач или медицинская сестра заметят даже при внешнем осмотре больного значительно больше важных для оценки здоровья деталей, чем люди, не обладающие специальными медицинскими знаниями. Любитель живописи, рассматривая незнакомую картину, обратит внимание на ряд ее особенностей, которые останутся незамеченными для человека, плохо знакомого с изобразительным искусством. Эта зависимость восприятия от прошлого опыта, мотивов, потребностей, особенностей личности, отношений человека называется апперцепцией.

Физиологической основой избирательности восприятия, умения вычленить объект из фона является свойство нервной системы выделять сигнал на фоне шума. Не относящийся к делу фон является помехой при восприятии объекта. Его называют шумом, независимо от того, затрудняет ли помеха восприятие слуховое, зрительное, обонятельное и т.п. Характерным примером шума являются помехи при восприятии радиопередачи. Специальные нервные механизмы позволяют выделить и воспринять нужный объект, сигнал их шума.

Известны различные типы, затрудняющие восприятие помех или шумов. Задачи такого рода напоминают восприятие, нахождение нужного объекта при поисках инструмента в ящике, в котором имеется много инструментов, расположенных в беспорядке друг над другом, либо при опознании легкового автомобиля определенной марки на дороге с многорядным движением.

Характерной чертой восприятия является его константность , т.е. относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Человек узнает геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и др.) независимо от того, в какой плоскости предъявлены фигуры - вертикальной, горизонтальной или при определенном наклоне плоскости, на которой расположена предъявляемая фигура. При изменении плоскости предъявления фигуры на сетчатку глаза проецируются изображения, значительно отличающиеся друг от друга, если, например, квадрат расположен в вертикальной или наклонной плоскости.

Константность восприятия выступает также при определении человеком величины предмета в случае их различной (но не очень большой) удаленности от глаза. Постоянство восприятия отмечается также в определенных пределах при узнавании цветов. Так, белая бумага воспринимается как бумага одного и того же цвета при солнечном и электрическом освещении, хотя электрический свет содержит много красных и желтых лучей и мало синих.

Узнавание объектов может быть разделено на два основных вида: обобщенное и индивидуализированное. При обобщенном узнавании мы относим предмет к какой-либо определенной категории, более или менее общей, широкой. Рассматривая изображение стола или стула, человек может сказать, что видит мебель, затем уточняет тип мебели - стол, стул, и указывает, что видит, например, письменный стол. Это все примеры обобщенного узнавания. При индивидуализированном узнавании объект отождествляется с каким-либо конкретным единичным объектом, воспринимавшимся ранее. К такому типу восприятия относится узнавание знакомого человека, конкретного, виденного раньше письменного стола и т.п.

Важную роль в процессе узнавания играет слово, вторая сигнальная система. Узнавая тот или иной объект, человек обычно относит его к определенной словесно обозначаемой категории предмета. Слово придает восприятию осмысленный характер. Оно помогает объединять воспринимаемые предметы в смысловые группы, создает предпосылки для обобщенного восприятия.

Нарушения восприятия

Словесные обозначения значительно облегчают восприятие, делают процесс восприятия более экономным, уменьшают избыточность этого процесса. Так, слово "стол" объединяет ряд предметов, сходных по форме, величине и функциональному назначению. При узнавании стола человек не должен сопоставлять предъявляемый объект только с точно таким же единичным предметом, воспринимавшимся им ранее. Он может использовать для узнавания стола свои обобщенные знания о предметах, объединяемых названием "стол".

Словесные обозначения показывают также существенную помощь при выделении объекта из шума, при необходимости различения предмета с другими, сходными с ним предметами ( воспроизведены на рис.).

Психологическую сущность восприятия можно представить через понимание его свойств, к которым относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность.

1. Предметность восприятия заключается в том, что полученные из внешнего мира впечатления человек всегда относит к тем или иным предметам или явлениям. Например, находясь в помещении, мы можем слышать извне не просто звуки или запахи, а воспринимать их предметно, то есть относить к звукам человеческого голоса, животных, птиц, автомобилей, пожара и т.д. Нужно отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза. По мнению И. Сеченова, предметность формируется в процессе контактирования и действий ребенка с предметами.

2. Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные предметы . Эти образы создаются на основании обобщения информации, поступающей в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах предметов или явлений. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта, происходит мысленная его достройка до целостного образа. При этом имеет значение не столько пространственная близость элементов друг к другу, как их принадлежность к определенному предмету. Например, в аудиторию заглядывает студент; при этом мы видим только его голову. Мы воспринимаем то, что видим не как часть человеческого тела, а как человека целостно.

3. Структурность восприятия . Сущность данного свойства состоит в том, что восприятие, как правило, не является проекцией мгновенных ощущений и их простой суммой . Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру предмета или явления, с которым сталкиваемся в реальном мире. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

4. Осмысленность фиксирует связь восприятия с мышлением, то есть с пониманием сущности предмета или явления, с их осмыслением и осознанием . Когда человек осознанно воспринимает предмет или явление, она соотносит его с определенным словом, то есть дает ему название, относит к определенному классу, группе или категории. Так человек пытается дать объяснение тому, что воспринимает. Например, краска - вещество для окрашивания предметов в тот или иной цвет, сыр - продукт питания, телефон - средство коммуникации и т.д. Благодаря осмысленности восприятия, учитель может прочитать произведения, написанные разными учениками, независимо от их почерка; вязальщица может по схеме понять сложный узор будущей салфетки, врач-рентгенолог - «прочитать» снимок и поставить диагноз больному. В то же время, эти примеры свидетельствуют о связи осмысленности восприятия с предыдущим опытом человека. Это свойство восприятия называется апперцепция (от лат. Ap - до и perception - восприятие) - отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей личности; существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия . Так, гуляя в лесу, обычный человек видит деревья и кустарники. Лесник же увидит большое количество видов растений, сможет определить их возраст, болезни и тому подобное. Стоит отметить, что именно апперцепция определяет четкость, правильность и прочность усвоения новых знаний . Немецкий психолог В. Вундт доказал зависимость от апперцепции внимания, мышления и воли человека.



Итак, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое и социальное значение. Именно поэтому одинаковые предметы или явления воспринимаются по-своему людьми разного культурного и социального уровня, взрослыми и детьми. Это свидетельствует о том, что восприятие - в значительной степени интеллектуальный процесс.

5. Константность восприятия проявляется в относительном постоянстве воспринимаемой формы, величины, цвета предмета независимо от условий, в которых происходит восприятие . То есть, человек способен сохранять размер, форму и цвет предметов независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при котором освещении их видит. Например, снег в солнечный день на самом деле будет серебристым или золотистым. Однако, нами он будет восприниматься константно - как белый.



Таким же образом шестнадцатиэтажные дом для наших глаз будет высоким зданием, независимо от того будем ли мы находиться рядом с ним, или на расстоянии 1 км от него. Стоит отметить, что без константности восприятия было бы сложно ориентироваться в многогранном и меняющемся мире, так как при каждом движении или изменении освещения все менялось бы и человек не мог бы узнавать уже знакомые предметы.

6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних предметов и объектов по сравнению с другими, что обусловлено опытом человека, потребностями, интересами, мотивами. Например, разговаривая на улице со своим другом, мы слышим в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для нас фоном. Особенности восприятия определяются состоянием личности. Так, эмоциональный подъем обуславливает заостренный процесс восприятия, и, наоборот, грусть и горе «закрывают» уши и глаза; человек мало что замечает, слышит и видит.

Ошибочное восприятие наблюдается при явлениях иллюзии (от лат. Illusio - ошибка), сущность которых заключается в неадекватном (искаженном, ошибочном) отражении предмета или явления, которые воспринимаются. Иллюзии могут возникать по разным причинам, как субъективных (установки, направленность, эмоциональное отношение, практический опыт человека, особенности анализаторов, дефекты органов чувств, нарушения процессов возбуждения в коре головного мозга человека), так и объективных (положение в пространстве, освещенность, изменение условий восприятия и т.д.). По мнению немецкого ученого Г. Гельмгольца, иллюзорные эффекты являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов, которые в нормальных условиях обеспечивают константу восприятия. Однако, в настоящее время единой теории, которая бы объясняла все иллюзии восприятия, не существует. Приведем следующие примеры иллюзий восприятия: 1) человек, сидящий в вагоне поезда, который только начал свое движение, воспринимает поезд, который стоит рядом, как таковой, что движется; 2) серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном; 3) хаотическое движение реально неподвижного источника света в полной темноте; 4) по двум предметам одинаковых по весу, но разных по размерам, тяжелее будет казаться то, что является меньших размеров.

Адекватность восприятия определяется степенью соответствия образа том объекту, что воспринимается. Она является необходимым условием построения адекватных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности является главной причиной практических ошибок в профессиональной и бытовой деятельности.

Всё, что нами воспринимается, в восприятии делится на "фигуру" ("предмет") и "фон". И это является характерной, ключевой особенностью нашего восприятия, обеспечивающей все иные его способности.

Не все предметы воспринимаются нами одинаково. Находясь в лесу, мы можем одновременно видеть десятки и даже сотни различных деревьев. Но одни деревья находятся ближе других, и им обычно уделяется больше внимания, в нашем восприятии они представлены более детально. Если одно или несколько деревьев находится в самом центре нашего внимания (наше сознание сконцентрировано на них), то это дерево или несколько рядом стоящих деревьев образуют фигуру (предмет). При этом все остальные деревья вместе с прочими объектами (небом, землей, травой и пр.) образуют фон.

Почему в нашем примере именно это дерево или группа деревьев стали фигурой? Потому что оно или они привлекли наше внимание. Почему привлекли - это уже другой вопрос. Во-первых, могли быть задействованы непроизвольные механизмы - речь идет об ориентировочном рефлексе. Возможно, дерево подозрительно покачнулось и заскрипело, и это привлекло наше внимание прежде, чем мы смогли дать явлению сознательную оценку. Во-вторых, конкретное дерево могло оказаться тесно связанным с текущей деятельностью. Предположим, нам захотелось сориентироваться по нему - где север, где юг. Кто-то мог для нас оставить метки на деревьях, сделанных краской, и теперь нам приходится поочередно рассматривать каждое дерево... В-третьих, дерево могло заинтересовать нас своей необычностью. Например, в сосновом лесу мы встретили березу, или у сухого дерева обломаны все ветки. Поскольку человек так устроен, что постоянно впитывает новые знания, все необычное автоматически привлекает его внимание.

В повседневной жизни в практически любой момент времени на наши органы чувств действует великое множество объектов. Открыв книгу, на одной странице мы воспринимаем около двух тысяч символов; но периферическим зрением мы воспринимаем еще кое-что, например предметы обстановки в квартире. Находясь на улице, мы можем одновременно видеть десятки и сотни людей, множество машин, птиц в небе, десяток-другой домов, сотни и тысячи окон в этих домах, те же деревья, мусор, мелкие камешки, рекламные щиты, буквы на этих щитах и других вывесках и прочее. Как уже говорилось, не все объекты воспринимаются нами одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают на передний план, и мы сосредоточиваемся на них. Другие отходят на задний план, в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно.

Закономерности восприятия фигуры (предмета) и фона действуют не только в отношении зрительного восприятия, но также и слухового. Находясь на той же самой улице, мы не только видим тысячи объектов, но и слышим многие из них. Мы видим десять едущих автомобилей - мы слышим десять разных шуршаний, производимых шинами (строго говоря, колес у автомобиля как минимум четыре, поэтому отдельных источников звука больше). Мы видим троих людей, говорящих по телефону - мы и слышим их. К тому же есть источники звука, которые мы не видим, например шум ветра или разговор людей, стоящих за углом. При этом также некоторые звуки могут выступать для нас фигурой, если мы сосредоточены на этом звуке или вообще на объекте внимания.

Что характерно именно для слухового восприятия - фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Когда наше слуховое восприятие находит направление на источник звука, далее становится значительно легче отфильтровать ненужные шумы фона. Находясь на шумной вечеринке или на улице в час пик и разговаривая, мы можем относительно хорошо слышать своего собеседника, довольно четко различаем его слова. Если же записать эти звуки на диктофон, а потом прослушать, то, скорее всего, слов будет уже не разобрать, и, возможно, даже звука голоса будет не разобрать.

Исторически введение понятий фигуры и фона возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон .

Конечно, соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может снова вернуться в фон. Таково, например, чтение книги или статьи в интернете. Пока мы читаем одно слово, другие образуют фон, но, прочитав это слово, мы переходим к другому, и теперь оно уже фигура, а другие слова - фон.

Выделение фигуры (предмета) из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно - с предметностью его. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, держать этот объект под контролем.

Выделение фигуры из фона сугубо индивидуально и ситуативно. Но у этого выделения есть ряд общих закономерностей. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.

Выделению предмета из фона способствует наличие значительных различий между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче происходит выделение.

С увеличением опыта выделения фигуры из фона в конкретной ситуации увеличивается скорость и качество этого выделения. Как и многие другие интеллектуальные операции, эта тоже развивается со временем.

Конечно, выделению предмета из фона способствует четкая установка на поиск конкретного образа предмета. И чем четче и более знаком этот образ, тем лучше происходит выделение.

Интересно также, что если есть возможность обвести контуры сложного предмета пальцем или даже перебрать предметы руками (т. е. возможность манипуляции предметами), то это может ускорить выделение фигуры из фона.

Легче выделяются более простые и схематично-нарисованные объекты. Именно по этой причине восприятие мультфильмов, особенно нарисованных, более эффективно, чем восприятие художественных фильмов. В первом случае зритель имеет возможность воспринимать большее количество объектов на экране, быстро переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Восприятие — непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков .

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему категорий, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать отдельные его части и элементы. Даже рассматривая обыкновенные точки, однообразные элементы, мы стремимся к их композиционной организации (рис. 1, 2).

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Видеть — это значит соотносить воспринятые зрительные сигналы с одной из гипотез, существующих в хранилищах мозга. Если же могут «работать» две различные гипотезы, то мозг выбирает между ними — и тогда мы видим либо утку, либо кролика (рис. 3); эскимоса, стоящего к нам спиной у входа в пещеру, или индейца, повернувшегося в профиль (рис. 4).

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно видят то, что привыкли видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), мало знакомые объекты — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае вначале выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации и затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией предметов и явлений окружающей среды.

Рис. 5. Запись движений глаз (окулограмма ) при восприятии объекта. Фиксируются наиболее информативные точки контура, зрительный маршрут структурно организован.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы: движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук (рис. 5).

Нейрофизиологические основы восприятия.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая — составляет из установленных подобразов целостное изображение (рис. 6).

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы (фреймы — «скелеты»). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки возникшего фрейма — и наши глаза ищут соответствующую детализацию.

Восприятие — активный процесс формирования образа объекта. Эта активность проявляется уже на рецепторном уровне. Три пары наружных мышц каждого глаза осуществляют непрерывное движение глаз. Одни из них переводят периферийное изображение объекта в центр сетчатки, где наивысшая острота зрения, другие — обеспечивают слежение за движущимися объектами. Восприятие же объекта осуществляется «ощупывающими» движениями глаз: быстрыми и крупноамплитудными (саккадическими ) движениями, более мелкими поступательновозвратными движениями (тремором ) с частотой от 20 до 150 Гц и амплитудой 5-15′ угл. мин, и дрейфом — медленными движениями со скоростью 6′ угл. мин/сек и амплитудой до 30′ угл. мин, препятствующим развитию локальной адаптации. Движения глаз сканируют форму и те ключевые элементы объекта восприятия, которые имеют существенное значение в построении зрительного образа.

В формировании перцептивного образа левое и правое полушария мозга выполняют различные функции. Сенсорная сторона восприятия обслуживается правым, а категориальная — левым полушарием мозга.

Классификация явлений восприятия.

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

В зависимости от модальности рецепторов различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и восприятие времени .

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности различаются восприятие симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное).

Различаются также три уровня восприятия:

1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3) оперативный — деятельностный охват объекта.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Рис. 7. Тенденция сознания к осмысленности объекта настолько велика, что мы даже «видим» несуществующие грани между треугольником и фоном. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами.

Планомерное, специально организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Общие закономерности восприятия.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив категорию воспринимаемого объекта, вы распознаете все его признаки.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Рис. 10. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекст ситуации. В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам. В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Рис. 9. Эти разрозненные пятна объединяются в единый зрительный образ, если перевернув изображение на 180º, вы поймете его смысл.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам (рис. 7 и 8).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.

Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это — стол», «это — дерево» и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не смешиваем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия .

Рис. 11. Целостность восприятия нарушается, если отдельные элементы объекта чрезмерно разрознены. Так, при увеличении газетной фотографии в десять раз растровые точки типографического клише не сливаются в целостное изображение (при удалении изображения на 1 м целостность восприятия восстанавливается).

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы во вне, объективизируя их. Предметность — отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, «объективированность» образа.

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, отражаются эти устойчивые связи между компонентами предмета или явления , что и выражается в целостности восприятия.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 9, 10, 11).

Таким образом, целостность восприятия — отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данным условиях не наблюдаются). Целостность восприятия нарушается, если объект не может быть осмыслен (рис. 12).

4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 12 и 13).

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Рис. 14. На рисунке слева преимущественно выделяются два вертикальных сектора, на правом — горизонтальные секторы.

Объект выделяется из фона по его контуру. Контур — это контраст. Контур мы воспринимаем благодаря «скачку» в яркости или цвете. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это явление лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяется центральный объект и объект, больший по величине (рис. 15, 16).

Преимущественному выделению подлежат объекты, расположенные по вертикальной и горизонтальной осям (Рис. 14).

Рис. 18. Распределение точек фиксации зрения на квадратной панели при восприятии однородного материала.

Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект — фоном (рис. 17).

Однако и при восприятии однородного материала внимание распределяется неравномерно (Рис. 18).

6. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятии костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные их стороны (Рис. 19).

Апперцепция может быть личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура опасного зверя).

7. Константность восприятия. Одни и те же знакомые предметы устойчиво воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Константность восприятия (от лат. constantis — постоянный) — независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (Рис. 20, 21).

Рис. 20. Константность восприятия. Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождении зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.

Константность восприятия — не наследственное качество, оно формируется в опыте, процессе обучения. Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах, возникает временная аконстантность. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (Рис. 22).

Аконстантность (от лат. illudere — обманывать) — иллюзия восприятия, искажения в восприятии объектов. Наиболее распространены зрительные иллюзии. Они возникают по ряду причин. Иллюзия иррадиации , при которой светлые предметы кажутся большими, чем равные им темные предметы, связана с иррадиацией возбуждения в сетчатке глаза (Рис. 23).

Воспринимаемая величина фигур зависит от их предметного окружения. Так, благодаря иллюзии контраста одинаковые по размеру объекты будут казаться разными по величине, если один из них находится в окружения больших объектов, а другой — в окружении более мелких объектов (иллюзия Эббингауза — Рис. 24, 25).

В иллюзии Мюллера-Лайера две одинаковые линий, заканчивающиеся различно направленными углами кажутся неодинаковыми по длине. Из-за большого различия двух соседних частей одинаковых предметов один из них кажется большим (Рис. 26).

Рис. 25. Одинаковые фигуры на меньшем ноле кажутся большими.

Рис. 24. Иллюзия контраста. Внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа. В действительности они равны (иллюзия Эббингауза).

Вертикальные линии переоцениваются по сравнению с горизонтальными (Рис. 27). Параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием пересекающих их линий (иллюзия Цельнера — Рис. 28). Отрезки прямой, пересекающей два вертикальных прямоугольника, воспринимаются как отрезки, расположённые на разных уровнях (иллюзия Погендорфа — Рис. 29). В силу переоценки величины острых углов круг с вписанными в него квадратом кажется прогнутым по углам квадрата (Рис. 30.)

В возникновения иллюзий участвуют как рецепторные механизмы, так и особенности функционирования центральной нервной системы. Некоторые зрительные иллюзии обусловлены оптическими особенностями глаза.

Иллюзиям подвержены не только зрительные, но и другие виды восприятия Так, если держать в руках два одинаковых по весу и внешнему виду, но разных по объему предмета (например, большой и меньший по размеру, но не по весу шары), то предмет, меньший по размеру, воспринимается как более тяжелый (иллюзия Шарпантье). Это объясняется нашим обобщенным опытом — чем больше предмет, тем больше и его вес.

Если, скрестив указательный и большой пальцы, мы прикоснемся к шарику или карандашу, поместив эти предметы в образовавшееся перекрестье, то мы почувствуем двойное прикосновение (иллюзия Аристотеля). Это объясняется тем, что рецепторные поля противоположных пальцев обычно прикасаются к разным объектам.

Контрастные иллюзии распространены не только в области зрительных восприятий, но и в области слуховых, вкусовых, осязательных, температурных и кинестезических ощущений. Так, контрастная иллюзия кинестезической чувствительности возникает после многократного восприятия объектов, отличающихся по весу и объему — последующее предъявление равных в тех же отношениях объектов воспринимается иллюзорно: большим и более тяжелым кажется объект, находящийся на месте, ранее предъявлявшегося меньшего объекта (опыты Узнадзе по установке).

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. Например, при въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывшая пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенный тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После замены рекламного щита нарушения правил движения прекратились.

Иллюзии распознаются благодаря нашим психологическим знаниям. Они являются не только «вредителями» нашего восприятия, но и фактором, обеспечивающим адекватность условных изображений. Благодаря иллюзиям мы переводим двухмерное изображения художественных картин в трехмерные пространственные представления, а разные по размерам изображения интерпретируем как одинаковые, если учитываются сопутствующие обстоятельства.

Особенности восприятия пространства и времени.

Пространство и время — всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно- временные отношения между предметами.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, места положения предметов и их движения. Величина и форма предметов воспринимаются в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Одним из факторов пространственного восприятия является бинарность органов чувств и симметрия человеческого тела. Воспринимая пространственные особенности предметов, их расположение в пространстве, человек исходит из нормального положения своего тела, перпендикулярного плоскости земли, учитываются данные аппарата равновесия.

Восприятие формы — сложный перцептивный процесс. В нем большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц — глаз как бы ощупывает предмет.

Рис. 35. Аконстантность при восприятии рельефных изображений. Переверните рисунок на 180º — мелкие выступы будут восприниматься как углубления, а крупные углубления — как выступы. Это зависит от подсознательной интерпретации направления света, идущею обычно навстречу наблюдателю.

Процесс зрительного восприятия имеет определенную поэтапность — микрогенез. На первом этапе (30 — 50 мсек) производится оценка пространственного положения, удаленности и размеров зрительного стимула (объекта). При восприятии движущегося объекта затрачивается от 50 до 140 мсек на определение параметров его движения. Далее осуществляется спецификация формы воспринимаемого объекта.

Весь процесс формирования стабильного пространственно локализованного зрительного образа завершается через 300 мсек после предъявления стимула.

Глаз, по выражению И.М. Сеченова, функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятия плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятия объемной формы основную роль играет глубинное зрение. Чем ближе расположен предмет, тем интенсивнее глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали — уплощенной. Тоннели, аллеи и тому подобные протяженные объекты при их обзоре издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном (от фр. fon — дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета — цветовые и пространственные характеристики объекта оцениваются соотносительно с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия.

Рис. 37. Ваза Рубина. На этом рисунке попеременно воспринимается то изображение вазы на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Однако если один из объектов станет предметом активного исследования, то он станет и устойчивым объектом восприятия.

Рис. 36. А на этом рисунке устойчиво воспринимается только центральная фигура. Почему?

В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственности фигуры . При этом происходит периодическое колебание внимания — возникает его флуктуация (Рис. 36, 37).

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различия контура объекта и начинается процесс его восприятия. Лишь после этого различается его форма и структура.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки двух глаз — при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз и в результате возникает стереоскопический эффект

Удаленность предметов воспринимается также За счет бинокулярного зрения. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией . Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей (Рис. 38).

Рис. 39. Стереоскопичность зрительного восприятия. Рельефность, объемность, глубина отражаются благодаря бинокулярному зрению — зрению двумя глазами. Вверху — восприятие объекта одним левым и одним правым глазом. Внизу — объект, видимый двумя глазами.

Рис. 38. Отражение глубины пространства, удаленности объекта. Для оценки удаленности объектов используется информация о состоянии хрусталика глаза (явление аккомодации), величине угла конвергенции зрительных осей, напряженности глазных мышц, перекрытости одних предметов другими, данные о линейной и воздушной перспективе.

Для восприятия удаленности предметов существенное значение имеют не только аккомодация хрусталика и взаиморасположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспективы . Удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и Тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности текстуры объектов (Рис. 40).

Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения

Существенное значение для восприятия удаленности предметов имеет сравнение их величины с известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей). Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения (см. таблицы ниже).

Рис. 40. Определение протяженности объекта в глубину осуществляется по градиенту плотности его текстуры.

Пространственные пороги восприятия отдельных
объектов:

Рис. 41. Порог глубинного зрения — минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. У большинства людей Порог глубинного зрения равен 5* (пяти угловым секундам).

Пространственные пороги различения элементов внешности человека:

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимаются благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение глаза и головы . При оценке скорости движения делается поправка на удаленность движущегося объекта. Порог восприятия движения равен 5 угл. мин/сек, что соответствует предельной скорости движения следящего глаза. Направление движения объекта определяется изменением его положения относительно других объектов, а также механизмом парной работы глаз (Рис. 42).

Рис. 42. Парная работа глаз — один из механизмов, обеспечивающих восприятие направления движения объектов.

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером . Различают статический и динамический глазомеры:

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем;

Динамический глазомер — способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется единице (является нормальной), если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин (люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см). Острота зрения зависит от предварительной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски, контраста между объектом и фоном, продолжительности действия зрительного стимула. Острота зрения снижается с возрастанием угловой скорости объекта.

В своем генезисе зрительные восприятия связаны с осязанием.

Осязание — один из основных источников наших пространственных представлений. (Одно время даже полагали, что рука учит глаз видеть. Впоследствии, однако, это было опровергнуто экспериментальными данными.) Ощупывающие движения рук воспроизводят контур предмета, как бы снимая с него слепок.

Различаются пассивное и активное осязание:

Пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;

Активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта.

Бимануальное осязание — осязание двумя руками — оптимизирует стратегию восприятия. При этом разделяются функции рук левая рука (у правшей) выполняет функцию опоры и начала отсчета.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);

хронологии — отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

хроногнозии — субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени — всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных мало- значимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5 — 10 мин — преуменьшается.

В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов. Однако временные интервалы в наибольшей степени дифференцируются кинестезическим и слуховым анализаторами. Так, если прерывистость зрительных воздействий различается при интервалах между ними до 1/20 сек, то прерывистость тактильных воздействий различается при интервалах в 1/40 сек, а звуковых воздействий — при интервалах в 1/100 сек.

Период времени оценивается более точно при совершении движений и при восприятии слуховых воздействий. При этом возникает непроизвольный двигательный и звуковой аккомпанемент, активизирующий процесс восприятия времени.

В деятельности, сопряженной с установлением временных интервалов, человек достигает большого развития «чувства» времени. Восприятие времени нарушается в экстремальных состояниях (стрессе, аффекте, фрустрации), при длительной сенсорной депривации, алкогольной и наркотической токсикации.

Восприятие, человека человеком.

Рис. 43. Вероятность различия элементов лица при малых экспозициях.

Рис. 44. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности , которые дают информацию о его психических и социальных качествах . Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры, одежда. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус и основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные элементы, признаки лица и головы выделяются избирательно и опознаются с различной точностью (рис. 43, 44).

Особенности личности по ее внешности интерпретируются различными способами:

эмоциональным — социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности (внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший);

аналитическим — каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.);

перцептивно-ассоциативным — человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека;

социально-ассоциативным — человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам (в очках и шляпе — интеллигент; в шинели — военный).

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности (« «). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («эффект первичности»).

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают «эффект социальной дистанции». Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные — объединяющие и на дизъюнктивные — разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

A.А. Бодалев произвел следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен па снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет герои, а в другой — предупредили, что они увидят изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились но власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25 — 30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал следующее словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед…»

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего образа личности, они по-разному воспринимают друг друга.

Восприятие устной речи.

С физической точки зрения речь — комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность устной речи возникает при интенсивности речи в 40 Дб. При интенсивности речи в 10 Дб звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 Дб превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальным темпом речи является 70 слов в минуту; верхний предел — 120 слов в минуту.

Как социально обусловленное явление восприятия речи является гностическим процессом — процессом определения смысла и значения воспринимаемых речевых конструкций; этот процесс характеризуется различными уровнями узнавания и различения. В восприятии устной речи выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни.

В зависимости от сформированности процесс восприятия устной речи может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (свернутым).

Восприятие устной речи сопровождается вероятностным прогнозированием. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова. Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. По началу стандартных фраз слушатель прогнозирует фразу в целом. Уровень и глубина речевого прогнозирования зависят от речевой культуры слушателя.

Смысловое восприятие речевого сообщения зависит и от его ситуативной включенности, логикосмысловой структуры, длины и глубины фраз, их коммуникативной значимости, установочной направленности слушателя и уровня его психического развития.

Восприятие человеком окружающей его предметной среды.

Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человеком как поле его жизнедеятельности.

Место постоянного пребывания выступает для человека психологическим центром, ареной его деятельности, источником определенных психических состояний. (Психолог Уильям Шелдон выделяет даже особые психологические типы людей в зависимости от их психического взаимодействия со средой. Эктоморфный тип воспринимает среду в зависимости от настроения. Мезоморфный тип воспринимает среду как объект овладения — путешественники, альпинисты, предприниматели. Эндоморфный тип воспринимает среду как объект лирической — поэты, художники.)

Обстановка среды диктует человеку определенный способ поведения, активизирует и тормозит его двигательные реакции, создает определенное настроение. Окружающая человека среда вызывает у него эстетическую реакцию, интимные ассоциации.

Эстетическая и организация окружающей человека среды — признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества.

Рис. 45. Соразмерность тела человека.

Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы прекрасного. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что оптимизирует процесс восприятия. Прекрасно, гармонично и соразмерено само тело человека (Рис. 45).

Греческое слово harmonia означает стройность, соразмерность, уравновешенность частей целого. Части гармоничного объекта подразделены, соподчинены, упорядочены так, что обеспечивают определенную направленность внимания. Объект удобен для восприятия, если имеет определенную функционально-структурную организацию.

В произведениях искусства широко распространено пропорциональное соотношение так называемого «золотого сечения » — меньшая часть так относится к большей, как большая к целому (примерно 3:5, 5:8; более точно — 100:161). Положительное действие стимулов, находящихся в таком соотношении, было эмпирически обнаружено еще в глубокой древности. Использование пропорции «золотого сечения» в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке (интервалы во времени звучания, соотношение звуков но высоте) содействует целостности восприятия, придает объекту гармоничность (обыкновенная коробка выглядит красивой, если размеры ее имеют соотношение «золотого сечения»).

Гармоничный объект отличается уравновешенностью его элементов, оптимальной распределенностью оптических масс, симметричностью и ритмичностью расположения его частей .

Ритмичность используется для избежания монотонности, поддержания активности восприятия. С этой целью используются ритмические изменения в пространственной протяженности элементов объекта, в расстояниях между ними, чередовании их тональности, конфигурации (чередование утолщений и утончений, выпуклости и вогнутости и т.п.).

При восприятии объекта подсознательно интерпретируется вес его частей. Эта интерпретация зависит от места расположения элементов объектов по отношению к его вертикальной и горизонтальной осям. В центре композиции элемент весит меньше (хотя и имеет при этом большую значимость), а по краям — больше. Не случайно в картинах выдающихся мастеров живописи фигуры, расположенные в центре, утяжеляются различными изобразительными приемами (более «тяжелым» цветом, более крупным размером и т. п.). Элементы объекта, расположенные в его верхней части, выглядят тяжелее, чем такие же в нижней части. Элементы, расположенные справа, выглядят тяжелее, чем расположенные слева. (Вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Фигура монаха в левой части картины изображена крупнее, чем фигура женщины в правой части картины — этим достигнута уравновешенность всей композиции.)

Весовая интерпретация элементов объекта зависит не только от размеров, но и от их цвета. Наиболее «тяжелыми» являются красный цвет и другие цвета длинноволновой части спектра.

В зрительной системе преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия — база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта . При вертикальном расположении объекта оценивается его симметричная уравновешенность. В зависимости от функции объекта ему придается различная симметричность:

абсолютная — повторение элементов в левой и правой частях;

относительная — повторение лишь отдельных однородных элементов.

Гармоничный объект — объект, содержание которого выражено просто. Под простотой объекта имеется в виду не примитивная его упрощенность, а ясная определенность, лаконичность, завершенность и четкая объединенность его элементов. Такого рода простота — основное достоинство подлинного произведения искусства.

Под простотой композиции не следует понимать ограниченность разнообразия ее элементов. Объект с большим количеством деталей может быть более простым, чем объект с меньшим их количеством. (Так, квадрат с его четырьмя сторонами — фигура более простая, чем треугольник. Большая простота квадрата заключается в равенстве его углов и сторон, в одинаковой удаленности сторон от центра и их симметричности относительно горизонтальной и вертикальной осей.) Простота объекта определяется не столько ограниченностью его деталей, сколько ограниченностью количества структурных особенностей. Объект прост, лаконичен, если его сложное содержание охватывается минимальным количеством структурных особенностей.

Эстетическое впечатление объекта усиливается, если в нем подчеркиваются натуральный цвет, фактура используемых материалов. Комбинирование одних и тех же цветов различной насыщенности усиливает впечатление пластичности объекта. Цветовое членение должно соответствовать функциональному членению. Функционально однородные элементы целесообразно объединять одним цветом. Расчлененность объекта, контрастность его элементов не должны затруднять синтетическую сторону восприятия.

Гармоничная организация предметной среды — это избежание серости, унылости, бесцветности и неупорядоченности — всего того, что в последнее время стало называться агрессивной средой.

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной, функционально организованной, эргономичной среде.

Индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия — его полноту и точность. Представители синтетического типа восприятия обладают большей целостностью и эмоциональностью восприятия. Представители аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Люди с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности отличаются неполнотой и неточностью восприятия. Оно чаще дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуации повышенной эмоциональности. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам. Неполнота опыта и знаний обусловливают фрагментарность восприятия, недостаточную осмысленность и целостность восприятия.

Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их. Любознательность, пытливость, аналитичность выражаются в его наблюдательности — способности воспринимать малозаметные существенные особенности явлений (Рис. 46).

Рис. 46. Способность к продуктивному наблюдению называется наблюдательностью. На этом рисунке след на каждой руке оставлен одним конкретным предметом. Каким?

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат.percepcio — воспринимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.

Американским нейрофизиологом Дж. Питтигрю открыты корковые нейроны диспаратности (от лат. disparatis — раздельный). У этих нейронов имеются два рецептивных ноля — они возбуждаются только тогда, когда изображение попадает сразу на оба ноля. Это объясняет тот факт, что при восприятии объекта и одним глазом возникает эффект стереоскопичности.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета — стробоскопический эффект. Так, при восприятии фильма, когда в одну секунду сменяется 24 кадра с неподвижным изображением, возникает эффект движения.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989.

Эта роль вертикали обусловлена постоянно действующей на все живые организмы вертикально направленной силой земного притяжения.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot