Как избавиться от картавости - упражнения и советы специалистов. Речевые патологии у взрослых

Дефекты речи - это неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной нарушения произношения звуков.

Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.

Признаки

  • Паралалия - привычное неправильное произношение звуков при говорении.
  • Шепелявость.
  • Неспособность правильно произносить некоторые звуки.
  • Недавно перенесенный испуг, эмоциональное потрясение, травма, несчастный случай.

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты , дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга . Иногда встречается дизартрия - нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия - общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

С , З , СЬ , ЗЬ , Ц

Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.


Дефекты свистящих зв уков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка нахо
ди тся между зубами. Для исп ра влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н иж ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с бл изить. Следите, чтобы гласные после С , З , Ц не произносились скв оз ь зубы. Также, для исправления ше пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко нч ик языка. Задвиньте язык за ни жн ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр ох ода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С , З , Ц произ но сятся при подтягивании ни ж ней губы к верхним зубам. Для исправления на до оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н иж ние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки
С , З , Ц пр ои зносятся тупо, без характерного с ви ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и ве рхними зубами, спинка не обр аз ует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправл ен ия этого дефекта надо, при пом о щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу сти ть кончик языка за нижние пер ед ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же л обку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда ко нчи к языка либо оттянут от нижних зубов, а с пин ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под н ят к альвеолам и поэтому вме ст о свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой де фе кт надо не напрягать язык и оття ну ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С , З , Ц , при эт о м прижимайте кончик язы ка к нижним зубам. Также для исправления упо мя нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С , З , Ц и пословицами, поговорками .

Дефекты речи при произнесении Ш , Ж , Ч , Щ

При произ не сении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. З уб ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при по днят за альвеолами верхних перед ни х зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Б ок овые края языка прижимаются к верхним зубам. И но гда у дикторов наблюдаются отклонения от но рм альной установки артик. аппарата. Это случа е тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н аз ад. В некоторых же сл у чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в пе ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г уб ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз ык хоть и поднят, но прижимается или к альве ол ам, или к твердому нёбу, чего быть не д ол жно.

Для испра в ления дефекта при произнесении Ш , Ж надо постараться доб иться абсолютно правильной установки этих зв уко в и тренироваться на скороговорках и посл ов ицах для звуков Ш , Ж . Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З . Н ад о выдвинуть губы вперед, кончик языка по дн ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр ед лагается положение нормальной установки Ш и Ж . Но при этом произносить СА , ЗА . В результате получатся пра ви льные звуки.

Звук Ч – сложный, . Он обра
з уется путем слитного произношения с мя гченных ТЬ и ШЬ . При пр оиз несении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, че м при Ш . Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи мае тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не ср азу удается добиться правильного звучания Ч , предлаг ае тся, прижимая кончик языка к началу т вё рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ и тся правильный Ч . Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч .

Согласно статистике, около 30% людей в той или иной мере страдают нарушениями дикции . Дефекты речи бывают врожденными, являясь следствием генов или внутриутробного развития, но чаще всего нарушение дикции это приобретенная особенность: дефекты появляются и развиваются с момента рождения и в течение жизни, основная их причина – ослабление мышц речевого аппарата . В таких случаях, исправлением дефектов речи можно заниматься самостоятельно, без вмешательства хирургов. Мы рассмотрим самые распространенные из них. Итак, как можно подкорректировать и улучшить свою дикцию и побороть дефекты речи .

Как исправить картавость

Логопеды насчитали около 30 вариантов искажения звука «р», но чаще всего – это его отсутствие в произношении. Этот дефект речи очень редко бывает врожденным , но иногда его причиной может быть слишком короткая подъязычная связка. Единственное решение такой проблемы – хирургическая помощь. В остальных случаях причина картавости кроется в слабости языка .

Упражнения для дикции

Для разработки мышц языка потребуется сделать следующее:

1. Распластайте язык по периметру нижней губы и проговаривайте звуки «пя-пя-пя». Нужно достичь эффекта, когда язык сможет лежать расслабленно во время упражнения. Если получилось, переходите к следующему этапу.

2. Попытайтесь накрыть языком всю ширину верхней губы, от одного уголка рта до другого. После чего, сохраняя ширину языка,передвиньте его под верхние зубы и потренируйтесь произносить звук «д-д-д». Если мышцы языка слишком слабые, подстраховывать его положение первое время можно ложкой.

Через некоторое время, если чередовать упражнения со скороговорками, звук «р» начнет прорываться.

Как исправить шепелявость

Если все находятся на своих местах, а прикус правильный, то причиной шепелявой речи опять же выступает слабость языковых мышц . Тем, кто хочет бороться с этим дефектом, желательно как можно больше читать вслух: и для дикции полезно, и приятно.

Упражнения для дикции

1. Растяните рот в широкой улыбке так, чтобы видны были зубы. После чего нужно подуть на кончик языка, до тех пор, пока не извлечется свистящий шум, характерный для звука «с».

2. Не убирайте улыбку: пройдитесь кончиком языка с внутренней стороны по верхнему ряду зубов, от начала в конец, после чего переходите к нижнему ряду. Челюсть при этом должна быть неподвижной.

3. Расположите язык между верхними и нижними зубами и произнесите слог «са». На звуке «а» рот должен раскрываться.

Отметим также, что перед тем как избавляться от шепелявости, стоит удостовериться, что у вас нет проблем с проходимостью воздуха через нос . Дело в том, что при затрудненном дыхании носом, человек привыкает дышать только через рот, от чего мышцы языка обмякают и слабнут.

Как исправить невнятную речь

Следующий распространенный дефект речи выражается в невнятном произношении слов, «проглатывании» целых кусков звуков . Если вместо слова «человек» вы произносите «чек», а «короче говоря» слышится как «кочевря», вам пригодятся следующие советы:

1. Скандируйте периодически стихотворения, отбивая при этом ритм рукой. Для этого отлично подойдут творения Маяковского.

2. Создайте коллекцию из слов, в которых встретите изобилие рядом стоящих согласных и периодически зачитывайте список. Несколько таких мы уже подобрали: контрреволюция, постскриптум, бодрствовать, сверхъестественный, партвзнос и безвозмездность.

Эти упражнения и советы помогут вам улучшить и исправить дикцию , но если проблема слишком уж серьезная, обращайтесь к логопеду – профессионал подберет методику и упражнения исключительно под ваш случай. Помните о том, что с дефектами речи можно и нужно бороться , даже если вы не мечтаете о карьере радио-ведущего. Успехов.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot