Обработка остатка пуповины. Методика проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста Лечебная ванна новорожденного алгоритм

Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце. Частота купания детей: · в течение первых 6-ти месяцев - ежедневно; · с 6 мес до 1,5 лет - через день; · до 3-х лет - 2 раза в неделю; · старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю. Температура воды в ванной: · в течении первого месяца жизни - 37,5-37 градусов С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде , которую остужают до нужной температуры. · до 6 мес.- 36,5-37 С; · с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С; Продолжительность принятия ванны: · до 12 месяцев - 5-10 минут · с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут · после 2-х лет - 10-15 минут Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время. Поэтапность процедуры: 1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой; 2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.
В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков. 3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;
4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;
5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка; 6. Далее обрабатывают (смазывают) кожные складки стерильным вазелиновым маслом или другими средствами ухода за малышами; 7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку. Следует помнить, что: · ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна; · после ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут; · мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю .
Возможные проблемы: 1. У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;
2. иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;
3. Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.

Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.

Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором - через день, в более старшем возрасте - 2 раза в неделю. В стационаре
детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.

Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных -
37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году - 8-10 мин, для детей старше 2 лет - 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.

Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.

Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.

Материальное оснащение:

Две емкости с холодной и горячей водой;

Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);


Кувшин с теплой водой для ополаскивания;

Ванночка эмалированная (пластмассовая);

Подставка для ребенка;

Водный термометр;

- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);

Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);

Большое махровое полотенце (простыня);

Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);

Пеленки, распашонки (одежда);

Пеленальный стол с матрацем;

Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляций:

Подготовительный этап:

1) Вымыть и просушить руки.

2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).

3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.

4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.

5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.

Основной этап

7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.

8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.

9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.

10) Надеть «рукавичку» на правую руку. Использовать при купании губку не рекомендуется, так как эффективное обеззараживание ее затруднено.

11) Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки. Вначале вымыть голову (ото лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода - в уши), затем шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

12) Снять «рукавичку».

13) Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

14) Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина. Кувшин держит помощник.

15) Набросить на ребенка полотенце и положить на пеленальный стол, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

Заключительный этап

16) Смазать естественные складки стерильным растительным маслом (детским кремом, маслом «Джонсон») или припудрить детской присыпкой (с помощью тампона).

17) Обработать новорожденному при необходимости пупочную ранку.

18) Запеленать (одеть) ребенка.

19) Слить воду и обработать ванночку. В лечебном учреждении ванночку обеззараживают дезинфицирующим раствором, моют мыльно-содовым раствором и ополаскивают проточной водой. Ванночку дезинфицируют после купания каждого ребенка. В домашних условиях ее моют щеткой с мылом и содой, ополаскивают кипятком.

  • I. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами
  • IV тип гиперчувствительности (клеточно-опосредованный).
  • Автополиплоидия. Фенотипические эффекты автополиплоидии. Сбалансированные и несбалансированные полиплоиды. Полиплоидные ряды.
  • ЦЕЛЬ: соблюдение гигиены тела; обеспечение потребности «быть чистым»; формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.

    ОСНАЩЕНИЕ:

    1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,

    2. Кувшин для воды,

    3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*

    4. водный термометр,

    5. детское мыло,**

    6. 2 тонких пелёнки,

    7. фланелевая рукавичка или салфетка,

    8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,

    9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,

    10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

    Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;

    **С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

    ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

    1. Объяснить ребенку или родственникам цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

    2. Сообщите время и место проведения процедуры

    ПОДГОТОВКА:

    1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

    2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

    3. Помыть руки.

    4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

    5. Налить воду температурой 36,5 0 -38,0 0 С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

    6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

    Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

    7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

    8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 24 0 С.

    9. Помыть руки.

    ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

    2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

    3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

    4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

    5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

    6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

    7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

    8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

    9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 36 0 -35 0 С).

    10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

    ЗАВЕРШЕНИЕ:

    1. Положить ребенка на пеленальный столик.

    2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

    3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

    4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

    5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

    6. Вымыть и осушить руки.

    Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи Показания: ежедневное купание здорового ребёнка. Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи. Возможные проблемы: беспокойство ребенка, Техника безопасности:

    • Не оставлять ребенка без присмотра,
    • Устойчивое положение детской ванны для купания
    • Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С
    • Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С
    • Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.
    • Не мыть лицо ребенка водой из ванны.
    • Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.
    • Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.
    • Продолжительность купания не более 5-10 минут.
    • Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

    Подготовка пациента:

    • Раздеть ребёнка в кровати
    • При необходимости подмыть ребёнка

    Оснащение:

    • Детская ванна для купания ребёнка
    • Кувшин
    • Водный термометр
    • Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка
    • Детское мыло, детский шампунь
    • Чистая пелёнка или подставка в ванну
    • Фланелевая пеленка или мягкое полотенце
    • Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник(памперс), ползунки, распашонки, кофточка
    • Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом
    • Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.
    • Лоток для сброса, использованных шариков материала
    • Ёмкость для сброса, использованного белья.
    • Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.
    • Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

    Последовательность действий:

    1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
    2. Вымойте ванну горячей водой.
    3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
    4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
    5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
    6. В воде для купания нужно растворить пару кристалликов марганцовокислого калия (бактерицидное действие), можно добавить приготовленного заранее отвара ромашки. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку.
    7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
    8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
    9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
    10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
    11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
    12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
    13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
    14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
    15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
    16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
    17. Дайте попить ребёнку.
    18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

    Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

    Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

    Алгоритм действия:

    1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

    2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

    3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

    4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

    5. Помогите больному раздеться и:

    а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

    б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

    в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

    Примечание

    1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

    2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

    3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

    Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

    Обтирание

    Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

    Алгоритм действия :

    1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

    2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

    3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

    4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

    5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

    6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

    7. Снимите перчатки, вымойте руки.

    Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

    Гигиенический душ

    Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

    Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

    Алгоритм действия:

    1.Вымойте ванну;

    2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

    3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

    4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

    Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

    Цели занятия:

    Студент должен знать:

    · Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

    · Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

    · Правила хранения термометров;

    · Правила пользования термометром;

    · Способы обработки термометров после их использования;

    · Области тела, используемые для измерения температуры;

    · Виды температур, показания к их регистрации;

    · Время измерения температуры тела, суточные колебания;

    · Правила построения температурной кривой;

    · Лихорадка: понятие, виды;

    · Периоды лихорадки;

    · Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

    · Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

    Студент должен уметь:

    · Измерить температуру тела;

    · Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

    · Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

    · Обработать термометры после использования;

    Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

    Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

    Терморегуляция

    Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

    Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

    Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

    При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

    При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.

    © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot