Антиквариат, как известно, всегда был и будет в моде. Предметы старины способны придать комнате особый шарм, привнести дух прошлого в интерьер. Но не каждый может себе позволить их приобрести. В этом случае приходит на помощь техника кракелюр.
Термин «кракелюр» относится больше к живописи. Так называют мелкие трещины, которые образуются от времени на картинах и предметах искусства. Техника эта достаточно интересная и требует экспериментов. Но в итоге может получиться настоящий шедевр. И не обязательно прибегать для его создания к профессиональным средствам. Все можно сделать в домашних условиях с помощью подручных средств. От вас требуется только желание. Кисти для творчества https://masterica.com.ua/kisti-mastikhiny.html в широком ассортименте.
На поверхность предмета, которому вы придаете эффект «под старину», нанесите акриловую краску. Желательно два слоя. Дайте немного ей подсохнуть. После этого с помощью кисти нанесите яичный белок. Дайте ему высохнуть в естественных условиях, без применения дополнительного тепла. А затем уже наносите краску контрастного цвета.
На поверхность нанесите базовый цвет и оставьте его до полного высыхания. Далее с помощью кисточки покройте гелем. Причем использовать лучше более густой гель. Хорошо разведите краску и покройте ею гель.
Поверхность покройте краской. Дайте ей подсохнуть. Потом нанесите разбавленный клей не жалея. Практически сразу покройте слоем акриловой краски потолще. Здесь уже желательно использовать фен, чтобы подсушить слои. В итоге получается много трещин.
Понадобится 1 столовая ложка желатина, растворенная в стакане теплой воды. Как основу используйте слой акриловой краски. После ее высыхания нанесите слой желатина. Если хотите, чтобы трещинки были грубее, то слой желатина должен быть толще. После неполного высыхания желатина снова нанесите слой краски, высушите поверхность. Потом для фиксации покройте слоем лака.
На поверхность нанесите акриловую краску. Подождите пока слой полностью высохнет. Затем губкой нанесите 9% столовый уксус. Предмет надо обрабатывать очень быстро, потому что трещины появляются сразу же.
Запомните главное — при использовании лака необходимо проветривать помещение, пользоваться перчатками и маской или не вдыхать глубоко пары лака.
Лак нанесите на изделие. Дайте просохнуть в течение не менее 4 часов. Когда лак будет еще немного липкий, нанесите слой акриловой краски. А затем приступайте к высушиванию феном. После всех этих действий дайте предмету просохнуть в течение полутора суток. И «антиквариат» готов.
Конечно, для создания кракелюрной поверхности требуется определенная сноровка. С каждым созданным предметом с эффектом «под старину» ваш опыт будет расти. И через время у вас уже будут получаться неповторимые шедевры. Дерзайте!
Как самостоятельно сделать свечи
Как сделать СПА дома. Рецепты масок и скраба для бани
Как самому сделать подсвечник
Техника «кракле» («кракелюр») предполагает искусственное состаривание лакированных или окрашенных поверхностей различных предметов мебели и интерьерных атрибутов (картин, шкатулок, ваз и других аксессуаров).
Название технологии искусственного состаривания произошло от французского слова «craquelure» — трещина. Несмотря на то что данная технология изначально появилась как средство реставрации антикварной мебели, сегодня она широко используется и при производстве новой изделий, чтобы придать им некоторый флер старины.
Современная промышленность выпускает множество составов для нанесения кракелюра в домашних условиях собственными руками. Причем некоторые из них могут использоваться не только для обработки дерева, но и для нанесения «антикварных» трещинок на поверхность изделий, выполненных из пластика или металла. Достаточно стильно и оригинально будут смотреться декоративные металлические дополнения деревянной мебели, на которых патина или дополнены кракелюром.
Для нанесения кракелюрных трещинок можно купить однокомпонентный лак для кракле или двухкомпонентный состав, набор которого продается в виде двух флаконов. вполне подойдет однокомпонентный лак.
Многие опытные реставраторы считают, что более естественный, старинный вид, мебельные предметы получают если трещины формируются с использованием подручных средств – уксусной эссенции, яичного белка, желатина и даже геля для стирки. Однако тем, кто хочет опробовать свои силы в реставрационных работах впервые, лучше воспользоваться специальным лаком кракле, продающимся в магазинах хозтоваров под брендами «Stamperia» и «Ferrario» (Италия) или «Havo» (Нидерланды)имеющие название «Creall-Crackle» или «Antique Crackle».
Домашним умельцам, которым жалко выкидывать устаревшую, но ставшей привычной, мебель и желающим обновить ее можно предложить технику реставрации в стиле «прованс». Для выполнения реставрационных работ необходимо приобрести два вида акриловой краски контрастных оттенков и однокомпонентный лак «Кракле Кантри Стиль», предназначенный для совместного использования с акриловыми красителями.
Перед началом реставрации с поверхности мебели удаляется старое лакокрасочное покрытие, после чего деревянную поверхность грунтуют акриловой краской (желательно цветом «металлик»). После полного высыхания металлизированной красочной основы поверхность реставрируемого изделия покрывается кракелюрным лаком.
При этом следует учитывать, что от толщины лакового слоя зависит ширина трещинок. Чем толще лаковый слой, тем линии сетки кракле будут шире.
После полного высыхания лака на него наносится второй окрашивающий слой, для которого выбирают матовую краску — глянцевая или металлизированная для второго окрашивания не годится, так как она не вступит в реакцию с лаковым слоем и самопроизвольного образования сетки кракле не произойдет.
Пока краска не застыла ее поверхность прорабатывается кистью с синтетическим ворсом, благодаря чему образуется сеточка трещин. Если трещинки начали образовываться при реакции матовой краски с высохшим лаком кракле, то обработку кистью можно не проводить, так как отсутствие опыта может привести к неряшливости декорирования.
На заметку!
После высыхания краски поверхность мебели можно декупировать или просто покрыть слоем защитного, прозрачного лака.
Начинающим реставраторам можно порекомендовать приобрести наборы для домашнего творчества «Кракле» (производитель «Аква-Колор») или «Креатив» (TINTA Viva), в которые входит одношаговый кракенлюрный и защитный лак, кисточки и несколько флаконов с акриловой краской различных цветов.
Более качественную кракелюрную сетку можно получить при использовании двухкомпонентного лака «Кракле Соттиле» (бренд «Stamperia»). При реставрировании деревянных мебельных изделий, после очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия и шлифовки, на нее кисточкой с синтетическим ворсом наносится лак, обозначенный как «Шаг 1».
После подсыхания лакового слоя в течении 30,0…40,0 минут на него наносят второй компонент – «Шаг 2». От толщины второго слоя зависит декоративность полученной сетки. Для ускорения процесса сушки второго лакового покрытия многие «самоделкины» использую фен для волос, а при значительной площади — строительный фен.
Для того чтобы сделать трещины более видимыми их повергают дополнительному декорированию, для чего в трещины втирают порошок бронзы или алюминиевую пудру-«серебрянку». Лучше использовать специальную металлизированную пудру для кракелюрования «Porporina» от «Stamperia». Можно использовать обычную масляную краску или битумный лак.
На заметку!
После затирки остатки краски и избыток порошкообразного материала удаляют с поверхности изделия, для чего можно использовать обычное подсолнечное масло.
На заключительном этапе, хорошо протертую поверхность вскрывают финишным лаком-фиксатором «Darkening Lacquer» или акриловым лаком на водной основе.
При использовании «фирменных» средств и составов для искусственного старения мебели в технике «craquelure» необходимо соблюдать следующие правила:
Если нет под рукой фирменных составов для создания антикварной сетки, то можно использовать подручные средства, которые имеют в арсенале любой домовитой хозяйке или рачительного домашнего умельца. Наиболее часто при формировании трещинок используют:
Также стоит изучить дополнительно некоторые рекомендации:
Начинающим реставраторам следует знать, что первые попытки могут быть неудачными, так как в технике искусственного старения «craquelure» очень важное значение имеет опыт работы и полученные при этом навыки, которые могут заменить никакие «фирменные» средства и наборы.
В видео представлена подробная инструкция по нанесению кракелюрного лака.
Техника “кракелюр” представляет собой искусственное состаривание окрашенных или лакированных поверхностей различной мебели или предметов интерьера — шкатулок, картин, ваз и прочих аксессуаров. Название технологии (“Кракле”) произошло от слова “craquelure”, что в переводе с французского означает “трещина”. Несмотря на то, что эта технология изначально появилась как средство для реставрирования антикварной мебели, сегодня ее широко используют и во время производства новых изделий, чтобы придать им вид старины. В этой статье мы расскажем, как сделать кракелюр на мебели, чтобы придать ей особую красоту и шарм.
Современная промышленности выпускает очень много разных составов для нанесения кракелюра собственными руками и в домашних условиях. Причем, некоторые из них можно использовать не только при обработке деревянных поверхностей, но и для нанесения красивых “антикварных” трещин на поверхность пластиковых и металлических предметов.
Важно! Очень оригинально и стильно на деревянной мебели будут смотреться декоративные дополнения из металла, на которых декупаж или патина дополнены кракелюром.
Для того чтобы изготовить кракелюрные трещинки, можно приобрести как однокомпонентный лак для кракелюра, так и двухкомпонентный состав, набор которого продают в виде двух флаконов.
Тем, кто хотел бы попробовать свои силы в работах по реставрации впервые, лучше использовать специальный лак “кракле”, который продается в магазинах хозтоваров под брендами “Ferrario”, “Stamperia” или “Havo”.
Важно! Для состаривания мебели в домашних условиях вполне подойдет первый вариант.
Многие опытные мастера-реставраторы утверждают, что более естественный, состаренный вид, предметы мебели получают, если трещинки формируются с помощью подручных средств – желатина, яичного белка, геля для стирки. Можно также делать кракелюр уксусом на картине или мебели.
Важно! Если вы — начинающий реставратор, то какое бы средство вы ни выбрали, лучше всего заранее опробовать его на небольшой поверхности.
Домашним умельцам, которые не желают выбрасывать устаревшую, но полюбившуюся мебель, и желающим вдохнуть в нее новую жизнь можно предложить технику реставрации в очень интересном стиле Прованс.
Важно! Прованс — разновидность французского стиля, как его еще называют французское Кантри. Отличительными особенностями этого стиля являются пастельные цвета, рюши, много живых цветов и т. д.
Для выполнения таких реставрационных работ следует:
Важно! Более опытные мастера рекомендуют начинающим реставраторам приобрести наборы для домашнего творчества, в которые, как правило, входит одношаговый и защитный кракелюрный лак, кисти и несколько баночек с акриловыми красками разных цветов.
Важно! Необходимо учитывать, что от толщины слоя лака будет зависеть ширина трещинок. Чем толще слой, тем шире будут линии сетки кракле.
Важно! После высыхания краски, поверхность может быть декупирована или просто покрыта слоем прозрачного, защитного лака.
Сделать кракелюр на мебели с более качественно сеткой трещин можно, используя двухкомпонентный лак:
Важно! От толщины второго слоя будет зависеть декоративность полученной кракелюрной сетки.
Важно! После затирки избыток порошкообразного материала и остатки краски удаляются с поверхности изделия, для чего может быть использовано обычное подсолнечное масло.
При использовании средств и составов для искусственного создания кракелюра на мебели своими руками нужно соблюдать следующие правила:
Если вы не хотите тратиться на фирменные составы для того, чтобы сделать кракелюр на мебели или других предметах, то можно прибегнуть к использованию подручных средств. Они наверняка найдутся у любого рачительного домашнего умельца или домовитой хозяйки.
Наиболее часто при формировании трещин используют:
Также следует дополнительно изучить некоторые рекомендации:
Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.
Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.
Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.
Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!
Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!
С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.
Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.
Тут пигмент серебряный.
Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.
Кракелюр красивый получается.
Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.
Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.
Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.
Ещё Идиго. Затирала масляными красками.
Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.
Чем толще второй слой, тем реже трещины.
Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.
Вот так получается на досочке.
Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.
Вот он в работе.
Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.
Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.
Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.
Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.