Исследователь Роберт Гараев — о «казанском феномене», ОПГ и клубной жизни Казани. ​«Бандитская Казань»: «Отцы и деды казанского феномена» из «Теплоконтроля Казанские группировки

«Казанский феномен», о котором успели написать книжки как о явлении в истории России, вновь заставил о себе говорить. Сегодня казанцев шокировало видео, на котором десяток пацанов в штанах с лампасами во дворе школы ровесника в таких же спортивных штанах. «Гопота возрождается!» - ужаснулись комментаторы видео. О том, что ОПГ в Казани поднимают голову, свидетельствуют и последние криминальные сводки: за «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» и вымогательство будут судить участников группировки «Вторые Горки», а участники ОПГ «светловские» из Кировского района, которые требовали у подростка 150 тысяч за выход из группировки, уже получили сроки. Эксперты «Вечерней Казани» констатируют: 90-е действительно возвращаются...

По данным СУ СКР по РТ, ОПГ «Вторые Горки», девять членов которой от 17 до 27 лет пойдут сейчас под суд, действовала в одноименном микрорайоне с 2017 года. Промышляли кражами товаров из магазинов («наставники» учили подростков воровать) и вымогательством денег у тех, кто не состоит в группировке - размер дани доходил до 30 тысяч.

Именно такую сумму группировщики требовали у 15-летнего подростка, которого подкараулили у дома на проспекте Победы, отвезли в лесопосадку, а когда перепуганный школьник позвал их к себе домой за деньгами, нарвались там на родителей...

Пятеро парней 21 - 25 лет из группировки «светловские» уже получили от 7 лет до 9,5 года. Эти требовали у 16-летнего подростка деньги за выход из состава группировки.

Сначала подростка избили и потребовали от него 10 тысяч рублей, но, получив деньги, увеличили размер отступных до 150 тысяч, - рассказал «Вечерней Казани» старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий . - Паренька методично избивали в течение года, продолжая вымогать деньги. В результате он отдал группировщикам 70 тысяч рублей. Чтобы получить остальное, его подловили у гаражей, похитили и перевозили с места на место, пока он не убежал, воспользовавшись моментом и не обратился за помощью к прохожим...

Выходит, не зря главный полицейский Татарстана Артем Хохорин , что «они никуда не исчезли. ОПГ определенным образом трансформируются. Малейшее послабление может привести к откату в девяностые...».

Такого же мнения и , а ныне исследователь явления, создатель паблика «Казанский феномен» Роберт Гараев .

Группировки в Казани есть, и их много, - уверен он. - Но после того, как были посажены члены самых крупных казанских ОПГ, они видоизменились, действуют не так открыто и жестко, как 30 лет назад. Например, сегодня запрещено представляться на улице участником какой-либо группировки, по-другому проходят и войны между ОПГ. Если раньше это были массовые драки «район на район», то теперь чаще всего члены одной группировки приезжает на автомобилях во двор к тем, с кем враждуют. Выцепляют первого попавшегося из этого двора, увозят, а потом просят за него выкуп... В мое время в группировки попадали в 13 - 14 лет, я сам в 14 лет туда попал. И это неудивительно, мальчишки-подростки нуждаются в покровителях, наставниках, ищут какую-то опору...

- Конечно, за всеми этими группировками всегда стояли старшие бандиты, они учили молодежь, для них собирали деньги. И эти бандиты никуда не делись, сейчас они отбыли свои сроки, вышли на волю и снова втягивают молодежь в преступный мир. С этим «феноменом» и раньше, во времена СССР, было тяжело бороться, а сейчас, когда 30 процентов полиции сократили... - вздыхает зампредседателя комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ Рафил Нугуманов . - К тому же одна полиция нас от этого явления не спасет. Все вместе должны заниматься профилактикой - и семья, и школа. Но школы частенько пытаются скрыть подобные явления, чтобы не испортить репутацию, а родители сейчас стараются больше денег заработать для своих чад, а воспитанием детей не занимаются.

ОПГ действительно и в Казани, и по всей стране подняли голову, и это является маркером наличия больших социальных проблем в обществе, снижения уровня жизни наших семей, - считает основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец . - Огромное количество семей живут за чертой бедности, родителям приходится занимать деньги, чтобы элементарно собрать детей в школу, естественно, ни о какой плате за кружки и секции речи не идет. Я знаю по себе, какие это траты, у меня четверо детей занимаются спортом. К примеру, хорошие коньки стоят 50 тысяч рублей. Многие ли родители могут себе это позволить? В итоге дети, предоставленные самим себе, ничем не занятые во внеурочное время, попадают в такие группировки. Считаю, что государство должно взять на себя расходы по организации досуга детей.

Я проводила в школах уроки профилактики среди подростков, подверженных субкультуре АУЕ. На вопрос, что их в этом привлекает, они отвечали, что видят романтику в преступной жизни, были такие, которые на полном серьезе говорили, что хотят совершить преступление и попасть в тюрьму, потому что им кажется, что там живут по очень высоким понятиям, все друг другу братья, все друг за друга горой, живут весело и интересно, - рассказала психолог центра «Ресурс» Зарина Нафиева . - Значит, всего этого подростки не находят в реальной жизни - поддержки, понимания, чувства локтя и безопасности. А в группировке подросток находит людей, которые могут его выслушать, защитить. Потом эти старшие товарищи попросят совершить преступление, но как откажешь лучшим друзьям?.. К сожалению, сейчас родители не разговаривают со своими детьми, а потом получают ворох проблем, узнают о случившемся по факту, когда их вызывают на комиссию ПДН, к примеру. Очень советую родителям соблюдать «правило 15 минут»: как бы вы ни были заняты, каждый день 15 минут разговаривайте с ребенком и не отчитывайте его за плохие оценки, а просто интересуйтесь его жизнью.

Тем временем казанская полиция сообщила, что избитого 5 апреля у школы на улице Вагапова 17-летнего подростка, который получил в результате сотрясение мозга, выписали из больницы, его жизни и здоровью ничего не угрожает. По крайней мере, пока.

Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» - одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку. С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу.

Тайна «казанского феномена»

Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы. Маленький зал, пара диванов, несколько кресел - сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше - друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен».

Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием. Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е - 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы. Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев.

Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей. В группировках существовала строгая иерархия: «шелуха» или «скорлупа» (школьники от 9 до 13 лет), далее - «супера» (подростки 14-16 лет), которые считались боевым ядром команды, ходили в набеги на вражеские территории и отбирали деньги у «чушпанов» (тех, кто не входил в группировки).

Затем шли «молодые» (17-19 лет) - они имели право голоса при принятии решений с кем воевать, а с кем мириться. И, наконец, высшее звено - «авторитет», он же «дед» или «король». Как правило, это был мужчина за тридцать, с уголовным прошлым. Именно он распоряжался общаком - деньгами, которые собирали ребята для своей группировки.

Банды гопников постоянно конфликтовали между собой, их противостояния переходили в массовые драки с жестокими избиениями и убийствами. Самая массовая драка в истории казанских группировок произошла на льду озера Глубокое зимой 1983 года: там собрались около 400 подростков. Представители группировок «Жилка» и «Грязь» сошлись стенка на стенку, вооруженные кольями, цепями и монтировками. После таких драк многих увозили в больницы с тяжелыми травмами и увечьями, некоторые ребята становились инвалидами и даже умирали, не приходя в сознание.

На кривую дорожку

По статистике, львиную долю - почти половину молодежных группировок - составляли учащиеся ПТУ. Потом шли школьники, работающая молодежь и безработные, которых было не более пяти процентов. Все были из разных семей - бедных и состоятельных, рабочих и интеллигентных. Роберт Гараев был как раз из последних: его мама работала в НИИ, а отец был кооператором. Сам он прилежно учился, ходил в художественную школу, так что преступные сообщества до определенного времени его не интересовали.

14-летний Роберт вступил в группировку «Низы» из-за проблем в школе, а точнее - из-за громилы из параллельного класса по имени Искандер, состоявшего в группировке «Чайники». Искандер подошел к Гараеву и сказал, что теперь будет трясти с него деньги: «Принеси завтра три рубля, иначе изобью!» Сумма для школьника оказалась неподъемной: в неделю на обеды ему выдавался всего один рубль двадцать копеек.

Сдавать обидчика милиции было не принято - это привело бы к бойкоту и всеобщему презрению. Выход нашелся сам собой: парни из параллельного класса, Макс и Дима, предложили Гараеву вступить в группировку «Низы».

Новое положение в корне поменяет все, - рассуждал школьник. - Искандер сразу перестанет быть для меня угрозой. По уличному закону, за меня впишутся парни из «Низов», если участники других группировок имеют ко мне какие-то претензии...

После недолгих раздумий Гараев принял предложение ровесников. Шел 1989 год.

Свой среди своих

Первый сбор «Низов», на который я попал, был окружен дворовой романтикой, - пишет в своих мемуарах Гараев. - На полянке посреди заросшего канадским кленом пустыря горел костер, в который мы кидали картошку. Человек десять моих сверстников должны были провести на этом месте полтора часа. Больше всего мне запомнились двое: Бисприк (от слова «беспредельный») - маленький юркий и авантюрный добряк, обматывающий ноги пластинами свинца, чтобы «удар был», и Малыш - наш «крайний» (что-то вроде старосты среди бойцов нашего возраста).

Малыш был голубоглазым блондином с пухлыми губами, косой челкой и в моднейших «шмотках». Его штаны-«широчи» были не меньше 35 сантиметров в ширину - тогдашний писк пацанской моды. Он носил импортную олимпийку, а главное - рамсовал (общался) не хуже взрослого уголовника. По словам Гараева, Малыш «был по-настоящему дик и опасен».

Основных опасностей для молодых гопников было две: милиционеры, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успел убежать, и старшие, приходившие с проверками. Они проверяли количество пацанов и соблюдение правил. Если кого-то заставали за курением - избивали.

В моей юной голове бушевали мысли по поводу того, что было написано в газетах и рассказано по поводу «казанского феномена» по телевизору, - вспоминает Гараев. - Я отчетливо помню статью, в которой рассказывалось, как дрались две группировки, с каждой стороны человек по тридцать с монтажами (металлическими прутьями) и металлическими шарами. И в этой статье были проломленные черепа, смертельные исходы и милицейские машины. А в том, что я увидел тем сентябрьским вечером, была романтика, мужская дружба и плечо к плечу. Забегая сильно вперед, надо сказать, что я жестоко ошибался...

Жизнь по понятиям

Члены подростковых ОПГ Казани жили по своим понятиям, будто в отдельном государстве: у них была своя территория, своя улица, свой квартал. Гражданами в нем считались пацаны, и у них был свой социальный и экономический ресурс - их собственная сила. Силу они могли применять в отношении «чушпанов», членов других группировок и бизнесменов, отказавшихся платить дань.

Понятий было много, но основные каждый должен был знать обязательно. «Если тебя назвали лохом или чертом - ты обязан драться»; «Если тебя послали на …, и ты не встал в отмах [нанес хотя бы один удар без предупреждения], то тебя отшивают [выгоняют] с санкциями [с побоями]»; «Если в тебя плюнули - ты загашенный, никто не имеет права здороваться с тобой, даже «чушпан», но самое страшное - если тебя опустили, то есть обоссали».

Пацан не мог сдавать своих или чужих милиции и обязан быть предельно честным со своей группировкой. Слово пацана считалось чем-то вроде клятвы: «пацан сказал - пацан сделал».

В случае нарушения правил старшие могли выгнать пацана из группировки. В лучшем случае - просто с побоями, в худшем - с побоями и вымогательством денег.

Законы улиц

По словам Гараева, членство в группировке чем-то напоминало работу. В обмен на новый статус ребята были обязаны трижды в неделю посещать сборы и вести здоровый образ жизни. В случае нарушений их ждали санкции - побои.

Получить можно было по нескольким поводам, - вспоминает Гараев. - Чаще всего за сигареты и алкоголь. Считалось, что мы - боевая бригада физически крепкой молодежи. Даже когда мы писали на стенах название нашей «конторы», то пользовались аббревиатурой НСО - «Низовское спортивное общество». То есть идеальный член группировки - это непьющий и некурящий спортсмен, что на деле, конечно же, было не так.

На сборах старшие определяли лимит минимального количества присутствующих - 15-20 человек. Если количество пацанов было меньше положенного, к отсутствующим отправлялись гонцы и всеми правдами и неправдами их притаскивали. В противном случае - «санкции».

Экзекуция происходила следующим образом, - рассказывает бывший член «Низов». - Старшие выстраивались в линейку, и все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу. Важным нюансом было то, что уворачиваться нельзя. Ты должен был принять эти удары в полную силу. Иногда старшие проверяли: размахиваясь, останавливали кулак перед самым твоим лицом.

Если ты пытался увернуться - отшивали [выгоняли]. Однажды после такой экзекуции я очнулся в снегу, помня только искры в глазах, а дальше - черный экран. На половине моего лица был огромный синяк, губы не слушались, и ближайшие два дня сигарета постоянно выпадала изо рта. Когда ко мне на следующий день зашел одноклассник, чтобы поинтересоваться, почему я не пришел на уроки, он не узнал меня и спросил: «А Роберт дома?»

Били нечасто - раз в два-три месяца. Когда провинившихся «суперов» били молодые, те потом приходили отрываться на младших, припоминая им все пропуски на сборах и выкуренные сигареты.

Умирали молодыми

Помимо Малыша за новичками «Низов» присматривал еще один «крайний» - Куян. Оба были невысокого роста и очень агрессивные. В обязанности «крайних» входило общение со старшими и дисциплина среди пацанов.

Внешность Малыша была обманчива: голубоглазый блондин с лицом ангелочка был неуравновешенным психопатом, злить которого было опасно для жизни, - вспоминает Гараев. - Он был любимчиком старших и грозой не только для «чушпанов», но и для своих пацанов. Стоило появиться в модном, на его взгляд, прикиде на сборах, Малыш был тут как тут с фразой: «Дай заносить». Эта его фраза значила одно: больше ты этой вещи не увидишь. Куян был тоже по-своему стильным. В отличие от разговорчивого и компанейского Малыша, он был немногословен и строг.

«Крайние» наравне с обычными пацанами участвовали в войнах с другими группировками. И били их наравне со всеми - в подворотнях, в подъездах домов. Расчлененное тело Куяна нашли возле озера Кабан после работы с какой-то дальней «конторой». А Малыш умер от остановки сердца после удара кого-то из своих во время популярной в пацанской среде игры «обмен ударами». Каждому из них было не больше 20 лет.

Пацанские войны

Политика группировок была такова, что к преступной деятельности пацанов никто не принуждал. И все же, вступив в ту или иную банду, они могли пользоваться привилегиями - то есть собирать дань с районных бизнесменов, трясти деньги со школьников или отбирать у них модную одежду. Если какой-то «чушпан» выходил на улицу в новом спортивном костюме, высока была вероятность, что домой он вернется уже без него. Иногда пацаны обкрадывали дачи, в основном брали еду из холодильника: многие росли в бедных семьях, где есть было нечего.

Внешняя политика группировок была довольно простой. Чаще всего воевали с ближайшими соседями - просто потому, что было нечего делать. С дальними заключались «абсолютно бесполезные союзы».

Ареал обитания казанского подростка, вне зависимости от принадлежности к группировке, был весьма ограничен, - вспоминает Гараев. - Ездить в другой конец города было опасно - в центре бушевали новотатарские и [члены крупных ОПГ «Новотатарская» и «Хади Такташ»], на кварталах были свои авторитеты, и в одиночку ты мог нарваться на неприятности. Но главными врагами «Низов» была соседняя «Грязь»: их территория была значительно больше нашей - соответственно, и боевых единиц там проживало больше, и были они брутальными и яростными.

Конфликт, как правило, начинался из-за драки старших либо проникновения пацанов на чужую территорию. После этого назначалась «стрелка», и если парни на ней не договаривались, объявлялась война. Во время войны у группировок были две обязанности: патрулировать свою территорию на предмет врагов и совершать набеги.

На память приходит один драматический момент, когда во время «войны» к нам на сборы пришли «супера» и объявили, что мы сейчас побежим на «Грязь», потому что те готовят набег на нас, - вспоминает Гараев. - Нас привели к высотному дому на улице Серова, за которым была наша граница, и раздали оружие. Это были металлические прутья арматуры, украденные на стройке, и металлические шары. От одного сильного удара такой монтажкой по голове проламывался череп. Первая моя мысль была: «Ну все, нам ****** [конец]».

И вот мы встали на позицию - и началось томительное ожидание. Ужас читался на лицах всех пятнадцатилетних бойцов. Он сопровождался звенящей тишиной. Почему-то не было никакой бравады, обычно сопутствующей предстоящей драке. Все, даже смотрящие на нас с сочувствием старшие, понимали бессмысленность предстоящего кровопролития. В этом подвешенном состоянии мы простояли там минут 40, прислушиваясь к посторонним звукам. Бегущей толпы слышно не было, а в какой-то момент вернулись дозорные и сообщили, что «грязевские» ушли. Все вздохнули с облегчением и пошли по домам...

Отступники

Для борьбы с подростковыми группировками в регионе работал ОКОД - оперативный комсомольский отряд. По сути, такая же группировка, только под прикрытием местной милиции, работавшая в сговоре с сотрудниками. Со слов Гараева, в нее вступали либо «отшитые» из других бригад, либо «соискатели» с неподходящей, порой драматичной биографией.

Как-то к нам пришился [присоединился] паренек, который за короткое время стал для всех своим, - вспоминает рассказчик. - Коммуникабельный, всех знавший на короткой ноге и к тому же лихой хулиган. Где-то через месяц или два его отшили с жестокими побоями и опустили. Малыш хвастался, как с разбега, с ноги разбил ему ***** [лицо]. Выяснилось, что в глубоком детстве, когда парню было лет семь, над ним надругался какой-то педофил. И то, что он утаил это от пацанов, было серьезным проступком. Тот факт, что парнишка был тогда ребенком и не мог ответить педофилу, в расчет не брался. Дорога таким ребятам была только в презираемый нами ОКОД.

В «окодовцы» шли и простые школьники, которых задевали дворовые гопники. Вступив в группу, боролись с обидчиками вместе с милицией. Выезжали на облавы во время сборов, ловили пацанов и забирали в отделение.

В отделении милиции они вели себя нагло и по-хозяйски, один из их старших как-то запер меня в туалете и бил по почкам кирпичом, засунутым в валенок, - вспоминает Гараев. - На мое возмущение он отвечал, что ему это сойдет с рук, так как его «конструкция» не оставляет синяков и вообще каких-либо следов на теле жертвы. ОКОД был хитроумной выдумкой тогдашней неповоротливой милиции, он мог бы стать панацеей в борьбе с «казанским феноменом», но так и не смог решить проблему. Наши группировки брали массой и количеством.

В новую жизнь

Роберт вышел из «Низов» в 1991 году, проведя в них два года. Со временем пребывание в организации перестало казаться ему интересным - и он начал пропускать сборы. К нему приняли обычную для того времени меру - «отшили». Пытались опустить, но парень дал отпор, плюнув в обидчика. С группировкой было покончено.

Для того чтобы жить спокойно, молодому человеку пришлось переехать к отцу в другой район. Он получил образование историка в казанском университете, в «нулевые» переехал в Москву. Сейчас он известный диджей, музыкант, гид Еврейского музея и Центра толерантности.

Судьбы других членов казанских ОПГ сложились по-разному. Кто-то из ребят был убит, кто-то стал инвалидом, а кто-то отбывает наказание в колониях. Некоторые из вчерашних уличных бандитов, по словам Гараева, стали уважаемыми в регионе людьми - чиновниками, депутатами и бизнесменами.

На прошлой неделе в «Штабе» прошла лекция «Бандитский Татарстан: история татарских ОПГ». Одним из ее спикеров стал Роберт Гараев - основатель паблика «Казанский феномен» . Сейчас он исследует 90-е и группировки как явление, общается с участниками ОПГ, а также пишет книгу, посвященную событиям тех лет.

Enter поговорил с экскурсоводом Еврейского музея, диджеем и исследователем Робертом Гараевым о пике преступности, пацанских понятиях и клубной жизни Казани.

Выступление Александра Буйнова на заседании «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Истории-агонии и еврейские музыканты

Я вожу экскурсии в Еврейском музее в Москве и периодически читаю там лекции. Один из курсов был посвящен музыкантам-евреям в поп-музыке XX века. Это было что-то среднее между лекцией и ютуб-вечеринкой: я рассказывал про своих любимых артистов вроде Lou Reed и Beastie Boys и показывал их клипы. Было много заинтересованных людей и я решил, что формат интересный. После чего стал думать: «А что бы я такого уникального мог исследовать и показать?» Копнул в свое детство и вспомнил про участие в ОПГ - в Казани никого не удивишь, а живя вдалеке от нее, понимаешь - в этом что-то есть. Работая в музее, посвященном древнему народу, начинаешь задумываться о своей идентичности.

В позапрошлом году меня пригласили на проект «За скобками», где я в течение 15 минут должен был рассказывать о каком-то личном опыте. Тогда я понял, что этого времени мне не хватает и нужно все переводить в формат лекции на полтора-два часа. Необходимо рассказать обо всех нюансах, потому что без них история не такая интересная. Я начал анализировать что происходило в стране во времена группировок, используя мировой контекст: английские и американские банды, в которых все было по-другому из-за территориальных отличий. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные.

Зашел во «ВКонтакте», чтобы создать группу «Казанский феномен» - не нашел ни одного паблика с аналогичным названием. Вроде бы тема известная и я думал, придется с кем-то бороться за наименование, изобретать другое. Зато увидел сообщества, посвященные группировкам «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», но они не очень активные. На курсах SMM меня учили, что нужно выкладывать по три-пять постов в день, иначе группа потеряется среди других. В моем паблике первые сто подписчиков набирались с большим трудом, но у меня не было цели привлекать фейковые страницы. Сейчас все полторы тысячи человек в сообществе - настоящие.

В шапке группы я написал что-то вроде «Если кто-то готов дать интервью - будьте добры, напишите мне, пожалуйста». Люди, которые состояли в ОПГ, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть; и те, кому хочется донести правду. Последние считают, что вся информация о группировках неправдивая, а на самом деле было так и вот так. Некоторые не готовы на интервью по телефону или скайпу, но могут обо всем рассказать в личной переписке. Это истории-агонии. Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми. Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение - забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило.

Пацанские понятия и противостояние города с деревней

Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса - чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года. Больше всего запомнилось, как меня отшивали (исключали, - прим. Enter). Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал - вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям. Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть.

По версии казанского социолога Александра Салагаева, одна из причин появления ОПГ - теневая экономика 70-х годов и цеховики (подпольные предприниматели в СССР, - прим. Enter). Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого - начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток - естественно, возникают стычки.

Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских - вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения.

В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок - люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать - все еще спекулянты, в глазах милиции - тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль.

Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» - подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Где-то их по-другому называли: в «Хади Такташ», например, ребята помладше были «п****ками» [малолетками]. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани - свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали!» То есть в некоторых организациях отношения внутри были не очень - молодых ребят просто эксплуатировали.

Так или иначе пацанский кодекс был очень силен - это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал - пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить. Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям - у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу - запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю.

Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ

Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые - внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» - откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел - везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться.

А вот насчет футболок с названиями группировок (имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, - прим. Enter) я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. «Сухая река» звучит даже немного по-японски, а «Теплоконтроль» само по себе красивое слово. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани - совсем другое дело.

В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице. Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться - опасность существует, но не превышает норму. Подростковые увлечения вроде рэперов Face и Pharaoh - интересно, но не «АУЕ». В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным.

Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак»

Радикальный ислам и государство в роли ОПГ

Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности.

Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х - идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет.

В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Мы существуем по следующему принципу: ФСБ, МВД и ряд организаций по сути выполняют роль ОПГ. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная - ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер (немецкий социолог, - прим. Enter) писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту.

Сейчас такой обмен кажется легитимным, но когда эта система появилась в XVI-XVII веках, люди пытались ей противиться. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно - легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно - только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.

Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью

Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними - там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей - участников тех событий. Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории.

С одной стороны это нон-фикшн, но с другой - я сам до конца не могу понять жанр. Ближайший аналог - книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня!», история в которой складывается из маленьких интервью: некоторые друг другу даже противоречат. Таковы свойства памяти - люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится. Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью - так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду.

Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел. По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается.

Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся - это действительно похоже на терапию.

Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год

Казанские панки и клубная жизнь города

Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ. Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям - это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением. В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» (популярное среди студентов место встречи, - прим. Enter), где проходил обмен кассетами.

Тусовались мы тогда громко и ярко - по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания. Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках - до сих пор помню все станции. Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах - в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко. Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ.

Сейчас Казань для меня как любовница - я приезжаю и беру от нее самое хорошее. Тусуюсь же здесь редко, но метко: каждый раз попадаю на классную вечеринку, благодаря местным ребятам. Мне очень нравится «Соль», и я всегда стараюсь написать Тимуру (Птахин, арт-директор бара, - прим. Enter), когда еду сюда. Иногда играю там, если успеваю. Здорово, что Профсоюзная превратилась в локальный аналог питерской улицы Рубинштейна - когда из одного бара можно попасть в другой по соседству, и так ходить без привязки к месту. Это то, чего мне раньше не хватало в городе, хоть я и не употребляю алкоголь. Могу выпить безалкогольного пива, но в любом случае классно, что есть такой выбор баров. Еще симпатизирую ребятам из Ozonе Pro.

Клубная жизнь Казани отличается от московской тем, что она нарядная. Я был гастролирующим диджеем, путешествовал по России: в некоторых городах приходишь в клуб и видишь, что девочки много времени провели перед зеркалом. Они при параде: на каблуках, с завитыми волосами, в платье. В столице Татарстана такое тоже есть: я не хочу сказать, что это минус, просто в Москве все проще, совсем другое отношение. Для меня это тоже исследование - мне интересна клубная жизнь других городов. Где бы я ни оказался, стараюсь зайти в местный бар и посмотреть, какие там диджеи и какую музыку ставят. В Казани любят техно - не знаю, смог бы я изменить к нему отношение, живя здесь. Я его долго принимал, но чтобы понять техно, нужно оказаться на крутых рейвах.

Недавно играл в московском клубе «16 тонн», а после решил заехать на афтепати какой-то молодежной вечеринки. Я был в диком восторге - оказалось, я люблю техно, просто его надо слушать в том месте, где большая тусовка. Еще прикольно, что в Москве можно прийти в клуб в возрасте за сорок или под пятьдесят, и никто не будет смотреть на тебя с вопросом «че приперся, старик?» Не знаю, как с этим обстоят дела в Казани. Хотя она всегда была продвинутым городом: например, в 98-99 годах у меня в прайм-тайм на местном радио вышла программа про easy listening (термин, объединяющий различные виды традиционной эстрадной музыки: шлягер, шансон или мелодии эстрадных оркестров, - прим. Enter). Мы даже первее Москвы и Питера открыли для себя направление UK garage - жанр урбанистической электронной музыки середины 1990-х из Лондона. С товарищем покупали пластинки с такой музыкой. Мы тогда назывались Versus Crew и делали вечеринки в баре «Грот» - все было на подъеме.

Я считаю, что в барах должна звучать околодиско и околохаусная танцевальная музыка. Мне нравится, когда в клубе с двумя танцполами на одном - меломан играет эклектику: постпанк, диско и что-то бразильское. А на другой площадке звучит что-то качающее - я как диджей на это подсажен. Хочу, чтобы все цветы расцветали. А когда был в , то поразился: там совсем другая энергетика, нежели в остальных барах на Профсоюзной. Ставили треки на русском и я подумал: «Здорово, что это больше не зашквар» - не могу представить такого в нулевых.

Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Хипстерские татарские вечеринки и локальный Стиви Уандер

В 80-х все татарское было немодным: если увлекаешься этой культурой или говоришь на татарском языке, то, скорее всего, ты из деревни. Пока живешь в Казани, это фон твоей молодости - с утра тебе радио на татарском объявляет, что время семь часов пятнадцать минут. Зимой ждешь, когда оно скажет, что на улице минус 32 градуса и в школу можно не идти. Включаешь татарский канал, а там сборная солянка из исполнителей, которых невозможно отличить друг от друга. А уезжая из города, начинаешь осознавать себя татарином, поэтому мы с товарищем решили делать хипстерские татарские вечеринки в Москве.

Набрали забавную татарскую музыку для диджей-сетов, чтобы можно было сводить треки «СуперАлисы» и «Исхак-хана», запустили это все в баре «Лисица» - владелицы сказали, что классно, но не их формат. Была еще возможность сделать коммерческую татарскую вечеринку, но мы отказались, не захотели. Потом я нашел Радифа Кашапова и сделал микс на песню «Рэхэт Бэхет» - одну из моих любимых у него. Когда я его только услышал, был очень взволнован и попросил прислать композицию. Потом наткнулся на исполнителя Said Olur и сделал несколько ремиксов на его песню Jide - у меня семья дома выла, конечно. Как по мне, трек замечательный, и сам Said Olur что-то вроде татарского Стиви Уандера. А еще в прошлый приезд в Казань я играл в «Соли». Поставил ремикс трека «Между нами тает лед» на татарском: девушки на танцполе переглядывались, мелодии-то знакомы, а на каком языке поют - непонятно. Так на родном же! Зашло, кстати, хорошо.

Марсиан Якупов длительное время возглавлял организованную преступность в Татарстане. Являясь вором в законе, он считался смотрящим в регионе, и плотно контролировал все сферы бизнеса и , предпочитая действовать грубыми методами в попытке поставить как можно большую территорию под свой контроль.

Марсиан Якупов

Якупов Марсиан Мавлетович родился 14 января 1964 года в Казани. Он не походил на старую плеяду преступников, которые пытались следовать воровским законам и поддерживать . Марсик Казанский скорее принадлежал к авторитетам новой формации, занятыми сугубо делами . Несмотря на то, что воровской титул в начале девяностых Якупов не имел, у него был большой авторитет в преступной среде. Во времена СССР он успел отсидеть незначительный срок за хищение госсобственности, к которому приплюсовали год за нападение на конвоира колонии.

Уже в , Марсик был лидером местной преступной группировки Суконка. На фоне другой крупной бригады под названием «Драконы», группировка Якупова была незначительной. Поэтому он встретился с лидерами мощной банды и договорился о том, что его структура войдет в состав «Драконов». На том лидеры и порешили. В скором времени «Драконы» поставили под контроль крупные предприятия области, а лидеры бригады купили себе квартиры в Москве, куда и переехали, открыв в столице легальный бизнес. В планах авторитетов была полная легализация, и они решили, оставаясь в «тени» перед силовиками, поставить смотрящим за криминальными делами Якупова, который полностью устраивал их.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский

Несмотря на то, что Марсик Казанский также уже жил в Москве, ему пришлось часто наведываться в Казань, где он стал непосредственно руководить бандой. Но авторитетам этого было мало, им также требовалось влияние на изоляторы и тюрьмы Татарстана. Но для этого необходимо было иметь в союзниках . Недолго думая, они встретились с кавказскими законниками, которые и «преподнесли» воровскую корону их протеже Якупову. Во сколько обошелся этот договор доподлинно неизвестно.

Став полноправным , Марсик Казанский начал призывать объединяться другие преступные группировки области с «Драконами». Получив союзников, в лице влиятельных авторитетов, Марсиан заполучил и долгожданный контроль над тюремными учреждениями Республики. Даже лидеры « » не скрывали, что крупные дела всегда согласовывали с «Драконами». И лишь « » не стала идти на контакт со смотрящим, оставляя за собой нейтралитет.

Условный срок

Правоохранительные органы тщетно пытались найти на Якупова. Агентурные связи и постоянная слежка за смотрящим не приносила плодов. Тогда в дело вступила республиканская прокуратура. Сотрудники быстро нашли случай мошенничества со стороны Якупова, который числился директором казанской фирмы «Улис». Именно от лица этой фирмы вор в законе пообещал Чапаевскому ОАО «Средневолжский завод химикатов» (СВЗХ) взыскать долг с «Татсахарпрома» в размере 480 тысяч рублей за непоставленный ими сахар для СВЗХ в обмен на удобрения. Буквально за неделю «Улис» получил сахар, но вот СВЗХ остался ни с чем. Тогда руководство приехало в Казань по юридическому адресу фирмы, но на месте офиса стояло разрушенное здание. Бизнесмены сразу же обратились в милицию, и в июле 2000 года татарская прокуратура приняла дело о мошенничестве к производству.

Противодействие следствию со стороны криминального мира началось сразу же. Странным образом общаться с сотрудниками прокуратуры отказалось руководство пострадавшей СВЗХ, а найденные свидетели стали оказываться от прежних показаний, которые обличали Марсиана Якупова. Руководство Заинского сахарного завода и вовсе не приехало на опознание вора в законе, который выбил у них и сахар и деньги.

На СВЗХ началась служебная проверка, кто-то хотел найти того человека, который подал заявление о мошенничестве со стороны «Улиса» в милицию. Ситуация настолько обострилась, что силовики собирались задействовать бойцов СОБРа, которые бы могли обеспечить безопасность свидетелям и пострадавшим во время следствия. Но в этот момент руководство СВЗХ и вовсе отказалось от своих претензий к «Улису».

Между тем, прокуратура признала наличие ущерба, причиненного СВЗХ, нашла свидетелей, опознавших по фотографиям Якупова, а также раздобыла несколько документов «Улиса» с подписями Марсика. После этого смотрящий был объявлен в розыск. Нашли Якупова в Москве, но пока казанская группа захвата ехала в столицу, вор был оповещен об этом, и снова улизнул. В итоге Якупова арестовали в Казани. «Смотрящий» за изолятором встретил Марсика с максимальным почетом: сразу сложил с себя полномочия и передал бразды правления «вору в законе».

Впрочем, приговор за мошенничество, несмотря на такую проделанную прокуратурой работу, был пять лет условно с испытательным сроком.

Тюремный срок

В 2003 году Марсика Казанского пытались обвинить в убийстве 34-летнего авторитета ОПГ «Суконка» (Салях), которому нанесли 5 ножевых ранений. Вора задержали уже через несколько дней после совершения убийства. Якупов не стал отпираться, а сразу заявил следователям, что на дне рождения поссорился с Саляхом и ударил его кулаком. Именинник, падая, разбил своим телом оконное стекло, об осколки которого, возможно, порезался. Больше, по словам Марсика, он авторитета не видел и про ножевые ранения ничего не знает. В итоге смотрящего отпустили из-под стражи.

В 2004 году против Якупова возбудили очередное уголовное дело. По версии следствия, в 2003 году от имени подставной фирмы Марсик заключил договор с московскими коммерсантами на поставку полиэтилена с ОАО “Казаньоргсинтез”. Ни о чем не подозревавшие коммерсанты перевели на счет фирмы около двух миллионов рублей, но полиэтилен так и не получили. После этого они вынуждены были обратиться в правоохранительные органы. Главное следственное управление МВД Татарстана возбудило против беглеца уголовное дело по факту мошенничества. Однако Марсика и след простыл.

Тогда же, поскольку Якупов нарушил порядок наказания (согласно которому должен был регулярно отмечаться в органах уголовно-исполнительной инспекции), условный срок для него заменили на реальный. Правда, заочно, поскольку Марсик находился в розыске.

Арестовать Якупова смогли только в начале 2006 года в Казани в ходе оперативной работы. В июле 2006 года Советский райсуд Казани признал Марсиана Якупова виновным в мошенничестве и с учетом предыдущего приговора назначил ему наказание в 7 с половиной лет лишения свободы.

Раскоронация

Отбывать наказание Марсик отправился в одну из колоний Томска ИК-3, считающейся «красной» зоной. Говорят, он не смог доказать свое право на ношение воровского «имени». Законники должны были сразу идти в «отрицалово», что очень сильно каралось администрацией. Таких арестантов помещали в карцера, создавали невыносимые условия в тюрьме. И Марсик Казанский, ни разу не сидевший в реальных условиях на правах вора в законе, к тому в колонии, где власть принадлежит активистам, дал слабину. Видимо, он понимал, что столь большой срок не сможет провести, являясь законным вором, и чувствуя на себе все невзгоды тюремной жизни. Помимо того, что его не поддерживали заключенные, он подвергался постоянным избиениям с их стороны.

В итоге Марсиан Якупов выступил по тюремному радио, и сказал, что осознал все ошибки, встал на путь исправления и желает того же и другим. Кроме того, он вошел в отряд поддержания дисциплины. После этого в Казань даже привезли фотографию, на которой бывший генерал криминального мира стоит с повязкой «дежурный». В общем, на Марсике как «воре» был поставлен жирный крест.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский в ИК-3 Томска

С уходом от воровских дел, и постоянному гноблению в тюрьме, Марсиан сильно сдал в здоровье. У него начались проблемы с сердцем. Когда он вышел на свободу, то уже не представлял никакой силы и не имел авторитета. Да и скончался бывший вор в законе, буквально через непродолжительное время после освобождения — 31 октября 2012 года в Казани от инфаркта. Как говорят знавшие его люди, Марсиан очень сильно переживал те моменты, из-за которых ему пришлось отказаться от воровского.

Солнцевская ОПГ

Солнцевская организованная преступная группировка, одна из самых известных группировок России 90-х годов, держала в страхе жителей Москвы . История «Солнцевских» берет начало еще в конце 70-х годов. За время своего существования группировка поменяла несколько баз. Самыми известными из них были: ресторан «Гавана », пивбары на улице Удальцова , ресторан «Бомбей », гостиница «Салют» и казино «Максим».

В основном «Солнцевские» занимались контрабандой, продажей наркотиков, похищением и убийством людей, вымогательством и продажей оружия. Их численность росла с каждым годом. Если в 1993 году группировка насчитывала всего 230 человек, то в 94 участников было уже 300. Их влияние распространялось не только на Россию, им принадлежали некоторые израильские, английские и венгерские компании.

По слухам, именно «Солнцевские» способствовали началу транзита наркотиков из Южной Америки через Россию в страны Западной Европы и США . Также они имели множество связей в ФСБ и МВД , что позволяло им безнаказанно преступать закон. Известно, что любимыми городами участников криминального альянса были Вена и Прага .

Волговская ОПГ

Волговская организованная преступная группировка была создана в городе Тольятти Самарской области. Основателями группировки были Александр Маслов и Владимир Карапетян . В начале ОПГ занималось продажей краденных автозапчастей. Им удалось заработать на этом неплохие деньги, ведь детали автомобилей в то время были редкостью и спрос на них был высок.

Но вскоре Александр Маслов был осужден за убийство, которое совершил в ходе одной из "разборок". Свою деятельность «Волговские» продолжили в 1992 году. Им удалось привлечь большое количество людей, так как в это время одна из других крупных группировок переживала кризис. Но и на этот раз им не удалось распространить свое влияние. В конце 1992 года Маслов был убит. После его смерти во главе группировки встал Дмитрий Рузляев по кличке «Дима Большой».

Широкую известность ОПГ приобрела после участия во второй и третьей криминальной войне в Тольятти. «Диме Большому» удалось пробыть лидером группировки шесть лет. В 98 году он был убит и для ОПГ настали тяжелые времена. Перед окончательным распадом преступного альянса, последний лидер Евгений Совков решил отомстить главным врагам. Серия громких расправ произошла в Тольятти.

Были убиты директор телекомпании «Лада-ТВ » Сергей Иванов , директор рыбокомбината Оксана Лабинцева и другие известные люди города. В 2003 году Самарский областной суд вынес приговор большинству членов «Волговской» группировки. Они надолго отправились в тюрьму, а четверо самых активных участников получили пожизненные заключения.

Ореховская ОПГ


Ореховская организованная преступная группировка - одна из самых влиятельных и известных в России. «Ореховские» наводили ужас на всех жителей Южного округа Москвы своими дерзкими выходками и особой жестокостью. Сама преступная организация сформировалась в конце 80-х, в неё входили молодые люди от 18 до 25 лет, которые увлекались спортом и проживали в районе Шипиловской улицы.

Лидером группировки был Сергей Иванович Тимофеев по кличке «Сильвестр», простой тракторист из Новгородской области, сумевший взять под свой контроль разрозненные банды юга Москвы. В сферу деятельности ОПГ входило: грабежи дальнобойщиков, автоугоны, рэкет, заказные убийства, финансовые махинации.

Существует миф о то, что якобы сам «Япончик» (Вячеслав Иваньков) дал добро «Сильвестру» на управление всей Москвой. Однако, как и большинство криминальных авторитетов, лидер «Ореховских» погиб в кровавой бойне 90-х.

Слоновская ОПГ

Слоновская организованная преступная группировка, самая крупная и известная Рязанская ОПГ, деятельность которой выходила далеко за пределы региона. Появилась группировка в 1991 году, её лидерами были Николай Иванович Максимов по кличке «Макс» и Вячеслав Евгеньевич Ермолов по прозвищу «Слон».


В 90-х «Слоновские» фактически управляли Рязанью , в основном занимались рэкетом, проявляли интерес к финансовым пирамидам, организовывали заказные убийства, среди рязанских девушек было престижно выйти замуж за «слона». Члены группировки участвовали в Тольяттинской криминальной войне.

Лидер «слонов» Вячеслав Ермолов отличался особой жестокостью и последовательностью при достижении своих целей. На данный момент большинство членов ОПГ либо убито, либо сидят в тюрьмах, но некоторые активные участники группировки скрываются, как и её лидер.

Тамбовская ОПГ

Рэкет, вымогательство, кровавые разборки – эта организованная преступная группировка считается одной из мощнейших ОПГ Санкт-Петербурга 1990 - начала 2000-х годов.

Свою название группировка получила потому, что ее основатели - Владимир Кумарин и Валерий Ледовских - уроженцы Тамбовской области. Земляки перебрались в Питер, где в 1988 году и познакомились, и почуяв запах перемен, они решили создать свою преступную группировку. Туда набрали земляков, кроме того старались завлечь в банду бывших спортсменов, занимавшихся именно силовыми видами спорта.

Начинали бандиты с охраны напёрсточников, потом переключились на рэкет. В 1990 году Кумарина, Ледовских и большинство «тамбовских» арестовали за вымогательство и осудили. Но это не помешали им после выхода на свободу вновь встать на ту же тропу. Именно в начале 90-х тамбовская группировка стала стремительно расти, пополняя свои ряды спортсменами и завязывая знакомства с политиками и предпринимателями. По различным данным, численность группировки достигала от 300 до 500 человек.


Свои интересы у банды были в самых разных сферах – начиная от импорта оргтехники и экспорта леса до игорного бизнеса и проституции. После конфликта с Великолукской ОПГ на Кумарина было совершено покушение, в результате которого ему чудом удалось выжить, но он остался без правой руки. Однако вскоре «великолукских», главных врагов «тамбовских», стали сотрясать внутренние разборки, их лидер был убит и Тамбовская ОПГ стала мощнейшей бандой Санкт-Петербурга. А начиная с середины 90-х «тамбовцы» начали легализовывать свой капитал.

Они создали ряд частных охранных предприятий и монополизировали весь топливно-энергетический бизнес Петербурга. Таким образом постепенно свою криминальную деятельность тамбовцы стали сворачивать. Но в конце 90-х – начале 2000-х у группировки начались проблемы, последовал ряд громких арестов. Кумарину пришлось уйти в тень. А в 2007 году он был арестован за организацию покушения на убийство совладельца нефтяного терминала Сергея Васильева , мошенничество и другие преступления. И в итоге получил 11,5 лет тюрьмы.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot