На какой ширине проезжей части устанавливают бордюр. Бордюр дорожный

Бордюр представляет собой не только элемент декора, но и несет функции разделения: дорожек, тротуара, клумб и фонтанов. Магистрали и дороги не могут существовать без бетонных боковых укреплений, поэтому крайне важно, чтобы бордюр соответствовал всем техническим нормам. ГОСТ 6665-91 бордюрного камня регулирует стандарты на характеристики бордюров.

ГОСТ на бордюрный камень

ГОСТ на тротуарный бордюр подробно описывает технические характеристики изделия. Перечислять все характеристики достаточно длительно, при интересе, можно изучить сам ГОСТ. В разделе 6665-91 перечислены следующие параметры:

  • Устойчивость к низким температурам;
  • Влагопоглощение;
  • Прочность бетона на расширение и сжатие.

В процессе строительства крайне важно, чтобы высота бордюрного камня по ГОСТУ соответствовала назначению. Например, высота бордюра по ГОСТу для магистралей составляет 450 мм. Крайне важно выбирать изделия, соответствующие ГОСТу, так как это является гарантом качество и соблюдения технических норм. Цены у различных производителей разнятся, однако высокая цена не является показателем высокого качества.

Бордюрный камень используют для облагораживания и отделения тротуаров от дорог, клумб от дорожек, велосипедных зон от пешеходных. В зависимости от назначения, существуют различные бордюрные камни, а соответственно и ГОСТ.

Виды бордюров

В зависимости от назначения существуют различные виды бордюра: например, для оформления клумбы или ограждения автомагистрали. Соответственно длина бордюрного камня по ГОСТУ, размеры бордюрного дорожного камня по ГОСТу также различаются. Эксплуатационные особенности бордюрного камня обозначают буквами «БР», числа после него означают следующее: первое число - длина, второе- высота и третье - ширина. Таким образом, ГОСТ регламентирует следующие виды бортового камня:

  • ГОСТ на бордюрный дорожный камень автомагистральный - БР100.45.18. Такой бордюр используют для дорожного строительства, для ограждения края дороги, чтобы предотвратить съезд автомобилей. Данный вид бордюра отлично справляется с интенсивными нагрузками.
  • ГОСТ на бордюрный камень для тротуаров - БР100.20.8 используют в сочетании с тротуарной плиткой, данных размеров достаточно для выполнения декоративных, оградительных и укрепительных функций.
  • ГОСТ на дорожные бордюры - БР100.22.15 (используют для ограждения дорог, однако размеры бордюра позволяют автомобилю съезжать с него) и БР100.30.15 (разделяет дороги и тротуары).

Небольшие размеры бордюрного камня по ГОСТу предназначаются для оформления клумб и фонтанов. Такие бордюры изготавливаются по методу вибролитья.

ГОСТ на установку бордюрного камня

Правила установки бордюрного камня также регламентируются ГОСТом. Алгоритм установки бордюра следующий:

  • Вырывается траншея (вручную либо при помощи спецтехники);
  • Затем засыпается песчаная основа, после чего заливается бетонная смесь, которая будет удерживать бордюрный камень, а также станет основанием;
  • Далее устанавливается бордюрный камень;
  • Следующий этап - шлифовка выступов и затирание швов, для того чтобы не было трещин, а также чтобы предотвратить усадку.
  • Бордюр укладывается в траншею на 2/3, по ГОСТу высота бордюрного камня на поверхности должна составлять 150-200 мм.

Правильная установка бордюрного камня обеспечивает стойкость дорожного полотна, а также обеспечивает безопасность движения пешеходов и транспорта. Декоративный бордюр не дает грунту размываться (в клумбах), придает прочность по краям.

ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые


В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах. В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов. Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Результаты Голосовать

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Мнение эксперта: Бордюрный камень, размеры по ГОСТу

Дорожные бордюры ежедневно применяются при благоустройстве городских дорог, парковых зон и улиц. Существует несколько видов изделий, каждому из них соответствует своя маркировка из двух букв. В маркировке изделия также указана длина, высота и ширина камня. ГОСТ 6665-91 является действующим и распространяется на бетонные и железобетонные бортовые изделия изготовленных из песчаного и тяжелого бетонов.

Дмитрий Орлов

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и "аладья"» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки - очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании услуг с названием «устройство поребриков», с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются "Островки безопасности", должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки .

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

Здравствуйте, Анастасия!

Начнем с того, что данное происшествие является ДТП - дорожно-транспортным происшествием. Обычно, сотрудниками ГИБДД классифицируется, как наезд на препятствие.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090(ред. от 24.10.2014)«О Правилах дорожного движения»:

«Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, Вам надо было вызвать ГИБДД для того, чтобы сотрудники зафиксировали обстоятельства этого происшествия, включая высоту бордюра и повреждения автомобиля.

При этом, сотрудники ГИБДД обязаны выявлять условия, сопутствующие ДТП. Например, неудовлетворительные дорожные условия, так называемые НДУ (ямы, отсутствие освещения и т.п.). В случае выявления, ГИБДД обязано установить ответственное лицо, то есть того, кто отвечает за безопасность дорожного движения на данном участке, выдать предписание по устранению и, в случае не устранения, привлечь виновное лицо к ответственности.

Таким образом, если бы Вы вызвали ГИБДД, то большую часть работы,по фиксации и сбору необходимой информации , в частности по установлению лиц, отвечающего за данную территорию, за Вас установили бы специально обученные люди, обладающие необходимыми полномочиями - сотрудники ГИБДД.

Если у Вас сейчас автомобиль находится на месте происшествия и Вы написали нам на сайт непосредственно после происшествия, можете позвонить в ГИБДД и сообщить о происшествии, если нет, то хуже, но тоже возможно. Нужно заявить о ДТП, по приезду сотрудников ГИБДД показать бордюр, пригласить свидетелей, и представить автомобиль.

Затем, необходимо обратиться за независимой оценкой стоимости восстановительного ремонта.

Далее, после того, как сотрудники примут решение по Вашему заявлению (любое), ознакомиться с ним. Вам интересен ответчик, то есть виновник. Составить и направить в адрес виновника претензию, а в случае не удовлетворения её - иск в суд.

Следует учесть, что в суде будет сложно доказать то, что именно действия виновника, а не Ваши, являются причиной ДТП. Ответчик будет защищаться, ссылаясь на п. 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения,которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Мной особо выделено то, что надлежит доказывать Вам. А именно, что Вы не могли обнаружить это препятствие. То есть Вы знали, что бордюр соответствующий ГОСТУ не помеха Вашему Авто, но в зеркало или с места водителя определить высоту бордюра нельзя, поэтому Вы рассчитывали, что он соответствует необходимым требованиям, но это оказалось не так, в результате чего Вы повредили свое транспортное средство.

Доказать будет сложно, но можно.

Желаю удачи.
С уважением, С.Сергеев


Обустройство околодомовых территорий и садовых участков подразумевает использование ограждений, которые играют роль разделителя садовой и пешеходной зон. Для этого применяются тротуарные бордюры.

Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Виды и назначение стандартных блоков

Тротуарный бордюр - это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

    Поребрик . Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.

    Вибролитые бордюры . Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

    Газонные блоки . Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.

    Дорожный камень . Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500 . Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Стандартные размеры согласно ГОСТ

Тротуарные бордюры изготавливаются в соответствии с нормами ГОСТ , поэтому имеют стандартные типоразмеры, вне зависимости от производителя. Согласно государственному стандарту за номером 6665-91 , продукция имеет такие габариты:

Поребрик.

    Длина - 500/1 000 мм.

    Ширина - 45/50/80 мм.

    Высота - 200/210 мм.

Газонный блок.

    Длина - 500 мм.

    Ширина - 70 мм.

    Высота - 211 мм.

Дорожный блок.

    Длина - 1 000 мм.

    Ширина - 300/450 мм.

    Высота - 150/180 мм.

Вибролитые бордюры обладают аналогичными размерами, но не имеют чёткой геометрии.

Бордюр маленький Бордюр большой Бордюр садовый (вибропресс) Бордюр дорожный (вибропресс)
Размеры, мм 500*200*45 500*200*70 1000*200*80 1000x300x150
Вес, кг 8 12 25 100
На поддоне, шт 100 100 40 18
Морозостойкость F200 F200 F200 F200
Марка цемента М500 М500 М500 М500

Сколько весит бортовой камень?

Учитывая широкий размерный ряд, тротуарные бордюры не могут иметь идентичного веса (см. таблицу выше). Здесь также придётся проводить разделение на группы. Выглядит это так:

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

    Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

    Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

    Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина - на 10 сантиметров больше размера блока.

    Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

    Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

    Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа , чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде - это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Размер блока можно выбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Однако длина камня не должна превышать 2 -х метров (иначе блок может сломаться).

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

    Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3 ). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

    Затем добавляют щебень в соотношении 3 части камня на 1 долю сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

    После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

    Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

    Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня . После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Пластиковый бордюр - доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

    Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

    Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

    Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

    Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

    Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках , нарекания вызывают такие нюансы:

    Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

    Материал хорошо горит.

    Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см . Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Смотрите видео: 30 примеров ограждения для дорожек, клумб и грядок

Благодаря различным типоразмерам, подобрать тротуарный бордюр для благоустройства приусадебной территории не составляет труда. Желающие сэкономить на покупке, могут изготовить блоки самостоятельно, благо технология производства не выглядит сложной.

Кроме этого, можно оформить дорожки и газоны пластиковыми бордюрами, которые привлекают внимание доступной ценой и простотой монтажа. В любом случае, тротуарные бордюры придадут территории оригинальный и завершённый вид.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot