Лед в морозильной камере. В морозильной камере намерзает лед и снег Почему намораживается лед на дверце в морозильной камере

Инструкция

Скорость замерзания воды зависит, во-первых, от площади поверхности теплообмена, а во-вторых, от толщины водного слоя: чем он больше, тем медленнее будет замерзать весь объем воды (и наоборот). Поэтому налейте воду в такие емкости, чтобы поверхность охлаждения была достаточно большой, а толщина водного слоя – маленькой. Можно использовать, например, ледницы - пластиковые подложки с небольшими и неглубокими емкостями, которые выпускают специально для этой цели – пищевого льда в . Поместите такую емкость с водой в морозильник. Лед образуется гораздо быстрее, чем в случае, если бы точно же количество воды было налито в пластиковый стакан, например.

Кроме того, можно ускорить замерзание воды следующим образом. Когда ее температура будет уже близка к 0, бросьте в каждую емкость одну- две крупинки поваренной соли. Казалось бы, ведь известно, что вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная. Но этот парадокс лишь кажущийся: масса соли будет настолько ничтожной, что вода фактически останется пресной, а крупинки послужат своеобразными инициаторами кристаллизации.

Если у вас есть длинная тонкая емкость типа пробирки (только металлическая), можно очень быстро получить лед с помощью жидкого азота. Опустите эту емкость с водой (с помощью длинного зажима или проволоки) в сосуд Дьюара, разумеется, не полностью, чтобы жидкий азот не залил ее. Через некоторое время достаньте. Как только стенки емкости нагреются, лед легко можно будет извлечь.

Можно использовать для быстрого замерзания воды свойство некоторых химических веществ растворяться, поглощая большое количество тепла. Например, есть такое вещество – аммиачная селитра (аммоний азотнокислый). Оно широко используется в сельском хозяйстве как азотное удобрение. Если лед, который вы хотите получить, используется не в пищевых целях, добавьте аммиачную селитру непосредственно в емкость с охлажденной водой и растворите, перемешивая. Потом снова поставьте емкость в морозильник. Лед образуется через считанные минуты.

Обратите внимание

При работе с жидким азотом соблюдайте все меры предосторожности. При работе с аммиачной селитрой не забывайте, что это ядовитое вещество. Такой лед ни в коем случае нельзя употреблять для добавления в напитки.

Вода является источником жизни. От того, какого качества, вода поступает в организм человека, зависит состояние здоровья, энергии и общего самочувствия. Талая вода обладает множеством полезных свойств и наиболее подходит для сохранения красоты, здоровья, молодости. Молекулы талой воды больше всего подходят для клеток человеческого организма. Талая вода восстанавливает иммунитет, способствует снижению лишнего веса, повышению внимания, способствует восстановлению организма после длительных заболеваний, омолаживает весь организм в целом. Можно еще долго перечислять целебные свойства талой воды, но для того, чтобы получить по - настоящему целебную воду, нужно сначала ее правильно заморозить. Как воду?

Инструкция

Воду налить в любую пищевую емкость. Главное, чтобы она была не железная. Наливать нужно не доверху. В емкость должна проходить рука.

Оставшийся лед будет самой целебной частью воды. Без примесей, без вредных веществ.

Размораживать воду постепенно, при комнатной температуре, далеко от отопительных приборов, замороженная вода другим способом ничего общего с целебными свойствами не имеет.

Источники:

  • замороженная вода в 2018

Замороженная вода обладает структурными особенностями, отличающими ее от простой воды. Выстраивание молекул в определенном порядке наделяет продукт способностью лечить широкий спектр заболеваний, с которыми не может справиться даже официальная медицина.

Вам понадобится

  • - Пластиковая емкость;
  • - Фильтр для воды;
  • - Вода;
  • - Морозильная камера.

Инструкция

Чтобы приготовить замороженную воду, запаситесь пластиковыми контейнерами достаточного объема. Ежедневно рекомендуется выпивать не менее 3-х стаканов оттаявшей воды. Замороженная вода должна быть предварительно очищена от примесей: , песка. Используйте угольный фильтр, пропустив через него жидкость.

Разлейте воду в приготовленные контейнеры и поместите в морозильную камеру. Температура должна быть равна -18 градусов. Держать воду в морозильнике нужно 8-10 часов. Поэтому лучше отправлять жидкость на заморозку перед сном. Достав контейнеры из морозильной камеры, обдайте их дно кипятком. Затем, проткните острым предметом корочку льда и слейте не успевшую замерзнуть воду из внутренней части контейнера. Это необходимо, так как в оставшейся незамерзшей жидкости содержатся вредные примеси.

Опыты со льдом для детей — это всегда интересно. Проводя опыты вместе с Владом, я даже сделала несколько открытий для себя.

Сегодня найдем ответы на следующие вопросы:

  • как ведет себя вода при замораживании?
  • что будет, если заморозить соленую воду?
  • шуба согреет лед?
  • и некоторые другие...

Замораживание воды

Вода при замерзании расширяется. На фотографии стаканчик с замороженной водой. Видно, что лед поднялся бугорком. Вода замерзает не равномерно. Вначале лед появляется у стенок стакана, постепенно заполняя весь сосуд. В воде молекулы движутся хаотично, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита. Лед же имеет четкую кристаллическую структуру, при этом расстояния между молекулами льда больше, чем между молекулами воды, поэтому лед занимает больше места, чем вода, то есть расширяется.

Соленая вода замерзает?

Чем более соленая вода, тем ниже температура замерзания. Для эксперимента мы взяли два стаканчика — в одном пресная вода (помечен буквой В), в другом очень соленая вода (помечен буквами В+С).

Простояв в морозилке всю ночь, соленая вода так и не замерзла, но в стаканчике образовались кристаллы льда. Пресная вода превратилась в лед. Пока я манипулировала со стаканчиками и растворами соли , Владик сотворил свой незапланированный эксперимент.

Налил в кружку воду, растительное масло и незаметно поставил в морозилку. На следующий день я обнаружила кружку со льдом и плавающим помутневшим маслом. Делаем вывод, что разные жидкости имеют различную температуру замерзания.

Соленая вода в морозилке не замерзла, а что будет, если посыпать лед солью? Проверим.

Опыт со льдом и солью

Возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью. Если посыпать солью лед, можно не только наблюдать за таянием, но и немного порисовать!

Мы заморозили большую ледышку и посыпали ее солью, взяли кисточки и акварельные краски и стали творить красоту Старший сын наносил на лед краску кистью, а младший руками.

Наше опытное творчество объединяет всю семью, вот и Макарушкина ручка попала в объектив фотоаппарата!

Макар и Влад очень любят все замораживать . Иногда в морозилке находятся совершенно неожиданные предметы.

Этот опыт я мечтала сделать еще с детства, но у мамы не было шубы, а мне нужна была именно шуба и никаких заменителей! Любимый купил мне шубу, и теперь представляю вашему вниманию этот чудо-опыт. В начале я не представляла, как можно решиться на то, что бы завернуть мороженое в шубу, даже если очень хочется поэкспериментировать. А если опыт не удастся, как ее потом отстирывать. Эх, была ни была!..

Мороженое положила в пакетики:) Завернула шубой и стала ждать. Ура, все замечательно! Шуба цела, и мороженое растаяло гораздо меньше, чем контрольный образец, стоявший рядом без шубы.

Как же здорово быть взрослой, иметь шубу и делать какие угодно детские опыты!

Дети любят красить и украшать. А цветной лед доставляет массу положительных эмоций и позволяет развивать творчество у малышей. Опыты не просто яркие, познавательные, но и полезные. Рецепты еще большего количества ярких экспериментов для детей дарю вам сейчас. Скачивайте полезный сборник опытов для вашей домашней лаборатории — “Опыты с водой ”. Пишите в комментариях ваши отзывы об опытах и пожелания: какие опыты вы бы хотели увидеть на страницах нашего сайта. Наука — это ведь весело.

Ваша Галина Кузьмина

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Не за горами новый сезон зимней рыбалки со льда. Стремление рыболовов как можно раньше попасть на лед понятно, – это всегда море эмоций, азарта и высокая активность рыбы. Однако, прежде чем ступить на неокрепший лед, необходимо знать и соблюдать элементарные , и , если случилась неприятность.

Кто хоть раз испытывал счастье проложить первую в сезоне тропку по молодому хрусткому ледку, едва прикрытому девственно чистой порошей, тот с неизменным душевным трепетом ожидает этого события вновь и вновь, с затаенной надеждой пробуя ломкую корочку на лужах после осеннего утренника…

Но рано или поздно томительное ожидание заканчивается, праздник наступает, и тогда тысячи рыболовов устремляются к своим заветным местам, ориентируясь в белом безмолвии по хранящимся в памяти приметам. Но всегда ли надежна дорога над таинственным сумраком глубокой воды, где жизнь, не нарушаемая плеском волн, впала в дремотное состояние?

Безопасность движения по льду зависит от целого набора факторов, которые необходимо учитывать рыболову-зимнику, и связаны они с характером эволюции ледового покрытия, типом водоема, климатическими условиями, сложившимися данной зимой.

Сегодня мы поговорим о том, каковы глобальные предпосылки образования льда того или иного типа, поскольку именно они и определяют тактику безопасного поведения на нем.

Прежде всего, период ледостава можно условно разделить на три основные стадии: перволедье, матерый лед и последний лед .

Часто (даже в средней полосе России, не говоря уж о более южных регионах) бывает так, что наблюдается по нескольку коротких периодов образования временного ледового покрытия, которое, не достигнув достаточной прочности, размывается затем дождями, ослабляется сырыми туманами и разбивается ветром.

В такие моменты наиболее часты трагические случаи, происходящие с безрассудными рыболовами, у которых не хватает выдержки потерпеть неделю-другую. В подобной ситуации лучше не спешить, поумерить душевный пыл и посвятить время выдавшегося межсезонья тщательной подготовке зимних рыболовных принадлежностей или продлить весьма эффективную позднее-осеннюю спиннинговую охоту на больших реках, где нет еще и закраин.

Перволедье

Этот период может быть и очень коротким (одна-две морозные тихие ночи), и достаточно продолжительным и, как сказано выше, временами прерывающимся. Перволедье также условно разделяется на некие фазы: перволедок (тонкий, но уже не разрушающийся ледок), крепкий хотя бы местами лед и надежный лед (сплошь покрывший некоторые водоемы и везде пригодный для рыбалки). Ясно, что не только на разных водоемах, но даже на одном и том же эти фазы разнятся по времени и по акватории, причем порой значительно, поэтому, планируя первые ледовые походы, вы должны хорошо представлять, что происходит на том или ином водоеме. Такие знания даются только благодаря ежегодным наблюдениям, тщательно заносимым в рыболовный дневник.

Все сказанное при первом прочтении может показаться вам излишней перестраховкой, но автор этих строк многократно оказывался свидетелем превращения чрезмерно самоуверенных рыболовов в некое подобие ледоколов, ломавших руками лед до самого берега, а помочь им было нельзя, поскольку на тонкий лед выбраться, да еще в тяжелой намокшей одежде, практически невозможно.

И хорошее знание водоема, избранного для рыбалки по первому льду, необходимо хотя бы для того, чтобы помнить, где на нем глубина не выше роста человека или где с глубокого места соискатель звания “моржа” может быстро выйти на отмель, идущую к берегу…

Образование льда

Как же возникает такое чудесное явление природы - образование на поверхности воды льда? Если кратко, то благодаря конвективному теплообмену между двумя средами, водой и воздухом, происходящему на границе раздела. А подробнее это выглядит примерно так: вода, являясь весьма емким аккумулятором тепла, к концу летнего сезона оказывается гораздо более нагретой, чем атмосфера вблизи поверхности земли. Воздух как менее плотный, а потому не такой энергоемкий, быстро остывает из-за ставших длинными ночей и удаления планеты от светила с изменением интенсивности и наклона солнечных лучей к поверхности. И чем ниже опускается температура воздуха, тем быстрее происходит теплообмен с водой.

Когда поверхностный слой воды охладится до температуры +4°, при которой эта жидкость скачком становится максимально плотной, она, практически не перемешиваясь, опустится вниз, вытесняя вверх теплую и более легкую воду. Таким образом происходит вертикальная циркуляция и очень медленное перемешивание всей толщи воды.

Этот процесс конвекции постепенно затухает по мере приближения температуры к 4°, но совсем никогда не прекращается – донные слои постоянно получают тепло от ложа водоема, которое зимой всегда несколько теплее воды (иначе бы водоемы промерзли до дна, и лед бы нарастал и сверху, и снизу, что обычно происходит в зонах с вечной мерзлотой).

Когда основная масса воды примет температуру 4°, начинается ее дальнейшее охлаждение до 0° – это точка перехода дистиллированной воды в кристаллическое состояние, то есть точка замерзания. Переохлаждение ниже 0° приводит к образованию льда.

В реальности в различных водоемах вода представляет собой некий раствор из солей и микро-взвесей, отличающийся по составу, что обычно снижает температуру льдообразования, и для разных водоемов эта температура неодинаковая.

Опять же, идеальной картины замерзания воды в природе не бывает, и лед каждый год встает по-разному – это зависит от погоды, которой этот процесс сопровождается, а также от типа водоема: большой он или маленький, глубокий или мелкий, с течением или стоячий.

На характер льдообразования влияют также колебания уровня воды в этот период и продолжающееся кое-где судоходство.

Если ледостав происходит в тихую морозную погоду, то лед практически равномерно покрывает весь водоем, нарастая от берегов, и прежде всего в местах мелководий.

Когда процесс становления льда сопровождается сильным ветром, то образование ледяного покрова на открытых пространствах больших водоемов задерживается надолго – крутые волны ломают и уносят непрочный, тонкий перволедок и сбивают его к подветренному берегу, где при достаточно сильном морозе, быстро схватывающем этот хрупкий строительный материал, может образоваться весьма толстая, но менее прочная, чем сплошной лед, широкая закраина.

Другая закраина из монолитного льда будет расти от наветренного берега, и чем круче, выше этот берег, тем шире прозрачный отмосток ляжет на воду.

При стихании ветра, если не случится внезапной оттепели, эти две закраины быстро соединятся, так как хорошо перемешанная и охлажденная вода будет готова к замерзанию. Однако рыболову еще долго следует помнить: где лед встал вначале – там он толще и прочнее.

Понятно, что над большими глубинами, где масса воды велика, охлаждаться она будет дольше, и образование льда наступит позже, чем на мелких местах. Такая же закономерность существует при ледоставе на обширных или небольших водоемах.

На реках свои особенности льдообразования: из-за течения вода постоянно перемешивается по всему объему, и переохлаждение наступает для всей движущейся массы, на что нужно дополнительное время, поэтому лед на реке встает несколько позже, чем на водоемах со стоячей водой. Однако вода в реках подо льдом в целом холоднее, чем на озерах и водохранилищах, и как это ни парадоксально, дальнейший прирост льда на реке идет быстрее.

Показательным примером того, что вода в реке зимой холоднее, чем в стоячем водоеме, будет следующий простой эксперимент: окунув несколько раз грузило в воду и наморозив на нем ледяную “рубашку”, опустите его затем, допустим, на глубину 5 метров в озере – лед растет через минуту-другую. На реке тот же опыт покажет, что грузило останется оледеневшим до часа и более, – это говорит о том, что температура всей толщи воды на течении близка к 0°.

Разумеется, на сильном течении лед встает позже, чем на слабом. К тому же в начале зимы на реках бывают ощутимые и достаточно резкие колебания уровня воды. Обычно наблюдается его падение, связанное с уменьшением стока притоков из-за замерзания поверхностных грунтовых вод.

Например, на Оке это ведет к тому, что тонкий лед обламывается по берегам и течение уносит всю массу перволедка. Движущиеся льдины скапливаются в местах с обратным течением за мысами и на стрелках сбоя струй, а также на границе, где быстрый поток вливается в медленно текущий плес.

Во всех таких характерных местах образуются затем торосы, достигающие порой толщины до 3 метров, – они всю зиму служат хорошим ориентиром для рыболовов при поиске рыбьих стоянок, поскольку подводные обитатели скапливаются вблизи подобных “особенностей” поведения речного потока.

Прочность льда

Важнейшей характеристикой льда является его прочность, которую в реальных условиях нельзя считать константой, поскольку этот показатель сильно зависит от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Бывает, начало зимы сопровождается частым прохождением циклонов, выпадают осадки в виде дождя или мокрого снега, и лед намерзает в несколько этапов в короткие морозные просветы между погодными фронтами. При этом его толща нарастает как снизу, так и сверху за счет смерзания выпавшего снега или находящейся на его поверхности воды.

Такой лед получается мутным, многослойным, и следует иметь в виду, что он примерно в два раза слабее прозрачного, как стекло, льда, поэтому выходить на него надо, когда он достигнет двойной безопасной толщины, то есть около 10 см.

Это важно знать по той причине, что рыболовы, как правило, стремятся на участки с подобным ледовым покрытием, так как здесь обычно скапливается рыба и клюет она в таких местах гораздо лучше.

Как уже отмечалось, наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя воды, но рыбачить с него имеет смысл лишь над большой глубиной, где низка освещенность и рыба не пуглива. Поэтому безопасным он будет при достижении толщины не менее 5 см – тогда он надежно выдерживает одного человека.

Прочность ледяного покрова линейно увеличивается с ростом толщины льда и с понижением его температуры, однако температура льда по толщине различна: вверху она равна атмосферной, а внизу – соответствует точке замерзания воды, то есть около 0°. А поскольку температурный коэффициент линейного расширения льда огромен (например, в пять раз больше, чем у железа) и всем известно, как разрываются прочные сосуды с замерзшей водой, то становится понятно, что аналогичные процессы сопровождают ледяной покров по мере роста его толщины: имеющие разную температуру слои испытывают расширяющие нагрузки как поперечного, так и продольного направления.

Именно поэтому при значительных морозах лед лопается с оглушительным, “пушечным” грохотом, и по нему разбегаются длинные трещины, имеющие замысловатую форму (рис.1).

Однако хаотичность трещин на поверхности льда только кажущаяся, если помнить о механизме льдообразования: прежде всего в начале зимы, когда лед еще не везде одинаков по толщине, напряжения проявляются по границам стыковки толстого и тонкого ледового покрова, то есть там, где мелководье резко переходит в глубину. Опытные рыболовы-зимники давно знают, что бровки, где держится рыба, следует искать по старым и широким, идущим обычно параллельно основному руслу трещинам (рис.2).

При этом глубокая сторона водоема будет определяться по близко располагающейся к обычно крутому берегу трещине, и наоборот.

Думается, практический интерес для рыболовов будет представлять примерный суточный ход прироста льда в зависимости от температуры воздуха и уже имеющейся его толщины.

Такие данные сведены в таблицу, они позволяют прогнозировать состояние льда накануне выхода на рыбалку. Это, конечно, идеальная картина, не учитывающая снежного покрова на поверхности льда.

Известно, что теплопроводность (в данном случае – холодопроводность) снега до 30 раз меньше, чем у льда (все зависит от рыхлости снега), поэтому при снегопадах надо вносить в расчеты соответствующую поправку.

Температура
воздуха, °С
Толщина
льда, см
<10 10-20 20-40
Прирост
льда за сутки, см
-5° 4 1,5 0,5
-10° 6 3 1,5
-15° 8 4 2
-20° 9 6 3

Важно научиться понимать по виду первого, еще непрочного льда, как он реагирует на нагрузку. Знающие рыболовы говорят, что первый лед не обманет, не предаст, а вовремя подскажет об опасности звуком и рисунком трещин, надо только уметь видеть и слышать .

Приложенная к тонкому льду точечная нагрузка вызывает его деформацию в форме чаши, объем которой гипотетически соответствует объему воды, по весу равному массе, вызвавшей прогиб нагрузки (рис.3).

При малом грузе происходит упругая деформация льда и чаша прогиба расширяется по периметру. Если нагрузка будет выше предела упругости, то начнется пластическая деформация льда, и “чаша” станет быстрее увеличиваться в глубину, чем в ширину, – это начало разрушения (нарушение сплошности) льда.

Прогиб льда под нагрузкой: mн – масса нагрузки; mв – масса вытесненной воды.

Об упругих свойствах льда говорят следующие количественные данные. Если рассматривать прозрачный, наиболее прочный лед, то при центральном прогибе его в 5 см трещин на нем не образуется; прогиб в 9 см ведет к усиленному образованию трещин, прогиб в 12 см вызывает сквозное растрескивание, при 15 см лед проваливается. Трещины под действием нагрузок возникают двух типов: радиальные (рис.4,а) и концентрические (рис.4,б).

Типы растрескиваний льда под нагрузкой: а – радиальные трещины, не ведущие к провалу груза; б – радиальные трещины, сопровождаемые концентрическими разрушениями, ведут к быстрому провалу груза.

При движении по непрочному льду необходимо обращать особое внимание вот на что: если возникают концентрические трещины, сопровождаемые характерным скрипящим звуком, нужно немедленно скользящим шагом покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед и отползти в обратном направлении.

Также нелишне вспомнить и другие правила поведения на тонком льду:

  • ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на “дороге” быстро прирастут концентрическими;
  • не выходить на лед в одиночку;
  • проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой – лучше сбоку;
  • не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;
  • не приближаться к тем местам, где во льду имеются вмерзшие коряги, водоросли, воздушные пузыри;
  • не следует ходить рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;
  • необходимо быстро покинуть опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода;
  • не передвигаться по тонкому льду на коньках;
  • обязательно иметь с собой средства спасения: шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску;
  • ни в коем случае не совмещать рыбалку по первому льду с возлияниями: только теплое “море по колено”, в ледяной воде долго не продержаться.

Матерый лед

Зима берет свое и, несмотря на погодные коллизии, вскоре все водоемы покрываются льдом, толщина которого в малоснежные и морозные зимы в средней полосе России достигает 1 метра и более. Это самый спокойный (в смысле безопасности) период зимней рыбалки, хотя и здесь рыболова могут подстерегать весьма неприятные неожиданности.

Прежде всего, ухо востро надо держать на реках, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холода ко льду, а текущая вода медленно, но верно, начнет истачивать его снизу. Быстрее всего промоины образуются там, где струи, завихряясь над преградами, бьют вверх, над выходом родниковых вод или в местах впадения теплых бытовых стоков.

Обычно расположение подобных участков каждый год неизменно и их просто следует хорошо помнить. На незнакомой реке лучше ходить по торным тропкам, а нехоженые участки проверять частым сверлением пробных лунок – хотя это и утомительно, но оправданно.

Однажды в середине зимы и после сильных морозов я быстро шел по реке, приближаясь к участку с быстрым течением. Ледобур был разложен, но уверенность в прочности льда преобладала над осторожностью. В ледяной воде оказался мгновенно, не ощутив никакого сопротивления. А разорванная (через толстую рукавицу) кожа между большим и указательным пальцем и слегка погнутый шнек красноречиво свидетельствовали о том, что спас меня ледобур, вставший поперек манны с бурлящей черной водой. Оказывается, промоину прикрывала лишь смерзшаяся снизу непрочная корка из снега…

При рыбалке на стоячих водоемах, особенно на водохранилищах, где идет постоянный сброс воды, следует помнить, что лед здесь время от времени обламывается около берегов. Если на мелководье он ложится на грунт, то у крутых берегов могут возникнуть участки незамерзшей воды, лишь прикрытой наметенным снегом (рис.5), куда вы можете совсем неожиданно попасть, испортив себе рыбалку.

Неприятна также ситуация, когда вы оказываетесь на просторах большого водоема в районе с водяной ванной, скрытой толстым слоем мокрого снега. Образуются такие ванны как раз в тех местах, где лед тонок: после затяжных снегопадов он не выдерживает массы снега, лопается с образованием сквозных трещин, в которые поступает вода в количестве, равном весу нагрузки (рис.6). И без того тонкий и пропитанный теперь водой лед перестает намерзать и становится весьма опасным, особенно ближе к весне.

Образование водяных линз на льду в снежные зимы: mc – масса снега; mb – масса вышедшей на лед воды.

Также следует помнить, что на водохранилищах, особенно Волжского каскада, уже к середине зимы из-за сброса воды настолько усиливается течение, что возникают огромные промоины, первое время прикрытые тонким, еще не размытым льдом. Пешня в этой ситуации должна дополнять ледобур, а обратную дорогу нужно проверять несколько раз за день.

Последний лед

Этот период в эволюции льда наступает, когда весной среднесуточная температура воздуха становится близкой к 0°, то есть начинается таяние снега и появляются талые воды. В первое время лед становится опасным у берегов, где снег сходит быстрее, чем на льду. Ручейки талой воды, стекая в водоем, подмывают край льда, а тепло, исходящее от нагретой земли, еще больше способствует процессу разрушения ледовой кромки.

Кажущаяся прочность прибрежного льда после утреннего заморозка обманчива – с солнечным обогревом он может не отпустить рыболовов обратно, поэтому выход на берег надо приготовить заранее, прихватив на лед длинные жерди или доски. Желательно, чтобы выход был на мелководье, и лучше на той стороне, где лед во второй половине дня окажется в тени от леса или высокого берега. Пройдет еще некоторое время, и у берега образуются широкие разводья, причиной которых будут разрушение припая и прибыль воды в водоеме. Хотя основной лед останется еще достаточно надежным, но выбираться на него без лодки неразумно.

Основной массив льда разрушается поэтапно: когда среднесуточная температура воздуха перевалит за плюсовую отметку, то на поверхности ледового покрытия начнет интенсивно таять снег, и этот процесс будет ускоряться ветрами, сырыми туманами и дождями. Поверхностная вода впитывается в лед, нарушая его монолитную структуру, вызывая распадение льда на отдельные, стоящие вертикально кристаллы (игольчатая структура), и связь между этими элементами постепенно ослабевает. Одновременно лед подтаивает и снизу. По этим причинам весенний лед коварен: утратив упругие свойства монолита, он не затрещит предупреждающе, как в перволедье, а с предательским шипящим звуком вдруг неожиданно распадется под ногами неосторожного рыболова.

Особенно опасен лед там, где всю зиму под снегом стояла вода, – эти лужи видны и на последнем, бесснежном льду, и такие места надо обходить стороной. Лучше по последнему льду передвигаться по старым зимним тропкам (они выделяются на его поверхности) и рыбачить на “насиженных” местах – здесь лед толще и лучше проморожен за зиму.

Ни в коем случае нельзя собираться большими группами, в кучи, “обрубая” удачливого собрата, – коллективные купели, как правило, заканчиваются трагически.

Спасать провалившегося на весеннем льду надо осмысленно, ни в коем случае не подходя близко к образовавшейся майне: следует подбираться к ней ползком, надвигая впереди себя длинный шест или доску, или бросить утопающему с безопасного расстояния конец толстой веревки с широкой петлей, которую тот набросит на себя. Впрочем, все зависит от состояния “купающегося”, замерзнув, он может впасть в шоковое состояние, но еще держаться на плаву. Тогда надо действовать предельно быстро, и без надувной лодки тут не обойтись.

Физически сильному человеку, попавшему в неприятную ситуацию, помогут специальные “спасалки” – устройства, похожие на толстое шило и висящие на шнурах на рыболовной одежде. Воткнув их в край льда, можно подтянуться и выбраться из воды. Однако эти хорошие средства спасения малопригодны на слишком рыхлом весеннем и на молодом тонком льду.

Чтобы неприятность не случилась, надо всегда трезво оценивать, когда рыбалку со льда лучше оставить до следующего сезона и перейти к ужению в проводку на малых реках.

На реках, еще скованных ледовым панцирем, на лед не следует выходить, когда обозначилась заметная прибыль воды, а рыбалку лучше продолжить на стоячих водоемах, притом больших, медленно реагирующих на подъем уровня. Здесь сигналом к окончательному уходу на берег станет прилет чибисов и чаек, а иногда и трясогузок.

В народе говорят: “Трясогузка хвостом лед разбивает”. После прилета этой шустрой птички, деловито бегающей по льду и собирающей первых весенних насекомых, можно с уверенностью сказать, что до распадения льда осталось не более недели.

Хочется верить, что читатели не посчитают эту статью всего лишь предупреждением, что лед может быть опасен на всех этапах его становления. Надеюсь, что она добавила им знаний об этом замечательном феномене и помогла стать ледяному помосту надежным другом для всех увлеченных рыбалкой.

А. Маилков “Рыболов – Elite № 06 – 1999 г.”

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot