Цель: гигиенический уход.
Показания: для очищения кожи.
Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.
Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 36-37), кувшин с теплой водой (t - 36 -36,5) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.
Примечание:
1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)
До 6 месяцев ребенка купают ежедневно;
С 6 месяцев - через день;
До 2 лет - 2 раза в неделю;
С 2 лет -1 раз в неделю;
Летом следует купать детей чаще.
2.Температура воды:
для детей первого полугодия 36,5-37 градусов
Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов
3.Продолжительность ванны:
Для детей первого года 5-7 минут;
На втором году жизни 8-10 минут;
Старше 2-х лет 10-20 минут.
4.Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке;
5.Лицо водой из ванны не моют;
6.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;
7.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном;
8.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде.
Подготовка к процедуре:
1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом
Ополосните ее горячей водой;
Примечание: если купание производить в детском учреждении, то
Вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;
Обработайте ванночку 0,5% р-ром хлорамина;
Ополосните ванночку горячей водой;
2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);
3.Вымойте руки.
Выполнение процедуры:
1.Заверните ребенка в пеленку:
Уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;
Поддерживая правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузите ребенка в воду (сначала ягодицы, потом ноги, затем спина и выше);
2.Правой рукой мойте последовательно, постепенно снимая пеленку:
Волосистую часть головы, по направлению спереди назад,
Туловище спереди и сзади,
ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.
3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.
4.Заверните ребенка в полотенце.
Окончание процедуры:
5. Обсушите кожу промокательными движениями.
6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.
Инфекционный контроль:
1.Обработать ванночку 1% р-р хлорамина.
2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Кормление недоношенного ребенка через зонд .
Обеспечение полноценного питания ребенку;
Обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет
Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина
Набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость "чистая ветошь", лоток для использованного материала, кастрюля с водой.
Мед.сестра работает в маске!
Подготовка к процедуре
1. Рассчитайте необходимое количество молока (молочной смеси),
2. Вымойте руки с антисептическим мылом,
3. Налейте в чистую бутылку молоко,
4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:
Прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,
Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,
5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,
6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,
7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,
8. Вымойте руки, наденьте перчатки,
9. Возьмите одноразовый зонд:
Измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,
Сделайте отметку на зонде,
Положите зонд в стерильный лоток,
Возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.
10. Наберите молоко в шприц:
Возьмите в левую руку зонд,
Откройте зонд,
Заполните зонд молоком,
Отсоедините шприц, положите в лоток,
Закройте зонд заглушкой или зажимом.
11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.
Выполнение процедуры
12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,
13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.
ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!
14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:
Введите медленно молоко в желудок
Отсоедините шприц и положите в лоток
Ребенка взять на руки и подержать вертикально (недоношенных – на бочок в кроватку с приподнятым головным концом, не придавать вертикальное положение).
15. Дать ребенку О²
16. Использованный зонд, шприц, зажим, фартук, перчатки продезинфицировать.
Кормление ребенка из бутылочки .
Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.
Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса
Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.
Мед. сестра работает в маске!
2. Вымойте руки,
3. Возьмите чистую бутылочку,
4. Налейте в бутылочку молоко:
Закройте бутылочку стерильным ватным шариком.
5. Возьмите кастрюлю:
Положите на дно ветошь,
Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.
6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.
7. Возьмите бутылочку из кастрюли:
Уберите шарик в лоток для использованного материала.
8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.
Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.
9. Наденьте соску на бутылочку.
10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.
11. Поставьте бутылочку на стол.
12. Возьмите ребенка на левую руку,
13. Сядьте удобно на стул,
14. Положите пеленку на грудь ребенка,
15. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью.
16. Ребенок должен плотно охватить соску губами
17. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.
18. Оботрите губы ребенка пеленкой:
Подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания
Положите ребенка в кроватку на бочок.
Инфекционный контроль:
1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой, кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.
2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.
3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.
4. Обработать руки на гигиеническом уровне.
Кормление ребенка с ложечки .
Вымыть руки.
Одеть на ребенка нагрудник.
Взять ребенка на руки.
Приготовить пюре (др. пищу), зачерпнуть ½ ложки пищи.
Осторожно влить в рот ребенка содержимое ложки, убедиться, что ребенок проглотил пищу.
Таким образом дать ребенку весь объем приготовленной пищи.
После кормления осмотреть рот ребенка и убедиться, что во рту не осталось пищи.
Снять нагрудник, подержать ребенка вертикально до пустой отрыжки и уложить в кроватку на бок.
(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.
В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.
ОСНАЩЕНИЕ
2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.
2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).
2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.
1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.
2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.
2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).
2.7. СИЗ: перчатки; передник.
2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».
2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.
2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.
2.3. Надеть передник, перчатки.
3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.
3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.
3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».
3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.
3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.
3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).
3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.
3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.
3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).
3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.
3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.
3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.
3.14. Надеть «рукавичку» на руку.
3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.
3.16. Снять «рукавичку».
3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.
3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).
3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.
3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.
3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.
3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».
3.24. Слить воду.
3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.
3.26. Снять передник.
3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».
3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.
3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).
ИНСТРУКЦИЯ №12
АНТРОПОМЕТРИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.
Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.
Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.
Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.
Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.
ОСНАЩЕНИЕ
2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.
Показания:
Ход манипуляции |
Обоснование |
Подготовка к выполнению манипуляции. | |
|
1.Обеспечение правильного гигиенического ухода за ребенком. Соблюдение правил асептики. |
Выполнение манипуляции. | |
|
2. Создание комфортных условий 3.Сохранение правильного положения пеленки в ванночке 4. Профилактика ожогов у ребенка. 5. Исключение образования водяного пара в большом количестве. 6. Подготовка ребенка к процедуре. 7.Предупреждение загрязнения окружающей среды. 8. Обеспечивается максимальное расслабление мышц. 9. Исключается перегревания ребенка. 10. Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши. 11. Предупреждение переохлаждения. 12. Исключение травмирования кожи. 13. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие её поврехности. 14. Предупреждение развития опрелостей.
|
Завершение манипуляции. |
|
30. Одеть ребенка и уложить в кроватку |
15. Обеспечение инфекционной безопасности. |
31. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить) 32. Слить воду из ванночки и сполоснуть её. 33. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором 34. Снять перчатки, вымыть и осушить руки |
« Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Студент должен представлять:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия :
1. семинар - 1час
2.
практическая часть:
доклинический этап – 45 мин
самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса – 90 мин
3.
II . Изучите материал лекции № 3 и ответьте на вопросы для самоконтроля:
1. Укажите продолжительность периода грудного возраста.
2. Перечислите функции кожи, которые слабо развиты.
3. Укажите сроки формирования шейного лордоза.
4. Возраст появления первых молочных зубов.
5. Назовите формулу зубов.
6. Чему равен пульс ребенка 1 года.
7. Укажите частоту дыхательных движений ребенка 1 года.
8. Возраст закрытия большого родничка.
9. По какой формуле рассчитывают АД в грудном возрасте?
10. Характер микрофлоры при естественном вскармливании.
11.Укажите объем желудка новорожденного ребенка.
Эталоны ответов:
1. с 1 месяца до 1 года.
2. защитная и терморегуляторная.
3. 2 месяца.
4. 6-8 месяцев.
6. 110-120 ударов в минуту.
7. 30-35 в минуту.
8. 12-15 месяцев.
10. бифидумфлора и лактобактерии.
11. 30-35 мл
IV . Изучите методику объективного обследования.
План:
Оценка костной системы:
Пальпация грудной клетки проводится на наличие рахитических четок. Укладываем пальцы на ребра по боковым поверхностям грудной клетки и проводим их по направлению к грудине. При наличии рахитических четок имеются утолщения костной ткани на границе хрящевой и костной части ребер. В норме четок нет.
Оценка формы ног. Просят ребенка стать ровно, пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. При правильной форме ног должно быть 4 точки соприкосновения: бедра, колени, икроножные мышцы, лодыжки. Также форма ног может быть О-образной, Х-образной.
Осмотр стопы на наличие плоскостопия. На стопу наносится краситель и делают отпечаток на бумаге – плантография. Форма стоп – нормальная, уплощенная, плоская, экскавированная. Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода, опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенного свода.
Оценка осанки на наличие сколиоза. Просят пациента стать ровно к медработнику спиной, руки вдоль туловища, пятки вместе, носки врозь. Визуально оценивают на одинаковом ли уровне находятся надплечья, нижние углы лопаток, верхние ости подвздошных костей. Затем просят пациента наклониться вперед и проводят пальцами вдоль позвоночника. Определяют есть ли искривление вправо или влево. В норме сколиоза нет.
Оценка мышечной системы проводится по двум характеристикам: сила и тонус. Для определения силы грудных детей дают им в руку игрушку и пытаются отобрать. У детей старшего возраста силу определяют динамометром, рукопожатием или следующим образом: просят пациента согнуть руку в локтевом суставе. В свою очередь медработник левой рукой упирается в плечо пациента, правой рукой обхватывает предплечье. Предлагают пациенту тянуть руку на себя и одновременно с этим свою руку тянут на себя.
Для определения тонуса у грудных детей берут ребенка за запястья и тянут на себя. Наблюдают в норме 2 фазы: 1.- руки вытянуты, 2.- ребенок сгибает руки и подтягивается к взрослому. У детей старшего возраста тонус мышц определяют так: просят пациента согнуть руки в локтевых суставах, фиксируют его руки в области запястий, производят сгибание и разгибание рук пациента (при этом пациент не напрягает мышцы рук). В норме отмечается незначительное сопротивление мышц.
Пальпация лимфатических узлов.
Группы лимфатических узлов: затылочные, подчелюстные, подъязычные, задне- и переднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.
В норме лимфоузлы не пальпируются. Если же они пропальпировались, то определяют следующие их характеристики: размер, болезненность, подвижность, консистенция.
Особенности пальпации подмышечных лимфоузлов: ребенок поднимает руки вверх. Медработник ставит свои руки вертикально в подмышечную область ребенка. Затем пациент опускает руки вниз и начинают пальпацию накатывающими движениями.
У здорового ребенка могут пальпироваться шейные, подчелюстные, подмышечные и паховые л/узлы: единичные, мелкие, мягкие, подвижные, безболезненные.
При оценке дыхательной системы проводят такие исследования, как подсчет числа дыхательных движений, перкуссия и аускультация легких.
Подсчет ЧДД у грудных детей проводят во время сна ребенка, поднеся мембрану фонендоскопа к носу и рту ребенка. Подсчитывают частоту по количеству вдохов. Подсчет проводится в течение минуты, т.к. у детей может наблюдаться аритмия дыхания.
ЧДД у новорожденных 40-60 в мин, В 6 мес – 35-40 в мин, В 1 год -30-35 в мин, 5 лет -25 в мин,10 лет – 20 в мин.
Сравнительная перкуссия легких . Определяют легочный звук. В норме он ясный. При патологии может встречаться притупление перкуторного звука, коробочный, тимпанический звук. Перкуссия проводится средними пальцами обеих рук. Средний палец левой руки всегда плотно прикладывают к телу пациента – это палец – плессиметр. Средним пальцем правой руки проводят два коротких удара по пальцу- плессиметру перпендикулярно последнему.
Спереди перкуссия проводится в симметричных точках последовательно:
Аускультация легких проводится сравнительно в симметричных точках там же, где и перкуссия за исключением: спереди – ключица, второе межреберье. Аускультация (выслушивание) проводится фонендоскопом. Просят пациента делать глубокий вдох и выдох. При аускультации легких определяют дыхание и наличие хрипов. В норме дыхание до 3 лет – пуэрильное – слышен вдох и выдох, старше 3 лет – везикулярное – слышен только вдох. Хрипов нет.
Оценка сердечно-сосудистой системы (подсчет пульса, аускультация сердца)
Подсчет пульса у грудных детей проводят в следующих местах:
На артериях можно определить все 5 характеристик пульса, а на большом родничке и верхушке сердца только ритмичность и частоту.
Аускультация сердца проводится в 5 стандартных точках фонендоскопом:
Для оценки состояния пищеварительной системы проводят поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию живота и печени.
Поверхностная пальпация живота проводится в положении лежа на спине без подушки на кушетке, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Данное положение способствует максимальному расслаблению мышц передней брюшной стенки. При поверхностной пальпации определяют болезненность живота и напряжение мышц передней брюшной стенки. Пальпацию проводят теплыми руками в следующей последовательности:
Глубокая пальпация живота и печени. Положение пациента при глубокой пальпации такое же как и при поверхностной. Пальпируют живот в следующей последовательности:
«Нервно - психическое развитие детей грудного возраста»
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Учебные цели.
По окончании изучения темы
Студент должен знать:
анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей первого года жизни;
I .
1. семинар - 1час
2.
практическая часть:
доклинический этап - 45 мин.
самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 90 мин.
3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II . Изучите материал лекции № 4: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.
Микролекция
Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
Показателями оценки нервно-психического развития детей грудного возраста являются:
Ребенок рождается, имея врожденные безусловные рефлексы: сосательный, глотательный, чихание, мигание, акт дефекации и мочеиспускания, поисковый рефлекс, рефлекс автоматической ходьбы.
С развитием ребенка безусловные рефлексы угасают / к одному году жизни/ и под влиянием внешней среды вырабатываются условные рефлексы, т.е. формируется первая сигнальная система. Пример образования условных рефлексов: ребенок в возрасте 6-12 дней жизни дает рефлекс «на положение под грудью» - кто бы ни взял ребенка /бабушка, дедушка, мама/ в положение для кормления у ребенка появляются сосательные движения губами. В 2-3 месяца жизни - рефлекс «на положение под грудью проявляется, когда ребенка берет на руки только мать, так как в этом возрасте добавляется участие зрительного и обонятельного анализаторов, т.е. ребенок уже знает вид и запах матери.
Для образования условных рефлексов нужно воздействие внешней среды /полноценное бодрствование/ и развитие органов чувств.
Развитие двигательных навыков.
Новорожденный - Хаотичные движения конечностями, не держит голову. Спит 22 часа в
сутки, после кормления сразу засыпает.
3 месяца - В положении на животе приподнимает туловище, хорошо держит голову
в таком положении. Крепко упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах.
Подает рукой игрушки, подвешенные на 30см. смеется. Гулит. Комплекс оживления.
4 месяца - Переворачивается со спины на бок, определяет по звуку местоположение
игрушек, занимается висящими игрушками /ощупывает, захватывает их/. Узнает мать, радуется ей.
5 месяцев - Переворачивается со спины на живот, удерживает игрушку в руке. Ровно
стоит при поддержке под мышки. Долго гулит, различает интонацию голоса, знает мать.
6 месяцев - Переворачивается с живота на спину, передвигается по кроватке, пытается
ползать, начинает сидеть. Долго лепечет. Хорошо ест из ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев - Хорошо ползает, сам садится и ложится, хорошо сидит. Отыскивает
глазами предмет, называемый мамой. Стучит, размахивается погремушкой.
8 месяцев - Встает, придерживаясь руками за барьер, переступает, держась за барьер.
Играет в «ладушки». Ест кусочек хлеба.
9. месяцев - Ходит за обе ручки по манежу. Выполняет просьбы: «дай ручку», «до
свидания». Спит 15 часов, днем 2 раза.
10. месяцев - Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее. По просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы.
11. месяцев - Стоит самостоятельно без опоры, делает первые самостоятельные шаги.
12 месяцев - Ходит самостоятельно без опоры, умеет нагибаться не приседая, понимает
названия предметов /без показа их/, понимает слово «нельзя», произносит 8-10 слов, самостоятельно берет чашку и пьет.
Режим дня - основа для правильного развития ЦНС. Основой любого режима дня является
деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание. Правильно организованный режим дня предоставлять организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и доброе настроение в течение дня.
Компоненты режима дня для детей 1 года жизни должны чередоваться в таком порядке:
Сон à Кормление à Бодрствование.
В этом случае бодрствование будет полноценным для ребенка. У детей старше 9 месяцев жизни песте кормления может быть сон, а затем бодрствование.
Продолжительность сна в сутки можно рассчитывать по формуле /для детей первого года жизни/: 22 - 1/2 х m, где m - число месяцев жизни.
Дневной сон на первом году жизни должен быть 3-4 раза:
До 5 месяцев - 4 раза,
С 5 до 10 месяцев - 3 раза,
С 10 . месяцев до 1,5 лет - 2 раза.
Новорожденный ребенок большую часть суток спит, но по мере роста длительность бодрствования увеличивается, и к 3 месяцам составляет - 1,5 часа, к году - до 3 часов.
Психическое развитие детей происходит в процессе активной деятельности . Поэтому с первых месяцев жизни важно правильно организовать бодрствование ребенка.
3-6 месяцев жизни: постоянно разговаривать с ребенком, поддерживать улыбку, смех, стимулировать ползание, повороты со спины на живот, потом с живота на спину.
6-12 месяцев жизни: вызывать подражание ребенком произносимых слогов и простых слов / мама, папа, дай и т.д./. для развития понимания речи необходимо много разговаривать с ним, показывать предметы и действия. Побуждать к ползанию с 5,5-6 месяцев, вставанию - с 7,5 месяцев к ходьбе с опорой - с 6-9 месяцев, без опоры - с 11-12 месяцев.
Необходимо вырабатывать у детей элементарные навыки: держать ложку, пить из кружки уже 1-см году жизни. Для этого при введении прикорма /4,5-5 месяцев/ необходимо пищу в ложке только подносить ко рту, не сбрасывая ее в рот малышу. Ребенок должен сам снимать пищу с ложки губами. Дети должны уметь пить из кружки, которую держит взрослый уже к 6 месяцам жизни. В 6,5-7 месяцев ребенку следует давать в руку кусочек белого хлеба, сухарик, печенье /для выработки умения жевать/.
С 8-9 месяцев ребенка усаживают для кормления в специальный стульчик, который придвигают к столу с пищей.
III
.
Ответьте на вопросы для самоподготовки :
1.Да,2. Да,3. Да, 4. Нет, 5. Нет, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет,9. Да, 10. Нет.
1.Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Т.И. Кащеева - Минск: «Педиатрия», «Высшая школа», 1997.
2. И.Н. Усов. Справочник участкового педиатра. - Минск, Беларусь, 1991.
3. М.Я.Студеникин. Справочник педиатра. - Москва: «Эллислак», 1994.
« Физическое развитие, воспитание и закаливание детей
грудного возраста»
Введение
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели
По окончании изучения темы студент должен знать:
I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
1. семинар - 1час
2.
3.
4 заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II . Изучите материал лекции № 4: «Физическое развитие, воспитание и закаливание детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.
Микролекция.
Принципы закаливания:
Методы закаливания воздухом : воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.
Методика проведения воздушных ванн . Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 22 0 , постепенно снижают до 18-20 0 . Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.
Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -5 0 , старше 3-х месяцев жизни не ниже -10 0 , желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.
Методы закаливания водой:
Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;
Общие водные процедуры : полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме.
Методы закаливания водой для новорожденных детей : Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры , при температуре воды 28 0 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-37 0 , ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.
Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 35 0 , летом-32 0 . Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 1 0 , доведя её до 27 0 . Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.
Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 28 0 , постепенно снижая температуру на 1 0 в неделю, доводя до 20 0 , продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом- 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 28 0 , зимой – через 5-6 дней, доводя до 30 0 .
Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т.к. действует возбуждающе.
Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.
Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 36 0 , снижая температуру постепенно до 28 0 .
Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни
Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.
Значение массажа для грудных детей : расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.
Приемы массажа:
поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;
растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;
поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;
вибрация – для детей старше года
Виды гимнастических упражнений :
1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.
2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.
С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах
С 3- 4 мес – пассивные движения
Старше 4 мес – активные движения.
С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
В 6- 10 мес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Значение гимнастики : укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.
1,5-3 месяца жизни.
А\ массаж- поглаживание: рук, ног, спины, живота.
Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.
3-4 месяца жизни.
Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:
А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;
Б\ поворот со спины на живот /за руки/;
В\ «парение» на животе.
4-6 месяцев жизни.
Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
А\ «скользящие шаги»;
Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;
В\ падение в положении на спине;
Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.
6-10 месяцев жизни.
Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Прибавляется:
А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;
Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;
В\ ползание.
10 месяцев - 1 год 2 месяца .
Добавить:
А\ круговые движения руками;
Б\ наклон туловища и выпрямление;
В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;
Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.
Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.
III
.
Вопросы для самоподготовки.
V . Выполните творческие задания:
1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»
2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).
3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).
VI. Ответьте на вопросы графдиктанта
1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.
1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да
Используемая литература:
«Вскармливание детей грудного возраста».
Введение: Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учетные цели
Студент должен знать:
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля
Эталоны ответов к вопросам графического диктанта
: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.
V.
Изучите технику выполнения манипуляций и
приготовьте
одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).
Методические рекомендации для студентов по выполнению манипуляций.
Приготовление 100% сахарного сиропа
Приготовьте: 100г сахара, 50мл воды, кастрюлю, марлю.
Последовательность действий.
Приготовление 10% раствора поваренной соли
Приготовьте: кастрюлю, марлю, 15гсоли, 150мл воды.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.
1 способ
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.
Последовательность действий.
стерильный лоток;
лоток для отработанного материала;
крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;
пинцет в дез. растворе;
лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.
Проверить наличие чистых пеленок;
Обработать дезинфицирующим раствором (макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;
Открыть бак для использованного белья.
Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
Расстелить на пеленальном столике пеленки.
Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).
9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик. Выполнение манипуляции
Левой рукой развести края пупочного кольца.
Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.
Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.
Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).
Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.
Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.
Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку.
Помазок сбросить в лоток для использованного материала.
По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.
Заключительный этап выполнения манипуляции
Запеленать ребенка.
Уложить в кровать.
Обработать пеленальный столик дез. раствором.
Снять перчатки, вымыть и высушить руки.
Схематическое изображение манипуляции
1) Н2О2 2) сухо 3) ●спирт 70 ° 4 ) ●К М n О4 5%
Первая гигиеническая ванна проводится на 2-е сутки после выписки из роддома; До заживления пупочной ранки используют кипяченую воду или раствор перманганата
калия (2-3 недели);
в 1-ой половине года купают ежедневно по 5-10 минут,во 2-ой половине года можно купать через день.
Температура воды в ванне 37-38,0 С;мыло используется 1раз в неделю.
Т воздуха в помещении- 22-24 С.
Купают перед предпоследним кормлением.
Техническая подготовка
Две емкости - с холодной и горячей водой (или вода из под крана).
Раствор калия перманганата (95 мл. воды - 5 г. кристалликов К Мn О4, приготовленный раствор процеживают через марлю, причем кристаллы не должны
попасть в ванну).
Кувшин для ополаскивания.
Ванночка.
Водный термометр.
"Рукавичка" из махровой ткани (фланели).
7.Детское мыло (детский шампунь).
8.Стерильное масло (детский крем, растительное).
9.Пеленки,распашонки. 10.Пеленальный столик.
11.Дез. раствор
Подготовительный этап
Вымыть и высушить руки.
На пеленальном столике разложить пеленки.
Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).
Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.
Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.
Измерить Т ° воды термометром.
Выполнение манипуляции:
Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.
Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.
Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.
Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.
В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.
Мытье туловища:
надеть рукавичку;
намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;
бережно намылить тело ребенка;
помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;
ополоснуть ребенка.
Мытье головы:
голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).
смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);
нанести шампунь или пену на волосы;
бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;
смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;
перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;
ополоснуть ребенка водой из кувшина
Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.
Ополоснуть водой из кувшина и умыть.
Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.
Заключительный этап
Обработать кожные складки растительным маслом.
Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.
Запеленать ребенка.
Слить воду и обработать ванночку.
Вымыть и высушить руки.
Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи
Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.
Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка,
Техника безопасности:
Не оставлять ребенка без присмотра,
Устойчивое положение детской ванны для купания
Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С
Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С
Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.
Не мыть лицо ребенка водой из ванны.
Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.
Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.
Продолжительность купания не более 5-10 минут.
Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.
Подготовка пациента:
Раздеть ребёнка в кровати
При необходимости подмыть ребёнка
Оснащение:
Детская ванна для купания ребёнка
Водный термометр
Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка
Детское мыло, детский шампунь
Чистая пелёнка или подставка в ванну
Фланелевая пеленка или мягкое полотенце
Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка
- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом
Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.
Лоток для сброса, использованных шариков материала
- Ёмкость для сброса, использованного белья.
- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.
- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
Примечание:
Манипуляция №14
Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.
Графическая запись
Цель: диагностическая.
Показания: измерить температуру тела по назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.
Подготовка пациента:
Оснащение:
Последовательность действий:
1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).
2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.
3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.
4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)
5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.
6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)
7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.
8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)
9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.
10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.
Примечание.
Манипуляция № 15
Определение частоты дыхательных движений,
Измерение артериального давления.
Исследование пульса.
Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.
Показания: согласно назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
Последовательность действий:
Примечание:
на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения
Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3
у более старших 1: 3,5-4
у взрослых 1: 4
в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.
Возрастные нормы ЧДД