Как восстановить старую мебель своими руками. Реставрация мебели: дарим новую жизнь старым предметам

Сегодня реставрация старой мебели своими руками приобретает все большую популярность. Для кого-то это способ сэкономить на приобретении других предметов интерьера, для других – возможность сохранить памятную или ценную вещь. Обновление мебели – трудоемкий процесс, но он по силам даже тем домашним мастерам, которые не обладают большим опытом или навыками.

Похожие статьи:

Плюсы реставрации старой мебели своими руками

С течением времени даже качественная мебель изнашивается: выгорает краска, трескается лак, протирается обивка. Можно отдать ее на реставрацию в специализированную мастерскую. Если речь идет о ценных, антикварных предметах, лучше всего так и поступить. А с обновлением недорогой мебели можно справиться самостоятельно.

Чаще всего речь идет о добротной обстановке советского образца, произведенной до 1980 года. Часто советская мебель изготовлена из качественных материалов – цельного, хорошо просушенного бруса, прочного ДСП, фанеры, – имеет надежный каркас и поддается реставрации.

Легче всего работать с предметами интерьера, изготовленными из натуральной древесины или ДСП. Их можно отремонтировать, обновить внешний вид или кардинально изменить его, используя различные оригинальные идеи реставрации старой мебели.

Это позволит не только сэкономить немалые средства на обновлении интерьера, но и полностью изменить его стиль на более изысканный, вписать старую мебель в любой дизайнерский проект по своему усмотрению. Реставрированный гарнитур будет иметь тот цвет и декор, который необходим в интерьере.

Ремонт шкафов и тумбочек

Восстановление корпусной мебели начинается с ремонта. Необходимо проверить и восстановить соединения, подтянуть крепеж, заменить поломанные детали.

Восстановление поверхностей шкафов и тумб осуществляют по тому же принципу, что и столов. Повреждения заделывают шпатлевкой. Старое покрытие удаляют, а затем окрашивают или декорируют в другой технике. Еще один вариант обновления корпусной мебели – полная или частичная замена фасадов.

Частично заменяют вставки: стекло, ротанговое полотно, ламинированное МДФ. Можно использовать такой же, но не бывший в употреблении материал или полностью изменить концепцию оформления готового изделия.

Фасады меняют на деревянные, рамочные, изготовленные из ламинированных пленкой или пластиком МДФ и ДСП. Дверцы могут иметь вставки или зеркальные поверхности, быть иначе декорированными, покрытыми металлом.

Реставрация столов и стульев

Реставрация старинного стола своими руками позволяет восстановить и декорировать обветшалую, изношенную столешницу, воссоздать прежний вид или даже улучшить эксплуатационные характеристики.

Старый мебельный лак с поверхности можно удалить наждачной бумагой или шлифовальной машиной. Изделие из ДСП или МДФ придется предварительно подготовить – снять с его поверхности ламинирование. Для этого подойдет строительный фен и шпатель.

Реставрация столов и стульев начинается с ремонта деталей и подтягивания креплений. Иногда изделие требуется полностью разобрать и заново скрепить все элементы, попутно меняя сломанные или слишком обветшалые. Простые ножки заменяют резными балясинами и наоборот.

После шлифовки приступают к ремонту поверхностей. Глубокие дефекты устраняются с помощью специальной полусинтетической шпатлевки или составами для дерева. Когда заплатки подсохнут, их снова придется отшлифовать наждачной бумагой.

Обновить цельные поверхности можно, покрыв мебель самоклеящейся пленкой или шпоном.

Столешницу облицовывают керамической плиткой или мозаикой. Кафельное покрытие повысит прочность и выносливость рабочей поверхности стола. Оно не боится высоких температур, моющих средств и механических повреждений.

На мягких сиденьях стульев достаточно сменить обивку. Можно поменять жесткие сиденья на мягкие или сшить для них чехлы.

Инструменты и материалы

Независимо от выбранной техники, для того чтобы реставрировать старую мебель своими руками, потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Наждачная бумага разной зернистости.
  2. Шлифовальная машина.
  3. Инструменты – отвертки, ключи, шуруповерт, степлер.
  4. Строительный фен.
  5. Средства защиты – перчатки, очки, респиратор.
  6. Шпатлевка, синтетическая или для работы по дереву.
  7. Грунтовка для дерева или деревосодержащих материалов.
  8. Выбранное топовое покрытие. Это может быть морилка, лак, шеллак, краска алкидная или эмалевая нужного оттенка, воск. Можно выбрать средства для патинирования, декупажа, кракелюра.
  9. Кисточки различного размера, валик для больших поверхностей.

Основные техники реставрации мебели

Может осуществляться разными способами. В мягкой мебели меняют пружины, подкладку, обивку или чехлы, декорируют валиками. Изделия из дерева, ДСП или МДФ шпонируют, красят, лакируют, оклеивают ПВХ-пленкой. Дополнительно меняют или восстанавливают фурнитуру. Помимо восстановления и обновления поверхностей, реставрация может сопровождаться декорированием.

Перетяжка мягкой мебели

Технология того, как сделать (кушетки, стульев, кресел), включает в себя несколько шагов:

  • Снимаются быльца, замки. При необходимости разбирают и ремонтируют каркас. Заменяют каркасные балки, проломленные детали ДСП, фурнитуру.
  • Снимается старая обивка и подкладка.
  • Старую основу из фанеры, ремни и пружинные блоки заменяют другими.
  • На основу лежанки или сиденья приклеивают другой уплотнитель – поролон или синтепон шириной 3-4 см. Края обрезают, придавая подкладке форму основы. Клей должен полностью высохнуть перед продолжением работ.
  • Уплотнитель можно дополнительно накрыть слоем рогожки.
  • Натягивается другое полотно. Его края подворачивают и закрепляют с помощью столярного степлера или мебельных гвоздей по низу изделия. Углы закладывают в процессе работы, или чехол может быть пошит заранее.
  • Прибивая ткань, ее нужно постоянно разглаживать руками, предупреждая появление заломов. Работу начинают с середины, чтобы иметь возможность скрыть или ушить излишки ткани. Изнанку закрывают подкладочной тканью. Раскрой подкладки делают с учетом 3-4 см подгиба, пристреливают ее с углов, плотно натягивая материал. В подкладке былец нужно аккуратно вырезать отверстия под болты.

Декорирование

Если мы реставрируем старую мебель своими руками, можно выбрать в качестве декора такие техники, как декупаж, кракелюр, патинирование и их комбинации. Самая распространенная на сегодня техника – декупаж.

Для ее исполнения потребуется клей ПВА, кисточки, акриловый лак на водной основе. В качестве декора используют изображение, нанесенное на бумагу, ткань, кружева. Мебель предварительно можно покрасить акриловой краской или лаком нужного цвета. Затем подготовленную поверхность смазывают клеем. На нее накладывают декоративный элемент, разглаживают, позволяют высохнуть и вскрывают лаком. В качестве топового покрытия можно использовать лак для кракелюра.

Еще один способ декорирования – нанесение рисунка на окрашенную поверхность самостоятельно или через трафарет. В качестве штампа используют кружева или гепюр, которые закрепляют скотчем, а затем кисточкой или баллончиком наносят краску. Трафарет снимают после полного высыхания краски.

Обновляем быльца при помощи фанеры

Для обновления былец мебели в домашних условиях используют накладки из фанеры. Фанеру распиливают самостоятельно с помощью электролобзика или заказывают распил в мастерской.

На каждое быльце потребуется 5 прямоугольных заготовок соответствующего размера, закрывающих все его части: наружную, внутреннюю, заднюю, фасадную и верхнюю. Их скрепляют изнутри с помощью уголков и саморезов. Поверхность шлифуют наждачной бумагой. Готовое изделие можно покрасить, покрыть лаком или задекорировать любым другим способом. Ему можно придать иную форму, например столика или полки. Готовую конструкцию надевают на быльце как чехол.

Старая мебель потеряла прежний лоск? надоела, но выбросить жалко? Все это поправимо: можно внешний вид улучшить так, что никто и не подумает, что мебели много лет. Реставрация мебели своими руками — кропотливый труд. Но ничего сверхсложного делать не придется. Некоторые способы настолько просты, что справится может каждый (речь, конечно не о предметах антиквариата).

Реставрация деревянных поверхностей

Как бы аккуратно не обращались с мебелью, все равно возникают потертости, царапины, пятна. Их несложно устранить. Главное — знать как и чем.

Восстанавливаем полировку

Восстановление слоя лака — дело сложное. Любая реставрация мебели начинается с очищения и обезжиривания и ремонт лакового покрытия тоже. Используем моющее средство для посуды, разведенное в воде: безопасно и надежно. После высыхания приступаем к обновлению полировки.


Просто освежить поблекшую полировку на мебели можно приготовленными своими руками смесями:

  1. По две части льняного масла и скипидара и часть уксуса. Все смешивают, наносят тампоном, ждут пока впитается и полируют.
  2. Смешать в равных частях масло и пиво и этим составом протереть мебель. После того как впиталась натереть.
  3. Более блестящей поверхность будет, если пиво вскипятить с куском воска, остудить и слегка теплой нанести на мебель. Когда состав впитается, поверхность натирают до блеска.

Еще несколько рецептов в видео.

Как удалить полировку с мебели

Достаточно часто приходится полировку снимать: не самая модная это отделка. Современная мебель чаще всего красится укрывистыми или тонирующими красками, причем поверхность — матовая. В любом случае нужно удалять полировку. Способов несколько. Так как лаки бывают разными по составу, подбирать приходится опытным путем. Но один из методов должен сработать.


Как покрасить полированную мебель

Если старая мебель готовилась под покраску, ее нужно очистить от пыли, протереть влажной тряпкой и дать высохнуть. После выровнять все шпаклевкой, сровнять все неровности, дождаться, пока высохнет. Взять наждачную бумагу и снова шкурить сначала средним, потом мелким зерном. Далее наносим слой грунтовки и дожидаемся его высыхания.

Грунтовку покупают под ту краску, которую собираются использовать, или можно краску развести совместимым растворителем и покрыть вместо грунта. После высыхания можно красить.

Красить можно валиком или кистью. Обычно необходимо несколько слоев: не старайтесь сразу наносить много краски, так как могут появиться потеки. Лучше нанести несколько тонких слоев. Так поверхность будет ровной и однотонной. Еще одна хитрость: для равномерной окраски слои наносят в разных направлениях — вдоль, потом поперек. Это относится и к нанесению лака.

С некоторыми видами лака проще работать когда они теплые. Их немного нагревают и потом наносят краскопультом или кистью. При разогреве нужно быть аккуратным: могут вспыхнуть пары.

По порядку окрашивания: сначала красят внутренние поверхности, края и стыки, затем переходят к наружным. При такой последовательности меньше шансов запачкаться или задеть окрашенную уже поверхность, испортив ее.

Если лаковое покрытие ровное, без дефектов, а его необходимо закрасить, можно обойтись и без удаления этого слоя. Есть специальные грунты для сложных поверхностей. Промазываете ими поверхность, и после высыхания красите. Они имеют компоненты, которые проникают даже в слой лака. Потому краска будет хорошо наносится и долго держаться. Но у таких грунтов есть минус: они дорого стоят. Зато существенно экономят время.

Некоторые секреты окраски древесины (в том числе и браширование и окраска в два цвета) есть в статье « «. Несколько секретов ровного нанесения акриловой краски смотрите в видео.

Если восстановление не принесло ожидаемого результата, может нужно изменить внешний вид? Как

Как восстановить шпон

Шпонированная мебель требует особого подхода. Средства в основном те же, методы отличаются. Например, если после попадания шпон вздулся, в одноразовый шприц набираете клей ПВА, прокалываете пузырь, в полость вводите клей. Сверху укладываете кусок плотной ткани и ставите груз. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), в качестве груза используют мешок из плотной ткани с нагретым песком.

Если шпон приклеен на спиртовой клей, вернуть на место вздувшуюся часть можно прогладив через тряпку горячим утюгом. Но не стоит перегревать утюг: шпон может растянуться. Степень нагрева — средняя.

Если глажка через сухую тряпку не помогает, попробуйте повторить операцию с влажной (намочите и хорошо ее отожмите). Есть вероятность, что древесина разбухнет и станет более эластичной. Для надежной фиксации вздутия можно ввести туда ПВА, а затем нагревать его утюгом.

Если вздутие треснуло, его тоже можно попытаться заклеить с прогреванием (через тряпку). Если не получилось, отрываете отслоившийся кусок. Не отрезаете, а именно отламываете: на шпоне разломы после реставрации менее заметны, чем разрезы. Потому отламываете отставший кусок. С места повреждения и куска шпона счищают старый клей (наждачной бумагой или пилочнок для ногтей — в зависимости от размеров). Далее ремонт шпона на мебели стандартный: намазали клеем ПВА, уложили, совместив линии разлома, сверху уложили толстую ткань и поставили груз до высыхания.

Царапины и следы реставрации на шпоне удаляют также, как и на дереве: закрашивают мебельным маркером подходящего оттенка. Если царапина глубокая, на нее наносят немного расплавленного воска для реставрации мебели (шпателем). После высыхания воск растирается, при необходимости используется наждачная бумага с тонким зерном, но после такой обработки отреставрированный кусок покрывается слоем лака.

Реставрация мебели своими руками требует терпения и аккуратности. Приходится действовать постепенно и методично: намазали, ждем высыхания, сровняли, снова намазали и т.д. Иногда приходится пробовать несколько методов: повреждения бывают разные, как и материалы, которые использованы при изготовлении (клей, лаки и т.д.). Но в результате мебель будет выглядеть намного лучше.

Обновление старых предметов интерьера – трудоемкий, но благодарный процесс. Это по силам любому, кто имеет даже небольшие знания по оформлению домашней мебели и навыки обработки объектов из дерева, ДСП и других основ.

Ремонт и декорирование потребуют минимум материальных затрат, в отличие от покупки нового предмета обстановки. Реставрация старой мебели подходит тем, кто экономит семейный бюджет. А также тем, кому хочется сделать внешний вид изделий свежее и оригинальнее.

Обновление старых предметов интерьера – трудоемкий, но благодарный процесс.

Работы по реставрации старой мебели хорошо начинать с аккуратной промывки (протирания) внутренних деревянных частей объектов и сушки, чтобы избавить поверхности от затхлости и пыли.

Предметы обихода из дерева не сложно обновлять в домашних условиях, если есть желание освежить их и придать более презентабельный вид. Со временем шкафы, столы, комоды, стулья могут терять исходный цвет (выгорают), покрываются пятнами, имеют потертости, сколы и трещины.

Обновление предметов из дерева начинается с их тщательного осмотра.

Реставрация мебели своими руками – повод снизить затраты на покупку новых изделий. Крепкие добротные вещи еще могут долго вам служить. Кроме того, в мастерской за антикварную мебель из дерева запросят высокую цену, это может быть невыгодно.

Реставрация старой мебели подходит тем, кто экономит семейный бюджет.

При домашней реставрации можно использовать подручные материалы, особенно если ремонт мелкий, косметический. Недостающие ткань, деревянные доски, панели, бруски докупают, и это обходится дешевле, чем приобретение нового стула или шкафа.

Способы реставрации

Обновление мебели проводят исходя из материала основы и покрытия. Изделия из цельного дерева обследуют на предмет трещин, сколов, потертостей и прочих недостатков.

Выявляются сколы, трещины, потертости и другие нарушения цельности основы и покрытия.

Реставрация старой мебели своими руками позволяет самостоятельно обнаружить все недостатки, возникшие в результате эксплуатации изделий. Для обновления поверхностей можно использовать некоторые домашние средства, а для внешних работ и заделки глубоких трещин приобрести подходящие составы.

Предметы обихода из дерева не сложно обновлять в домашних условиях, если есть желание освежить их и придать более презентабельный вид.

К сведению.

Интересно выглядит кухонный шкафчик или комод, декорированные в стиле прованс.

Один из удачных способов реставрации – декорирование. Вместо обновления поверхности можно закрыть недостатки за счет наклейки аппликаций или нанесения изображений.

Реставрация мебели своими руками – повод снизить затраты на покупку новых изделий.

Необходимые материалы

Для того чтобы провести реставрацию старой мебели своими руками, необходимо взять следующие материалы:

  • деревянные бруски или доски (для замены ножек и панелей);
  • полировочные составы;
  • краску;
  • шпатлевку;
  • саморезы;
  • металлические шайбы.

Ремонт и декорирование потребуют минимум материальных затрат, в отличие от покупки нового предмета обстановки.

Материалы для обновления мягкой обивки:

  • ткань (драп, флок, рогожа, гобелен, искусственный бархат, эко-кожа);
  • поролон, синтепон;
  • универсальный клей.

При домашней реставрации можно использовать подручные материалы, особенно если ремонт мелкий, косметический.

Современные дизайнеры нередко используют фотопанели – сделать их самостоятельно не составит труда.

Обновление мебели проводят исходя из материала основы и покрытия.

Необходимые инструменты

Для реставрации старой мебели применяют следующие инструменты:

  • отвертки разного сечения;
  • ножи, стамески;
  • шуруповерт;
  • шлифовальная машинка;
  • степлер;
  • портновские ножницы.

Если мебель сильно вытерта, потеряла цвет, то рекомендуется полностью очистить поверхность от лака и отшлифовать.

В качестве резака необходимо использовать ножовку по дереву, с ее помощью размер подгоняемых деталей будет точным. Также можно обратиться в специализированный магазин, где по вашим расчетам сделают заготовки.

Реставрация старой мебели своими руками позволяет самостоятельно обнаружить все недостатки, возникшие в результате эксплуатации изделий.

Важно! Все работы лучше производить в хорошо проветриваемом помещении, в идеале – на лоджии или в гараже.

Шкаф или комод следует предварительно разобрать.

Реставрация: пошаговая инструкция

Обновление предметов из дерева начинается с их тщательного осмотра. Выявляются сколы, трещины, потертости и другие нарушения цельности основы и покрытия.

Небольшая реставрация поверхности – износ покрытия (полировки), царапины – проводится следующим образом.

  1. Покрытие очищается от жира, пятен и пыли.
  2. На потертость или трещину наносится маскирующий состав, а затем покрывается слоем прозрачного лака.
  3. После высыхания мастики производится обработка полиролем.

В ходе работы над отделкой предметов из дерева подбирается та же порода – для замены разрушенных и не подлежащих косметическому ремонту частей.

Если мебель сильно вытерта, потеряла цвет, то рекомендуется полностью очистить поверхность от лака и отшлифовать. Шкаф или комод следует предварительно разобрать. Смывка проводится химическим или механическим способом. Для первого необходимо приобрести соответствующий состав, с помощью которого вы будете снимать покрытие. В целях безопасности позаботьтесь о защите глаз и рук. Очищенные и отшлифованные панели заново покрывают лаком в 2-3 слоя. Лучше выбрать тонирующий состав. После нанесения каждого слоя необходимо дать поверхностям просохнуть. После работ панели полируют и мебель заново собирают.

Для работы с резными частями и панелями может понадобиться столярный стол и фрезерный мини-станок.

Для ремонта сломанной ножки стула или стола подбирается сорт дерева, идентичный исходному.

  1. Некондиционную деталь удаляют.
  2. Опору копируют и вырезают из заготовки.
  3. Ножку зачищают наждачной бумагой, покрывают лаком или краской в тон, полируют.
  4. После высыхания деталь соединяют с основной конструкцией.

Один из удачных способов реставрации – декорирование.

Для работы с резными частями и панелями может понадобиться столярный стол и фрезерный мини-станок. При его отсутствии воспользуйтесь стамесками, однако этот процесс будет более трудоемок.

В классических интерьерах хорошо смотрится декоративный материал с золотой или серебряной вышивкой.

Замена обивки стула или кушетки проводится следующим образом.

  1. Снимается старая мягкая часть (ткань и наполнитель).
  2. Прохудившуюся фанерную основу заменяют на новую.
  3. Приклеивают поролон или синтепон шириной 3-4 см, края обрезают по периметру сиденья (лежанки).
  4. После высыхания клея натягивается полотно. Для большей надежности можно сделать подкладку из рогожи.
  5. Ткань подворачивают и закрепляют с помощью степлера и скоб снизу изделия, чтобы крепления были незаметны. При отсутствии этих материалов используйте мелкие мебельные гвозди.

Для работы с поверхностями (зашкуривание; снятие старого лака, краски) может понадобиться наждачная бумага.

Заключительный этап – декорирование

Приведение в надлежащий вид изделий из дерева можно соотнести с собственным дизайнерским подходом. Для старой мебели придумывают свежее оформление:

  • окрашивают в другой цвет;
  • наносят рисунок или орнамент;
  • делают подпалины, аппликации;
  • обклеивают тонированной пленкой.

Предметы не из дерева, а из МДФ, ДСП, ЛДСП, комбинированные требуют индивидуального подхода и ряда других материалов.

Интересно выглядит кухонный шкафчик или комод, декорированные в стиле прованс. Можно совместить такой декор с резными деталями – прямые ножки сделать фигурными.

Приведение в надлежащий вид изделий из дерева можно соотнести с собственным дизайнерским подходом.

Спинки старых кроватей можно видоизменить за счет скругления углов, добавления на поверхность рисунков в виде виньеток и т.п.

В качестве резака необходимо использовать ножовку по дереву, с ее помощью размер подгоняемых деталей будет точным.

Для обивки стульев, пуфика или кушетки можно использовать другую ткань. В классических интерьерах хорошо смотрится декоративный материал с золотой или серебряной вышивкой.

Нанесение орнамента делают с помощью трафарета, чтобы изображения получились ровными и четкими.

Старый шкаф можно не только заново ламинировать и отполировать, но совершенно видоизменить. Например, сделать поверхность с кракелюром. Или добавить зеркальную панель, в том числе с рисунком. Эффектно смотрится и точечная подсветка в верхней части изделия. Современные дизайнеры нередко используют фотопанели – сделать их самостоятельно не составит труда.

Для реставрации старой мебели применяют инструменты.

Прежде чем говорить о способах реставрации деревянной мебели, хочется уточнить, что эта процедура подходит только для качественных изделий. Иными словами, если мастер в процессе изготовления вещи вложил в нее душу, то спасти такой предмет – дело чести. Вдыхать вторую жизнь в хлипенький китайский столик из ДСП будет только тратой вашего времени и сил. Магия реставрации способна превратить покалеченную временем вещь в элегантное произведение искусства, которое будет радовать еще несколько поколений своих владельцев.

В Италии существует инетерсный обычай – под Новый год из окон домов на улицу летят старые вещи: столы, стулья, вазы, шкафы и даже техника. Эта традиция уходит корнями в средние века, когда люди верили, что начинать новую жизнь следует с совершенно чистого листа, избавившись от всей рухляди в доме. Современные итальянцы более экономные и рациональные, так что сегодня можно не бояться, что в Новый год на тебя свалится чей-нибудь табурет. На территории постсоветского пространства дело обстоит куда серьезнее – люди, привыкшие годами жить в дефиците, просто не в силах избавиться от собственной старой мебели. Находчивые умельцы ловко ремонтируют покосившиеся шкафы, полируют исцарапанные столы, и вещи исправно служат своим хозяевам еще долгие годы.

Реставрация старой деревянной мебели – это не просто исправление дефектов, но истинное преображение и возвращение предмету былого лоска и роскоши. Естественно, это касается только добротной мебели из ценных пород дерева или красивой резьбой, работ талантливых мастеров прошлого или просто вещей, сделанных на совесть.

Царапины и потертости

С небольшими «травмами» в виде потертостей и неглубоких царапин на мебели можно справиться в два счета. Если предмет интерьера не использовался в качестве экспоната, а применялся по назначению, то подобные дефекты совершенно естественны – затертые уголки комода, царапины на столешнице и т.д.

В этом случае для реставрации используются специальные ретуширующие маркеры и карандаши, которые просто закрашивают дефекты. Приобрести их можно в специализированных строительных магазинах или заказать по Интернету.

Виды ретуширующих маркеров и карандашей:

Глубокие царапины и сколы

Мебельный воск эффективно помогает справиться с глубокими царапинами и небольшими сколами. Существует множество разновидностей воска, начиная от мягких прозрачных средств, заканчивая твердыми цветными образцами. Чтобы нанести воск на поверхность, необходимо предварительно его разогреть. Затем плавными движениями втереть средство в царапину или скол.

Если для реставрации мебели из дерева вы используете прозрачный воск, то поврежденный участок необходимо закрасить эмалью или тонирующим лаком. Если у вас дома есть ценная старинная мебель или просто деревянные вещи, которыми вы дорожите, будет нелишним запастись баночкой прозрачного воска. Стоит он не так уж дорого, а работать с ним быстро и приятно. К тому же, лучше всегда сразу устранить дефект, чем ждать, пока их накопится целый «букет», чтобы потратить на реставрацию не один день.

Если же на мебели присутствуют глубокие сколы или вмятины, то обычным воском здесь не обойтись – придется покупать шпатлевку по дереву. Приобрести ее можно практически в любом строительном магазине, выбрав подходящий по стоимости и цвету вариант. Наносить шпатлевку следует очень аккуратно в несколько тонких слоев. Наносите каждый последующий слой только после полного высыхания предыдущего. Когда скол или вмятина сровняются с поверхностью, и дефект будет устранен, обработайте это место мелкой наждачной бумагой, протрите ветошью и покройте слоем лака.

Пятна

Очень часто на старой полированной мебели обнаруживаются некрасивые пятна. Особенно это актуально для кухонной мебели или журнальных столиков – следы от случайно пролитого кофе или вина, пятно от масла и т.д. Чаще всего трудно выяснить происхождение пятна, особенно, если вы купили раритетную мебель у старьевщика. В этом случае вам поможет бензин.

Нет, мы не будем сжигать испачканную мебель, а попробуем ее очистить. Бензин — прекрасный растворитель для пятен неизвестного происхождения.

Этапы очистки:

  1. Смочите бензином тряпку и протрите пятно.
  2. Если после высыхания оно все еще останется, повторите операцию и протирайте пятно через определенные промежутки времени, пока оно не исчезнет.
  3. Протрите полированную поверхность до блеска суконной ветошью.
  4. Восстановите нарушенную полировку, протерев мебель смесью льняного масла и денатурированного спирта.

С пятнами от горячих предметов (чайники, утюги, кастрюли и т.д.) поможет справиться обычный спирт или водка.

Этапы очистки:

  1. Смочите в спирте тампон или ветошь и протрите поврежденное место. Если необходимо, повторите процедуру несколько раз, выжидая, пока высохнет спирт.
  2. Восстановите полировочную поверхность смесью льняного масла и денатурированного спирта.
  3. При сильных «ожогах» необходимо сделать смесь олифы и спирта. Протрите полученным составом поврежденный участок, пока пятно не исчезнет. Затем протрите место чистым спиртом и отполируйте суконной тряпкой.

Полная реставрация мебели из дерева

Если лака и шпатлевки не достаточно, чтобы восстановить былую красоту, необходимо приступать к полной реставрации деревянной мебели своими руками. В этом случае эффект будет просто поразительным, и невзрачная развалюха станет настоящим предметом гордости своего обладателя.

Удаление старого лакокрасочного покрытия

Чтобы избавиться от прежнего покрытия, будь то лак или краска, необходимо приобрести специальную смывку. Как правило для ремонта и реставрации мебели из дуба, кедра и других ценных пород используют эмульсионные смывки. Они отличаются слабой токсичностью и не способны навредить дереву. Кроме того, риск возгорания таких составов близок к нулю, что особенно важно, если вы работаете в своей квартире.

Советы по работе со смывкой:

  1. Смывка «разъест» старое покрытие за один раз, достаточно лишь нанести состав на поверхность при помощи флейцевой кисти и выждать нужное время (указано на упаковке). Обычно для устранения полиэфирного лакового покрытия необходимо подождать полтора-два часа, а в случае с нитроцеллюлозным или спиртовым лаком можно приступать к очистке уже через 20-30 минут после нанесения смывки.
  2. Прежде чем покрывать полиэфирное покрытие, рекомендуется поцарапать его, чтобы состав проникал вглубь быстро и равномерно. Обычным гвоздем или шилом нацарапайте сетку с ячейками со стороной 15-20 мм.
  3. Расход смывки составляет от 300 до 500 грамм на квадратный метр поверхности. После нанесения накройте мебель парафинированной бумагой.
  4. По истечении указанного времени удалите остатки старого лакокрасочного покрытия обычным шпателем и промойте поверхность растворителем.

Осталось просушить мебель в течение полутора-двух часов, а затем зашлифовать наждачной бумагой №5 или №6. Когда смахнете пыль влажной тряпкой, можно приступать к дезинфекции.

Дезинфекция

Реставрация мебели предполагает не только обновление покрытия, но и грамотное обращение с конструкцией. Так, если вещь долго пылилась на чердаке или балконе, если вы купили ее на «блошином рынке» в сырую погоду, в общем, если предмет долго находился в месте с перепадами температуры и влажности, ему необходимо устроить щадящий адаптационный период. Если вы сходу начнете шкурить и лакировать такую мебель, то через некоторое время она может рассохнуться (появятся трещины), и все ваши старания пойдут насмарку. Чтобы этого не произошло, вещь нужно денек-другой выдержать при комнатной температуре. Представьте, что вы резко оказались в тропической стране с непривычным климатом. Вам понадобится время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Точно так же и мебели надо «прийти в себя».

«Акклиматизация» является первым этапом дезинфекции. Когда мебель просушилась, можно приниматься к ее укреплению и борьбе с грибками. То, что грибки имеются, можете не сомневаться. Если вещь долго находилась в вышеупомянутых местах с непостоянным климатом и сомнительной санитарией, то внутри ее обязательно найдутся вредители. Избавиться от них помогут специальные противогрибковые препараты.

Средства для дезинфекции древесины в домашних условиях:

  • пентахлорфенол;
  • морилка;
  • пентахлорфенолят натрия;
  • «Древотокс» (от жука-точильщика);
  • фтористый натрий;
  • противогрибковый препарат «Пентабос».

Существует множество других препаратов, купить которые можно в специализированных строительных магазинах.

Чтобы провести качественную дезинфекцию, необходимо полностью разобрать мебель.

Этапы дезинфекции:

  1. Сперва снимаются «второстепенные» части, которые не влияют на строение каркаса, затем – фурнитура, декоративные детали (карнизы, пилястры и т.д.).
  2. Вынимаются крепления (гвозди, саморезы, шурупы), удаляются остатки клея. Чтобы легко удалить клей, можно залить его небольшим количеством этилового спирта и подождать пару минут. Тогда соединение можно будет запросто разнять и зачистить клей.
  3. Проверенное средство для дезинфекции – морилка. Она убивает вредоносные грибки и придает дереву приятный «теплый» оттенок. Сегодня можно найти морилку на любой «вкус». Если вы работаете с редкой ценной породой древесины или занимаетесь реставрацией дубовой мебели, можно купить морилку на водной основе – она наименее токсична. Для остальных случаев подойдет спиртовая морилка.
  4. Если на мебели имеются заржавевшие металлические элементы, обработайте их специальным очистительным раствором. В этом случае можно воспользоваться покупными составами или поэкспериментировать (если позволяет ситуация, и не позволяют средства) с «Кока-колой» или «Пепси». Как известно, эти напитки отлично справляются с известковым налетом и ржавчиной, достаточно лишь поместить поврежденную вещь в газировку на несколько минут, а затем зачистить пастой Гойи или металлической щеткой.
  5. Сушить продезинфицированные деревянные элементы необходимо на открытом воздухе, но ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Сушка занимает от 2 до 4 дней.

Финишная отделка

Для покраски мебели в основном используют акрил или алкидную эмаль. Некоторые предпочитают спреи, так как они позволяют наносить краску тонким равномерным слоем и заходить даже в труднодоступные места. Для качественной покраски надо сделать два-три «захода», нанося каждый последующий слой после полного высыхания предыдущего.

Если необходимо склеить элементы конструкции, используйте двухкомпонентный эпоксидный клей. Смажьте обе поверхности, выждите пару минут и плотно прижмите друг к другу. Оставьте вещь на сутки до полного затвердевания состава.

Реставрация мебели – это уникальная возможность своими действиями выразить мастеру, который смастерил эту вещь, благодарность за его чудесное творение. Это магия, доступная многим, а теперь и вам!

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.


© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot