Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович
Методика «Сложные аналогии»
Предназначается для обследования подростков и взрослых.
Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.
Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», т. е. выбрать в таблице «шифр», пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал: бланк методики (тестовый материал), бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция. На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры приведены в таблице «шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в «шифре» аналогу. Время выполнения задания – 3 мин.
Шифр
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
Тестовый материал
Ключ
Интерпретация результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий бережливость – скупость, прохлада – мороз.
Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер РичардСЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ Существует множество способов, воспользовавшись которыми, пациент может приступить к созданию подобного опыта. В данном разделе мы описываем набор возможных ходов, имеющихся в распоряжении психотерапевта, сталкивающегося с одной из разновидностей
Из книги Водная логика автора Боно Эдвард деБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПОТОКОГРАММЫ
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМетодика «Простые аналогии» Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше. Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.Инструкция. Посмотрите, слева написаны
Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп ОлеговичМетодика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.
Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер СкоттБолее сложные планы Из сказанного выше следует, что и лонгитюдный метод, и метод поперечных срезов имеют ряд недостатков. Таблица 3.1 наглядно представляет рассмотренные ранее проблемы. Некоторые из них, по крайней мере в принципе, разрешимы - например, систематическая
Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм5. Естественноисторические аналогии к истории языка. Тем не менее в одном пункте пути прежнего и нового индивидуализма расходятся. Для индивидуализма прежних времен человеческое развитие было замкнутым в себе царством; от него далека мысль ставить историю созданий духа
Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик ВалерийЭмоции простые и сложные Эмоции бывают простыми и сложными. Простые чувства – те, что скорее сближают нас с животными, чем отличают от них: страх и гнев, ощущение силы или подчиненности. Все эти эмоции связаны с борьбой за выживание и положением в социальной иерархии.
Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Болезнь культуры (сборник) [фрагмент] автора Фрейд Зигмунд Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль Из книги Психология интеллекта автора Пиаже ЖанАналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом Как же в таком случае объяснить неоспоримое родство между этими двумя видами структур, каждая из которых основана на конструктивной деятельности субъекта и образует целостные системы отношений, частично
Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали НурисламовичАналогии В «Очерках организационной науки» создатель тектологии Александр Богданов рассуждал так:«Природа организует сопротивление многих живых организмов действию холода, покрывая их пушистым мехом, перьями или иными мало проводящими тепло оболочками. Человек тем
Из книги 20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь автора Сосорева Елена Петровна Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак ДмитрийСложные иллюзии Ты имеешь дело не с реальностью, а с жетонами, которые твой мозг выдает себе по ее поводу, причем часто ошибочно. Эти жетоны похожи на фишки в казино – по одним отпускается эйфория, по другим – страдание. Каждый твой взгляд на мир – это сеанс игры на зеленом
Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».
Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.
Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».
Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:
При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.
Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.
Для проведения тестирования потребуется:
На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).
Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.
Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.
1. | Испуг - бегство | А | Б | В | Г | Д | Е |
2. | Физика - наука | А | Б | В | Г | Д | Е |
3. | Правильно - верно | А | Б | В | Г | Д | Е |
4. | Грядка - огород | А | Б | В | Г | Д | Е |
5. | Пара- два | А | Б | В | Г | Д | Е |
6. | Слово - фраза | А | Б | В | Г | Д | Е |
7. | Бодрый - вялый | А | Б | В | Г | Д | Е |
8. | Свобода - воля | А | Б | В | Г | Д | Е |
9. | Страна - город | А | Б | В | Г | Д | Е |
10. | Похвала - брань | А | Б | В | Г | Д | Е |
11. | Месть - поджог | А | Б | В | Г | Д | Е |
12. | Десять - число | А | Б | В | Г | Д | Е |
13. | Плакать - реветь | А | Б | В | Г | Д | Е |
14. | Глава-роман | А | Б | В | Г | Д | Е |
15. | Покой - движение | А | Б | В | Г | Д | Е |
16. | Смелость - геройство | А | Б | В | Г | Д | Е |
17. | Прохлада - мороз | А | Б | В | Г | Д | Е |
18. | Обман - недоверие | А | Б | В | Г | Д | Е |
19. | Пение - искусство | А | Б | В | Г | Д | Е |
20. | Тумбочка - шкаф | А | Б | В | Г | Д | Е |
Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.
По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.
Пара понятий | Ответ испытуемого | Комментарий |
Испуг - бегство | ||
Физика - наука | ||
Правильно - верно | ||
Грядка - огород | ||
Пара- два | ||
Слово - фраза | ||
Бодрый - вялый | ||
Свобода - воля | ||
Страна - город | ||
Похвала - брань | ||
Месть - поджог | ||
Десять - число | ||
Плакать - реветь | ||
Глава-роман | ||
Покой - движение | ||
Смелость - геройство | ||
Прохлада - мороз | ||
Обман - недоверие | ||
Пение - искусство | ||
Тумбочка - шкаф |
Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.
Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.
Аналогией называется сходство или подобие определенных понятий и явлений. С точки зрения психологии - это конкретное умозаключение о сходстве двух предметов и явлений по какому-либо признаку, которое появляется в результате сходства этих предметов или явлений по совершенно другому признаку.
По аналогии обычно рассуждают о том, что не является доступным напрямую. С помощью аналогий понятное становится ещё понятнее, абстрактные понятия становятся более ощутимыми, отвлеченное становится более конкретным . Задания на обнаружение аналогий применяются в психодиагностике.
Аналогии играют важную роль при уяснении общей картины проблемы и определении путей её решения. Но ввиду того, что аналогии не дают полной картины ситуации, применяются более сложные методы диагностики. Одним из них является метод "Сложные аналогии". Тест "Сложные аналогии" широко применяется в современной психодиагностике.
Методика определения умения находить простые и сложные логические связи между различными понятиями, а также определять абстрактные связи между разными явлениями окружающего мира впервые была введена Э.А.Коробковой, психиатром и психологом, которая долгое время занималась изучением особенностей психического и физиологического здоровья детей с отклонениями в развитии.
Эта методика называется «Сложные аналогии». Практическое значение этой методологии заключается в определении уровня интеллектуального развития подростка и соответствие этого уровня возрастным нормам. Но ценность этой методики состоит в том, что она применяется и для исследования взрослых людей.
Суть методики в том, что тестируемый получает бланк с заданиями. В каждом бланке - 20 пар слов. Эти пары имеют определенные связи между собой. Кроме этого, в бланке - 12 слов из особого шифра, который также содержит в себе пары слов, связанных между собой определенным образом.
Логические связи могут быть:
Продолжительность теста составляет 4-5 минут . Допускается индивидуальная и групповая форма исследования. Ответы даются в письменном виде.
Вот так выглядит обычный бланк тестового задания:
Образец:
Тест:
К каждой паре слов нужно подобрать аналогию из предложенного списка логических связей: А, Б, В, Г, В, Е
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Д | Д | Д | Б | Г | В | В | Г | Е | Б | Б | Е | А | Е | Д | А | Д | Г | А | В |
Вначале экспериментатор производит подготовительную работу с тестируемым по образцу (первым 6 парам слов). Выясняются виды и типы связей и отношений между словами в парах. Испытуемому дается понять, что данные в тесте 20 пар слов имеют такие связи. Он должен эти связи найти и обвести нужный ответ.
Испытуемый начинает тест, а экспериментатор отмечает время начала теста . Можно записать ответы в виде цифр или целых пар слов. При возникновении затруднений, организатор теста может помочь тестируемому. Это должны быть вопросы, наталкивающие его на правильное направление поиска и приводящие к правильному выводу. Результаты теста определяются путем подсчета баллов. Выставляется оценка (максимальное количество баллов-10, минимальное -1):
Руководителю эксперимента необходимо учитывать устные высказывания испытуемого для наиболее точной диагностики нарушений умственной и мыслительной деятельности. Поэтому экспериментатор должен быть специалистом по возрастной психологии.
Определив при помощи теста интеллектуальный уровень и соответствие уровня психического развития возрасту испытуемого, психолог разрабатывает индивидуальную программу работы с ним, а при необходимости проводится коррекционная работа.
Цель
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание
Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал
Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция
"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".
Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты".
Материал
Шифр
А. Овца - стадо
Б. Малина - ягода
В. Море - океан
Г. Свет - темнота
Д. Отравление - смерть
Е. Враг - неприятель
Испуг - бегствоА Б В Г Д Е
2.Физика - наукаА Б В Г Д Е
3.Правильно - верноА Б В Г Д Е
4.Грядка - огородА Б В Г Д Е
5.Пара - дваА Б В Г Д Е
6. Слово - фразаА Б В Г Д Е
7.Бодрый - вялыйА Б В Г Д Е
8.Свобода - воляА Б В Г Д Е
9.Страна - городА Б В Г Д Е
10.Похвала - браньА Б В Г Д Е
11. Месть - поджогА Б В Г Д Е
12.Десять - числоА Б В Г Д Е
13.Плакать - реветьА Б В Г Д Е
14.Глава - романА Б В Г Д Е
15.Покой - движениеА Б В Г Д Е
16. Смелость - геройствоА Б В Г Д Е
17.Прохлада - морозА Б В Г Д Е
18.Обман - недовериеА Б В Г Д Е
19.Пение - искусствоА Б В Г Д Е
20.Тумбочка - шкафА Б В Г Д Е
Ключ
Оценка
Оценка в баллах |
|||||||||
Количество правильных ответов |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
Анализ результатов
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
3 ноября 2016В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. Методики исследования делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.
Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.
Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие нарушения мышления, как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.
Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".
"Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.
Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.
В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.
После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.
Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.
Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.
Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.