Время намаза. Можно ли откладывать и возмещать намаз из-за головной боли? Как совершать намаз если ты болит нога

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии» .

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли , которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать» .

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует . Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется .

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя» .

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее .

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы . Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского , ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы .

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса . Они делают акцент на том, что о бо льших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Бо льшая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

НАМАЗ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ

Вопрос: Как читает намаз больной человек?

Ответ: Больные бывают разные. Больной который не может оставаться на ногах, читает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, читает намаз жестами.

В хадисе сказано: «Если больной не может сделать намаз на ногах, то читает сидя. Если не может сидеть, то делает жестами лежа на спине.» в суре Аль-Имран в аяте 191 сказано: «Которые стоя, сидя, и лежа поминают Аллаха…» где слово «Поминают» говорит о намазе. «Кому по силу, совершает намаз на ногах, тот кто не может оставаться на ногах делает намаз сидя, тот кому и это не по силам, делает намаз лежа, жестами.» (Бахрур раик)

НОГИ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА СИДЯ

Вопрос: Тот кто может подогнуть ноги под себя должен ли протягивать ноги к Кибле как больной который не может согнуть ноги?

Ответ: Больной который не может согнуть ноги, делает намаз протяну ноги к Кибле. Но больной который может согнуть ноги, должен их подобрать под себя. Сесть так как ему удобно, может сесть подогнув ноги под себя или по-турецкий и сложив руки. Если нет извинительного состояния, то протягивать ноги к кибле будет макрухом. Не будет макрухом для того кто не может согнуть ноги.

НАМАЗ СИДЯ НА СТУЛЕ

Вопрос: У меня больная поясница и колени, не могу согнуться, сделать суджуд. Ноги мои не сгибаются, как мне совершать намаз? Могу ли делать намаз сидя на стуле?

Ответ: Если не можете согнуть ноги, то садитесь на пол, протягиваете ноги к Кибле и делаете намаз жестами. Если не можете сидеть на полу, то делаете намаз в кровати повернутой к Кибле, не свешивая ноги на пол.

Если нужно будет сесть на стул или кресло, то ставите перед собой еще один стул на которую кладете ноги, т.е. ноги будут в направлений Киблы и таким образом делает намаз. Тот кто может согнуть ноги на коленях делает намаз подогнув под себя (не свешивая).

Вопрос: Как делает намаз человек который не может стоять?

Ответ: Тот кто не может стоять, тот кому оставаться на ногах может навредить, тот кто может поворачивать головой, и фарзы читает сидя на полу чтобы мог делать суджуд. Для руку наклоняет тело, суджуд делает приложив голову к полу. Тот кто может некоторое время оставаться на ногах прислонившись к стене, к опоре, к человеку, должен (фарз) сделать ифтитах такбир на ногах и столько же времени остаться на ногах.Если может сидеть прислонившись, то делать намаз лежа, жестами не разрешается.

Во время фарза прислоняться к стене или опоре без уважительной причины будет макрухом. Если есть причина то не будет макрухом.

Беременная, больной человек, если смогут вставать опираясь на стул или что-нибудь подобное то должны читать так.

Вопрос: Есть больной которому нельзя двигаться до полного выздоровления. Руку и суджуд делать не может. Но может стоять ровно на ногах. Как делать намаз такому больному?

Ответ: Делает намаз жестами, стоя или сидя. Если так двигаться нельзя, то делает намаз оставаясь лежать и жестами.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не можеть совершать намаз ни сидя ни стоя?

Ответ: Тот кто не может сидеть на полу даже оперевшись или если буду держать, делает намаз лежа на спине. Под голову подкладывают подушку так чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле на правый или левый бок. Руку и суджуды делает жестами. Больной который не может сделать даже жесты, оставляет намазы на каза.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не может прикладывать голову к полу по причине раны в носу или по другой болезни?

Ответ: Делает сидя и жестами. Делает легкий наклон для рукуу, для суджуда делает поклон побольше.

Вопрос: На какую высоту нельзя делать суджуд?

Ответ: Нельзя делать суджуд на высоту в 25 см. по решению некоторых ученых нельзя прикладывать голову для суджуда даже если есть самая малое возвышение. (Джамиур румуз)

Вопрос: Разрешено ли прикладывать голову для суджуда на высоту меньшую 25-и сантиметров, например 5 сантиметров?

Ответ: Будет макрухом. Т.е. намаз окажется действительным но не останется сауаба (благостей). Место дял суджуда не может быть на какой-либо высоте.

Вопрос: Наш больной находиться в больнице. Подключен к различным аппарам. Повернуться полностью к Кибле не может. Что ему делать. Навредит ли если во время намаз его ногу будут повернуты к Кибле?

Ответ: Больному который не может повернуться к Кибле разрешается делать намаз направив ноги к Кибле.

Поворачивает ноги к Кибле. Если может согнуть ноги на коленях то так будет лучше. Лицо поворачивает к Кибле. Под голову подкладывают подушку чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле правой или левой стороной. Намаз делает жестами. Намаз делает тем способом какой ему удобней.

Вопрос: Больной который не может долго оставаться на ногах, такбир произносит сидя?

Ответ: Если может сидя делать суджуд, то человек который некоторое время может находиться стоя прислонившись на стену, делает такбир стоя. Если не может сидя сделать суджуд, то такбир делает сидя.

Вопрос: Если человек совершая намаз стоя не может удержать выход мочи и газов, а совершая намаз сидя может удержать то намаз совершает сидя?

Ответ: Да.

Вопрос: Больной который не может сидеть совершает намаз стоя?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда намаз совершается лежа, то ли делать это на правом или левом боку?

Ответ: Да. Лучше если есть возможность лечь на правый бок. Совершать намаз лежа на спине лучше чем лежа на боку.

Вопрос: Можно ли делать жесты глазами?

Ответ: Жесты делаются головой или телом. Не считаются на жесты если сделаны глазами, бровями, в душе. Такова фетва. По мнению Имам Абу Юсуфа, больному который не может делать жесты головой разрешено делать жесты глазами. А по мнению имама Абу Зуфара, разрешено делать жесты и в душе. (Реддуль мухтар, Халеби, Тахтави.)

Больной который не может делать жесты и головой, может действовать по решению имама Абу Юсуфа или следовать мазхабу Шафии, делая жсты глазами.

Вопрос: Я перенес операцию на мозг. Вертеть голово налево и направо не могу. Как я смогу совершать намазы?

Ответ: Не нужно вертеть и качать головой. Если можете делать суджуд то проблемы ваши на этом исчерпают себя. Если не можете склонить голову для суджуда, то делаете намаз сидя, жестами.

Вопрос: Можно ли восполнять пропущенные в здоровое время намазы во время болезни сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, это разрешено. (Реддуль мухтар)

Вопрос: У меня на ногах грибок. Когда стою, из-за давления с ран начинает выделятся жидкость. Могу ли делать намаз сидя чтобы не портилось омовение?

Если последовать мазхабу Малики, то с выделением жидкостей ваше омовение не будет считать испорченным.

Вопрос: Что делать лежачему больному у которого нет возможности совершить омовение и нет кто бы мог помочь сделать омовение?

Ответ: Делает таяммум, намазы читает жестами. (Маракиль фалях)

Вопрос: Как совершает намаз человек который из-за болезни не может говорить?

Ответ: Наша религия никому не возлагает то что ему не под силу. С тех кто не может говорить, немых, нет голоса из-за болезни голосовых складок снимается обязательство цитировать Коран (кираат). (Маракиль фалях)

Значит, больной который обладает разумом в каком бы состояний он ни находился, обязательно должен делать намаз. И это в свою очередь говорит о важности такого поклонения как намаз.

Вопрос: Как совершает намаз неизлечимо больной если кроме того что не может совершать таяммум еще и нет кто мог бы помогать?

Ответ: В случае если обладает разумом, то должен изыскать все возможности для совершения намаза. Тот кто кормит, и делает остальное необходимое для больного, может и помочь сделать таяммум. Если нужно, то может объединить два намаза. Может читать намаз лежа, жестами. Человек который не может совершать намаз жестами откладывает чтобы потом восстановить.

Вопрос: Нашему близкому сделали операцию на копчике. Врачи сказали чтобы в течений двух недель на место операций не попадала вода, послеоперационные швы открыты. На рану не наложен бинт. Как такому больному делать гусль? Можно ли наложить на рану пластырь или забинтовать и затем сделать месх (протирание)?

Ответ: Да, можно сделать масх.

Вопрос: Больной примерно месяц должен пролежать и не шевелить лицом. Даже ходить ему нельзя. Может стоять на ногах. Но руку и суджуд делать не может. Как ему читать намаз?

Ответ: Читает сидя и жестами. Если не может сидеть, то читает лежа, жестами.

Вопрос: Человеку после операций на ноге сделали протез. У него ничего не болит. Как ему делать намазы?

вопрос: Как делает намаз с больной спиной и не сгибающимися коленями?

Ответ: Тот кто не может согнуться для суджуда и не может согнуть колени садиться полностью на пол, ноги протягивает к Кибле, делает намаз жестами. Т.е. для руку делает небольшой наклон, для суджуда делает наклон побольше. И таким образом, совершая подобные жесты совершает намаз. Тот у кого сгибаются колени, ноги таким образом не протягивает.

Вопрос: Как совершает намаз тяжелобольной?

Ответ: Если не теряет сознание, обладает разумом то намазы не оставляет. Намазы нужно делать сидя или лежа. Если не может согнуться для суджуда, то садится и несколько наклоняется для рукуу, для суджуда делает наклон побольше. Если может встать оперевшись, то рядом ставит таубрет и стоит на ногах. Тот кто не может оставаться ровно на ногах, делает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, делает намаз лежа. В Исламе есть облегчения. Но это не значит что каждый будет делать что ему заблагорассудиться. Если может стоять на ногах, то не может делать намаз сидя. Если может сидеть то не может делать намаз лежа и жестами.

Если больному тяжело с омовением, то может объединить два намаза следуя мазхабу Малики. Если никто из близких не помогает совершить омовение, то только тогда делает таяммум.

Вопрос: У меня будет операция на шее, жесты делать не смогу. Что мне делать?

Ответ: У вас туловище здоровое и вы можете присесть на пол. Для руку легкий поклон, для суджуда сделайте поклон побольше, здесь не так важно что вы не сможете шевелить шеей.когда будете давать салям направо и налево нет необходимости поворачивать голову. Потому что поворачивать направо и налево голову и не фарз и не уаджиб а сунна. Давать (произнести) салям это уаджиб.

Вопрос: Куда ставятся руки когда намаз совершается сидя, руку и суджуд делается жестами?

Ответ: В рукуу руки надо положить на сгиб коленей, для суджуда положить на бедра. В кияме руки складывают. Если руки не распологать таким образом то это навредит намазу.

Вопрос: можно ли сделать Такдим и Тахир перед тем как лечь на операцию?

Ответ: Конечно можно, даже так будет лучше. Следуют мазхабу Ханбали. Если на зубах присутствует пломба то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Если Ханафит, обладающий извинительным состоянием, совершает послеполуденный намаз и наступает время вечернего намаза, то по причине того что нарушилось омовение будет ли действительным его намаз?

Ответ: Будет недействительным. Ему нужно будет восполнить этот намаз. Но если последовать мазхабу Малики, то намаз не будет нарушен.

Вопрос: Если больному который не в состояний совершить омовение не помогает жена, то разрешается ли совершить таяммум?

Ответ: Да.Ни жене ни мужу не является уаджибом делать друг другу омовение. Если они помогают друг-другу то это конечно хорошо. Тот кто не может сам сделать омовение не может найти себе помощника даже за оплату то в таком случае делает таяммум.

Вопрос: Один близкий нам человек, неопределенного пола. Как такой человек совершает намазы, как мужчина или как женщина? Кто моет его перед погребением? Каково положение сменивших пол мужчин?

Ответ: Людей у котоорых есть и мужской и женский половой орган, или нет полового органа называют Хунса (гермафродитом). Если присутсвуют два половых органа, то смотрят из какого органа испражняется и исходя из этого выводят решение. Это положение для еще маленького ребенка. Если с возрастом на теле появляется растительность, появляется поллюция, то считается мужчиной. Если растет грудь и появляются другие женские признаки, то женщиной.

Если нет никаких признаков или все признаки одинаково и мужские и женские, то такого человека называют Хунса-и мушкиль. Берется во внимание что такой человек женщина, и действуют с предосторожностью. Намаз читает как женщина, и в случае смерти лучше будет одеть ее в женский саван. Хоронят сделав над телом таяммум.

Если сделают операцию по смене пола предположив что женщина и в конце выяснится что мужчина, то человек будет мужчиной. Если прооперируют предположив что мужчина и выяснится что женщина, то человек будет считаться женщиной. Но если родившийся мужчиной сменит пол, то никогда не будет считаться мужчиной. (Хидайа. Дюрар. Хиндийа)

Вопрос: Болят колени. Не могу сидеть поджав под себя ноги. Могу стоять, но во время суджуда не могу согнуть колени и поэтому протягиваю ноги назад. Вредит ли это намазу?

Ответ: В этом ничего такого нет. Тот кто может сделать суджуд и может стоять на ногах обязан совершать намаз на ногах. Можете опереться на что-нибудь. Поставьте рядом табурет или стул в качестве опоры. Садитесь как вам удобно. Человек который может стоять не может совершать намаз сидя. Но если и вправду очень болит когда стоите на ногах, то намаз начинаете стоя, а остальные ракааты можете сделать сидя.

Вопрос: Могу ли при болезни совершить намаз с таяммумом чтобы не будить жену?

Ответ: Да.

Вопрос: Мне очень трудно и тяжело надевать протез на ноги. А без протеза не могу стоять на ногах. Могу ли совершать намаз сидя?

Ответ: Из-за того что тяжело и трудно, можно.

Вопрос: Должен ли тот кто не может делать суджуд, тогда когда совершает намаз жестами, делать ифтитах такбир стоя?

Ответ: Нет, тот кто не может делать суджуд не встает.

Вопрос: Тот кто не может встать если сел, делает намаз сидя?

Ответ: Если когда садится можеь сделать суджуд, то стоя произносит такбир, остается на ногах сколько может и затем совершает намаз сидя.

Вопрос: У меня на правой брови рана которая во время суджуда начинает кровоточить. Могу ли делать суджуд прислонив только левую сторону лба или приложить только нос?

Ответ: Да можно.

Вопрос: Если к окончанию действия наркоза время намаза выходит то что нужно делать?

Ответ: Объединяются два намаза.

Ответ: Если исходит опасность от врага, зверя, или не не может встать из-за болезни, или все вокруг в грязи и не найти сухого клочка земли то намаз делают жестами. Перечитывать такой намаз не нужно. (Халеби)

Вопрос: Как совершает намаз больной шизофренией?

Ответ: Если у больного нет устойчивого неадекватного поведения то совершает намазы когда нет приступов. Если будут пропущенные намазы то делает каза.

Вопрос: Обязателен (фарз) ли намаз не имеющего обе руки, обе ноги?

Ответ: Да обязателен. Каждый делает поклонения насколько ему хватает сил. Тот кто не может стоять, делает намаз сидя, кто не может сидеть делает намаз жестами. Если не может сделать омовение, делает таяммум.

Вопрос: Как делает намаз тот у кого один или несколько узров (извинительных состояний)?

Ответ: Ему лучше будет следовать мазхабу Малики. Потому что по Малики, если не возникли причины нарущающие омовения, появление узра (уважительная причина) не нарушает омовение. По Малики, что стать обладателем такого состояния, достаточно если один раз появится то что нарушает омовение. Непрерывное появление в течений времени одного намаза, здесь не является обязательным. Тот у кого не держиться моча или газы, перед или во время намаза, т.е. люди которые не могут удержать выход мочи или газов, или же из раны пойдет кровь или гной, будет кровоточит геморрой или же какое-либо другое место, чтобы его омовение не портилось, следует мазхабу Малики. (М. Арбаа)

Вопрос: С наступением времени намаза, если порежется палец или другое место и кровь не остановится в промежуток времени одного обязательного намаза, то в таком состояний можно отложить совершение намаза до времени окончания намаза. А если такое случится с наступлением времени ночного намаза, то нужно ли ждать остановки крови до времени наступления имсак совершения ночного намаза и намаза?

Ответ: Да. Но если следовать Малики то можно сделать намаз сразу и не ждать до утра.

Вопрос: Какое количество крови нарушает омовение? Нарушает ли если плевок больше чем наполовину окрашен кровью?

Ответ: У того кто следует мазхабу Малики любое количество крови из раны или из-за болезни изо рта не нарушает омовение. А по мазхабу Ханафи, если при вытираний зубов рукой в руке остается кровь, то нарушается из-за того что вышла кровь, но кровь при надкусываний яблока или кровь на мисуаке не нарушает. Если в выплюнотом плевке кровью окрашена меньшая часть плевка, то не нарушается.

Вопрос: Один человек недавно начал совершать намаз. При каждом намазе его беспокоят газы. Он чувствует что выходят газы. Такое состояние возникает только когда стоит на намазе. Это вынуждает его по несколько раз делать омовение. Что ему делать?

Ответ: На этот счет есть несколько хадисов. Это проделки шайтана. Дует на задний проход и подвергает человека сомнениям. И поэтому наш любимый пророк сказал: «Пока не было слышно звука и запаха, омовение не портиться.» Т.е. это наущение шайтана и обращать внимание на это не нужно. Если омовение и вправду нарушается то следует мазхабу Малики. По Малики, газы которые вышли не по своей воле не нарушают омовение.

Вопрос: Может ли женщина из-за выдлений которая появилась на один день следовать мазхабу Малики?

Ответ: Да.

Вопрос: На завтра мне назначена операция для лечения гайморита. В нос вставят тампон. Что мне делать при омовений, при намазе? Заранее спасибо.

Ответ: Мыть носовую полость при омовений не является фарзом. Т.е. тут нет никаких проблем. Пока вы проснетесь от наркоза может выйти время намаза. В таком случае вы можете объединить два намаза следуя мазхабу Ханбали. Например если операция назначена к полудню, то аср можете прочитать с полуденным намазом. Если операция пройдет утром и вы можете пропустить полуденный намаз, то прочитаете полуденный с асром. Если операция пройдет после времени аср, то магриб прочитаете во время ночного намаза. Постарайтесь прочитать оба намаз одновременно. Если вы следуете Малики, то объединяете намазы по Малики а не по Ханбали. Во время болезни, по Малики можно объединять намазы.

Вопрос: Спрашивает один мой друг: Хочу сделать омовение но с надрезов на лице не перестает идти кровь. Можно ли в таком случае взять омовение по мазхабу Малики?

Ответ: Да можно. Но закрыть раны пластырем будет еще лучше. Если не будет крови и не нужно будет делать омовение по Малики, если идет кровь то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Сегодня до полудня у меня был вырван зуб. После этого кровь не остановилась. Чтобы не пропустить полуденный намаз я следовал мазхабу Малики чтобы не пропустить намаз. Но кровь не остановилась до сих пор. Должен ли я возместить этот полуденный намаз?

Ответ: У вас даже не было нарушено омовение. С этим омовением вы можете сделать намаз аср и магриб. Если конечно не было еще какой-либо причины нарушающей омовение. Появление крови в Малики не нарушает омовение и нет нужды восстанавливать намаз.

Вопрос: Если от холода потрескаются губы или руки, то нарушается ли омовение у того кто последовал мазхабу Малики?

Ответ: Нет не нарушается. Естественные причины не нарушают. Нарушает если причина была от чьего-либо воздействия.

Вопрос: Если больной которого постоянно рвет будет следовать мазхабу Малики, то его омовение не будет нарушаться?

Ответ: Да.

Вопрос: Мне сделали операцию где вскрыли жтивот и повесили снаружи мешок с которой иногда капает наджаса (нечистота). Можно ли мне следовать мазхабу Малики?

Ответ: Да.

НАМАЗ В БОЛЬНИЦЕ

Вопрос: Если кровать тяжело больного в больнице расположена неудобно по отношению к Кибле, то как ему нужно совершать намазы?

Ответ: Если Кибла справа, делает намаз повернувшись на правй бок, если слева, то поворачивается на левый бок. Если Кибла в ногах, то под голову подкладывается подушка чтобы лицо смотрело на Киблу. Если Кибла со стороны головы, то голову нужно повернуть к Кибле насколько это возможно. Намаз предпочтительнее читать на правом боку чем на левом. Лучше если намаз бьудет седалн лежа на спине и жестами чем лежа на правом боку.

НАМАЗ БЕРЕМЕННОЙ

Ответ: Если в намазе ей трудно вставать то может поставить рядом стул и моежь делать намаз оперевшись на него. Если и так не может стоять то может читать сидя. Если во время сидения не может делать суджуд то может делать жестами. Т.е. для рукуу немного наклонить тело, для суджуда сделать наклон побольше.

ОДНОРУКИЕ

Вопрос: Как держит руки в намазе тот у кого нет одной руки?

Ответ: Также как имеющий обе руки. Руки ставит под пупком.

НАМАЗ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Вопрос: Если врачи говорят беременной «Не двигайся потеряешь ребенка, вам все время нужно лежать», то может ли она чтобы не потерять ребенка делать намазы сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, может.

ЧИТАЯ НАМАЗ СИДЯ

Вопрос: Может ли протянут ноги к Кибле тот кто не может стоять в намазе, но может сидеть подложив ноги под себя, сесть скрестив ноги?

Ответ: Ноги к Ки бле может вытянуть тот кто не может согнуть колени. Если колени сгибаются то нужно сесть поджав их под себя. Вытягивать ноги к Кибле имея при этом возможность подогнуть их под себя или скрестить является макрухом. Если может сидеть подогнув под себя колени то должен делать суджуд. Если не может делать суджуд то делает их жестами.

ЕСЛИ ПРОТИРАНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ

Вопрос: Если Ханафиту или тому кто следует Малики может навреддить протирание головы, может усилить болезнь то можно ли отказаться от протирания?

Ответ: По Шафии если протереть самую малую часть головы, например даже если протереть одним пальцем то считается фарз выполненным. Если надежные и хорошие специалисты врачи сказали что протирание головы может навредить, то можно следуя мазхабу Шафии протереть небольшую часть головы.

Вопрос: Если при намазе стоя происходит неудержание мочи, газов, или начинает кровточить рана, а при намазе сидя такого не происходит то намаз нужно делать сидя?

Ответ: Да, если при чтений сидя такого не происходит, то намаз нужно делать сидя и жестами. Потому что является уаджибом остановить выделения пластырем, бинтом, лекарствами или другими способами. (Саадати Абадийа)

Если это помогает при таких ситуациях, то делать намаз сидя и жестами чем делать стоя но с непрекращающимися выделениями.

Если выделения происходят только во время суджуда то суджуд не делают. Если происходит во время кияма, то отвергают киям (стояние во время намаза), и делают намаз сидя и жестами, чтобы не было выделений. Если во время выделения следовать мазхабу Малики то такая уважительная причина не нарушает омовение. В таком случае нет необходимости совершать намаз жестами. В таких случаях будет лучше следовать мазхабу Малики.

НАМАЗ ЖЕСТАМИ

Вопрос: Можно ли делать пропущенные в здоровое время намазы во время болезни с таяммумами или же жестами?

Ответ: Да, разрешено. Псоле выздоровления восстанавливать эти намазы не нужно. (Дюрар. Маджмуаи Зухдийа)

Вопрос: Когда делают намаз сидя, жестами и за имамом, то ноги сидящего заходят за ноги имама. Будет ли в таком случае намаз действительным?

Ответ: При коллективном намазе придают значение как находятся ноги. Если пятки находятся впереди пяток имама то намаз окажется недействительным. Но в случае когда намаз совершают жестами не так. В этом случае обращают внимание не на расположение пяток а расположение головы. Если голова совершающего намаз жестами находится на одном уровне с головой имама, и ноги будут находиться впереди ного имама, намаз будет действительным.

ПРО ТЕХ КТО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СУДЖУД

Вопрос: Как делает намаз человек который может стоять не может сделать суджуд?

Ответ: Если больньной не может сделать суджуд даже если может стоять, то делает намаз сидя, жестами. Можно делать стоя и жестами. Делать намаз сидя и жестами лучше чем стоя и жестами. (Мультака - Маджмуаи Зухдийа)

НАМАЗ ЖЕСТАМИ

Вопрос: Больной который не може сделать суджуд поставив голову на пол, совершая намаз жестами куда должен ставить руки?

Ответ: В первую очередь складывает руки ниже пупка. Когда наклоняется для рукуу ставит руки на бедра. Для суджуда наклоняется немного больше. Руки ставит немного дальше чем на рукуу. Если руки не поставит таким образом, намаз окажется недействительным. Если будет ставить таким образом чтобы было понятно в рукуу, суджуде или ташаххуде, и ему самому и другим будет легко понять в каком положений он сейчас находится.

НАМАЗ СИДЯ

Вопрос: Беременная на последних месяцах в намазе может делат суджуд, но встает на ноги с трудом. Можно ли ей совершать намаз сидя?

Ответ: Если беременной или больному человеку очень трудно вставать то справа или слева ставят стул и встают опираясь на него. Если трудно вставать таким образом то делают намаз сидя. Судя по тому что может сделать суджуд намаз может начать стоя. Если не может сделать суджуд, начинает намаз не стоя а сидя. Тот кто может сделать суджуд, намаз должен начинать стоя.

Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз

Как совершает молитву тот, кого постигла болезнь

Единогласны ученые в том, что тот, кто не может совершать молитву стоя, должен молиться сидя. Если он не способен молиться сидя, то должен молиться лежа на боку, направив лицо в сторону кыблы. И желательно для него лежать на правом боку. Если не способен делать намаз лежа на боку, то должен делать его лежа на спине, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя, а если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь, то лёжа на боку». Хадис передал Аль-Бухари, и добавил Ан-Насаи: «А если не сможешь, то лежа на спине».

Не спадает обязанность совершать молитву стоя с того, кто может стоять, но не может совершать поясной и земной поклон. Он совершает молитву стоя и наклоном головы обозначает поясной поклон, затем садится и наклоном обозначает земной поклон. Согласно словам Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно». Сура «Корова», аят 238. И согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя». И так же опираясь на общий смысл слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». Сура «Взаимное обманывание», аят 16.
Если болезнь постигла его глаза, и сказали заслуживающие доверия ученые врачи: «Твое выздоровление возможно, если ты будешь совершать намаз лежа на спине, а если не будешь поступать так, то невозможно». - То он должен молиться лежа на спине.
При невозможности совершать поясные и земные поклоны, он обозначает их наклонами, и склоняется для суджуда (земного) больше чем для рукуа (поясного). Если он неспособен совершить только лишь суджуд, то он совершает как положено поясной поклон и обозначает земной поклон наклоном. Если не может сгибать и наклонять спину, то сгибает шею и наклоняет голову. И если его спина искривлена так, словно бы он в положении поясного поклона, то, если он желает совершить поясной поклон, пусть наклонится немного, и при земном поклоне пусть приблизит лицо к земле больше, чем при поясном поклоне, настолько, насколько сможет. Если неспособен он наклонять голову, то, достаточно для него иметь это в намерении и произносить (то что произносится в рукуа и суджуде).

Не спадает обязанность совершения намаза в любом положении до тех пор, пока разум и сознание человека при нем, согласно упомянутым ранее доводам.

И когда больной уже может выполнять в намазе то, что ранее не мог - будь это стояние, сидение, поясной поклон, земной поклон, наклон - он переходит к совершению этого во время молитвы.
Если проспал больной, или же обычный человек, намаз, или забыл о нем, то он обязан выполнить молитву тогда, когда проснется или когда вспомнит, и не разрешено ему откладывать эту молитву до наступления времени подобной ей, чтобы прочитать ее в то время. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто проспал молитву или забыл о ней, пусть совершит ее когда вспомнит. Нет ей другого возмещения кроме этого». И затем он, мир ему и благословение Аллаха прочитал аят: «И выстаивай молитву, чтобы помнить обо Мне«. Сура «Та ха», аят 14.3

Не разрешается оставлять молитву, в каком бы положении не был человек. Обязательно для совершеннолетнего (по исламским меркам) в здравом уме человека заботиться о своей молитве и беречь ее в дни болезни еще больше, чем в дни когда он здоров. Даже если он болен, нельзя оставлять, откладывать молитву так, что выйдет ее время - и так до тех пор, пока человек в сознании и разум при нем. Он должен совершать молитвы в положенные для них времена так, как способен это делать. А если он намеренно оставляет молитву, зная о шариатском положении совершеннолетнего разумного человека, способного ее совершать (пусть даже обозначая движения наклонами головы) - то говорили ученые, что он попал в неверие. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Договор, который между нами и ними - молитва, и кто оставил ее - впал в неверие».4 Так же согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Главой всего является Ислам, его опора - молитва, а его крыша - борьба (джихад) на пути Аллаха».5
Если сложно для него совершать каждый намаз в его время, то пусть объединяет по времени обеденный (зухр) с предвечерним (аср), а так же вечерний (магриб) с ночным (иша), совершая их во время первого намаза (зухр, магриб) или во время второго (аср, иша) - исходя из того, что легче для него. Если пожелает то пусть перенесет предвечерний намаз (аср) на время обеденного (зухр), или пусть перенесет обеденный (зухр) на время предвечернего (аср). Если пожелает то пусть перенесет ночной (иша) к вечернему (магриб) и сделает их во время магриба, или перенесет магриб на время иша. А что касается утреннего намаза (фаджр), то он не объединяется по времени ни с намазом который до него (иша), ни с намазом, который после (зухр), потому что время его отделено от времени намаза который до него и от времени намаза, который после него.
Это то, что касается положений молитвы для больного.
Прошу Пречистого и Возвышенного Аллаха, чтобы исцелил он мусульман, которых постигла болезнь, и стер им их плохие дела, и облагодетельствовал всех нас прощением и благополучием в этой жизни и в жизни последней, поистине Он - Щедрый и Великодушный. И да благословит Аллах и ниспошлет мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

«Аль-маджму’уль муфидуль мумтаз
мин кутубиль аллямати Ибн Баз
филь акыдати уа ссаляти уа ззакати
уа ссауми уаль хадджи уаль азкар», с. 81 - 82.

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры - намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело . В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл...» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда () должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) - половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Множество хадисов подчеркивает тот факт, что совершать намаз очень важно. Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане обращаются к прописанным в хадисах правилам. Наименование данной молитвы переводят как нечетный. Все дело в том, что в ней нечетное число ракаатов. Рассматривая то, как совершать намаз Витр по Сунне, мусульмане обычно выбирают 3 ракаата.

О времени

Четко регламентируется и время отправления данной молитвы. Так, время намаза Витр - после молитв Иша, оно длится до зари. Выстаивание данной молитвы - сунна, которая была узаконена в Шариате. Вместе с тем, имам Абу Ханифа считал ее ваджибом.

О порядке

Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане указывают два различных способа. Согласно первому, необходимо совершить 2 ракаата. Уже после совершается дуа «Кунут» до поясного поклона.

Второй способ заключается в выполнении трех ракаатов, но с отличиями от молитвы Магриб. В данном способе не нужно совершать земного поклона после второго ракаата. Он сразу начинает третий ракаат. Помимо этого, определяя, как совершить намаз Витр, мусульмане решили читать последнюю часть - третий ракаат - до поясного поклона.

Витр порой рассматривают как часть ночных молитв, которые тоже считаются сунной. После того, как читать намаз Витр, важно закончить его дополнительным ракаатом. Молитва читается как после Иша, так и перед отходом ко сну. Имамы, указывая, как совершить намаз Витр, отмечают, что особенно благодатно читать его в последней трети ночи. Но если верующий испытывает страх того, что посреди ночи с такой целью не проснется, лучше прочитать его перед сном.

О значении

Согласно преданиям, пророк Мухаммад совершал намаз Витр каждый день. Это одна из основных молитв, восполняющих неточности либо погрешности, которые допускаются при совершении фардов. Отвечая на вопрос, обязателен ли намаз Витр, посланник Аллаха говорил, что такая молитва является обязанностью для каждого мусульманина.

Инструкция

Витр совершается так же, как и три ракаата фарда вечерних молитв, исключая намерение, короткие суры. Важно отметить, что, если мусульманин еще не выучил дуа Кунут, он может поначалу заменять его на дуа.

После того, как был прочитан дуа, делается поясной поклон. Шафииты дуа читают в третьем ракаате, не поднимая кисти рук, как ханафиты. Когда мусульманин выполнил поясной поклон и поднялся, он не сразу опускается в земной поклон. Он сначала прочитывает дуа Кунут, а затем завершает молитву земным поклоном.

Надо ли возмещать Витр?

Богословы считают, что в случае пропуска Витра не имеет смысла возмещать его - это не грех. В то же время человек, пропустивший данный намаз, лишается благ, которые содержатся в следовании сунне Пророка. Если человек намеревался совершить данную молитву, но проспал, Пророк рекомендовал проснуться и совершить ее. Таким образом, восполнять Витр можно, если было пропущено нужное для молитвы время.

Многие считают, что восполнять данную молитву обязательно. Однако, некоторые указывают, что это делать не нужно, хотя и запрета на это нет. Есть споры и по поводу времени, в течение которого молитву, которая была пропущена, можно восполнять. Согласно одной из версий, восполнять ее можно до утренних молитв. Согласно другой - до того, как Солнце войдет в фазу зенита. А кто-то указывал, что восполнением можно заниматься до послеполуденной молитвы. Есть еще одно мнение: восполнять Витр можно в течение последующих лет в ночное либо дневное время.

Другие молитвы после намаза Витр

У некоторых мусульман возникают вопросы, можно ли отправлять другие молитвы после того, как был совершен намаз Витр? Пророк совершал по 2 ракаата дополнительных молитв после совершения Витра. То есть, когда Витр не отложен на конец ночи, а отправляет в начале ее, после такого намаза допустимо читать еще молитвы. Но повторно заниматься прочтением Витра при этом нельзя. То есть более одного Витра за одну ночь не допускается.

Несмотря на то, что данная молитва заключительная, когда человек совершает ее в начале ночи, боясь проспать, а после просыпается до начала времени утренних молитв, он может заниматься прочтением дополнительных молитв - к примеру, Тахаджуд, не читая снова Витр-намаза.

Намаз Витр для женщин

Весьма частый вопрос - как совершать намаз Витр для женщин? На первом ракаате, когда мужчины поднимают руки по направлению ладоней к Кыблы, женщины поднимают руки с таким же направлением, но с сомкнутыми пальцами таким образом, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч.

Во время стояния в Кыяме, когда мужчины кладут правую руку на левую, обхватывая пальцами кисть левой руки, женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.

После, когда совершается поясной поклон, мужчины руки кладут на колени, сохраняя прямыми ноги и спину, а женщины сгибают колени и спину не полностью, пальцы же они собирают вместе.

При выпрямлении, уже после того, когда было произнесено «Раббна лякяль хамд», совершается земной поклон. Во время него, когда мужчины локтями не касаются земли, женщины локти прижимают к бокам, а ногами не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа.

После, во время совершения сидения между двумя поклонами, лоб отрывается от земли, человек садится на колени. Мужчины садятся на левую ногу, а пальцами правой ноги указывают в направлении Кыблы. Женщины же садятся на левое бедро, подбирая под себя обе ноги и направляя стопы в правую сторону, пальцами обращаясь к Кыбле.

Выходя из суджуда, нужно поднять голову, руки и подняться с колен. Мужчины, читая второй ракаат, складывают руки на животе, а женщины на груди.

О разногласиях школ

О том, как правильно совершать намаз Витр, спорило множество школ и ученых. В ханафитских и маликитских богословских школах лучшим вариантом было признано совершение трех ракаатов. Порядок, согласно их версии, должен быть таким же, как и у вечерних молитв - магрибов. Исключение здесь одно - в каждом ракаате прочитывают кораническую суру. В третьем дополнительно читают дуа-кунут. В качестве доказательства правомерности данной версии ее сторонники приводят хадис от Айши - «Пророк совершал витр в 3 ракаата, произнося приветствие лишь в самом конце молитвы».

Во втором способе, разрешенном в шафиитском и ханбалитском мазхабе, намаз Витр совершают также с тремя ракаатами. Однако, отличие здесь в том, что при прочтении второго ракаата не делают сидения. Верующий сразу поднимается, чтобы прочитать «Фатиху» - это дополнительная сура. Затем совершается такбир, произносится дуа-кунут. Далее молитва завершается в самом обычном порядке. Доказательство правомерности данного способа приводится в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, в котором указано, что посланник Аллаха совершает молитву, не сидя между вторым и третьим ракаатом.

В маликитском мазхабе весьма популярна другая манера прочтения намаза Витра. Представители его делят молитву напополам. Прежде всего, они совершают два ракаата, произнося приветствие - салям. Затем они останавливаются ненадолго, а далее прочитывают дополнительно еще один ракаат. При этом они ссылаются на хадис от Ибн Умара - в нем указано, как Пророк Мухаммад делит намаз Витр напополам - он читает два ракаата с приветствием и один ракаат дополнительно.

Помимо этого, ряд мусульман совершает более трех ракаатов в сутки. Их может быть и пять, и семь, и все одиннадцать. Такая процедура разрешается в шафиитском и Помимо этого, в данных богословских школах допускается совершение намаза Витра и в одном ракаате. Подтверждение допустимости данной версии содержится в сунне Заключительного посланника Аллаха Аль-Бухари. Есть хадис, в котором Пророк Мухаммад указывает, что, если рассвет наступает уже очень скоро, допустимо читать намаз Витр в один ракаат.

Таким образом, практикуются мусульманами все перечисленные разновидности намаза Витр, и у каждого есть право на существование.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot