Назначение масляного насоса. Масляный насос.

В системе смазки с сухим картером масляный насос дополнительно выполняет функцию перекачки масла из картера двигателя в масляный бак.

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала или распределительного вала с помощью приводного вала.

По характеру управления масляные насосы разделяются на нерегулируемые и регулируемые. Нерегулируемые насосы поддерживают постоянное давление в системе смазки с помощью редукционного клапана. В регулируемых насосах постоянное давление поддерживается путем изменения производительности насоса. В зависимости от конструкции различают масляные насосы шестеренного и роторного типа.

Масляный насос шестеренного типа представляет собой две шестерни – ведущую и ведомую, размещенные в корпусе. Масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный канал. Производительность шестеренного насоса пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При превышении давления нагнетаемого масла определенной величины срабатывает редукционный клапан и перепускает часть масла во всасывающую полость или непосредственно в картер двигателя.

Различают два вида конструкций шестеренных насосов:

  1. шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни );
  2. шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне ).

При равной производительности шестеренный насос с внутренним зацеплением имеет меньшие габаритные размеры. Масляные насосы шестеренного типа являются нерегулируемыми.

Масляный насос роторного типа объединяет два ротора – внутренний (ведущий) и внешний (ведомый), которые помещены в корпус. Масло всасывается в насос, захватывается лопастями роторов и нагнетается в систему. Также как в шестерном насосе, при необходимости срабатывает редукционный клапан. Указанную конструкцию имеет нерегулируемый роторный насос.

Более совершенной конструкцией является регулируемый масляный насос роторного типа, который обеспечивает постоянное давление во всем диапазоне частоты вращения коленчатого вала.

Для реализации функции регулирования давления в конструкцию роторного насоса добавлен подвижный статор с регулировочной пружиной. Регулирование производится путем изменения объема полости между ведущим и ведомым роторами за счет поворота статора.

Применение регулируемого масляного насоса позволяет снизить величину отбираемой мощности от двигателя (в среднем на 30%), износ масла благодаря меньшей оборачиваемости, вспенивание масла.

Принцип работы регулируемого роторного насоса

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивается потребность в масле и соответственно происходит падение давления в системе. С падением давления регулировочная пружина сдвигает статор, который в свою очередь изменяет положение ведомого ротора. Соответственно увеличивается объем всасывающей полости и повышается производительность насоса.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя, уменьшается расход масла и повышается давление в системе. За счет повышения давления сжимается регулировочная пружина, которая перемещает статор и изменяет положение ведомого ротора. Это приводит к уменьшению объема всасывающей полости и снижению производительности насоса.

Устройство масляных насосов


К атегория:

Маслянные насосы и фильтры тракторов

Устройство масляных насосов


Масляный насос служит для создания непрерывной циркуляции масла в системе смазки и подачи его под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя.

Масляные насосы тракторных и комбайновых двигателей шестеренчатого типа (рис. 1) приводятся в действие от распределительной шестерни коленчатого вала.

В расточках корпуса, плотно закрытого с торца крышкой, вращаются стальные шестерни, одна из которых является ведущей, а вторая - ведомой. Корпус и крышку изготовляют из чугуна.

Масло через маслоприемник с сеткой поступает в корпус насоса, заполняет впадины между зубьями вращающихся шестерен и подается в нагнетательный канал системы смазки двигателя. При прохождении через маслопроводы, фильтры и зазоры в сопряжениях смазываемых деталей масло испытывает большое сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, насЬс должен развивать высокое давление. Для этого шестерни устанавливают в насосе с минимальными зазорами, достаточными лишь для свободного их вращения.

Насос имеет редукционный клапан, разгружающий систему смазки при чрезмерном повышении давления. Повышение давления всего наблюдается при пуске двигателя, когда вязкость масла большая и прохождение его через маслопроводы, фильтры и зазоры в подшипниках затруднено. При повышении давления масла сверх нормального открывается редукционный клапан и масло перепускается в картер.

Рис. 1. Принципиальная схема работы масляного насоса.

Основной характеристикой шестеренчатого насоса является его производительность, которая определяется количеством масла, нагнетаемого насосом за 1 мин при нормальном режиме работы двигателя (числе оборотов, противодавлении и вязкости масла).

В дальнейшем при рассмотрении устройства масляных насосов, установленных на двигателях определенных марок, для каждого значения производительности будут указываться число оборотов и величина противодавления при постоянной кинематической вязкости масла, равной 20 сст, и температуре +20°.

В зависимости от количества парных шестерен, смонтированных в одном блоке, масляные насосы делятся на одно-, двух- и трехсекционные. В большинстве тракторных и комбайновых двигателей применяются односек-ционные масляные насосы и лишь в двигателях КДМ-46 (тракторы С-80) и КДМ-100 (тракторы С-100)-трехсекционные.

В насосе двигателей КДМ-46 и КДМ-100 имеется одна пара шестерен (рис. 2) нагнетательной секции и две пары шестерен откачивающих секций.

Шестерни откачивающих секций (передней и задней) отсасывают масло из передней и задней частей поддона картера и подают его в центральный маслосборник, откуда масло нагнетательной (первой) секцией подается к трущимся поверхностям деталей двигателя.

Работа секций насоса, откачивающих масло из передней и задней частей поддона в центральный маслосборник, гарантирует надежную смазку дизеля при движении трактора на подъем или под уклон.

Шестерни нагнетательной секции расположены в корпусе, шестерни откачивающих секций - в корпусах насоса.

Откачивающая и нагнетательная секции отделены одна от другой плитами, а по краям закрыты передней и задней крышками. Чтобы обеспечить плотное прилегание и предотвратить утечку масла, опорные поверхности крышки, а также плоскости прилегания плит и корпусов откачивающих и нагнетательных секций шлифуют.

Ведущие шестерни секций закреплены на валике шпонками. Шестерня нагнетательной секции соединена с валиком еще штифтом, благодаря чему валик удерживается от продольного перемещения. Опорами этого валика служат бронзовые втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки насоса.

Ведомые шестерни свободно вращаются на оси, концы которой плотно посажены в переднюю и заднюю крышки насоса.

Масло от нагнетательной секции по трубке, запрессованной в отверстиях плиты и задней крышки, поступает к сверлению в задней крышке. Передняя и задняя крышки насоса скреплены шпильками. К боковому и нижнему фланцам передней крышки насоса крепятся трубка переднего маслЬприемника и центральный масло-приемник, а к фланцу задней крышки - трубка заднего маслоприемника. Редукционный клапан насоса плунжерного типа расположен в передней крышке. Пружина прижимает клапан к фаске гнезда клапана и перекрывает движение масла из насоса в поддон картера. При повышении давления масла в магистрали более 6 кг/см2 клапан преодолевает сопротивление пружины и перепускает масло по сливной трубке в поддон.

Масляный насос крепят к привалочной плоскости блок-картера болтами и установочными штифтами.

Вращение валу насоса передается от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала, промежуточную шестерню, приводной валик и шлицевую муфту. Число оборотов ведущего вала насоса такое же, как и число оборотов коленчатого вала. Производительность масляного насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 при противодавлении 2,0-2,2 кг!см2 и числе оборотов 1000 в минуту составляет 30 л/мин.

Односекционные насосы тракторных и комбайновых двигателей почти одинаковы по устройству. Поэтому рассмотрим лишь особенности их конструкций.


Рис. 2. Масляный насос двигателей КДМ-46 и КДМ-100: 1 - центральный маслоприемник; 2 - сетчатый фильтр маслоприемника; 3 - передняя крышка-4 – валик ведущих шестерен; 5 - корпус нагнетательной секции насоса; 6 - ведущая шестерня нагнетательной секции; 7 – корпус передней откачивающей секции; 8 – ведущая шестерня откачивающей секции; 9 – корпус задней откачивающей секции; 10 – задняя крьшка; 11 – ось ведомых шестерен; 12 - ведомая шестерня откачивающей секции; 13 - плита откачивающих секций; 14 - плита нагнетательной секции; 15 – ведомая шестерня нагнетательной секции; 16 - редукционный клапан; 17 - пружина клапана; 18 - винт редукционного клапана; 19 - сливная трубка; 20 - трубка.

Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75 (тракторы ДТ-54А и Т-75). В точно обработанных цилиндрических колодцах корпуса (рис. 3) насоса размещены ведущая и ведомая шестерни.

Ведущая шестерня напрессована в горячем состоянии на шлицы валика, который вращается в двух бронзовых втулках: Передний конец валика 6 шлицами соединяется с валиком шестерни привода масляного насоса через промежуточный валик и две шлице-вые муфты.

Ведомая шестерня вращается на оси, установленной в корпусе насоса. Для уменьшения износа оси в отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка и, кроме того, трущиеся поверхности втулки и оси смазываются маслом, поступающим через отверстие.

Для сохранения соосности отверстий под валик в корпус насоса запрессованы два установочных штифта, по которым фиксируют точно обработанные отверстия крышки, закрывающей полость шестерен. Чтобы обеспечить плотное прилегание, опорные поверхности крышки и корпуса насоса шлифуют.

К фланцу приемного канала насоса привернут болтами кожух маслоприемника с сеткой, через которую проходит масло, засасываемое насосом.

Редукционный клапан насоса расположен в специальной выточке корпуса, соединенной с нагнетательным каналом. При повышении давления в канале 8 более 6,5 кг/см2 стаканчик редукционного клапана отходит вниз и часть масла через отверстие стекает в поддон картера.

Производительность масляного насоса двигателя Д-54А при противодавлении 2,5-3 кг/см2 и числе оборотов 975 в минуту составляет 48 л/мин, а двигателя Д-75-55 л/мин при 1125 об/мин.

Масляный насос двигателей типа СМД (тракторы ДТ-75 и Т-74, а также самоходные комбайны СК-3 и СК-4) расположен в передней части картера. Он приводится в действие от шестерни коленчатого вала, сцепляющейся с шестерней (рис. 4) привода, которая закреплена на переднем конце валика сегментной шпонкой и гайкой. Гайка навернута на резьбовой конец валика и фиксируется от проворачивания стопорной шайбой. Шестерня ограждена штампованным лотком, который препятствует чрезмерному разбрызгиванию масла в поддоне вращающейся шестерней. Стык лотка и крышки насоса уплотнен пр.окладкой.


Рис. 3. Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75: 1 - кожух маслоприемника; 2 - дужка; 3 - фильтрующая сетка; 4 - болт; 5 - приемный канал; в - валик; 7 - корпус насоса; 8 - нагнетательный канал; 9 - установочный штифт; 10 - ось ведомой шестерни; 11 - канал для стока масла в поддон картера; 12 - стаканчик редукционного клапана; 13 - отверстие для стока масла в поддон картера; 14 - пружина; 15 - регулировочный винт; 16 - гайка; 17 - отверстие для подачи масла к оси ведомой шестерни; 18 и 19 - втулки валика; 20 - крышка; 21 - ведущая шестерня; 22 - втулка ведомой шестерни; 23 - болт; 24 - ведомая шестерня.


Рис. 4. Масляный насос двигателей типа СМД: 1 - шестерня привода; 2 - шпонка; 3 - гайка; 4 - стопорная шайба; 5 и 13 - втулки валика ведущей шестерни; 6 -- лоток; 7 - крышка; 8 - корпус насоса; 9 - втулка ведомой шестерни; Ю - ось ведомой шестерни; 11 - ведомая шестерня; 12 - валик ведущей шестерни; 14 - ведущая шестерня; 15 - болт; 16 - штифт.

Валик ведущей шестерни вращается в двух чугунных втулках, одна из которых запрессована в крышку, а другая - в корпус масляного насоса. Соосность опор валика ведущей шестерни достигается совместной штифтовкой корпуса и крышки насоса и обработкой отверстий с одной установки.

Ведущую шестерню в горячем состоянии напрессовывают на валик. Более прочное крепление шестерни достигается неглубокими продольными проточками на валике.

Ведомая шестерня посажена на втулку и вращается на оси, запрессованной в корпус масляного насоса.

В корпусе масляного насоса со стороны нагнетательного отверстия расположен редукционный клапан, отрегулированный на давление 6,5-7 кг/см2. Натяжение пружины редукционного клапана осуществляется поворотом резьбовой втулки. После регулировки резьбовая втулка фиксируется в корпусе клапана стопорным кольцом и клапан пломбируется.

Производительность масляного насоса двигателей СМД с размером цилиндров 115×130 мм при противодавлении 4-5 кг/см2 и 1700 об1мин составляет 42 л!мин. На двигателях СМД с размером цилиндров 120X140 мм число оборотов масляного насоса повышено благодаря изменению числа зубьев приводных шестерен; его производительность равна 50 л/мин при противодавлении 6-6,5 кг/см2.

Масляный насос двигателей тракторов Т-38 и «Беларусь» (МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС, МТЗ-7МС, МТЗ-50ПЛ) создан на базе масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 (рис. 5).

Ведущая шестерня устанавливается на валике с помощью сегментной шпонки. Осевое перемещение шестерни ограничивается пружинным упорным кольцом 5. Валик вращается в двух бронзовых втулках 3 и Р, одна из которых запрессована в корпус насоса, а другая - в крышку.


Рис. 5. Масляный насос двигателей Д-35 и Д-36: 1 - корпус; 2 - ось ведомой шестерни; 3 - втулка корпуса; 4 - валик; б - пружинное упорное кольцо; 6 - шпонка ведущей шестерни; 7 - ведущая шестерня; 8 -- крышка корпуса насоса; 9 - втулка крышки; 10 - ведомая шестерня; 11 - втулка ведомой шестерни; 12 - редукционный клапан; 13 - пружина клапана; 14 - прокладка пробки редукционного клапана; 15 - пробка редукционного клапана; 16 - регулировочные шайбы.

Ведомая шестерня с бронзовой втулкой вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.

Редукционный клапан размещен в крышке корпуса насоса. Своей боковой поверхностью клапан закрывает отверстие, сообщающее полость нагнетания в корпусе насоса с полостью всасывания. В случае повышения давления в системе смазки более 3-3,3 кг/см2 редукционный клапан перепускает излишек масла из полости нагнетания в полость всасывания. Усилие сжатия пружины клапана регулируют шайбами, установленными под пружину в углубление пробки.

К боковому фланцу корпуса насоса крепится масло-отводящий патрубок, соединяющий нагнетательную полость насоса с вертикальным каналом в блоке, по которому подводится масло к фильтрам.

Производительность масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 при противодавлении 2,8-3,0 кг/см2 и 1510 об/мин составляет 24 л/мин.

В модернизированных масляных насосах этого типа производительность увеличена до 35 л/мин при противодавлении 2,5 кг/см2. Повышение производительности достигнуто благодаря увеличению числа оборотов шестерен масляного насоса с 1510 до 1620 в минуту при номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя. Число зубьев ведущей и ведомой шестерен и их ширина остались без изменения, а модуль увеличен с 2,75 до 3,25 мм.

Для удобства промывки сетчатый элемент сделан съемным.

Детали привода и места крепления масляного насоса не изменены, поэтому насосы старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

Редукционный клапан масляного насоса, устанавливаемого на двигатели с фильтрами типа АСФО, регулируется на давление открытия 4,2 кг/см2, а клапан насоса, устанавливаемого на двигатели с реактивной центрифугой, - на 8 кг/см2 (двигатель Д-38) и 8,2-8,3 кг/сж* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л). Производительность масляного насоса составляет 30 л/мин при 1620 об/мин и противодавлении 5,5-6,0 кг/см2 (двигатель Д-38) и 1740 об/мин и противодавлении 5,8- 6,2 кг/см* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л).


Рис. 6. Масляный насос двигателя Д-50: 1- шестерня привода насоса; 2 - конический штифт; 3 - валик ведущей шестерни; 4 и 6 - втулки; 5 - крышка корпуса насоса; 7 - ведомая шестерня; 8 - корпус насоса; 9 - ось ведомой шестерни; 10 - сетка маслоприемника; 11 - маслоприемник; 12 - трубка, отводящая масло от насоса к блоку цилиндров; 13 - сегментная шпонка; 14 - пружинное кольцо; 15 - ведущая шестерня.

Масляный насос двигателей Д-48ПЛ, устанавливаемых на тракторы МТЗ-50ПЛ, более высокой производительности, чем насосы двигателей Д-40 и Д-48. При номинальных числах оборотов коленчатого вала 1700 в минуту и противодавлении 6,2-6,4 кг/см2 производительность масляного насоса составляет 38 л/мин. Производительность увеличена благодаря изменению передаточного отношения привода насоса, вследствие чего число оборотов масляного насоса возросло до 2380 в минуту. Редукционный клапан насоса регулируют на давление полного открыъия 10-10,3 кг/см2 (при нулевой производительности).

Масляный насос двигателей Д-50, устанавливаемых на тракторы iWT3-50 и МТЗ-52, улучшен по сравнению с насосом двигателя Д-48ПЛ.

Масляный насос крепится на крышке первого коренного подшипника и получает вращение непосредственно от шестерни коленчатого вала.

Шестерня (рис. 6) привода крепится на валике коническим штифтом с накаткой, а ведущая шестерня насоса - сегментной шпонкой.

В отличие от рассмотренных конструкций масляный насос двигателя Д-50 не имеет редукционного клапана. Последний смонтирован в корпусе масляной центрифуги.

Производительность масляного насоса составляет 35 л/мин при противодавлении 6,2-6,8 кг/см2 и 2600 об/мин его валика.

Масляный насос двигателей Д-28 (тракторы Т-28). Ведущая шестерня (рис. 7) с помощью штифта закреплена на конце ведущего валика, вращающегося в бронзовой втулке 6 корпуса масляного насоса. Ведомая шестерня вращается на оси 8, запрессованной в корпус насоса. Шестерни масляного насоса помещаются в расточках корпуса и закрыты крышкой. Для плотного прилегания крышки к корпусу плоскости разъема шлифуют и надежно затягивают болты крепления крышки. К корпусу насоса двумя болтами крепится трубка маслоприемника, приваренная к кронштейну. Внизу к этой трубке приварен колпак из листовой стали. К колпаку четырьмя винтами прикреплена сетка маслоприемника. Шестерня прцвода закреплена на консольном конце ведущего валика сегментной шпонкой, шайбой и болтом со стопорной шайбой 4.

В гнезде корпуса, сообщающемся с нагнетательной полостью масляного насоса, расположен редукционный клапан. Момент открытия редукционного клапана регулируют затяжкой пробки на давление 5,5 кг/см2.

Производительность масляного насоса не менее 13 л/мин при 1400 об/мин шестерен и противодавлении 4 кг/см2.

Масляный насос двигателей Д-30 и Д-37В (модернизированный трактор Т-28) расположен под крышкой распределительных шестерен, закреплен на переднем листе (рис. 8) четырьмя болтами и зафиксирован двумя установочными штифтами.


Рис. 7. Масляный насос двигателя Д-28: 1 - шестерня привода; 2 - шпонка; 3 - шайба валика; 4 - стопорная шайба; 5 и 22 - болты; б - втулка корпуса; 7 - ведущая шестерня; 8 - ось ведомой шестерни; 9 - ведомая шестерня; 10 - крышка насоса; 11 - корпус; 12 - трубка маслоприемника;. 13 - сетка маслоприемника; 14 - пробка редукционного клапана; 15 - пломба; 16 - пружина; 17 - редукционный клапан; 18 - болт; 19 - стопорная шайба; 20 - прокладка; 21 - фланец маслоприемника.


Рис. 8. Масляный насос двигателя Д-30: 1 - ведущая шестерня привода; 2 - корпус масляного насоса; 3 - ведомая шестерня привода; 4 - штифт с канавками; 5 - ведущая нагнетательная шестерня; 6 - валик ведущей шестерни; 7 - передний лист; 8 - ведомая нагнетательная шестерня; 9 - ось ведомой шестерни; 10, 11 и 15 - болты; 12 - крышка корпуса насоса; 13 - коленчатый вал двигателя; 14 - фланец подводящей трубки; 16 - фланец отводящей трубки.

Ведомая шестерня привода закреплена на валике б ведущей шестерни штифтом с канавками. Валик ведущей шестерни опирается на две втулки, запрессованные в расточки корпуса и крышки.

Ведущую шестерню, нагретую до 150-250°, напрессовывают на валик. Ведомая шестерня с запрессованной в нее втулкой вращается на оси.

Полость нагнетательных шестерен плотно закрыта крышкой, внутренняя и наружная плоскости прилегания тщательно прошлифованы. С задней стороны к корпусу насоса болтами прикреплен фланец подводящей трубки, а с передней - фланец отводящей трубки.

Редукционный клапан в системе смазки двигателя Д-30 расположен за пределами масляного насоса в передней части двигателя, с правой стороны его. Пружина редукционного клапана отрегулирована на давление 6 кг/см2.

Рис. 9. Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20: 1 - винт крепления крышки насоса; 2 - стопорное пружинное кольцо; 3 - ось ведомой шестерни; 4 - ведомая шестерня; 5 - корпус насоса; 6 - крышка корпуса; 7 - ведущая шестерня; 8 - шестерня привода; 9 - штифт; 10 - валик шестерни привода; 11 - установочный штифт; 12 - втулки; 13 - сетка; 14 - винт; 15 - кольцо; 16 - колпак маслоприемника; 17 - трубка маслоприемника; 18 - шариковый клапан; 19 - пружина; 20 - регулировочная пробка; 21 - проволока; 22 - фланец; а - разгрузочная канавка.

Производительность масляного насоса не менее 30 л/мин при 2350 об/мин ведущей шестерни.

Двигатель Д-37В создан на базе двигателя Д-30. В масляном насосе двигателя Д-37В изменено зацепление ведомой шестерни привода и ведущей нагнетательной шестерни 5 с валиком 6. Обе шестерни фиксируются на валике шпонками.

Масляный насос двигателя Д-37М, устанавливаемого на трактор Т-40, конструктивно не отличается от масляного насоса двигателя Д-37В.

Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20 крепят тремя болтами на передней внешней стенке картера. Между насосом и картером устанавливают картонную прокладку.

Масляный насос получает вращение от шестерни коленчатого вала через шестерню (рис. 9) привода, напрессованную на валик и предохраняемую от проворачивания штифтом. Валик шестерни привода вращается в чугунных втулках, запрессованных в корпус и крышку.

Плоская крышка фиксируется относительно корпуса насоса двумя штифтами и крепится к нему тремя винтами.

Ведущая шестерня напрессована на валик, на котором имеются продольные канавки для повышения надежности посадки шестерни.

Ведомая шестерня с запрессованной в нее чугунной втулкой вращается на оси 3, посаженной в расточки корпуса и крышки. От выпадения ось предохраняется стопорным кольцом. Фланец маслоприемника насоса двумя болтами крепят к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера. Между фланцем и картером ставят картонную прокладку.

В отверстии корпуса насоса со стороны нагнетательной полости установлен редукционный шариковый клапан. Редукционный клапан регулируется резьбовой пробкой 20 на давление 6,5 кг/см2.

Производительность масляного насоса при 1600 об/мин ведущей шестерни и противодавлении 4-4,5 кг/см2 составляет 20 л/мин.

К атегория: - Маслянные насосы и фильтры тракторов

В смазочной системе двигателя масло должно постоянно циркулировать, а на многие детали подаваться под давлением, иначе нормальная смазка будет невозможна. Циркуляцию и нагнетание масла в двигатель обеспечивает простой узел — масляный насос. О том, какие типы масляных насосов существуют и как они устроены, а также об обслуживании насосов читайте в этой статье.

Назначение масляного насоса

Смазка трущихся деталей двигателя осуществляется маслом, которое циркулирует в системе смазки мотора. При этом часть узлов и деталей смазывается только маслом под давлением, например, так осуществляется смазка коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. Эти задачи — циркуляция и подача его под давлением — решаются установленным в моторе . Однако в двигателях с «сухим картером» насос не только нагнетает масло в двигатель, но и откачивает масло из поддона картера и подает его в масляный бак.

В двигателях с «мокрым картером» масляный насос устанавливается в двигателе между расположенным в поддоне картера маслоприемником и масляным фильтром. В двигателях с «сухим картером» нагнетательный насос установлен между масляным баком и фильтром, а секции откачивающего насоса — между секциями картера (а также ) и масляным баком или вспомогательным масляным радиатором воздушного охлаждения.

Масляный насос предназначен для создания оптимального давления в системе смазки двигателя внутреннего сгорания, нуждающейся в постоянной циркуляции масла. Устройство приводит в движение распределительный или коленчатый вал с помощью вала привода.

Виды маслонасосов двигателей внутреннего сгорания

Большое разнообразие моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, их рабочих параметров и типов моторов обуславливают отличия в конструкции масляных насосов. По типу управления все модификации разделяются на регулируемые и нерегулируемые.

  • У регулируемых маслонасосов можно изменять производительность для получения оптимального давления масла в системе.
  • При использовании нерегулируемых маслонасосов коррекция параметров осуществляется при помощи редукционных клапанов.

По типу конструкции масляные насосы двигателей внутреннего сгорания разделяются на шестеренные и роторные. Во втором случае транспортировка масла по системе и создание определенного давления осуществляется при помощи роторных лопастей, а в шестеренных конструкциях аналогичные функции выполняются шестеренками.

Шестеренные модели масляных насосов, в свою очередь, разделяются на конструкции с внешним и внутренним зацеплением.

  • Шестеренные маслонасосы с внешним зацеплением имеет шестерни, расположенные рядом друг с другом.
  • В моделях с внутренним зацеплением меньшая шестерня размещается внутри большей. Это позволяет уменьшить габариты конструкции без снижения эксплуатационных параметров.

Шестеренные масляные насосы и их конструктивные особенности



Отличием конструкции масляных насосов с шестернями является ее простота и минимальное количество деталей. Основными элементами являются:

  • две шестерни (ведущая и ведомая),
  • каналы нагнетания и всасывания масла,
  • привод.

Шестерни располагаются в корпусе и передают смазку с канала всасывания на канал нагнетания, после чего смазка двигается дальше по системе. Производительность маслонасосов этого типа определяется характером работы коленвала (частотой).

При увеличении давления сверх допустимого значения выполняется автоматический сброс части смазки в картер. Для этих целей используется редукционный клапан. Регулировка параметров работы шестеренного маслонасоса вручную невозможна.

Масляные насосы роторного типа и их особенности



Основными элементами конструкции маслонасосов роторного типа являются:

  • два ротора (внутренний и внешний),
  • нагнетательная и всасывающая полости,
  • вал привода.

Принцип работы масляных насосов роторного типа основан на взаимодействии роторов. Роторные лопасти при вращении передают масло в систему, образуя разрежение, которое засасывает новую порцию масла из нагнетательной полости. Если модель нерегулируемая, при образовании избыточного давления часть масла сбрасывается через открывающийся автоматически редукционный клапан.

Регулируемые роторные маслонасосы отличаются наличием подвижного статора с регулировочной пружиной. Изменяя степень ее сжатия можно корректировать объем камеры, в которой заключены роторы, изменяя тем самым общее давление масла в системе.

Использование такого статора дает возможность получить стабильность давления масла в системе, вне зависимости от частоты вращения коленвала. Дополнительные элементы регулируемых маслонасосов незначительно усложняют конструкцию, но позволяют достичь заметно большей эффективности.

Преимущества масляных насосов с возможностью регулирования



Использование регулируемых маслонасосов более предпочтительно, поскольку такие модели дают ряд заметных преимуществ:

  • снижение доли мощности, отбираемой у двигателя (примерно на 33%),
  • снижение интенсивности отработки масла благодаря уменьшению количества оборотов, снижению частоты,
  • снижение вспенивания масла.

Регулируемый масляный насос дает возможность получить равномерную циркуляцию масла в системе смазки и увеличить срок его службы (реже требуется замена), что дает заметную экономическую выгоду.

Неисправности маслонасосов и их признаки

Наличие нарушений в работе масляной системы можно заметить по миганию лампы индикации давления масла.

Основные причины нарушений:

  • выход из строя приборов контроля,
  • засорение фильтра системы,
  • использование масла, несоответствующего установленного производителем маслонасоса требованиям,
  • снижение уровня в картере,
  • засорение самого маслонасоса.

Внешними признаками неисправности маслосистемы являются:

  • увеличение расхода масла,
  • падение давления в системе.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной маслосистемой (в первую очередь – при сниженном давлении масла) недопустимо, такое транспортное средство необходимо экстренно отправить в сервис для полной диагностики, выяснения и устранения причин поломки.

Виды неисправностей



Основными поломками маслонасоса являются разгерметизация клапана и износ деталей.

Самые распространенные повреждения – это:

  • износ шестерней или роторов (в зависимости от типа конструкции),
  • выход из строя редукционного клапана,
  • засорение фильтра,
  • недостаточно качественная фиксация фильтра,
  • износ прокладки.

Если условия эксплуатации оборудования не нарушаются, маслонасосы отличаются долгим сроком службы благодаря тому, что работают в комфортной среде.

К сокращению периода безаварийной эксплуатации узла могут привести:

Масляный насос можно без преувеличения отнести к наиболее выносливым узлам автомобиля, хотя пренебрежение установленными требованиями и рекомендациями может привести и к его износу, поломке, требующей серьезного и дорогостоящего ремонта.

При отсутствии заводских дефектов или повреждений, вызванных непрофессиональным вмешательством, вероятность нарушений работы системы смазки минимальна, если за двигателем осуществляется надлежащий и своевременный уход.

Масляный насос - это сердце мотора вашей машины. Он может годами обеспечивать надежную работу двигателя. Поломка насоса приведет к печальным последствиям - перегреву поршней, «масляному голоданию», ускоренному износу деталей. Все это грозит серьезными затратами и ремонтом всего двигателя. Избежать такого сценария помогут общие представления об этом полезном механизме и умение правильно с ним обращаться.

Назначение масляного насоса в автомобиле

Основная функция маслонасоса - обеспечение давления и постоянной циркуляции масла. Масло из картера двигателя поступает через маслоприемник в главную масляную магистраль. Масло проникает туда, где присутствует любое трение, смазывая и охлаждая трущиеся поверхности (в том числе подшипники коленвала, кулачки и подшипники распредвала и др.).

Интересный факт! Вместо маслонасосов первые автомобилисты для смазки подшипников двигателя использовали капельницы - масло капало самотеком. При таком способе смазки расход масла был большим. Позже смазка самотеком была заменена на разбрызгивание - специальные ложки взбивали в картере масло в туман.

На спортивных автокарах, внедорожниках, вездеходах и другом транспорте, эксплуатация которого связана с резкими скоростными маневрами, а также сильным продольным и поперечным креном при движении, используют более сложную систему смазки («сухой» картер). Масло находится в специальном баке. Здесь масляный насос служит, откачивая масло из картера, для чего может иметь дополнительные секции.

Типы масляных насосов в зависимости от конструкции, их устройство и принцип действия

Конструктивные характеристики насосов для масла позволяют выделить два вида. Принцип работы обоих видов аналогичный.

Шестеренные

Насосы этого вида отличаются простотой - корпус с камерами (для разрежения и нагнетания), клапаном редукции (шарик с пружинкой) и двумя шестеренками. Алгоритм действия несложный - шестерни масляного насоса перегоняют масло в центральный маслопровод.



Важно! Насосы шестеренного типа сохраняют давление постоянным (от двух до шестнадцати атмосфер).

Шестеренные маслонасосы различаются в зависимости от зацепления шестерен: с наружным (шестеренки контактируют внешними зубцами, при их вращении создается разрежение воздуха и происходит засасывание масла); с внутренним (ведущая шестеренка маслонасоса размещена внутри ведомой, между шестернями - полость в виде серпа с разделительным сектором (для нагнетания масла). Преимущество такой конструкции - большая компактность при сохранении той же производительности.

Важно! Все зазоры маслонасоса наружного зацепления должны быть минимальными.

Роторные

Масляный насос роторного типа функционирует по аналогии шестеренных насосов. Цельный корпус вмещает роторную группу с лопастями. Внутренний ротор - ведущий. В процессе работы роторных лопастей создаются полости с изменяющимся объемом. При его расширении масло всасывается, сжатии - выдавливается.



Интересный факт! Роторный насос был изобретен в Канаде Чарльзом Барнсом еще в 1874 г.

Типы насосов по характеру управления

Масляные насосы делятся на:

Нерегулируемые

Это те маслонасосы, которые поддерживают постоянное давление масла (все шестеренные и некоторые роторные насосы). Их отличительный признак - наличие редукционного клапана для вывода масла в картер в случае превышения допустимого давления.

Регулируемые

Регулируемые масляные насосы работают так же, как и роторные, но позволяют регулировать уровень давления благодаря подвижному статору. Поворачивая статор, можно менять объем полости между роторами: с увеличением нагрузки от коленвала объем подаваемого масла - увеличивать, а при уменьшении - уменьшать.

Интересно! Применение регулируемого маслонасоса позволяет сэкономить до 30 % отбираемой мощности от двигателя.

Изучение описания работы масляного насоса позволит сделать правильные выводы по его эксплуатации:

использовать только качественные масла;

Следить за состоянием масляного фильтра и вовремя его менять;

Правильно запускать двигатель.

Подписывайтесь на наши ленты в

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot