Магические иллюзии. Волшебная иллюзия

Лондонский вокзал King"s Cross. Каждый, кто прочел хотя бы одну книгу Джоан Роулинг, знает, что именно здесь начался путь в Школу чародейства и волшебства юного Гарри Поттера. На многолюдной станции даже имеется соответствующий памятный знак «Платформа 9 3 /4» с багажной тележкой, наполовину въехавшей в глухую стену. Возле нее фотографируются почитатели сказочного героя. Многие из них сами мечтают стать волшебниками. А кое-кто и предпринимает для этого конкретные шаги.

По странному совпадению лондонская «школа волшебников» расположена в неприметном кривом переулке как раз возле вокзала King"s Cross. Серое здание снаружи почти ничем не отличается от соседних. Только приглядевшись, можно заметить, что вместо стандартной таблички с названием учреждения на нем загадочно поблескивает металлический круг со знаками Зодиака. В этом доме располагается одна из известнейших в мире организаций фокусников: «Магический круг» (The Magic Circle).

В четыре часа дня в холле с маленьким буфетом еще пусто. Только пожилой человек в очках неспешно прихлебывает красное вино. Бобби Бернард состоит в «Магическом круге» с 1953 года и охотно беседует со мной, сетуя на то, что говорит только по-английски, хотя его отец, шивший костюмы для балетов Дягилева, с легкостью объяснялся на восьми языках. Но вот фотографироваться в здании Бобби отказывается наотрез: без разрешения президента клуба? Невозможно. Таковы правила, а в «Круге» их лучше не нарушать. Плохо кончится.

Постепенно холл заполняется людьми. Появляется руководство: директор по связям с общественностью Джек Делвин, главный редактор журнала «Секреты» Мэнди Дэвис с мужем, ответственным секретарем «Магического круга» Робом Коксом. Тут же выясняется, что Кокс не заплатил за парковку, а это грозит неприятными последствиями. «Кто-нибудь, дайте мне хоть полфунта! Меня же оштрафуют!» — зычно кричит он.

А еще фокусник называется! - ворчит Джек.

Иллюзионист без монет - сапожник без сапог! C этими словами он достает монетку из моего носа и кидает Робу. Эффектное начало экскурсии, ничего не скажешь.

Идеи летают в воздухе

Летом 1905 года 23 фокусника собрались в лондонском ресторане Pinoli"s, с тем чтобы организовать свой клуб. Так появился The Magic Circle. Его президентом стал знаменитый в то время иллюзионист Дэвид Девант. А в 1906 году вышел первый номер «Магического циркуляра», на обложке которого уже красовалась эмблема клуба: круг со знаками Зодиака и латинский девиз: Indocilis Privata Loqui, который сами члены переводят как «Не могу раскрыть секрет» или «Лучше помалкивай!» Журнал предназначался строго для внутреннего пользования, а лозунг довольно точно отражал одну из целей клуба: обмен иллюзионистскими секретами среди своих и в то же время контроль за нераспространением их вовне. И сейчас порядки тут по-прежнему довольно строгие. Вход посторонним без приглашения категорически запрещен, а в случае утечки информации нарушители безжалостно лишаются членства. Иммунитета нет ни у кого: первым был исключен в 1909 году сам президент Девант - за то, что опубликовал описание фокуса в издании для широкой публики. А в 2004 году, незадолго до столетия «Круга», сразу несколько членов подверглись такому же наказанию, выступив в телепрограмме «Секреты магии», разоблачающей тайны трюков.

Правда, в эпоху средств массовой информации приходится делать некоторые послабления. Теперь почти все известные иллюзионисты выпускают за время карьеры хотя бы по одному учебнику или видеокурсу. Тем более что это единственный способ заявить об авторских «правах» на тот или иной фокус (никаких патентов в мире иллюзий не существует). Но если автор состоит в «Магическом круге», то он должен проявлять аккуратность: например, не раскрывать без спросу секреты сложных трюков коллег.

К нам подсаживается француз Борис Уайльд. Ему 36 лет, и он уже имеет множество наград и почетных званий. Сегодня вечером в «Круге» состоится его лекция, посвященная карточным трюкам, - разумеется, только для своих.

Вообще-то фокусники - очень щедрый народ, - говорит Борис. - Обычно все охотно делятся своими умениями с теми, кто этого заслуживает. Впрочем, дело не только в щедрости. По-другому просто нельзя: сегодня ты чему-то научишь товарища, завтра - он тебя. Ведь практически невозможно придумать фокус «с нуля», всегда фантазируешь на какой-то основе.

У Бориса почти ежегодно выходит новый учебник или DVD-диск. И каждый раз ему приходится связываться с десятками иллюзионистов, чьи находки так или иначе присутствуют в его фокусах: дескать, собираюсь процитировать ваше изобретение, вы не против? Как правило, никто не отказывает. Каждый понимает, что пройдет время - и он сам будет вынужден обратиться к коллеге с той же просьбой.

Это страшно обидно, - жалуется Борис. - Вот недавно был случай: несколько вечеров я вертел в руках колоду карт и iPod и в результате придумал злободневный, изящный трюк. Долго с ним мучился, тщательно все продумал, записал подробности. А на следующее утро - бац! - в почтовый ящик падает американский The Magic Magazine. И в нем описывалось ровно то же самое! Ну, на 90%. Мне оставалось одно: взять вчерашние записи, скатать в большой шар и швырнуть его в мусорную корзину. Так что видите - идея в буквальном смысле пролетела по воздуху!

От чалмы - к цилиндру. История вопроса

На известной картине Иеронима Босха «Странствующий фокусник» художник раскрывает главную тайну иллюзионизма. Пока сам фокусник с хитрым лицом демонстрирует трюк с шариком и стаканчиками, публика глядит на него во все глаза. И никто не замечает, как под шумок воришка вытаскивает кошелек из кармана одного из зевак. Даже мы, пристально рассматривая картину, обнаруживаем эту деталь далеко не сразу. Не сложные приспособления, не ловкость рук, а умение манипулировать вниманием - вот что во все времена делает фокусника фокусником (знакомый нам классический атрибут иллюзиониста - роскошная ассистентка в блестящем платье - служит именно этой задаче). А вот само содержание фокусов за века успело измениться. Первоначально в них было очень много брутального - связанного с едой, кровью или другими проявлениями материально-телесного «низа». Так, например, первое письменное упоминание о мастерах трюков повествует о том, как в Древнем Египте некий Джеди на глазах у фараона Хеопса «прирастил» отрубленную голову гуся на прежнее место. В несколько ином виде (оживление вареной курицы) этот трюк показывали и скоморохи в русских деревнях. Раньше большой популярностью пользовались также «объедалы» и «обпивалы», глотатели шпаг, камней и прочих предметов. Известный и в наши дни трюк с шариком, сначала проглоченным, а потом вновь появляющимся изо рта (на самом деле он спрятан в рукаве), раньше выполнялся по-другому: исполнитель и впрямь глотал шарик, задерживал в пищеводе, а затем отрыгивал. Еще одно популярное в древности направление, сейчас почти забытое, - погружение рук в кипящее масло или горячую смолу (иллюзионист незаметно прячет руку в рукав, а в чан опускается деревянный протез). В Средние века инквизиция развернула непримиримую борьбу с шарлатанами, развлекавшими народ на площадях. В лучшем случае тем приходилось раскрывать свои секреты в обмен на письменное свидетельство, что данный артист слугой дьявола не является. В худшем они заканчивали жизнь на костре. Так продолжалось примерно до XVII века.

А к середине XVIII века иллюзионизм уже превратился в великосветское развлечение. Заморские колонии породили моду на все восточное, и в гостиных, наряду с чаем, арапчонком и макакой в клетке, появился и фокусник в золотой чалме.

В XIX веке француз Жан Эжен Робер-Уден осмелился противостоять не только этой тенденции, выступая исключительно в европейском костюме. До того как стать фокусником, он работал часовщиком, и эти навыки подтолкнули его к изобретению различных сценических машин. В 1840 году он совершил еще один революционный шаг: открыл в Париже первый театр трюков. Магия, которая ранее была либо «низким» жанром площадей и рынков, либо салонным развлечением, выплеснулась наконец на сцену.

В начале ХХ века в моду вошел спиритизм. Некоторые фокусники на этой волне переквалифицировались в медиумов: уж они-то без труда могли подбросить неискушенным участникам сеанса какой-нибудь предмет «из потустороннего мира» или зажечь на расстоянии свечу. Известнейший иллюзионист того времени Гарри Гудини активно боролся против таких профанаций и даже рассорился из-за этого со своим другом Артуром Конан Дойлом, который горячо верил в общение с иными мирами. Кстати, другой английский писатель, Чарлз Диккенс, также интересовался фокусами и даже устраивал представления под именем Несравненного Чернокнижника Риа Рама Рооса (неслучайно знаменитый иллюзионист Дэвид Копперфильд взял псевдоним в честь диккенсовского героя).

А век ХХ принес человечеству столько невиданных чудес, что «магия» несколько сдала свои позиции. Фокусы переместились в цирки и шоу-программы, где далеко не всегда играют главную роль. К тому же так называемый сценический иллюзионизм (stage magic - выступление перед большой аудиторией на сцене) постепенно вытесняется иллюзионизмом «приближенным» (close-up magic, когда выступающий стоит непосредственно перед зрителем, и тот видит его руки).

Тогда же, в начале прошлого века, в мире начали складываться профессиональные организации фокусников: первыми в этом ряду стали американское «Международное братство магов» (1902), а затем и британский «Магический круг» (1905).

Культпросвет

Конечно, обмен профессиональной информацией и попытка хоть как-то контролировать ее потоки - не единственная задача «Магического круга». Еще надо, к примеру, хранить и приумножать крупнейшую в мире «Библиотеку магии»: около 6000 томов. Завораживают уже сами названия разделов в каталоге: например, «Чревовещание, гипнотизм и смежные искусства» или «Оккультные науки и предсказание будущего». Большим успехом пользуются современные книги, справочники и прочая учебная литература. Но здесь есть и настоящие антикварные сокровища: например, два издания, 1651 и 1665 годов, знаменитого «Разоблачения колдовства» (The Discovery of Witchcraft) Реджинальда Скота. Это первый в истории научный труд, который доказывал важнейший по тем временам тезис: ведьм на самом деле не существует, а все их волшебство - всего лишь ловкость рук. А еще Скот приводил «рецепты» самых популярных трюков. В общем, этот фундаментальный труд не только стал учебником для нескольких поколений «колдунов», но и спас кое-кого из тех, кто вполне мог бы оказаться на костре.

Еще при «Магическом круге» имеется музей с множеством занятных предметов. Большая часть экспозиции посвящена магам прошлого. До определенного момента в истории фокусы считались прерогативой таинственных жителей Востока: их мог показывать индус в чалме, или араб в халате с полумесяцами, или японец в кимоно, но никак не прилично одетый европеец. Лишь в XIX веке традицию первым нарушил француз Жан Эжен Робер-Уден: он подчеркнуто выступал в классическом вечернем костюме. Теперь этот «перелом» в традиции символизирует выставленный в музее элегантный цилиндр великого иллюзиониста.

Сегодня о Робер-Удене вспоминают лишь специалисты, а ведь именно в его честь взял себе псевдоним Эрих Вайсс - знаменитый Гарри Гудини (франц. Houdin превратилось в Houdini), который прославился на весь мир своими «побегами»: на глазах у публики он проходил сквозь кирпичную стену; будучи на гастролях в Москве, выбирался из наглухо закрытой камеры в Бутырской тюрьме; погруженный в воду в цепях и кандалах, он через несколько секунд благополучно всплывал (макет этого трюка представлен в музее).

Другие же иллюзионисты еще долго оставались верны традиции. Например, современник Робер-Удена американец Уильям Робинсон выступал в восточных одеждах под именем Чун Лин Су (в музее хранится его скульптурный портрет). Он тщательно соблюдал легенду и никогда не появлялся в обществе без переводчика. А огромный успех он приобрел трюком эффектным, но опасным: ассистент палил в него из ружья, а Чун ловил пулю рукой. Cекрет заключался в том, что, несмотря на выстрел, пуля, конечно, оставалась в стволе, а иллюзионист демонстрировал заранее припрятанную. 23 марта 1918 года ружье таки выстрелило и ранило Робинсона в грудь. После 19 лет китайщины последние слова он произнес все же по-английски: «Боже мой, что-то случилось. Опустите занавес». На следующий день Чун скончался в больнице. По одной из версий, фокусника подставил его же импресарио, закрутивший роман с женой артиста.

Вообще в музее «хранится» масса интересных историй. Сотрудники с удовольствием расскажут о том, как в 1941 году британское правительство обратилось к известному фокуснику, чтобы тот сделал Суэцкий канал невидимым для истребителей противника. Или объяснят, откуда пошел знаменитый трюк с кроликом в цилиндре (и как он связан с нашумевшей историей Мэри Тофтс, домохозяйки из Суррея, утверждавшей, что она родила в 1726 году кролика после того, как подверглась в лесу нападению большого пушистого существа).

Любопытно и то, что многие экспонаты имеют прямое отношение к королевской семье: это и колода карт, которыми придворный маг развлекал королеву Викторию, и фотографии юного принца Чарлза, который с волнением и трепетом держит вступительный экзамен. Да, представьте, и он член «Магического круга». Для демонстрации своих способностей наследник престола выбрал трюк, который знает каждый россиянин со смутных времен перестройки: вот три стаканчика, угадайте - под каким шарик?.. Так что традиционная любовь Виндзоров и их окружения к фокусам крепка и сегодня. На многих мероприятиях в честь высокопоставленных особ, вроде юбилейных торжеств, обязательно выступает приглашенный иллюзионист. А в 2005 году, к 100-летию клуба, королевская почта выпустила специальную серию марок. Причем таких, каких старая добрая Англия еще не видела: с меняющимися картинками! На двух изображение менялось от тепла поднесенной к ним руки, еще одну для этого требовалось потереть ребром монетки, а четвертая и пятая вызывали оптические иллюзии (например: в одном углу марки был изображен кролик, в другом - цилиндр; при медленном поднесении ее к носу начинало казаться, будто кролик «попадает» в шляпу).

Через телевизор

Секреты фокусов нужно не только оберегать от профанов, но и передавать новым поколениям, иначе они умрут вместе с теми, кто их придумал. И, пожалуй, главное предназначение «Магического круга» - обеспечивать эту преемственность. Тем более что после книг и фильмов про Гарри Поттера профессия иллюзиониста в рекламе не нуждается.

До появления этого юного мага дети, как правило, начинали интересоваться фокусами по другой причине. Многие члены «Круга» одинаково начинают рассказ о том, как пришли в профессию: «О, у меня нетипичный случай! Дело в том, что в детстве я много болел». Корь, коклюш, скарлатина - и любой ребенок, вынужденный сидеть дома, ужасно скучает и ноет. Чтобы хоть как-то его развлечь, родители приносят книжки, игрушки, а когда все привычные развлечения надоедают, покупают детский набор для фокусов.

Высекание огня - эффектный, но опасный фокус

Такие наборы состоят из самых примитивных инструментов: шарики, монетки, кольца, карты, цветные платки - ничего особенного, но на некоторое время ребенок занят. Если у него ничего не получается, то через пару дней он теряет интерес и к фокусам, а еще через неделю половина важных деталек теряется и оставшееся можно смело выбрасывать. Но иногда болезненное дитя, сорвав аплодисменты родственников парой простейших трюков и почувствовав вкус к выступлениям, желает совершенствоваться дальше.

Такому ребенку прямая дорога в Клуб юных волшебников при «Магическом круге». Руководит им Мэнди Дэвис, и принимают туда всех детей в возрасте от 10 до 18 лет. Вступительных экзаменов нет, но нужно все же хоть что-нибудь уметь, хотя бы на уровне детского набора - азам здесь не учат. За символическую годовую плату (30 фунтов стерлингов) юный маг получает возможность и учиться, и выступать. Раз в месяц именитые фокусники проводят для подрастающего поколения семинары, а раз в год всех учеников собирают на так называемую конвенцию. На ней лучшие из лучших выступают перед гостями и родителями в роскошном клубном театре. Ну и, конечно, впоследствии выпускникам легче поступить в «Магический круг».

Если разучить простейший трюк можно за полчаса, то для того чтобы стать мастером, нужны годы. По аналогии с пианистами, ежедневно играющими гаммы, рискну предположить, что и иллюзионизм основан на вечной изматывающей рутине.

Наш главный тренажер - это телевизор, - смеется Борис Уайльд. Остальные кивают. Оказывается, сколь интересным ни был бы фильм, фокусник всегда что-то вертит в руках: карты, платочки, монетки. Это и есть тренировка.

А применяются ли фокусы с какой-то практической пользой? Ведь умельцам было бы так просто провести кассиршу в магазине! Но это строжайше запрещено неписаными этическими правилами. А вот дома, конечно, чудеса творить не возбраняется: например, когда трехлетняя дочь Бориса отказывается есть кашу, папа может «заколдовать» ложку.

Правда, когда в шкафу заканчивается печенье, - говорит Борис, - и надо идти в магазин, она очень возмущается: «Папа, ведь ты же волшебник! Просто наколдуй!»

В «магическом круге»

Адрес: The Magic Circle, 12 Stephenson Way, Euston, London www.themagiccircle.co.uk

«Быть ведущим магическим сообществом в мире (по мнению и фокусников, и зрителей), поддерживать на высочайшем уровне искусство сценической магии, развивать его и бережно хранить историческое наследие» - так официально формулирует свою миссию эта ассоциация.

Теоретически стать членом клуба может любой иллюзионист старше 18 лет, профессионал или любитель, при условии, что он достаточно хорошо владеет своим искусством. Для этого нужно заполнить специальную анкету, выложенную на сайте, а также заручиться рекомендацией двух действительных членов «Круга». После предварительного отбора кандидаты приглашаются на собеседование, а затем держат вступительный экзамен (для тех, кто увлечен, скорее, теоретическими аспектами магии, показательное выступление заменяется письменной работой). Первоначальный взнос составляет 100 фунтов, последующие годовые - от 45 до 140 - в зависимости от страны проживания, личных доходов и прочего. Помимо престижа члены «Магического круга» получают доступ во все его помещения, могут принимать участие в организуемых им мастер-классах и получают по подписке журнал «Магический циркуляр».

Людям с улицы вход в «Магический круг» без специального приглашения воспрещен. Но пару раз в месяц - обычно по вторникам - здесь проходят своего рода открытые вечера с экскурсией по библиотеке и показательными выступлениями в клубном театре.

Где водятся волшебники?

Попасть в «Магический круг» без приглашения невозможно - это закрытый клуб. Гораздо проще повстречать фокусников в специализированных магазинах. Например в Davenport"s Magic, основанном в 1898 году Льюисом Дэвенпортом. Свое дело он начал с того, что продавал секреты трюков по почте (в наши дни такую услугу назвали бы «виртуальной»). Позже он обзавелся печатным станком, причем получил его бесплатно, дав в газету объявление: «Меняю секреты фокусов на печатный станок». Тогда дела пошли еще лучше, и в 1908 году Льюис Дэвенпорт открыл в Лондоне уже настоящую лавку принадлежностей для иллюзионистов. А по вечерам, кстати, сам давал представления в театре «Альгамбра», которые запомнились современникам зрелищностью: например, каждый раз, когда артист успешно проделывал фокус, платье его жены, присутствующей на представлении, меняло цвет.

Сегодня в этом магазине покупают как опытные мастера, так и обычные родители, которые ищут подарок для своего чада. Здесь есть все: тысячи карточных колод, cамозаполняющиеся бутылки, практические руководства по чтению мыслей на расстоянии, черные ящики и цилиндры, в которых «невесть откуда» появляются кролики и голуби (на самом деле обычно скрытые в столе). Только живых животных тут нет: их приходится покупать в зоомагазине, а еще чаще маги просто берут их напрокат.

Все устройства заперты в стеклянных витринах и повернуты так, чтобы нельзя было догадаться, как они работают. Даже инструкцию почитать нельзя: это право предоставляется только тем, кто купит понравившийся трюк. Продавцы в магазине, естественно, тоже фокусники: 24-летние Мэтью и Пол. Один уже выдержал вступительный экзамен в «Магический круг», другой готовится. Оба заинтересовались иллюзионизмом не так давно, так что в клуб юных волшебников не попали по возрасту. И лучшей школы, чем работа в магазине, им не найти: все новинки в поле зрения, любые книги и диски доступны, а когда нет посетителей, вполне можно тренироваться с колодой карт или «наперстками».

Уличная магия

Ковент-Гарден - это не только знаменитый оперный театр, но еще и рынок, состоящий из мелких ларьков и прилавков. В одном из них продаются развлекательные предметы для посиделок с друзьями, в основном не слишком изысканные: свисток, издающий неприличный звук, красный нос на резинке, кухонный фартук с изображением обнаженной женщины. Но есть тут и «волшебные предметы»: карты, продевающиеся друг в друга кольца и тому подобное. Народу утром в будний день мало: только двое мальчишек изучают ассортимент. Продавец - молодой рыжий парень в смешной кепке - достает колоду карт и начинает показывать фокусы. Наверное, профессионалам его трюки показались бы слишком простыми, но оба зрителя моментально приходят в экстаз. Через пять минут вокруг прилавка собирается толпа из взрослых и детей. «Запомните карту, - обращается продавец к публике. - Хорошенько запомните! А теперь посмотрите вверх. Она?»

На козырьке его киоска маячит восьмерка червей. Дети визжат от восторга, взрослые хлопают. Один из мальчишек дергает продавца за рукав:

Ну скажи, скажи, пожалуйста! - умоляет он.

Как она туда попала?

Парень оценивающе смотрит на мальчишку:

А ты никому не скажешь? Никому-никому?

Нет! - клянется пацан. Остальные дети замирают от зависти. Рыжий продавец наклоняется и страшным шепотом говорит в ухо мальчику: «Я ЕЕ ТУДА ПРИКЛЕИЛ СЕГОДНЯ УТРОМ!»

Да, пожалуй, это и есть главный секрет «Магического круга»: на самом деле волшебства нет. Существует лишь иллюзия магии.

Фото Андрея Семашко

*Грегор посмотрел на свои часы и улыбнулся*
-Что же... Начнем! Добрый вечер всем, меня зовут Грегор д`Арк и я буду вести у вас такой предмет, как магию иллюзий.
*Маг взмахнул руками и из-под земли полетели разноцветные бабочки, которые будто приветствовали учеников на их первом занятии, шелестя своими крыльями, словно это были листья, трепещущие от стремительного ветра* -Потрясающе, не правда ли? И это только самая малость, которой вы сможете научиться уже к концу первого года обучения! *Маг вздохнул и слегка прикрыл глаза, на его лице явно читалась усталость, в ту же секунду бабочки растворились в воздухе и овеяли зал прекрасными ароматами роз и ванили* -Никогда я не видел ничего более прекрасного, чем то, что можно создать с помощью этого направления в магии на вершине мастерства... Хотя, магия иллюзий способна сотворить не только что-то прекрасное, но и наоборот *Приятный аромат вдруг исчез и через миг превратился в ужасный запах гари, а вместе с ним из всех углов зала начали выходить языки пламени, которые выглядели довольно правдоподобно* -Ну это я так... если вы хотите вместо бабочек научиться создавать что-то такое. *Грегор щелкнул пальцем и лекторий вернулся в свое обычное состояние*
-Но довольно лирических отступлений, перейдем сразу к техническим вопросам, а потом и к самой лекции. Как вы уже поняли, я ваш новый профессор по магии иллюзий, и я уверен, что не просто профессор, а хороший профессор! *Грегор слегка улыбнулся и начал писать на доске примерный план на год* -В этом году мы будем проходить всевозможные виды иллюзий на все 5 чувств человека. Сегодняшняя лекция посвящена звуковым иллюзиям, следом идут: обонятельные, осязательные, вкусовые и, конечно, зрительные. *Парень закончил писать и начал оценивать внешне учеников* -Но для начала... кто мне скажет: что изучает магия иллюзий? Зачем она нужна и в каких ситуациях может пригодиться?
*Послышались ответы учеников*
- Чаще всего - сбить с толку противника в бою. Впрочем, очень часто иллюзии используют для розыгрышей. - на последней фразе в голосе слепого мелькнуло некоторое неодобрение подобного способа действий.
- Магия иллюзий изучает иллюзии, распространяющиеся на все шесть чувств, она нужна для очень многого, и может пригодиться для шалостей, для сотворения чего-то прекрасного, а может и кого нибудь напугать, напугать до дрожи и предобморочных конвульсий.
- Иллюзия направлена на то, что бы обмануть противника, да и не только, по всем показателям и ввести его в испуг, заблуждение или замешательство.
*Грегор улыбнулся и начал что-то чертить на доске*
-На самом деле магия иллюзий может пригодиться когда угодно: это и способ уйти в невидимость, и создать отвлекающего двойника, и приглушить чувства человека, изменив его разум и так далее. Каждый маг должен знать хотя бы парочку заклинаний из магии иллюзий, хотя бы для приличия *Грегор задумался* -Да, именно так... Но что же изучает магия иллюзий? Давайте будем кратки: магия иллюзий изучает способы искажения пространства для разума человека. Думаю, с этим мы разобрались, на всякий случай запишите определение слова "иллюзия" - обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Вообще, я не люблю проводить долгие и нудные вводные лекции, но все-таки немного расскажу о моем методе обучения, а также примеры могущественных заклинаний из обычных учебников по магии иллюзии. Вы, наверное, спросите: почему я вас начинаю учить со звуковых иллюзий и почему мы доходим до оптических только в конце года? Во-первых оптические иллюзии самые сложные, а именно поэтому я хочу вас научить отдельно создавать иллюзии на все органы чувств, кроме глаз и только в конце перейти к ним. Во-вторых они могут существовать отдельно от совмещения с другими видами, а оптические искажения смотрятся очень не правдоподобно, если их создать без знания других отраслей в этой магической науке. Предположим... обычный дождь, почему бы и нет? *Маг превратил куполообразный потолок в небо и из него полился бесконечными потоками дождь, который попадал на всех без исключения* -Феерично, не так ли? Однако, что это за дождь без звука? *Грегор направил палочку к облаку и представил звон утреннего дождя, под воздействием магии дождь и правда начал издавать этот звук* -Более менее, но... враг сразу поймет, что это иллюзия, ведь вы даже не чувствуете, как он капает на вас. *Маг взмахнул руками и светлая аура окружила весь зал, но лишь на мгновение, и то, прерванное чьим-то выкриком из аудитории* -Теперь вы хотя бы его чувствуете... *немного подумав, Грегор создал в руках белое пламя и метнул его в облако, которое тотчас испарилось вместе с дождем, оставив в помещении приятный запах утренней росы* -Это и есть настоящая магия иллюзий.
-Конечно, большинство сильных магов используют только оптические иллюзии. Например: маги пустынь, что могут создавать миражи, им в общем-то и не требуется знание других видов иллюзий. Это и демиурги, которые создают свои новые, но тем не менее пустые миры, хотя в большинстве случаев они, конечно, знают и другие ветви в магии искажений. А вспомните восточные легенды, где синоби обладали разнообразными способностями, например... невидимостью или созданием двойников. Это все магия иллюзий!
*Парень посмотрел на людей и слегка вздохнул* -Ах да... есть вопросы? А то я что-то все говорю и говорю, обращая внимания только на часы, пардон.
*Словно хором весь класс ответил, что вопросов нет и только один парень поднял руку с задней парты* -Скажите, насколько успешным может быть использование иллюзии без внешности? - не очень удачно употребил слово Джаспер. Он знал, что у предметов есть некая "внешность", которую как-то ощущают те, у кого есть глаза. В его картине мира не было никакой картинки - он не помнил, что такое "видеть", а все обозначения визуальных образов употреблял только вслед за другими, слабо представляя себе, что они имеют в виду.
-Хм, довольно успешным! Ведь существуют иллюзии для каждого органа чувств: создать непрерывную и сильную боль для человека - без проблем, иллюзия осязания; создать звук раскатов грома, чтобы кого-то отпугнуть - тоже, звуковая иллюзия; Создать какой-нибудь резкий аромат, чтобы вновь кого-то отпугнуть, или же приятный аромат, чтобы кого-то привлечь - опять же просто, иллюзия обоняния, ну и так далее! Стоит только немного учить материал и много, довольно много практиковаться... ну это довольно весело *Легкий хохот послышался со стороны стола учителя...*
--Ну что же... а теперь, мы можем и перейти к сегодняшней теме урока: звуковые иллюзии
-Создание звуковых иллюзий не требует большой подготовки, при этом они являются очень могущественными! Закройте, закройте свои глаза и слушайте... *Маг взмахнул палочкой, подумав о прибрежных скалах и то, как море бьется о них, в классе эти звуки разлились практически мгновенно, каждый слышал их так, будто был сам на берегу моря* //Звуковой материал: шум волн//
-Что же... можете открыть глаза. Это был один из простейших способов создать звуковую иллюзию, в общем-то, их не так уж и много. *Грегор улыбнулся* -Сегодня мы разберем два вида создания звуковой иллюзии: первый - создание звукового искажение на одного человека, второй - создание звукового искажения на группу людей, а точнее на определенную площадь. Как вы должны понимать, создание звуковой иллюзии на одного человека может помочь вам в дуэли, бою или другом случае, где нужно изменить разум одной цели, если же вы хотите одурманить группу целей, то вам придется применить немного другой способ. Есть вопросы на счет этой темы? *Тишина нависла над классом* -Отлично!
-Чтобы создать одурманивающий эффект на одного человека надо: придумать звук, который вы хотите передать, мысленной создать связь между вами и целью, а потом попытаться услышать этот звук самому, не забывая о связи с человеком, разбейтесь на пары и попробуйте сделать это, проводники при этом использовать не нужно, если вы маг, то сила, что находится внутри вас, может выйти и без каких-то вещей... *Грегор посчитал учеников* -Но если есть среди вас мизантропы или те, кому не досталось партнера, то можно сделать так... *Маг сделал правдоподобные иллюзии двойников учеников прямо перед ними* -Можете потренироваться на них, эффект будет такой же, ибо это высшая магия иллюзий, которая позволяет сделать сами иллюзии более... живыми, чувствующими боль, например... звуки и так далее. Создайте какой-то приятный звук или наоборот ужасный, который повергнет вашего партнера в шок или страх.
-Окей, теперь перейдем ко второму способу, запишите, чтобы создать искажение звукового пространства на определенной площади надо: придумать звук, который вы хотите передать, мысленной создать связь между вами и центральной целью (ей может быть, как человек, так и просто какая-та вещь), попытаться услышать этот звук самому, представить, как этот звук переносится от цели к цели или по всему пространству. Сегодня мы это не будем практиковать, т.к у нас нет времени, так что на следующем уроке. И не забывайте: чем больше людей или чем больше пространство, тем слабее будет становиться звук, когда начнет проходить через вторичные цели, что находятся далеко от центра наведения заклинания.
-Так... вроде все, домашним заданием будет: написать историю, где вы использовали звуковую иллюзию в бытовой ситуации...
*Маг испарился в воздухе*

Искусство владения магией и иллюзией происходит еще из древности. Именно в средние века на ярмарках можно было увидеть разного рода фокусников, которые применяли невообразимые по тому времени механизмы и трюки. В данной подборке для вас любезно собрана подборка самых удивительных трюков и фокусов, которые покорили сердца даже самых строгих критиков.

Дэвид Блэйн “Замороженный во времени” 27 ноября 2000 года миллионы зрителей наблюдали за тем, как Дэвид Блэйн выполнял один из самых опасных магических трюков в прямом эфире. Его поместили в ледяную капсулу, и в этом морозном саркофаге он провёл 63 часа 42 минуты и 15 секунд. Так как лёд был прозрачным, каждый мог убедиться в том, что Блэйн действительно находился там всё время. После извлечения из ледяной капсулы он был немедленно госпитализирован, так как находился в состоянии дезориентации.

Дэвид Копперфильд – “Портал”. Дэвид Копперфильд заслуживает высшей отметки среди всех иллюзионистов благодаря великолепному исполнению множества магических фокусов. Многие считают его самым талантливым магом всех времён и народов. В данном случае он сумел телепортировать себя и ещё одного стороннего зрителя на Гаваи. Этот трюк больше никогда не повторяли, и он до сих пор остаётся загадкой для многих людей.

Дэвид Копперфильд – “Тринадцать”. Дэвид Копперфильд хорошо известен своим актёрским мастерством и чувством юмора, а также способностью легко находить общий язык с любой публикой, что находит отклик в сердцах зрителей со всего мира. Трюк трудно объяснить с позиции логики, и он считается одним из лучших фокусов в истории магического искусства. Ведь ещё никому не удалось заставить тринадцать людей исчезнуть в мгновение ока.

Пол Дэниелс и его “Кубок” (1995). Зрителям нравились выступления Пола Дэниелса, потому что они были динамичными и по-настоящему захватывающими. Своими быстрыми движениями рук Пол мог настолько долго развлекать публику, что он по праву считался наилучшим фокусником в своём жанре. Голливудская академия магических искусств в 1983 году даже отметила его престижной наградой “Маг года”.

Дэвид Копперфильд и “Пила Смерти”. Множество фокусников идут по стопам Дэвида Копперфильда и продолжают пытаться повторить этот трюк на своих выступлениях в Лас-Вегасе. Ведь этот фокус является самым знаменитым в истории магии и иллюзии. Копперфильд заставил публику поверить, что его действительно распилило надвое. Несмотря на большое количество различных версий этого фокуса, в которых различными способами иллюзионисты распиливают своих ассистенток, по сей день никому ещё не удалось повторить этот трюк именно так, как это первоначально сделал Копперфильд.

Постментализм Алво Стокмана - это будущее написанных пророчеств. Это стремительно развивающий тип магического фокусничества, в котором участники могут написать свои предсказания на открытке, поместить адрес, поставить марку и отправить другу. Предсказания могут содержать сведения о результатах футбольных матчей или любых других вопросах, которые могут интересовать адресата, и ответ, к его изумлению, уже придёт ему по почте.

Крисс Энджел гуляет по воде. Популярность таких шоу Крисса Энджела, как “Обман разума”, “Поверь” и “Феномен” дошла до пика своей славы именно благодаря его фокусу с хождением по воде. После этого трюка его стали считать чуть ли не чёрным магом.

“Превращение пяти однодолларовых купюр в пятёрку 100-долларовых”. А Дэвид Блэйн вновь и вновь изумляет людей со всего света фокусами в своей телеэпопее. Так, одним из лучших его трюков считается превращение однодолларовых банкнот в стодолларовые купюры, которые он затем раздаёт в Девятом районе Нового Орлеана после пронесшегося там урагана Катрин.

“Прохождение сквозь Великую Китайскую стену”. Дэвид Копперфильд продемонстрировал великое множество поразительных иллюзий, в том числе способность проходить сквозь Великую Китайскую стену. Когда этот фокус исполнялся, технологии видеосъёмки были не настолько технически совершенны, поэтому Копперфильду понадобилось время на то, чтобы создать и спланировать этот фокус. В этом выступлении он полагался на свой ум, скорость и оригинальность и, в конечном итоге, этот уникальный трюк принёс Копперфильду легендарную славу.

“Удаление передних зубов участников”. Дэвид Блэйн в очередной раз демонстрирует свои невероятные способности на глазах у прохожих. В этот раз, переходя от одного человека к другому, он прямо на камеру “вынимал” у каждого зубы из их ртов. По этому ролику было множество споров, однако не стоит забывать, что Дэвид Блэйн является дипломированным специалистом в сфере уличной магии и магических представлений.

“Метаморфозы”. Способность превращаться во что-нибудь ещё является одним из самых выдающихся талантов иллюзиониста. Так, трюк с превращением обычного парня в хорошенькую ассистентку и обратно просто сводит публику с ума. Это один из лучших фокусов современных иллюзионистов, который требует от исполнителя недюжинной изобретательности и проворности для того, чтобы трюк сработал как надо.

“Переезд грузовиком”. Иллюзионист Пенн сумел произвести впечатление на людей своим фокусом с грузовым тягачом, который буквально проехался по нему, не нанеся фокуснику никакого вреда.

“Левитация” Крисса Энджела. Несмотря на то что фокусами с левитацией уже успешно занимается Дэвид Копперфильд, магические трюки Крисса Энджела невероятны и убедительны тем, что выполнялись прямо на улице среди зрителей. Хоть кто-то даже и считал, что Крисс по-настоящему парил в воздухе, сам же автор признал свой фокус обычным трюкачеством.\

Ганс и Хельга Моретти – “Стрельба из арбалета в голову”. Такой впечатляющий трюк может привести к смерти, однако чета Моретти не зря признана одной из лучших пар иллюзионистов Германии. Каждый раз, когда Ганс с завязанными глазами наводит метательное оружие на голову своей супруги, зрители определённо испытывают сильное волнение.

“Ловля пули зубами”. Пенн и Теллер исполняют трюк с ловлей свинцовых снарядов, выпущенных из револьверов друг в друга. Такие пули часто еще и метятся зрителями, которые их затем опознают. Этот трюк признан экспертами законным.

Глотание Томасом Блэкторном сверла перфоратора. Существует множество фокусников, которые любят глотать шпаги, однако ничто не может сравниться с заглатыванием сверла работающего бетонолома. Зрители были шокированы этим действом во время показа по немецкому телевиденью.

“Смертельный номер на Американских горках”. Лэнс Бартон известен благодаря своим многочисленным трюкам, а также является автором самого долгого магического представления. Уже в пятилетнем возрасте Лэнс начал показывать фокусы и по сей день продолжает удивлять мир своими оригинальными трюками.

“Папироса” Деррена Брауна. Деррен Браун – уважаемый менталист и психологический иллюзионист. Он обладает выдающейся памятью, способностью к гипнозу, и может продемонстрировать такие экстрасенсорные способности, как психокинез и ясновидение.

С самого детства нас привлекают слова "волшебство" и "магия". И мы чувствуем неподдельный восторг, когда кто-то показывает фокусы, хотя и понимаем, что магические трюки ничто иное как представление, не имеющее ничего общего с реальностью. Представляем вашему вниманию ошеломляющие фокусы выдающихся иллюзионистов.

Дэвид Копперфильд «Пила смерти»


Дэвид ложится на стол лицом вниз, ассистенты приковывают его ноги, туловище и руки к столу, и закрывают в короб. Над ним установлена огромная циркулярная пила, которая начинает работать и медленно опускаться вниз. У Дэвида ровно минута, чтобы освободиться и выбраться на волю перед тем, как пила распилит его. Он не успевает, начинает суетиться, пила разрезает его точно посередине. Через несколько секунд он приподнимает голову. Ещё через секунду два ассистента раздвигают половинки стола в разные стороны, на одной лежат ноги, а на другой - туловище. Обе половины подвозят друг к другу, из зала раздаётся крик: «подвигай ногами!». Дэвид смотрит на свои ноги и через секунду они начинают шевелиться. После чего он запускает механизм в обратную сторону, пила начинает крутиться, половинки соединяются, короб закрывает Дэвида и его ноги. Через секунду, он поднимается целым и невредимым.

Крис Энджел «Хождение по воде»


Крисс Энджел- американский иллюзионист, гипнотизёр, музыкант. Признан лучшим фокусником 2001, 2004, 2005, 2007, 2008, 2011 годов. Крисс Энджел самый мрачный фокусник из этого списка, знаменитый своими шоу Сумасшедший, Феномен. Он известен своей темной магией. В этой иллюзии показывается бассейн с людьми, которым он показывает, что может идти по воде, выполняет свой трюк, пока они смотрят и плавают вокруг него и под ним. В 2006 году вышла его книга, в которой он раскрывает секреты своих фокусов. Однако эту книгу нельзя найти на прилавках книжных магазинов, ему можно приобрести лишь только на официальном сайте Криса.

Пол Дэниелс “Кубок”


Пол Дэниэлс- известный британский фокусник и телеведущий. Зрителям нравились выступления Пола Дэниелса, потому что они были динамичными и по-настоящему захватывающими. Своими быстрыми движениями рук Пол мог настолько долго развлекать публику, что он по праву считался наилучшим фокусником в своём жанре. Голливудская академия магических искусств в 1983 году даже отметила его престижной наградой “Маг года”.

Ланс Бартон «Голуби»


Ланс Бартон - манипулятор мирового класса, имеет собственный театр иллюзий в Лас-Вегасе. Участвовал в многочисленных телепередачах, выступал перед королевой Елизаветой II и президентом Рональдом Рейганом. В августе 1994 года Бартон подписал 13-летний контракт (самый долгий контракт для иллюзиониста за всю историю Лас-Вегаса) с Monte Carlo Resort. Специально для его выступлений был построен «Театр Ланса Бартона» на 1274 места, стоимостью 27 миллионов долларов. Открытие состоялось 21 июня 1996 года. Согласно сведениям журнала USA Weekend, за 13 лет работы прибыль Бартона составила более 110 миллионов долларов. Главная иллюзия мага заключалась в том, что он, стоя на улице во фраке и цилиндре, доставал голубей, свечи и трости прямо из воздуха. С этим номером он выиграл FISM в 1982 году, тем самым став самым молодым из всех, кто выигрывал приз этих соревнований.

Ричард Росс «Соединенные кольца»

Ричард Росс был голландским фокусником, известным своей ловкостью рук. Трюк «Соединенные кольца» был исполнен в 1983 году. Нужно было внимательно следить за кольцами, как они невероятно приближаются и отдаляются друг от друга.

Гарри Блэкстоун младший «Парящая лампочка»

Гарри Блэкстоун младший (1934 – 1997) – американский фокусник. Уже с 6 месяцев Гарри начинает принимать активное участие в представлениях своего отца, а отцом его являлся Гарри Блэкстоун старший, которого называют легендой, ведь именно он поднял на невиданный уровень технику иллюзий и волшебства, которые намного опередили его эпоху. В фокусе «Парящая лампочка» зрители наблюдают лампочку без проводов, летящую по сцене и залу.

Дэвид Блэйн «Удаление передних зубов»


Дэвид Блэйн- американский иллюзионист. Начал заниматься уличной магией в 1997 году. Его шоу на ABC сразу завоевало популярность. С 1999 года Блэйн периодически показывал более грандиозные «чудеса», среди которых: Заморозка во льду (2000); «Головокружение» - 35-часовое «стояние» на вершине 22-метровой колонны (2002); 44-дневное заточение без еды в ящике над поверхностью Темзы. В фокусе «Удаление передних зубов» он, подходя от одного человека к другому, прямо на камеру вынимал у каждого зуб изо рта. Дэвид Блэйн является дипломированным специалистом в сфере уличной магии и магических представлений.

Дэвид Копперфильд «Исчезновение статуи Свободы»


Фокус с исчезновением статуи Свободы изобретен известным конструктором фокусов Джимом Стейнмейером. Исполнялся один раз - Дэвидом Копперфильдом в 1983 году. Перед статуей Свободы поставлены две вышки. На фоне ночного неба видна ярко освещённая Статуя, на радаре видна отметка от неё. На вышках поднимается покрывало, Дэвид закрывает собой радар, покрывало опускается - статуя исчезла, видно только кольцо огней вокруг неё. Отметка радара тоже исчезает. Снова поднимается-опускается покрывало - статуя появилась как ни в чем не бывало. Естественно, изображение на радаре - имитация (причём имитация неумелая - развертка обрисовывает линии сетки, в то время как Статуя отображается независимо от движения развертки; к тому же, дальняя от радара сторона статуи вообще не может быть отображена).

Джонатан и Шарлотта Пендрагон «Метаморфозы»

Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса. В 2006 году Джонатан Пендрагон упал на стрелу во время репетиции опасного трюка. Стрела задела печень, желудок и сердце, но он выжил. Их фокус метаморфозы признан самым быстрым фокусом в истории. Пара известны своими опасными иллюзиями.

Пенн и Теллер «Ловля пули»


Совершенства в исполнении трюка с пулей достигли американские иллюзионисты Пенн и Теллер, которые не только просили кого-то из зрительного зала выбрать пули, подписать их своими инициалами и зарядить пистолет, но и одновременно стреляли друг в друга. Вслед за этим фокусники демонстрировали "пойманные" и зажатые между зубами патроны и обращались к тем же самым зрителям с просьбой проверить наличие сделанных ранее подписей. "Ловля пули" заведомо подразумевает обман, так как физически невозможно остановить вылетающий из пистолета патрон зубами и остаться в живых. Иллюзионисты используют подсадных зрителей или, отвлекая внимание публики, с помощью незаметных манипуляций извлекают пули из заряженного пистолета перед тем, как выстрелить. Однако, даже при точно выверенном сценарии и слаженной работе ассистента и фокусника, этот трюк остается одним из самых опасных: более 10 профессиональных иллюзионистов погибли при исполнении именно этого номера.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot