Анализ системный подход в психологии. Системный подход


Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.
В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы (Солнечная система), среди них - системы «организм - среда»; идеальные системы (например, знаковые); социальные системы. Таким образом, принцип системности означает рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделения составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.
После выхода в свет в 1957 г. книги Л. Берталанфи «Общая теория систем» категория системы из философско-методологической перешла в иной статус - названия объяснительного принципа, конкретизируемого различным образом в научном познании. Одновременно появилось множество частных теорий систем, предполагающих также иные принципы, чем заявленные в общей теории систем. Поиски предпосылок системного понимания психики относят становление этого принципа к более ранним этапам. Теоретическое развитие наук уже в XIX в. создало предпосылки системного понимания применительно к живому организму.
Реализацию системного принципа в теории познания - до его формулирования как философско-методологического - связывают с подходом К. Маркса к анализу экономических систем и теорией происхождения видов Ч. Дарвина [Философская энциклопедия, 1970, т. 5, с. 19]. Развитие кибернетики как общей теории управления также называют ведущим среди предпосылок формулирования принципа системности.
Системный подход, как указывают Петровский и Ярошевский, не был «изобретен» философами, а направлял многие научные разработки до введения его обозначения. Так, например, он был представлен в биологических теориях Бернара и Кеннона. К. Бернар ввел понятие саморегуляции в новую научную модель организма. Он предложил теорию «двух сред», в рамках которой внутренняя среда организма рассматривалась как система, обеспечивающая выживание его во внешней среде.
Американский физиолог У. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза, обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее противодействии факторам, угрожающим ей разрушением. Тем самым он пришел к формулированию «общих принципов организаций» как отличающих системы от не-систем. Принцип системности был представлен в учениях о биоценозе, развивался в генетике, социологии и психологии.
Авторы «Теоретической психологии» выделили пять принципов, которые можно рассматривать в качестве предшественников принципа системности в психологии: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм. Относительно последних трех можно спорить в том смысле, что они представляют определенные методологические основания оценки построения теоретических психологических объяснений, не обязательно ассоциируемые с принципом системности. В то же время первые два несомненно фокусируют предпосылки собственно системного анализа в психологических знаниях.
Холизм в переводе с греческого - это целый (весь), т. е. первичное невыводимое начало, которое вне сохранения целостности теряет свою сущность.
В психологии такими целостностями выступали душа, организм, машина («картезианский» человек), личность, сознание.
Элементаризм (атомизм) - принцип, предполагающий соединение в целом отдельных элементов, сущности которых не изменяются целым.
В психологии сознания это был структурализм Вундта и Титчене- ра, в бихевиоризме это объяснения формирования навыка. И холизм, и элементаризм - не достояние только историко-психологического анализа; это также аспекты сравнения множества теорий в той или иной области. Так, Хьелл и Зиглер [Хьелл, Зиглер, 1997] в семикатегориальной схеме оценивания теорий личности «холизм - элементаризм» относят к категории наиболее выраженного холизма концепции Адлера, Эриксона, Маслоу, Роджерса, умеренно сильного - Фрейда, Келли, Оллпорта, умеренного элементаризма - подход Бандуры, сильного элементаризма - Скиннера.
Зарождение системного подхода связывают с именем Аристотеля. Это первичная трактовка организма как системы, попытка усмотреть в душе специфику человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза (стабильность изнутри вопреки возмущающим влияниям извне), целесообразности как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа - системообразующий принцип жизни тела.
В последующем принцип системности появляется уже в иной трактовке в XVII в., когда по законам механики предлагается построение целостности человека как рефлекторной машины. Декартом утверждалась двойная детерминация души активными внутренними состояниями и страстями как страдательными состояниями, возникающими под воздействием телесного (физического). Но трактовка активности тела обходилась и без обращения к душе (или образу) как ее регулятору.
В послекартезианский период представлений о взаимосвязи души и тела они разъяты, и нерешенность психофизиологической проблемы не дает им соединиться в рамках единой теории (которая теперь относится либо к душе, либо к деятельности человека, либо к мозгу как субстрату). Машинообразность как аналог представления системности дает двойной вход в систему: во-первых, в аспекте ее рассмотрения как структурного и целесообразного единства и, во-вторых, в аспекте «когитального» ее постижения - с открытостью регуляторного профиля в этом направлении. Но эта открытость не означает открытость системы «организм - машина» для других подходов к познанию. И в этом основной подвох рассмотрения «картезианского» человека как системы. Оно влекло за собой развитие тех психологических теорий, где система причинного обусловливания вновь оказывалась закрытой.
В биологических теориях активность организма подчиняла уровень психической адаптации к среде (активность души здесь была не нужна, а образ служил цели приспособления). В гештальттеории структурам сознания оказался ненужным выход к структурам тела, коль скоро принимался принцип изоморфизма. Введенный в 1912 г. Вертгаймером принцип изоморфизма был обстоятельно обоснован Келером. Он предполагал, что пространственная конфигурация восприятия изоморфна пространственной конфигурации соответствующих участков возбуждения в мозге. Психофизический изоморфизм предполагал топологическое, а не метрическое соответствие. В теории систем это более широкая формулировка.
Изоморфизм означает наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой.
В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности («Я», «Оно», «Сверх-Я»),
Отдельного места с точки зрения изменения понимания детерминации психического и регуляции поведения заслуживает концепция И. М. Сеченова. Она рассматривается в методологических работах в качестве существенной предпосылки системного анализа психического. Но в рамках данного пособия мы не готовы к столь краткому ее анализу, который не исказил бы сути заложенных в ней поворотов к соотнесению объяснительных принципов в психологии и физиологии.
XX век добавил в критерии системности новое понимание целевой регуляции поведения - как биологической, экономической или иной целесообразности, не связанной с психологическим представлением о цели.
Целесообразность в учебнике Петровского и Ярошевского трактуется как одно их проявлений принципа системности. Так же это представлено и у сторонников частных теорий систем (например, у Р. Акоффа применительно к «целеустремленным системам»). Но целевая функция может быть понята безотносительно к субъекту. Так, авторы экономической теории Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн ввели направленность на целевую функцию «максимизации полезности» для системы, действующей по правилам и не предполагающей в понятии ЛПР (лицо, принимающее решение) субъекта [Нейман, Моргенштерн, 1970]. Подмена понятия субъекта понятием системы зачастую происходит именно посредством обращения к целевой функции, к целесообразности (включая ориентировку организма на «потребное будущее»). Но тогда понятие системы служит уже не принципом в рамках разработки психологической теории, а звеном, позволяющим подменять психологическое объяснение другим, не охватывающим специфику психологических систем.
Развитие представлений о психологических системах в школе Л. С. Выготского вернуло детерминистические связи в объяснение становления психического. С одной стороны, это было обращением к социальной детерминации, выраженное в понятиях социальной ситуации, ситуации «пра-Мы», с другой - в представлениях о знаковых системах как пути культурной детерминации, на чем мы специально остановимся далее в главе 11. В теориях Сеченова и Выготского можно видеть первые методологические подходы, объединившие ориентации на причинный и системный анализ психического и вместе с тем выход его в другие системные уровни связей (нейрофизиологической и социальной реальностей).
И. П. Павлов продолжил материалистическое основание сеченовского учения в развитии представлений о двух сигнальных системах как опосредствующих связь регуляции поведения с детерминацией внешнего мира. Новый контекст - социокультурной детерминации - был введен представлением Выготского о знаках как новом этапе психологических орудий человека, изменяющих природу психических функций, что позволяет говорить о том, что «не только мозг управляет человеком, но и человек - мозгом» [Петровский, Ярошевский, 2003, с. 382].
Реализация системного принципа, восходящего к марксовому методу анализа, представлена в исследованиях Мамардашвили (см. главу 8). Системо-деятельностные объекты стали предметом целой методологической школы Г. П. Щедровицкого. Хотя сам он считал термин «предмет науки» в новой ситуации неприемлемым, предложив представление о мыследеятельности как новом пути познания: «...психология - это особая сфера мыследеятельности, по сути дела захватывающая весь универсум жизнедеятельности, весь социум, с множеством научных предметов и разного рода техник - антропотехник, психотехник, культуро- техник и целый ряд практик... включая практики “коммуникации” и “взаимодействия”» [Щедровицкий, 1997, с. 109]. Но предполагаемый во многих методологических разработках выход психического вовне - в новые системные связи, минуя психологическую теорию, - не всегда удовлетворяет тем основаниям, ради которых этот принцип когда-то вводился: уровневого анализа и раскрытия системообразующих связей для более адекватной характеристики тех или иных изучаемых систем.
На возможность понимания психического как системы в рамках именно построения психологической теории указывал О. К. Тихомиров, говоря об использовании Л. С. Выготским понятия психических систем [Тихомиров, 1992]. В ином воплощении принцип системности в отношении к психологическому анализу разрабатывался Б. Ф. Ломовым.
  1. Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова
В монографии «Методологические и теоретические проблемы психологии» Ломов выделил ряд особенностей принципа системности в качестве наиболее важных для построения «общей теории» психологической науки. Нельзя не видеть здесь переклички с идеей Выготского о создании общей психологии на единой теоретической платформе как средства преодоления кризиса в психологии, хотя сам автор такого контекста не намечает. В. А. Барабанщиков, анализируя взаимосвязи концепций Рубинштейна и Ломова, говорит об использовании в качестве важнейших предпосылок рассматриваемой системной концепции двух ключевых идей философско-психологической концепции Рубинштейна: идеи «полисистемности бытия человека и интегральности его качеств и свойств» (выделено В. Б.) [Барабанщиков, 2000, с. 47]. Третьей идеей стало представление о единстве психического отражения и деятельности субъекта, видоизменяющего саму действительность. Принцип детерминизма при этом выдвигал на первый план активную роль внутренних условий и «необходимость самодвижения» психического.
Системный подход виделся Ломовым как трактовка «психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое» [Ломов, 1984, с. 88]. Им конкретизировались следующие пути реализации системного подхода в психологии.
Во-первых, требуется рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры. Во- вторых, это рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов.
В-третьих, система психических явлений (а также отдельных психических процессов и состояний) должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Многоуровневость рассмотрена автором на примере антиципации, которую как психический процесс можно анализировать на субсенсорном уровне, сенсомоторном, перцептивном, уровне представлений и речемыслительном. Каждый уровень соответствует уровню сложности решаемых задач, а в реальной деятельности все они взаимосвязаны. Аналогичная схема выделения уровней реализуется для процессов принятия решений, мышления, творчества.
Взаимоотношения между подсистемами динамичны и зависят от системообразующего фактора, объединяющего в функционирование целого отдельные механизмы, реализуемые на том или ином уровне. Соподчиненность и автономия уровней - важнейшие условия саморегуляции системы. С разными уровнями могут быть соотнесены разные психологические законы.
В-четвертых, множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковость его свойств. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.
В-пятых, системный подход связывается с изменением в понимании принципа детерминизма. И линейный детерминизм, и вероятностный представляют собой лишь частные случаи детерминации. Поскольку принцип существования человека является «полисистемным» (он существо и биологическое, и социальное, к тому же психические явления могут быть отнесены к разным уровням), то не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи, и в качестве некаузальных типов связи. Это типы связей, соотносимых с понятиями «условие», «фактор», «основание», «опосредствование» и др.
Наконец, системный подход соотносится с принципом развития, поскольку системы существуют только в развитии. В развитии происходит и смена детерминант, и их взаимодействие (специфичное на каждой стадии). При этом развитие может включать и линии прогресса, и линии регресса. Развитие - это разрешение противоречий между внешним и внутренним, между причинами и условиями, между системами и подсистемами, между уровнями и т. д.
Так, представленный принцип системного анализа разделяется, по- видимому, большинством современных психологов. Но от такой широкой трактовки до реализации его в психологических теориях проходит этап содержательной ориентировки авторов на собственные трактовки указанных выше положений. В частности, это предпочтения «парадигмального» характера, связанные с разным пониманием и деятельностного принципа, и принципа активности, и регулятивной функции психического.
Подход Ломова вызывал возражения из-за недостаточного определения специфики собственно психологических систем. Так, О. К. Тихомировым обсуждались существенные различия между современными апелляциями к многоуровневости регуляции процессов в общей теории систем и изучением психологических систем в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов [Тихомиров, 1983]. Не завершен спор отечественных психологических школ о системном строении сознания и о роли знаковых систем.
Между разными психологическими теориями споры идут не о принципе системности, а о том, как понимать сами психологические системы. Таким образом, дело скорее за обоснованиями того, что дает принцип системности дополнительно к представлению объяснительной схемы в рамках той или иной психологической теории.

1. Основные понятия.

2. Принципы системного подхода в психологии. 3. Проблема закона в психологии.

4. Система детерминации поведения и психики.

Литература

1. Б.Ф.Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии. Гл. 2.

2. Диалектика и системный анализ. М., Наука, 1986. Отв. ред. акад. Гвишиани Д.М. Статьи: Гвишиани, Садовского, Уемова, Блауберга с Юдиным.

3. Материалистическая диалектика как научная система, МГУ, 1983, гл. 17 и 18.

4. Диалектическая логика. МГУ, 1986, гл. 5, § 3. Сведение к закону как одно из требований принципа детерминизма.

5. Принцип системности в психологических исследованиях. М., Наука, 1990 г., статьи Ломова и Анцифировой.

6. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. М., Наука, 1972.

7. Пономарев Я.А. Закон в психологии. – В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. 1988 г.

1.Основные понятия.

Система – это расчлененные на отдельные относительно самостоятельные и необходимым образом взаимосвязанные элементы, материальное образование, обладающее определенной целостностью . (Материал. диалектика, МГУ, 1983, с. 217).

А.И.Уемов: система, вещь, свойство, отношение (формально-логический подход). Система – это множество объектов, «на которых реализуется заранее определенное отношение к фиксированным свойствам». Система характеризуется:

Надежностью, системные качества - минимальностью,

Стационарностью, - упорядоченностью


В.Г.Афанасьев : система, качество.

Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств , несвойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

М.И.Сетров : система, целое, организация (применение системного подхода к анализу биологических систем, целостность которых проявляется в определенной организации).

«Даже в интуитивном понимании организация отражается в моменте единства целесообразно действующих частей , которые в организованном объекте выступают как органы . Органы же являются таковыми только потому, что они обладают относительновсей организации определенной функцией , их действие функционально и потому целесообразно».

В.Н.Саготовский : система, цель, структура. В системе все структуры работают на одну цель.

В.В.Дружинин, Д.С.Конторов : организационным фактором, определяющим способность системы к целенаправленности , адаптации, самоусовершенствованию и средоформирующей деятельности является наличие внутри системы информационноймодели среды и себя самой – отображение среды исамоотображение. (Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. 1976. Предисловие Глушкова В.М., с. 5).

Блауберг и Юдин различают:


Исследование системного

(сложноорганизованного)


Системное исследованиеэтого объекта:


объекта:


изучение морфологии, строения организма не требует системных представлений.


описание целостного живого функционирования того же организма. Это требует при-


влечения понятийных средств, обеспечивающих представление организма как множества взаимосвя-занных элементов и подсис-тем, т.е. представление его в виде системы.


Системный, сложный объект – полиструктурное, многоуровневое образование, изучаемое с разных сторон разныминауками , поэтому выделение элементов, частей, подсистем будет осуществляться разными способами. На сложный объект не может быть наложено какое-то единственное представление о целом, исключающее другие представления.

Например, человек может рассматриваться

Как «фабрика» по переработке веществ (биохимия) и

Как субъект системы «человек-мир», как личность (общественные науки, психология).

Понятия «принцип системности », «системный подход », «системный анализ », «системный синтез » выстраиваются в направлении конкретизации.

Принцип системности входит в категориальный состав материалистической диалектики и вместе с другими философскими принципами (например, принципом развития) имеет методологическое значение для системного подхода (высший уровень методологии).

Принцип системности … означает, что явление объективнойдействительности, рассмотренное с позиций закономерностейсистемного целого и взаимодействия составляющих его частей,образует особую гносеологическую призму, или особое«измерение» реальности.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 1976, с. 10

Системный подход – общенаучная междисциплинарная системная методологическая концепция, основная задача которой является разработка специально-научных методологических понятий, методов и способов исследования системных объектов (второй уровень методологии). Эту задачу можно конкретизировать след. Образом:

Разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов;

Построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем;

Исследование методологических оснований различных теорий систем (биологических, социальных, технических, подходы к построению общей теории систем).

Системный анализ – методология, ориентированная на решение проблем практически-прикладного характера (третий уровень методологии).


Ситуация для системного анализа:

Нет зрелой, полной теории, относящейся к исследуемой ситуации; - сама задача о выделении исследуемой ситуации не

представляется тривиальной;

Цели исследования общи, расплывчаты, недостаточно конкретны; - не только не ясно, как лучше сделать то, что собираемся, но и

вообще неизвестно, как это сделать.

Задачей системного анализа является как построение картиныпроблемной ситуации (аналитическая фаза исследования), так и осознание тех конкретных задач , которые в этой ситуации целесообразно перед собой ставить, и тех действий , которые могут и должны привести к их решению (синтетическая фаза).

Системный синтез – теоретический идеал системного подхода (за системным анализом как конкретизацией идет восхождение к абстрактному в результате системного синтеза).

Системный подход находит конкретизацию в - выделении его аспектов, сторон, этапов,

а описание системного объекта

В формулировании функциональных принципов его организации.

М.С.Каган применительно к исследованию социальных систем выделяет три плоскости исследования, каждая из которых представлена двумя противоположно направленными векторами:

Прогностический Анализ внешнего


Компонентный анализ

Анализ внутреннего функционирования


функционирования

Структурный анализ

Генетический анализ


Все эти векторы хорошо реализуются в исследовании человеческой деятельности как системного функционального объекта.

М.И.Сетров в описании системного биологического объекта выделяет следующие функциональные принципы, в соответствии с которыми происходит становление организации и её сохранение:


Принцип совместимости,

Принцип актуализации функций,

Принцип нейтрализации дисфункций, - принцип сосредоточенности,

Принцип лабилизации функций.

В.К.Калин :

В изучении групповой деятельности (описание системного объекта), в частности группового субъекта деятельности (ГСД), наличие у группы отображения (модели) среды и самоотображения делает основным регуляционным принципом организации ГСД принцип саморегуляции , который в рассмотрении волевого аспекта групповой деятельности конкретизируется в принципе согласованного оптимума . Дальнейшая конкретизация с использованием идей М.И.Сетрова осуществляется в следующих принципах:

Оптимального расхода энергии, -сосредоточения функций

Достаточной актуализации функций, -нейтрализации дисфункций,

Рефлексии характеристик системы.

Этапы системного подхода наиболее четко выделяются теми авторами, которые связывают представление о системе с конечными результатами (основной конечной целью) системы и авторы, занимавшиеся проблемой проектирования систем. (напр. В.Н.Саготовский, Ф.И.Перегудов).Проектировать можно и деятельность.

Можно выделить следующие этапы в проектировании системного объекта:

1. Формулировка (синтез) глобальной цели системы (у А.И.Уемова это концепт системы).

2. Построение дерева целей (декомпозиция глобальной цели). 3. Описание функций, т.е. дается ответ на вопрос: как должна

вести себя система, чтобы достигнуть цели (целей)?

4. Разработка конструкции системы под функциональную структуру.

5. Анализ внешних условий, действующих на входы системы, а также выступающие как ограничители на функционирование системы. Окончательная «подгонка» всех сторон системы под набор условий.

Методологические принципы психологии

Применительно к психологии следует назвать следующие методологические принципы:

Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

Принцип системности в психологии

Принцип системности - методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Центральной проблемой в развитии системного понимания психического выступает выяснение механизма, порождающего системы.

Формулировка системы как «комплекса элементов» включает образ элемента или компонента как чего-то, изначально объясняющего природу системы.

В понимании системы как «комплекса компонентов» наиболее сложным пунктом становится именно объяснение ее целостности.

Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании». Понятие «связи» выступает обычно вторым моментом, характеризующим системы наряду с понятием комплекса элементов или компонентов.

«Связи» выступают, на первый взгляд, чем-то существенно отличающимся от элементов, что и побуждает использовать их для характеристики именно целостности системы. Но при более внимательном рассмотрении «связи» оказываются тоже элементами, на которые раскладывается сложная внутренняя структура системы.

Идеи системного подхода, т.е. идеи анализа всех открытых самоорганизующихся и саморазвивающихся образований как систем, обсуждаются уже около полувека, начиная с работ Л. фон Берталанфи. В психологии предполагается, что системный подход является обязательным, поэтому исследователи почти всегда декларируют его использование. Предложено несколько критериев для выявления того, в какой степени соблюдается системный подход.

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1) многомерность образования;

2) его многоуровневость и иерархичность;

3) многомерную классификацию его свойств;

4) признание его полидетерминированности;

5) изучение взятого образования в его развитии.

М.С. Роговик выделил четыре принципа системного подхода:

1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т.е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т.е. системный подход включает в себя функциональный.

3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. То есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход.

В. А. Ганзен выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный. С точки зрения В. А. Ганзена описание системы должно включать:

1) ее элементный состав;

2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами;

3) функции системы, ее подсистем и элементов;

4) интегральные свойства системы;

5) системообразующие факторы;

6) взаимосвязи со средой.

Конкретизации принципов системного подхода в психологии.

I. Принцип целостности системы. Система (или данный тип систем) имеет один или несколько фундаментальных атрибутов, отличающих ее от других систем. Атрибут системы - это ее принадлежность, необходимая для существования в диапазоне экологически нормативных параметров среды, внешней и внутренней, действительной и идеальной, а также для характеристики этой системы. При патологии одной из подсистем (или одного из атрибутов) система теряет свою целостность, и ее функционирование приобретает ауто- и гетеродеструктивный характер.

II. Принцип функциональной детерменированности системы и ее подсистем. Функция системы (или подсистемы) является образующим ее фактором (системообразующим фактором - СОФ).

III. Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы.

Принцип структурно-уровневой организации. Следование ему считается необходимым для любого современного исследования, как теоретического, так и эмпирического. Этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых - свое строение и механизмы.

Структурно-генетический принцип сформулирован позже других. В соответствии с ним каждый качественный этап в филогенезе живой саморазвивающейся системы закрепляется в ее строении и представляет собой очередной уровень ее организации.

IV. Принцип вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней в системе имеет две составляющих:

а) исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с определенными ограничениями. Их сохранение не означает неизменности; накладываемые ограничения порождают частные варианты общих законов. Примерами этого являются знаменитые феномены Пиаже и уровни актуального перцептогенеза, выделенные Беккером;

б) верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Как правило, осуществляется коррекция по механизму отрицательной обратной связи (положительные обратные связи бывают очень редко). В неврологии и психической деятельности тормозящее влияние вышележащих образований на нижележащие было открыто И. М. Сеченовым

Общие принципы системного подхода в психологии могут быть дополнены рядом определений, существенных при разработке теории системного объекта.

1. Дефиниция системы в ее оптимальном варианте. Известно, что на начальных этапах распознавания системы не всегда возможно дать полное ее определение и только на зрелых этапах познания возможна дефиниция в виде родо-видовой конструкции с учетом фундаментальных функций познаваемого.

2. Компонентами системы являются прежде всего составляющие ее элементы. Это - психические образования, обладающие определенной степенью самостоятельности и поэтому выделяющиеся в системе как ее состав.

3. Структура системы. Под ней понимаются подсистемы, каждая из которых обеспечивает какую-либо фундаментальную функцию и объединяет для этого ряд компонентов психики, появившихся в процессе эволюции.

4. Функции системы - это те отношения системы со средой (или подсистем с метасистемой), которые объясняют цель появления системы (или подсистем).

5. Свойства системы - те качественные признаки, по которым система выделяется из среды (или подсистема из метасистемы).

6. Системообразующие и системоформирующие факторы. Системообразующие факторы, внешние по отношению к системе, детерминируют ее возникновение. Системоформирующие факторы суть те объектные свойства действительности, которые дают возможность системе (или подсистеме) сформироваться.

7. Генезис и эволюция (происхождение и развитие) системы.


Похожая информация.


Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системный подход.
Рубрика (тематическая категория) Психология

В корне лежит исследование объектов как системы. Ориентирован на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система - ϶ᴛᴏ совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг к другу, которые образует определœенное целостное единство, новые качества по сравнению с теми же элементами, но не включенные в систему. Подход разрабатывается в тектологии А.А. Богданова, в работах Вернадского, в праксиологии Т. Хонтарбиньского. Была разработана общая теория систем Л. фон Берталанфи, Н. Винœера. А.И. Уемов.

Система – совокупность элементов, образующих определœенную целостность, которая обладает общими свойствами, несводимыми к сумме свойств ее элементов.

Понятие системы включает в себя принципы:

1) Принцип целостности – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

2) Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, ᴛ.ᴇ. сети связей, отношений системы, обусловленности поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, но и свойствами ее структуры. То есть при выпадении какого-либо элемента система перестает существовать, а то, что осталось - ϶ᴛᴏ уже новая система.

3) Взаимозависимость системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь при этом ведущим и активным компонентом взаимодействия

4) Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в свою очередь как система, а исследуемая в данном случае система может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы. Каждый элемент, свойство системы зависят от его места͵ функции внутри целого

5) Принцип множественности описаний системы – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества.. моделœей, каждая из которых описывает лишь определœенный аспект системы

Важнейшая особенность систем – передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным относятся целœенаправленные системы и самоорганизующиеся системы (способные менять свою структуру в процессе функционирования). Таким образом в любой системе можно выделить два аспекта:

1) Статическая структура – кол-во, состав, порядок расположения элементов и их иерархия. Она придает единство, упорядоченность взаимодействий всœех элементов, что и обеспечивает целостность системы

2) Динамическая организация – определяет взаимодействие элементов системы и предполагает процесс, протяженность существования системы во времени. Система в статичном состоянии до некоторого предела – почти полная абстракция, то есть динамика присутствует всœегда

Системные свойства, необходимые для определœения объекта как системы:

1) Организованность – отражает уровень организации системы, определяет, на каком объекте система сосредотачивает свои действия и ресурсы, какие свойства в системе станут дополнительными с точки зрения целœей данной системы, а какие основными. Оценить организ-ть можно по параметрам надежности, результативности

2) Целостность – способность сохранять свою качественную специфичность в изменяющихся условиях среды. Осуществляется за счёт интеграции ее элементов. Благодаря интегрированности появляются свойства и качества системы: активность, устойчивость, связность, иерархичность, коррелятивность, цикличность во внутренних процессах системы, наличие внешней границы, отделяющей систему от среды.

3) Сложность – количественное и качественное разнообразие, различие элементов системы

4) Функциональная анизотропность – разные элементы или подсистемы в системе не равнозначны по функциям, по направлению действий, обладают различной сопротивляемостью к воздействиям среды и имеют различный потенциал для развития

5) Инерционность – способность системы сохранять свое состояние и оказывать определœенное сопротивление факторам, которые, воздействуя на систему, могли бы ее изменить. Проявляется в двух формах: запаздывание реакции на воздействие и изменение в системе во время перехода от одного состояния системы к другому.

Системный анализ – совокупность методологических средств…

Часто употребляется как системный подход. В узком смысле сист анализ – инструмент системного подхода. Применение сист анализа особо эффективно в тех областях, где постоянно происходит смена условий и велик элемент неопределœенности.

Процедуры и методы направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблем, выявление масштабов неопределœенности по каждому из вариантов и их сопоставление по различным критериям эффективности.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целœей

2) Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять всœе последствия и взаимосвязи каждого частного решения

3) Необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целœей

4) Цели отдельных подразделœений не должны вступать в конфликт с целями всœей программы

Центральной процедурой в системном анализе является построение сист модели, отображающей всœе факторы и взаимосвязи в реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решений. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата в ходе применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому. Учитывается кол-во затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям.

Метасистемный подход не ограничивается рассмотрением явления как отдельной системы. Он предполагает анализ тех систем, рядоположных с рассматриваемой или выше ее по уровню, во взаимодействиях с которыми находится изучаемая система. Согласно этому подходу можно выделить след уровни рассмотрения явлений:

1) Элементный – исключает самые простые составные элементы системы, которые не имеют качественного разнообразия и бывают в любой системе

2) Компонентный – компоненты состоят из элементов, обладают специфичными качествами данной системы

3) Субсистемный – компоненты объединяются в субсистемы как составные части системы, они могут становиться самостоятельными системами, обладают качественной специфичностью, функциональной соотнесенностью; за счёт этого изменений на этом уровне происходит трансформация всœей системы в целом

4) Системный - -//-

5) Метасистемный – входят системы, рядоположные с рассматриваемой или выше ее по уровню; между этими системами происходит взаимодействие и взаимовлияние.

Пример: анализ научной деятельности с точки зрения этого подхода:

1) Операции – открыть книгу, включить компьютер, нажимать клавиши

2) Действия – печать, письмо

3) Инфрадеятельностный – последовательность сложных действий: составление плана, поиск информации, подготовка и проведение эксперимента и т.д.

4) Вся деятельность – научная деят-ть с ее спецификой

5) Другие деятельности, которые осуществляют другие субъекты

Метасистемный анализ предусматривает реализацию 5 этапов:

1) Метасистемный или антологический – предполагает обоснование существования системы в контексте ее взаимодействия и включенности в системы более высокого порядка

2) Метастрктурный или содержательный – анализ и раскрытие содержания самой системы, ее компонентов

3) Функциональный – анализ функций каждого элемента системы и функций подсистемы

4) Генетический – рассмотрение того, как происходит становление, развитие системы, анализ ее динамического компонента

5) Интегративный – создание определœенной матрицы, где относительно каждого компонента системы расписаны всœе этапы его становления, изменение его функциональной нагрузки и его взаимодействие с метасистемами

Принципы системного подхода в психологии – Ломов.

На данный момент понятийный аппарат психологии включает в себя как специальные научные понятия, так и понятия, совпадающие по звучанию с житейскими, но отличающиеся по содержанию.

К примеру: деятельность, чувства и т.д.

Психология имеет очень разветвленный понятийный терминологический аппарат. По этой причине в методологии встают проблемы: очень четкого содержательного определœения понятий, разведения житейских и научных понятий и определœения крайне важно сти введения новых понятий, придания статуса общепсихологической категории ряду понятий.

Определœение (дефиниция) - ϶ᴛᴏ логическая операция установления смысла терминов.

Позволяет сформулировать значение принципиально нового содержания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вводиться в науку. Определœение раскрывает содержание понятия. Раскрыть содержание понятия – значит перечислить его существенные признаки, то есть признаки необходимые и достаточные для отличения данного предмета от сходных с ним. С психологической точки зрения постановка определœений может рассматриваться как врожденная и неосознаваемая функция человеческого мышления.

Виды определœений:

1) Астенсивные – формир-ся в рез-те чувственных восприятий. Οʜᴎ дают значение терминов, указывают на предмет или группу предметов, которые данный термин обозначает. Данные определœения бывают крайне не точны.

2) Вербальные - явл-ся более точными, поскольку даются не через указания на отдельные предметы, а через указания отличительного признака этих предметов. Призвано полностью отражать смысл термина, понятия, обозначающего некоторый предмет. Это достигается через указание смысла других терминов, уже известных.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, астенсивное определœение дает значение терминам, а вербальное раскрывает его смысл. Наука имеет дело с абстрактными объектами, с идеализациями, в которых почти полностью отсутствует реальность. В реальности мы находим только конкретизации идеализации, то есть наука работает с вербальными определœениями.

Классификация определœений.

Неявные – носят круговой характер.
Размещено на реф.рф
На место определœения подставляется контекст или набор аксиом. То есть исходные термины определяются друг через друга.
Явные – то, что определяется, совпадает с тем, посредством чего оно определяется. Между ними устанавливаются отношения равенства. Определœение дается через родовой признак, который указывает на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемый предмет. Аксиоматические – явл-ся фундаментальными, не содержат круга, но и не подлежат проверке. Частный случай явного определœения. В психологии их нет.
Номинальные – посредством их в язык вводятся новые знаковые выражения и термины, обозначающие понятия и уточняющие существующие Реальные – посредством их происходит спецификация объектов, они отображают существенные признаки, св-ва и хар-ки объектов с целью формир-ия отличий от др объектов Классификац-ые – образуются путем указания на область предметов по родовому признаку и специфические отличия по видовым признакам; иногда указываются классы, к которым определяемый предмет не принадлежит. Генетические – указывает на процесс формир-ия предмета͵ подлежащего определœению; данный способ должен быть специфичен, характерен только данному предмету и никакому другому. Контекстуальное - наиболее близко к экстенсивному определœению, позволяет понять незнакомое слово через контекст. Контекст в шир значении – условие употребления данной языковой единицы в речи.

Методологически грамотные определœения.

Критерии:

1) Полнота – всœе объекты определяемого класса подпадают под это определœение и только они

2) Функциональность – определœение применимо в данной научной и предметной области и адекватно поставленным в исследовании и практике задачам.

3) Плодотворность (креативность, эвристичность) – позволяет логическим путем из данного определœения вывести новые св-ва изучаемого объекта.

Процесс построения определœения состоит из нескольких этапов, на каждом из которых требуется решение определœенных задач. Как правило, в первую очередь определяют родовое понятие определœения, то есть что-то, что включает в себя определœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ хотим дать. Далее определят его видовую специфичность: описание хар-ик объекта͵ которые отличают наш объект в сравнении с др объектами того же вида.

Конкретизация понятия предполагает … ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с др определœениями др понятий.

Методологический этап – пояснение смысла терминов, указание правил определœения его …

Проверка определœения – подведение под определœение различных предметов, то есть распознавание у них признаков, достаточных для отнесения их к данному понятию.

Выведение следствий – процесс, обратный подведению под определœение. Когда уже понятно, что объект к этому классу относится, то решается обратная задача – поиск у предмета тех существенных признаков, которыми он должен обязательно обладать, в случае если относится к данному определœению.

Основные методологические проблемы психологии

Проблемы делятся на несколько групп исходя из того, каким объёмом знаний они обладают:

1) Знание о знании: какую теорию или подход выбрать при исследовании напр.; проблема, как справится с имеющимися знаниями, как их систематизировать, как организовать и использовать

2) Знание о незнании: проблемная ситуация, выявление незнаемого (то, что мы не знаем, - существует), выбор методов исследования и их обоснование, выбор способов форм интерпретации

3) Незнание о незнании: не знаем о существовании чего-либо, это допроблемная ситуация, из которой произрастает предпроблемная ситуация, когда в поле зрения исследователœей попадают некие странные феномены, о которых сразу нельзя сказать, реальны они или нереальны, ставят ли они новую научную проблему или это очередная псевдопроблема

Психологическая наука чаще всœего работает с проблемами первых двух групп. По уровню и содержанию эти проблемы можно разделить на три вида:

1) Метапсихологические проблемы (онтологические, фундаментальные, философские, методологические) – они вызваны сущностью самой науки, ее предметов; они вставали на протяжении всœего периода развития психологии, начинали разрабатываться в донаучный период. Их решение требует привлечения других наук. Эти проблемы при определœенных условиях могут приобретать статус общенаучных. В этом разделœе три проблемы:

· Психофизическая – каково место психики в материальном мире

· Психофизиологическая – как соотносятся соматические, нервные, гуморальные процессы и сознательные и бессознательные психические процессы

· Психогностическая – соотношения восприятий, представлений и реальных свойств отдельных вещей, то есть насколько адекватно психика отражает реальность и насколько вообще психика познаваема

2) Внутренние эмпирические и … проблемы, их появление связано с логикой и содержанием развития психологической науки, с открытиями в психологии и других науках, с запросами в практике, сменой общей социальной, культурной, политической и научной ситуации в стране и в мире. Таких проблем очень много, в их выделœении у психологов нет единства, трудно определить приоритет таких проблем и их значимость. При определœенных условиях данные проблемы могут переходить в разряд фундаментальных

3) Проблемы общества, людей, которые бывают решены с помощью психологии. Это проблемы вне науки, но наука может помочь их решить, применив весь арсенал средств и знаний. Как правило, эти проблемы решает прикладная психология

Психофизическая проблема.

Плюрализм. Существовал в древности. Теория Гиппократа носит остатки плюрализма. В восточной философии он также присутствует.

До научной революции душа понималась как движущее начало жизнедеятельности. После за счёт трудов Ньютона и др.
Размещено на реф.рф
пришла механистическая картина мира. Эти вопросы стимулировали интерес к психофизической проблеме.

Представление телœесного и духовного в глобальных космических масштабах. Поиск некой мировой души. Идеи психофизического параллелизма развивались в трудах Мольбранша, идея о монизме – в трудах Гартли.

В 19 в были открыты законы сохранения вещества и энергии, которые были признаны фундаментальными. Эти законы перестали учитывать сознание в психической картинœе мира, а следовательно и его влияние на физический мир.
Размещено на реф.рф
Психология приобрела возможность стать самостоятельной наукой.

Современные открытия в физике, особенно в квантовой, ядерной, всё ближе приводят нас к идее общности, универсальности как психических, так и физических явлений.

Психофизиологическая проблема.

Стала разрабатываться давно в теоретическом и прикладном плане. Эта проблема разрабатывалась в медицинœе: влияет ли как-то душевное состояние на болезнь и болезнь на душевное состояние.

Взаимосвязь между телом и психикой была выявлена очень давно. Первое объяснение такого взаимодействия связано с понятием пневмы – тончайшего вещества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ носилось по сосудам и было носителœем психики.

Проблема поиска органа души.

Аристотель вводит понятие общего чувствилища, некого органа, где живет душа.

Другой аспект проблемы: каковы соотношения между качеством ощущений и особенностями вызывающего его внешнего материального источника (ʼʼможем ли мы видеть руками?ʼʼ).

Психофизиологич проблема решалась также как и психофизическая – монизм, дуализм (параллелизм и взаимод-е).

Проблема соотношения сознательного и бессознательного рефлекторного поведения.

Проблема первичности.

Концепция локализационизма (Белл) и концепция анатомического начала (Галль).

Принципиально иной подход к решению проблемы появился с работами Сеченова – вводит понятие нейродинамики, процессов возбуждения и торможения. Это сильно изменило представление о физиологической базе психики. Далее Павлов вводит первую и вторую сигнальную систему.

Значит. вклад вносят также культурно-историческая теория Выготского и работы Лурия. Появились идеи о промежуточном третьем элементе, связующим между психическим и физиологическим. У Выготского - ϶ᴛᴏ знак. Лурия развил его идею и выделил элемент – информация.

Психогностическая проблема.

Имеет много аспектов. Причиной появления проблемы явл-ся.. В человеке своего апогея достигает поисковый инстинкт. Он трансформируется в особую область деятельности – вначале познавательная деят-ть, потом научная деят-ть.

Первоначально в фокусе внимания этой проблемы находились познавательные процессы и их продукты.

Два направления решения из античности: эмпиризм и рационализм.

Вопрос о формах и методах познания, которые бы обеспечили истинность, неискаженность данных об окружающем мире. В русле данной проблемы рождались новые научные методы.

Декарт предлагает гипотетико-дедуктивный метод. Ф. Бэкон предложил метод индукции.

Проблема рефлексии, а именно рефлексии второго порядка и возможности самопознания – а можем ли мы познавать сами себя? Сделать предметом изучения собственную психику?

Еще один аспект проблемы – субъективизм знаний. Какова роль познающего субъекта в их искажении? На данный момент не существует методов, способных исключить субъекта из изучения.

Интропсихологические проблемы.

Размывание, популяризаторство психологических знаний и психологии, разделœение на теоретическую и прикладную – схизис. Проблема сохранения методологической и теоретической идентичности. В наст время от психологии ждут решения всœех проблем – политических, экономических, социальных и т.д.

Проблема когерентности – останется ли психология единой наукой или распадется на несколько отдельных?

Проблема этики психолога, ᴛ.ᴇ. личного профессионального самосознания.

Экстрапсихологические проблемы

Проблемы практики. Напр.
Размещено на реф.рф
– проблема управления массовым сознанием, повышение психологической культуры поведения, предоставление эффективных средств психологической защиты, поиск новых способов обучения.

Системный подход. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системный подход." 2017, 2018.

Системный подход в науке получил широкое рас­пространение начиная с 50-60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схе­мы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало.

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ - это выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.

Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

Развитие принципа системности имеет свою историю.

Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля . Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа - системообразующий принцип жизни тела.

Машина как образ системности.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими "формами" и "сущностями", представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Система "организм – среда".

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности.

У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде.

Кольцевая регуляция работы системы организма. Совершенно уникальным в сеченовской концепции "кольцевого управления поведением" являлось положение о характере информации, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут "обратно" команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Тем самым взамен "круга между мозгом и мышцей", то есть модели, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организма, вырисовался иной "круг". Это был большой "круг", реализующий системное отношение "организм – среда", в котором мышцы выполняли функцию посредника органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собственном состоянии. В итоге отношение "организм – среда" оборачивалось в сеченовской интерпретации отношением "организм – выстраиваемый им сенсомоторный образ среды – сама среда как независимая от организма и его действий реальность". Вводя среднее звено, Сеченов переходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения.

Психическая регуляция поведения. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный "дубликат" этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись "гибридными". Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном сочетании с другими совершать полноценные интеллектуальные операции.

Гештальтизм. Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития "ткани" сознания, она состоит не из разрозненных "нитей", а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для него служил принцип функционального равновесия, к которому тяготеют отношения между организмом и средой. Чтобы реализовать его применительно к психологии, следует, по мнению ученого, внедрить в эту науку новую биологическую парадигму, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности.

Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л.С. Выготским положения о системном стро­ении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психоло­гии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии "в виде представлений о системно-динамической органи­зации психических процессов. В практической психо­логии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М Боуэн, С. Минухин, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А.В. Черников и др.).

Возникновение системного подхода в отечествен­ной психологии некоторые авторы связывают с именем Б.Ф. Ломова (1927-1989) - видного отечественного психолога, организатора и первого директора Институ­та психологии АН СССР (ныне - ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной пси­хологии был намечен намного раньше в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Что касается работ са­мого Б.Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необхо­димости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях - мак­ро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкре­тизации.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot