Плодовые культуры выращиваемые в нашем крае. Примеры полевых культур выращиваемых в нашем крае

Попробуй объяснить, что такое «сорта культурных растений»? Откуда они взялись?

Ответ. Сорт – группа культурных растений, объединённых определенными хозяйственными признаками. Сорта культурных растений выведены учеными-селекционерами из окультуренных диких растений.

С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство?

Ответ. Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на выращивании культурных растений. Отрасли растениеводства – полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Об этом можно узнать из краеведческой литературы. Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края?

Ответ. Сельское хозяйство Челябинской области - отрасль экономики Челябинской области, занимающая производством сельскохозяйственной продукции.

Особенности развития сельского хозяйство области зависят от особенностей ее климата и почвенного покрова. Челябинская область расположена на Южном Урале в центре Евразии. Большие площади заняты под посевами. Этому способствуют плодородные черноземные почвы и климатические условия – тепло и достаточно осадков.

Отрасли - полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.

Ответ. Полеводство - важнейшая отрасль растениеводства, в которой возделывают полевые культуры. Оно обеспечивает население основными продуктами питания, животноводство - кормами, легкую и текстильную промышленность - сырьем.

В полеводстве работают люди многих профессий: агрономы, агрономы-семеноводы, агрохимики, механизаторы, и другие.

Тракторист-машинист широкого профиля - самая распространенная профессия в полеводстве. Тракторист-машинист должен знать в совершенстве не только сельскохозяйственную технику, но и приемы возделывания растений, их биологические особенности. Он должен уметь провести техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин.

По назначению продукции, хозяйственным признакам и особенностям возделывания полевые культуры делят на группы6 зерновые, зернобобовые, масличные, прядильные, кормовые.

Кормовые травы выращивают на корм скоту. Они относятся к двум ботаническим семействам: злаковым и бобовым. По продолжительности жизни их делят на однолетние, двулетние и многолетние.

Травы имеют большое агротехническое значение. Бобовые травы благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями обогащают почву азотом. Злаковые, имея мощную корневую систему, способствуют накоплению в почве органических веществ. Кормовые травы улучшают структуру почвы.

С. 189 Практическая работа

1. Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различать эти растения?

Ответ. Полевые растения гербария – рожь, пшеница, ячмень, овес. Они различаются строением наземных органов – листьями, колосом.

2. Научитесь различать зерна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Ответ. Зерна злаков различаются по размеру, цвету, блеску, поверхности.

С. 192.

Проверь себя

1. Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Ответ. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

2. Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

Ответ. Полевые: рожь, пшеница, ячмень, картофель, подсолнечник, лен.

Овощные: морковь, помидоры, огурцы, капуста.

Плодовые: яблоки, груши, слива, клубника, земляника, черноплодная рябина.

3. Что нового интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Ответ. Я узнал отрасли растениеводства, особенности выращивания некоторых растений.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик названия отраслей растениеводства, которые развиты в вашем крае.

Ответ. Отрасли:

полеводство - это выращивание полевых культур (пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник)

овощеводство – выращивание овощей (огурцы, помидоры);

плодоводство – выращивание плодово-ягодных культур (яблони, груши, земляника, вишня, слива);

цветоводство – выращивание декоративных культур. (хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы).

2. Если ты живешь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую еще предстоит выполнить. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

Ответ. Весной проводится следующая работа:

Проводится уборка с полей камней, которые выжаты морозом на поверхность;

Разрыхление прочной корки на поверхности земли. Это обеспечит необходимый воздухообмен для семян;

Отведение застоявшейся воды с полей. Избыток влаги губителен для многих культур, он приводит к загниванию корневой системы и может значительно снизить урожайность посевов;

Очистка свободных земельных площадей от мха, кустарников, наносного песка;

Прежде всего, пополнение минеральных и органических веществ в почве, удобрение почвы навозом;

Проведение мер, направленных на подготовку полей к посеву;

Очистка, сортировка семян для посева;

Засевание почв;

Запахивание привезенного навоза.

Одновременно с этими работами, проводятся другие, знакомые каждому садоводу и огороднику:

Разрабатываются плодородные почвы с последующим удобрением;

В теплицах, парниках, на открытых грядках высеивают рассаду;

Высаживаются семенные растения, клубни;

Устраиваются ловчие кучи (для личинок майского жука).

3. Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с условиями парника. Чем он похож на теплицу и чем отличается от нее?

Парник – небольшое мобильное неотапливаемое сооружение, предназначенное для выращивания рассады и защиты от неблагоприятных погодных условий с последующей высадкой ее в открытый грунт.

Теплица – отапливаемое сооружение, в котором можно организовать рост растений в течение всего года, начиная от высадки семян/рассады и заканчивая сбором урожая.

Теплица имеет более сложную и крепкую конструкцию, нежели парник. Зачастую она устанавливается на прочный фундамент, имеет стены и крышу, выполненные из полиэтилена, стеклянных рам или сотового поликарбоната. Парниковая конструкция намного проще, ее несложно соорудить даже непрофессионалу. Часто парник состоит из съемной дугообразной крыши, которая представляет собой каркас, обтянутый полиэтиленовой пленкой. Реже парник покрывается стеклом или поликарбонатом.

В теплицах чаще всего выращивают овощные и цветочные культуры.

Вспомни, что вы узнали о животноводстве и животноводческих профессиях, изучая природные зоны нашей страны. Каких домашних животных разводят в вашем крае?

Ответ. Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных. В разных природных зонах занимаются разведением разных животных. Это зависти от природных условий. Например, в тундре разводят оленей, в пустынях – верблюдов.

В нашем крае – зоне степей и лесостепей разводят крупный рогатый и мелкий рогатый скот, лошадей. В нашем крае есть большие птицефабрики, где разводят кур, уток, индюков. В озерах и прудах разводят карпов и форель.

Класс: 4

Цели:

  • сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
  • познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
  • иллюстрации растений, фотографии;
  • видеофильм «Растениеводство нашего края».

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1, 2)

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

  1. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  3. Детёныш лягушки.
  4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
  5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)
с
т о
р н
к г е д
у б о л а р
б о л о т о
ы б о л р г
ш р в и а о
к а с з
а с т
т
и
к

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

    К искусственным водоёмам относятся:
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    г) ручьи, реки, озёра, моря;

    Растения водоёма это:
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник;

    Санитарами пресных водоёмов считают…
    а) рака, беззубку;
    б) прудовика, катушку;
    в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

    Живым фильтром называют:
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков;

Карточка 2

    Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
    а) люди;
    б) ондатры;
    в) цапли;
    г) бобры;

    С водоёмами связана жизнь:
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов;

    Хищниками пресных водоёмов являются:
    а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики;

    Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
    а) это плавает ряска;
    б) много микроскопических водорослей;
    в) на дне много ила;

IV. Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  1. Название группы растений по месту выращивания.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

V. Физкультминутка.

(Слайд 26)

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

VI. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

С. 68 № 1,2,3.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

(Слайд 32)

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

    За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар, сладкая.
    (Морковь, овощеводство)

    На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива, плодоводство)

    Удивительное солнце,
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотня маленьких галчат.
    (Подсолнечник, полеводство)

    Солнце жжёт мою макушку,
    Хочет сделать погремушку.
    (Мак, цветоводство)

    В поле – метёлкой,
    В мешке – жемчугом.
    (Рожь, полеводство)

    Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста, овощеводство)

    Низок да колюч,
    Сладок да не пахуч.
    Ягоды сорвёшь –
    Всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

Войковская общеобразовательная школа

I III ступеней

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе

на тему «Растениеводство в нашем крае»

Подготовила

учитель начальных классов

Андриенко Н. В.

2015 год

Тема : РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: г ербарий полевых культур, овощи, фрукты, крупы, иллюстрации

растений,программные средства, презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

- Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

О чудесном нашем крае,

Где все вместе мы живем,

О прекрасном милом крае

Поведем наш разговор.

-На прошлом уроке мы разговаривали о жизни пресного водоема.

II . Проверка домашнего задания

Вопросы к кроссворду:

    Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

    Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.

    Детеныш лягушки.

    Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

    Крыса мускусная я,

В норке вся моя семья.

Сама норка – на горе,

А вход в норку – в воде

    Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Ключевое слово: Болото.

Выравнивание знаний учащихся (фронтальная работа).

    Скажите, надо ли охранять болота?

    Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.

    Расскажите о правилах поведения у водоема.

    Какую проблему решают пресные водоемы нашего края, страны? (они хранители чистой воды, решают проблему чистой пресной воды)

    - Как эту проблему решать? (охранять, не засорять реки, озера, пруды, сохранять природные сообщества водоемов)

    - В наше время проблема чистой пресной воды одна из главнейших, ведь пресная вода нужна и животным,и людям, и растениям.

ІІІ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

    Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)

    Что это за предметы? Что общего? (это растения)

    Что различного в них? (одни- фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

    А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

І V .СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

    Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? (выдвигают гипотезу: растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись)

    Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.

    Для чего? (будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам).

    А еще узнаем, верна ли была наша гипотеза.

V . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (операционно-исполнительный этап)

На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.

    Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).

    А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).

    А как называются растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов? (версии детей; культурные)

    А как дикорастущие растения превратились в культурные? (люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).

    Вы правы, ребята. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).

На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО.

Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений.

РАБОТА В ГРУП ПЕ :

Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.

Распределите растения на 4 группы и попробуйте дать название каждой группе.

Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.

А сейчас познакомимся с каждой отраслью:

1.ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур

Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.

    Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

    По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?

    Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных

условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

ОСТАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ:

    подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

    картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

    из льна (льняную ткань, льняное масло)

    Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему? Полеводство.

    -Подумайте, чем занимается эта отрасль?(выращивание полевых культур, главные- зерновые)

    -Почему так называется?(эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)

    -Какие виды этой отрасли вы знаете?(пшеница, рожь, ячмень…)

    - Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Из пшеницы получают манную крупу, макароны. Рожь выше пшеницы. Её стебель выше человеческого роста. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Чёрный хлеб пекут из зёрен ржи. Из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей плетут летние шляпы.

    Пшеница – самый распространенный в культуре хлебный злак. Человек начал возделывать пшеницу многие тысяч лет назад. В 8-7 тысячелетиях до нашей эры пшеницу выращивали на территории современных Ирака, Ирана, Иордании и Турции, о чем свидетельствует археологические находки. Первые письменные подтверждения о том, что древние люди выращивали пшеницу, были обнаружены на клинописных табличках жителей древнего государства, существовавшего в 4-3 тысячелетии до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. И сеют пшеницу буквально всюду.

    Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую – осенью, лучше в сентябре (хотя сроки для нашей большой страны могут быть разные). Но запаздывать с севом нельзя. Растения должны успеть раскуститься, окрепнуть и закалиться до наступления морозов. Однако и спешить нельзя. Рано посеешь – растения перерастут.

  • Самые скороспелые, самые зимостойкие и самые засухоустойчивые на земном шаре пшеницы – мягкие. Из них выпекают булочки, пироги. Качество этих изделий улучшается от добавки муки твердых пшениц. Макароны, вермишель, манную крупу, чтобы они не разваривались, делают из муки твердых пшениц.

    - Что получают из проса и ячменя?(из ячменя- перловую крупу, из проса- пшено)

    -Из овса, гречки?(Зёрна овса продолговатые из них получают овсяные хлопья. У гречихи зёрна коричневого цвета. Её привезли из Греции, поэтому она и получила такое название. Получают гречневую крупу).

    -Что получают из подсолнечника?(подсолнечное масло и семечки)

    -А изо льна?(льняное масло)

    - Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

    - А из картофеля?(в пищу- подземные части(клубни), получают крахмал)

    - Какие из этих культурных растений выращивают у нас, в нашем крае? (пшеница, рожь, овес, картофель, кукуруза(не вызревает, идет на силос))

    -Выращиванием этих растений занимается……………………… полеводство

2.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур

    Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).

    Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

    Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, капуста). - Чтение стихотворения «

VI . Физминутка.

    - Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья -

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мышки прячутся во ржи.

    Как увидеть их, скажи?

    В норке прячется полёвка.

    Покажись, скорей, плутовка!

    (Приседания.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

VII . Новый материал (продолжение)

3.ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов

Демонстрация фотографий.

    Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.

    Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)

НРК: Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.

4.ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов

Демонстрация фотографий.

    Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)

    Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.

Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем

крае? Почему?

    Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?

    Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

    лука – 1000 сортов;

    крыжовника – 1500 сортов;

    груш – 5000 сортов;

    яблонь – 10000 сортов.

VIII . Рефлексия.

    Подтверждение выдвинутой в начале урока гипотезы

    Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. Можно ли обойтись без растений? Почему?

    Для чего необходимы человеку знания о жизни растений?

2. ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

Он розовый, красный, он разных сортов,

Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).

6) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

7)Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь-

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

Тест

1. Какую территорию овощеводы называют защищенным грунтом?

а) поле б) огород в) теплицу

2. Какая отрасль не относится к растениеводству?

А) птицеводство Б) плодоводство В) полеводство

3. Из семян какого растения делают масло?

А) проса Б) овса В) подсолнечника

4. Какая культура не является зерновой?

А) кукуруза Б) подсолнечник В) рожь

5. Что выращивают люди, занимающиеся плодоводства?

А) цветы Б) фрукты В) овощи

6. Какое растение не является полевой культурой?

А) морковь Б) гречиха В) малина

7. Из какой муки пекут белый хлеб?

А) из пшеничной Б) из ржаной В) из ячменной

8. Из какого растения делают ткани?

А) из подсолнечника Б) из картофеля В) из льна

9. Из какого растения получают крахмал?

А) из льна Б) из картофеля В) из подсолнечника

XI . ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.

- Над какой темой работали?

- О каких отраслях растениеводства вы узнали?

- Для чего вам нужна данная информация?

- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

- Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

- как оцениваете свою деятельность?

Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь.

Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор): сочинить загадку или подготовить сообщение об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края, читать в учебнике с. 188 - 194.

1. Выполните задания для групповой работы. 1) Полеводство. а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник 2) Овощеводство. а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы 3) Плодоводство. а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива 4) Цветоводство. а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы 2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

земляника, смородина, редис, вишня
лук, морковь, помидоры, рожь
тюльпан, ячмень, пшеница, овес
Выслушай и оцени ответы одноклассников. 4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию. Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно. Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку. Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”. Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху. Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем есть их всю зиму.

Вернуться - Плешаков, Крючкова, 4 класс. 1 часть рабочей тетради

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. («Толковый словарь» С.И.Ожегов) Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.

Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют «королевой овощей».

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:»Лук от семи недуг». Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют «вторым хлебом». Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Позднее зацветают пионы . Они восхищают богатством красок и величиной с блюдце цветков: алые, нежно-розовые, белые с приятным запахом.

Затем появляются красные и белые гвоздики , лилии . Зацветают высокие и стройные флоксы : сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето.

Гвоздики Лилии Флоксы

Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы .

В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры , космеи , петуньи , бархатцы , колендулы и многие другие.

Календула Астры Космея Бархатцы

В городе Перми есть предприятие «Цветы Прикамья», где в теплицах круглый год цветут растения, в том числе - прекрасные розы .

Здесь выращивают рассаду однолетников для озеленения и украшения города.

Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Пшеница, рожь.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство - это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Картофель, капуста, морковь.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Клубника, малина, яблоня.

4) Цветоводство.

а) Запишите определение.

Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Розы, астры, тюльпаны.

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные рас­тения. Покажи стрелками, к каким груп­пам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь, ячмень.

б) Томат, капуста, лук, слива.

в) Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.

г) Огурец, пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одно­классников подобное задание с другими примерами. За­пиши.

Яблоко, клубника, малина, картофель.

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с.193) понаблюдайте за весенними работами в поле, огороде, саду. Сами выполните необходимую работу. Напишите краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно сделать рисунок или наклеить фотографию.

Весной мы с родителями вышли в огород, для того чтобы приготовить землю к посадке овощей. Это было в середине апреля. Папа копал огород, а мама с помощью граблей делала грядки. Они у нее получались ровными и одинаковыми.

Мне дали небольшую палочку и я делал борозды на грядках. Потом мы в них засыпали семена свеклы и моркови. В конце мы полили наши грядки водой, для того чтобы они хорошо проросли и дали уорожай осенью.

1. (с. 86) Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство – это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

Полевые культуры – картофель, пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство – это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

Овощные культуры – морковь, свекла, капуста, томаты, лук.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

Плодовые культуры – яблоня, груша, вишня,слива.

4) Цветоводство.

а) Запиши определение.

Цветоводство – это выращивание цветочных культур.

б) Приведи примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

Цветочные культуры – пионы, лилии, тюльпаны, розы.

2. (с. 87) Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображенные на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. (с. 87) Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) пшеница, рожь, морковь (лишнее), ячмень;

б) томат, капуста, лук, слива (лишнее);

в) яблоня, кукуруза (лишнее), вишня, абрикос;

г) огурец (лишнее), пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

а) капуста, лук, подсолнечник, морковь.

б) тюльпан, роза, просо, лилия.

в) вишня, яблоня, груша, пшеница.

4. (с. 88) По заданию учебника (с. 193) понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Весенние работы начинаются с обработки земли. Эти работы чаще всего выполняют с помощью специальной техники. Далее следует посев семян и высадка культурных растений. Возле нашего дома есть небольшой цветник. Там с мамой мы высаживаем цветочные культуры. Часть из них мы высадили в грунт семенами, другие – саженцами. Дальше мы будем регулярно поливать цветы и пропалывать.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot