Транспортные узлы и коридоры.

Воздушный (авиационный) транспорт.

Главной функцией авиационного транспорта является перевозка пассажиров на дальние расстояния, хотя этот вид транспорта занимается и перевозкой скоропортящихся и дорогих грузов. Сегодня это дорогой , но самый быстрый вид транспорта. Его роль особенно велика в удаленных и труднодоступных регионах Севера и Сибири, где он перевозит не только пассажиров, но из-за отсутствия железнодорожных и автомобильных дорог и разнообразные грузы.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 % . Износ основных фондов оценивается в 70 %.

В России сегодня насчитывается около 800 аэропортов, из которых 50 имеют статус международных.

Таким образом, уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам . Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.

Отличаются районы и по структуре грузооборота . В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс , т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный , т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные разли­чия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, ма­териалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны :

1. Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения . Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России" . В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привле­чения иностранного капитала , налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восста­новление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов , пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта напри­родную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

Сфера услуг России

Сфера услуг (сфера обслуживания), являясь важнейшим элементом инфраструктуры хозяйства представляет собой комплекс отраслей, удовлетворяющих социальные запросы населения. Она относится к третичному сектору экономики.

Важнейшее значение сферы услуг состоит в повышении производительности труда за счет подготовки высококвалифицированных кадров, полноценного отдыха, сокращения потерь рабочего времени по болезни и т.п. Сфера обслуживания включает :



-Жилищно-коммунальное хозяйство: (эксплуатация жилья; электроснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и др.);

- Здравоохранение: (поликлиники; больницы; медпункты; станции «скорой помощи»; аптеки и др.);

- Бытовое обслуживание (ателье; ремонтные мастерские; прачечные, химчистки);

- Общественное питание (столовые; кафе; рестораны);

- Розничная торговля: (магазины; рынки; киоски);

- Учреждения культуры (театры; музеи; библиотеки);

- Образование: (детские сады; школы и колледжи; вузы);

- Рекреационное хозяйство (санатории; дома отдыха; турбазы);

- Кредитно-финансовое обслуживание (Страховые компании; Банки).

Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество и полнота набора предоставляемых услуг различается не только по регионам, но и в пределах каждого региона – между сельской местностью и городом, и даже в пределах одного города – между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными» районами).

Размещение предприятий определяется в первую очередь частотой и объемом спроса .

Единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство

Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности. Оно охватывает сеть оздоровительных учреждений, баз отдыха, разнообразные формы туризма.

Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм), приключенческий и экологический.

В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного мест отдыха. Крупные рекреационные районы:

Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи»;

Санкт-Петербург с окрестностями;

Москва и Подмосковье;

- «Золотое кольцо России» (Москва – Загорск – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир);

Круизы по рекам (Волга, Обь, Лена, Енисей и др);

Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки).

Высокий уровень промышленности обусловил развитие транспортной сети США и всех видов транспорта.
Во внутренних перевозках грузов решающая роль принадлежит автомобильному транспорту (90% внутренних перевозок). Автомобильный транспорт обслуживает пассажирские перевозки и перевозки грузов на короткие и средние расстояния.

В дальних перевозках особую роль играет железнодорожный транспорт. Большую роль в транспортной системе играет трубопроводный транспорт. Главные магистральные трубопроводы соединяют штаты Юга (Техаса и Луизианы) с промышленно развитыми штатами Приозерья.

Большая часть внутренних водных перевозок в широтном направлении осуществляется по системе реки Св. Лаврентия и Великим озерам, а меридионального - по Миссисипи («американская Волга»).

Внешние перевозки грузов осуществляет в основном морской транспорт. Крупнейшие морские порты США - Нью-Йорк и Новый Орлеан.

Порты имеются не только на побережье океанов, но и на побережье Великих озер («третье морское побережье»). В перевозке пассажиров в другие страны особая роль принадлежит воздушному транспорту.
Основу транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления, на которые накладывается сеть внутренних водных путей.

В местах пересечения транспортных магистралей образовались транспортные узлы.

Самый крупный из них – Чикаго. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах (Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан, Хьюстон на атлантическом побережье и Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Франциско на тихоокеанском побережье).

Транспорт в США википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Транспортная система США

Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место.

Грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.

Карта транспортных дорог США

Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис.

4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.

Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.

Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс.

км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.

Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом.

Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей.

В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.

Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.

Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление.

Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты.

Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс.

На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.

Транспортная система Канады

Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики.

По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.

Фермы в США

Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу.

Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области.

Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение.

Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.

Уборка пшеницы в США

При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане.

В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки.

Фабрики мяса в США

В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.

Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс.

голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера.

Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

6. География транспорта: главные магистрали и узлы.

Внешняя торговля. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это прежде всего система реки Св.

Лаврентия и Великих озер, в середине 50-х гг. превращенная в глубоководный путь. В меридиональном направлении это "американская Волга" — Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы. Пример. Самый крупный транспортный узел США — Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дорог, производится перевалка большого количества разнообразных грузов.

Как вы уже знаете, в Чикаго находится самый большой в мире аэропорт О’Хэйр.
Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на "третьем морском побережье" США — Великих озерах. Всего в стране около ста крупных портов. Самые главные из портово-промышленных комплексов находятся на северном участке атлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива.
Благодаря очень емкому внутреннему рынку экономика США по сравнению с экономикой зарубежной Европы и Японии отличается меньшей "открытостью".

Тем не менее внешние экономические связи имеют большое значение и для этой страны. По размерам внешнеторгового оборота США занимают первое место в мире. Их товарный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства.

В целом на экспорт прямо или косвенно идет около 15% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5.

В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование.

По стоимости импорт превышает экспорт, поэтому торговый баланс страны обычно пассивный. География же внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА -Канадой и Мексикой, а также с зарубежной Европой и Японией.
США являются крупным экспортером капитала, который направляется преимущественно в страны Запада.

Но прямые инвестиции европейских стран и Японии в США также очень велики. Они уже почти сравнялись с экспортом американского капитала. Поэтому, как говорят, сформировалась "улица с двухсторонним движением".

Общая характеристика транспортной системы США.

На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем.

На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда.

Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям.

Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов).

Особенности транспортной сети:

значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей;

2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов;

отставание в развитии морских портов;

4. отставание сетей городского общественного транспорта;

5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра;

6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков;

7. большая дальность перевозок;

8. развитие междугородных и международных сообщений;

9. многовидовость;

равновесность структуры;

11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.

Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение железных дорог; в ряде штатов – автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути.

Медленно растут сети нефтепроводов.

Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения.

На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.

Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% – на автомобильный, 15,8% – на внутренний водный и 0,5% – на воздушный транспорт.

В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% – воздушный и всего 0,5% – железнодорожный транспорт.

В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т.

По развитию всех видов т р а н с п о р т а США превосходят любую другую страну: на них приходится 1/3 общей протяженности транспортной сети и 1/4 всех перевозок стран Запада. Транспортная система США (вместе с Канадой) образует особый североамериканский тип . Для нее характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры пере возок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особенно важна роль автомобильного транспорта. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. Протягиваюшиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На нeгo как бы накладывается сеть внутрен них водных путей. В широтном направлении это система реки Св. Лаврентия и Великих озер В меридиональном направлении это-Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные тpaнcпортные узлы. Самый крупный тpaнспортный узел США - Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дopoг, про изводится перевалка большого количества разнообразных грузов. Чикагский аэропорт «О"Хэйр» до недавнего времени был крупнейшим в мире. Но теперь он уступил первое место Атланте. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на «третьем морском побережье» США - Великих озерах. Bceгo в стране около ста крупных портов. Самые главные из портовопромышленных комплексов нaходятся на северном участке aтлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива. В н е ш н и е экономические связи имеют большое значение и для страны. По размерам внешнеmоргового оборота США занuмаеm первое место в мире. Их товapный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства. На экспорт идет около 150% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое-бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5. США занимают также первое место в ире по экспорту услуг. В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование. География внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА - Канадой и Мексикой, а также с Европейским союзом и Японией. США являются крупным экспортером капитала, который нaправляется преимущественно в страны Запада. Но экспорт капитала европейских стран и Японии в США также очень велик.

6.Характеристика макрорайонов США: Северо-восток, Юг, Средний запад. В США мнoгo технопарков и технополисо.

Северо-восток – самый небольшой мaкpорайон США по площади, но роль eгo в жизни страны была и остается чрезвычайно важной.. Здесь происходило зарождение промышленного пояса. Земледелие на Северо-востоке популярностью не пользовалось – суровые зимы и неплодородные почвы сыграли в этом не последнюю роль. Начиная со второй половины 20 века, по многим показателям Северо-восток стал отставать от своих собратьев. Но, он продолжает оставаться важным районом страны. Северо-восточный мегаполис называют «главной улицей» страны. Тут находится экономическая столица США – Нью-Йорк и политическая – Вашингтон. Северо-восток также славится своей отличной системой образования и высокой культурой. Здесь находятся университеты, которые считаются наиболее востребованными учебными заведениями в стране. Средний Запад – сила и мощь Америки. Был освоен уже в 19 веке. Столица - Чикаго. знаменит своими благоприятными погодными условиями и хорошей почвой. Богат железной рудой и углем. В этом макрорайоне США также находится молочный пояс. Известен на Среднем Западе и кукурузный пояс. Тут фермеры разводят крупный рогатый скот и свиней. Помимо этого естественные ландшафты прерий уже давно вытеснили пояса озимой и яровой пшеницы. Юг – время больших перемен. Долгое время Юг считался районом отсталым, он развивался медленнее, чем Северо-Восток и Средний Запад. Долгое время здесь господствовал рабовладельческий строй. Именно на Юге выращивался хлопок. В наст.время регион вышел на лидирующие позиции по добыче природного газа и нефти, тканей и табачных изделий. Развивается сельское хозяйство. Юг разделен на несколько частей: 1. Старый Юг, который славен своими табачными плантациями. Именно здесь начался выпуск сигарет «Мальборо». 2. Глубокий Юг. Главный район производства хлопка. Символ его – Атланта. 3. Новый Юг, который на сегодняшний день считается самым развитым районом. Здесь находится аэрокосмическое производство. Известные города – Хьюстон и Даллас. Запад – молодой и перспективный – моложе, чем остальные районы США. Горные цепи, которые тянутся с севара на юг, разделили район США на две части – на сухой Юг и сырой Запад. Национальный состав населения отличается многообразием. Большие города здесь граничат с пустыми пространствами, плодородные долины – с высокими горами. Запад начал развиваться только после Второй мировой войны и с тех пор не отстает от старых районов США . Самый известный и крупный город – Лос-Анджелес. Калифорния – самый густонаселенный западный штат. Самым крупным городом является Лос-Анджелес.

7. ЭГХ Канады. Канада расположена в Северной Америке. Занимает северную часть материка и примыкающие к ней острова, в том числе Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Ванкувер и др. Площадь Канады – 9,971 млн кв. км. Это второе по площади государство (после России) и третье по размеру суши (после России и КНР) государство в мире. На юге и юго-западе граничит с США; на западе, севере и востоке омывается Тихим, Северно-Ледовитым и Атлантическим океанами. Территориально-административное деление Канады – это 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансук, Манитоба, Британская Колумбия, о. принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и две территории (Северно-западные, Юкон). Столица – г. Оттава. Канада поддерживает связи с большинством стран мира дешевым водным путем. Через Канаду пролегают международные авиалинии, соединяющие Европу и Азию с Американским континентом. Население – малочисленно. 31 млн. чел. Большая часть населения – потомки европейских переселенцев, преимущественно англо-канадцы, а также немцы и украинцы, итальянцы, скандинавские народы, голландцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, белорусы, китайцы, японцы, филиппинцы, арабы и др. Коренное население – индейцы. Демографическая ситуация - снижение рождаемости, увеличение доли лиц пенсионного возраста. Половозрастную структуру Канады можно назвать как регрессивную с преобладанием женского населения. Канада – высокоурбанизированное государство; 76,9% всего населения проживают в городах. Государственный строй. Канада – федерация, состоящая из провинций, обладающих широкими правами, и территорий с меньшей степенью самоуправления. По форме правления – конституционная монархия. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. главой государства номинально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается королевой по рекомендации премьер-министра, как правило, сроком на 5 лет. Законодательная власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из выборной (на 5 лет) палаты, общин и назначаемого сената. Исполнительная власть осуществляется правительством (однопартийным) во главе с премьер-министром. Законодательную власть в провинциях, возглавляемых лейтенант-губернаторами, осуществляют законодательные собрания; исполнительную – правительства во главе с премьерами. Природно-ресурсный потенциал страны. Из-за огромной протяженности с севера на юг (5 тыс. км) и с востока на запад (6,5 тыс. км) Канада отличается природно-ресурсным разнообразием. Свыше трети всей территории страны покрыто лесами с ценными породами древесины (дугласия, гигантская туя, бальзамическая пихта, лиственница, черная и белая ель), в лесах водится пушной зверь. По запасам древесины Канада находится на втором месте в северном лесном поясе (после России). На юге Канады расположены низменности и равнины, в том числе равнина р. Св. Лаврентия и часть внутренних равнин. На западе находится гигантская горная система Кордильер. В недрах Канады представлена практически вся система Д. Менделеева: руды черных и цветных металлов, уран, нефть, природный газ, каменный уголь, калийные соли, асбест. Районы Канадского щита богаты металлическими рудами; равнины запада и Севера – энергетическим сырьем. Богата Канада озерами. Здесь находится 15% запасов мировой пресной воды. Месторождения угля находятся в предгорьях Скалистых гор, на территории провинции Альберта и в Аппалачах, на территории приморских провинций. Железные руды залегают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Крупнейший железорудный бассейн – Кэрролл-Лейк – обладает запасами железной руды. Запасы асбеста сосредоточены в провинциях Квебек и Британская Колумбия. Кордильеры (цветные металлы, уголь, гидроресурсы); Внутренние равнины (уголь, нефть, природный газ и калийные соли); Аппалачи (цветные и драгоценные металлы, хромиты, асбест, уголь и гидроресурсы);

Латинская Америка.

1.Общая ЭГХ стран Латинской Америки. Латинская Америка - это регион, включающий 46 стран, расположенных в Америке южнее США. Территория региона протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток - до 5 тыс. км. Общая площадь региона 21 млн км2. Главная черта ЭГП - соседство с США при удаленности от других регионов мира. Все государства, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю. Регион в целом хорошо обеспечен всеми видами природных ресурсов. Здесь имеются крупные месторождения практически всех руд черных и цветных металлов, золота и серебра. В регионе Карибского моря расположен один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов мира. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место. Богаты лесные ресурсы. Агроклиматические ресурсы обеспечивают возможность развития всех основных отраслей сельского хозяйства. Население региона составляет более 450 млн чел. Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. И хотя в последние десятилетия темпы прироста населения снизились, они и сейчас в большинстве стран составляют 2-3% в год. Современный этнический состав населения региона сложен. Более половины населения составляют метисы, мулаты и креолы - потомки смешанных браков коренных жителей региона (индейцев), европейских переселенцев и африканцев, которых в прошлом ввозили для работы на плантациях. Средняя плотность населения региона невысокая - 20 чел./км2. Но размещено оно крайне неравномерно, концентрируясь вокруг столиц государств и в прибрежных районах.В регионе высокий (72%) средний уровень урбанизации, в нем около 30 городов-миллионеров, в том числе крупнейший город мира - Мехико. Здесь происходит активный процесс формирования городских агломераций, четыре из которых принадлежат к числу крупнейших. Это агломерации Мехико в Мексике, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии и Буэнос-Айрес в Аргентине. В то же время для стран Латинской Америки характерна «ложная урбанизация», при которой доля городского населения в целом намного превышает долю городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сфере. Это связано с притоком в города неимущего сельского населения, что приводит к «трущобной урбанизации». До 50% населения крупных городов проживают в районах нищеты, эти черты характеризуют латиноамериканский тип города. По уровню развития хозяйства Латинская Америка стоит на первом месте среди других регионов развивающегося мира, давая половину всей его промышленной продукции. Здесь хорошо развита не только добывающая, но и обрабатывающая промышленность: металлургия, нефтехимия, машиностроение. Бразилия, Мексика и Аргентина - наиболее развитые страны Латинской Америки - дают 4/5 продукции обрабатывающей промышленности региона. Здесь получили развитие новейшие отрасли - микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, электроника, приборостроение, производство автомобилей.В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, производство продукции которого сосредоточено на крупных современных плантациях. Главные экспортные культуры региона - бананы, кофе, какао, пшеница, рис, соя, сахарный тростник. Некоторые страны стали крупнейшими производителями монокультур. Животноводство преобладает в Уругвае и Аргентине и имеет мясное направление, 3/4 всего поголовья приходится на крупный рогатый скот. Мировое значение имеет рыболовство (выделяются Чили и Перу). Транспортные системы большинства стран региона недостаточно сформированные. Во внешнеторговых перевозках преобладает морской транспорт. В регионе много крупных универсальных и специализированных морских портов. Во внутренних - автомобильный транспорт. Несмотря на большую протяженность дорог, техническая оснащенность их довольно низкая. Главным торговым партнером стран региона являются США, а также Япония и страны Западной Европы. В экспорте преобладает сырье, топливо (80%) и продукция сельского хозяйства. Интенсивное развитие хозяйства порождает в регионе экологические проблемы. Наиболее заметны они на примере Амазонии, где вырубка лесов, прокладка дорог грозит обернуться тяжелыми последствиями не только для стран региона, но и для всего мира.

2.ЭГХ Бразилии. Бразилия - это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км2. Бразилия - одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально-сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой огромный резерв для развития лесной промышленности. Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. С одной стороны, это благоприятствует экономическому развитию, с другой же стороны, обостряет проблему занятости населения и «ложной урбанизации». В стране идет активный процесс образования агломераций, наиболее крупные из которых - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Этнический состав населения весьма пестр. Он сформировался под влиянием трех факторов: местных индейских племен, европейских переселенцев из Испании и Португалии и африканцев, завезенных сюда колонизаторами. Большую долю населения в стране составляют метисы. Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до 1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны расположено в треугольнике Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти. Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы).

3.ЭГХ Мексики. государство в Северной Америке , граничащее на севере с США, на юго-востоке - с Белизом и Гватемалой , на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана , на востоке - водами Мексиканского залива и Карибского моря [ . Мексика составляет бо́льшую часть Средней Америки. Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане (включая остров Гуадалупе и архипелаг Ревилья-Хихедо), Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе. По площади территории Мексика занимает 13 место в мире. На севере Мексика граничит с США. На юге Мексика граничит с Гватемалой и Белизом. Мексика пересечена с севера на юг двумя горными хребтами: Сьерра-Мадре Восточная и Сьерра-Мадре Западная, которые являются продолжением Скалистых гор Северной Америки. Мексика - индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита, серебра, меди, золота, цинка, свинца . В обрабатывающей промышленности наиболее развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевая отрасли. Нефтепереработка развита недостаточно, являясь одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, Мексика импортирует нефтепродукты. В с/х преобладает растениеводство - кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры; разводятся коровы и птица. Лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок. Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA). Численность населения - 112,5 млн человек. Этно-расовый состав: метисы, индейцы, белые. Внешняя торговля. Экспорт -промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок. Основные покупатели - США, Канада, Германия. Импорт -промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника. Основные поставщики - США, Китай, Япония, Южная Корея, Германия. Нефтяная промышленность является ведущей отраслью Мексиканской экономики и важнейшим фактором внутриполитической борьбы. По добыче нефти Мексика занимает третье место в Западном полушарии и седьмое в мире. Природный газ является важным ресурсом для Мексики, так как спрос на него растет, особенно в сфере электроэнергетики (газовые электростанции). Природный газ добывается практически в тех же регионах, что и нефть. Месторождения на севере и на юге страны вместе добывают около 60 % газа, остальную часть добывают в заливе Кампече. Крупнейшими производителями угля в стране являются две отечественные сталелитейные компании Minera Carbonifera Rio Escondido (Micare) и Minera Monclova (Mimosa). Компания Micare добывает каменный уголь в бассейнах Сабинас (Sabinas) и Фуэнтес-Рио-Эскондидо (Fuentes-Rio Escondido) в штате Коахуила. Транспорт - наиболее значимыми являются магистрали: Мехико-Керетаро-Селая и Тихуана - Энсенада. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, Монтеррей на севере, Пуэбла, к юго-востоку от столицы,. К остальным крупным городам Мексики относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес, Тихуана, Чиуауа, Акапулько, Сан-Луис-Потоси, Веракрус, Мехикали, Кульякан и Эрмосильо. В промышленном производстве, особенно в легкой и пищевой промышленности, преобладают мелкие, нередко полукустарные предприятия; в тяжелой промышленности - главным образом крупные предприятия. Важнейшие отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия; тесно связаны с местной сырьевой базой. Добывающая промышленность, кроме нефтегазовой, развивается медленнее обрабатывающей промышленности. Основные районы и центры нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности находятся на побережье Мексиканского залива, а другие районы горнодобывающей и металлургической промышленности - в северной части Мексиканского нагорья. Предприятия обрабатывающей промышленности концентрируются в крупных городах. На федеральный округ, штаты Халиско и Нуэво-Леон приходится 1/2 предприятий обрабатывающей промышленности.

География - 9 классЗначение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажире-оборот) - произведение перевезенной за год

Массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.

Основные виды транспорта: железнодорож ный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транс - портный узел - пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибир екая (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны - Печорская (Салехард-Воркута-Коноша).

На втором месте по грузообороту - трубо - проводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы - «Дружба», «Мир», «Уренгой-Помары-Ужгород».

Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.

Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России - Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.

Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них - Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтий-ский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.

Главное преимущество авиационного транспорта - высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).
.

Транспортный комплекс

Железнодорожный транспорт - по-прежнему основной вид транспорта

России. Общая длина железнодорожных линий общего пользования - около

90 тыс. км, 1/3 из них электри­фицирована. По железным дорогам перевозят

грузы, что со­ставляет около 50% грузооборота всей транспортной сети

Для основных железнодорожных магистралей европейской России характерно радиальное расположение железных дорог, сходящихся к Москве. От этого крупнейшего в стране транс­портного узла расходятся в разных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими рай­онами и другими государствами мира.

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Через всю южную Сибирь до Владивостока тянется Трансси­бирская магистраль.

Крупнейшие железнодорожные узлы России:

Москва (лучами сходятся железнодорожные пути практически
со всех концов страны; в Москве расположено 9 вокзалов, ка­ждый из которых принимает поезда из определенных регионов
(например, Казанский - восточных, Ленинградский - северо­-западных, Курский - южных, и т. д.);

Санкт-Петербург (северо-западные "ворота" России);

Самара (крупнейший транзитный и перевалочный пункт для поездов, следующих их Европейской части России - в Азиат­скую, - и наоборот);

Нижний Новгород - объединяет железнодорожные ветки По­волжья;

Новосибирск - станция пересечения путей из Европы - в Си­бирь и Дальний Восток, и из Средней Азии - в Западную Сибирь; -

Владивосток - восточные "ворота" России, конечный пункт большинства железнодорожных маршрутов, следующих с Запада.

2. Значение морского транспорта для России определено поло­жением ее на берегах морей акватории 3 океанов: Атлан­тического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км.

Крупнейшими морскими портами России являются :

на Балтийском море :

Калининград (самый западный порт России и единственный
незамерзающий):

. Санкт-Петербург (самый крупный порт в летнее время; не­достаток - не работает зимой из-за замерзания Финского залива);

в Черноморско-Азовской акватории :

. Новороссийск (главный нефтеналивной порт России);

. Таганрог (единственный порт на Азовском море);

. на Баренцевом море :

Мурманск (единственный северный незамерзающий порт;
крупнейший торговый порт и главная база размещения Се­верного военного флота);

. Архангельск;

на Тихом океане :

. Владивосток (главный восточный порт);

. Находка;

Петропавловск-Камчатский.

Речной транспорт России является самым развитым и много­численным в мире. Россия имеет густую речную сеть . Многие реки судоходны. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9%.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным ка­налам Волга стала стержнем единой водной системы европей­ской части России, а Москва - речным портом 5 морей.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают круп­нейшие реки России -Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевоз­ки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные

районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма ве­лико, так как сеть железных дорог (особенно в меридио­нальном направлении) там еще недостаточна.

Трубопроводный транспорт играет большую роль в экономике современной России. Россия - крупнейший экспортер нефти и газа. Ключевую роль в доставке этого сырья в Европу играют газопроводы и нефтепроводы. В настоящее время в России проложено свыше 217 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктоводы, нефтепроводных, нефтепродуктоводных. Крупнейшие га­зопроводы :

. Уренгой - Москва;

Саратов - Москва;

Нижний Новгород - Череповец;

Уренгой - Помары - Ужгород.

Также имеется большое количество внутренних (локальных) газопроводов и нефтепроводов.

3. Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транс­
порта. Важное место в перевозках грузов автотранспорту при­надлежит в районах, где нет других видов транспорта. Он имеет
преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие
расстояния.

По уровню обеспеченности автодорожной сетью территорию России можно разделить на 3 зоны :

европейскую - с относительно развитой сетью дорог. Города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием;

южную - с неразвитой и локальной сетью;

северную, включающую почти всю Сибирь и Дальний Восток. Это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен везде­ходами, которые в дорогах не нуждаются, а имеющиеся дороги используются сезонно.

4. Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта,
но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная
линия была открыта в 1923 г. (Москва - Нижний Новгород).

В связи с огромными расстояниями между регионами России (путь от Москвы до Владивостока поездом составляет 7 - 9 су­ток) авиационный транспорт часто является единственным эффективным средством передвижения. Большое количество пассажиров, следующих практически во все регионы позволяет авиакомпаниям снижать цены и, тем самым, стимулировать полеты авиационным транспортом. В некоторые регионы Рос­сии (например, районы Крайнего Севера, Камчатки, Чукотки) большую часть года практически невозможно добраться иначе как с помощью авиации.

Крупнейший авиаузел России и мира - Москва. Большинство авиамаршрутов как внутри России, так и за рубеж следуют из Москвы или через Москву. Москва имеет 5 аэропортов - Внуково (включая Внуково-2), Шереметьево-1, Шереметьево-2, Быково, Домодедово. В настоящее время идет процесс модернизации всех аэропортов Москвы, повышения их пропу­скной способности, развития инфраструктуры и повышения уровня комфорта.

В ближайший период приоритетными отраслями российской экономики, помимо ТЭК, могут быть сельское хозяйство, пище­вая промышленность, производство потребительских товаров длительного пользования (на базе ВПК), строительство, особен­но жилищное . Они отвечают растущему спросу на рынке и быст­рой окупаемости капитала. Следовательно, районами наиболее интенсивного развития в этот период будут те, которые распола­гают свободными производственными мощностями, кадрами и инфраструктурой указанных отраслей . В средне- и долгосрочной перспективе упор должен быть сделан на развитие передовых, на­укоемких отраслей ведущих комплексов и разнообразных отрас­лей потребительских комплексов с выпуском широкого ассорти­мента высококачественных товаров. Во всех регионах, с учетом территориального разделения труда, предстоит добиваться как высокого научно-технического уровня производства, так и ново­го качественного уровня личного потребления.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot