Как читать воскресные тропари по гласам. Воскресный тропарь: «Ангельские силы на гробе Твоем

Глас 1

Тропарь
Камени запечатану от иудей / и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл еси тридневный, Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава Воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, / слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак
Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, / и мир совоскресил еси; / и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; / Адам же ликует, Владыко; / Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи: / Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

Глас 2

Тропарь
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества; / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся Силы Небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Кондак
Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе, / и ад, видев чудо, ужасеся, / и мертвии восташа; / тварь же видящи срадуется Тебе, / и Адам свеселится, / и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.

Глас 3

Тропарь
Да веселятся Небесная, / да радуются земная; / яко сотвори державу / мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.

Кондак
Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, / и нас возвел еси от врат смертных; / днесь Адам ликует, и радуется Ева, / вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно / Божественную державу власти Твоея.

Глас 4

Тропарь
Светлую Воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мiрови велию милость.

Кондак
Спас и Избавитель мой / из гроба, яко Бог, воскреси от уз земнородныя, / и врата адова сокруши, / и яко Владыка / воскресе тридневен.

Глас 5

Тропарь
Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным Воскресением Своим.

Кондак
Ко аду, Спасе мой, сошел еси, / и врата сокрушивый яко всесилен, / умерших яко Создатель совоскресил еси, / и смерти жало сокрушил еси, / и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче; / темже вси зовем: / спаси нас, Господи.

Глас 6

Тропарь
Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Кондак
Живоначальною дланию / умершия от мрачных удолий / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех.

Глас 7

Тропарь
Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай; / мироносицам плач преложил еси, / и апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

Кондак
Не ктому держава смертная / возможет держати человеки: / Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея; / связуем бывает ад, / пророцы согласно радуются, / предста, глаголюще, Спас сущим в вере, / изыдите, вернии, в воскресение.

Глас 8

Тропарь
С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.

Кондак
Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, / и Адама воскресил еси, / и Ева ликует во Твоем Воскресении, / и мирстии концы торжествуют / еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

Тропари и Кондаки Воскресные Восьми Гласов

Глас1

Тропарь
Хотя камень был опечатан иудеями, / и воины стерегли пречистое тело Твое, / воскрес Ты в третий день, Спаситель, / даруя миру жизнь. / Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: / "Слава воскресению Твоему, Христе; / слава Царству Твоему; / слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!"

Кондак
Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе / и мир с Собою воскресил. / И естество человеческое как Бога воспело Тебя, / и исчезла смерть. / Адам торжествует, Владыка, / и Ева, ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: / "Ты, Христе, всем даруешь воскресение!"

Глас 2

Тропарь
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, / все Силы Небесные взывали: / "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"

Кондак
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, / и ад, увидев это чудо ужасался, / и мертвые восставали. / И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, / и мир Тебя, Спаситель мой, / прославляет непрестанно.

Глас 3

Тропарь
Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость.

Кондак
Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей.

Глас 4

Тропарь
Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, / и избавившись от прародительского осуждения, / Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: / "Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, / дарующий миру великую милость!"

Кондак
Спаситель и Избавитель мой от гроба, / как Бог воскресил из оков на земле рожденных, / и врата ада сокрушил, / и как Владыка воскрес на третий день.

Глас 5

Тропарь
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.

Кондак
Во ад сошел Ты, Спаситель мой, / и врата его сокрушив, как Всемогущий, / как Творец умерших воскресил с Собою, / и жало смерти уничтожил, (Христе), / и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. / Потому все мы восклицаем Тебе: / "Спаси нас, Господи!"

Глас 6

Тропарь
Ангельские Силы - при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак
Живоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он - Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего!

Глас 7

Тропарь
Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, / открыл разбойнику рай, / плач мироносиц в радость изменил / и Своим апостолам проповедовать повелел, / что Ты воскрес, Христе Боже, / даруя миру / великую милость.
Кондак
Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, / ибо сошел Христос, сокрушая и разоряя силы ее. / Ад связан, пророки согласно радуются: / "Явился, - говорят, - Спаситель тем, кто в вере; / выходите, верные для воскресения!"

Глас 8

Тропарь
С высоты сошел Ты, милосердный, / благоволил пребыть три дня во гробе, / чтобы нас освободить от страстей, / - жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак
Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, / и Адама воскресил, / и Ева ликует о Твоем воскресении, / и пределы мира торжествуют / о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Обычай разделять воскресные тропари по гласам закрепился в православной церкви много веков тому назад. Гласы – это распевы, или, говоря более простым языком, мелодии, закрепленные . Всего существует восемь гласов, поэтому система, согласно которой они распределяются по богослужебному кругу, называется осмогласием.

О чем поется в воскресных тропарях по гласам?

Воскресные тропари по гласам представляют интерес, ведь они повторяются по кругу, и для того, чтобы хорошо знать и понимать воскресное богослужение, православные священники рекомендуют прихожанам разобраться, о чем в них идет речь. Поскольку служба в храме ведется на церковнославянском языке, Вашему вниманию предлагаются краткие толкования на каждый воскресный тропарь.

  • Тропарь 1 гласа говорит о том, что даже суровая стража Гроба Господня не помешала Христу воскреснуть из мертвых, отвалить камень от входа, и явить Себя миру в новом качестве.
  • В тексте тропаря 2 гласа речь идет о сошествии Иисуса в ад и освобождении им оттуда ветхозаветных праведников.
  • Тропарь 3 гласа воспевает Спасителя, как поправшего Своим Воскресением смерть и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.
  • Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.
  • Тропарь 5 гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса, добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.
  • В тропаре 6 гласа поется об оцепенении стражников, охранявших Гроб и увидевших рядом с ним бесплотных Ангелов, и об ученице Христовой Марии Магдалине, которая пришла искать мертвое тело Иисуса и не нашла Его.
  • Тропарь 7 гласа напоминает верующим о том, что Спаситель Своим Воскресением избавил от слез всех, верующих в Него, и даровал им спасение.
  • Тропарь 8 гласа повествует о земном воплощении Сына Божия и Его трехдневном пребывании Христа во Гробе ради спасения человечества.

Почему воскресных тропарей по гласам именно восемь?

Такое количество тропарей по гласам связывают с сакральностью числа восемь: в Библии оно встречается неоднократно. Именно восьмой день после начала сотворения мира стал первым днем самой первой недели летоисчисления, на восьмой день Богородица принесла Младенца Иисуса в церковь на обрезание в соответствии с древним иудейским законом, на восьмой день ветхозаветной недели Христос воскрес из мертвых.

Слушать на видео Воскресные тропари по гласам

Читать текст воскресных тропарей по гласам

Камени запечатану от иудей / и воином стерегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл если тридневный. Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, / слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси : / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Да веселятся небесная, / да радуются земная, / яко сотвори державу / мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.

Светлую воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мирови велию милость.

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.

Ангельския силы на гробе Твоем / и стрегущии омертвеша, / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусйвся от него; / сретил есй Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай, / мироносицам плач преложил еси, / и повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.

Глас 1-й


Тропарь


Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.


[Хотя камень был запечатан иудеями, а воины стерегли Пречистое Тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»]


Кондак


Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.


[Ты воскрес, как Бог, из гроба во славе, и мир с Собою воскресил; и естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла; Адам ликует, Владыка, и Ева, ныне от уз избавляемая, радуется, восклицая: «Ты, Христе, даруешь всем воскресение!»]





Глас 2-й


Тропарь


Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.


[Когда Ты, Жизнь Бессмертная, сошел к смерти, тогда ад умертвил сиянием Божества; когда же Ты и умерших возвел из глубин земли, все Небесные Силы восклицали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»]


Кондак


Воскресл еси от гроба, всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа. Тварь же видящи срадуется Тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.


[Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужаснулся, и мертвые воскресли. И род человеческий, видя это, радуется с Тобою, и Адам веселится, и мир, Спаситель мой, прославляет Тебя непрестанно.]




Глас 3-й


Тропарь


Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас и подаде мирови велию милость.


[Да веселятся Небесные, да радуются земные, ибо явил мощь руки Своей Господь: смертью победил смерть, сделался первенцем из мертвых; от чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.]


Кондак


Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, и нас возвел еси от врат смертных; днесь Адам ликует и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно Божественную державу власти Твоея.


[Воскрес Ты в сей день из гроба, Милостивый, и вывел нас из врат смерти. Ныне Адам ликует и радуется Ева и вместе с ними пророки с патриархами непрестанно воспевают Божественную силу власти Твоей.]





Глас 4-й


Тропарь


Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.


[Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и освободившись от прародительского осуждения, Господни ученицы, торжествуя, говорили апостолам: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»]


Кондак


Спас и Избавитель мой, из гроба яко Бог воскреси от уз земнородныя и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен.


[Спаситель и Избавитель мой, из гроба, как Бог, воскресил от оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил и, как Владыка, воскрес на третий день.]





Глас 5-й


Тропарь


Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим.


[Слово, безначальное как Отец и Дух, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотью взойти на Крест, и претерпеть смерть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.]


Кондак


Ко аду, Спасе мой, сошел еси, и врата сокрушивый яко Всесилен, умерших яко Создатель совоскресил еси, и смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче. Темже вси зовем: спаси нас, Господи.


[В ад сошел Ты, Спаситель мой, и сокрушив, как Всемогущий, врата его, умерших воскресил с Собою, как Творец, и жало смерти уничтожил, и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Поэтому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»]





Глас 6-й


Тропарь


Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущия омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.


[Ангельские силы явились при гробе Твоем, и стража омертвела, и стояла Мария в гробнице, ища Пречистое Тело Твое. Ты сковал ад, не пострадав от него; Ты встретил деву, даруя жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!]


Кондак


Живоначальною дланию, умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех.


[Источающей жизнь рукой Своей из мрачных глубин умерших всех Податель жизни Христос Бог воскресив, воскресение даровал роду человеческому, ибо Он - Спаситель, Воскресение и Жизнь, и Бог всех.]





Глас 7-й


Тропарь


Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.


[Ты сокрушил Крестом Твоим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц превратил в радость и апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.]


Кондак


Не ктому держава смертная возможет держати человеки: Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея. Связуемь бывает ад, пророцы согласно радуются: предста, глаголюще, Спас сущим в вере, изыдите вернии в воскресение.


[Уже не сможет больше власть смерти удерживать людей, ибо Христос сошел в ад, сокрушая и уничтожая силы ее. На ад налагаются цепи; пророки единодушно радуются, вещая: «Явился Спаситель пребывающим в вере, выходите, верные, для воскресения!»]





Глас 8-й


Тропарь


С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.


[С высоты сошел, Милосердный, погребение принял трехдневное, да нас освободишь от страданий; Жизнь и Воскресение наше, Господи, слава Тебе!]


Кондак


Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.


[Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг и воскресил Адама, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира празднуют Твое воскресение из мертвых, Многомилостивый.]

Восемь церковных гласов


Гласы - музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. - для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.


Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же - она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.


Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.


По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.


Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.


ГЛАС 1 - древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.


Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».


ГЛАС 2 - «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее - гибкая мелодия, светлая интонация - присутствует во всех вариантах распевов.


Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;

Тропарь субботы, всем святым и усопшим

«Апостоли, мученицы и пророцы»;

Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;

Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».


ГЛАС 3 - «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.


Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;

Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;

Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».


ГЛАС 4 - «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.


Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе

Боже наш»;

Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;

Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;

Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;

Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;

Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».


ГЛАС 5 - «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.


Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;

Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,

Господи, научи мя оправданием Твоим»);

Догматик «В Чермнем мори».


ГЛАС 6 - «рождает благочестивые чувства - преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби - минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.


Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;

Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;

Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;

Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;

Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»

(6-я песнь «Житейское море»).


ГЛАС 7 - «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.


Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;

Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;

Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».


ГЛАС 8 - «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.


Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;

Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;

Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;

Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву

Пролию ко Господу»).


Составила В.Хорецкая

В православном песнопении тропарь — это древняя молитвенная христианская песня, которая воспевает празднуемое событие, жизнь и подвиги святых. В православной индустрии на сегодняшний день можно купить сборники тропарей воскресных. В этих собраниях демонстрируются тропари всем православным праздникам, новопрославленным и местночтимым святым, тропари на каждый день. Сборник тропарей Тропарион — это очень удобное издание, оно призвано помогать церковным певчим и чтецам при богослужении, а также, для . Все тропари разбиты по разделам и алфавиту. В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово, используя в богослужениях тропари и кондаки воскресные, которые раскрывают очень полно смысл всего происходящего, возвращая христиан в Пасхальные праздники. Каждое воскресенье считается у православных малой Пасхой. В соответствии с принципом осмогласия, поются кондаки и тропари воскресные из восьми гласов выбранным одним.

Тропарь воскресный по гласу

Гласы — лады являются музыкальной системой, которая лежит в основе старинных церковных песнопений. Это набор мелодий, на которые поются разные песнопения. Древние писатели говорили, что наиболее торжественен и величен первый глас. Тропарь воскресный по гласу первому сравнивался с солнцем, якобы он прогоняет лень, вялость, грусть и сон. Придает ему важность и торжественность то, что в первой строке распевов в этом гласе используется широкий шаг мелодии наверх. В богослужении употребляются разные типы песнопения — стихира, тропарь, ирмос и другие, которые имеют разные напевы. Для того, чтобы правильно спеть тропарь Воскресению нужно знать не только номер гласа, но и его тип. На протяжении многих веков, музыкальная основа всех вариантов мелодий одного и того же гласа сохранилась одна и та же. В музыкального фонда входят восемь гласов. Эта система называется осмогласие или восьмогласие. Большинство песнопений служб одной недели подчиняется одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

Текст православных кондаков и тропарей воскресных восьми гласов

Камени запечатану от иудей и воином стерегущим Пречистое Тело Твое, воскресл если тридневный. Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

Богородичен

Гавриилу, вещавшу Тебе Дево, радуйся,со гласом воплощашеся всех Владыка,в Тебе, Святем Кивоте,якоже рече праведный Давид:явилася еси ширшая небес,поносивши Зиждителя Твоего.Слава всельшемуся в Тя,слава прошедшему из Тебе, слава свободившему нас Рождеством Твоим.

Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,и мир совоскресил еси;и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;Адам же ликует, Владыко; Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Богородичен

Вся паче смысла,Вся преславная Твоя, Богородице, таинства,чистоте запечатанной, и девству храниму,Мати позналася еси неложна,Бога рождши истиннаго;Того моли спастися душам нашим.

Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,и ад видев чудо, ужасеся,и мертвии восташа;тварь же видящи срадуется Тебе,и Адам свеселится,и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.

Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею , попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.

Богородичен

Тя Ходатайствовавшую спасение рода нашего,воспеваем, Богородице Дево:плотию бо от Тебе восприятую Сын Твой и Бог наш,Крестом восприим страсть,избави нас от тли яко Человеколюбец.

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,и нас возвел еси от врат смертных;днесь Адам ликует, и радуется Ева,вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанноБожественную державу власти Твоея.

Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.

Богородичен

Еже от века утаенное,и Ангелом несведомое таинство,Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,в неслитном соединении воплощаемь,и Крест волею нас ради восприим,Имже воскресив первозданнаго,спасе от смерти душы наша.

Спас и Избавитель мойиз гроба, яко Бог,воскреси от уз земнородныя,и врата адова сокруши,и яко Владыка воскресе тридневен.

Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим.

Богородичен

Радуйся, двере Господня непроходимая.Радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе.Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,рождшая плотию Творца Твоего и Бога, молящи не оскудевай от воспевающих,и кланяющихся рождеству Твоему.

Ко аду, Спасе мой, сошел еси,и врата сокрушивый яко Всесилен,умерших яко Создатель совоскресил еси,и смерти жало сокрушил еси,и Адам от клятвы избавлен бысть,Человеколюбче, темже вси зовем:спаси нас, Господи.

Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусйвся от него; сретил есй Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.

Богородичен

Благословенную нарекий Твою Матерь,пришел еси на страсть вольным хотением,возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама,глаголя Ангелом:срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма.Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе.

Живоначальною дланиюумершия от мрачных удолийЖизнодавец воскресив всех Христос Бог,воскресение подаде человеческому роду:есть бо всех Спаситель,воскресение и живот, и Бог всех.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси, и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

Богородичен

Яко нашего воскресения сокровище,на Тя надеющияся, Всепетая,от рова и глубины прегрешений возведи;Ты бо повинныя греху спасла еси,рождши Спасение наше; яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева,и по рождестве паки пребываеши Дева.

Не ктому держава смертнаявозможет держати человеки:Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;связуемь бывает ад,пророцы согласно радуются,предста, глаголюще, Спас сущим в вере:изыдите, вернии, в воскресение.

С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.

Богородичен

Иже нас ради рождейся от Девы,и распятие претерпев, Благий,испровергий смертию смерть,и воскресение явлей яко Бог,не презри, яже создал еси рукою Твоею;яви человеколюбие Твое, Милостиве,приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны; и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,и Адама воскресил еси,и Ева ликует во Твоем воскресении,и мирстии концы торжествуютеже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т. н. систему «осмогласия» (т. е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

Глас 1-й

Тропарь

Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.

[Хотя камень был запечатан иудеями, а воины стерегли Пречистое Тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»]

Кондак

Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

[Ты воскрес, как Бог, из гроба во славе, и мир с Собою воскресил; и естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла; Адам ликует, Владыка, и Ева, ныне от уз избавляемая, радуется, восклицая: «Ты, Христе, даруешь всем воскресение!»]


Глас 2-й

Тропарь

Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

[Когда Ты, Жизнь Бессмертная, сошел к смерти, тогда ад умертвил сиянием Божества; когда же Ты и умерших возвел из глубин земли, все Небесные Силы восклицали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»]

Кондак

Воскресл еси от гроба, всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа. Тварь же видящи срадуется Тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.

[Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужаснулся, и мертвые воскресли. И род человеческий, видя это, радуется с Тобою, и Адам веселится, и мир, Спаситель мой, прославляет Тебя непрестанно.]


Глас 3-й

Тропарь

Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас и подаде мирови велию милость.

[Да веселятся Небесные, да радуются земные, ибо явил мощь руки Своей Господь: смертью победил смерть, сделался первенцем из мертвых; от чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.]

Кондак

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, и нас возвел еси от врат смертных; днесь Адам ликует и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно Божественную державу власти Твоея.

[Воскрес Ты в сей день из гроба, Милостивый, и вывел нас из врат смерти. Ныне Адам ликует и радуется Ева и вместе с ними пророки с патриархами непрестанно воспевают Божественную силу власти Твоей.]


Глас 4-й

Тропарь

Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.

[Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и освободившись от прародительского осуждения, Господни ученицы, торжествуя, говорили апостолам: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»]

Кондак

Спас и Избавитель мой, из гроба яко Бог воскреси от уз земнородныя и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен.

[Спаситель и Избавитель мой, из гроба, как Бог, воскресил от оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил и, как Владыка, воскрес на третий день.]


Глас 5-й

Тропарь

Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим.

[Слово, безначальное как Отец и Дух, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотью взойти на Крест, и претерпеть смерть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.]

Кондак

Ко аду, Спасе мой, сошел еси, и врата сокрушивый яко Всесилен, умерших яко Создатель совоскресил еси, и смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче. Темже вси зовем: спаси нас, Господи.

[В ад сошел Ты, Спаситель мой, и сокрушив, как Всемогущий, врата его, умерших воскресил с Собою, как Творец, и жало смерти уничтожил, и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Поэтому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»]


Глас 6-й

Тропарь

Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущия омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

[Ангельские силы явились при гробе Твоем, и стража омертвела, и стояла Мария в гробнице, ища Пречистое Тело Твое. Ты сковал ад, не пострадав от него; Ты встретил деву, даруя жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!]

Кондак

Живоначальною дланию, умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех.

[Источающей жизнь рукой Своей из мрачных глубин умерших всех Податель жизни Христос Бог воскресив, воскресение даровал роду человеческому, ибо Он — Спаситель, Воскресение и Жизнь, и Бог всех.]


Глас 7-й

Тропарь

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

[Ты сокрушил Крестом Твоим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц превратил в радость и апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.]

Кондак

Не ктому держава смертная возможет держати человеки: Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея. Связуемь бывает ад, пророцы согласно радуются: предста, глаголюще, Спас сущим в вере, изыдите вернии в воскресение.

[Уже не сможет больше власть смерти удерживать людей, ибо Христос сошел в ад, сокрушая и уничтожая силы ее. На ад налагаются цепи; пророки единодушно радуются, вещая: «Явился Спаситель пребывающим в вере, выходите, верные, для воскресения!»]


Глас 8-й

Тропарь

С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.

[С высоты сошел, Милосердный, погребение принял трехдневное, да нас освободишь от страданий; Жизнь и Воскресение наше, Господи, слава Тебе!]

Кондак

Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

[Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг и воскресил Адама, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира празднуют Твое воскресение из мертвых, Многомилостивый.]

Восемь церковных гласов

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т. н. систему «осмогласия» (т. е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 — древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 — «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее — гибкая мелодия, светлая интонация — присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 — «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 — «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 — «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 — «рождает благочестивые чувства — преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби — минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 — «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Составила В. Хорецкая

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot