Технология работ по устройству основания из щебня. Устройство щебеночных слоев

Любосмысл задаёт вопрос:

Какова технология строительства дороги из щебня? У нас в поселке нет дороги, а муниципальные власти, похоже, заниматься этим не собираются. Из-за этого у меня серьезное строительство никак не начнется. И нужен-то небольшой участок - в полкилометра. Хотелось бы знать, как строится такая дорога.

Эксперт отвечает:

Технология строительства дорог из щебня мало отличается от любого другого дорожного строительства. Практически все то же самое, но заканчивается на этапе укладки щебня, а не дорожного полотна. 7 основных этапов:

  1. Срезается бульдозером верхний плодородный слой почвы (обычно в пределах 30 см). Основание уплотняется грунтовым катком. В итоге получается место под дальнейшее строительство.
  2. Дно выкладывается геотекстилем. В дальнейшем он кладется между всеми слоями строящейся дороги.
  3. Создается песчаная подушка 20-40 см. Иногда обходятся и без нее, но она весьма полезна для улучшения дренажных свойств. Песок уплотняется катком.
  4. Выкладывается слой (10-20 см) крупного щебня (зерна 40-70 мм). Он тоже уплотняется катком. Сверху желательно проложить геотекстиль или дорожную сетку. Можно использовать вторичный материал: обломки бетона или битый кирпич.
  5. Выкладывается второй слой щебня более мелкой фракции (20-40 мм) той же толщины. Он тщательно уплотняется катком — не менее 6 раз по одному месту, при этом желательно использовать каток не менее 6 т с вибратором. Необходимо поливать дорогу после каждого прохода катка.
  6. Проводится грейдирование, то есть выравнивание поверхности в соответствии с заданными параметрами. Обычно дороги такого типа делаются двускатными, с небольшим понижением к обочинам. Вдоль дороги должны быть положены дренажные канавы.
  7. Поверх основания делается расклинцовка: кладется тонкая прослойка мелкого щебня (5-20 мм) и тоже тщательно укатывается.

Дорога готова.

Следует обратить внимание на несколько моментов. Несмотря на популярность термоскрепленного геотекстиля, рациональнее использовать иглопробивной. Он в значительно меньшей степени мешает дренажу, а прочность дороге придается все равно не геотекстилем, так что различия по механическим свойствам не имеют существенного значения. Термоскрепленный геотекстиль хорош в двух случаях: на песчаных или каменистых и т.п. почвах, где нет мелкодисперсных частиц, быстро забивающих его структуру, и для укрепления откосов путем заворачивания в него слоев почвы.

Можно при желании обойтись одним слоем щебня 20-40 мм, даже без песка. Это скажется на качестве и долговечности дороги, но если вам нужна просто времянка на один сезон, то можно обойтись и без всех перечисленных сложностей.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ
»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРАВИЙНЫХ ОСНОВАНИЙ (ПОКРЫТИЙ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на автодорогах.

Технологическая карта составлена на устройство двухслойных щебеночного и гравийного оснований шириной 7 м, толщиной 18 см в плотном теле.

При применении технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ с учетом типа и конструкции основания.

До распределения щебня или гравия должны быть полностью закончены работы по возведению земляного полотна, которое должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-62, п. 3.

Водоотводные сооружения должны быть в исправном состоянии.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Устройство щебеночных оснований (покрытий)

При устройстве щебеночных оснований выполняют следующие работы (рис. ):

вывозка и распределение щебня для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня-клинца, разметание его автощеткой и уплотнение с поливкой водой;

вывозка, распределение и уплотнение каменной мелочи (при устройстве покрытий).


вывозка и распределение гравийного материала для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя с поливкой водой;

вывозка и распределение гравийного материала для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя с поливкой водой.

Для устройства гравийных оснований применяют гравийные материалы, удовлетворяющие требованиям к оптимальной смеси. Оптимальную гравийную смесь приготовляют в карьере, вывозят автомобилями-самосвалами к месту производства работ, распределяют слоем заданной толщины и уплотняют. Необходимое количество гравийного материала определяют расчетом с учетом коэффициента уплотнения (ориентировочно 1,25 - 1,3).

До распределения гравийного материала должны быть созданы надежные упоры. Для этого необходимо отсыпать и уплотнить обочины или отсыпать валики из грунта шириной не менее 1 м.

Укладку гравийного материала в нижний слой производят так же, как и при устройстве щебеночных оснований (самоходным распределителем Д-337 или автогрейдером за 9 - 11 проходов).

В последнем случае гравийный материал должен быть завезен и уложен на полотне дороги двумя валиками по краям проезжей части либо одним валиком по середине так, чтобы был обеспечен проезд для автомобилей.

После исправления краев уложенного слоя, проверки поперечного профиля и ровности приступают к уплотнению уложенного слоя. Укатку производят тяжелыми катками на пневматических шинах типа Д-365 от краев уложенного слоя к середине с перекрытием предыдущих полос на 30 - 40 см за 10 - 25 проходов катка по одному следу. Необходимое количество проходов устанавливают пробной укаткой.

Скорость движения катка в начале укатки не должна превышать 1,5 - 2 км/ч, а затем может достигать 6 км/ч .

В процессе уплотнения гравийный материал увлажняют поливо-моечной машиной ПМ-10 (6-12 л/м 2 ).



Описание

1. Данный вид работ состоит в россыпи, разравнивании материала и уплотнении его с поливкой водой.

Материалы

2. Материалы, применяемые для устройства основания из щебня должны соответствовать следующим требованиям:

Щебень фр. 40-70см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Щебень фр. 20-40см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Щебень фр. 10-20см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Строительные требования

3. Устройство основания из щебня может быть начато после выполнения работ по устройству корыта под дорожную одежду и его приемки.

4. Основание из щебня должно устраиваться на ширину и толщину, принятую в ведомости, и в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

5. Щебень в момент укладки должен иметь влажность, близкую к оптимальной с отклонением не более 10%. При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за 20-30 мин до начала уплотнения.

6. Слой щебня следует уплотнять в соответствии с требованиями п.7.5 СНиП 3.06.03-85. Ориентировочно количество проходов катков следует уменьшить на 30%.

Контроль качества работ

7. При устройстве слоя основания из щебня необходимо контролировать влажность, плотность и соответствие качества укладываемого материала требованиям ГОСТ 25607-2009.

8. При операционном контроле качества работ по устройству слоя основания следует контролировать: высотные отметки по оси дороги, ширину, толщину слоя неуплотненного материала по его оси, поперечный уклон, ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1,0м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5м от концов рейки и друг от друга).



9. Качество уплотнения основания должно удовлетворять требованиям п. 7.36 СНиП 3.06.03-85.

Приемка

10. Работа принимается при условии ее выполнения в полном объеме, в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и Требованиями Заказчика к качеству и результатам работ. Работы принимаются только при условии их выполнения в соответствии с Ведомостью объемов работ и на основе общепринятых производственных и строительных допусков.

ПОДГРУНТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ СЛОЕВ ПОКРЫТИЯ ВЯЖУЩИМ МАТЕРИАЛОМ

Описание

1. Данный вид работ состоит в обработке поверхности слоя битумной эмульсией до устройства нового слоя.

Материалы

2. Материалы должны соответствовать следующим документам:

Битумная эмульсия ГОСТ Р 52128-2003

Строительные требования

3. Оборудование. Для подгрунтовки должны быть использованы отечественные и зарубежные автогудронаторы по согласованию с Заказчиком.

4. Подготовка поверхности. Устройство подгрунтовки поверхности основания может быть начато после выполнения работ по устройству слоя основания и его приемки.

Перед нанесением подгрунтовки поверхность покрытия должна быть очищена от грязи, посторонних предметов, мусора и пыли.

5. Ограничения по погодным условиям. Подгрунтовка наносится на сухую, не промерзшую поверхность при температуре окружающего воздуха весной и летом не ниже +5°С, осенью – не ниже +10°С.

6. Нанесение битумных материалов. Обработку поверхности слоя основания необходимо производить в соответствии с п. 10.17 СНиП 3.06.03-85 за 1-6 часов до начала укладки нового слоя.

Регулировку высоты расположения распределительного узла, угла установки форсунок и давления насоса, а также проверку скорости продольной и поперечной додачи следует производить еженедельно. Во избежание образования натека и разбрызгивания следует предусматривать устройство защитного укрытия близлежащих поверхностей. Такие поверхности укрываются строительным картоном на достаточном расстоянии от места начала и конца нанесения битума с тем, чтобы подачу битума через форсунки распределительного узла можно было начинать и заканчивать вблизи защищенных картоном участков.

Битумный материал следует наносить равномерно с помощью распределительного узла, который перемещается при открытых форсунках рабочего элемента, с заданной скоростью подачи. Следует избегать нанесения избыточного объема битумного материала на стыках отдельных полос. При нанесении материала избыток его следует удалять с поверхности. Битумный материал должен быть нагрет до температуры, указанной в табл. 13 СНиП 3.06.03-85.

Покрытие, после нанесения материала, необходимо укладывать в течение 4-х часов. При устройстве подгрунтовки контролируется равномерность распределения эмульсии, температура и норма расхода.

В тех случаях, когда нет возможности наносить подгрунтовку с помощью распределителя, битумный материал должен наноситься вручную или иным принятым методом.

7. Норму расхода битумного материала для подгрунтовки следует принимать в соответствии с Ведомостью объема работ.

Приемка

8. Приемка слоя подгрунтовки производится и контролируется таким образом, чтобы обеспечить соответствие требованиям всего объема работ Ведомости. Работа принимается на основе общепринятых производственных и строительных допусков. При этом каждая партия поставляемого материала должна сопровождаться сертификатом качества и пройти приемочные испытания в лаборатории Подрядчика в соответствии с требованиями стандартов. Сертификаты качества материала и результаты испытаний предоставляются Заказчику. Необходимо требовать от изготовителя предоставления документации по системе испытаний и инспекции, а также Сертификата соответствия, определяющего, что материалы соответствуют требованиям.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot