Цели и задачи школьного правового образования. Лекция организация и методика правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования Организация правового образования в школе

Рассматривая вопрос об организации и методике правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования необходимо охарактеризовать уровень социально-гуманитарного образования современной России. Образование на современном этапе общественного развития приковывает к себе все более пристальное внимание. Сейчас остро стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать ему новые импульсы. Проблема становления личностно ориентированного образования, которое должно прийти на смену современной техноцентристски ориентированной системы образования, представляет собой одну из наиболее острых общественных проблем. Особое место среди основных тенденций и принципов развития образования занимает гуманизация образования, обусловленная объективными процессами общественного производства и общественных отношений. Она направлена на решение проблемы оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечивающей их наиболее эффективное развитие. Гуманизация образования тесно связана с демократизацией образования, то есть с обеспечением его всеобщности, действительным сокращением существующего неравенства между группами с различными социальными и демографическими характеристиками. Демократизация образования призвана обеспечить свободу выбора формы и уровней образования, плавный переход с одного уровня образования на другой, свободу творческой деятельности субъектов образовательного процесса, раскрытие индивидуального потенциала личности. Важнейшим средством демократизации образования является создание системы непрерывного образования, которая призвана обеспечить каждому человеку возможность обучаться и развиваться в течение жизни.

Одновременно важным аспектом гуманизации образования на современном этапе является совершенствование его гуманитарной составляющей, способствующей духовному развитию личности и призванной устранить наиболее заметные недостатки технократического образования. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании РФ» - ориентация на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. Выдвинутая в законе задача формирования у индивида адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, полнота и достаточность которых обеспечивается продуманной политикой в сфере гуманитарного образования. Традиционно гуманитарные науки направлены на понимание и истолкование поведения человека, его духовной жизни, мира культуры. Поскольку границы совокупности гуманитарных наук в некоторой степени размыты, а ряд дисциплин, основанных на познании общества и способствующих этому познанию, примыкает к комплексу традиционно относимых к гуманитарным и дополняет его, то появились и весьма твердо закрепились понятия социально-гуманитарных дисциплин, социально-гуманитарного образования.


Социально-гуманитарные знания в современном российском обществе приобретают особенно большое значение, что вызвано спецификой нынешнего этапа развития нашей страны. Это и политические перемены, и становление новых отношений в экономике, и модификация системы ценностей, и дифференциация запросов современной молодежи в области образования, и децентрализация и плюрализация системы образования. Сегодняшние тенденции вызывают необходимость оценить состояние и перспективы социально-гуманитарного образования в стране, его роль в жизненной и профессиональной карьере специалиста на разных этапах ее становления и соответствие потребностям общества, требованиям рынка труда. Последнее представляется особенно важным, поскольку именно низкий уровень социально-гуманитарной компетентности зачастую не позволяет значительному числу выпускников вузов полноценно реализовать себя в трудовой деятельности, а также актуализировать в полной мере свой гражданский потенциал.

«Право - наука добра и справедливости»,- говорил В. Гюго, президент РФ Д.А. Медведев не раз подчеркивал в своих выступлениях, что повышение правовой грамотности населения, и устранение правового нигилизма является одной из приоритетных задач современного общества и государства. В связи с этим на систему образования ложится основная нагрузка по внедрению правовых знаний и формированию правопослушного поведения в обществе, что и подтверждает актуальность выбранной темы исследования. Основой повышения грамотности в учебных заведениях являются уроки права. Нормативно-правовые акты являются основой современной правовой системы. В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа) и, заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования.

В системе высшего профессионального образования с 2009 года действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат» (4 года) – «магистратура» (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре. Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». В чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы. Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата. Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это, во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета. Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Интеграция обучения необходима в современной системе образования. В современных условиях проблема интеграции приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Задача школы- формирование самостоятельной творчески активной личности, адаптированной к жизни в демократическом обществе. Базой для формирования личности является широкое гуманитарное образование. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Сегодня уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов.

Цель интегрированных уроков - приобретение системы знаний и ценностей, формирование разносторонних представлений об эпохе, осознание нравственных ценностей определенной цивилизации, расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся. Сегодня школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центре внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Межпредметные связи в учебном процессе- это конкретное выражение интеграционных процессов, происходящих сейчас в обществе. Науки объединяются, образуя межнаучные комплексы, для изучения сложных комплексных проблем современности. А в связи с реформой образования и введением компетентного подхода, когда ключевые компетентности объединяют знание, навыковую и интеллектуальную составляющую, актуальность межпредметных связей очевидна. Однако осуществление межпредметных связей на практике вызывает у учителей немало затруднений.

Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, на таких уроках учащиеся становятся более активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно ее отстаивать. Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления

Преимущества интегрированного урока :

1) на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

2) через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;

3) интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализует его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;

4) интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;

5) такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Целостность интегрированного урока характеризуется взаимообусловленностью целей, содержания обучения, способов и средств их реализации. И если интеграция в области естественных наук связана прежде всего с расширением границ и мотиваций активной деятельности школьников, то интеграция в области гуманитарных дисциплин способствует мировоззренческому развитию личности, осознанию причинно – следственных связей между явлениями общественной жизни и искусством. Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной социальной ситуации.

В формировании умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсе "Обществознание» сыграл немаловажную роль приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г утвердивший федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно- деятельностного подхода к образованию. В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

Относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

Умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Проблема преподавания права в школе - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе - курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ»на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI в.

Необходимость изучать правовые проблемы в школе возникла не сегодня. Вопрос об этом ставился и в советское время. Разрабатывалась система способов и приёмов воспитания юного гражданина в советской правовой модели. Несоветское право считалось буржуазным, ущемляющим права трудящихся, не обеспечивающим истинного равенства, а потому и нежизнеспособным. В переломные 1990-е гг. правовое обучение вновь вызвало интерес у учёных, методистов и учителей. За эти годы были разработаны учебные программы, пособия, методические рекомендации. В 2004 г. издан стандарт по правоведению. Тематический блок «право» вошёл также в школьный курс обществознания. Был произведён отбор правового материала, необходимого для изучения в школе. Однако на сегодняшний день, несмотря на обширный круг выпущенных пособий, методических разработок остаётся актуальным и неоднозначным вопрос: как преподавать?

Известно, что право является системой государственных норм, правил, предписаний, обязанностей и запретов. Такая его трактовка скучна для школьников, изначально настраивает их негативно по отношению к этому предмету. Для формирования у учащихся позитивного (не идеального) образа права и его роли в жизни общества и отдельного человека возникает необходимость менять способы подачи материала на уроках. Задача учителя не состоит в идеализации права, рассмотрения его как некой абстракции, абсолютной, необходимой, вечной и бесконечной. Изучение российского современного права должно опираться на реальные текущие изменения. Особенно важным видится критическая оценка происходящего в политико-правовой сфере учителем, выделение положительных и отрицательных явлений. Это очень важно для совершенствования содержания уроков.

Россия же только начинает идти по пути формирования правового государства, поэтому проблемы и сложности не исключаются, а наоборот, являются неизбежными. Замалчивать факты правовых нарушений при изучении соответствующих тем, естественно, нельзя. Учащиеся, особенно старшеклассники, подмечают все промахи и недочёты в функционировании правовой системы. Однако же на уроках желательно не акцентировать внимание на отрицательном, подчеркнув первостепенность и значимость существующих проблем для государства, законодательных органов власти и общества в целом, обозначить проблему для критического рассмотрения и решения на всех уровнях.

Позитивный образ права коррелирует со значительной активностью в правовой сфере, и это относится не только к вербально выраженным установкам, но и к реальной правовой деятельности граждан

Правовые вопросы могут и должны изучаться сегодня не только в курсе «Основы права», но и на уроках обществознания и истории (особенно при изучении современного этапа реформ).

При изучении правового материала на уроках целесообразно, основываясь на деятельностном подходе, применение активных форм учебной работы школьников. К ним относятся: эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), «мозговой штурм», написание творческих сочинений (например, «Реформирование правовой системы современной России: возможности и перспективы»), работа над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов.

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать: зачем изучается материал, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата.

Необходимо при изучении правовых проблем на уроках добиться, чтобы школьники воспринимали право как право «доброе», а не «злое». Учитель, который смог убедить ребят, что право не только запрещает и наказывает, но, во-первых, оно открывает возможности, защищает интересы граждан; во-вторых, является цивилизованной силой регулирования общественных процессов, феноменом развитого современного общества, без которого невозможно жить в ХХI в., уже во многом справился с задачей формирования правосознания учащихся. Ведь известно, что «устойчивая положительная реакция личности на правовую действительность», - это одно из основных условий формирования познавательной активности юного человека.

Контрольные вопросы

1) охарактеризуйте уровень социально-гуманитарного образования современной России.

2) Назовите основные тенденции развития современной системы обучения праву

3) Какова роль интеграция обучения социально-гуманитарным дисциплинам

4) Какие умения и навыки в процессе правового обучения приобретают учащиеся?

5) Назовите актуальные проблемы преподавания права в современной школе.

1.2 Содержание и структура правового образования в школе

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

предметная, где основу составляют курсы «Граждановедение» или «Введение в гражданско-правовое образование» для основной школы и в последующем курсы «Обществознание»;

межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

воспитательная;

институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование);

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Культурно-образовательное пространство школы - это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

Уклад школы (особая среда школы) - традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах «учитель - ученик», «учитель - родители», «ученик - ученик», «ученик - группа сверстников»;

Открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;

Социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

Оценка учебных достижении обучающихся

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. См. Программа «Правовое образование» Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В., - 2002, с.47.

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

«Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос «Кто я? Чего я хочу?». Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений: гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития «Я» ребенка, как сложноорганизованного относительно «Я» других людей. Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла, это развитие представления о себе и Я-концепции. Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи. С одной стороны, в праве, как и в большинстве учебных курсов, задачи и упражнения позволяют практиковаться в применении правила, с другой - анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного». Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас: Пособие для учителя. - Екатеринбург, 1995, с.26

Рассматривается правовое образование как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, которая включает в себя правовое знание. При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося, курс права с 1-го по 11-й классы может строиться как:

Систематический курс;

Модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществоведения;

Часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения курса на каждой ступени общего образования, например:

в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);

в 5-6-м классах - интегрированный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек - человек» и «человек - общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном мире, в России);

7-й класс - вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных, актуальных для подростка, ситуациях);

8-9-й классы - систематический курс «Основы правовых знаний»;

10-11-й классы - в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено курсами различного объема и уровня сложности: самостоятельным курсом «Правоведение», набором специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., частью интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

Независимо от «формата» курса права, принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.

Начальная школа

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

Основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;

Практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

Представления о себе и другом как особых мирах;

Представления о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

Знаний конкретных правил и норм поведения. Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения. Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

Основная школа

На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.

5-6-й классы школы.

В первые два года основной школы (5-6-й классы) детям открывается смысл и значение правовых отношений в школе; они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая и планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.

Образовательная задача на этом этапе состоит:

В развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и в соблюдении этих правил;

В приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью; различение этих ситуаций и т.п.);

В приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.

Условиями решения образовательной задачи являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;

учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества);

практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.

В начале основной школы занятия по праву предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного блока при сохранении правового практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.

Правовой курс, как и в начальной школе, может включаться в базисный или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке. См. Образовательный стандарт основного общего образования по истории// история. - 2005. - сентябрь. (№33) - Приложение к газете «Первое сентября»- с.1-3.

7-9(10)-й классы школы.

В основной школе, 7-9(10)-й классы, перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.

На протяжении этого этапа обучения решается следующие задачи:

Приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;

Передача детям основ правовых знаний, в том числе знаний о правовой системе России и международном праве;

Формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Условиями решения образовательных задач являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, возможность участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

б) учебные мероприятия двух типов:

1) учебный курс, включающий элементы теории права, которые обеспечивают представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;

2) практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере в реальной жизни.

Основная школа составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот период школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.

С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных задач основной школы является выделение права в самостоятельный учебный предмет.

Старшая школа

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве. Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.

Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:

Способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

Углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

Способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

Навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условиями решения образовательных задач в старшей школе являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие в выработке правил и норм, которые регулируют отношения в школе, участие в создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

«Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе необходима разработка как минимум трех типов программ курса права: для общеобразовательного профиля, для гуманитарных профиля, для социально-экономического профиля. Соответственно, курс права будет по-разному представлен в этих программах: для общеобразовательного профиля - отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера; для гуманитарного - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа; для социально-экономического профиля - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.» См. К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. «Сибирский учитель» Выпуск №2(26), Март-апрель 2003, с.17.

Перспективным подходом является также разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.

Исходя из всего, что изложено выше следует что, правовое образование является потребностью времени. Цель правового образования в школе - формирование правосознания и развитие правовой культуры школьников, подготовка их к сознательной и активной жизни в условиях рыночной экономики. Основной задачей правового образования является повышение качества правовой подготовки учащихся. В рамках школьного курса смысл правового образования в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена, определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции у учащихся, а далее - формирование правового поведения.

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Правовое образование рассматривается как важнейшее средство, дающее возможность всем членам общества получить правовые знания и умения применять их на практике.

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Методология теории и практики педагогических процессов по предмету физическая культура

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками...

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв.

Рассмотреть специфику и особенности элективных курсов, их типологию, задачи и функции. Разработать элективный курс «Твоя профессиональная карьера». Предложить методические рекомендации по проведению данного элективного курса...

Реализация условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников

Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, по-новому сформулировать планируемые результаты образования...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Организация правового образования в школе

Одним из важнейших направлений современного образовательного процесса является правовое образование обучающихся. Качественное образование невозможно представить без образования молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений.

В то же время, состояние правового образования оставляет желать лучшего.

При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах, но и низком уровне правовой культуры обучающихся, об отсутствии у них четкой установки на правовое поведение. К основным проблемам процесса правового образования в Российской Федерации можно отнести:

  • - укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;
  • - нежелание самих граждан стремиться к правовому образованию и самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);
  • - переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;
  • - отсутствие единых программ правового образования и воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное и т.д.).

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, а также с целью формирования в правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

  • - государство (в лице специально уполномоченных органов)
  • - непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги)
  • - социальные партнеры (например, общественные организации)

Ключевой целью правового образования обучающихся является создание условий для формирования и совершенствования

Конкретные цели правового образования можно выразить следующими:

  • - правовое обучение,
  • - правовое информирование,
  • - вовлечение личности в деятельность государства (т.е. фактически применение полученных знаний на практике).

Основной задачей правового образования является привитие индивиду осознанного стремления к систематическому получению правовых знаний и правомерному поведению.

Это осуществляется путем решения частных задач по:

  • - усвоению обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах; - системного и организованного правового просвещения;
  • - активного участия в правоохранительной деятельности в школе;
  • - повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей.

Принципы организации правового образования обучающихся:

  • - наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;
  • - активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;
  • - связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
  • - обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
  • - учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

  • - правовое обучение;
  • - правовая пропаганда;
  • - юридическая практика;
  • - самообразование и самовоспитание.

Необходимыми условиями и направлениями работы для организации эффективного правового образования становятся:

  • - организация правового всеобуча;
  • - информационно-диагностическое обеспечение;
  • - тренинг формирования активной правовой позиции обучающегося (в т.ч. через процесс соуправления ОУ);
  • - создание условий «нейтрализации» факторов деструктивного влияния (включая профилактическую работу ОУ).

Можно выделить следующие этапы правового образования, нацеленного на формирование правового самосознания:

правовая осведомленность

правовая компетентность

правовая культура

Такое направление правового образования как правовое обучение (правовой всеобуч) нацелено на формирование прочной базы правовых знаний и умений обучающегося. Оно может осуществляться как на уровне общеобразовательных программных учебных курсов, так и через систему элективных курсов или факультативов. Объем получаемых обучающимися знаний зависит от уровня правового обучения в той или иной школе. Можно проиллюстрировать вышеизложенное на данной схеме:

правовой образование пропаганда самосознание

В качестве примера элективного курса по праву можно привести курс «История местного самоуправления в России и его правовые основы».

Данный элективный курс (в рамках социально-гуманитарного профиля) предполагает изучение исторических аспектов развития местного самоуправления в России (в сравнении с развитием зарубежных муниципальных систем), ознакомление с правовыми нормами, регулирующими общественные отношения в процессе осуществления местного самоуправления (муниципальное право). В нем рассматриваются понятие местного самоуправления, территориальные, финансово-экономические и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться, а также вопросы ответственности местного самоуправления. Актуальность данного учебного курса тесно связана с усилением внимания со стороны государства и общества к вопросам, связанным с организацией и функционированием местного самоуправления.

При разработке программы курса использовалось современное законодательство Российской Федерации в области регулирования прав местного самоуправления, имеющаяся научная и учебно-практическая литература. Изучение большинства учебных вопросов выстраивалось с учетом нормативно-правовой базы г. Томска как муниципального образования, что позволяет обучающимся практически закрепить полученные общие знания о муниципальном законодательстве Российской Федерации. Ниже приведен фрагмент учебно-тематического плана данного курса:


Правовое обучение осуществляется также через различные виды и формы внеурочной деятельности, например, через внеклассные обучающие мероприятия: игры, викторины, конкурсы, олимпиады, школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон". При подготовке мероприятий важно учитывать возрастную специфику обучающихся. Так, школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно - воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр.

При этом, дети не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений, поэтому наибольший эффект приносят мероприятия с элементами театрализации, игры.

Для школьников среднего и старшего школьных звеньев важным элементом становится презентация своих достижений за пределами школы, поэтому для них наиболее интересна работа по различным городским образовательным программам, как в чистом виде правовым, так и по программам, включающим в себя правовой образовательный компонент.

К таким программам можно, например, отнести программу «Детско-юношеский парламент» (ниже приведен фрагмент плана заседания правового комитета ДЮПа):


Не менее важным направлением правового образования, особенно на старшей ступени обучения, является организация самообразования и самовоспитания обучающихся. Одной из эффективных форм работы по данному направлению может стать создание Центра гражданского самообразования, руководителями которого могут быть как преподаватели, так и консультанты-старшеклассники. Примером учебного курса Центра может быть курс «Международное право», учебно-тематический план которого приведен ниже:


По результатам работы могут быть проведены различные отчетные образовательные мероприятия - конкурсы, круглые столы, деловые и ролевые игры

Основными формами работы по направлению «Правовая пропаганда» могут стать:

  • - информационно-пропагандистские часы;
  • - размещение правовой информации на школьных тематических стендах;
  • - использование школьного печатного издания, радио, информационной литературы (брошюры, листовки и др.), тематические библиотечные выставки;
  • - анкетирование, тематические опросы. Правовое образование и воспитание должно быть практически ориентированным, компетентностным, деятельностным. Эта цель не может быть реализована без применения активных методов содействия самоопределению личности, создания условий для её реализации. Поэтому качественное правовое образование невозможно без такого направления как юридическая практика.

Учащиеся должны иметь знания необходимые для профессиональной ориентации, для осознания личных возможностей. Вся система правового образования и воспитания в школе формирует образ собственного Я как активного субъекта, осмысливаются социальные роли, формируется самооценка и саморегуляция, в связи с чем становится необходимым участие обучающихся в различного рода практических механизмах правовой защиты и самозащиты. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию правопорядка среди несовершеннолетних в школе, с другой -- у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения.

Приоритетные виды деятельности, формы и методы по данному направлению:

  • - Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
  • - Сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.
  • - Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения«, волонтерское движение.
  • - Конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека через фотообъектив".
  • - Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.), в том числе социальное проектирование (например, проект «Детский адвокат»).
  • - Деятельность школьных Служб примирения.
  • - Учреждение института школьных Омбудсменов

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и методологии науки

Система правового обучения и воспитания в нашей школе.

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

г. Саратов, 2012 г.

Введение……………………………………………..…………………… с. 3-4.

Основная часть……………………………………………………………с. 5-11.

Заключение………………………………………………………………. с. 12.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета……………с. 13

Введение

Большую часть своего детства и юности мы прово дим в школе. Не зря иногда говорят, что школа - это наш второй дом. От того, ка кие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реа лизация нашего права на образование, зна чит, и наша будущая жизнь.

В каждой шко ле есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные усло вия, чтобы каждый ученик получил хоро шее образование и вырос успешным, дос тойным человеком и гражданином.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания.

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности, это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Причиной этого является ряд негативных факторов: асоциальные условия проживания многих семей, рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей, снижение уровня духовных потребностей молодых людей.

В связи с этим необходимо в школах создавать систему правового воспитания и обучения несовершеннолетних.

Основная часть

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

  1. уважения к праву,
  2. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
  3. компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Основой правового воспитания учащихся нашей школы является их правовое просвещение на уроках и во внеклассной деятельности. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре делять грань между дозволенным и запрещенным, выби рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право вой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитан ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет них в нашем образовательном учреждении включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю щих в самостоятельную жизнь: это трудовое, брачно-семейное, уголовное и административное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна комство с которыми для школьников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об щественных местах и др.

Основными формами правового просвещения учащих ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс трируются местным материалом; правовые беседы; исполь зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой - у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

В нашей школе существуют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряд юных друзей полиции, «зеленые» пат рули по охране природы, отряд юных инспекторов до рожного движения, а также активное участие учащихся в работе по пропаганде правовых зна ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен ной правовой культуры.

В основе воспитательной системы МОУ «СОШ №5г. Вольск» лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать формированию социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, уважительное отношение к своей семье, «малой родине», стране, окружающей среде.

Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы: охрана безопасности жизнедеятельности обучающихся, нравственное и правовое воспитание школьников, патриотическое и экологическое воспитание.

Одной из основных задач воспитательной работы нашей школы является: совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию. В течение года в каждом звене проходят мероприятия, соответствующие целям и задачам данной программы.

Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Основной целью на данном этапе становится правовое просвещение в игровой, занимательной форме. Это игры, викторины, презентации с использованием героев сказок и мультипликационных фильмов.

В среднем и старшем звене - это школьные беседы инспектора ПДН «Знай свои права!» с подростками, требующими особого внимания; дискуссия «Подросток и толерантность» в 8 кл.; открытые мероприятия по правовому просвещению; беседы юрисконсульта Центра «Семья» с учащимися 8-9 классов; заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; тематические беседы, викторины и классные часы.

Также в школе реализуется программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников, координация и контроль реализации, которой возложен на управление образования администрации Вольского муниципального района.

Основные мероприятия этой программы: проведение диагностических исследований; социологические опросы; оформление и обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам; создание банка данных видео, аудио, CD- материалов по данному направлению работы; координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях; организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов; проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях УО, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях; проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся; организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Конечно же, существует и план мероприятий социального педагога и педагога-психолога в данном направлении. Проводятся мероприятия по:

  1. профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
  2. по профилактике экстремизма,
  3. формированию толерантности,
  4. профилактике суицида среди учащихся,
  5. профилактике безнадзорности и беспризорности,
  6. профилактике жестокого обращения,
  7. пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, наркомании, алкоголизма и табакокурения с привлечением правоохранительных органов, медицинских работников (нарколог, гинеколог, психотерапевт).

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь - гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, обж, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины. В программах также поставлена задача использования приобретенных знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества, гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания.

Данные предметы формируют правовую культуру, гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни и законов общества.

Задачами своей педагогической деятельности я считаю:

Формирование навыков социально-активного поведения личности, прояв ляющихся в осознанном правомерном поведении,

Эффективная реализация прав и свобод, умелая и цивилизованная их защита,

Ответственное отношение к обязанно стям гражданина РФ,

Способность в любых ситуациях действовать юридически гра мотно,

Активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую пози цию,

Бережно относиться к историческому наследию нашего народа.

На данный учебный год мною были запланированы и проведены следующие мероприятия.

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Класс

Сроки

Кто я? Какой я?», «Хочу и надо»

Беседа

5а, 5б

сентябрь

Урок милосердия и доброты

Акция милосердия

сентябрь

«Быть человеком»

Дискуссия

7а, 7б

сентябрь

«Добро и зло»

Видео-урок

5а, 5б

октябрь

«Мои права и обязанно сти»

Беседа о школь ном уставе

октябрь

«Права человека глазами ребенка»

Конкурсные работы

7 - 8

октябрь

«Конвенция о правах ребенка»

Классный час

5а, 5б

ноябрь

«Колесо прав»

Внеклассное мероприятие

ноябрь

«Кража или...?»

Мозговой штурм

7а, 7б

ноябрь

«Насилие и закон»

Круглый стол с привлечение сотрудников МВД

ноябрь

«День героев Отечества»

Презентация

5 - 8

декабрь

«Поговорим о ПДД»

Беседа с привлечение сотрудников

ГИБДД

5а, 5б

январь

«Имею право»

Оформление правового уголка

6 - 7

январь

«Мой выбор»

Диспут

январь

«Как не стать жертвой преступления»

Беседа

5 - 6

февраль

«Правонарушение и преступление»

Лекция с привлечением сотрудников ПДН

7 - 8

февраль

«Я - гражданин!»

Ролевая игра

5а, 5б

март

«Вина и ответственность»

Классный час

март

«Если тебя задержала полиция»

Практикум

7 - 8

март

Успешная реализация правового образования и воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении во многом зависит от целеустремленности и взаимодействия всего педагогического коллектива школы.

Заключение

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в школе закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. Закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании», закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России .

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Понимая актуальность и сложность данного процесса, в нашей школе проводится системная, целенаправленная и комплексная работа с учениками.

Список использованной литературы

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. - М.: Арсенал образования , 2010;
  2. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М., Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект "Правовое образование в школе". Серия "Основы правовых знаний". - М.: Вита-Пресс, 1999;
  3. Права человека – твои и мои (в школьную библиотеку). Книга первая. Материалы конференции «Права человека и школа в открытом обществе». М., 1999;
  4. Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2002;
  5. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа 5-7 (8) классы/ под ред. Н.И. Элиасберг.- Спб.: Специальная литература, 1999.

Интернет-ресурсы:


1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством , или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot