Смоленская духовная семинария заочное отделение. Смоленская духовная семинария

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки.

Смоленская духовная семинария сотрудничает с Центром по изучению религий при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) и др.

руководство

преподаватели

выпускники

события

В первой половине 90-х годов в СМДУ состоялись две международные научно-богословские конференции. В 1992 году была проведена первая в России научная конференция по теме «Исихазм: истоки, история, актуальность», посвященная памяти протоиерея Иоанна Мейендорфа. В конференции приняли участие богословы, священнослужители и ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска.

В 1994 году проходила Международная конференция на тему «Духовное просвещение в России. История и современность», в которой приняли участие представители известных российских и зарубежных духовных и светских учебных заведений: Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Свято-Владимирской Духовной Академии (Крествуд, США), Курской и Минской духовных семинарий, смоленских вузов, Московского и Калининградского университетов, Института восточных церквей (Регенсбург, Германия), и других Учебных заведений.

Во второй половине сентября 1997 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная научно-практическая конференция «Богословское образование: традиции и развитие». В ее работе приняли участие делегаты богословских школ России и Зарубежья и многочисленные гости: архиепископ Берлинский и Германский Феофан, ректор Московских духовных школ, председатель Учебного Комитета Московского Патриархата епископ Верейский Евгений, ректор Белгородской духовной семинарии епископ Иоанн, содиректор Института Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия) о. Николаус Вирволь, ректор Богословского университета во Франкфурте-на-Майне о. Вернер Лезер, профессора и преподаватели Восточного института в Риме, Санкт-Петербургских и Московских духовных школ, Библейско-Богословского и Свято-Тихоновского институтов и др.

12–13 октября 1998 года в Смоленской духовной семинарии состоялась третья конференция, посвященная актуальным вопросам развития духовного образования в России, приуроченная к 270-летию образования Смоленской духовной семинарии и 10-летию ее возрождения. В заседаниях приняли участие представители Санкт-Петербургских и Московских духовных академии и семинарии, Санкт-Петербургского института богословия и философии, Эрлангенского университета (Германия) и др. В торжествах принял участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

31 августа – 2 сентября 2003 г. в СПДС прошла богословская конференция, приуроченная к двадцать пятой годовщине со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) .

В 2003 году Смоленская духовная семинария торжественно отметила 275-летие основания и 15-летие возобновления своей деятельности. В семинарии прошла конференция, посвященная исследованию истории семинарии и жизненному подвигу ее выдающихся выпускников, в особенности архимандрита Макария (Глухарева).

15–16 октября 2005 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная богословская конференция «Пути развития русской богословской школы в ХХI веке: проблемы и перспективы». В конференции приняли участие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (председатель Отдела внешних церковных связей), архиепископ Верейский Евгений (председатель Учебного комитета Московского Патриархата), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (председатель Комиссии по образованию, ректор Тобольской духовной семинарии); представители Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, председатель Комиссии по взаимоотношению с религиозными организациями при Правительстве России и др.

7–8 апреля 2008 года в Смоленской духовной семинарии проходила первая научно-практическая межвузовская студенческая конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная Смоленской епархией и Смоленской духовной семинарией. В рамках конференции были представлены доклады студентов семинарии и смоленских вузов: Государственного и Гуманитарного университетов, Военной и Медицинской академий, филиала Московского университета МВД РФ и др.

Вторая межвузовская студенческая конференция состоялась 7–8 апреля 2009 года. В ней приняли участие студенты Смоленского государственного университета, Смоленской государственной медицинской академии, Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения, Военной академии и Смоленской духовной семинарии.

22–23 декабря 2009 года в СПДС прошла Международная научно-практическая конференция «Преподавание библейских дисциплин в Духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы».

Проведение международной научно-практической конференции «Преподавание библейских дисциплин в духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы» было обусловлено, с одной стороны, задачами, поставленными Святейшим Патриархом на ректорском совещании 13 ноября 2009 г., связанными с переходом духовных семинарий на Госстандарт «Теология»; с другой - рассмотрением проблем преподавания библейских дисциплин в Духовных школах и оснащением учебного процесса современными учебно-методическими комплексами.

В работе конференции приняли участие представители духовных и светских богословских учебных заведений: Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Минской духовной академии и семинарии, Варшавской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института теологии БГУ, Белгородской духовной семинарии, Сретенской духовной семинарии, Саратовской духовной семинарии, Екатеринбургской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Калужской духовной семинарии, Воронежской духовной семинарии, Иваново-Вознесенской духовной семинарии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

В Смоленске с древних времен существуют богатые традиции духовного православного образования. Уже в XII веке при дворе князя Романа Ростиславича существовала школа для детей духовенства, в начале XVIII века - Православная архиерейская школа, основанная митрополитом Сильвестром. В XVIII веке при епископе Гедеоне (Вишневском) по именному Указу императора Петра II об учреждении епархиальной школы в Смоленске была создана духовная семинария (15 марта 1728 год). Выпускниками Смоленской семинарии за 190 лет существования были выдающиеся деятели Русской Православной Церкви, культуры, науки и искусства. Среди них - известный миссионер, один из первых переводчиков Библии на русский язык,архимандрит Макарий (Глухарев),основатель Японской Православной Церкви, архиепископ Николай (Касаткин), причисленный к лику святых в 1970 году. Можно назвать и такие имена: ученый-почвовед, профессор В.В.Докучаев, писатель-фантаст А.Р.Беляев, ученый-краевед И.Н.Орловский. В 1918 году духовная семинария, как и другие духовные заведения Смоленска, была закрыта.

В 1989 году по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Смоленске было открыто межъепархиальное Духовное училище, в которое входили пастырское и регентское отделения.
В 1992 году училище посетил находившийся с архипастырским визитом в Смоленске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 1995 году согласно решению Священного Синода Смоленское межъепархиальное училище было преобразовано в Духовную семинарию.
В 1998 году регентское отделение семинарии по благословению правящего Смоленско-Калининградской епархией митрополита Кирилла и решением Священного Синода было преобразовано в межъепархиальное Православное Духовное училище. Первым ректором училища бала назначена монахиня Иоанна (Кадурова).


Центр подготовки церковных специалистов - учреждением среднего профессионального религиозного образования. Центр подготовки имеет государственную лицензию. Основными целями образовательной деятельности ЦПЦС являются:

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров церковнослужителей, а также иных работников Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей;

Удовлетворение потребностей личности в духовном, интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального религиозного образования. Основные цели религиозной деятельности Центра подготовки заключаются в исповедании и распространении православной веры.

Центр подготовки церковных специалистов имеет три отделения: регентское, иконописное, декоративно-прикладное и отделение сестер милосердия.

Регентское отделение готовит руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. Срок обучения - 4 года. Студенты изучают музыкальные, церковно-богословские, исторические, философские и гуманитарные дисциплины. В Центре подготовки накоплен опыт сочетания традиций светского и духовного музыкального образования. Студенты-регенты регулярно практикуются в храме Св.Иоанна Предтечи. Хор ЦПЦС участвует в архиерейских службах, в городских концертах, общественных и культурных мероприятиях города.

Иконописное отделение готовит иконописцев. Срок обучения - 4 года. Кроме богословского курса студенты осваивают академический рисунок, живопись, историю иконописи, историю искусства, иконографию, основы реставрации икон, иконописание. На четвертом курсе проводится музейная практика, которая проходит в картинной галереи «Русская старина» имени М.К.Тенишевой. Лучшие работы студентов-иконописцев выставлялись на различных выставках, последняя из которых - «Свет миру» в Центре культуры города Смоленска.

Отделение сестер милосердия готовит сестер милосердия широкого профиля: для хосписов, госпиталей, различных стационаров. Впоследствии выпускники помогают тяжело больным, облегчая их душевные и телесные страдания. Обучение на отделении построено по принципу соединения традиционного богословского и медицинского образования. По окончании студенты получают два образования: медицинское и богословское, - и имеют два диплома.

Выпускники Центра подготовки церковных специалистов могут продолжать учебу в высших учебных заведениях, работать в системе образования, в сфере социального и церковного служения.

Во главе учебно-воспитательной деятельности Центра подготовки стоит педагогический совет под председательством ректора.

В 2007 году Полянская Елена Васильевна была назначена ректором СМПДУ. Она окончила Московский Государственный Институт Культуры, Смоленское православное духовное училище (богословско-педагогическое отделение). Е.В. Полянская является педагогом высшей категории, имеет авторские методические программы, также является преподавателем Смоленского областного института усовершенствования учителей. Проректором по воспитательной работе является Маковцова Ольга Михайловна. Среди преподавателей ЦПЦС есть кандидаты педагогических, философских наук, кандидаты и доктора богословия, выпускники духовных семинарий и академий, члены Союза художников России, член Союза краеведов России, доценты.


Центром духовной жизни и главным средством нравственного воспитания студентов традиционно является церковь Центра подготовки - церковь святого Иоанна Предтечи, где совершаются богослужения три раза в неделю. Для прохождения учащимися богослужебной практики было составлено две богослужебные группы студентов. Настоятель церкви - иеромонах отец Деонисий (Новиков), доктор богословия, историк, преподаватель Смоленской духовной семинарии.


Ежегодно училище участвует в богословских, исторических конференциях. В училище ведется работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи и детей, а также просветительская деятельность.

В 2006 году при иконописном отделении училища по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла была открыта Смоленская православная детская художественная студия, преподавателями которой являются выпускники художественно-графического факультета СмолГУ.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Смоленская духовная семинария , высшее профессиональное учебное заведение Смоленской епархии Русской Православной Церкви

Предполагается, что школа для подготовки духовенства была создана при архиерейском доме митрополитом Смоленским Сильвестром III (Крайским) в начале XVIII века. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она "существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся". Следующий Смоленский владыка, митрополит Дорофей (Короткевич) , приложил много усилий для надлежащего существования духовной школы в Смоленске и преобразовал её из "училища элементарного" в школу "с учениями латинскими ". Наконец, школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Гедеоне (Вишневском) созданием семинарии в году в Смоленском Авраамиевском монастыре .

В 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору Петру II Алексеевичу , в ответ на что последовал именной указ императора об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Точной датой открытия семинарии указывают 15 марта 1728 года. Владыка Гедеон незамедлительно заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания - библиотеку и корпус для учителей, а вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил ещё три каменных двухэтажных здания - учебные классы и корпус для учеников. Преосвященный Гедеон также составил семинарские правила - "Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis". Согласно этим правилам во главе семинарии стоял ректор , являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря; помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант . Правилами епископа Гедеона в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие - четыре года, философия - два года, риторика и пиитика - по одному году каждая и грамматика - в трех низших школах - синтаксиме, грамматике и фаре; изучались ещё греческий , еврейский , французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Все ученики семинарии обязаны были говорить на латыни. Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор являлся настоятелем Авраамиевского монастыря и преподавателем богословия, а префект - настоятелем Смоленского Троицкого монастыря и преподавателем философии.

Вступление на Смоленскую кафедру нового владыки - епископа Парфения (Сопковского) в году - ознаменовалось переходом семинарии под непосредственное наблюдение и руководство архиерея. С года в семинарии начал действовать факультативный класс греческого языка; преподавался и польский язык. В году указом епископа Парфения были установлены обязательные чередные богослужения для учеников трёх высших классов, введено обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной , церковной и гражданской истории . В целом епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии владыка отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства. В XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. На рубеже веков, при епископе Димитрии (Устимовиче) , преподавание стало вестись по методике Московской славяно-греко-латинской академии . C 19 октября года в семинарии начал действовать медицинский класс, а с года - класс еврейского языка. В последующий период епископства Серафима (Глаголевского) в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника (подобие пастырского богословия), и изучение Кормчей книги ; в воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введённое преподавание медицины.

В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась, в связи с чем увеличилось число богословских предметов. Преподавание основных дисциплин по прежнему велось на латыни. В году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам от Святейшего Синода : в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин; из курса философских наук были оставлены только логика и психология; французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов - так, с года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в году - преподавание практического земледелия. В году по синодальному распоряжению при Смоленской семинарии был открыт миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами . В / учебном году миссионерское отделение в семинарии упразднили, но вместо него для всех учащихся высшего отделения ввели преподавание учения о расколе.

Значительные изменения в семинарии произошли после назначения на Смоленскую кафедру епископа Антония (Амфитеатрова) в году. Он прикладывал много усилий для улучшения весьма плачевного материального обеспечения семинарии, благодаря чему к году поставил быт семинарии на надлежащий уровень. Епископ Антоний лично вникал и реформировал образовательный процесс: по его ходатайству из программы было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины (кроме оспопрививания). Взамен, в / учебном году с разрешения Святейшего Синода при семинарии был открыт иконописный класс. В 1865 году епископ Антоний представил в Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии и получил разрешение на их "исполнение в виде опыта". Из-за строгости преемника владыки Антония, епископа Иоанна (Соколова) , смена правящего епископа в году в первую очередь проявилась в сильном сокращении числа учащихся (впоследствии всем уволенным тогда студентам было позволено вновь вернуться в семинарию).

В XIX -начале века Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни города. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания - лучшем зале Смоленска того времени.

На основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов, в России были ликвидированы все духовные семинарии. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям.

Попыткой возродить традиции богословского образования в Смоленске стало открытие там пастырских курсов в июне года, в период немецкой оккупации. Курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

Богословское образование в Смоленске удалось возродить лишь на исходе советского периода с созданием Смоленского духовного училища 30 ноября года. 5 мая года оно было преобразовано в Смоленскую духовную семинарию. На выпускном акте семинарии 24 июня года впервые в истории российского духовного образования выпускники получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации "бакалавр теологии ". Историческое семинарское здание 1891 года постройки сохранилось до наших дней.

Статистика

  • - 515 воспитанников
  • - 667 воспитанников
  • рубеж XVIII -XIX вв. - в библиотеке 2157 томов
  • - 685 воспитанников
  • - 716 воспитанников
  • - 578 воспитанников
  • - 500 воспитанников
  • - 499 воспитанников
  • - 529 воспитанников
  • - 559 воспитанников
  • - 242 студента
  • - 395 студентов
  • - с 1817 года состоялось 11 выпусков, за это время полный семинарский курс окончил 381 человек
  • - 458 студентов
  • - 545 студентов
  • - 524 студента
  • 1840-е - в библиотеке до 3 тыс. томов (из них до тысячи богословских)
  • - 602 студента
  • - 571 студент
  • - 571 студент
  • - 461 студент
  • - 415 студентов
  • сентябрь - 260 студентов

Ректоры

  • Павел (Саббатовский) (1809 - 1817)
  • Михаил (Добров) (13 декабря 1821 - 1823)
  • Иннокентий (Александров) (2 августа 1823 - 1832)
    • Леонид (Зарецкий) (24 декабря 1830 - 2 февраля 1832) и/о
  • Леонид (Зарецкий) (6 апреля 1832 - 5 февраля 1836)
  • Поликарп (Радкевич) (19 марта 1836 - 1843)
  • Иосиф (Позднышев) (1846 - 25 сентября 1850)
  • Фотий (Щиревский) (25 сентября 1850 - 1858)
  • Павел (Лебедев) (23 августа 1861 - 1866)
  • Нестор (Метаниев) (20 декабря 1866 - 1877)

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot