Инициатива № 77Ф37445 Уровень инициативы: Федеральный
Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России), созданное в сентябре 2013 года, в рамках реформы РАН - реорганизации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук и в целях управления федеральным имуществом и организации деятельности подведомственных данным академиям организаций: ФГБНУ, ФГУП, не оправдало возложенных на него надежд, не справляется со своими обязанностями, неэффективно расходует миллиарды бюджетных денег, выделяемых Правительством Российской Федерации из федерального бюджета (так в 2014 г. ФАНО России было выделено более 108 млрд. рублей, в 2015 году - 99,6 млрд. рублей, в 2016 году бюджет ФАНО составил - 86 миллиардов рублей, бюджет на 2017 году начинается от 73,5 млрд. рублей), вследствие чего подлежит упразднению с передачей его функций Российской академии наук (РАН) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу)..
Необходимо оптимизировать ресурсы, выделяемые Правительством Российской Федерации Агентству, улучшить систему управления федеральным имуществом научных организаций.
ФАНО России до сих пор не приобрело функции полноценного государственного органа власти.
У ФАНО России отсутствуют следующие функции:
1. Нет профсоюза.
2. Нет экспедиции (закрытость госоргана, вместо экспедиции-ящик для почты).
3. Нет работы с архивом (непонятно кому сдаются документы, непонятно как они хранятся).
4. Нет Общественного совета (закрытость Агентство, нарушения принципа открытости ФИОВа - федерального органа исполнительной власти).
5. Нет собственных СМИ (периодических изданий) - информирование о деятельности Агентства общественности и граждан.
6. ФАНО России- закрытая структура, мало кем контролируется, никому не подотчетна, рейтинг открытости ниже, чем у других госорганов.
7. Государственные услуги населению не оказывает. С гражданами не работает.
8. ФАНО России не является учредителем какой-либо государственной программы.
9. Показатели деятельности Агентства носят декларативный характер (план деятельности из года в год остается тем же), чуть видоизменяясь, Агентство пишет красивые слайды для Правительства Российской Федерации, скрывая реальную информацию.
10. Многочисленные нарушения трудового законодательства, носящие систематический характер (при реорганизации подведомственных учреждений, сокращения штата и численности научных кадров, в том числе молодых ученых).
11. Ни с каким общественными организациями ФАНО России не работает, не взаимодействует.
12. Общество негативно относится к деятельности данного Агентства, отсутствие благодарности, писем граждан по результатам работы ФАНО России.
Итоги работы ФАНО России за 5 лет (с 2013 по 2017 гг.) выразился только расходовании бюджетных средств, создании конфликтных ситуаций при работе с подведомственными учреждениями (организациями), в повышении напряженности среди научного сообщества, подрыва авторитета российской науки, снижения научных исследований на общепризнанном мировом уровне.
Данная федеральная инициатива (решение) позволит государству сохранить миллиарды бюджетных средств, устранить дублирование функций при проведении проверок деятельности научных институтов, снизить нагрузку на ученых (сотрудников научных и исследовательских институтов), скорректировать количество отчетов, выстроить вертикаль - понятную систему контроля деятельности научных сообществ, сохранить научные кадры, научный потенциал Российской Федерации (молодые ученые), улучшить реализацию государственных программ развития научных организаций, государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, и в конечном итоге получить ускорение развития науки и технологий и благодарность всего научного сообщества.
Прекращение дублирования функций (ФАНО и РАН), снятие (снижение) напряжения внутри Российской науки.
На очередном заседании Бюро Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО России был рассмотрен пакет актуальных направлений научно-технологического развития России. Проекты актуальных направлений представили четыре секции НКС: секция «Науки о жизни», секция «Математические, физические, компьютерные и технические науки», секция «Общественно-гуманитарные науки» и секция «Науки об окружающей среде».
10 февраля в 9.30 в редакции «Газеты.Ru» руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков ответит на вопросы читателей. Свои вопросы о предстоящей оценке эффективности научных организаций, о мерах по совершенствованию системы управления научной инфраструктурой и планах по развитию кадрового потенциала российской науки можно задать уже сейчас.
Вопрос о сущих копейках, выделенных на науку на 2016 год поднял на пленарном заседании СФ в среду сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов. Член-корреспондент РАН, директор Байкальского института природопользования СО РАН, член ученого совета Русского географического общества взял слово после выступления министра образования и науки России Дмитрия Ливанова.
Глава Омской области Александр Бурков обсудил с руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО) РФ Михаилом Котюковым перспективы прикладной науки на территории Омской области и добился федеральной поддержки аграрного научного центра.
На заседании Бюро Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России, представили отчет о ходе подготовительных мероприятий к проведению внеочередной оценки результативности.
25 – 27 октября 2017 года в г. Москве в здании Президиума РАН состоится II Всероссийская конференция «Центры коллективного пользования и уникальные научные установки организаций, подведомственных ФАНО России».
4 апреля председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым. Михаил Котюков доложил об итогах совместной работы ФАНО России и РАН за 2013-2017 гг.
На сайте Федерального агентства научных организаций недавно были опубликованы индикативные рейтинги академических институтов 2014 и 2015 годов по критерию публикационной активности исследователей. В этих документах приведены данные по числу публикаций, индексируемых в базах данных WоS и РИНЦ, цитируемости, среднему импакт-фактору журналов, в которых печатаются сотрудники НИИ.
Заместитель Дмитрия Медведева распорядился предварительно советоваться по этом поводу с Правительством РФИнститут проблем технологий микроэлектроники и особочистых материалов РАН - кузницу нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новоселова и надежду на развитие отечественной элементной базы микроэлектроники спасли от поглощения более крупным Институтом физики твердого тела РАН! Впервые за два года реформы российской науки, чью судьбу с некоторых пор по сути вершит Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО), власть "одернула" его руководителя - от зампреда Правительства Аркадия Дворковича поступило распоряжение с пометкой "Вручить немедленно", отменяющее предыдущий приказ ФАНО о слияния двух учреждений.
Правительство утвердило план реструктуризации академической науки. Он стал реализацией поручений президента РФ. Какова цель этой революционной акции? Насколько сократится число институтов РАН? Будет ли масштабное сокращение научных сотрудников? Об этом корреспондент "РГ" беседует с первым заместителем руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) Алексеем Медведевым.
Федеральное агенство научных огранизаций (ФАНО) - федеральный орган исполнительной власти, создаваемый в рамках реформы Российской академии наук.
1. Цель создания Агентства.
Основные функции ФАНО прописаны в федеральном законе « », принятом 27 сентября 2013 г. вопреки . Закон передает институты РАН, РАМН и РАСХН в ведение ФАНО, которое осуществляет «функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациям» (статья 18.9). Перечень этих 1008 организаций приведен в . Научно-методическое руководство институтами возлагается на Российскую академию наук (статья 2.3).
2. Структура
Структура ФАНО регламентируется , принятым Правительством РФ 25 октября 2013 года. В тот же день главой агентства был бывший заместитель министра финансов Михаил Котюков
. Согласно Положению, ФАНО будет иметь 18 управлений
по основным направлениям деятельности агентства и 7 заместителей
руководителя, в том числе один первый заместитель. Нормативная численность ФАНО засекречена.
3. Расположение
В соответствии с Президента РАН В.Е. Фортова, ФАНО будет располагаться в здании Президиума РАН (Ленинский проспект, д. 32а). С этой целью в здании Президиума РАН освобождается около 3000 кв. метров офисных помещений, которые должны быть отремонтированы на средства РАН.
4. Финансирование
В законопроекте «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» следующее разделение бюджетных средств между РАН и ФАНО:
Организация |
Финансирование (млрд рублей) |
||
2014 год | 2015 год | 2016 год | |
ФАНО | 91,71 | 92,36 | 91,99 |
РАН | 4,12 | 3,62 | 3,62 |
Подпрограмма ФНИ* | 95,67 | 105,84 | 113,73 |
*Подпрограмма «Фундаментальные научные исследования» госпрограммы «Развитие науки и технологий»
5. События вокруг ФАНО
В 2013 году Владимир Путин объявил годовой мораторий на операции с недвижимостью институтов и кадровые решения со стороны ФАНО. 20 декабря 2013 г. президент РАН В.Е. Фортов оформить мораторий документально.
РАН 10,13 млрд рублей на 2014 год (получило 4.1 млрд.). Основное финансирование институтов РАН в 2014 году пойдет через Агентство.
В ноябре 2013 года пресс-служба РАН объявила о между президентом РАН В.Е. Фортовым и В.В. Путиным о том, что несколько НИИ общенаучного профиля, фундаментальных библиотек и архивов останутся в ведении РАН. Несмотря на это, все указанные организации были переданы в ведение ФАНО . Руководство страны никак не комментировало данный инцидент. Тем не менее, Владимир Фортов
https://ria.ru/politics/20180515/1520637354.htmlФедеральное агентство научных организаций | |
---|---|
(ФАНО России) | |
Геральдический знак ФАНО России |
|
Общая информация | |
Страна | |
Дата создания | 27 сентября 2013 года |
Предшествующее ведомство | агентство учреждено |
Дата упразднения | 15 мая 2018 года |
Заменено на | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Руководство деятельностью осуществляет | Правительство Российской Федерации |
Штаб-квартира | Москва |
Сайт | fano.gov.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
Процесс реформы был инициирован существовавшим в то время Министерством образования и науки Российской Федерации и юридически оформлен в виде федерального закона от 27 сентября 2013 года . Согласно закону, к РАН были присоединены академии медицинских и сельскохозяйственных наук, а организации, входившие в академии, и их имущество переданы в управление новому органу федеральной власти (ФАНО России). Агентство подчинялось Правительству Российской Федерации .
30 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2591-р был утверждён список из 1007 учреждений, переходящих в подчинение ФАНО России; после серии корректировок, на ноябрь 2017 года, он включал 1008 учреждений . Все эти организации ранее подчинялись Российской академии наук , Российской академии медицинских наук или Россельхозакадемии .
В ноябре 2014 года путём открытого голосования на сайте ФАНО России были отобраны кандидаты в состав комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций. 25 ноября при Агентстве был образован Научно-координационный совет в составе 45 ведущих российских учёных .
В 2015 году ФАНО России предприняло шаги по развитию академических библиотек - дополнительное финансирование центральных академических библиотек в 2015 г. составило 260 млн руб., из них 60 млн руб. на отечественную и зарубежную подписку .
С 6 июля 2017 года руководитель ФАНО России получил право определять, какие сведения относятся к государственной тайне .
Для структурирования науки в России ФАНО России разделило все науки на четыре секции :
С 2015 года научные организации ФАНО России были сгруппированы в 29 кластеров, внутри которых вычислялся так называемый «Индикативный рейтинг научных организаций» .
Кластеры ФАНО России и количество научных институтов в них по годам | |||
---|---|---|---|
Название кластера | 2014 | 2015 | 2016 |
Математика | 12 | 12 | |
Гидро- и аэродинамика, микромеханика | 8 | 8 | |
Общая физика | 30 | 30 | |
Физика высоких энергий, ядерная физика | 2 | 2 | |
Исследования космоса, астрофизика и астрономия | 9 | 9 | |
Органическая и координационная химия | 11 | 11 | |
Неорганическая химия, химия твердого тела, материаловедение | 12 | 12 | |
Физическая химия, химическая физика, полимеры | 13 | 13 | |
Общая биология | 41 | 42 | |
Физико-химическая, молекулярная и клеточная биология, биотехнологии | 23 | 23 | |
География и окружающая среда | 26 | 26 | |
Геология, геохимия, минералогия | 30 | 30 | |
Физика океана и атмосферы, геофизика | 14 | 15 | |
Энергетика | 12 | 12 | |
Горные науки, горная инженерия и добыча полезных ископаемых | 9 | 9 | |
Химические технологии, включая нефтехимию | 5 | 5 | |
Технологии материалов, металлургия | 7 | 7 | |
Производственные технологии и технологии машиностроения. Приборостроение и механика. Транспортные системы и технологии | 14 | 14 | |
Компьютерные науки, включая информационные и телекоммуникационные технологии, робототехнику | 27 | 27 | |
Профилактическая и реабилитационная медицина. Клиническая медицина и технологии первичной медицинской помощи | 15 | 15 | |
Фундаментальная медицина. Фармакология и фармацевтика | 34 | 34 | |
Технологии растениеводства | 133 | 131 | |
Животноводство и ветеринарные науки | 43 | 43 | |
Продукты питания и технологии их производства | 15 | 15 | |
Исторические науки, культурология, искусствоведение | 31 | 31 | |
Филологические науки | 8 | 8 | |
Экономические науки, экономическая география | 29 | 29 | |
Политология, международные отношения | 10 | 10 | |
Философские науки. Социология, демография. Юридические науки | 9 | 9 | |
Итого: | 632 | 632 |
Существовали территориальные управления Федерального агентства научных организаций:
ФАНО России осуществляло оценку научной деятельности подведомственных организаций в соответствии с приказами и постановлениями .
В 2017 году целью оценки являлось формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны, развитие международного сотрудничества в сфере науки, повышение престижа российской науки в обществе, а также повышение качества принятия управленческих решений в сфере науки . Научные организации разделили на три категории, по которым планировалось принять соответствующие организационные решения (→) :
В конце марта 2018 года из 454 прошедших проверку организаций к первой категории отнесено 142, ко второй - 205, к третьей - 107 .
Поскольку в руководстве ФАНО России не было людей с профессиональным опытом научной работы, в средствах массовой информации высказывалось мнение, что агентство создано в целях обогащения лиц, приближённых к власти. Намеренный развал структур РАН, вывод недвижимости, ранее занимавшейся институтами РАН, являлись косвенным подтверждением этого широко распространённого в научной среде мнения .
Избранный в 2017 году президентом РАН академик Александр Сергеев также весьма критически относился к ФАНО, отмечая, что его функционирование привело к «обюрокрачиванию научной деятельности, росту административно-управленческого аппарата при одновременном ухудшении качества административно-хозяйственной деятельности» .
Агентство упразднено 15 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации . Одновременно было принято решение о разделении Минобрнауки России на Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ; в структуру последнего вошло теперь уже бывшее ФАНО России . Экс-руководитель ФАНО Михаил Котюков назначен на пост министра науки и высшего образования РФ .