Что таоке наречие. Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается наречие в предложении? Чем отличаются наречия от других частей речи и прилагательного? Группы местоименных наречий

Наречие (часть речи)

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи - примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.

В русском языке

Классификация по лексическому значению

  • Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
    • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя )
    • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку )
    • причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром )
    • цели - обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно )
  • Определительные:
    • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно. )
    • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно )

1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.

    • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
    • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом )
    • совокупности или совместности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща )

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

  • сравнительная степень выражается:
    • синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. sophos - sophotata ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь ). Очень редко употребляется в современном русском языке.
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия - (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени - лучше всех, лучше всего, больше всего

Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).

Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (тогда, тогда-то ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ).

В русском языке преобладают знаменательные наречия.

Классификация по способу образования

  1. суффиксальный: быстрый - быстро, творческий - творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой - досуха, изнанка - наизнанку;
  3. приставочный: хорошо - нехорошо, куда - никуда;
  4. сложение разных видов:
    1. сложение слов: еле, еле - еле-еле;
    2. сложение с первым элементом полу-: полулежа;
    3. сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом; пол, сила - вполсилы.

Исключения и заблуждения

  1. ВПОСЛЕДСТВИИ - Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.

Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)

Наречия в других языках

Литература

  • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

Лекции Славкиной Инги Анатольевны

Медиа:Example.ogg


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наречие (часть речи)" в других словарях:

    НАРЕЧИЕ, часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Энциклопедический словарь

    Наречие (калька лат. термина adverbium; лат. ad к, при, на и verbum речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения (и этим противопоставленных др. полнозначным словам), как правило,… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

    Наречие (часть речи) Наречие (диалект) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия

    Часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь

    Это часть речи, обозначающая признак действия или признак признака. Содержание 1 Группы наречий 2 Степени сравнения … Википедия

Книги

  • Русский язык. 7 класс. Учебник в 3-х частях. ФГОС , Граник Генриетта Григорьевна, Борисенко Наталья Анатольевна, Бондаренко Стелла Морисовна, Владимирская Галина Николаевна. Учебник входит в новый УМК, реализующий идею преемственности образования с 1-го по 9-й класс и обеспечивающий достижение главной цели изучения русского языка - воспитание культурного…

Урок 2. Тема: «Разряды наречий»

Цели урока:

Закрепление умения находить наречия и определять их значение;

Систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;

Формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький) .

2. Проверка домашнего задания.

Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

(П.Панченко)

Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.

II. Закрепление нового материала.

1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».

– Но почему же у наречия так много разных вопросов?

2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.

Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.

На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.

Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.

Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?

Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.

Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?

Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:

– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины...

– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.

– Я не вижу Наречия меры и степени.

– Почему их нет?

– Когда они появятся?

– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.

– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?

В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.

1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».

Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально .

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

IV. Творческие задания.

V. Задания повышенной трудности.

1. Говорите правильно.

Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно ?

Ответ. Правильная формазаимообразно, образована от существительного заем.

Ответ: внизу.

Ответ: вокруг.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»

Цели урока:

Ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

Формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

Формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока:

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи:

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, ... (места).

Завтра, ... (времени).

Горячо, ... (образа действия).

Сослепу, ... (причины).

Назло, ... (цели).

Очень, ... (меры и степени).

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например:

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

4. Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени.

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительная превосходная
простая составная простая составная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».

1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:

1) простая сравнительная;

2) простая превосходная;

3) составная сравнительная;

4) составная превосходная.

2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:

1) окончаний;

2) словообразующих суффиксов;

3) формообразующих суффиксов;

4) приставок.

3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:

1) -енн-, -онн-;

2) -ее(-ей);

4) -ше .

4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:

1) самый, самая;

2) наиболее, наименее;

3) всех, всего;

4) более, менее.

5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) Поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.

1) Звонок звенел все громче и настойчивее.

2) День ото дня глаза ее делались грустнее.

3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.

4) Злее человека я не встречал.

8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;

2) проще;

9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?

1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

2) Эта задача труднее предыдущих.

3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.

4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:

1) проявляется в большей степени;

2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;

3) проявляется не всегда;

4) присутствует в значительном количестве.

11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:

1) суффиксов -айш-,-ейш- от наречия;

2) слов очень, слишком от наречия;

3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;

4) слова всех и наречия.

IV. Задание повышенной трудности.

Словоформа выше.

Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

1) Колокольня выше церкви.

2) Колокольня расположена выше церкви?

Ответ:

В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.

В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь ). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь ). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.

V. Творческие задания.

1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.

VI. Занимательный материал к уроку.

1. Ребус.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»

Цели урока:

Ознакомление с разными способами образования наречий;

Формирование умения образовывать наречия от других частей речи;

Формирование умения различать способы словообразования;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.

Образец: артистично – артистичный.

Певуче – (певучий);

искусно – (искусный);

щемяще – (щемящий);

искусственно – (искусственный);

вызывающе – (вызывающий).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с двадцатью пятью рублями;

2) нет претензий;

3) хуже всего;

4) не ложите сюда тетради.

1) в обеих сумках;

3) положь;

4) красивее.

1) в пятистах шагах;

2) пять килограммов;

3) более красивее;

4) лягте на коврик.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:

1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;

2) приставочно-суффиксальный: сухой – до суха, изнанка – на изнанку;

3) приставочный: хорошо – не хорошо, куда – ни куда;

4) сложение разных видов:

сложение слов: еле, еле – еле-еле;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом ; пол, сила – в полсилы .

Закрепление нового материала

Задание. Определите способ образования наречий:

1) четырежды – (суффиксальный);

2) засветло – (приставочно-суффиксальный);

3) назавтра – (приставочный);

4) давным-давно – (сложение слов).

III. Тренировочные упражнения.

Способ образования наречий.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);

медленно – (суффиксальный);

мягко – (суффиксальный);

быстро-быстро – (сложение слов);

тише – (суффиксальный);

когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Словообразовательные «цепочки».

Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:

неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;

безумно – (безумный – умный) – ум;

бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;

разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.

Анализ текста.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел.

(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.

Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г. Скиталец)

Приставочный способ словообразования.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.

Образец записи: не + мало – немало.

Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Наречие как часть речи.

Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

Тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

1) с помощью приставок;

2) с помощью суффиксов;

3) с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

1) с помощью суффикса -о;

2) с помощью суффикса-и;

3) с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

1) от всех самостоятельных частей речи;

2) только от прилагательных;

3) от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

1) сложением основ;

2) переходом из одной части речи в другую;

3) приставочно-суффиксальным способом;

4) могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);

2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

2) от глагола чтить;

3) от существительного чтиво .

IV. Творческие задания.

Восстановите текст.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно .

Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Подбираем наречия.

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.

Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

(П.Проскурин)

Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:

1) приставочным способом – ...;

2) суффиксальным способом – ...;

3) приставочно-суффиксальным способом – ... .

V. Занимательный материал к уроку.

1. Ребусы.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: около.

Ответ: рядом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?

Основные признаки наречий

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака действий или признака признаков.
  • Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.
  • Весело смеяться, быстро бежать, громко разговаривать, сделать сгоряча , сделать назло .
  • Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.
  • Слишком быстрый, очень быстро.
    Б) Морфологические признаки
    Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Луна ярко озаряла всю долину.
    Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. Подойти справа , очень весёлый, очень весело.

    Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело ; Ночью светло ). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий.

    2. Разряды наречий по значению:

    Значения наречий Вопросы Примеры
    1 образа действия как? каким образом? Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём.
    2 меры и степени в какой степени? насколько? Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое.
    3 места где? куда? откуда? Далеко, слева, сверху, вдаль, назад.
    4 времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва.
    5 причины почему? отчего? Сгоряча, сослепу, поневоле.
    6 цели зачем? для чего? Нарочно, назло, на смех.

    3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е ), образованные от качественных прилагательных:

    Ср.: весёлый → весело ; громкий→ громко ; быстрый → быстро .

    а) сравнительная степень может быть:

      простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей ), -е, -ше );

      Весело - веселее , веселей , громко - громче , далеко - дальше .

      сложная (образуется с помощью частиц более и менее );

      Более весело, менее громко.

    б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов - формы сравнительной степени наречия и слова всех .

    Веселее всех , громче всех .

    Обратите внимание!

    1) Качественные наречия на -о (-е ) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных.

    Ср.: Море спокойно (прилагательное) - Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие).

    Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия - обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.

    2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.

    Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное - он более спокойный , чем я; он спокоен ) - Говори спокойнее (наречие - говори более спокойно ; говори спокойно ).

    4. Морфологический разбор наречий:

    План разбора наречия

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени - для качественных наречий). Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 неизменяемость;
    2 разряд по значению;
    3 для качественных наречий - отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).

    Образцы разбора наречий

    Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).

    (Шагнул) вперёд

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
    2. Н. ф. - вперёд . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие места.
    3. В предложении - обстоятельство места.

    (Застыл) навытяжку

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
    2. Н. ф. - навытяжку
    3. В предложении - обстоятельство образа действия.

    Стало совсем темно (Чаковский).

    (Стало) темно

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
    2. Н. ф. - темно . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия.
    3. В предложении - именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.

    Совсем (темно)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
    2. Н. ф. - совсем . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени.

    Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).

    Ласковее (греет)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
    2. Н. ф. - ласково . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
    3. В предложении - обстоятельство меры и степени.

    Упражнение к теме «3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий»

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Понятие о наречии как самостоятельной части речи

    Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу. Позже, в XVIII веке, отмечалось, что наречия могут распространяться не только на глаголы, но и на другие части речи. В XIX веке появились различные трактовки наречия. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Рассмотрим одно из наиболее распространенных его определений.

    Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

    Признак действия, выраженного глаголом (идти быстро );

    Признак другого признака, выраженного прилагательным или наречием (очень смешной, весьма интересно );

    Признак предмета, выраженного существительным (котлета по-киевски ).

    Наречия обычно отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени?

    Наречия не изменяются.

    В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами, реже - определениями.

    Классификация наречий

    Местоименные наречия могут быть подразделены на следующие классы:

    1. личные: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему ;

    2. возвратное: по-своему ;

    3. указательные: здесь, там, тут, сюда, туда, отсюда, оттуда, тогда, затем, так и др .;

    4. определительные: по-всякому, всячески, всюду, повсюду, отовсюду, везде, всегда и др. ;

    5. вопросительные (вопросительно-относительные): где, куда, откуда, когда, зачем, отчего, почему, как, сколько ;

    6. неопределённые: кое-где, куда-то, откуда-нибудь, зачем-либо, почему-то, как-нибудь и др.;

    7. отрицательные с подразрядами:

    а) негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, а также

    б) нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак, нисколько .

    Разряды наречий по значению (см. схему)

    Схема 1. Разряды наречий по значению

    Категория состояния

    Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния . Например: грустно, холодно, больно, навеселе и т. д.

    Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Например: Мне грустно . Ему жарко.

    Основные способы образования наречий

    1. Приставочный (от наречий): долго → не долго, как → кое -как.

    2. Суффиксальный : от

    Существительных: зима → зимой ,

    Прилагательных: хороший → хорошо ,

    Числительных: три → трижды ,

    Наречий: хорошо → хорошеньк о, как → как-нибудь .

    3. Приставочно-суффиксальный : от

    Прилагательных: новый → по -новому ,

    Существительных: верх → в верху ,

    Числительных: двое → в двоём ,

    Глаголов: догонять→ в догонку ,

    Наречий: долго→ по долгу .

    Сложение с суффиксацией : мимо + ходить → мим оход ом .

    Список литературы

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
    1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
    2. Наречие как часть речи ().
    3. Наречие как часть речи ().
    4. Части речи в русском языке ().

    Домашнее задание

    Упражнения № 199, 202, 205. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание № 1. Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

    Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

    Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

    Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.

    © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot