Дионисий (Хитров). Епископ Дионисий (Хитров) – первый якутский архиерей Дионисий хитров

ДИОНИСИЙ, Хитров Дмитрий Васильевич (1818–1896 гг.) – первый епископ Якутской епархии, член Русского географического общества, лингвист, выдающийся миссионер. Учился в рязанской духовной семинарии. В 1840 г. направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию, с 1841 г. – диакон, затем священник градо-якутской Преображенской церкви. С походной Благовещенской церковью в течение десяти лет совершал длительные путешествия по верхней, средней и нижней Колыме для просвещения инородческих племён. В 1857 г. по представлению архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) возведён в сан протоиерея с назначением к среднеколымской Покровской церкви. Возглавлял Комитет по переводу на якутский язык богослужебной литературы. Руководил переводом священных, богослужебных и духовно-нравственных книг на якутский язык, составил азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), книги Бытия и Псалтыри, служебника с требником, каноника, часослова, а также «Указания пути в царствие небесное» и несколько поучений на разные случаи. Второе издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное Дионисием, было напечатано в Казани (1883–1889 гг.). В конце 1858 г. определён исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии (на острове Ситка) и преподавателем богословских наук, 30 июля 1859 г. – настоятелем Якутской Преображенской церкви, при этом отстранён от миссионерской должности, т.к. её оказалось невозможно совместить с деятельностью преподавателя и настоятеля. В 1862 г. определением Синода протоиерей Дмитрий Хитров утверждён ректором Якутской духовной семинарии, тогда же стал статским членом попечительства о бедных духовного звания, с 1863 г. – непременным членом Якутского статского комитета, с 1865 г. – исполняющим должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. С 1867 г. – благочинный градо-якутских церквей. После пострижения в монашество (с именем Дионисий) с 1868 г. – епископ Якутский и Вилюйский. В сане епископа Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей епархии. Одно из таких путешествий он живо и картинно описал в статье «Поездка преосвященного Дионисия, епископа Якутского, в Чукотскую миссию в 1868–69 гг.». Ему принадлежат многочисленные преобразования: за 16 лет управления епархией его усилиями открыты новые приходы, построены церкви, усовершенствованы духовно-учебные заведения и учреждены церковно-приходские школы, организованы съезды епархиального духовенства. По его предложению созданы Комитет Православного миссионерского общества, епархиальная библиотека. По ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) в связи с ухудшением здоровья епископ Дионисий в 1883 г. перемещён на Уфимскую кафедру. В 1891 г. награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался в сане епископа Уфимского и Мензелинского. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Соч.: «Описание Жиганского улуса члена-сотрудника Сибирского отделения Русского географического общества протоиерея Хитрова». (СПб., 1856); «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым»; «Путевой журнал священника походных церквей г. Якутска Димитрия Васильевича Хитрова за 1849–1854 гг.» Уфа, 1903.

Епи́скоп Диони́сий (в миру Дмитрий Васильевич Хитров ; 22 октября , Хитрово , Данковский уезд , Рязанская губерния - 8 (20) сентября , Москва) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, переводчик священного писания и богослужебных текстов на якутский язык .

Биография

Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .

С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище , где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.

В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .

Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев.

Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.

Овдовел. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».

3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).

В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .

С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.

многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .

Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .

За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии .

12 декабря 1883 года переведён на Уфимскую епископскую кафедру , где и находился почти до самой смерти.

Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение . Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.

Публикации

  • «Евангелие от Марка, на якутском языке». М., 1848.
  • «Описание Жиганского улуса» // Западно-Сибирское отделение РГО. 1856. Кн. 1;
  • Обозрение церквей Уфимской епархии его преосвященным Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские Епархиальные Ведомости . 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. № 1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356;
  • «Краткая грамматика якутского языка». М., 1858.
  • Преосвященный Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // Прибавление к Церковным Ведомостям 1900. № 14. С. 575-728;
  • Путевой журнал священника приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652;
  • Письма Владыки к брату, священнику с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Материалы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759;
  • Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из Санкт-Петербурга, 1887-1888]: Материалы к биографии преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.

Напишите отзыв о статье "Дионисий (Хитров)"

Литература

  • «Иркутские Епархиальные Ведомости», 1884, № 5 и 6.
  • «Церковные Ведомости», 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
  • «Исторический Вестник », 1896, кн. 10, с. 352-353.
  • «Русское Слово », 1896, № 244.
  • «Московские Церковные Ведомости», 1896, № 38.
  • Некролог. «Московские Ведомости », 1896 № 249.
  • «Московские Ведомости», 1901, № 360.
  • Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
  • Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 299-302. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»

Отрывок, характеризующий Дионисий (Хитров)

Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.

Некролог

Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.

Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).

("Московские Ведомости", 1896 № 249).

Библиография

"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.

"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.

"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).

О нем:

"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.

"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.

"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.

"Русское Слово", 1896, № 244.

"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.

"Московские Ведомости", 1901, № 360.

ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Дионисий (Хитров) (1818 - 1896), епископ Уфимский и Мензелинский.

В миру Хитров Димитрий Васильевич, родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово, Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной 1825 года учился он недолго у дворовых людей, затем - у мужа сестры, изучая Часослов, Псалтири и отчасти - Октоих, но не совсем успешно. В сентябре 1828 года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.

В 1830 году переведен был в низшее отделение уездного духовного училища. По случаю холеры в октябре учеников распустили по домам и Димитрий, вернувшись домой, застал свою избу сгоревшей. Летом 1831 года в июне ночью ученикам дано было вновь приказание разойтись по домам по причине свирепствовшей холеры. Опять пешком пришел он домой. В сентябре 1832 года, когда Димитрий собрался ехать в училище, мать взяла благословила его иконой Ахтырской Божией Матери и сказала что скоро умрет. С великой горечью расстался он с ней, и той же осенью в ноябре она скончалась, а вскоре умер отец и старший брат.

Димитрий остался сиротой, но пришла пора поступать в семинарию - в конце августа 1834 года он сдал экзамен «с похвалой» и был зачислен в Рязанскую духовную семинарию, в отделение к профессору Феодору Семеновичу Мещерину, пользовавшемуся тогда особенным авторитетом по своей профессии. Филисофии его учил профессор Гавриил Петрович Успенский, математике - учитель Харлампий Иванович Романский. В 1840 году Димитрий окончил семинарию, и был избран от Рязанской епархии как казеннокоштный в числе десяти воспитанников направляемых на служение в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Хитров смиренно повиновался и, вступив в брак в Рязанской епархии, отправился в Иркутск.

Якутский благовестник

По прибытии, Димитрий 16 марта 1841 года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием, следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника - тем же владыкой 6 апреля того же года к Градо-Якутской Преображенской церкви. Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.

С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня 1841 года по 1 июля 1844 года, в 1844 году - общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе, в 1845 году - законоучителем в Якутском казачьем училище, в 1851 году - членом Якутского духовного правления, с 1841 по 1853 год - благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря 1853 года - членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря 1851 года в звание миссионера. В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .

О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До 1850 года им предпринято было шесть подвижнических похода - два в Колымск, два на Аллохан, один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в 1845 году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам, которые, никогда не видавши христианского богослужения, могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны. В 1852 году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск, Вилюйск, Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом - по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.

Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января 1857 года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея, с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.

В конце 1858 года протоиерей Димитрий определен исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии на острове Ситке и преподавателем богословских наук. 30 июля 1859 года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви, в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности - по несовместимости ее с вышеуказанными.

11 января 1862 года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня 1862 года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта 1863 года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В 1863 году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В 1864 году - назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая 1865 года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября 1866 года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта 1867 года - благочинным Градо-Якутских церквей.

В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.

7 июля 1867 года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским, викарием Камчатской епархии. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля 1868 года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия, в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.

Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января 1870 года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского. Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве, утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.

Епископ Уфимский

12 декабря 1883 года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру. С первых же дней своего служения в Уфе, он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола, много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он 8 сентября 1896 года и был погребен на кладбище Покровского миссионерского монастыря.

Азбука и грамматика якутского языка, Москва, 1857-1859.

Переводы с русского на якутский

Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса

Псалтырь

Служебник

Часослов

Свт. Иннокентий (Вениаминов), Указание пути в Царствие Небесное

несколько поучений на разные случаи

Литература

Церковные Ведомости, 1891, № 20, 170; 1892, № 9, 80.

Приб. к “ЦВ” , 1888, № 4, 88; 1891, № 16-17, 542-560; № 37, 1257; 1893, № 8, 327; 1896, № 37, 1343-1345; № 46, 1717-1718; 1900, № 14, 575-584; № 18, 720-728; 1903, № 50, 1966.

Известия Казанской Епархии, 1867, № 20, 545; 1869, № 4, 98; 1884, № 2, 33; 1887, № 12, 285.

Церковный Вестник, 1891, № 14, 222-223; № 21, 332; № 29, 449-450; № 37, 588; № 39, 621; № 46, 729.

Самарские Епархиальные Ведомости, 1886, № 9, оф. 183-210; неоф. 185-208, № 10, 199-208.

Русский Архив, 1910, № 1, кн. 1-я, 107.

Странник, 1872, т. 1, 12; 1891, т. V, 177.

Православное Обозрение, 1885, сентябрь, 193-201; 1886, май-июль, 367-391; 409-416; 1870, январь, 17-18.

Уфимские Епархиальные Ведомости, очерки о поездках по Уфимской епархии, в 1900 г. - автобиографические записки.

Воскресный День, 1890, № 17. Статьи И. К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский».

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г. , 50; 1896 г., 48-49.

Список архиереев Иерархии Всерос. , Санкт-Петербург, 1896, № 402, 57.

Барсуков, И., Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского (скончался 8 сентября 1896 г.) , Санкт-Петербург, 1902.

Булгаков, 1416-1417.

БЭС, т. I, стб. 747; т. II, стб. 2215.

БЭЛ, т. IV, стб. 1101; т. VIII, стб. 234-235.

НЭС, т. XVI, стб. 377-378 (труды)

Смолич, Игорь, 417.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6659

http://www.rulex.ru/01050459.htm

Зосима (Давыдов), епископ Якутский и Ленский, «Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае», 14.XII.2006:

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214164033

Первое издание - в Москве в конце 1850-х. Второе издание богослужебных книг, исправленное еп. Дионисием - в Казани в 1883 - 1889 годах.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИОНИСИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , в миру Хитров Димитрий Васильевич (1818-96), православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. …
  • ДИОНИСИЙ
    ДИОН́ИСИЙ (в миру Димитрий Вас. Хитров) (1818-96), епископ Якутский и Вилюйский (с 1870), миссионер. Ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия …
  • ДИОНИСИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Dionysius, ?????????). 1) Старший, сын Гермократа, тиран сиракузский, род. в 430 г. до Р. X. Сначала он был писцом, но, …
  • ДИОНИСИЙ
    Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру …
  • ДИОНИСИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1570-1633) архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с …
  • ХИТРОВ
    (Михаил Иванович, ум. в 1899 г.) — духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде. Окончив курс …
  • ДИОНИСИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Дионисий Ареопагит - знатный афинянин, член афинского ареопага, был,по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью ап. Павла обращен вхристианство; проходил, …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ МАЛЫЙ (? - ок. 550), скифский монах. С 500 в Риме, издал собрание апостольских и соборных правил; от него …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ (1362-1437), рус. иконописец сев. школы, резчик по дереву, книгописец. Игумен нескольких основанных им монастырей на Вологодчине. Ему приписывают …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ, др.-греч. историк и ритор 2-й пол. 1 в. до н.э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифич. …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ АРЕОПАГИТ, см. Ареопагитики …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Дионисий Великий (? - ок. 264), глава христ. огласительной школы в Александрии, епископ с …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ I (в миру Давид) (1300-85), церк. деятель, архиепископ Суздальский (с 1381). Основатель и архимандрит Вознесенского (Нижегородского Печерского) мон. (1430-е …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ I Старший (ок. 432-367 до н.э.), тиран Сиракуз с 406; проводил завоеват. политику на терр. Сицилии, Юж. …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ (в миру Дав. Фёд. Зобниновский, Зобниковский) (ок. 1570-1633), церк. деятель, архимандрит Троице-Сергиева мон. (с 1610). Автор патриотич. посланий, сыгравших …
  • ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОН́ИСИЙ (ок. 1440 - после 1502/03), живописец, ведущий мастер моск. школы 15 в. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (Ферапонтов …
  • ХИТРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Михаил Иванович, умер в 1899 г.) ? духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде. Окончив курс …
  • ДИОНИСИЙ в Словаре Кольера:
    I имя двух древнегреческих тиранов, правивших в Сиракузах на Сицилии. Дионисий Старший. Когда в 405 до н.э. над греческой частью …
  • ДИОНИСИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    денис, …
  • ДИОНИСИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дионисий, (Дионисиевич, Дионисиевна и Дионисьевич, …
  • ДИОНИСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 1570-1633), архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с …
  • ДИОНИСИЙ (В МИРУ ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ХИТРОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ-миссионер (1818 - 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в …
  • ДИОНИСИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Суздальский (+ 1385), митрополит Киевский и всея Руси, святитель. Память 26 июня …
  • ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских …
  • ДИОНИСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Печерский, по прозванию Щепа (XV в.), иеромонах, затворник, преподобный. Память 28 …
  • ДИОНИСИЙ ПАРИЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Парижский (+ 96 г.), первый епископ Парижа, священномученик. Память 3 октября. Святитель …
  • ДИОНИСИЙ ЗАКИНФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Закинфский (1547 - 1622), б. архиепископ Эгинский, святитель. Память 24 августа …
  • ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Глушицкий (1362 - 1437), игумен, преподобный. Память 1 июня. Родился …
  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Ареопагит (I в.), епископ Афинский, священномученик. Память 4 января (70 ап.), 3 …
  • ДИОНИСИЙ (УШАКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий (Ушаков) (+ 1721), архиепископ б. Вятский и Великопермский. В миру Ушаков Димитрий. С …
  • ДИОНИСИЙ (ДЬЯЧЕНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий (Дьяченко) (1882 - 1967), архиепископ Сан-Францисский и Калифорнийский. В миру Дьяченко Дмитрий …
  • ХИТРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитров (Михаил Иванович, умер в 1899 г.) - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде. Окончив …
  • ДИОНИСИЙ (В МИРУ ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ЗОБНИКОВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Дионисий (в миру - Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Родился около 1570 г. Сначала был сельским священником. В …
  • ХИТРОВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Михайлович [р. 8(21).2.1903, Грозный], советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1971). В 1927 окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета. С …

Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.

Якутский благовестник

По прибытии, Димитрий 16 марта года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.

С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня года по 1 июля года, в году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в году – членом Якутского духовного правления, с по год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .

О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.

Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.

31 декабря года был определен исполняющим должность ректора Якутской духовной семинарии и преподавателем богословских наук. 30 июля года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.

11 января года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта года – благочинным Градо-Якутских церквей.

В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который

опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.

7 июля года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.

Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.

Епископ Уфимский

12 декабря года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot