Применение алгоритма. Алгоритмическая психология Использование алгоритмов в психологии

Знание о том, как посредством манипуляции сознанием одни люди воздействуют на поведение других, накапливается и в науке, и в художественном творчестве, и в повседневном опыте. Наука, например, стремясь обеспечить объективность исследования, обязана изучать реальность беспристрастно, не давая никому и ничему моральных оценок. За такой установки настоящий исследователь уподобляется незаангажированному стороннему наблюдателю, который только присутствует при этих лихорадочных диспутах двух оппонентов, при столкновениях разных мнений, разных взглядов и с интересом наблюдает за тем, чем это все закончится и в какую сторону повернется дело. Руководствуясь принципом объективности, автор должен слышать и понимать все голоса, не предоставляя преимущества ни по идеологическим, ни по эстетическим соображениям) ни одному из них. Он только показывает их в реальном взаимодействии друг с другом и самим изображением течения дискуссии между ними будто убеждает их в невозможности для обоих обойтись друг без друга. Это и является гарантом стабильности и равновесия в отношениях между ними. Другими словами, исследователь объективно описывает структуру самого процесса манипуляции, ее технику и системы приемов. Это - технологический подход.

Другие возможности влияния на сознание человека представлены произведениями искусства, в частности литературы, театра и кино, которые, копаясь в душе человека, исследуют мотивы ее поступков, а также причины доверчивости жертв манипуляции - все это через призму нравственных норм той или иной культуры. Описывая внутренний мир всех участников акта манипуляции сознанием, художники слова порой создают сложные модели, которые впоследствии уже надолго становятся предметом научных исследований. Например, в романе "Братья Карамазовы", Ф. Достоевский создал своеобразную провідницьку модель алгоритма манипуляции, которая при наличии определенных условий срабатывает почти безукоризненно. Самое большое достижение этого жанра "модельного алгоритма" - убийство отца Карамазова. Это - критический эксперимент, который Достоевский поставил и описал с несомненной художественной убедительностью. Неслучайно его анализируют в литературе по истории и методологии науки. Поскольку это напрямую касается темы нашего исследования, остановимся на нем подробнее.

Напомним кратко суть дела. Желание смерти отца незримо и напівприховано для него самого определяет некоторые мысли одного из сыновей Карамазова - Ивана в начале романа. Однако это тайное наушничество улавливает Смердяков, слуга отца Карамазова, и улавливает с абсолютной отчетливостью и несомненностью. Иван, по замыслу Достоевского, хочет убийства отца, но при условии, что он лично не только внешне, но и внутренне останется непричастным к нему. Он хочет, чтобы убийство случилось как роковая неизбежность, не только помимо его желанию, но и вопреки ему. По мнению Н.М. Бахтина, самого авторитетного исследователя творчества Ф.М. Достоевского, внутренне динамичное разложение воли Ивана можно представить в виде таких двух реплик:

- "Я не хочу убийства отца. Если оно случится, то вне моей воли".

- "Но я хочу, чтобы убийство произошло вопреки этой воле, поскольку тогда я буду внутренне непричастным к нему и ни в чем не смогу себя упрекнуть".

Зато Смердяков улавливает, точнее, отчетливо слышит вторую реплику этого внутреннего диалога, но понимает скрытую в нем лазейку по-своему: как стремление Ивана не дать ему никаких улик, которые бы свидетельствовали о его соучастие в преступлении, как крайнюю внешнюю и внутреннюю осторожность "умного человека", которая избегает любых прямых слов, что могли бы его уличить, и с которым поэтому "и поговорить интересно", поскольку разговаривать можно только намеками: совсем не обязательно, между сообщниками слова были сказаны прямо; достаточно уже и того, что у каждого из них и в сердце, и в мыслях было одно.

Жажда смерти отца Карамазова Смердяков считает вполне простым и органичным выводом из его (Ивана) утверждение, что "все позволено, если Бога нет" (вспомним здесь искаженную шкалу ценностей человека, которая "ориентирует" ее на определенное запрограммированное действие; в дальнейшем нужен только толчок к действию, и таким толчком будет отъезд Ивана). Смердяков тонко угадывает, что в душе Ивана есть место и для него, Смердякова, и есть желание и неосознанная готовность встретиться с этим голосом и услышать его. Смердяков уверенно и прочно начинает господствовать над скрытой волей Ивана (скрытой от самого себя), точнее, придает этой воле конкретные формы определенного волеизъявления. Скрытое желание Ивана через вторую внутреннюю реплику ("я хочу, чтобы убийство произошло вопреки моей воле, потому что тогда я буду внутренне непричастным к нему") благодаря Смердякову превращается из желания на поступок. Иначе говоря, если выражаться обычным языком, Иван "высыпает жар чужими руками": своим отъездом в Чермашню он фактически санкционирует убийство отца руками Смердякова, а точнее своим поведением провоцирует действия, приведшие к убийству, сам при этом оставаясь для общественного мнения (и собственной тоже) противником этого убийства. По сути, Смердяков был лишь исполнителем воли Ивана, "слугой Лічардою преданным", которому приказывал второй голос Ивана. Следует заметить, что Смердяков с помощью намеков и "інакомовлень" получил подтверждение своим догадкам о том, что Иван не только не против того, чтобы убили его отца, а и ни в коем случае не будет этому мешать. Более того, со слов Смердякова Иван узнает, ЧТО смерть отца для него очень выгодна, поскольку подозрение в убийстве падет на Дмитрия, его брата, в результате чего все отцу состояние перейдут к его рукам и брата Алексея. Если убийство не состоится, то старый, вступив в брак со своей любовницей Грушенькою, перепишет все свое имущество на нее. Смердяков прямо об этом говорит Ивану: "Аграфена Александровна для того и выйдут за них, чтобы все на себя переписать... А когда умрет ваш родитель теперь, пока еще этого нет ничего, то на каждого из вас по сорока тысяч придется, даже и Дмитрию Федоровичу, которого они (то есть отец) так ненавидят, поскольку завещания они так и не составили. Это прекрасно знает Дмитрий Федорович" (которого и заподозрят, поскольку Дмитрий формально давно уже грозился убить отца). Примечательно, что Алексей предусматривает тот факт, что Иван - "глубокая совесть" - неизбежно рано или поздно даст категорический ответ самому себе: я убил. Но себе самому, по замыслу Достоевского, и нельзя по-другому ответить. Если в первых двух диалогах Иван убеждается, что он внутренне был причастен к убийству, поскольку действительно стремился его и недвусмысленно выражал свое желание, то в последнем диалоге он узнает и о своей фактической, внешней причастности к убийству. Психическая болезнь Ивана в конце романа - это фактическая моральная расплата за совершенное преступление.

Выше мы обстоятельно описали отдельные методы целевого манипулятивного воздействия в процессе взаимодействия людей. Не меньшего внимания, в свою очередь, заслуживает и психология "естественному" манипуляции, когда манипуляторами становимся мы сами, иногда этого не подозревая, не осознавая причин, которые нас толкнули на такой скользкий путь формирования отношений с людьми. Учитывая актуальность этой проблемы, остановимся на ней подробнее.

Кто-то в свое время набрался смелости и назвал человеческий вид Номо Sapiens. Когда со временем мы осознали, что, в конце концов, не являются такими уж и умными, как нам это приятно было считать, то новая мода выбрала на определение нашего вида слова Номо Faber-человек-творец. Но срок faber, хоть и не такой сомнительный, как sapiens, представляется еще менее характеристическим для обозначения человеческой истины. Есть и третья функция, присущая как людям, так и животным, и не менее важная за понимания и созидания. Это - игра. Представляется, что едва ли не на одной ступени с Номо Sapiens и Номо Faber, заслуживает свое место в нашей номенклатуре и Номо Ludens - человек играющий: что бы ни делал человек, все - игра.

Возможно, этот факт и объясняет то, что между двумя вариантами - "играть" или "жить" - современный человек совсем не случайно выбирает именно "играть".

Мир - театр, и только немногим избранным дозволен вход за кулисы.

Современный человек растерялась, она умеет только делать вид. Подавляющее большинство людей пуста, проводит жизнь, наполненную внутренним принуждением, жизнь напряженной и тягостной игры социальных ролей. И этот мир ролей выдается людьми за настоящую реальность, и большинство людей его употребляют, не имея более привлекательной альтернативы. В результате длительных наблюдений и напряженных раздумий на фоне всего этого в человеке формируется убеждение, что главное в жизни - видимость, потому как и сама общественная жизнь - видимость, спектакль, а сам человек превратился в зрителя этого спектакля. Оторваться от него не возможно, так как перед глазами человека проходят образы, гораздо более яркие и привлекательные, чем те, которые она видит в своей реальной жизни. Созданные персонажи более реальные, чем сама жизнь. Зритель спектакля потребляет его стандартные "упаковки", привыкает к ним, пропитывается ими, одновременно оставаясь вне реальности и вне реальными человеческими контактами, в собственной замкнутой внутренней виртуальной реальности.

Несмотря на то, что происходит в свете, развеселится даже самый мрачный мизантроп.

Л. Вовенарг

В ситуации, что возникла, современный человек остается наедине сама с собой, прекрасно осознавая в свою очередь, умеет только более-менее удачно исполнять роли, которые прежде всего надоедают ей самой.

Поскольку другие тоже выполняют роли, то вследствие осознания этого в душе человека рождаются боль и одиночество. Но, с другой стороны, человеку кажется, что когда она покинет эти роли, то почувствует себя слабой, уязвимой, и такие размышления порождают в душе агрессию как защитную реакцию в форме бесконечных манипуляций.

Поэтому между двумя вариантами - жить или играть, человек сознательно выбирает "играть", поскольку это гарантирует ей личную безопасность, или по крайней мере тот минимум психологической безопасности, без которого она чувствует себя дискомфортно.

Именно по этой причине, оказавшись в такой неприглядной ситуации, загнанные и уставшие, мы виучуємося на первоклассных актеров, становимся мастерами манипуляции (как мы себя в этом убедили), что дает возможность балансировать на зыбкой грани межличностных отношений.

Каждый из нас для другого составляет большой театр: "Я - спектакль, в отношении которого вы только зрители", - говорит один из героев романа П. Бурже "Ученик".

Вместо того, чтобы познать других и наладить с ними полноценный человеческий связь, мы прежде всего беспокоимся о том, как это произвести на них приятное впечатление, выставить себя "на показ", вдоволь поиграть людьми, чтобы даже из этого получить психологическую пользу. Все, что нам нужно, - это пассивный зритель и одновременно сострадательная к нам человек, перед которым мы могли бы разыгрывать свою драму или комедию.

Каждому из нас Бог дал одно лицо, а мы завели себе другое: вместо "натурального" лицо у нас появилась маска, "социальное лицо", доска с объявлениями, на которую смотрят люди и обычно дальше не проникают. С другой стороны, эта придуманная нами, добровольно надетая на себя маска делается для нас своеобразной формой самозащиты, является проявлением протеста против обесценивания человеческого в человеке. Надеть на себя маску становится просто необходимостью, потому что иначе для человека нет места в обществе; без маски ее просто перестанут воспринимать и понимать, не будут знать, как к ней относиться и чего от нее ждать. Со временем и мы сами настолько привыкаем к своим маскам, они так прирастают к нашему лицу, что очень скоро перестаем узнавать под ними самих себя.

Если человек освободится от всего того, чем она не является, то останется его подлинная субстанция, человек вообще, человечность, живущая в нем, которые в другом. Это ее сущность, которая вследствие обстоятельств является переодетой, приуменьшенной, искаженной.

Г. Зіммель

Выбор в пользу "играть" настолько охватывает нас, что мы не пренебрегаем им даже в такой деликатной сфере, как законный брак. Скорее наоборот, именно здесь мы и оказываемся во всей своей красоте и неотразимости. Итак, что имеется в виду?

При внимательном рассмотрении отношений между супругами не трудно догадаться, что оба партнера тайно, сознательно или бессознательно, в зависимости от ситуации, заключают между собой деликатную сделку, согласно которой между ними устанавливается определенный тип взаимодействия, регулируется таким условием: я позволяю партнеру стимулировать, поддерживать и изменять во мне те черты характера и манеру поведения, которые соответствуют тому, каким я себя вижу или каким хотел бы себя видеть. Таким образом, безупречно выполняя ту роль, которая от него требуется, партнер в такой способ делает нас "реальной" личностью; без него сделаться "реальным" невозможно.

Но почему, спросите вы, кто-то должен выполнять для меня ту или иную роль, пусть даже это близкий человек? На то есть свои причины.

Во-первых, роль, которую должен выполнять партнер, чтобы дать возможность мне почувствовать себя "реальным", может совпадать с ролью, которую он хочет выполнять, чтобы осуществить свою собственную "реальность" (на самом деле, мысленный образ своего Я). Однако вся эта комедия может продолжаться только до тех пор, пока один из партнеров не начинает делать первые и безнадежные попытки вырваться, выскользнуть из отношений, которые превратились в оковы и становятся для него все более невыносимыми (тут надо пояснить: нас редко привязывает к человеку то, чем она так привлекала в начале).

Вторая причина, по которой партнер может по собственному желанию взять на себя дополняющую роль и так дать нам возможность в полной мере реализовать себя как личность, связанная с адекватным вознаграждением за предоставленные услуги.

Не по любви вступают в брак их рычаги - жадность и расчет.

Шекспир

Разочарование неизменно возникает тогда, когда покой в отношениях, построенный на определенной молчаливом соглашении, "тайной заговоре", нарушается какими-то новыми ожиданиями или требованиями партнеров (то, что такие ожидания возникают, - совсем не удивительно, ведь жизнь развивается и вносит коррективы в отношения людей, на которые они не способны адекватно реагировать в перманентном режиме). Тогда, чтобы и в дальнейшем "нормально", то есть прилично, существовать (точнее сосуществовать), поскольку это обоим и удобно, и выгодно, партнерам неизбежно приходится врать. И в этом нет ничего удивительного, потому что правду в ее чистом виде мы говорим крайне редко, как правило, тогда, когда нам ничего не надо друг от друга или когда кто-то имеет право ее от нас требовать. Во всех других случаях мы сознательно оперируем только удобными "напівправдами". Но самое интересное здесь то, что отношения, которые базируются на лжи, как выясняется, не менее надежные, чем те, которые якобы построены на правде, которая, по сути, есть не что иное как мастерски переодетая ложь, ложь, которую еще не успели разоблачить. В русле подобных рассуждений становится понятной загадочная фраза, высказанная когда-то Сунь-Цзы: "Всякий благосостояние основывается на обмане".

Я не знаю, настоящая любовь дает такую острую радость, как тонкий и изысканный обман.

А. Бальзак

в то же Время настоящую драму порождает тот факт, что наше нежелание жить во лжи неизбежно обрекает нас на одиночество; это, пожалуй, и является главной причиной того, что избегая одиночества, мы невольно таки втягиваемся в эту общую ложь (здесь, как говорится, "из двух зол "выбирают" меньше"), которая является условием "нормального" существования социума, поскольку существует большой риск того, что без этого все может развалиться. Другими словами, то, в какой степени зло является необходимым условием и формой существования добра, так и ложь является необходимым условием и формой существования людей.

Итак, как видим, мастерами манипуляции мы становимся не по доброй воле.

Есть множество различных манипуляций в отношениях между людьми, но если их свести к общим формулам, то выясняется, что существуют только четыре основные манипуляционные стратегии, детально описаны американскими психологами Б. Шостромом и Е. Фроммом.

Стратегия активной манипуляции. Человек, который использует ее, стремится управлять другими людьми с помощью активных мер. Она ни при каких условиях не будет демонстрировать свою слабость и в любых обстоятельствах будет играть роль человека, полной сил. Она использует слабость других людей и добивается контроля над ними.

Поднять себя не трудно; трудно остаться при этом самим собой.

Же. Мишле

Стратегия пассивной манипуляции. Пассивный манипулятор - это прямая противоположность активному. Он прикидывается беспомощным, а часто даже глупо, но пусть нас не вводит в заблуждение такой хитрый ход: слабый сознательно себя принижает, чтобы потом, когда мы потеряем бдительность, воспарить, и захватить нас врасплох. Тогда как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и делать за него, пассивный манипулятор одерживает убедительную победу.

Я называю невротиком любого, кто использует свои возможности, чтобы манипулировать другими, вместо того, чтобы совершенствовать себя.

Стратегия соревновательной манипуляции. Некоторые люди живут борьбой, покой, как говорится, им только снится. Жизнь для них - постоянный турнир, цепочка выигрышей и проигрышей. Другие люди для такого манипулятора выполняют роль соперников или врагов, реальных или потенциальных.

Стратегия манипуляции безразличия. Человек, исповедующий эту стратегию, играет в безразличие. Она старается отойти, устраниться от контактов. ее девиз - "мне пофигу". На самом деле ей совсем "не плевать". Однако она никогда не сознается в своей заинтересованности, скрытой от чужих глаз; она вынуждает других принимать нужные для него решения, скрываясь за маской холеной безразличия.

Впрочем, манипулятора не стоит винить, скорее наоборот, он заслуживает жалость и даже сочувствие. Он сам страдает от своих манипуляций больше других (хоть и не всегда это осознает), поскольку платит за свои невротические стратегии одиночеством и тягостным чувством бессмысленности существования, которое на самом деле пустое, если в нем нет искренности. Манипуляторами становятся не от хорошей жизни.

Трагедия нашей жизни в том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потеряла всяческую возможность выражать себя прямо и творчески, и опустила себя до уровня обеспокоенного автомата, который все время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать себя на будущее. Современный человек пробирается жизнью ощупью, используя целый арсенал слепых масок и уклончивых заявлений, и понятия не имеет о том, насколько богатый и красочный мир.

Е. Шостром

Что побуждает человека брать на вооружение ту или иную манипулятивную стратегию?

Основная и первая причина манипуляций банальна "неприличия". Дело в том, что человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно она всегда думает, что ее спасение в других людях, однако он им тоже полностью не доверяет. Возникает противоречие, которое и побуждает ее встать на скользкий путь манипуляций: заставлять, привязывать, признавать, отступать и др.

Вторая причина, заставляющая нас становиться манипуляторами, еще парадоксальнее: человеку кажется, что чем она успешнее, тем больше ее любят. Но это очевидное безумие. Кто станет любить пусть идеальную, но холодную статую? До всего совершенного и доведенному до предела нельзя не относиться настороженно, ведь если победит оно одно, то не останется почти ничего, ради чего стоило бы двигаться дальше. Человек - это существо, которое живет прежде всего своим несовершенством и благодаря ей. Все совершенное наводит на нее скуку. Совершенство, как и любая идеальная философская система, - ужасная; как и все что находится в покое, она означает окончание жизни.

В русле подобных рассуждений даже такое светлое чувство как любовь нужна не тем, кто идеален, а тем, кто грешен, чтобы под влиянием этих непривычных чувств у них появилась мотивация не столько даже к самосовершенствованию, сколько к поиску самого себя, к тому, чтобы разведать пределы своих возможностей. И, наконец, она дает шанс человеку прийти к согласию с самой собой.

Относительно манипулятора, то ему любовь как таковая неизвестна; более того, она для него неприемлема. Фактически все манипуляторы любят другого человека так, как Тантал полюбил бы доброго ангела, который утолил бы его голод, его жажду. Все, чего они добиваются, - альтернатива любви, а именно отчаянная, полная власть над другим человеком, что дает возможность сделать из нее свою вещь. Поэтому они стремятся не столько испытать любовь, сколько внушить ее другим и через нее контролируя других, утверждать себя как личность, коллекционируя свои "победы" над людьми, не осознавая того, что эти победы фактически призваны скрыть личную поражение. Любовь для манипуляторов - это сооружение пьедестала для личного комфорта в тех пределах и формах, как они это понимают; установление и дальнейшее усиление власти, которая основывается на зависимости от них других людей. Только таким образом они чувствуют себя в безопасности, относительной конечно.

Все, что черпает поддержку в "Я", - питательное. Все, связанное с манипулированием и принуждением, - токсическое.

Третья причина манипуляций сокрыта в наших страхах. По большому счету, люди ужасные трусы. Мы боимся, что о нас кто-то что-то плохое скажет или подумает, что нас обманут, обидят, "подставят". Гонимые этими страхами, мы защищаемся манипуляциями, действуем на опережение, превентивно, т. е. сами кому-то что-то плохое говорим или думаем, обманываем (утешая себя, что это на благо), обижаем (с целью "воспитание"), "подставляем", не замечая этого.

Четвертая причина манипуляции - потребность получить признание всех и каждого, с кем приходится сталкиваться. И в этом стремлении скрыто самое главное. Попробуем объяснить, в чем заключается особенность этого явления.

Все хотят в первую очередь триумфа самолюбия, писал в свое время О. Бальзак. Все люди - "наркоманы" сидят "на игле" желание признания; все мы боимся неодобрения нас как личности со стороны окружающих, особенно значимых для нас людей.

Фактором, который объясняет страх неодобрения, есть огромное несоответствие между тем, какими мы себя показываем, и тем, какими мы есть на самом деле, между фасадом, который мы показываем как всему миру, так и самому себе, и всеми теми вытесненными невротическими тенденциями, которые скрыты за этим фасадом. Все борются только за внешний фасад, за "Я" презентабельное, все играют в спектакле, пытаясь выставить себя для отвода глаз. Раскрашивая фасад и выставляя его "на показ", они тем надежнее пытаются отвлечь взгляды от своего истинного "Я".

Есть люди с одним фасадом, как дома, недостроенные за нехватки средств; по входу - дворец, по жилью - лачуга.

Грасіан

Такое положение дел предопределяет антиподну мотивацию человека, что реализуется в форме разыгрывания полярно противоположных ролей как средство психологической защиты типа "преувеличения-применшування" в зависимости от того, какую ипостась личности оценивают со стороны. Настоящая причина разыгрывание ролей - это попытка скрыть тайну, содержащейся за внешне привлекательным, разрисованным фасадом, которая заключается в отсутствии в личности ее стержня, то есть истинного "Я". Такое поведение - средство мистификации, обмана, который, кроме всего сказанного, призванный скрыть комплекс неполноценности человека, который, словно пресс, постоянно давит на нее и иногда заставляет делать внешне нелогичные и далеко не благородные поступки. Как флюгер меняет положение в зависимости от направления ветра, так и человек примеряет на себя ту или иную роль в зависимости от обстоятельств, что бы помогло бы ей удержаться "на плаву". Такое сознательное и бессознательное исполнение ролей можно сравнить с весами, чаши которых постоянно пытаются перевесить друг друга, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек, и цели, которую она ставит.

Если мы сравним ту чашу ватт, которая тянет вниз, с парализующим страхом, что наполняет человека, то шалька, которая поднимается вверх, будет соответствовать чрезмерному домаганню и чрезмерному стремлению быть значимым (чрезмерному самолюбию и гонору), постоянно и одновременно действуют в человеке. Если я хочу, например, быть симпатичным каждому человеку, то мое "Я" создает в себе явно надцінну, иллюзорно-переоцінювану самосознание (самоуверенность). Я буду пытаться выполнять роль, которая соответствует идолу "Я" (роль-идол). Но, страх, что этого сделать не удастся и меня скоро разоблачат, порождает оборонительное защитное поведение и приводит к роли-защите. Каждое абсолютное (преувеличенное) домогательства "Я "крутой" выталкивается страхом ("Я боюсь того, что меня не будут считать "крутым").

Как следствие, человек начинает суетно бегать, барахтаться между двух огней от "Я-мечта", то есть от самозахвата, к, в большинстве случаев, неосознанного чувства собственной неполноценности, которое фактически определяет личность и руководит ее реальным поведением.

Тот, кто стремится завоевать внимание других людей, еще не нашел себя.

Ш. Вольштейн

надо Ли удивляться, что после всех этих манипуляций человек оказывается в ловушке одиночества, причиной чего является недоверие как к другим людям, так и прежде всего к самой себе.

Что такое "алгоритм"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

алгоритм - предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле - при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде - владение некими общими приемами решения задач определенного класса - означает владение некоим алгоритмом.

алгоритм - АЛГОРИТМ, -а, м. (спец.). Совокупность действий, правил для решения данной задачи. А. извлечения кор... Толковый словарь Ожегова

алгоритм - алгорифм, одно из основных понятий (категорий) математики, не обладающих формальным определ... Большая Советская энциклопедия

алгоритм - м. 1. Определенная последовательность операций или вычислений (в математике). 2. Программа для элек... Толковый словарь Ефремовой

алгоритм - АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi, algorismus, первоначально-латинская транслитерация имени математ... Современная энциклопедия

алгоритм - (алгорифм), единообразная математическая процедура ("рецепт") для решения однотипных задач, выполня... Энциклопедия Кольера

алгоритм - АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi - algorismus, первоначально - лат. транслитерация имени математик... Большой энциклопедический словарь

алгоритм - АЛГОРИТМ (лат. algoritmi, algoritmus; первоначально - транслитерация имени среднеазиатского ученого... Новейший философский словарь

алгоритм - последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. А. используется... Словарь бизнес терминов

алгоритм - Алгоритм - инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определ... Психологический словарь

алгоритм - (алгорифм) (от algorithm, algorismus, первонач. - лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми)... Естествознание. Энциклопедический словарь

алгоритм - Английское – algorithm. Латинское – algorizmus. Слово «алгоритм» получило распространение в русском... Этимологический словарь русского языка Семенова

алгоритм - совокупность последовательных логических действий, реализуемых машиной и аналогичных некоторым опера... Толковый переводоведческий словарь

алгоритм - набор правил и процедур, выполнение которого приводит к решению поставленной задачи; совокупность ша...

Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot