Знак ударения в английском языке. Словообразование английских слов: перенос ударения

Дата _______________________

Тема: «Ударение в словах»

Цель и задачи

    Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении

    Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах;

    Расширять словарный запас, развивать речь детей;

    Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Форма проведения: практическая работа

Оборудование: карточки для выполнения заданий

Ход занятия

1. Орг. Момент

2 Основная часть.

Что такое ударение, знают все, даже если не могут четко сформулировать определение этого слова. Насколько важно правильно ставить ударение в английском языке? Может ли неправильное ударение изменить смысл слова? Должны ли все слова в предложении иметь ударение? Давайте разберемся по порядку.

Ударные слоги

Правильная постановка ударения в английском важна прежде всего потому, что многочисленные правила чтения зависят от ударности и безударности слога. Например, если под ударением стоит открытый слог, то гласная в нем читается так, как называется в алфавите: cucumber ["kju:kʌmbə] - ударение падает на первый слог.

Если предположить, что это слово должно иметь ударение на втором слоге, то оно читалось бы как , а если на третьем - то . Иными словами, неправильно поставленное ударение изменяет звучание слова, а значит, затрудняет понимание. Кстати, нужно помнить о том, что в английской знак ударения ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. Еще один важный момент: в беглой речи иногда ударение помогает различить похожие слова. Например:

    PHOtograph,

    phoTOgrapher,

    photoGRAPHic.

Эти три слова имеют разные ударные слоги, что позволяет не спутать их при речи в быстром темпе.

Топ-5 простейших правил

1. Если в существительном или прилагательном 2 слога, то ударение обычно падает на первый слог: «HAPpy», «SOfa», «SISter», «PAper», «SILly», «CLEver».

Если в глаголе 2 слога, то ударение часто падает на второй слог: «beGIN», «atTEND», «exPLAIN», «supPORT». Для некоторых слов ударение - единственный способ различить существительное и глагол:

    a PREsent - to preSENT;

    an INcrease - to inCREASE;

    an OBject - to obJECT.

3. В словах с различными «умными» суффиксами ударение ставится сразу перед суффиксом:

    Able: enJOYable, dePendable;

    Ary: LIBRary, DIary;

    Graphy: geOgraphy, calLIgraphy;

    Logy: psyCHOlogy, termiNOlogy;

    Ion: classifiCAtion, inforMAtion.

4. У сложных существительных ударным бывает обычно первый слог, у глаголов и прилагательных - второй:

    BLACKboard, STRAWberry, MERmaid

    overCOME, underSTAND, self-CONfident

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное - на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом):

un derSTAND [,ʌndə"stænd ], au toMAtically, un beLIEvable.

3. Практическая часть

Тренировочные упражнения

[ɔ:] also,false, salt, alter, bald, almost, already, always, walnut, all, ball, call, fall, gall, tall, wall, balk, calk, chalk, stalk, talk, walk

Ask, answer, pass, grass, plant, bath, path, father, rather, fasten, can’t, after, class, chance

Child, mild, wild, bind, blind, behind, find, kind, mind

[əʊ] old, cold, bold, told, sold, gold, fold, hold, scold, bolt, colt, dolt, molten, host, most, post, poster

[ Λ ] some, come, comfort, company, stomach, become, compass, none, money, monkey, son, ton, sponge, monk, month, Monday, London, front, won, among,

done, tongue, monger, onion, dove, glove, love, above, cover, govern, oven,

mother, brother, nothing, other, another.

Упражнение 1.

Прочитайте, обращая внимание на произношение гласных звуков.

big - bed - bag nut - not - note

milk - men - man hut - hot - hole

Упражнение 2.

Прочитайте, обращая внимание на произношение кратких звуков и дифтонгов.

lot - lone big - bike Sam - same

pot - poke hill - hide tap - tape

top - toy cost - coin

Упражнение 3. Прочитайте и напишите следующие слова:

[ sm αı l ] [ kl αı m ] [ slim ]

[ t αı m ] [ hip ] [ fi ∫]

Упражнение 4. Расставьте ударения в словах

short, garden, dirt, German, burglar, pork, scarf, merchant, worn, bar, large, internal, herself, hard, inform, export, art, farm, circle, card, carpet, horn

Упражнение 5. Прочитайте и напишите, расставьте ударение следующие слова:

, , , , , .

Упражнение 6. Прочитайте

Nick has a fine kite.

Pete has five pink pigs and nine chicks.

I like milk and pie.

Mike likes to ride a bike.

His fish is thin and his stick is thick.

Bill likes winter and spring.

Hi, I am fine.

I like to drink milk for dinner.

Bring five, six or nine dishes with chips.

4. Подведение итогов

На данной странице вы можете ознакомиться с правилом постановки ударений в английском языке:

— два важных правила постановки ударений в английском языке
— разделение слова на слоги
— обозначение ударного слога в транскрипции
— правила ударения на первый слог
— правила ударения на последний слог
— правила ударения на второй слог с конца
— правила ударения на третий слог с конца
— правила ударения в составных словах

Произношение

В английском языке мы не произносим каждый слог с одинаковой силой. В каждом отдельно взятом слове ударение падает лишь на один слог. Мы произносим этот слог громче и четче , а все остальные тише и менее внятно .

Пример постановки ударения

Рассмотрим этот феномен на следующем примере – возьмем три слова photograph , photographer и photographic . Одинаково ли они звучат? Нет. Это происходит потому, что мы ударяем один определенный слог, и каждый раз он разный. Таким образом, схематическое изображение каждого из взятых нами слов разное.

Это происходит во всех двух- и более сложных словах: TEACHer, JaPAN, CHINa, aBOVE, converSAtion, INteresting, imPORtant, deMAND и т.д.

Важность правильного ударения

Безударные слоги слабые, тихие и менее четкие. Носители языка, воспринимая чью-либо речь на слух, ориентируются на ударные слоги, а не на безударные. Таким образом, если вы правильно расставляете ударение в словах, вы автоматически улучшаете навыки, как произношения, так и аудирования.

Правила постановки ударения в английском языке

Существует два чрезвычайно важных правила постановки ударения в английском языке:

  1. Одно слово – один главный ударный слог. (В одном слове не может быть двух главных ударений (имеется в виду main stress). Если вы слышите два ударения, это два слова. В некоторых словах возможно присутствие побочного ударения (secondary stress), однако оно гораздо слабее главного и встречается только в длинных словах.)
  2. Ударение всегда падает на гласную.

Чтобы понять правила постановки ударения, нужно понимать, как слова делятся на слоги. Каждое слово состоит из некоторого количества слогов: одного, двух, трех или более слогов.

слово

кол-во слогов

un-ex-cep-tion-al

Обращаем ваше внимание, что (за рядом редких исключений) каждый слог содержит, по крайней мере, одну гласную букву (a, e, i, o или u) или гласный звук .

Обозначение ударения

Существует ряд правил касательно того, какой слог ударный. Когда вы изучаете новое слово, вам также необходимо запомнить, куда в нем падает ударение. Если вы не уверены, необходимо проконсультироваться со словарем. Все они дают транскрипцию, которая обозначает фонетическое написание слова. Ударный слог обычно обозначается при помощи апострофа (‘), стоящего непосредственно перед или после ударного слога. Однако, эти правила довольно сложные и могут варьироваться от словаря к словарю.

Правила

Обратимся к правилам:

Ударение на первый слог

Ударение на последний слог

В английском языке существует большое количество двусложных слов, чье значение меняется со сменой ударения. Так, слово present ,например, состоит из двух слогов. Если ударение падает на первый слог, то это существительное («подарок») или прилагательное («присутствующий»). Но если ударение падает на второй слог, это слово становится глаголом («предлагать»). В эту группу можно отнести и следующие слова, чье значение напрямую зависит от того, куда падает ударение: export , import , contract и object .

Ударение на второй слог с конца

Существует ряд слов, в которых носители языка не пришли к согласию по поводу того, где стоит ударение. Например, некоторые говорят television , тогда как другие произносят TELevision .Еще один пример подобного двойного стандарта: CONtroversy и conTROversy .

Всем привет!

Давно не писала, увлеклась преподаванием, но исправляюсь. Перехожу сразу к делу: давайте поговорим об ударении в английских словах.

Ударение в английском языке - это такая вещь в себе, точно также как и в русском. Никто не скажет, почему ударение в том или ином слове падает именно на первый слог, или на второй или на последний. Спросите у любого носителя языка, почему слово произносится именно так, а не иначе. Он просто пожмет плечами и скажет: «Мы так говорим». Казалось бы, что за важность, правильно поставлено ударение или нет. В крайнем случае, вас поправят.

Однако надо помнить, что в английском языке для некоторых слов и в ударениях таятся небольшие ловушки. Есть слова, когда при смене ударения с одного слога на другой вы получите другую часть речи! А иногда и другой смысл слова! И здесь уже вряд ли вас поправят, потому что откуда знать какую часть речи вы задумали использовать в предложении - может существительное, а может глагол? Может с частями речи у вас все в порядке, но вы напутали с порядком слов в предложении? Видите, как много вопросов может родиться у вашего собеседника, если неправильно поставить ударение в слове.

А теперь давайте познакомимся с ударениями в некоторых распространенных словах, и их превращениями из одной части речи в другую.

Ударение на первый слог

(существительное)

Ударение на второй слог

a ccent – акцент, ударение, главная черта

acce nt - подчёркивать, ставить ударение

co nflict – конфликт, противоречие

confli ct — противоречить

co ntest – спор, соревнование, конкурс

conte st - спорить, бороться, отстаивать

co ntract – контракт, договор, соглашение

contra ct - сжиматься, заключать договор

de crease – уменьшение, понижение

i ncrease – возрастание, рост, прибавка

decrea se - уменьшаться, убывать

increa se - возрастать, увеличиваться

de sert — пустыня

dese rt - покидать, оставлять, дезертировать

di scount – скидка

discou nt - уменьшать, делать скидку

e xport – экспорт, вывоз

i mport – импорт, ввоз

expo rt - экспортировать, вывозить

impo rt - импортировать, ввозить

i mpact – удар, импульс, влияние

impa ct - ударяться, сталкиваться

o bject – предмет, вещь, объект, цель

su bject – тема, предмет, подлежащее

obje ct - возражать, не любить

subje ct - подвергать, подчинять, представлять

pre sent — подарок

prese nt - дарить, представлять

pro gress – прогресс, достижения, развитие

progre ss - прогрессировать, делать успехи

pro ject – проект, план, строительство

Под словесным ударением , вслед за Т.И. Шевченко, в данном пособии понимается «выделение, или свойство выделенности, слогов на фоне других слогов в слове» . К примеру, в слове [ˈɪnstɪŋkt], первый звук [ɪ] приобретает особую выделенность по сравнению с [ɪ] во втором слоге, поэтому первый слог слова является ударным.

Языки отличаются друг от друга средствами достижения выделенности слога в слове. Выделение слога в слове может быть а) динамическим,т. е. достигается силовым выделением (слог произносится громче по сравнению с другими слогами в слове), 6) музыкальным или тональным,т. е. достигается за счет произнесения ударного слога на другом тональном уровне по сравнению с другими слогами в слове или с помощью изменения направления движения тона ударного слога, в) количественным,т.е. достигается за счет удлинения ударного гласного, г) качественным(выделяется некоторыми лингвистами, в частности, Г.П. Торсуевым ). Выделение достигается за счет сохранения качества гласного в ударном положении. В безударной позиции гласный редуцируется.

В.А. Васильев считает, что несправедливо отделять количественный и качественный тип ударения от динамического ударения, поскольку гласный динамически выделенного слога в тоже время длиннее, чем гласный в безударной позиции .

Последние инструментальные исследования акустической природы словесного ударения в английском языке показали, что эффект акцентной выделенности слога достигается не только за счет его произнесения с большей силой или интенсивностью на акустическом уровне или большей громкостью на перцептивном уровне, но и долготы. Словесное ударение представляет собой определенную модель взаимоотношений всех слогов слова, регулируемых с помощью силы высоты тона, качества и количества.

2. Степень и позиция ударения в слове

Функциональный подход к ударению позволяет анализировать слово с точки зрения акцентемы – фонологической единицы просодического уровня, которая представляет собой совокупность разных по силе ударений. Например, акцентема слова combination [ˌkɒmbɪˈneɪʃn] представлена 3 слогами, имеющими разную степень ударности: kɒm – слабоударный, bɪ – безударный, neɪʃn – сильноударный.

Британские фонетисты выделяют три степени словесного ударения: а)главное ударение падает на основной ударный слог, б)второстепенноеударение падает на полуударной слог, в) слабое ударение приходится на безударные слоги.

Главное ударение обозначается вертикальной чертой сверху перед началом слога, а второстепенное – чертой снизу. Слабое ударение не маркируется особыми значками. К примеру, слово infinitive [ɪn-ˈfɪ-nɪ-tɪv] состоит из четырех слогов, третий от конца слог является ударным, остальные три слога безударные. Слово indivisibility [ˈɪn-dɪ-ˌvɪ-zɪ-ˈbɪ-lɪ-tɪ] состоит из семи слогов, из них третий и седьмой от конца слова слоги имеют главное ударение, пятый от конца слова слог имеет второстепенное ударение, остальные четыре являются безударными.

Необходимо помнить, что в каждом пяти-шести-сложном слове с главным ударением на третьем слоге от конца должно быть и второстепенное ударение на первом или втором слоге от начала слова.

Некоторые слова, состоящие из двух морфем, имеют два главных ударения: re-write [ˈrɪ-ˈraɪt], fourteen [ˈfɔ:-ˈti:n], что свидетельствует о семантической значимости этих морфем.

Позиция словесного ударения в английском языке – продукт исторического развития, обусловленный влиянием двух тенденций: рецессивной и ритмической.

Рецессивная тенденция (наиболее древняя) заключается в выделенности корневого слога. Большинство слов германского происхождения имеют ударение на первый слог: ˈclever, ˈbody, ˈwater, ˈsinging. Если в состав слова входит приставка с референциальным значением, ударение сдвигается на первый корневой слог: beˈgin, misˈtake.

Рецессивная тенденция – результат влияния германской и французской акцентных моделей. Согласно данной тенденции ударным является третий слог с конца слова: arˈticulate. Ритмическое ударение характерно для слов c суффиксами -ate, -fy, -ize: ˈsituate, ˈqualify, ˈcentralize.

Большинство двусложных слов имеют рецессивное ударение на корневом слоге: ˈfinish, ˈanswer.

Некоторые французские заимствования сохранили ударение на последнем слоге: poˈlice, maˈchine.

В трехсложных словах ударным является третий слог с конца: ˈcinema, ˈenemy. Четырехсложные слова могут иметь как рецессивное, так и ритмическое ударение: ˈarchitect, reˈmarkable, ˈcriticism.

Представители американской фонологической школы Б.Блок, Дж. Трейджер, Г.А. Глисон помимо трех указанных степеней ударения выделяют четвертую степень ударности – третичное ударение (tertiary stress). Третичное ударение по степени выделенности равно второстепенному и отличается от последнего лишь позицией в слове. Третичное ударение занимает положение за главным ударением, в то время как второстепенное ударение предшествует главному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -ary, -ory, -ony предпоследний слог получает данный тип выделенности: dictionary [ˈdɪkʃəˌnerɪ], territory [ˈterɪˌtɔ:rɪ], ceremony [ˈserɪˌməʊnɪ].

Думаю, вы согласитесь, наибольшее раздражение при изучении языка у нас вызывает необходимость заучивать большой объем информации, когда он не охватывается каким-то простым правилом. И если, например, количество неправильных глаголов относительно невелико (во всяком случае в английском языке), то выбор правильного ударения касается большей части словарной базы.

Можно позавидовать изучающим французский язык, — очень трудно ошибиться с ударением, когда оно гарантировано падает на последний слог. В русском языке мы не опираемся на какие-либо правила при выборе ударения, за исключением всегда ударной ё . Усугубляет ситуацию и то, что ударение нередко является смыслоразличительным. За́ мок — замо́ к, па́ рит — пари́ т, и т.д.

А как дела обстоят в английском языке? Английский словарный запас большинство из нас расширяет за счёт учебников и интернет, а не в процессе живого общения, как это происходило с русским языком. Простой пример: вы встречаете в тексте новое слово compliment . Контекст подсказывает вам, что значение его совпадает с русским словом «комплимент», чтение его тоже не представляет проблем, вам даже в словарь заглядывать не нужно. А вот с ударением может возникнуть путаница из-за того, что мы отлично знаем на какой слог падает ударение в русском слове.

В школьной программе каких-то специальных правил или рекомендаций по поводу ударений я не помню, и до поры я был убеждён, что в английском с ударениями такая же неразбериха, как в русском. Однако, если вы спросите англичанина на какой слог обычно падает ударение в английском языке, то почти наверняка ответ будет — на первый слог. «Какая чушь!» — можете сказать вы, — «а как же about, eleven и before?» Не будем спешить и попробуем разобраться, что имеют в виду англичане. Правильность ударения лучше всего сверять устно с человеком, владеющим языком. Так оно лучше всего запоминается. Словарь, в крайнем случае, тоже подойдёт. А соображения ниже помогут существенно облегчить жизнь.

К счастью, ударения в английском языке далеко не бессистемны. Самая общая прослеживаемая здесь тенденция — то самое ударение на первом слоге. С практической точки зрения это означает, что если вы не уверены на какой слог поставить ударение, а спросить не у кого:), ставьте ударение на первый слог.

Co mpliment [ ˈkɒmplɪmənt ] — комплиме́ нт
Sta ndard [ ˈstændəd ] — станда́ рт
Ru ssia [ ˈrʌʃə ] — Росси́ я
Mo scow [ ˈmɒskəʊ ] — Москва́

В остальном, наблюдайте за словами и отслеживайте шаблоны, которые, к слову, могут касаться не только расстановки ударений. Большинство таких шаблонов связаны с приставками и суффиксами. Некоторые суффиксы, пришедшие из латинского или греческого языков, достаточно чётко фиксируют ударение. При этом в слове без этого суффикса ударение может падать на другой слог.

Скажем суффиксы -tion , -cian и -cial переносят ударение на слог, предшествующий им:

Info rm [ ɪnˈfɔːm ] — informa tion [ ˌɪnfəˈmeɪʃən ]
Co nstitute [ ˈkɒnstɪtjuːt ] — constitu tion [ ˌkɒnstɪˈtjuːʃən ]
O ptic [ ˈɒptɪk ] — opti cian [ ɒpˈtɪʃən ]
Be nefit [ ˈbɛnɪfɪt ] — benefi cial [ ˌbɛnɪˈfɪʃəl ]

Аналогичнaя ситуация с греческим словом “логос” в позиции суффикса и словами заканчивающимися на -(g)nomy :

Geo logy [ ʤɪˈɒləʤi ]
Eco nomy [ i(ː)ˈkɒnəmi ]

Обратите внимание, что добавление новых суффиксов может смещать ударение:

Geolo gical [ ʤɪəˈlɒʤɪkəl ]
Econo mic [ ˌiːkəˈnɒmɪk ]

а может и не смещать:

Revolu tionary [ ˌrɛvəˈluːʃnəri ]
Physio gnomist [ ˌfɪzɪˈɒnəmɪst ]

Но опять же, определённый шаблон повторяется в зависимости от конкретного суффикса или их комбинации.

Общее правило для приставок – при постановке ударения они пропускаются. В словах, пришедших в английский из латыни, человек, владеющий русским языком, как правило может без труда выделить латинские приставки in- , en- , con- , com- , re- , de- , dis- , pre- , pro- , ex- , и другие. Ударение в таких случаях почти наверняка будет падать на один из следующих слогов, как если бы приставки не было. Опять же, чаще всего это первый слог корня слова.

Conve rge [ kənˈvɜːʤ ]
Deconstru ct [ ˌdiːkənˈstrʌkt ] (2 приставки)
Enco mpass [ ɪnˈkʌmpəs ]
Excha nge [ ɪksˈʧeɪnʤ ]

То же справедливо и для всевозможных отрицательных префиксов non- , un- , in- , ir- , not- .

Irre levant [ ɪˈrɛlɪvənt ]
Unu sual [ ʌnˈjuːʒʊəl ]

А вот с родными английскими приставками-предлогами не всё так однозначно:

Withdra w [ wɪðˈdrɔː ]
O utcast [ ˈaʊtkaːst ]
O verground [ ˈəʊvəgraʊnd ]
В underground ударение меняется в зависимости от части речи: у существительного или прилагательного — [ ˈʌndəgraʊnd ], у наречия — [ ˌʌndəˈgraʊnd ]

В словах, составленных из be- плюс самостоятельное слово, которые в основном пришли из старого английского, этот первый слог тоже пропускаем.

Bespo ke [ bɪˈspəʊk ]
Beho ld [ bɪˈhəʊld ]
Bege t [ bɪˈgɛt ]
Belo ved [ bɪˈlʌvɪd ]

Часто буква a- в самом начале слова оказывается нейтральной безударной гласной.

Asse rt [ əˈsɜːt ]
Arra nge [ əˈreɪnʤ ]

Неизменяемая основа слова тоже может оказаться подсказкой:

Asce nd [ əˈsɛnd ] – подниматься
Desce nd [ dɪˈsɛnd ] – спускаться

Приведенные примеры не исчерпывающи. Поняв принцип, вы, наверняка, сможете отследить и взять на вооружение другие аналогичные шаблоны.

Будьте, однако, бдительны! Особо следует отметить следующий фокус. Есть ряд слов, которые, следуя описанному шаблону, выступают в роли глагола, но стоит сместить ударение на первый слог (который зачастую является легко узнаваемой приставкой), и они превращаются в имена существительные:

Prese nt [ prɪˈzɛnt ] – глагол “дарить, представлять”
Pre sent [ ˈprɛznt ] – существительное “подарок, настоящий момент”
Contra ct [ kənˈtrækt ] – заключать контракт, уменьшаться
Co ntract [ ˈkɒntrækt ] – контракт
Obje ct [ əbˈʤɛkt ] – возражать
O bject [ ˈɒbʤɪkt ] – объект

Вы уже, вероятно, заметили, что ударение в английских словах (как и чтение, кстати) в значительной степени определяется их этимологией. Научиться различать из какого языка слово пришло в английский не так уж и трудно, учитывая что в русском языке заимствований из латинского, греческого, французского и германских языков (основных доноров английской лексики) тоже хватает.

В качестве дополнительного примера, в некоторых словах, пришедших в английский из французского, ударение падает, не трудно догадаться, на последний слог.

Bouque t [ bʊ(ː)ˈkeɪ ] — букет
Pantaloo n [ ˌpæntəˈluːn ] — брюки (в американском английском)

Тут правда лучше обойтись без фанатизма, поскольку часть заимствований из французского либо произошла настолько давно, что язык утратил об этом память, либо по ещё каким-то причинам оригинальное ударение не сохранилось. Слова nuance или massage ([ njʊ(ː)ˈaːns ], [ ˈmæsaːʒ ]) допускают ударение на любом из слогов (любопытно, что оригинальное французское ударение в таких словах чаще сохраняется в американском английском), а, скажем, в словах pa rachute и pi geon ([ ˈpærəʃuːt ], [ ˈpɪʤɪn ]) ударение и вовсе, следуя общей тенденции, сместилось на первый слог, и даже не каждый словарь признается вам, что слова эти заимствованы у французов.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot