География транспорта. Мировая транспортная система

Транспорт называют барометром мировой экономики. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира превышает 35 млн. км. Весь транспорт мира ныне потребляет 20-25% всего сжигаемого ископаемого топлива в год, доля авиации в этом потреблении составляет 13%, автотранспорта 80%.

Автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог уже достигла 24 млн. км; примерно половина автомобильных дорог приходится на пять стран: США, Индию, Россию, Японию, Китай. В США на 1 тыс. жителей приходятся 600 автомобилей. Самая высокая плотность автомобильных дорог в России приходится на Чувашскую республику.

Железнодорожный транспорт , несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Общая протяженность железных дорог в мире 1,2-1,3 млн км. Более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию, Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. За исключением некоторых стран Европы и Японии, где расширяется сеть высокоскоростныхпассажирскихлиний, грузовые перевозки составляют основу деловой активности железных дорог. В Америке, Австралии железные дороги по преимуществу грузовые (почти 95%). В США и Канаде общий объем грузовых перевозок на 14 крупнейших железных дорогах составляет более четверти мировой перевозочной работы. B России на грузовые перевозки приходится 80%. Для Европы в целом этот показатель равен практически 60%. В странах ЕС, Швейцарии и Норвегии доминирующую роль играют пассажирские перевозки (54%).

В Восточной Азии проектируется южное направление Трансазиатской железной дороги длиной 4700 км. Путь пройдет из Сингапура через Куала-Лумпур, Бангкок, Пномпень, Сайгон и Ханой до Куньмина в КНР. Имеется также предложение о создании южной Трансазиатской железной дороги из Таиланда через Мьянму (Бирму), Бангладеш, Индию, Пакистан, Иран, Турцию и далее на запад.

В 1996 г. Японское агентство развития согласилось оказать помощь в развитии пограничного перехода из Казахстана в Китай (Дружба-Алашанькоу). В 1996- 1997 гг. через переход пропущено по 2 млн тонн грузов.

В 1997 г. на японских железных дорогах произведено испытание опытного че-тырехвагонного поезда нового поколения на магнитном подвесе с использованием эффекта сверхпроводимости с максимальной скоростью до 550 км/ч. Аргентина и Бразилия входят в «первую десятку» стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км, более 2 тыс. км из которых электрифицировано. Железнодорожный транспорт Латинской Америки, как и автомобильный, в большинстве своем соединяет места добычи полезных ископаемых с морскими портами, поэтому густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом портов, ряд из которых имеет мировое значение. Коммерческий оборот грузовых перевозок в Австралии и Новой Зеландии в три раза превышает оборот пассажирских.

Железные дороги Австралии, прежде всего Queensland Rail, доказывали, что сеть узколинейных линий может благополучно функционировать рядом с сетью линий нормальной колеи.

Протяженность железных дорог Африки составляет немногим более 70 тыс. км, 30% из них приходится на ЮАР. Железнодорожный транспорт континента с трудом преодолевает техническую и технологическую отсталость, характерную для экономики стран третьего мира. Основной объем грузооборота приходится на железные дороги ЮАР. Железнодорожный транспорт с трудом преодолевает техническую и технологическую отсталость, характерную для экономики стран третьего мира. Основной объем грузооборота приходится на железные дороги ЮАР.

Воздушный транспорт – самый молодой вид транспорта. Объем воздушных пассажирских перевозок в мире вырос с 9 млн. человек в 1945 г. до 1 млрд. 443 млн. в 1998 г., т.е. за полвека увеличился в 160 раз! В 80-90-х гг. этот объем возрастал в среднем на 5% в год (в Юго-Восточной Азии-до 20%), а количество сожженного топлива и, как следствие, выбросов продуктов сгорания в атмосферу на 3,5-4,5% в год по прогнозам авиапассажиропоток к 2015 г. достигнет 7 млрд человек в год и будет равен общему количеству населения Земли. Использование сверхзвуковой авиации позволит достигнуть любой точки земного шара за несколько часов. Пока себестоимость таких полетов слишком высока, однако новые технологические решение гут кардинально изменить ситуацию. Ведущее место по объему внутренних и международных перевозок занимают авиакомпании США. На втором месте по общему объему авиаперевозок находятся авиакомпании Великобритании. На третьем месте - авиакомпании Японии. На четвертом - авиакомпании Франции, далее следуют авиакомпании Канады, Германии. Италии, Нидердандов.

Морской транспорт. В Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США - 90%. Основную часть международных грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть (около 1000 млн. т. в год), нефтепродукты (300 млн. т.), железа; (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн. т.), зерно (200 млн. т.).

На Атлантический океан приходится 60% морских перевозок. Тихий океан занимает второе место по объему всех перевозок - 25%. Третье место принадлежит Индийскому океану - 17%. В России морской транспорт по грузообороту занимает третье место после трубопроводного и железнодорожного транспорта, в 90-е годы он уменьшился более чем в два раза.


Речной транспорт является наиболее дешевым и удобным, особенно для перевозок массовых грузов. Общая длина речного транспорта мира около 550 тыс. км (1990-е гг.). Объем перевозок пассажиров (млн чел.): в Китае - 250, в Индии - 186, в США - 30, в Германии - 22. Таким образом, Китай занимает первое место по объему перевозок пассажиров, США опережает все страны по грузообороту.


Большое влияние на развитие речного транспорта некоторых стран оказывают такие природно-географические факторы, как близость рек к месторождениям полезных ископаемых, крупным промышленным центрам, климат, необходимый для круглогодовой навигации (в США навигация длится в среднем 330 суток, в западно-европейских странах - 335 суток). Вбольшинстверазвитыхзарубежных стран ведется интенсивное крупномасштабное строительство искусственных водных путей. В Западной Европе это соединения Рейн-Майн-Дунай, Рона-Рейн, в США - Теннеси-Томбигби и др.

Роль судоходных малых рек в Западной Европе велика, а в США они практически не используются для перевозок, так как не выдерживают конкуренции с автомобильным транспортом, поэтому водные пути с глубинами менее 1,2 м не эксплуатируются.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы - специфическое средство транспортировки воды, нефти, нефтепродуктов, газа, каменного угля, химической продукции от мест их происхождения к пунктам потребления и переработки. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4-5 тыс. км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока. В страны Западной Европы по трубопроводам из России поступают нефть и газ. Расширение сети магистральных газопроводов в СССР позволило перевести ряд крупнейших электростанций на газ. К началу перестройки в стране было построено 3170 тыс. км магистральных трубопроводов и отводов от них к крупнейшим центрам и сельским районам.

В целом в мире прослеживаются следующие тенденции развития транспортной сети:

  1. Постоянно растет качество транспортной сети (растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, большего диаметра).
  2. Изменяются направления грузопотоков.
  3. Идет развитие контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов). Формируются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили «мосты» на маршрутах Япония – восточное побережье (через Сиэтл и континентальную часть США). Крупнейшими контейнерными портами мира являются: Гонконг, Роттердам (), Гаосюн (Тайвань), Кобе (Япония), Пусан (Корея), Гамбург (ФРГ), Келанг (), Нью-Йорк, Лос-Анжелес.
  4. Дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения или в обход «горячих точек» - например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и , Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива, Трансаравийский нефтепровод в построен чтобы избежать прохода танкеров через контролируемый Ормузский пролив и др.);
  5. 5. Создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств, например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин - - Минск—- Москва - , Хельсинки - - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах (около 80% общей длины мировой транспортной сети). Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. На развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания), 80% автомобильного парка, 2/3 портов мира, выполняющих? мирового грузооборота. Сильно разнится и пассажирооборот развитых и развивающихся стран. Так, «подвижность» населения в странах Запада в 10 раз выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом. Их транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.). Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства с портовыми городами. Для развивающихся стран характерно значительное преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, ), трубопроводного (Ближний и Средний Восток), речного (страны тропической Африки).
Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: Северной Америки, зарубежной Европы, СНГ, Латинской Америки, Зарубежной Азии, Африки и Австралии. Наиболее выделяются первые три.

Транспортная система Северной Америки, лидирует в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Пассажирооборот Северной Америки имеет свои особенности: на 83% он обеспечивается автомобильным транспортом (при этом 81% — автомобилями и 2% автобусами), 16% — воздушным, и только 1% — железнодорожным. Из-за больших размеров территории США и густота транспортной сети Северной Америки невелика.

Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. По грузо- и пассажирообороту здесь лидирует автомобильный транспорт;

Транспортная система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимает первое место по общему объему грузооборота. Здесь самая высокая грузонапряженность железных дорог.

В зарубежной Азии имеются большие различия между странами в уровне развития транспорта. Поэтому здесь целесообразно выделять высокоразвитую транспортную систему , транспортную систему Китая, систему и , стран Юго-Западной Африки.

Большие различия в развитии транспорта проявляются и в Африке, а также Латинской Америке.

Транспорт мира Работа транспорта оценивается несколькими показателями: Количество перевезенных грузов (млн. т.) Количество перевезенных пассажиров (млн. чел.) Грузооборот (т × км) – произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км) Пассажирооборот (чел × км) - произведение количества перевезенных пассажиров (чел) на дальность перевозки (км)




Значение видов транспорта (%) в грузообороте некоторых стран Страныж/давторечнойморскойавиатрубопроводный Россия52,71,33,9130,0729 ФРГ18,848,513,714,513,3 Китай37,513,512,634,50,11,8 США31,624,19,918,70,415,3 Франция9,2231,760,90,84,4 Япония110,5-88,30,2-


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Автомобильный Страны-лидеры по протяженности дорог: 1. США (более ¼ мировой автомобильной сети) 2. Индия 3. Япония








Технико-экономические особенности различных видов транспорта Агент 007 центру! Дорогой сэр! Выполнить последнее задание – установить прибор слежения за перевозками на железной дороге из пункта А в пункт В не представляется возможным. Присланный Вами прибор, рассчитан на ширину европейской железнодорожной колеи в 1435 мм. Оказывается, в России ширина железнодорожной колеи составляет 1520 мм. Прошу организовать мне доставку прибора, рассчитанного на российский стандарт. Всегда Ваш, агент 007.


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Трубопроводный Страны-лидеры по протяженности нефте- и газопроводов: 1. США 2. Россия 3. Канада


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Речной Страны-лидеры по объему грузооборота: 1. США 2. Китай 3. Россия Страны-лидеры по доле в общем грузообороте: 1. Нидерланды 52% 2. ФРГ 25% 3. Бельгия 17%




Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Воздушный Крупнейшие аэропорты: 1. Чикаго (ОХара) 2. Даллас 3. Лос-Анджелес 4. Атланта 5. Нью-Йорк (Кеннеди) 6. Лондон (Хитроу) А 380






Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Важнейшие проливы: Ла-Манш (до 800 судов в сутки, гарантированные глубины до 35 м) Гибралтар Малаккский (глубина до 25 м) Макассарский (глубина до 50 м) Зондский (глубина до 50 м) Ормузский Босфор (глубина до 27 м) Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай



Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов , общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т). Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), Мальта (27), Греция (26), Кипр (23), Норвегия (22), Сингапур (22), Япония (17), КНР (15) (см. таблица 32 учебника, стр. 396). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.

Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира (таб 48 дополнения, стр 147)

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

Роттердам

Нидерланды

Новый Орлеан

Антверпен

Иокогама

Лос-Анджелес

Гуанчжоу

Порты с общим грузооборотом 50-100 млн т: Токио, Китакюсю, Кобе, Осака, Кавасаки, Куре (Япония); Нинбо (Китай); Нью-Йорк, Филадельфия, Тампа, Валдиз (США); Ванкувер (Канада);Тампико (Мексика);Тубаран (Бразилия); Марсель, Гавр (Франция); Гамбург (ФРГ); Лондон (Великобритания); Генуя (Италия); Александрия (Египет);Мина-Эль-Ахмади (Кувейт);Харк (Иран);Рас-Таннура (С. Аравия);Ричардс-Бей (ЮАР).

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.

Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В Атлантическом океане сформировались несколько направлений морского судоходства:

  • 1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  • 2. Южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой.
  • 3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан. Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, Китая, стран Ю-В Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы (Ла-Манш (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • - из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию;
  • - из района Карибского моря в США и Западную Европу.

Уголь:

Из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • - из Бразилии в Японию;
  • - из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

Из США, Канады, Австралии и Аргентины в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Речной транспорт . Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

В Европе - Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.

В Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.

В Латинской Америке - Амазонка и Парана.

В Африке .- Конго, Нигер, Нил.

В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

      общей длиной железных дорог того, или иного региона,

      густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км 2).

      Грузооборотом и пассажирооборотом.

Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и странам мира очень велики. Например, страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в развитых странах (США и страны Западной Европы). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Россия, КНР и др.).

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции - 65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог. Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ - 60 млрд пассажиро-км;

В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и Японией через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до Японии морем.

Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния (занимает первое место по объему перевезенных грузов). Главное преимущество этого вида транспорта в маневренности (от дома до дома). Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (28 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии. По размерам автомобильного парка лидируют: США (215 млн), Япония (64), Германия (45), Италия (35), Франция (33), Великобритания (28), Россия (20), Испания (20), Канада (20), Бразилия (16) (см таб. 31 учебника, стр.395).

Однако, об уровне автомобилизации более справедливо говорит показатель количества автомобилей в расчете на 1000 жителей. Страны-лидеры здесь: США (765), Люксембург (685), Малайзия (640), Австралия (620), Мальта (610), Бруней (590), Италия (565), Австрия (560), Канада (560), Н. Зеландия (560), Япония (545), Германия (540), Португалия (540), Кувейт (530), Исландия (525) и др. (см рис. 42 дополнения к учебнику, стр. 145). В этой группе присутствуют не только развитые страны, но и страны НИС, нефтеэкспортирующие и другие.

Наибольшую протяженность автодорог имеют США (6300 тыс км), Индия (3350), Бразилия (1725), Китай (1700), Япония (1160), Канада (900), Франция (900), Австралия (810), Испания (665), Россия (590).

Наибольшую плотность автодорог имеют европейские страны (в первую очередь Бельгия (4700 км/км 2), Нидерланды (2770), Швейцария (1800) и другие), а также Япония (3100). В странах-гигантах, даже экономически высокоразвитых этот показатель значительно ниже, например, США (670), Бразилия (200), Канада и Австралия (100), Россия (32).

По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Главные преимущества трубопроводного транспорта - низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет более 1,9 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива.

В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента.

В Западной Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента.

В СНГ нефте- и газопроводы проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть России и далее в Восточную и Западную Европу

Среди стран по протяженности нефте- и газопроводов наиболее значимы следующие:

  • - нефтепроводы: США (325 тыс км); Россия (66 тыс км); Канада (50 тыс км); Китай (8 тыс км); Саудовская Аравия (8 тыс км); Мексика (6 тыс км); Алжир (5 тыс км); Румыния (4 тыс км); Великобритания (4 тыс км).
  • - газопроводы: США (440 тыс км); Россия (148 тыс км); Канада (95 тыс км); ФРГ (55 тыс км); Франция (30 тыс км); Италия (18 тыс км); Румыния (7 тыс км); Мексика (7 тыс км).

По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Это обеспечивается, прежде всего, благодаря большому диаметру труб и давлению.

В настоящее время трубопроводы прокладываются не только по суше, но и под водой. Поэтому часто трубопроводный транспорт не относят к сухопутным видам, а выделяют в отдельную группу.

Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 2,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Атланта (крупнейший в мире), Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне).

По размерам авиаперевозок лидируют Северная Америка и Европа. Наибольшее количество авиапассажиров пересекает Атлантический океан из Америки в Европу. Среди стран по авиаперевозкам лидируют США, Япония, Великобритания, Китай, Франция.

Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:

  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
  • - розничная торговля и общественное питание (магазины, киоски и т.д.);
  • - бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
  • - кредитно-финансовое обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
  • - рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
  • - услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
  • - культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
  • -общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
  • - медицинское обслуживание и др.

Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:

  • 1. Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
  • 2. Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot