Принципы работы и назначение газового паяльника. Как сделать газовый паяльник своими руками? Нужен газовый паяльник

Паяльник — это несложный инструмент, который есть почти у каждого хозяина. Ремонт телевизора, сотовых телефонов, радиоаппаратуры, соединение проводов, антенн, кабелей выполняют с помощью пайки. Можно использовать сварку, но в домашних условиях ее непросто применить.

Газовый паяльник нужен для выполнения мелкого ремонта электронных приборов. В целях экономии его легко сделать своими руками.

Если в доме нет нужного инструмента, можно сделать паяльник своими руками.

Виды паяльников и правила пайки

Пайка — это процесс получения неразъемного соединения, который получают с помощью специального инструмента — паяльника.

Паяльники могут быть электрическими, индукционными, импульсными, газовыми. Самый простой вариант сделать пайку — это использовать отвертку, нагретую на газу, но он не очень эффективный, ведь отвертка быстро остывает.

Еще один вариант инструмента — это медный брусок, который имеет заострение с одной стороны, а с другой насажен на стержень с ручкой. Инструмент нагревают на газовой плите или паяльной лампой.

В зависимости от того, что вы будете паять, применяют различные виды паяльников. Если объем работ большой, то лучше использовать электрический паяльник, а газовый инструмент отлично подойдет для пайки в сложных условиях, где нет электричества или оно отключено.

Перед началом работ ознакомьтесь с простыми правилами для получения хорошего результата:

  • поверхности должны быть хорошо зачищенными;
  • они должны иметь плотное соединение;
  • во время работ соединяемые элементы нужно прогреть до нужной температуры.

Для изоляции места пайки применяют изоленту или специальную трубку, которую слегка нагревают и фиксируют.

Вернуться к оглавлению

Правильный выбор инструмента

Выбор зависит от ваших приоритетов в работе, ведь можно паять различные детали, но в домашних условиях чаще занимаются такими проблемами, как удлинение проводов, пайка разъемов, антенн, электрооборудования.

Для работ на даче или дома хорошо подойдет электрический паяльник, который имеет приемлемую цену. Удобно, что работать им можно продолжительное время.
Его недостатки:

  • не регулируется температура;
  • перегревается жало;
  • наличие статического электричества, которое может повредить элементы пайки;
  • небольшой срок службы;
  • плохая изоляция жала паяльника.

Удобным и функциональным устройством является газовый паяльник, главное достоинство которого в том, что можно работать в любом месте, независимо от наличия розетки. Такой инструмент имеет достаточно высокую цену, но им можно спаять все, что нужно.

Газовый паяльник удобно носить с собой или возить в автомобиле.

Можно произвести ремонт электрооборудования в дороге при поломке машины или исправить антенну на крыше дома.

Газовые инструменты мобильны, они работают от баллончика, заправленного газом. Можно использовать их как газовую горелку. Цена инструмента может быть различной. Она зависит от производителя, типа пламени, степени защищенности, температуры нагрева.

Вернуться к оглавлению

Изготовление инструмента своими руками

Паяльник — нужный инструмент, но он не всегда есть. Иногда удивляет его цена, или не хочется из-за небольшого объема работ его покупать.

Можно сэкономить деньги, и самостоятельно изготовить инструмент. Хорошо получить советы и рекомендации специалистов, чтобы вопрос, как , не был сложным.

Наиболее простой вариант — изготовление паяльника с использованием газовой зажигалки.
Для работы нужно приготовить:

  • зажигалку;
  • тонкую проволоку из меди;
  • кусочек проволоки из меди толщиной 4 мм;
  • напильник;
  • плоскогубцы.

Зажигалку лучше использовать в металлическом корпусе, чтобы она меньше грелась.
Пластмассовая зажигалка начинает греться уже через 15 минут. Лучше использовать сильную зажигалку, которая будет долго гореть и не обжигать руки.

Не покупайте дешевое изделие, а используйте для работы против ветреную зажигалку. Она имеет большую температуру пламени, что значительно увеличивает ее эффективность. Из толстой проволоки нужно сделать жало. Проволока может быть и большей толщины, чем 4 мм, но в этом случае, она будет нагреваться в течение более длительного времени.

Загибаем проволоку, используя плоскогубцы. Один конец ее нужно завернуть для крепления на зажигалке, а второй заточить напильником или на наждаке.

Потом закрепляем жало на зажигалке тонкой проволокой, которую обматываем вокруг корпуса. Нужно сделать несколько витков, чтобы фиксация была надежной и было удобно работать.

Газовый паяльник готов, и можно проверить его работоспособность. Таким паяльником можно запаять несколько проводков, если срочно нужно сделать работу, а инструмента нет. По окончании работы можно его разобрать.

Смотрите видео об изготовлении мини-паяльника из зажигалки.

Аналогичным образом можно изготовить своими руками мобильное мини-устройство на базе газовой горелки. Такой прибор автономен, не требует источника электропитания. Недостаток — необходимость восполнять запасы газа.

Можно сделать автономный инструмент из зажигалки еще одним способом. Основой изделия будет:

  • зажигалка;
  • гайка;
  • винтовой хомут;
  • медное жало;
  • спицы для велосипеда.

Технология работы несложная. На торце жала нарезают резьбу под размер гайки, а в боковых гранях сверлят 3 отверстия, в которых нарезают резьбу М3. Сверление и нарезание резьбы лучше выполнять в латунной или бронзовой гайке.

Гайку накручивают на жало. В боковые грани ее вкручивают 3 спицы от велосипеда. Спицы загибают под 90° и закрепляют на зажигалке с помощью хомута.

Можно использовать вместо спиц шпильки с нарезанной на концах резьбой М3. Мощность паяльника можно увеличить, если использовать жало с толщиной от 8 мм.
Такой инструмент хорошо подойдет автолюбителям, ведь с его помощью можно легко выполнить ремонт в любом месте.

Более сложные варианты изготовления паяльника своими руками подойдут не всем, потому что кроме знаний и навыков работы требуют использования большого количества материалов, что невыгодно.

Если вы не планируете использовать паяльник каждый день, то вполне можно сделать его из подручных материалов. Хорошая помощь — видео с различными вариантами изготовления собственными руками.


Конструкция газового паяльника для ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать своими руками аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов- Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

Рис.1. Газовая горелка:
1,2 - держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4 - корпус сопла; 5 - жиклёр; 6 - кран ППБ-ё; 7 - ручка; 8 - газопровод.

Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М 12x1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклёр с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.

Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.

Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).

Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20x20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)

Рис.2. Газовый паяльник:
1 - жало; 2 - шток.

Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.

Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.

Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.

Ю.Шорец, п. Новоселки, Витебская обл.

В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов. Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М12х1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклер с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.

Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.

Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).

Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20×20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)

1,2-держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4-корпус сопла; 5 - жиклер; 6 -кран ППБ-1; 7- ручка; 8 - газопровод.

1 – жало; 2 – шток.

Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.

Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.

Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.

Ю.ШОРЕЦ,

п. Новоселки, Витебская обл.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

(с купоном. ну и про пойнты не забываем)
Что такое газовый паяльник и зачем он нужен, пожалуй смысла объяснять нет. Там, где нет возможности подключить обычный паяльник к сети, использование именно этого устройства будет вполне оправданно.
У меня было два похожих паяльника. И если вот этот оставил приятные впечатления, проработав несколько лет чтобы где затеряться, то вот вот убогая (разбирал: конструктив и материал- чудовищные) штука, пару которых купил себе и отцу, бесповоротно сломались едва ли не при первом же включении. Надеюсь это предостережение поможет кому-то, кто погонится за дешевизной.

Уже был неплохой Vitrum`а, которому достался такой же набор. Добавлю к нему свои впечатления, а главное - скидочный купон. С ним, да еще и пойнтами (стандартный механизм из регистрации и подписи на рассылку), цена томтопа станет самой низкой из других.

Лично для меня пользы от этого набора не так много - всякие нечастые паяния я совершаю в пределах квартиры обычным паяльникам. Но меня завораживает сам процесс «щелк-щелк-огонь», радость от которого коренится еще в детстве. Всякие там «поджигные», выжигания лупой, выплавка свинца над костром и главная забава из пары болтов, веревки и спичечной серы.

Уверен, что многие из читателей помнят какую радость вызывали все эти нехитрые забавы. И вот это вот тихое «ш-ш-ш-ш-ш-», с которым выходит плаями, красное мерцание расскаленное красное мерцание катализатора - все это пробуждает те самые позабытые чувства.

Ладно, теперь содержательная часть.

ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:


Material: Plastic
Filling Capacity: 26ml
Flame Temperature: 1300°C
Solder Iron Temperature: 450°C
Hot Blast Temperature: 500°C
Use Time: 30-40 Minutes
Item Weight: 401g / (with case)
Item Size: 2.9 * 21cm /
Case Size: 24 * 13 * 5cm
Package Size: 27.5 * 13 * 5.5cm/
Package Weight: 456g

УПАКОВКА

Вполне пристойная. Правда путешествие без ущерба она не перенесла, немного надорвалась. Пожалуй что подарить не будет стыдно.



Что касается самой коробки - она вполне себе нормального качества и удобно закрывается.



Внутри изрядно всяких насадок:





Сам паяльник с разных ракурсов. Можно использовать как отдельную подставку, так и встроенную. в отдельной есть место под кусок шкурки для очистки жала.

Регулятор пламени особого прироста температуры не даст и влияет пожалуй на расход. Поэтому 1-2 деления вполне хватит. Лично у меня единицы вполне хватило чтобы быстро раскочегарить насадку до температуры, плавящей припой.

Пьезоподжиг.

Рукоятка прорезиненная, разъем обычный. Я пользовался баллоном газа для зажигалок, особых проблем не было.

Vitrum упомянул чтот защитный колпачек не держится. В моем образце он защелкивается плотно, прямо вот даже надавить надо.

Расчлененка

Вот пожалуй все, насчет внешнего вида.

Да, припой без флюса. Могли бы раскошелиться, разница-то копеечная.

ПАЯЛЬНИК В РАБОТЕ.


У меня нет возможности замерить температуру, ИК-термометр упорно показывает что -то типа 60 градусов.
скопирую данные из витрумовского обзора, не думаю что они будут расходится с моими, конструктив-то одинаковый.

Температура горения открытого пламени - 1300 °С
Температура горячего воздуха с насадкой - 400°С
Температура паяльного жала - 350 °С
Температура шила - 200 °С
Температура ножа для пластика - 300 °С

Как работает паяльник? предельно просто - перевожу ползунок на какую-то цифру, щелкаю пьезоподжигом вперед, держу так пару секунд отпускаю. Почему я придерживаю пару секунд? В этом положении подожжённый газ идет с максимальной силой, быстро раскаляя катализатор . И этой пары секунд хватает чтобы он засветился красным. В дальнейшем, после того как кнопка пьезопожига вернулась, газ будет выходить сообразно выбранному делению.



Тут есть важное уточнение , которое я прошляпил - поленился читать инструкцию. НЕЛЬЗЯ допускать того чтобы через катализатор долго шло открытое пламя. это значительно сокращает срок службы катализатора. т.е. не надо повторять того. что на фото ниже. Да и, судя по написанному на инструкции, это может привести к расплавлению пластмассовых частей паяльника

Фактически, открытого пламени нет, получается этакий аналог термофена.

Если необходимо именно открытое пламя, то насадку с катализатором можно просто скрутить, получите что надо.

Ну и, собственно по моим впечатлениям:
Паяльник довольно быстро, в считанные секунды и на единице, раскочегаривает насадку до температуры плавления припоя. Насадок довольно много и можно подобрать какую-то именно под свои нужды. Лично мне иногда приходится пропаивать какую-то мелкую фигню, и стандартное широкое жало обычного электрического паяльника тут весьма неудобно, то ли дело например эта. Правда, обратная сторона ее небольшого диаметра - жало гнется. Ну, как согнулось, так и разогнулось. Я вон и ломы, согнутые при бортировки колес, видел.

Во время работы ничего не нагревается, в руке ухватистый, в габаритах нет ощущения неудобной чрезмерности.

Мне он в большей степени пригодился бы именно как портативный термофен: я частенько использую термоклей. И приклеивал обратно отклеевшиеся вещи с помощью обычного фена. Вот только длины его частенько не хватало. А мелкая бутановая зажигалка быстро перегревается.

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Пока паяльник работает, и работает именно так как надо. Скажу прямо - в другом обзоре были негативные комменты насчет долговечности. Это определённо надо брать в рассчет.

Я отдам этот паяльник отцу, ему часто приходится что-то паять на улице или там внутри автобуса, где провода вообще не в радость. Его интересует перспектива починки радиатора. Если в этом деле он покажется себя с хорошей стороны - добавлю в обзор. пока, к счастью, все радиаторы целые.

В общем, все бы хорошо - кабы не комменты к прошлому обзору. Думаю что из пары наших обзоров можно будет составить ясное впечатление: нужна вещь или нет.

И, тем не менее - стоит брать в рассчет и цену, которая с купоном-пойнтами станет самой низкой на рынке.
WELDKIT5: $21.99

З.ы. с прошлого обзора прошел год, если кто может добавить к моему своих комментов - буду признателен.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +31 Добавить в избранное Обзор понравился +50 +69

По конструкции и принципу действия газовый паяльник существенно отличается от электрического. Он состоит из емкости для сжиженного газа, системы поджига, газовой горелки и специальной рабочей насадки. Внутри горелки располагается специальная керамическая решетка с покрытием из платины. По сути, она выполняет очень важную функцию катализатора, который предотвращает возникновение открытого пламени. В результате нагревание паяльника происходит за считанные секунды.

Элементы системы поджига паяльника могут быть механическими или пьезовыми. А регулировать интенсивность нагрева следует при помощи специального вентиля. Время работы инструмента колеблется от двух до трех часов при полной заправке. Кстати, заправить паяльник можно от обычного газового баллончика для плиток или зажигалок.

Обычно прибор комплектуется баллоном с необходимым запасом газа, разнообразными наконечниками, проволокой, пластиковым кейсом для транспортировки и другими принадлежностями. Очень востребованными в настоящее время считаются газовые паяльники от компании Dremel.

Главные преимущества газового паяльника

Пожалуй, главными преимуществами вышеописанного инструмента являются его быстрый разогрев и возможность портативной работы. После включения электрического паяльника должно пройти некоторое время, чтобы он прогрелся. А газовым можно начинать пользоваться сразу после включения.

Подобное устройство может быть использовано для пайки с разным размером паечных точек. Получается, что им самые мелкие детали микросхем и достаточно крупные провода. Также газовый паяльник нередко применяется в качестве ножа для снятия краски или газовой горелки. Только для работы в режиме горелки потребуется снять все присутствующие насадки. При работе с таким паяльником достигается очень высокая температура нагрева. Именно поэтому инструмент очень востребован для плавки меди или латуни. При этом максимальная температура может доходить до 2000оС.

Газовый паяльник позволяет работать с самыми разными материалами, что очень удобно. Об экономичности использования такого прибора можно не беспокоиться. Одного 250-миллилитрового баллончика может хватить примерно на 50 рабочих циклов. В работе с газовым паяльником нет ничего опасного. Он оборудован специальным блокиратором включателя, который позволяет предотвратить самостоятельное включение.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot