Антон Цугунов
Время на чтение: 3 минуты
Жители частных домов и обитатели городских квартир регулярно сталкиваются с проблемой завоздушенных батарей. Особенно часто это явление возникает в начале отопительного сезона или при проведении ремонтных работ. Конечно, можно вызвать сантехника из управляющей компании, но, возможно, прождать его придется довольно долго. Как спустить воздух из батареи самостоятельно и восстановить работоспособность отопительной системы?
Понять, что в батарее скопился воздух, можно по нескольким признакам:
Прежде чем разбираться, как выпустить воздух из батареи, следует понять, как он туда попал и чем опасен.
Помимо снижения эффективности отопления, появление воздуха в батареях может привести к следующим проблемам:
Причин попадания воздуха в систему может быть несколько:
Стравить воздух из батареи поможет специальный клапан, расположенный обычно на ее торце. В старых моделях понадобится радиаторный ключ. В современных моделях установлен кран Маевского, для работы с которым хватит простой отвертки или специального маленького металлического или пластикового ключика, который можно купить в хозяйственном или строительном магазине..
Последовательность действий следующая:
Совет. Если вы не хотите повторять процедуру стравливания воздуха слишком часто, то последуйте советам профессионалов и слейте минимум 2–3 ведра воды. Это даст гарантию, что воздух из радиатора удален полностью.
Наглядно представить себе эту операцию поможет видео.
Очень удобное устройство – автоматический воздухоотводчик. Здесь процедура происходит без всякого участия человека: при скапливании воздуха опускается поплавок, закрывающий спускное отверстие. После развоздушивания поплавок возвращается на место. Существенный недостаток таких устройств – повышенные требования к качеству теплоносителя. Поэтому в многоквартирных домах с централизованным отоплением их устанавливают редко, так как они довольно быстро выходят из строя.
Иногда спускного клапана на радиаторе нет. Обычно это касается старых , где его роль играет заглушка. В этом случае работа усложняется, но не настолько, чтобы было невозможно выполнить ее самостоятельно.
Важно! Обязательно надо перекрыть доступ теплоносителя к радиатору из стояка. Это делается на случай, если заглушка вывернется полностью. Напор воды тогда просто не позволит вставить ее на место, и это обернется подтоплением соседей.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как выбрать биметаллические радиаторы отопления для квартиры: сравнение 5 брендов
На чтение 6 мин.
Почему батареи могут плохо греть? Основной причиной недостаточного прогрева радиаторов является появление в них воздуха. Именно для этого, более восьмидесяти лет назад, и было придумано специальное приспособление для вывода воздуха из батарей и труб отопления — кран Маевского (или клапан Маевского).
Кран Маевского — это запорно регулирующая арматура, выполняющая функции воздухоотводчика в . При его изготовлении чаще всего используется латунь. Кран представляет собой устройство с отверстием для выхода воздуха и вкручиваемым в него винтом. Для герметичности крана при монтаже в отопительную систему на него надевается специальное уплотнительное кольцо.
Управление клапаном производится вручную, посредством регулировочного винта. Регулировку можно произвести обычными отвёртками или специальным ключом.
Принцип работы крана Маевского прост: при выкручивании винта воздух, находящийся в системе, через образовавшийся зазор, стравливается под давлением самой системы.
Клапан Маевского может быть установлен в системы с давлением не выше 1,6 Мпа. Не рекомендуется его установка в системы, в которых возможны гидравлические удары (повышена вероятность возникновения течи)
Помимо простого названия существует и более сложное — радиаторный игольчатый воздушный клапан. Устанавливается кран обычно на радиаторы в пробки-заглушки, имеющие специальные отверстия с резьбой. Либо его монтируют в самых высоких точках отопительной системы.
Различают два типа клапана Маевского: ручной и автоматический.
Главный недостаток автоматического крана — его лёгкая засоряемость. Поэтому не рекомендуется его использование в централизованных системах отопления. Принцип его работы не сложен. Регулировка происходит благодаря поплавку, который открывает клапан Маевского при возникновении в системе воздуха.
Кран Маевского ручного типа всегда имеет одну конструкцию, независимо от изделия. Основные различия разных изделий заключаются в диаметре наружной резьбы на корпусе крана. Обычные диаметры кранов — это 15 и 20 мм. Есть краны с диаметром резьбы 25 мм.
Регулировочный винт клапана Маевского обычно имеет четырёхгранную форму головки (лишь иногда используются 6-ти и 8-ми гранные), с прорезью под обычную отвёртку. Поэтому регулировку крана можно произвести либо специальным ключом, который поставляется в комплекте, либо плоской отвёрткой. Так же изготавливаются модели крана Маевского, которые имеют ручку для регулировки винта. При покупке крана стоит обратить внимание на маркировку. В ней указывается диаметр резьбы в мм. Так же указываются параметры резьбы. Например: М10х1. Длина 10 мм, при шаге резьбы 1 мм.
Для установки клапана вам потребуются некоторые инструменты: гаечный ключ, фум-лента, радиаторная пробка.
Главное правило при монтаже крана — он должен устанавливаться в верхнюю пробку , противоположно стороне поступления теплоносителя.
Последовательность выполнения работ:
В процессе проведения монтажных работ следует обратить внимание на наиболее частые ошибки:
Так же клапан Маевского можно установить на в ванной.
Перед стравливанием воздуха, под кран Маевского лучше поставить какую-то ёмкость (таз или ведро), а сам кран чем-нибудь накрыть. (при стравливании воздуха под давлением могут вылетать брызги воды).
Как поступить если на батарее просто отсутствует такой кран? Вероятнее всего у вас стоят старые чугунные батареи. А на них раньше монтировали простую заглушку, закрученную на лен. И вероятнее всего она уже покрыта несколькими слоями краски. Удалять ее сложно и в некоторых случаях обратно вы ее не установите.
Но если это единственный вариант как стравить воздух из системы то приготовьте разводной ключ, наждачную бумагу, растворитель и тазик, так же застелите поверхность около батареи тряпками или ветошью.
На рынке в основном представлены краны изготовленные из латуни. Но случается попадаются клапаны из стали. Отдать предпочтение нужно латунным изделиям. Главное — это правильно подобрать диаметр корпуса крана.
Несмотря на простоту конструкции клапана Маевского, у него есть как свои достоинства, так и свои недостатки:
Простота конструкции и эксплуатации, которая обеспечивает долговечность крана.
Кран Маевского имеет небольшие размеры, благодаря чему возможна его установка в любых местах.
Благодаря простоте конструкции он надёжен.
Небольшая стоимость.
Стравливать воздух приходится вручную. Из за этого клапан Маевского не подойдёт для больших отопительных систем, так как потребуется очень продолжительное время.
Нельзя устанавливать в системы с давлением выше 1,6 Мпа.
Постарайтесь установить клапана в каждый радиатор в вашей квартире (доме). Таким образом вы повысите эффективность всей вашей системы отопления.
Причиной низкой эффективности системы отопления часто оказывается воздух, который скапливается в трубах и батареях. Чтобы устранить неполадки, необходимо спустить лишний воздух из батарей.
Обычно для этого используется кран Маевского , но если его нет, применяют другие способы.
Обнаружив признаки наличия воздуха в системе отопления, не стоит сразу приниматься избавляться от него. Сначала проверяют контур на целостность и герметичность. Ведь если имеются протечки, проблемы будут продолжаться.
Утечка теплоносителя — потери жидкости, которые происходят из-за неплотных соединений и повреждений контура.
Фото 1. Протечка в трубе отопительной системы. Подобная неполадка может стать причиной плохой работы конструкции отопления.
Возможные места утечек и способы устранения:
Это трудоёмкая часть работы по подготовке системы к отопительному сезону. Но сделать это необходимо, иначе можно остаться без тепла зимой.
Постоянная потеря теплоносителя приведёт к нестабильной работе системы.
Наличие тёплого пола усложняет систему, воздух в петлях пола выгнать непросто.
Пробки воздуха появляются по причине:
Чтобы система правильно запустилась, воздух из неё стравливают до включения котла и нагрева теплоносителя.
Если тёплый пол — основное средство получения комфортной температуры, то воздух в нём допускать нельзя.
Внимание! Обычная система работает, даже если там находится воздух. КПД понизится , но тепло все равно будет поступать. Когда в контуре появился воздух, то пол перестанет греть — причиной тому служат сложная укладка и малый диаметр трубопровода.
Выгонка воздуха из контура пола — длительный процесс:
Справка. При установке системы полезно подумать об оснащении напольного контура сепаратором — устройством для автоматического вывода воздуха из труб.
Вам также будет интересно:
Жидкость — важная составляющая отопления, которую требуется правильно эксплуатировать.
Периодическая замена необходима, но не стоит этим злоупотреблять. Оптимальный срок годности жидкости в трубах — 12 месяцев при условии обязательного слива системы.
Синтетические теплоносители: пропиленгликоль, этиленгликоль остаются в системе до 7—8 лет.
Фото 2. Канистра с синтетическим теплоносителем для отопительной системы. Данное вещество служит дольше, чем обычная вода.
Концентрация синтетических соединений в составе жидкости удлиняет срок годности теплоносителя. Но если нет необходимости использовать антифриз , то можно обойтись простой водой.
Время замены подскажут фильтры грубой очистки: если они не нуждаются в промывке и замене, то вода в системе также пригодна, менять её не нужно.
Это важно, потому что каждая свежая порция жидкости — свежий набор солей и примесей, кислорода, который с новыми силами вступает в реакцию с внутренними поверхностями, оседая на них наслоениями, постепенно снижающими эффективность системы.
Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость , без примесей и активных веществ. То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы.
Если радиаторы засорились, то снимать их для очистки можно, не сливая, достаточно просто перекрыть вентили.
Чрезмерное количество воздуха возникает при заливе теплоносителя в систему .
Чтобы изначально правильно запустить систему, теплоносителем её заполняют по определённому алгоритму.
Вода подаётся снизу вверх, при этом закрытыми должны быть только краны для слива жидкости .
Остальные клапаны остаются открытыми, пока из них не начинает идти вода. Так, постепенно закрывая каждый кран, систему заполняют и готовят к запуску.
После заполнения всего контура запускается принудительная циркуляция (насос) .
Если радиатор не оснащён устройствами для спуска воздуха, избавляться от завоздушенности придётся более трудоёмким способом .
Для этих целей служит заглушка, уплотнённая паклей . Конструкция обычно покрыта краской в несколько слоёв. Такой вариант чаще встречается в старых домах с чугунными радиаторами.
Если слышны и ощутимы признаки завоздушенности (шумы и холодные батареи ), то действовать придётся по схеме, проверенной временем.
Для сохранения имущества и здоровья нужно позаботиться об отключении стояка . Если заглушка полностью выкручена, то будет потоп.
В процессе эксплуатации отопительной системы нередко возникает необходимость стравливания лишнего воздуха, находящегося внутри контура. Кроме того, чтобы избежать связанных с наличием воздуха в трубопроводе проблем, нужно еще и принимать меры, направленные на предотвращение попадания воздуха в систему в дальнейшем. О том, как спустить воздух из батареи и не позволить ему снова попасть туда, и пойдет речь в этой статье.
В первую очередь необходимо разобраться, какую опасность для отопительной системы представляет попавший в нее воздух. А проблема-то довольно проста – воздушные пробки в системе отопления полностью парализовать работу отопительной системы на всей ее протяженности или на отдельном участке.
Все дело в небольшом перепаде давления на входе и выходе из системы – эта величина обычно не превышает 0,2 кгс/см. Такого напора не хватает для того, чтобы нивелировать разницу в уровне плотности воды и воздуха. Из-за этого верхняя часть стояка полностью заполняется воздухом, и теплоноситель просто не может циркулировать. В результате квартиры остаются без отопления, а при наступлении холодов участок системы полностью замерзает.
На описанных выше явлениях проблемы не заканчиваются. В многоэтажных домах, построенных еще в советские времена, до сих пор используются трубы из обычной стали. Влажность в отопительной системе высока, а черная сталь в таких условиях при контакте с воздухом начинает разрушаться в многократном ускоренном темпе. Итог предсказуем – в какой-то момент система приходит в совершенно неработоспособное состояние. Чтобы этого не возникало, придется разбираться, как спустить воздух с системы отопления.
На первый взгляд может показаться, что воздуху в батареях просто неоткуда взяться, ведь система отопления круглый год находится в заполненном состоянии. Номинально так оно и есть, о чем говорят все существующие нормативы – но на практике поддерживать герметичность системы все время попросту невозможно, и со временем это провоцирует удаление воздушной пробки воздуха в системе отопления.
Воздух появляется в батареях из-за следующих факторов:
Для спуска воздуха из отопительной системы используется несколько способов, выбирать из которых нужно в зависимости от двух факторов:
Перед тем, как убрать воздух из системы отопления, нужно рассмотреть все способы подробнее.
Отличительной особенностью нижнего розлива является попарное подключение стояков отопления. Розливы подачи и обратки при такой схеме располагаются в подвале здания, а между ними стояками располагаются вентили. За вентилями устанавливаются или заглушки, или краны, позволяющие сливать воду при необходимости.
Имеющийся в стояках системы воздух при нижнем розливе выдавливается в верхние участки попарно соединенных стояков. На верхнем этаже (как правило, в квартирах, но иногда и в чердачном помещении) между стояками имеется перемычка, возле которой устанавливается кран Маевского, позволяющий стравливать воздух из системы.
Знать о том, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, нужно в первую очередь жильцам квартир на верхних этажах:
При проживании на любом другом этаже достаточно будет попросить соседей сверху стравить воздух в свободное время. В том случае, если по какой-то причине договориться с соседями не получается, нужно будет подать соответствующую заявку в местную жилищную организацию. Главное при этом – добиться того, чтобы заявка была принята по всем правилам, и тогда при возникновении проблем с отоплением можно будет в дальнейшем потребовать перерасчета.
Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.
Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:
Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.
Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:
Если в здании используется верхний розлив, то это значит следующее: точка подачи теплоносителя находится на чердаке, а обратный контур располагается в подвальном помещении. При такой конфигурации стояки подключаются снизу и сверху, при этом имея одинаковую функциональную нагрузку, поэтому в пределах одного этажа система поддерживает равную температуру.
Поводя краткие итоги, можно сказать следующее – при отсутствии опыта и понимания того, как работает отопительная система в многоквартирном доме, лучше не думать о том, как стравить воздух из радиатора самостоятельно. Например, при верхнем розливе существует немалый риск заливания расположенных на верхних этажах квартир, поэтому такую работу лучше передоверить специалистам из жилищной компании.
В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух. Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов.
Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:
Перед тем, как выпустить воздух из батареи, нужно убедиться в том, что система отопления запущена правильно – иногда причиной ее остановки оказывается перекрытый на одном из участков вентиль.
Чтобы избежать травм и других проблем, нужно при стравливании воздуха соблюдать ряд правил:
При проживании на верхнем этаже или в собственном доме можно принять защитные меры, которые позволяет в дальнейшем не думать, как спускать воздух из алюминиевого радиатора:
Заключение
Данная статья подробно отвечает на вопрос о том, как правильно стравить воздух из системы отопления. Эта задача имеет ряд нюансов и трудностей, поэтому при отсутствии уверенности в собственных силах лучше всего поручить ее профильным специалистам или местному жилищному управлению.
Является проблемой, которая не дает системе работать эффективно. Дело в том, что батарея в этом случае не может нагреваться полностью. препятствует распространению воды по всему радиатору. Естественно, вопрос нужно немедленно решать. В противном случае вы будете платить деньги за некачественное отопление и мерзнуть, закутавшись в плед.
Причиной появления такой проблемы является ремонт или подготовка системы к сезону, неправильное наполнение труб водой, плохая герметичность элементов, наличие воздуха в самой жидкости. Если радиатор греет очень плохо, то вам необходимо усвоить информацию о том, как спускать воздух из батарей. В принципе, процедура не представляет сложности, поэтому вы можете провести ее самостоятельно. Естественно, все действия нужно делать очень осторожно, чтобы не сломать радиаторы.
Прежде всего вы должны удостовериться в том, что ваша система оборудована специальными воздухоотводчиками с клапанами, на которые устанавливаются краники. Перед тем как спускать воздух из батарей, определитесь, нужны ли вам какие-либо инструменты для работы. В принципе, они требуются только для ручных воздухоотводчиков. В этом случае для процедуры вам понадобится простой ключ или же отвертка. С автоматическими системами спуска все обстоит гораздо проще. Однако они очень чувствительны к грязи.
Перед тем как спускать воздух из батарей, попробуйте легонько простучать их молотком. Если вы слышите очень звонкий звук, значит, в этом месте есть пробка. Теперь можно приступить к спуску воздуха. Так как после его выхода из трубы начнет капать вода, то вам также понадобится полотенце или небольшая емкость для ее сбора. Теперь возьмите ключ или другой инструмент и откройте клапан. В это время следует прислушиваться к звукам, которые будут раздаваться из батареи. Воздух должен выходить со свистом или шипением.
Так как спускать воздух из батарей достаточно просто, не следует все же забывать об аккуратности. После того, как пробка уйдет, из радиатора начнет сочиться вода. Это говорит о том, что воздуха в системе больше нет и клапан можно закрывать. Делайте это осторожно, чтобы ничего не сломать. В противном случае вы не можете закрыть батарею, и придется вызывать мастера по ремонту.
Если же после проведения этих работ отопление работает недостаточно эффективно, значит, вам придется промывать или продувать батареи. Если же и эта процедура не помогла, значит, система недостаточно хорошо заполнена водой. Также следует учесть и то, что воздушная пробка выходит быстрее, если жидкость в радиаторе является горячей.
Следует отметить, что из батарей, сделанных из алюминия, удалить проблему достаточно сложно. Поэтому старайтесь спускать воздух регулярно, даже если система греет хорошо. Если отопление автономное, то для борьбы с пробкой иногда приходится спускать воду через расширительный бачок.
Теперь вы знаете о том, как спустить воздух с радиатора собственноручно. Пусть в вашем доме будет тепло и уютно в дни зимней стужи. Удачи!