Повесть о Ходже Насреддине. Насреддин в Ходженте или Очарованный принц

«Очарованный принц » — вторая часть дилогии Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине », написанная около 1950 года. Впервые опубликована в 1956 году, а в 1966 году дилогия была опубликована в одной книге, под общим названием «Повесть о Ходже Насреддине». Выдержала множество переизданий, переведена на многие языки мира.

В 1959 году книга была экранизирована под названием «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц».

Сюжет книги «Очарованный принц »:
События второй книги начинаются несколько лет спустя после приключений, описанных в первой книге. Ходжа Насреддин живёт в Ходженте под чужим именем, с женой и семью сыновьями, но мечтает ещё хоть раз побродить по свету. Престарелый дервиш-философ узнаёт его и умоляет помочь исправить совершённый некогда дервишем непростительный грех — он проиграл в кости горное озеро близ Ферганы свирепому кровопийце Агабеку, и тот теперь жестоко угнетает соседних крестьян, нуждающихся в воде. За философскими рассуждениями дервиш пропускает срок дозволенных ему разговоров, и Насреддин не успел выяснить, где точно находится озеро. Тем не менее, он не колеблясь отправляет семью к родственникам и пускается в путь на верном ишаке.

Вскоре его компаньоном становится одноглазый вор, которого, как и дервиша, мучает совесть. Пять лет тому назад он разграбил в Коканде подарки, традиционно выставляемые детям перед праздником в честь местного праведника Турахона. Дух Турахона явился к вору во сне и проклял его; с тех пор душа его не знает покоя, и он заклинает Насреддина помочь ему заслужить прощение.
Прибыв в Коканд как раз в канун праздника Турахона, путники стали свидетелем того, как бессовестный меняла Рахимбай обманул и ограбил нищую вдову, мать троих детей, которая хотела продать последние оставшиеся ценности. Насреддин даёт себе клятву наказать подлеца и вернуть вдове её деньги. Вор, как и в прежние годы, сажает черенок розы у гробницы Турахона и заклинает дух праведника дать ростку расцвести в знак прощения. До сих пор посаженные им кустики неизменно засыхали.
После серии приключений компаньоны становятся обладателями десяти тысяч таньга, которые потратили на праздничные подарки кокандским детям, из них три тысячи и богатые дары достались сыновьям бедной вдовы. Перед отъездом компаньоны навещают гробницу Турахона и потрясены видом роскошного розового куста; счастливый вор возносит благодарственную молитву Турахону. Насреддин понял, что «чудо» сотворил добрый старый хранитель гробницы; в разговоре с ним он узнаёт наконец, как найти Агабека.
Несколько дней спустя друзья достигли цели — горного посёлка Чорак, вотчины негодяя Агабека. Там они узнают, что за весенний полив хозяин озера потребовал себе в жёны юную красавицу Зульфию, возлюбленную Саида, или четыре тысячи таньга. Насреддин посылает одноглазого обратно в Коканд, приказав раздобыть эту сумму, но без воровства. Не без труда, одноглазый находит выход: он забирается к Рахимбаю и уносит присвоенные жирным менялой драгоценности вдовы, а заодно халат и саблю Камильбека, некстати посетившего жену купца. Драгоценности Насреддин подкладывает на поле отца Зульфии, чтобы тот быстро обнаружил этот «клад». Девушка спасена, крестьяне получили воду, чудесное спасение крестьяне приписали Турахону, а бывший вор совершил тем самым ещё один подвиг во имя Турахона.
Тем временем, сам Насреддин входит в доверие к Агабеку и даже становится хранителем озера. Ведёт он себя таинственно; подозрительный Агабек тайком наблюдает за Насреддином и видит удивительную сцену: новый слуга подобострастно ухаживает за своим ишаком, называя его принцем и будущим египетским султаном, кормит лучшими лепёшками и абрикосами. После возвращения вора наступает время решающего спектакля — Агабек выслушивает сказку о заколдованном принце, превращённом в ишака, для убедительности ему после колдовских манипуляций показывают вора в драгоценном халате Камильбека. Лжепринц предлагает Агабеку должность визиря и главного хранителя египетской казны, тот в предвкушении такой карьеры меняет доходное озеро вместе с домом на ишака (нелепо малая цена) и покидает Чорак вместе с «принцем». Насреддин передаёт озеро общине в коллективное пользование, обменяв его на воробья, который одинаково вредил всем крестьянам (принадлежал «всем сообща и никому в отдельности»).
В этом месте автор поместил небольшой вставной рассказ о детстве Насреддина.
Усадьбу Агабека Насреддин передал Саиду и Зульфии как свадебный подарок. Вернувшись в Коканд, он выручает ишака и возвращает вдове её драгоценности. Агабека местные стражи закона за странные речи об ишаках и принцах избили и ограбили дочиста. Бывший вор поселился при усыпальнице Турахона, а Ходжа Насреддин вернулся к семье. Дервиш, как оказалось, уже скончался, но, ко всеобщему удивлению, с радостным лицом, зная, что его прегрешение исправлено.

Леонид Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине 2. Очарованный принц

"Очарованный принц" - вторая аудиокнига дилогии о Ходже Насреддине. Была написана Леонидом Соловьевым в лагере, где писатель сидел по обвинению в подготовке террористического акта.

В этой аудиокниге беззаботный бродяга и мудрец продолжает бороться с несправедливостью и пороком, неизменно становясь на сторону слабых и угнетенных. Он претворяет в жизнь хитрый замысловатый план, дабы справедливость была восстановлена, и зло получило по заслугам.

Леонид Соловьев. Очарованный принц. Аудиокнига 1 часть

Леонид Соловьев. Очарованный принц. Аудиокнига 2 часть



Время звучания: 14:40:27
Издательство: Нигде не купишь
Книгу Леонид Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине 2. Очарованный принц читает Ирина Воробьёва

Насреддин в Ходженте или Очарованный принц. Фильм 1959 года

«Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц » — фильм режиссёров Амо Бек-Назарова и Эразма Карамяна 1959 года. По мотивам повести Леонида Соловьёва «Очарованный принц». Премьера фильма состоялась в декабре 1959 года в городе Сталинабаде, а в Москве первый показ состоялся 14 марта 1960 года.

Интересный фильм, в котором от книги Соловьёва осталось, к сожалению, довольно мало. Действие происходит в Ходженте. Канва второй части про очарованного принца изменена до не узнаваемости, сам принц становится реальным персонажем, глуповатым наследником хана, а в Ходженте почему-то обнаруживается свой хан. Агабек и Чорак отсутствую напрочь. Зато много анекдотических вставок из первой части книги, отсылок к анекдотам и, помимо Багдадского вора, присутствует даже Али-баба.

Ходжа Насреддин прибывает в город Ходжент и знакомится с Багдадским вором. Вместе они собираются освободить сорок невольниц. Насреддин при помощи хитрости, интриг и помощи главаря разбойников Али-Бабы подвергают казни правителей Ходжента и освобождают из плена Очарованного принца .
В ролях:
Гурген Тонунц — Ходжа Насреддин
Сталина Азаматова — Зумрад
Марат Арипов — Багдадский вор
Абдульхайр Касымов
Мухамеджан Касымов
Дильбар Касымова — жена Насреддина
Тахир Сабиров — очарованный принц
Шамси Джураев — Комилбек

Леонид Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине. Книга вторая. Очарованный принц

Скачать книгу " Очарованный принц" (322k) в формате:

«…А дорога все звенела, дымилась под копытами ишака. И звучала песня Ходжи Насреддина. За десять лет он побывал всюду: в Багдаде, Стамбуле и Тегеране, в Бахчисарае, Эчмиадзине и Тбилиси, в Дамаске и Трапезунде, он знал все эти города и еще великое множество других, и везде он оставил по себе память».

И вот несколько лет назад Ходжа Насреддин вместе со своим ишаком появился в Москве. Заняли они свое место рядом со станцией метро «Молодежная» совсем скромно, как будто бы не желая привлекать к себе внимания прохожих. А место это необычайно оживленное, всегда много народа, вокруг все спешат. Куда-то спешит и Ходжа Насреддин, а его верный спутник остановился лишь на одно мгновение, робко предлагая своему хозяину немного отдохнуть. Ходжа оглянулся, но он вовсе не желает здесь задерживаться. На лице у него добрая улыбка, а милый ишачок внимательно слушает своего хозяина, понимая его, как кажется, с полуслова. Пройдет минута, и они скроются в толпе.

Но прохожих они притягивают, словно мощный магнит. Едва ли не каждый желает непременно сфотографироваться рядом с ними. Дети, которые постарше, сразу же сами забираются верхом на ишака, тех, что помладше, усаживают их родители. Да и взрослые люди не могут удержаться от желания посидеть на ишаке самого Насреддина! Весь день до позднего вечера вокруг них царит оживление, слышны веселые голоса. Меняются фотографы, меняются те, кого фотографируют. Трудно улучить минуту, когда около них никого нет. Что и говорить, нынешняя жизнь у бедного ишака весьма нелегкая, но он нисколько не унывает!

Для большинства читателей знакомство с Ходжой Насреддином, скорее всего, началось не с книги, а с кино. Самый известный фильм «Насреддин в Бухаре» был поставлен во время войны в 1943 году. Авторы сценария Л.Соловьев и В.Виткович, режиссер Я.Протазанов, в главной роли снимался народный артист СССР Лев Свердлин. Этот фильм видели очень и очень многие. Но был еще один фильм: «Похождения Насреддина», снятый на ташкентской киностудии в 1946 году. Автор сценария В.Виткович, режиссер Наби Ганиев. Главную роль в нем исполнил народный артист СССР Раззак Хамраев. Два замечательных актера, два замечательных фильма. Однако последний из них, кажется, видели совсем немногие. Возможно, даже мало кто из нынешних зрителей знает о его существовании.

Автор этой скульптурной композиции Андрей Юрьевич Орлов, видимо, следовал своему собственному замыслу и представлению об этом персонаже. Его Ходжа Насреддин не напоминает ни одного из актеров, которые исполняли эту роль в кинофильмах. Композиция простая и выразительная, Насреддин со своим ишаком сразу же стали всеобщими любимцами. Как приятно в повседневной уличной сутолоке, среди озабоченных, зачастую раздраженных прохожих, неожиданно встретить старого, доброго знакомого, любимого литературного героя! Наверняка у всякого, кто увидит их здесь, настроение изменится к лучшему и сделается он, хотя бы на мгновение, чуть добрее.

Автору «Повести о Ходже Насреддине» судьбою было назначено встретить своего героя. Писатель Леонид Васильевич Соловьев (1906-1962) родился далеко от Бухары, но случилось это под небом Востока. Его отец В.А. Соловьев служил помощником инспектора северо-сирийских школ Императорского Православного общества в городе Триполи, на восточном берегу Средиземного моря (современный Ливан). Здесь встретились, познакомились и поженились родители будущего писателя, здесь у них появился на свет их сын Леонид. Но на этой земле побывал когда-то и сам Ходжа Насреддин: «Покинув Бухару, Ходжа Насреддин со своей женой Гюльджан направился сначала в Стамбул, а оттуда к арабам. Он возмутил спокойствие поочередно в Багдаде, Медине, Бейруте и Басре, привел в небывалое смятение Дамаск, потом завернул мимоходом в Каир» . («Очарованный принц».)

В 1909 году, когда мальчику было около трех лет, семья его вернулась на родину и поселилась в Бугуруслане. Но в доме сохранялись воспоминания и рассказы о далекой, экзотической стране. В 1920 (или 1921) году семья переехала в Коканд, его отец был назначен здесь заведующим железнодорожной школой. Легенды и рассказы о Востоке превратились в реальность.

Печататься молодой писатель начинал в газете «Туркестанская правда», в дальнейшем «Правда Востока», в этой газете он работал специальным корреспондентом до 1930 года. Он очень хорошо знал и любил узбекский и таджикский фольклор. Леонид Соловьев стал автором многих произведений, но самое известное из них – это «Повесть о Ходже Насреддине». Сам он шутливо говорил об этом: «Какую свинью подложил мне этот Ходжа Насреддин – сделал меня автором одной книги…»

Первая книга о Ходже Насреддине «Возмутитель спокойствия» была опубликована в 1939 (или 1940) году. Успех повести пришелся на предвоенные годы. В сентябре 1946 года писатель был арестован, его обвинили в подготовке террористического акта. Поэтому, наверное, нет его фамилии, среди авторов фильма Н.Ганиева, как сценариста. Свою вторую книгу о Ходже Насреддине «Очарованный принц» он писал, находясь в заключении в мордовском лагере, где был сначала ночным сторожем в цехе, а потом ночным банщиком. Ночная работа позволяла ему сосредоточиться над книгой, бумагу присылали родители и сестры. Так была написана одна из самых добрых и любимых наших книг. Над книгой писатель работал до конца 1950 года. На свободу он вышел в июне 1954 года, этот год указал как год окончания работы над своей книгой. В 1956 году обе книги «Повести о Ходже Насреддине» впервые были выпущены в Ленинграде в одном томе.

Автор биографического очерка о нем (в послесловии к однотомному изданию 1971 года) Дм.Молдавский не мог в те времена рассказать об этом читателям. Теперь нам понятен смысл его слов, спрятанный между строк: «После войны имя Леонида Соловьева в течение нескольких лет не упоминалось. Но и в эти годы писатель продолжал работать. Старый друг его Ходжа Насреддин пришел снова к нему в самое тяжелое время жизни, пришел, чтобы вдохнуть надежду и веру в грядущее. Он помог сохранить ему юмор и оптимизм, которым так поражались первые слушатели этого произведения…»

Уже после смерти писателя Дм.Молдавский встречался в Намангане с его сестрой Екатериной Васильевной, она ему говорила: «Леонид, прежде всего, был и до конца остался «азиатом». Запаса впечатлений, вынесенных из Средней Азии, хватило ему на всю жизнь. Из этих впечатлений сложилось самое значительное произведение Леонида – «Повесть о Ходже Насреддине».

И еще она говорила: «Простые герои книги Леонида – это люди, которых он встречал в повседневной жизни. А вот эмиры, ханы, вельможи – это персонажи сказок».

Персонаж этой старой открытки, несомненно, был одним из тех людей из народа, благодаря которым и сложилась легенда о Ходже Насреддине. Фотограф встретил этого молодого человека в далекие времена где-то в Маргеланском уезде, беззаботного бродягу и весельчака, который разъезжал по городам, рассказывал, наверное, разные истории, развлекая своими шутками постояльцев караван сараев, тем самым зарабатывал себе на пропитание. Можно заметить, что он не бедствовал, есть у него свой собственный транспорт, его ишак. Одет он отнюдь не в лохмотья, да и веселое его настроение вовсе не выглядит притворным. Не похож он на голодного нищего. Стало быть, его рассказы и шутки ценились и вполне достойно оплачивались. Как знать, быть может, и Леонид Васильевич Соловьев, который в 1924-25 годах много разъезжал по Ферганской области, работая специальным корреспондентом, повстречал когда-то этого человека, к тому времени уже весьма постаревшего.

Как только последний стражник исчез в темноте - толпа хлынула к берегу, зашумела и загудела; зажглись факелы, которые были приготовлены заранее и лежали неподалеку в кустах. Скорбно закричали женщины, оплакивая Ходжу Насреддина.

Надо похоронить его как доброго мусульманина, - сказал старый Нияз.

Гюльджан стояла рядом с ним, опираясь на его плечо; она была недвижима и безмолвна.

Чайханщик Али и кузнец Юсуп полезли с баграми в воду. Они шарили долго, наконец - зацепили мешок и поволокли к берегу. Когда он показался из воды - черный, отблескивающий при свете факелов и опутанный цепкими водорослями, - женщины завыли еще громче, заглушая своими воплями звуки веселья, доносившиеся из дворца.

Десятки рук подхватили мешок.

Несите за мной, - сказал Юсуп, освещая факелами путь.

Мешок положили под раскидистым деревом на траву. Столпившийся вокруг народ ждал молча.

Юсуп вынул нож, осторожно разрезал мешок по длине, заглянул в лицо мертвому и вдруг отшатнулся, застыл с выпученными глазами, силясь что-то вымолвить неповинующимся языком.

Чайханщик Али бросился на помощь к Юсупу, но и с чайханщиком стряслось то же; он вскрикнул и вдруг повалился на спину, обратив к небу свое толстое пузо.

Что случилось? - загудели в толпе. - Пустите нас, покажите нам!

Гюльджан, рыдая, стала на колени, нагнулась к бездыханному телу, но кто-то подсунул факел - и она отпрянула в безмерном страхе и удивлении.

Тут полезли с факелами со всех сторон, берег озарился ярко, и общий могучий вопль потряс тишину ночи:

Это - ростовщик Джафар!

Это - не Ходжа Насреддин!

Было оцепенение, смятение, а потом люди вдруг заорали, полезли на плечи друг другу, началась давка и толкотня: каждый хотел убедиться собственными глазами. С Гюльджан творилось такое, что старый Нияз поспешил увести ее подальше от берега, опасаясь за ее рассудок: она плакала и смеялась, верила и не верила, и порывалась взглянуть еще.

Джафар, Джафар! - неслись ликующие крики, в которых бесследно тонул далекий гул веселья во дворце. - Это ростовщик Джафар! Это он! И его сумка с долговыми расписками здесь!

Прошло много времени, прежде чем кто-то опомнился и спросил, обращая свой вопрос ко всем:

Но где же тогда Ходжа Насреддин? По всей толпе загудело из края в край, из конца в конец:

Но где же тогда Ходжа Насреддин? Куда он девался, наш Ходжа Насреддин?

Здесь он, здесь! - раздался знакомый, спокойный голос, и все, повернувшись, с изумлением увидели живого и не сопровождаемого стражниками Ходжу Насреддина, который шел зевая и лениво потягиваясь: он незаметно уснул около кладбища и поэтому опоздал к водоему.

Я здесь! - повторил он. - Кому я нужен, подходите! О благородные жители Бухары, зачем вы собрались у водоема и что вы здесь делаете в такой поздний час?

Меня? - сказал он. - Оплакивать?… О благородные жители Бухары, вы плохо знаете Ходжу Насреддина, если думаете, что он собирается когда-нибудь умереть! Я просто прилег отдохнуть около кладбища, а вы уже решили, что я умер!

Больше ему не удалось ничего сказать, потому что налетел, крича, толстый чайханщик Али, за ним - кузнец Юсуп; Ходжа Насреддин едва не задохнулся в их жарких объятиях. Мелко семеня, подбежал Нияз, но старика сейчас же оттеснили. Ходжа Насреддин очутился в середине большой толпы, каждый хотел обнять его и поздороваться с ним, а он, переходя из объятий в объятья, стремился туда, где слышался сердитый и нетерпеливый голос Гюльджан, которая тщетно старалась пробиться к нему сквозь толпу. Когда наконец они встретились, Гюльджан повисла на его шее. Ходжа Насреддин при всех целовал ее, откинув покрывало, и никто, даже самые ревностные блюстители законов и приличий, не посмел усмотреть в этом что-либо предосудительное.

Ходжа Насреддин поднял руку, призывая к тишине и вниманию.

Вы собрались оплакивать меня, о жители Благородной Бухары! Да разве не знаете вы, что я - бессмертен!

Я - Ходжа Насреддин, сам себе господин,

И скажу - не совру - никогда не умру.

Он стоял, озаренный ярким пламенем шипящих факелов; толпа дружно подхватила его песню, и над ночной Бухарой понеслось, гудя, звеня и ликуя:

Нищий, босый и голый, я - бродяга веселый,

Буду жить, буду петь и на солнце глядеть!

Куда было дворцу до такого веселья и ликования.

Расскажи! - закричал кто-то. - Расскажи, как ты ухитрился утопить вместо себя ростовщика Джафара?

Да! - вспомнил Ходжа Насреддин. - Юсуп! Ты помнишь мою клятву?

Помню! - отозвался Юсуп. - Ты сдержал ее, Ходжа Насреддин!

Где он? - спросил Ходжа Насреддин. - Где ростовщик? Вы взяли его сумку?

Нет. Мы не притрагивались к нему.

Ай-ай-ай! - укоризненно сказал Ходжа Насреддин. - Неужели вы не понимаете, о жители Бухары, с избытком наделенные благородством, но чуточку обиженные умом, что если эта сумка попадет в руки наследникам ростовщика, то они выжмут из вас все долги до последнего гроша! Подайте мне его сумку!

Десятки людей, крича и толпясь, бросились выполнять приказание Ходжи Насреддина, принесли мокрую сумку и подали ему.

Он наугад вынул одну расписку.

Седельник Мамед! - крикнул он. - Кто здесь седельник Мамед?

Завтра ты, седельник Мамед, должен уплатить по этой расписке пятьсот таньга. Но я. Ходжа Насреддин, освобождаю тебя от уплаты долга; обрати эти деньги на свои нужды и купи себе новый халат, ибо твой больше похож на созревшее хлопковое поле; отовсюду лезет вата!

С этими словами он порвал расписку в клочки. Так он поступил со всеми расписками. Когда была порвана последняя. Ходжа Насреддин, сильно размахнувшись, швырнул сумку в воду.

Пусть она лежит на дне всегда и вечно, эта сумка! - воскликнул он. - И пусть никогда никто не наденет ее на себя! О благородные жители Бухары, нет большего позора для человека, чем носить такую сумку, и что бы ни случилось с каждым из вас, и если даже кто-нибудь из вас разбогатеет, - на что, впрочем, мало надежды, пока здравствуют наш солнцеподобный эмир и его неусыпные визири, - но если так случится и кто-нибудь из вас разбогатеет, то он никогда не должен надевать такую сумку, дабы не покрыть вечным позором и себя самого, и свое потомство до четырнадцатого колена! А кроме того, он должен помнить, что на свете существует Ходжа Насреддин, который шутить не любит, - вы все видели, какому наказанию подверг он ростовщика Джафара! Теперь я прощаюсь с вами, о жители Благородной Бухары, пришло мне время отправляться в дальний путь. Гюльджан, ты поедешь со мной?!

Поеду - куда хочешь! - сказала она.

Жители Бухары достойно проводили Ходжу Насреддина. Караван-сарайщики привели для невесты белого, как хлопок, ишака; ни одного темного пятнышка не было на нем, и он горделиво сиял, стоя рядом со своим серым собратом, старинным и верным спутником Ходжи Насреддина в скитаниях. Но серый ишак ничуть не смущался столь блистательным соседством, спокойно жевал зеленый сочный клевер и даже отталкивал своей мордой морду белого ишака, как бы давая этим понять, что, несмотря на бесспорное превосходство в масти, белый ишак далеко еще не имеет перед Ходжой Насреддином таких заслуг, какие имеет он, серый ишак.

Кузнецы притащили переносный горн и подковали тут же обоих ишаков, седельники подарили два богатых седла: отделанное бархатом - для Ходжи Насреддина и отделанное серебром - для Гюльджан. Чайханщики принесли два чайника и две китайские наилучшие пиалы, оружейник - саблю знаменитой стали гурда, чтобы Ходже Насреддину было чем обороняться в пути от разбойников; коверщики принесли попоны, арканщики - волосяной аркан, который, будучи растянут кольцом вокруг спящего, предохраняет от укуса ядовитой змеи, ибо змея, накалываясь на жесткие волосинки, не может переползти через него.

В последнее время в российских городах появляется много необычных памятников. Не стала исключением и Москва.

1 апреля 2006 года в Москве рядом с метро Молодежная на Ярцевской улице поставили памятник философу, поэту, герою восточных легенд и острослову Ходже Насреддину. Его изваяли в бронзе с книгой в руках вместе с его постоянным спутником ослом. Автор памятника - скульптор Андрей Орлов. Адрес: метро Молодежная (первый вагон из центра). Выход направо на Ярцевскую улицу, д. 25 А.

Весит скульптурная композиция 750 кг.

Интересно то, что Ходжа Насреддин считается народным героем и в Средней Азии, и на Кавказе, и на Среднем и Ближнем Востоке. Поэтому неудивительно, что на открытии памятника присутствовали люди разных национальностей - и таджики, и азербайджанцы, и турки, и узбеки, и афганцы, и казахи.

Любой человек хоть когда-нибудь слышал о Ходже Насреддине. Его часто вспоминают по поводу и без повода. Он побывал в самых немыслимых ситуациях, хитрил, обманывал, выкручивался, шутил, издеваясь над корыстью и невежеством, высмеивал человеческую глупость, при этом оставаясь всегда мудрым.

Памятник очень симпатичный. Ходжа Насреддин с книгой в руках ведет за собой любимого осла. Но вот, если Насреддин выглядит очень реалистично, то осел получился кукольным и напоминает осла Шрека. Отсюда и некоторые диспропорции в фигуре Ходжи и его спутника. Несмотря на то, что никому непонятно, почему он тут стоит и зачем, памятник очень симпатичный и вызывает только добрые чувства. Уши у осла уже натерты до блеска. Очевидно, дети любят на него забираться, хватаясь за них. А может, уже и появилась какая-то примета. Например, подержав осла за уши, станешь мудрее или остроумнее...

Наверное, не стоит уж так серьезно воспринимать этот памятник. Скорее, это городская скульптура, которая стала популярна в последнее время. Обыкновенный элемент городского дизайна. Тем более рядом стоит палатка, где продается шаурма. Вполне в стиле...

Много написано историй про Ходжу Насреддина. Вот одна из них. Насреддин потерял осла. На базаре он стал выкрикивать: «Кто отыщет моего осла, тот получит его в подарок вместе с уздечкой, потником и седлом!» Его спросили, ради чего нужно тратить много сил и искать осла, если он все равно будет отдан в награду. Ходжа с уверенностью ответил: «Да, все так. Но вы просто не испытывали никогда радость находки».

Вот так и москвичи - найдя такую чудесную и необычную скульптуру, получают огромную радость от своей находки.

«Есть в Аравии реки, которых только среднее течение открыто человеческому взору, а начало и конец прячутся в подземных глубинах. Жизнь Ходжи Насреддина можно уподобить такой реке: всё, что мы о нём знали, относилось к его среднему возрасту, от двадцати до пятидесяти лет; детские же годы, равно как и старость, пребывали в сокрытии.

Восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя; где среди них единственная? Да может быть, её и нет среди этих восьми; может быть, ему достойной гробницей послужило море или горное туманное ущелье, а надгробным плачем над ним был дикий вой морского урагана или необъятный, медлительно-тяжкий гул снежной лавины...

Что касается истоков его бытия - то знают, что родился и вырос он в Бухаре, но как он жил в детстве, какие могучие кузнецы давали закал его сердцу, какие мастера оттачивали его разум, кто из мудрецов открыл ему природу его неукротимого духа, - всё это оставалось до сих пор неизвестным»*.
______________________
* Леонид Соловьёв. Повесть о Ходже Насреддине. Л., 1988.

Так написал в своей знаменитой книге «Повесть о Ходже Насреддине» писатель и сценарист Леонид Соловьёв*. Это, пожалуй, лучшее произведение на русском языке, рассказывающее о легендарной жизни прославленного мудреца.
____________________
* Леонид Васильевич Соловьёв (1905 - 1962) родился в Триполи (Ливан). В 1925-1929 гг. преподавал в Коканде, затем два года был специальным корреспондентом газеты «Правда Востока». В 1933 г. он окончил сценарный факультет ГИКа. С этого времени писал киносценарии и романы, преимущественно о Среднем Востоке и морских подвигах.

На Востоке утверждают, что Ходжа Насреддин - историческое лицо. По советской традиции, когда всё лучшее должно было быть (и зачастую действительно было) нашим, Соловьёв придерживался версии, что Ходжа - уроженец Бухары. После развала СССР, когда Узбекистан стал для нас чужой страной, но для россиян распахнули двери турецкие курорты, гораздо популярнее стала версия о его турецком происхождении.

Установить истину чрезвычайно трудно. Ведь в разных странах его даже зовут по-разному: узбеки и турки - Ходжой Насреддином; афганцы - Насреддином Афанди (Эфенди, Эпенди); азербайджанцы и чеченцы - Муллой (или Моллой) Насреддином; называют его и Анастратином, и Несартом, и Насыром, и Наср ад-дином. При этом надо учитывать, что имена Ходжа, Афанди или Мулла не означают духовного сана, поскольку в старину на Востоке принято было так называть всех наиболее уважаемых и образованных людей

Согласно турецкой версии, Ходжа Насреддин (1208 - 1284) родился в деревне Хорту* близ местечка Сиврихисар** в турецкой Анатолии.
_________________________
* Ныне деревня Насреддин-ходжа.
** Видимо, точное название его Сиври-исар (турецк.) - «крепость с заостренными стенами»; дело в том, что местечко со всех сторон окружено скалистыми горами с заострёнными вершинами.

Отца Насреддина звали Абдуллах Эфенди, он был имамом деревенской мечети, человеком для своего времени весьма образованным. Зато мать его, красавица Сыдыка Хатун, была безграмотной, к тому же очень вздорной и скандальной женщиной. Редко кто сомневается, что знаменитые анекдоты о склочной жене Насреддина - это истории из жизни его родителей.

Начальное образование Насреддин получил в медресе. Потом долгое время работал старшим учителем, почему его и стали называть Ходжой (учитель), а после смерти отца он занял место в деревенской мечети. Некоторые считают, что остроумец был кадием - народным судьёй и одновременно писал басни*.
_________________________
* Басни Ходжи Насреддина впервые были изданы в 1923 г. в Париже.

Умер настоящий Насреддин якобы в городе Акшехире, километрах в двухстах южнее родной деревни. Там сейчас и находится одна из его гробниц, та самая, на которой высечена знаменитая перевёрнутая дата его смерти - 386 г. по восточному календарю. Согласно преданию, это была последняя шутка хитреца, который велел начертать год его смерти наоборот - на самом деле на гробовой плите должна была стоять цифра 683.

Согласно другой версии, Ходжа Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-ар-Рашида* и был выдающимся учёным. Он проповедовал некое ложное учение, и его стали преследовать учителя веры. Тогда Насреддин притворился безумцем, стал шутом и получил возможность свободно говорить всё, что думал.
_________________
* Гарун-аль-Рашид (Харун-ар-Рашид) (763 или 766 - 809) - арабский халиф, глава Аббасидского халифата с 786 г. Правление его связано с массовыми репрессиями знати. Среди казнённых оказался визирь Джафар, который по сказкам «Тысячи и одной ночи» является самым близким другом и спутником халифа во время ночных путешествий по Багдаду.

Как бы там ни было, сегодня Ходжа Насреддин является прославленным героем фольклора многих стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Остряк-философ и неунывающий бродяга, ходит он по свету со своим любимым ослом и учит людей жизни, защищает бедных, наказывает богачей и злодеев, что, впрочем, одно и то же.

Кстати, под ослом обычно принято рассматривать бессловесный народ - и тягловая сила, и транспорт, и терпеливый, безмолвный слуга. Для Насреддина он ещё верный друг, который никогда не предаст и поможет в трудную минуту. Правда, Насреддин не стесняется и пошутить над бессловесным животным с выгодой для себя. Напомню знаменитую притчу.

Однажды Ходжа Насреддин стал повсюду хвастаться, что может научить своего осла говорить. Узнал о том султан и призвал хвастуна к ответу. Насреддин предложил оплатить ему труды, а через двадцать лет он будет готов показать повелителю говорящего осла. Султан повелел выплатить названную сумму и стал ждать. Когда жена вздумала ругать Ходжу за глупость, где это видано - научить осла человечьей речи, мудрец ответил:

Успокойся! За двадцать лет кто-то наверняка помрёт - либо ишак, либо султан.
Короткие истории-притчи о Ходже Насреддине относят к особой школе суфизма*. При этом остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, представляют собой уникальное явление.
_________________
* Суфизм (от араб. суф - грубая шерстяная ткань, власяница) - мистическое течение в исламе; ему характерен аскетизм и учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога.

«Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчёта и саму систему координат - стать необычным. Такой метод “отстранения” весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это “путём упрёка”), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок»*.
_____________
* Идрис Шах. Мудрость идиотов. Подвиги несравненного муллы Насреддина. Суфийские притчи. М., 1993

Остроумие Насреддина прославило его в веках. Народным любимцем он, видимо, стал уже при жизни. Со временем слава его не убавилась, а столь усилилась, что ныне у некоторых народов Востока даже сложилась традиция - если кто-то произносит в обществе имя Ходжи Насреддина, он обязан рассказать семь историй из жизни остроумца, а в ответ на это каждый слушатель также должен рассказать свои семь историй о Ходже. По преданию, семь историй о Насреддине, изложенных в определённой последовательности, могут привести человека к озарению и мгновенному постижению истины.

Первые лятаиф - анекдоты о Насреддине - записаны в Турции в XVI в. Со временем они были собраны в книге. Первая книга анекдотов о Насреддине появилась в Турции в 1837 - 1838 гг. В 1859 г. востоковед Малауф перевёл их на французский язык и издал в Париже. С этого времени Ходжа стал популярным героем и у европейских народов.

В мире установлено несколько памятников Ходже Насреддину. Самые известные - у въезда в Сиврихисар и в Хорту, а также в Бухаре. Недавно памятник остроумцу появился в День смеха в Москве на Ярцевской улице. Скульптор Андрей Орлов*. Любопытно, что на всех памятниках Насреддину сопутствует ослик.
_________________________
* Андрей Юрьевич Орлов (р. 1946) - русский скульптор; в России и за рубежом установлено более 20 памятников автора, в том числе: в Москве - барону Мюнхгаузену, Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону; под Калугой - Маленькому принцу; в Подольске - Петру и Февронии и Золотой рыбке и др.

Классикой советского кинематографа стал фильм Якова Протозанова* «Насреддин в Бухаре», снятый во время Великой Отечественной войны в 1943 г. в Ташкенте. Автором сценария был Леонид Соловьёв, а роль Ходжи Насреддина исполнил выдающийся актёр Лев Свердлин**.
______________________
* Яков Александрович Протозанов (1881 - 1945) - один из ведущих режиссёров мирового немого кино. В СССР снял такие знаменитые фильмы, как «Аэлита» (1924), «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) и другие.
** Лев Наумович Свердлин (1901 - 1969) - один из ведущих актёров советского кино; народный артист СССР.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot