Презентация характеристика различных насекомых переносчики болезни. Презентация для родителей «Насекомые — переносчики опасных инфекций: будьте осторожны! Эпидемиологическое значение клещей

  • Вспышки эпидемии происходили летом в периоды наибольшей активности клещей. Болезнь была названа весенне-летним
  • Носительство вируса (так называемая вирусофорность) в разных районах различается и колеблется от 0.2
  • Распределение клещей по территории мозаично, так как зависит от:
  • Эпидемиологическое значение клещей
  • Переносчик марсельской, «прыщевой» лихорадки Rhipicephalus Sanguineus,. как правило не нападает на человека, чем,
  • Иксодовые клещи большинство передаваемых ими возбудителей (вирус энцефалита и др. - я их
  • Чтобы предохранить себя, от клещевого энцефалита, нужно носить в тайге специальную защитную одежду
  • В результате эволюции аргасовые клещи приспособились к длительнельному голоданию. Развитие от яйца до
  • Чтобы предохранить себя в пустыне от кожного лейшманиоза и клещевого тифа, надо принимать
  • Трансмиссивные болезни и их перенос.
  • Надсемейство Гамазовых клещей объединяет более 20 семейств мелких (0,2 - 2,5 мм) клещей,
  • Семейство Краснотелковые клещи
  • Из передаваемых клещами заболеваний в Петербурге (тогда еще Ленинграде) в 1989 году было
  • Двукрылые насекомые -
  • Эффект прерванного кормления имеет место ещё и потому, что самкам слепней для полного
  • Наибольшая численность личинок в сосудах кожи человека наблюдается в дневное время. Когда слепни
  • Борьба со слепнями включает:
  • Механические переносчики лейшманий, сибирской язвы, туляремии. Принадлежит к семейству Мuscidае - настоящих мух,
  • Гнус
  • Основными принципами борьбы с гнусом следует назвать следующее:
  • В основе мероприятий по борьбе с переносчиками – москитами следует назвать использование аэрозолей
  • Защитное действие репеллента при нанесении на кожу продолжается 10-12 часов.
  • Комары и другие кровососы как
  • Возбудители комариных энцефалитов и лихорадок проделали длительный путь совместной эволюции со своими переносчиками
  • В Центральной Африке среди обезьян вирус распространяет Аеdеb africanus. При набегах обезьян на
  • У двукрылых насекомых в средней кишке вокруг пищевого комка образуется перитрофическая оболочка -
  • У москитов вирус лихорадки папатачи передаётся трансовариально и трансстадиально. Вирус сохраняется в зимующих
  • Взаимосвязи паразита и переносчика, являющегося хозяином, зависят от эффективности преодоления защитных барьеров хозяина
  • Некоторые черты биологии и экологии комаров
  • Экзофилы (родниковый малярийный комар, камышовый малярийный комар) охотнее нападают на прокормителей на открытом
  • Важность истребления самок эндофильных видов комаров на днёвках,
  • Связь комаров с человеком или домашними животными в значительной степени определяется ещё и
  • Запас сперматозоидов, полученный самкой во время копуляции, достаточен для того, чтобы на протяжении
  • Гонотрофический цикл у всех видов и подвидов включает несколько периодов:
  • В Ленинградской области обитает и встречается в летнее время наиболее распространенный в России
  • Анофелогенные водоёмы и усадьбы, где держат скот, находятся под контролем санитарной службы и
  • В зависимости от привязанности мух к населённым местам их делят на
  • Попеременно контактируя с отбросами, фекалиями, помётом животных и пищей человека мухи механически могут
  • Основным мероприятием против мух следует считать санитарную очистку, состоящую
  • В поисках добычи блохи могут мигрировать на значительные расстояния. Наблюдаются сезонные колебания численности,
  • Чума - болезнь с природной очаговостью, поражающая диких грызунов пустынь и степей. Включение
  • У блох X.cheopis (крысиная блоха) и Oropsylla silantiewi (блоха сурка) формирование полного блока
  • Внашей стране число видов блох особенно велико на юге. В тундре встречаются только
  • Блохи имеют важное эпидемиологическое значение. Кроме чумы, которая, к счастью, редко о себе
  • Борьба с блохами ведётся по следующим направлениям:
  • На человеке паразитируют вши, относящиеся к 2 родам:-
  • При расчесывании кожи вследствие зуда от уколов в места расчёса попадает инфекция. Происходит
  • Следует отметить, что больного с высокой температурой равно как и умерших от тифа
  • Многие паразитарные системы включают 1) резервуар возбудителя болезни, 2) возбудителя и 3) тюреносчика.
  • Членистоногие – переносчики заболеваний

    В лекции рассматриваются следующие вопросы.

    1. Введение. История изучения членистоногих (переносчиков) в качестве переносчиков заболеваний.

    2. Важнейшие группы членистоногих – переносчиков, трансмиссивных болезней человека, меры борьбы с ними и их эпидемиологическое значение.

    А). Клещи (значение).

    Б). Двукрылые насекомые и основные принципы борьбы с ними

    3. Особенности биологии и экологии переносчиков и их взаимоотношения с возбудителями болезней.

    4. Эпидемиологическое значение переносчиков в связи с природной очаговостью ряда трансмиссивных заболеваний.

    5). Эволюционные аспекты становления кровососущих членистоногих в качестве переносчиков.

    Впервые перенос

    В некоторых районах Африки. Азии (например, в Индии) и Америки до сих пор в отдельные годы от чумы умирает несколько тысяч или сотен человек.

    Если среди грызунов возникает чумная эпизоотия (так

    называются массовые заразные заболевания животных), блохи могут перенести возбудителя болезни и на людей. Чума природноочаговое заболевание, антропозооноз, а специфическим переносчиком возбудителя этого заболевания являются блохи.

    Раскрытие её тайны, то есть зоонозной. природноочаговой природы и трансмиссии блохами принадлежит отечественному врачу-исследователю Заболотному Д. К. и его ученикам.

    Очень много сделали для выявления переносчиков болезней советские учёные, особенно акад. Е. Н. Павловский. Под его руководством проведено в разных районах

    СССР свыше 160 экспедиций в очаги эпидемий, изучены сотни видов животных, обитающих там, их повадки, образ жизни, их анатомическое строение - и определены пути распространения очень многих болезней.

    - для имаго Ixodes persulcatus -г леса, вырубки, просеки, тропы кустарники в лесостепи;

    - для имаго и нимф Ixodes ricinus - мелколиственные и смешанные леса, умеренно увлажнённые, без заболоченности;

    - для нимф и имаго Наemарhуsalis сопсinпа кустарниковыt поросли, кочкарные болота, поймы рек, колки (участки леса в степи);

    - для имаго Dегmасеntюг mагginatus - степь с кустарниками, пойменные луга, балки (ложбины, узкие овраги), берега озёр, поляны в лесу;

    - для имаго Dегmасеntorг silvarum - низменные луга вдоль рек, склоны холмов, вырубки тайги, просеки (в окультуренной человеком тайге ). Этот вид называют «спутником человека»

    Эпидемиологическое значение клещей

    Иксодовые клещи передают:

    1)возбудителей группы клещевого энцефалита, крымской геморрагичесокой лихорадки (тоже вирусное заболевание);

    2) клещевого сыпного тифа Северной Азии (КСТСА), марсельской лихорадки, Ку - лихорадки (риккетсиозы);

    3) туляремии. болезни Лайма - спирохетоз/бактериальные заболевания).

    Перечисленные заболевания являются природно очаговыми. В клещах возбудители долго сохраняются и передаются от фазы к фазе (грансфазно), а также трансовариалъно (через яйцо) от самки - потомству. Поэтому иксодовые клещи являются резервуарами возбудителей в природе наряду с позвоночными животными. Длительность развития клещей от яйца до имаго составляет в зависимости от количества хозяев - прокормителей 1, 2 или 3 года.

    Разделы: Биология

    Оборудование: коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.

    Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление нового материала.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых:

    “Любил бы лето я, когда б… не комары да мухи…” А.С.Пушкин

    Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.

    Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека.

    Комнатная муха. Комнатная муха относится к отряду двукрылых. Взрослая муха питается той же пищей, что и человек. Каждые 2-4 дня самка комнатной мухи откладывает 150 яиц. Через 13 дней из яйца вылупляется личинка. Личинки мух развиваются в разного рода гниющих отбросах. Личинки мух белые безголовые и безногие. Через 10 дней личинка превращается в куколку. Через 3 дня из куколки выходит взрослая муха. На себе и в себе (в кишечнике) муха носит до 30 миллионов бактерий, в том числе возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

    Демонстрирует коллекции “Отряд двукрылые. Мухи”

    Медицинский работник: Брюшной тиф – инфекционное заболевание, вызываемое брюшнотифозной палочкой.

    Симптомы: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, увеличение печени и селезенки, иногда наблюдается заторможенность, галлюцинации, бред, потеря сознания. Могут быть осложнения -кишечные кровотечения, перфорация кишечника. Для того, чтобы не заразиться этой болезнью необходимо бороться с мухами: применять сетки на окна и форточки, уничтожать мух, применять реппеленты. Реппеленты – это средства, отпугивающие насекомых.

    Предложить учащимся рассмотреть микропрепарат “Ротовой аппарат комара”. Вопросы классу после изучения строения хоботка под микроскопом: “Что вам напоминает хоботок комара? Почему этот орган называют колюще-сосущим?”. Пояснить, что хоботок комара – это приспособление к кровососанию.

    Слепни. Слепни – представители отряда двукрылых. Длина тела – 2 см. У слепней ярко-зеленые глаза. Самки слепней больно кусают теплокровных животных: коров, лошадей, лосей, оленей, птиц, человека. Самцы питаются нектаром цветов. Самкам кровь необходима для развития яиц. Укусы слепней докучают сельскохозяйственным насекомым, из-за их укусов могут снизиться удои молока у коров.

    Закрепление знаний.

    1. Найти соответствие:

    2. Найти соответствие:

    3. Найти соответствие.







    Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно. На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.


    Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифов, а блохи - чумы. Взрослые блохи питаются исключительно кровью, ежедневно высасывая количество крови, в 20 раз превышающее собственный вес. Укусы блохи болезненный, вызывает сильный зуд и воспаление кожи.




    Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате. В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях. Также в связи с потеплением начинается размножение комаров в геометрической прогрессии, так как водоемы пересыхают под воздействием высоких температур и превращаются в лужи или болотца, наиболее комфортные места для жизни комаров, которые, являются переносчиками опасных для человека болезней.


    Насекомые переносчики заболеваний человека крайне опасны. Для того, чтобы избежать заражение болезнями от насекомых и предотвратить длительное лечение и восстановление, следует принимать все возможные меры по борьбе с паразитами и кровососущими насекомыми: мухами, комарами, блохами, слепнями, москитами и других переносчиков заболеваний. Для борьбы с паразитами существует масса методов: поддержание в чистоте территорий городов и поселков, соблюдать меры гигиены в домах и общественных зданиях, содержать в чистоте домашних животных и т.д.

    «Экологические группы растений» - Экологические группы растений. Светолюбивые растения встречаются на открытых местообитаниях или хорошо освещаемых местах. Гигрофиты. Другим важнейшим экологическим фактором в жизни растений является вода. Теневыносливые растения имеют довольно широкую экологическую амплитуду по отношению к свету. Альпинарий.

    «Растения-индикаторы» - Маленькая орхидея - венерин башмачок, растет только на почвах, богатых кальцием. Под влиянием радиоактивного излучения белеют и зеленеют синие плоды голубики. Полевица тонкая Мак. Цель работы – ознакомиться с растениями, помогающими находить разнообразные полезные ископаемые. Качим Минуартия. Способность бобовых растений - астрагала, донника, клевера - накапливать много молибдена.

    «Ядовитые грибы и растения» - Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Ядовитые грибы. Травянистое растение с неприятным запахом. Не собирай грибы на промышленных пустырях и помойках, а так же вдоль автомагистралей. У съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху –можешь ошибиться.

    «Охраняемые растения» - Плауны. Печеночница благородная. Ирис сибирский. Венерин башмачок. Любка зеленоцветковая. Колокольчики. Охраняемые растения Владимирской области. Прострел раскрытый. Ятрышник шлемоносный. Кувшинка чисто-белая.

    «Отравление ядовитыми растениями» - Удалите остатки растения изо рта. Красавка обыкновенная, или белладона. Многие растительные яды в небольших дозах являются ценными лечебными средствами. В моче появится кровь. Что делать, если вы съели ядовитое растение 1-й шаг. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений. Ландыш майский.

    «Редкие и исчезающие растения» - Встречается в Нижнеудинском районе. Заготавливают дочерние клубне – корни. Луковицы – при зубной боли. Цветет при благроприятных условиях на 6-8 год, менее – на 15-17-й год жизни. Растение – эндемик, редкое, занесено в Красную Книгу Иркутской области. Сок надземных органов назначают при кожных заболеваниях.

    Всего в теме 20 презентаций

    Задачи

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные

    Тип урока:


    «Задание»

    Задание . Рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст. Сверните текстовую информацию в таблицу

    Отряд

    Представитель

    Какие заболевания переносит

    Меры борьбы

    Правила личной гигиены

    Отряд Вши.

    Просмотр содержимого документа
    «Информационный лист»

    Информационный лист.

    Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.

    Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен

    Комар-пискун

    Малярийный комар Анофелес

    Яйца плавают большой группой, склеены пачками в виде лодочки

    Яйца плавают поодиночке на поверхности воды

    Личинки висят у поверхности воды почти вертикально, вниз головой

    Личинки в горизонтальном положении прикрепляются к поверхностной пленке в нескольких местах тела

    Куколки в виде запятой

    Горбатые куколки

    Взрослый комар, спокойно сидящий. Держит свое тело почти параллельно поверхности

    Взрослый комар, спокойно сидящий, держит свое тело под углом к поверхности, на которую садится

    Задачи

    Образовательные:

      Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.

    Развивающие:

    1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.

    2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

    Воспитательные : воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни

    Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.

    Образовательные ресурсы :

    1. Видеофильм

      Раздаточные материалы (информационные листы, иллюстрации)

    I . Ориентировочно-мотивационный этап .

    Друзья мои! Я очень рада

    Войти в приветливый ваш класс.

    И для меня уже награда

    Вниманье ваших умных глаз.

    Я знаю: каждый в классе гений,

    Но без труда успех не впрок.

    Из ваших знаний и умений

    Мы вместе сочиним урок!

    Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.

    Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.

      Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам (повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)

      Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)

      Просмотр видеосюжета (узнаем новое)

      Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)

      Работа в группах (учимся слушать других)

      Решение тестов (проверяем свои знания)

      Составление экрана достижений

    Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:

      Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох

      Предложить меры борьбы с ними

    II . Актуализация опорных знаний

    Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.

    Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?

    На основании каких признаков?

    Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу

    Хочу знать

    Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.

    Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.

    III . Операционно-исполнительный этап.

      Представление новой информации

    Ах, лето красное,

    Любил бы я тебя.

    Когда б не зной, да пыль,

    Да комары, да мухи.

    сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»

    Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки (рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.

    Просмотр видеосюжета, обсуждение.

    Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.

    Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).

      Задание для I группы : прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.

      Задание для III группы : прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями

      Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми

      Презентация работы в группах (новый продукт).

      Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал

    IV . Рефлексивно-оценочный

      Оценивание. Тестирование

      Экран достижений.

    VI . Д/з : 1) п.15

    2) синквейн

    V . Итог : говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.

    Просмотр содержимого документа
    «тесты»

    Задание №1.

      Назовите лишнее насекомое по родству:

    Б) комнатная муха

      Выберите лишнее насекомое по способу питания :

    А) бычий слепень

    В) майский жук

    Г) малярийный комар

      Назовите тип крыльев, характерных для Двукрылых :

    А) передние крылья жесткие, а задние перепончатые

    Б) обе пары чешуйчатые

    В) одна пара, перепончатые

    Г) передние с продольным жилкованием, а задние веерообразные

      Назовите тип ротового аппарата, характерный для Двукрылых:

    А) сосущий, свернутый спиралью

    Б) колюще-сосущий или лижущий

    В) грызущий

    Г) грызущий или грызуще-лижущий

      Чем комар может быть полезен:

    А) опылением растений

    Б) служит пищей рыбам и птицам

    В) только вреден

      Переносчиком возбудителя дизентерии является :

    А) саранча

    Б) комнатная муха

    В) стрекоза

    Г) майский жук

    А) яблонная плодожорка

    Б) малинный жук

    Г) колорадский жук

    А) саранча

    Б) жук-усач

    Г) жужелица

    Задание №2. Соотнесите:

      Переносчики возбудителей болезней человека

    а) овод, б) комнатная муха, в) малярийный комар, г) вши, д) клопы, е) слепень, ж) блохи

    © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot