Причины восстания тайпинов в китае 1850 1864. Восстание тайпинов (1850—1864)

о Второй мировой войне знают все, в ней по разным данным погибло 50 - 60 миллионов человек. Но лишь немногие знают, что в истории человечества были события с числом жертв, превышающим эту цифру в два раза!
Других примеров такой массовой гибели людей нет. Речь идет о Тайпинском восстании — крупнейшей крестьянской войне в Китае под руководством Хун Сю-цюаня, Ян Сю-Цина и др. против династии Цин.

Демографические предпосылки

В Китае с начала первого века нашей эры велись записи о количестве подданных китайских императоров. Поэтому демографическая история Китая стала основой для изучения механизмов естественного прироста и искусственного регулирования численности народонаселения. Если рассматривать динамику народонаселения в масштабе столетий, то более заметна становится циклическая составляющая, то есть повторяющиеся этапы роста населения, которые сменяются периодами стагнации и затем резкими спадами.
Как устроены эти циклы? Первая фаза — это фаза разрухи, когда много пустой заброшенной земли, а народу мало. Начинается восстановление, происходит нормальный демографический рост, может быть даже ускоренный. Распахиваются заброшенные поля, восстанавливается демографический потенциал, страна вступает из фазы разрухи в фазу восстановления. Постепенно эта фаза сменяется фазой стабильности, когда устанавливается условное, конечно, равновесие между демографическим потенциалом и земельным потенциалом. Но население при этом продолжает расти. Период стабильности сменяется фазой кризиса, когда рождаемость нельзя уже остановить, а земли становится все меньше и меньше. Земля дробится. Если в начале цикла на данном участке была одна крестьянская семья, то при вступлении в фазу кризиса на этом участке может быть до четырех-пяти семей.
демографический рост остановить очень трудно. В принципе, китайцы применяли средства по нынешним временам неприемлемые. Были широко распространенны, например, убийства новорожденных девочек. И это были не единичные явления. Скажем, по последнему цинскому циклу есть данные исторической демографической статистики, там выясняется, что уже в предпоследней фазе цикла на десять зарегистрированных мальчиков приходится пять зарегистрированных девочек, а к концу цикла накануне политико-демографического коллапса там на десять мальчиков приходится две-три девочки. То есть, получается, убивали 80% новорожденных девочек. В китайской терминологии был даже специальный термин «голые ветки» — мужчины, которые не имеют шансов завести себе семью. Они представляли собой реальную проблему и реальный материал для последующего взрыва.
Ситуация в целом выглядит следующим образом: первая перепись второго года нашей эры зарегистрировала 59 миллионов налогоплательщиков. Но вторая точка данных, которая у нас есть, это 59 год — 20 миллионов человек. Это показывает, что между 2-м и 59-м годами прошел политико-демографический коллапс, очень хорошо описанный в источниках. Характерная черта фазы, что распахивается все, что может быть распахано. Это значит, что распахиваются, в том числе, и не очень хорошие для земледелия участки вдоль по течению реки Хуанхэ. Это значит, что растет эрозия почв, вырубаются леса, русло Хуанхэ поднимается и поднимается все больше и больше. Вдоль Хуанхэ строятся дамбы, и они становятся все выше и выше. Но при этом, чем ближе к фазе коллапса, тем меньше средств в распоряжении у государства. А для поддержания дамб требуется все больше и больше средств, и река Хуанхэ уже течет над Великой китайской равниной. И тогда происходит прорыв дамбы. Один из самых катастрофических прорывов произошел в 1332 году. В результате его и свирепствовавшей в последующие годы “Черной смерти” (чумы) погибло 7 млн. человек.
В результате к концу ХI века население Китая превышает сто миллионов человек. И в дальнейшем, если 50 миллионов человек для первого тысячелетия нашей эры — это потолок, то во втором тысячелетии — это становится полом, ниже 60 миллионов население уже никогда не опускалось. Накануне тайпинского восстания население Китая перевалило за 400 миллионов. В 1851 году 40% населения Земли жило в Китае. Сейчас значительно меньше.

Начало войн

С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» Суть их в том что Великобритания начала продавать в Китай опиум и нервно реагировала на попытки китайского правительства запретить его импорт. Нервозность эта была связана с тем, что наркоторговля составляла тогда значительную часть бюджета Великобритании.
Феодальная армия Китая не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.
В августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли четыре китайских порта. К Англии отошел остров Гонконг. Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать Китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. Важным следствием “опиумных” войн явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию, названному впоследствии - тайпинским.

Во время Тайпинского восстания или точнее Великой крестьянской войны на территории Китая полыхало целых четыре войны. Это произошло в 1850 — 1864 годы. Это та самая фаза демографического цикла, когда образуется избыточное население, которому уже нет места, еды, работы в деревнях. Люди уходят в горно-добывающую промышленность, в торговлю, уходят в города, а когда и там уже нет ни еды, ни работы, начинается процесс, который происходит в конце каждого цикла — начинается фаза катастрофы. С каждым годом число недовольных росло. И как это традиционно было в истории, недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.
Одним из них было “Общество поклонения небесному владыке”, основанное на юге Китая Хун Сю-цюанем. Происходил он из крестьянской семьи, при этом готовился к чиновничьей карьере, но несмотря на неоднократные попытки не смог сдать экзамен. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии. Сам Хун Сю-цюань рассказывал что однажды ему приснился сон: он находится на небе, и Господь показывает ему другого приятно выглядящего мужчину и говорит: «Это мой сын и твой брат. .» И общий смысл такой, что «мир находится во власти сил мрака, и тебе поручается миссия освободить мир от этих сил». В основе основанного им учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за пост- роение небесного царства на земле. Число приверженцев учения постоянно росло и к концу сороковых годов ХIХ в. “Общество поклонения небесному владыке” насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиознополитическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.
Местные власти ничего не могли с ними поделать, не по могла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия», «Тайпин тянь-го»). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами.
Весной 1852 года тайпины начали победоносное наступление на север. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.
Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. При взятии Нанкина погиб 1 миллион человек. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.
В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории. По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады. Та- кой принцип уравнительности тайпины стремились проводить и в городах. Ремесленники должны были сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие. В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сюцюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии даже существовало несколько десятков женских отрядов.

И падение

Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не шло на союз с другими обществами, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В- третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.
Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска. Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.
К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство. Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов. Их руководители поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать.
Воспользовавшись ослаблением повстанческого лагеря в 1856—58 гг. войска цинской династии отбили у тайпинов многие важные опорные пункты и значительную территорию. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858-го, после того как тайпинские войска одержали две крупные победы над врагом. Но в 1860-м тайпины нанесли ряд сокрушительных поражений противнику и захватили южную часть провинции Цзянсу. К концу 1861 - го они заняли также большую часть провинции Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин. с февраля 1862-го года в военных действиях против тайпинов стали активно участвовать Великобритания и Франция, которые в связи с получением новых привилегий от цинского правительства оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров и в скорейшем подавлении Тайпинского восстания.
К середине 1863 года повстанцы лишились всей ранее завоеванной ими территории на северном берегу р. Янцзы, большей части территории Чжэцзяна и важных позиций в южном Цзянсу. Их столица Нанкин была плотно блокирована врагом, и все попытки тайпинов деблокировать ее потерпели неудачу. В ожесточенных боях тайпины потеряли по- чти все свои опорные пункты, а их основные военные силы были разгромлены цинскими войсками. С захватом в июле 1864-го Нанкина перестало существовать и тайпинское государство. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством.
И хотя остатки тайпинской армии некоторое время продолжали борьбу, дни их существования были сочтены.

в заключение

Но сама война была не единственной причиной человеческих жертв. Главными причинами были голод, разруха и стихийные бедствия, с которыми государство, ослабленное бесконечными войнами, не могло справиться. История с наводнением 1332 года повторилась в I887году. Дамбы, поднимающиеся над Хуанхэ, не выдержали, смыло почти всю Великую китайскую равнину. Было затоплено 11 городов и 300 деревень. По разным данным, наводнение унесло жизни от 900 тыс. человек, до 6 млн.
А еще десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им было нечего, толпы беженцев бежали в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой. И в результате всех этих страшных событий — наводнений, войн, голода и эпидемий — погибло 118 миллионов человек.
И хотя многие историки мо гут не согласиться со столь страшными цифрами, и назовут их максимально возможными, никто, я думаю, не будет спорить что количество жертв в результате описанных выше событий было сопоставимо с жертвами, понесенными во Второй мировой войне.

Л. Кольцов. Журнал "Открытия и гипотезы"

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» - Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853-56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

April 20th, 2016

Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, скорее всего, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт.

В первой половине девятнадцатого века Китай находился в бедственном положении. Китайцы уже третий век изнывали под гнетом маньчжурской династии Цин. Маньчжуры всячески унижали китайцев, навязывали им свои обычаи, например, заставляли носить косу. Тогда же к этому добавилось еще и давление Запада. Потерпев неудачу в первой опиумной войне 1840-42 гг. (одной из причин ее была попытка китайских властей пресечь ввоз опиума английскими контрабандистами в страну), Китай вынужден был пойти на заключение ряда неравноправных договоров и выплату огромной контрибуции. Для выплаты контрибуции Цинская династия облагала население все новыми налогами и повинностями. Поток же европейских промышленных товаров подрывал ремесленное производство и разорял китайских ремесленников. С каждым годом число недовольных росло.

И как это традиционно было в истории Китая, все недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.



Лидер тайпинского восстания, «младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок XIX века. Впрочем, некоторые китайские историки считают, что здесь изображён другой главарь восстания - лидер «триад» Хун Дацюань

Таких тайных союзов и обществ - религиозных, политических, мафиозных, а зачастую всё это вместе и разом - в Китае издревле было великое множество. В эпоху империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление старой, уже ставшей легендой национальной династии Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой династию Цин, восстановим династию Мин!).

В конце XVIII века, одно из них - самое известное по «мафиозному» имени «Триада» - подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился почти вековой период относительного социального мира внутри империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос) возглавило большое крестьянское восстание, длившееся почти девять лет. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял - сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним примкнули новобранцы войск «зелёного знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Вырезать опытных солдат маньчжуры уже не могли и, чтобы утихомирить военный мятеж, раздали бунтовщикам земли из казённого фонда.

Вся первая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и мятежей тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» даже штурмовали императорский дворец в Пекине.

Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве. (не могу не напомнить вам наше недавнее обсуждение )


"Общество поклонения небесному владыке", основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сю-цюанем. Хун Сю-цюань происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. Он трижды пытался стать чиновником, но неизменно проваливался на экзаменах, которые в Китае сдавали все, кто претендовал на занятие государственной должности. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии, получившие однако своеобразную направленность, роднящую его с латиноамериканской "теологией освобождения". В основе этого учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сю-цюань провозгласил себя младшим братом Христа и создавал в состоянии экстаза религиозно-революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути их достижения.

Число последователей Хун Сю-цюаня постоянно росло и к концу сороковых годов "Общество поклонения небесному владыке" насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиозно-политическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.

Местные власти ничего не могли с ними поделать, не помогла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание "Небесного государства великого благоденствия" ("Тайпин тянь-го"). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами. Глава секты Хун Сю-цюань получил титул "небесного князя". Численность восставших к тому времени составила около 50 тысяч человек.


Офицеры армии тайпинов, европейский рисунок XIX века

Армейская структура тайпинов

Нанкин на долгие годы стал центром нового государства, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную». Именно здесь они смогли приступить к реорганизации своей армии и социальным реформам, чтобы устроить справедливость и всеобщее счастье, как они его представляли.

Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) - четверо рядовых-«цзу» и их командир-«учжан». Каждый рядовой солдат в пятёрке носил особое звание, применявшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий врага), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Каждый «у» также носил специальные названия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».

Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с командиром «сыма». Взводы носили названия по сторонам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню или роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 командиров, включая командира полка - «люйшуай». Полки носили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую возглавлял дивизионный командир-«шишуай».

В состав каждой дивизии кроме пехоты входила небольшая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13 166 бойцов по штату, во главе с командующим-«цзюньшуай». «Шуай» - буквально: вождь или предводитель. Здесь тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригадефюрер», «группенфюрер»…

Несколько повстанческих корпусов, под командованием обычно одного из тайпинских государей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы наибольшего успеха тайпинов доходило до 95.


Типичное оружие тайпинов на начальном этапе восстания — именно такое захватили на складах в Йоджоу

Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ваном за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели, современники тех событий, применяли в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…
Кроме полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12 500 человек в каждом, шесть корпусов кузнецов и плотников, имелись и другие вспомогательные войска. Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч человек и делился на девять корпусов. В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и женщины на командных постах до дивизии включительно.

Из письменных источников тайпинов дошла даже точная цифра общего количества их войск — 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена — по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорождённая тайпинская бюрократия.
Крестьянская суть Китая определяла и основу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, которые совместно обрабатывали землю и совместно пользовались имуществом, продуктами, деньгами и трофеями. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, нетрудоспособных, детей и сирот. Таким образом, взвод-«лян» составлял основу и армии и общества. Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьёй.

Помимо высших государственных чинов, государей-«ванов», число которых со временем значительно увеличилось, в тайпинском государстве-армии существовала развитая система воинских должностей и званий. Ниже «ванов» стояли «тяньхоу» — небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» — по сути, начальника штаба и штабных офицеров при «ване» или «тяньхоу». Далее следовали должности армейских ревизоров и инспекторов - «цзяньдянь», командующих группами корпусов - «чжихой».

Была и должность, по сути, начальника генерального штаба - «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановке в армии и на фронтах непосредственно Царю небесному.


Китайские джонки в устье Янцзы. Фото начала XX века, но от времён тайпинов они ничем не отличаются

Весной 1852 года тайпины начала победоносное наступление на север. Десятки тысяч бойцов пополняли их армию. Низовой организацией являлся "пяток", состоящий из четырех рядовых бойцов и командира. Пять пятков образовывали взвод, четыре взвода - роту, пять рот - полк, полки сводились в корпуса и армии. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.

Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.

В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории.

После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады.

По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности.


Многостволка из арсенала в Нанкине, 1865 год…

Такой принцип уравнительности тайпины стремились проводить как в деревне, так и в городах. Здесь ремесленники должны были объединяться по профессиям в мастерские, сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие.

В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сю-цюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии существовало несколько десятков женских отрядов, героически сражавшихся с врагом.

Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не пошло на союз с другими тайными обществами, активизировавшими свою деятельность к тому времени в различных районах Китая, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры-до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В-третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.

Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели, потому что южный диалект не был понятен северянам. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска.

Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.

К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство, охватывавшее обширную территорию с десятками миллионов человек.

Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов и внешние силы, то есть европейские и американские колонизаторы.

Со многими руководителями тайпинов произошло тоже самое, что и с советским партаппаратом после смерти Сталина. Они меньше всего думали об интересах народа, а стремились лишь к личному обогащению, поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать. Это привело к тому, что рядовые тайпины разочаровывались в движении, боевой дух тайпинских армий падал, и они все чаще терпели поражения от правительственных войск.

В 1862 году в борьбу против тайпинов активно включаются иностранные державы. Не довольствуясь созданием добровольческих отрядов из наемников-авантюристов, они стали применять регулярные силы и снабжать маньчжурское правительство современным оружием, боеприпасами и военными специалистами.


Фитильные и кремневые ружья Китая, типичные для середины XIX века

Золотой век британских торговцев оружием

Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и сторонников их учения, но достаточно скоро они перешли к принудительным рекрутским наборам. На первом этапе гражданской войны командиры всех рангов избирались, и лишь высшие утверждались руководителями движения.

Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом - одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов - в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Подобно всем повстанцам, тайпины начали войну с минимальным вооружением, но в дальнейшем сумели наладить даже собственное производство.

Как писал в 1930 году один из первых советских исследователей армии тайпинов бригадный комиссар Андрей Скорпилёв:
«Горнорабочие сыграли в тайпинской армии примерно такую же роль, как уральские рабочие в Пугачёвском восстании. На примитивных медных и чугунных заводах юго-западного Китая горнорабочие отливали для тайпинов пушки, они же дали для армии кадры хороших артиллеристов. Кроме того из горнорабочих же главным образом были организованы сапёрно-подрывные отряды, производившие подкопы и взрыв осаждаемых тайпинами городов. Кузнецы и плотники мастерили для тайпинов луки и мечи».

Войдя с захватом Янцзы в соприкосновение с иностранцами, тайпины стали приобретать оружие и у них. Иностранцы (в первую очередь англичане) были не против гражданской войны и раскола Китая на два государства, первоначально они придерживались нейтралитета и даже направили в Нанкин к тайпинам своих официальных дипломатических представителей. Тайпины, будучи изначально благожелательно настроены к «братьям-варварам», не возражали против свободной торговли и соглашались с потенциальной возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Безоговорочно запрещали они только торговлю опиумом.

Англичане же с удовольствием сбывали старое стрелковое вооружение обеим сторонам. Причём первыми здесь успели маньчжуры: они обратились к европейским представителям с просьбой о покупке оружия и судов, когда тайпины ещё только двигались по Янцзы, и даже успели использовать в речных боях с ними португальские галеры, спешно купленные в Макао - повстанцы разгромили эту флотилию у Чжэньцзяна (города, который за десять лет до того брали штурмом британцы).

Тайпинское восстание стало золотым веком для английских торговцев оружием. В Европе тогда полным ходом шло перевооружение армий на нарезные винтовки, и, покупая на распродажах старые кремневые ружья, они сбывали их сторонам конфликта с наценкой в 1000-1200%.


Одни из ворот в крепостной стене Нанкина, фото XIX века

Помощь иностранцев облегчила правительству подавление крестьянского движения и ликвидацию Тайпинского государства. В 1863-65 гг правительственные войска захватили важнейшие города на территории Тайпин тян-го. В марте 1865 года Нанкин был окружен и отрезан. Героическая, но безнадежная оборона города продолжалась до середины июля. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством. 19 июля стены Нанкина были взорваны, и ворвавшиеся солдаты правительственных войск и иностранные наемники вырезали около сотни тысяч бойцов тайпинской армии и мирных жителей.

Борьба разрозненных крестьянских отрядов продолжалась еще несколько лет, но в целом тайпинское движение потерпело поражение. Само по себе оно является одним из звеньев в цепи традиции крестьянских войн и восстаний в Китае от легендарного восстания Желтых Повязок до теории и практики крестьянской партизанской войны Мао Цзэдуна.

источники

Тайпины - участники политико-религиозного движения в Китае, приведшего к грандиозному народному восстанию против господства Маньчжурской династии (1850-1864). В начальный период выступления тайпины добились значительных успехов (занятие Нанкина, создание нового «Небесного государства», построенного на уравнительных принципах), однако раскол тайпинов (1856) и помощь, оказанная маньчжурам англо-франко-американскими войсками, привели к поражению восстания.

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» - Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853-56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7.

Литература:

Тайпинское восстание 1850-1864. Сборник документов. М., 1960;

Новая история Китая. М., 1972, с. 122-207;

И л ю ш е ч к и н В. П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967. Библиогр.: с. 386 -392;

Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Изд. 2-е. М., 1950.

Движение тайпинов, их соц-эк и политическая программа, причины гибели Тайпинского государства

История «движения тайпинов» принадлежит страницам китайской истории сердины 19 в. Движение было порождено обострением противоречий между господствующими и зависимыми слоями населения, а также между основной массой китайского народа и манчжурской аристократией. Большую роль ускорителя сыграла I Опиумная война (1840-1842).

Следствие опиум. войны - резкое ухудшение жизни народа. Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840. За 1841-1849 - 110 восстаний (китайцы, тибетцы, мяо). Общ-ва: "Триады"(Саньхэхуэй), "Земля и Небо"(Тяньдихуэй), "Трех точек"(Саньдяньхуэй).

1843 г . - сельский учитель Хун Сюцюань создал в Гуанси "Общество поклонения небесному владыке" (Байшандихуэй). "Об истинном пути познания мира"-популяризация христианства из Гуанджоу. Справедливое об-во великого единения. Все равны.

1848 г . - стычки между помещ. отрядами и сторонниками Хун Сюцюаня.

1850 г . - открытое восстание в провинции Гуанси.(отряды Ян Сюцина, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая) [горнорабочие, углежоги, кули, ремесленники, торговцы; дисциплина, красная повязка, распущ. волосы]. Попытки подавить потерпели неудачу. Создали дисциплинированную армию

11 января 1851 г., Цзиньтян - публично объявлено о восстании против Цинь дустановления "Небесного государства великого благоденствия" (Тайпин Тяньго). Хун Сюцюань – небесный государь

1 период: от первых сражений до занятия Нанкина и созд. там центра Тайпинского гос-ва (1850-1853)

2 период: борьба за расширение терр. Т. гос-ва - от занятия Нанкина до раскола в лагере тайпинов(1853-56)

3 период: упадок движени (1856-60)

4 период: борьба тайпинов с блоком маньчжуро-китайских феодалов и иностран. агрессоров.(1860-64).

Осень 1851 г. – тайпины заняли г. Юнань и образовали тайпинское правительство. 5 сподвижников Сюцюаня – титулы ванов. Организовали производство оружия. Воины обязаны подчиняться, не пить вина, не присваивать захваченного, соблюдать военную тайну.

Январь 1853 г. – двинулись на восток.

Март 1853 г. – взяли Нанкин, но не закрепились там. Общая черта движения – брали город и шли дальше.

Внутренняя и внешняя политика тайпинов

1853 г . - тайпинское правительство опубликовало "Земельную систему небесной династии" - програма создания гос-ва Тайпин тяньго [уравнит. распределение по едокам. Возрастной ценз. Моложе 16 - половину надела взрослого. Все земли делились на 9 категорий, так что 1 му (115 га) первоой категории =3 му 9-й. Равный дележ урожая. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяется в другое; совместно обраб. землю, совм. питались и одевались, совместно расходывались деньги]. Устроение регламентировало устройство жизни в Тайпинском гос-ве на основе военной общины .

Кажд. 25 семей образ. низш-ю админ., хоз., воен, религ. единицу - лян , т. е. взвод. Лян имел общественную кладовую, куда сдавались излишки продуктов и денег. От каждой семьи - один боец. 25 семей - взвод под командованием лянсыма (4 взвода-100, 500-батальон, 2 500 - полк, 5 полков – корпус). Двойственность документа. Уравнение женщин в правах с мужчинами. Тайпины не сумели перераспределить землю. Осуществление такой программы могло бы расчистить путь капитализму.

Гос. устройство тайпин – монархическое. Сложилась новая иерархическая верхушка из ванов-князей, за которыми шли чиновники 11 рангов. Большая часть тайпинских верхов – из простонародья, но окружила себя роскошью и челядью.

Религия освящала монархическое устройство.

Во внешней политике – за взаимовыгодную торговлю и равноправие. На территории Тайпин тяньго запрещена лишь торговля опиумом.

1853 г . – Северный поход. Захватив Нанкин, тайпинцы решили свергнуть всю цинскую династию. Уроженцам юга здесь непривычно, холодно.

1854 г . – неудачная попытка взятия Пекина.

Одновременно – Западный поход тайпинской армии.

1855 г . – западные области захвачены.

Одновременно на юго-востоке Китая активизировались об-ва «Малых ножей» и «Красных монет». Тоже хотели свергнуть Цин.

Малые ножи подняли восстание в Фуцзяни. Далее – в Шанхае.

Предводитель восстания направил письмо тайпинам, предлагая считать его отряды частью общего войска. Ситуация в Шанхае сильно озаботила Цинов. Эти провинции считались кладовыми страны Þ в Шанхай направлены крупные силы.

17 месяцев малые ножи сопротивлялись, но в феврале 1855 г. сдались.

Руководитель «МН» Лю Личуань погиб. Цины вступили в Шанхай и устроили расправу.

В это же время во всем лагере тайпинов – внутренние распри. Крестьянство неспособно долго сохранять единство и дисциплину. У восстания в это время два вождя – Вэй Чанхуэй и Ян Сюцин. С согласия Хун Сюцюаня Вэй убил Яна и несколько тысяч сторонников. Вэй захватил власть в Нанкине, но и его скоро убили.

1857 г . – к власти пришли родственники Хун Сюцюаня.

1859 - Хун Жэньгань "Новое сочинение в помощь правлению" - программа буржуазных преобразований (помощ частным предпринимателям, поддержка технических нововведений и торговых компаний, укрепление централизации и запрет общественных организаций). Программа неосуществима в тех условиях.

Период упадка войны. Разногласия меджду массами и руководством восстания – требования всеобщего равенства не признаются.

1860 г . – войска тайпинов начали Восточный поход. В июне 1860 г. не смогли взять Пекин (Цин + UK , FR , US ).

Февраль 1862 г. – совещание иностранных командиров и консулов в Шанхае. UK , FR , US предоставили новые партии оружия.

Среди тайпинцев – разногласия все больше.

1864 г . – почти вся территория, ранее завоеванная тайпинами, отошла обратно цинам.

19 июня 1864 г. – цинские войска ворвались в Нанкин. Резня. 100.000 убитых. Поражение восстания. Но долго еще на юге Китая действовали тайпинские отряды.

1864 - поражение Тайпинского восстания.

Причины поражения:

1) поддержка западных держав

2) китайское общество насильственно вовлечено в мировые экономические связи, что усилило традиционные противоречия

3) государственная религия тайпинцев = христианство, не имеющее традиционных корней; борьба тайпинцев с конфуцинством и традиционными верованиями

4) аграрная программа = экспроприация землевладельцев в пользу государства, что в тех условиях привело бы лишь к деспотии

5) шэньши недовольны тайпинской демократизацией (расширение прав на экзамен и т.д.)

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot