Материалы для разметки автомобильных дорог. Материалы для дорожной разметки

Дорожная разметка выполняется эмалями (красками), термопластиками, пластиками холодного нанесения или другими долговечными материалами (полимерными лентами, световозвращателями) по технической документации, утвержденной в установленном порядке. Термопластики должны соответствовать СТБ 1090, эмали - СТБ 1089, пластики холодного нанесения - по РД 218 БССР 29-88.

Основными материалами, используемыми для горизонтальной дорожной разметки в г. Гомеле, являются эмали.

Эмали и краски (далее краски) - суспензии высокодисперсных пигментов и наполнителей в лаках или водных дисперсиях синтетических полимеров, содержащие функциональные добавки (диспергаторы, стабилизаторы, пластификаторы и др.), образующие после высыхания твердые непрозрачные лакокрасочные покрытия.

Пластики холодного нанесения - разметочные материалы на основе реакционноспособных мономеров, содержащие пигменты и наполнители, образующие после химического отверждения твердые непрозрачные лакокрасочные покрытия с высокой функциональной долговечностью. Различают спрей-пластики (толщина нанесения от 0,5 до 1,0 мм) и толстослойные пластики (толщина нанесения от 2,0 до 3,0 мм).

Термопластики - терморазмягчаемые пластичные материалы на основе полимерного связующего, содержащие пигменты и наполнители, образующие после твердения толстослойные непрозрачные лакокрасочные покрытия с высокой функциональной долговечностью.

Полимерные ленты - изделия, изготавливаемые из полимерных материалов, предназначенные для устройства горизонтальной дорожной разметки.

Явным преимуществом красок является низкая стоимость как самого материала, приходящаяся на единицу площади разметки по сравнению с использованием пластичных материалов, так и технологического оборудования для его нанесения. Также нельзя не отметить короткое время высыхания материала (краски), а также наличие возможности трафаретного нанесения сложных по конфигурации элементов разметки.

К сожалению, есть и недостатки. Основные недостатки краски - высокое (до 60%) содержание растворителей и использование в ее рецептуре полимеров, не обеспечивающих эмали необходимой светостойкости и прочности, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.

Вторым широко распространенным материалом является термопластик. Этот вид материалов не содержит растворителей, а необходимые для нанесения разметки текучие свойства термопластиков приобретаются в результате плавления при температуре 150 - 220°С. Основным недостатком термопластиков является необходимость проведения разогрева материала перед применением. Горизонтальная дорожная разметка из термопластика обладает гораздо большей функциональной долговечностью, чем в случае использования красок.

В качестве альтернативы термопластикам были введены холодные пластики, которые не требуют разогрева для их применения, а в исходном виде представляют собой текучую смесь основных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель. В результате их смешения образуется материал, создающий элементы горизонтальной дорожной разметки. Применение холодных пластиков сдерживается относительно высокой стоимостью и малым количеством машин. Однако необходимо отметить, что холодные пластики не только имеют хорошую перспективу использования в различных климатических условиях, но и, может быть, в отдельных случаях могут быть оптимальным материалом для горизонтальной дорожной разметки.

Полимерные ленты относятся к изделиям для дорожной разметки и применяются в экспериментальном порядке. В настоящее время полимерные ленты не нашли широкого применения. Изготовление полимерных лент в заводских условиях позволяет добиться высокого и стабильного качества, но для достижения высоких результатов также необходимо тщательное соблюдение технологии нанесения разметки. Стоимость горизонтальной дорожной разметки из полимерных лент является весьма высокой и превышает стоимость разметки выполненной холодным пластиком, что является основным ее недостатком.

Все используемые разметочные материалы должны соответствовать требованиям СТБ 1520 и изготавливаться по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке. Цвет разметочных материалов должен соответствовать требованиям СТБ 1231.

По физико-механическим показателям разметочные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Нормируемые показатели для разметочных материалов

Наименование показателя

Значение нормируемых показателей для разметочных материалов

Термопластик

Пластик холодного нанесения

1 Внешний вид поверхности отвержденного разметочного материала

Однородная поверхность без трещин, пузырей или отслоений

2 Условная вязкость, с, по вискозиметру ВЗ-246 с соплом диаметром 4 мм при температуре (20,0±0,5) C

(80-160 для спрей-пластиков)

3 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее

4 Время высыхания (твердения), мин, при температуре (20,0±0,5) C:

до степени 2

до степени 5, не более

5 Коэффициент диффузного отражения (коэффициент яркости, белизна) по фотоблескомеру ФБ-2, %, для цвета:

белого, не менее

желтого, не менее

оранжевого, не менее

черного, не более

6 Эластичность покрытия при изгибе на стержне диаметром, мм, не более

7 Степень перетира, мкм, не более

8 Твердость пленки по маятниковому прибору ТМЛ (маятник А), отн. ед., не менее

9 Укрывистость высушенной пленки, г/м 2 , не более

10 Морозостойкость покрытия, циклов, не менее

11 Адгезия к асфальтобетону и цементобетону, Н/см, не менее

12 Адгезия к асфальтобетону, МПа, не менее:

до замораживания-оттаивания

после 10 циклов замораживания-оттаивания

13 Водонасыщение, % по объему, не более

14 Растекаемость при температуре нанесения, мм

15 Температура размягчения по "КиШ", С, не менее

16 Плотность, г/см 3 , не менее

* Не нормируется для красок оранжевого цвета, грубодисперсных красок и толстослойных пластиков холодного нанесения.

ГОСТ Р 52575-2006

Группа Т52

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Технические требования

General use highways. Road marking materials. Technical requirements


ОКС 93.080.30
ОКП 48 0000

Дата введения 2007-01-01

Предисловие

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), ООО НПЦ "М Дорконтроль", ООО НТЦ "Катафот"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2006 г. N 221-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на материалы - краски (эмали) и пластичные материалы, применяемые для устройства разметки проезжей части автомобильных дорог и улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТ Р 51256 (далее - дорожная разметка) и устанавливает технические требования к материалам для дорожной разметки.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования

ГОСТ Р 52576-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 9980.3-86 Материалы лакокрасочные. Упаковка

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 21140-88 Тара. Система размеров

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 материалы для дорожной разметки: Материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки на автомобильных дорогах и улицах с усовершенствованным покрытием.

Примечание - После нанесения и высыхания (отверждения) материалов определяют эксплуатационные свойства дорожной разметки.

3.1.2 краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог: Суспензия высокодисперсных пигментов и наполнителей в растворах полимеров в органических растворителях, образующая после нанесения на дорожное покрытие и испарения растворителя твердую непрозрачную пленку, соответствующую требованиям, предъявляемым к дорожной разметке.

3.1.3 термопластик для дорожной разметки автомобильных дорог: Терморазмягчаемый пластичный материал на основе полимерного связующего, содержащий пигменты и наполнители, в виде порошковой смеси компонентов или литых объемных форм (блоки или гранулы из остывшего расплава), образующий после отверждения твердые непрозрачные элементы дорожной разметки.

3.1.4 холодный пластик для дорожной разметки автомобильных дорог: Многокомпонентный пластичный материал на основе полимерного связующего, содержащий пигменты и наполнители, отверждаемый в результате химической реакции и образующий после отверждения твердые непрозрачные элементы дорожной разметки.

3.1.5 класс разметочного материала: Характеристика материала для разметки дорог, определяющая его свойства по нормируемому параметру.

Примечание - Класс разметочного материала состоит из буквенного обозначения и цифр, определяющих группу требований по данному параметру.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения и обозначения классов разметочных материалов:

АС - по адгезии высохшей пленки краски (эмали) к стеклу;

В - по коэффициенту яркости высушенной пленки краски (эмали), отвердевшего расплава термопластика и холодного пластика;

ВВ - по времени высыхания краски (эмали);

ВТ - по времени отверждения термопластика и холодного пластика;

НВ - по массовой доле нелетучих веществ в краске (эмали);

ПК - по плотности краски (эмали);

ПП - по плотности отвержденных термопластика и холодного пластика;

СП - по степени перетира краски (эмали);

ТР - по температуре размягчения термопластика;

УВ - по условной вязкости краски (эмали);

, - координаты цветности.

4 Классификация материалов

4.1 Материалы для дорожной разметки автомобильных дорог классифицируются на следующие типы:

- краски (эмали);

- пластичные материалы.

4.2 Пластичные материалы классифицируются по способу отверждения:

- термопластики;

- холодные пластики.

5 Технические требования

5.1 Требования к краскам (эмалям) для дорожной разметки

5.1.1 Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение координат цветности

Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки

Оранжевый

5.1.2 Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 2

Класс разметочного материала

Коэффициент яркости , %

Оранжевый

5.1.3 Плотность красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 3

Класс разметочного материала

Плотность, г/см

5.1.4 Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 4, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 4

Класс разметочного материала

Условная вязкость, с

5.1.5 Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 5

Класс разметочного материала

Степень перетира, мкм

5.1.6 Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 6, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 6

Класс разметочного материала

Массовая доля нелетучих веществ, %

5.1.7 Время высыхания красок (эмалей) до степени 3 должно соответствовать значениям, указанным в таблице 7, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 7

Класс разметочного материала

Время высыхания до степени 3, мин

Менее 15

5.1.8 Высохшая пленка красок (эмалей) должна быть стойкой (не менее 48 ч) к статическому воздействию:









Стойкость к статическому воздействию 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается для красок (эмалей), предназначенных для разметки автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

5.1.9 Адгезия высохшей пленки красок (эмалей) к стеклу должна соответствовать значениям, указанным в таблице 8, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 8

Класс разметочного материала

Адгезия, баллы

5.2 Требования к термопластикам для дорожной разметки

5.2.1 Координаты цветности отвердевших термопластиков должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

5.2.2 Коэффициент яркости отвердевших термопластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

5.2.3 Плотность отвердевшего расплава термопластиков и холодных пластиков должна соответствовать значениям, указанным в таблице 9, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 9

Класс разметочного материала

Плотность, г/см

5.2.4 Температура размягчения термопластиков должна соответствовать значениям, указанным в таблице 10, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 10

Класс разметочного материала

Температура размягчения, °С

5.2.5 Время отверждения термопластиков и холодных пластиков должно соответствовать значениям, указанным в таблице 11, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 11

Класс разметочного материала

Время отверждения, мин

5.2.6 Отвердевшие термопластики должны быть стойкими (не менее 72 ч) к статическому воздействию:

- 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С;

- насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С;

- воды при температуре (20±2)°С;

- 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20±2)°С.

Стойкость к статическому воздействию 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается для отвердевших термопластиков, предназначенных для разметки автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

5.3 Требования к холодным пластикам для дорожной разметки

5.3.1 Координаты цветности отвердевших холодных пластиков должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

5.3.2 Коэффициент яркости отвердевших холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

5.3.3 Плотность отвердевших холодных пластиков должна соответствовать значениям, указанным в таблице 9, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

5.3.4 Время отверждения холодных пластиков должно соответствовать значениям, указанным в таблице 11, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

5.3.5 Отвердевший холодный пластик должен быть стойким (не менее 72 ч) к статическому воздействию:

- 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С;

- насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С;

- воды при температуре (20±2)°С;

- 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20±2)°С.

Стойкость к статическому воздействию 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается для отвердевших холодных пластиков, предназначенных для разметки автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

5.4 Требования к комплектности

5.4.1 Материалы для дорожной разметки должны поставляться с сопроводительной документацией производителя, содержащей:

- паспорт с основными характеристиками материала (со ссылкой на стандарт организации или другой нормативный документ);

- данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала);

- инструкцию по технологии применения материала, в которой отражают правила проведения работ;

- правила техники безопасности, правила транспортировки и хранения материала;

- экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала.

5.4.2 При комплектовании материалов для дорожной разметки рецептурным растворителем и/или световозвращающими элементами информация о них должна быть отражена в сопроводительной документации на материал для дорожной разметки.

5.5 Требования к маркировке

5.5.1 Маркировка должна быть нанесена на потребительскую и транспортную тару непосредственно или в виде этикетки в соответствии с ГОСТ 14192 и ГОСТ 19433 .

5.5.2 Маркировка должна быть выполнена типографской печатью либо другим способом, обеспечивающим сохранность маркировки в течение срока хранения материала.

5.5.3 Маркировка материалов для дорожной разметки должна содержать следующие данные:

- наименование продукции;

- наименование страны-изготовителя;

- наименование предприятия-изготовителя;

- область применения;

- правила и условия безопасного хранения и транспортировки;

- юридический адрес предприятия-изготовителя;

- массу нетто;

- массу брутто;

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- дату изготовления;

- номер партии;

- срок годности;

- обозначение нормативного документа, по которому изготавливается продукция.

5.7 Требования к транспортированию и хранению

5.7.1 Материалы для дорожной разметки должны соответствовать требованиям их транспортирования автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

В отдельных случаях материалы для дорожной разметки должны соответствовать требованиям транспортирования воздушным транспортом.

5.7.2 При транспортировании и хранении материалов для дорожной разметки должны соблюдаться требования, устанавливаемые предприятием-изготовителем в сопроводительной документации на материал и отраженные в маркировке.

5.7.3 Хранить и транспортировать исходные материалы и готовые разметочные материалы должны в условно герметичной таре.

5.7.4 Срок хранения красок (эмалей), применяемых для дорожной разметки, должен быть не менее 6 мес со дня изготовления.

5.7.5 Срок хранения термопластиков и холодных пластиков, применяемых для дорожной разметки, должен быть не менее 12 мес со дня изготовления.

5.8 Требования к методам испытаний

5.8.1 Испытания материалов для дорожной разметки проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52576 .

5.9 Требования по безопасности

5.9.1 В сопроводительной документации на каждую партию материалов для дорожной разметки должны быть отражены правила (требования) пожаро- и взрывобезопасности.

5.9.2 При применении красок (эмалей) и пластичных материалов для дорожной разметки содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должно соответствовать требованиям , ГОСТ 12.1.005 , ГОСТ 12.3.005 .

5.9.3 Показатели пожаро- и взрывобезопасности материалов для дорожной разметки определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044 .

ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 .

Библиография

СанПиН 11-19-94* Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

УДК 625.711.3.001.33:006.354

ОКС 93.080.30

Ключевые слова: материалы для дорожной разметки, технические требования, краска, эмаль, термопластик, холодный пластик



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2007

Разметка дороги - является важным элементом организации проезжей части. Она регулирует направление транспортных потоков, пешеходов и других участников дорожного движения, способствует увеличению пропускной способности дороги.

При правильно подобранных материалах для нанесения разметки, можно уменьшить расход наносимого материала, а используя качественный продукт, увеличить полезный срок использования дорожной разметки. Только высококачественные, уже зарекомендовавшие себя дорожные краски имеют высокий показатель устойчивости к истиранию и суровым погодным условиям, как следствие прослужат долгое время.

Рассмотрим подробнее требования ГОСТ Р 50597-93, которым должна отвечать дорожная разметка

  • Условие видимости, независимо от времени суток и погодных условий
  • Устойчивость к истиранию, деформированию под влиянием перепада температур, химического и метеорологического воздействия
  • Сцепление колес автотранспорта с дорогой, для обеспечения безопасного движения
  • Долговечность, соответствие заявленному сроку для эксплуатации (в зависимости от выбранного материала для нанесения разметки)

Материалы, используемые для нанесения дорожной разметки

Существует разнообразное количество материалов, используемых при нанесении разметки: дорожные краски и эмали, термопластики, холодные пластики и много других материалов с различной цветовой гаммой и химическим составом. При выборе наносимого материала учитывается уровень нагрузки при эксплуатации размечаемого участка.

Для расчёта эксплуатационной нагрузки дорожного полотна используют систему начисления баллов, количество присеваемых баллов зависит от уровня воздействия факторов на изнашиваемость дорожной разметки. Например:

Воздействующий фактор Присваиваемое количество баллов
Количество проезжающего автотранспорта в сутки
До 5 000 автомобилей 1
От 5 000 до 10 000 2
Свыше 10 000 3
Ширина проезжего участка дороги
До 600 см 3
От 6оо до 750 см. 1
Более 750 см. 0
Назначение и вид наносимой дорожной разметки
Линии края дороги 0
Места для парковки и участки подъёма и спуска (с обозначением дополнительных дорожных знаков) 2
Участок с перекрёстками и пересечениями дорог 3
Участки, имеющие радиус искривления до 70 м, а так же линии обозначающие участки въезд на которые запрещён 4
Разделительные линии вне города 5
Разделительные линии в черте города 10
Качество покрытия дорожного полотна
Гладкое, ровное покрытие 0
Шероховатое покрытие 2
Новое покрытие (а так же покрытие «заплатками») 3
Цементобетонное покрытие, покрытие с маленькими трещинами 4
Трещины дорожного полотна, занимают до 40% разметочной поверхности 6
Трещины дорожного полотна, занимают более 40% разметочной поверхности 10
Использование химических средств, климатические факторы
Использование противогололёдных средств 2
Механическое воздействие на полотно при проведении уборки 3
Высокие перепады температур 6

После проведения подсчёта баллов разметочному участку присваивается класс (от одного до пяти)

  • 1 ый класс участка: при суммарном количестве баллов от 1го до 5ти
  • 2 класс: 6-10 баллов
  • 3 класс: 11-15 баллов
  • 4 класс: 16-20 баллов
  • 5 класс: более 20 баллов

Каждому классу участка дорожного полотна подбирается оптимальный материал для нанесения разметки. Соответствие типа участка и выбранного материла - позволит сэкономить средства, уменьшить количество наносимого продукта и увеличить срок эксплуатации разметки.

Для первого и второго класса участка возможно использование дорожной краски, для третьего и четвёртого - оптимально нанесение термопластика, в случае 5 го типа - наносят холодный пластик.

Дорожная краска применяется для разметки и маркировки асфальтных, асфальтобетонных, шлакобетонных, цементобетонных и нефтебитумных поверхностей дорог и подобных им транспортных путей, стоянок транспортных средств, ВПП и РД аэродромов, теннисных кортов и прочих поверхностей с дорожным и пешеходным движением.

Краска для дорожной разметки представлена в нескольких цветах:

  • Жёлтая,
  • Красная,
  • Оранжевая,
  • Белая.

Жёлтую краску для дорожной разметки наносят на боковые бордюры, в местах, где расположены водные стоки или люки, используют для обозначения автобусных остановок, а так же в зонах, где запрещается остановка и стоянка автотранспорта. Для обозначения временной разметки наносят оранжевую краску.

Все предлагаемые нами краски для нанесения дорожной разметки характеризуются высокой эластичностью и высокой скоростью высыхания.

Нанесение разметки холодным пластиком

Когда возникает необходимость нанесения горизонтальной разметки целесообразно использование холодного пластика. Разметка, нанесённая дорожными красками, при интенсивном использовании прослужит не больше года. Благодаря двухкомпонентному составу холодный пластик обладает более высоким показателем изностойкости. Отвердитель, который вводится непосредственно перед нанесением, продлевает срок службы разметки до 2 х и более лет.

Время застывания - около 30 минут. Готовая разметка, нанесённая холодным пластиком, имеет толщину покрытия от 20 до 25 мм.

Термопластик для разметки дорог

Дорожная разметка, получаемая методом горячего нанесения, считается более дорогой. Нанесение разметки термопластиком оправдано на автомагистралях с большим потоком транспорта и других участках дорог с высокой интенсивностью движения. Толщина разметочной линии достигает 40 мм, а срок службы увеличивается на многие годы.

Для обеспечения наилучшей видимость разметки в тёмное время суток, используют стеклошарики или цветную крошку. Чтобы создать безопасную основу для лучшей сцепки с колёсами автотранспорта - наносят противоскользящее покрытие.

При выборе материалов для дорожной разметки не стоит забывать о суровых климатических факторах, которые оказывают большое влияние на дорожное покрытие. Менеджеры компании «ЭкоДорСнаб» помогут Вам определиться и приобрести подходящие материалы для нанесения дорожной разметки.






Все цены указаны с учетом НДС 20%. Фактическую цену, наличие и технические характеристики уточняйте у менеджеров по продажам.

Информация, предоставленная на сайте, не является публичной офертой. Цены и характеристики товаров, указанные на сайте носят информационный характер и приводятся в целях ознакомления потребителей с ассортиментом предлагаемой продукции.

Адреса филиалов компании в разных городах России вы можете найти в разделе

Дорожная разметка проезжей части стала необходимым и привычным элементом дизайна автомобильных дорог.

Являясь важным средством организации, упорядочения движения транспортных потоков, она позволяет без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускную способность дороги. Качественная разметка дорог помогает также более чем на 20 % уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Такие важные материалы, как краски для дорожной разметки , играют очень важную роль в обеспечении процесса дорожного строительства и ремонта.

Основные сведения о дорожной разметке

Вид нанесенной разметки, т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

Наиболее часто применяется дорожная разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет, для этого существуют специальные дорожные лакокрасочные материалы.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. (В соответствии с ГОСТ Р 51256-99 временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.)

Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года.

Состояние разметки, ее долговечность определяются как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т. е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями.

В настоящее время в России нет научно обоснованного нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством. Эти нормы есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий разметки и интенсивностью изнашиваемости.

Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов.

Например, воздействие cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня:

    Менее 5000 авт/сут. - 1 балл;

    От 5000 до 10 000 авт/сут. - 2 балла;

    Более 10 000 авт/сут. - 3 балла.

Ширина проезжей части до 6 м и ширина полосы движения до 3 м - 3 балла;

соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м - 1 балл;

выше 7,5 и 3,5 м - 0 баллов.

Краевые линии - 0 баллов, разметка мест парковки - 2 балла, разметка в секторе разворотов на пересечениях дорог - 3 балла, на искривлениях радиусом до 70 м и осевых линиях - 4 балла.

Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется непостоянно - 5 баллов, постоянно - 10 баллов и т. д.

Суммируя баллы, получают 4 группы применения разметки:

    1-я группа (наименьшая эксплуатационная нагрузка) - 1-4 балла;

    2-я группа - 5-8 баллов;

    3-я группа - 9-12 баллов;

    4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) - более 12 баллов.

Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу). При этом устанавливается четыре класса для сроков функционирования разметки от 12 до 48 мес. Эти идеи заслуживают внимания и могут быть использованы в отечественной нормативно-технической документации.

Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов с целью определения их класса проводятся испытания на стендовом оборудовании, моделирующем условия эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ. По результатам, полученным при стендовых испытаниях, как будет показано ниже, рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний всей краски для дорожной разметки на рынке России.

Общие понятия о маркировочных материалах

Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски , термопластики , спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях - керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики.

Маркировочные дорожные лакокрасочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологиии нанесения и продолжительности службы разметки. Но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки. Как правило, маркировочный материал - сложная система, содержащая от 4 до 6 и более компонентов, в числе которых - пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, но самым главным из них, определяющим устойчивость, прочность структуры и, в конечном счете, долговечность разметки, является полимер-связующее.

Современные пластики и краски для дорожной разметки являются высоконаполненными системами. По европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75 % для красок и не менее 97 % для пластиков. Причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легколетучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов.

По технологии нанесения маркировочные материалы можно разделить на два класса. Это материалы, которые используют для нанесения дорожной разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха. К ним относятся краски и эмали на органических растворителях, водно-дисперсионные краски, холодные пластики. К числу материалов, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом (используя расплавы, нагретые до температуры 180-220 °С), относятся термопластики, спрей-пластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту с помощью газовой горелки. Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С.

Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения.

Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, на пешеходных переходах). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет.

Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.

Световозвращающие материалы

С точки зрения человека, сидящего за рулем автомобиля, самое главное свойство разметки - ее хорошая видимость и при ярком свете, и темной ночью, и под проливным дождем, и в пасмурную погоду, и при свете солнца, и при свете фар. Благодаря этому ее свойству удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время на 30 %.

Хорошая видимость достигается использованием в разметке дорог таких современных ЛКМ, как световозвращающие материалы. Один из таких материалов - светоотражающие стеклянные микрошарики (СМШ) .

СМШ не применяются самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю.

Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа.

Существует три способа нанесения СМШ:

    Введением внутрь маркировочного материала в количестве 10-20 %;

    Посыпанием поверх свеженанесенной разметки в количестве 200-300 г/м 2 ;

    Сочетанием этих двух способов одновременно.

Чтобы свет фар, преломленный шариком и отраженный от его внутренней поверхности, попал в наибольшем объеме в глаза водителю, шарик должен возвышаться над поверхностью разметки наполовину, а его поверхность должна быть свободна от маркировочного материала. В этом случае он тоже достаточно хорошо удерживается материалом разметки. Но если шарик выступает из слоя разметки более, чем наполовину, он легко будет сбит колесом автомобиля. А если шарик погружен в слой материала разметки более, чем наполовину, объем отраженного света уменьшается.

Толщина высохшего слоя краски в разметке составляет 150-300 мкм. Размер шариков должен быть соизмерим с этой величиной, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два слоя. Исследованиями СоюздорНИИ установлено, что для краски наилучшими - и в отношении долговечности разметки, и в отношении световозвращения - являются СМШ размером 70-160 мкм.

Холодные пластики, термопластичные лакокрасочные материалы наносят обычно слоем 2-4 мм. Для них можно использовать шарики размером до 1 мм. В дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия более благоприятны для световозвращения большими шариками. Подбирая гранулометрию используемых шариков, необходимо учитывать все эти факторы.

Погружение СМШ в материал разметки обеспечивается их большей по сравнению с материалом плотностью, необходимые светотехнические характеристики - показателем преломления используемого стекла. Чтобы прочно удерживаться в материале разметки, СМШ должны обладать хорошим сцеплением с ним. Для этого поверхность шариков обрабатывают специальными составами для придания им гидрофобных свойств.

Материалы для нанесения дорожной разметки холодным способом

Краски для разметки дорог на органических растворителях (новые разработки):

В основе концепции новой краски, которую предлагает сегодня производитель ЛКМ - использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей.

Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски.

Существующий метод испытания износостойкости лакокрасочных покрытий по ГОСТ 20811-75 не соответствует условиям эксплуатации разметки и не коррелирует с реальными сроками ее службы. Поэтому для оценки износостойкости краски в СоюздорНИИ был изготовлен лабораторный стенд, что позволило разработать методику, моделирующую условия эксплуатации разметки на дороге.

Изнашивание краски производится обрезиненными колесами подвижной колесной пары в присутствии абразива (люберецкого песка фракции 0-0,63 мм) и воды под нагрузкой 2 кгс/см 2 . Краску наносят на металлические пластинки, высушивают до постоянной массы, укрепляют на стенде и испытывают в течение 1 часа. Износ на истираемой площади оценивают путем взвешивания пластинок до испытания и после него.

Введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Кроме того, краска приобретает яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость значительно повышается.

Для улучшения видимости разметки в ночное время внутрь краски непосредственно перед применением можно вводить (при постоянном перемешивании) световозвращающие стеклянные микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм, а также наносить их на поверхность свеженанесенной разметки.

В зарубежных исследовательских центрах системы разметки постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые материалы и технологии их нанесения на дорогу c целью увеличения видимости разметки и прочности ее сцепления с колесом автомобиля в самых сложных погодных условиях. Одновременно для этих технологий разрабатываются машины. Многие зарубежные фирмы выпускают машины и материалы в комплексе.

На отечественный рынок дорожно-ремонтной продукции поступает большое количество материалов из Западной Европы, Азии, стран СНГ. Фирмы, которые их предлагают, это либо известные производители лакокрасочных материалов, либо специализированные фирмы, выпускающие различные краски для дорожной разметки, (а часто и оборудование для их нанесения), либо предприятия, которые сами ведут работы по разметке автодорог, либо имеют собственные современные исследовательские центры для совершенствования материалов и технологий разметки дорожных покрытий.

Может наноситься красками , термопластиками , холодными пластиками , полимерными лентами и световозвращателями (катафотами) . Основными материалами, используемыми для горизонтальной дорожной разметки в г. Москве, являются краски и термопластики .

Явным преимуществом красок является низкая стоимость как самого материала, приходящаяся на единицу площади разметки по сравнению с использованием пластичных материалов, так и технологического оборудования для его нанесения. Также нельзя не отметить короткое время высыхания материала (краски), а также наличие возможности трафаретного нанесения сложных по конфигурации элементов разметки. К сожалению, есть и недостатки. Прежде всего - это низкая долговечность горизонтальной разметки, нанесенной краской.

Вторым широко распространенным материалом является термопластик . Этот вид материалов не содержит растворителей, а необходимые для нанесения разметки текучие свойства термопластиков приобретаются в результате плавления при температуре 150 - 220°С . Особенностью термопластиков является необходимость проведения разогрева материала перед применением специальными устройствами для инфракрасного нагрева асфальтобетонных покрытий, таких как КМ 2-23, КМ 4-48 . Горизонтальная дорожная разметка из термопластика обладает гораздо большей функциональной долговечностью, чем в случае использования красок.

В качестве альтернативы термопластикам следует привести холодные пластики , которые не требуют разогрева для их применения, а в исходном виде представляют собой текучую смесь основных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель. В результате их смешения образуется материал, создающий элементы горизонтальной дорожной разметки . Применение холодных пластиков в г. Москве и других субъектах Российской Федерации сдерживается относительно высокой стоимостью и малым количеством машин. Однако необходимо отметить, что холодные пластики не только имеют хорошую перспективу использования в различных климатических условиях, но и, может быть, в отдельных случаях могут быть оптимальным материалом для горизонтальной дорожной разметки .

Полимерные ленты относятся к изделиям для дорожной разметки и применяются в экспериментальном порядке . В настоящее время полимерные ленты не нашли широкого применения, но уже не только в г. Москве и центральном регионе можно наблюдать объекты размеченные с использованием этих изделий. Изготовление полимерных лент в заводских условиях позволяет добиться высокого и стабильного качества, но для достижения высоких результатов также необходимо тщательное соблюдение технологии нанесения разметки . Стоимость горизонтальной дорожной разметки из полимерных лент является весьма высокой и превышает стоимость разметки выполненной холодным пластиком.

Важнейшими характеристиками дорожной разметки являются параметры, определяющие её видимость. В светлое время суток видимость разметки характеризуется её размерами, контрастом цвета и яркости (коэффициента яркости ) разметки и покрытия, на которое она нанесена. Размеры и цвет разметки установлены в национальном стандарте Российской Федерации - ГОСТ Р 51256-99 . Также в этом документе нормируется значение коэффициента яркости в зависимости от характеристики автомобильной дороги - её категории, материала верхнего слоя покрытия и цвета разметки. Анализ условий измерения данного параметра указанной схемы позволяет сделать вывод, что он может быть назван характерным скорее для пешеходов, нежели для водителей транспортных средств. В настоящее время завершается процесс утверждения Изменения 1 в ГОСТ Р 51256-99 , разработанного в Московском автомобильно-дорожном институте (Государственном технически университете) при непосредственном участие специалистов Научно-производственного центра "М Дорконтроль" по заданию Федерального дорожного агентства Министерства транспорта российской Федерации. В этом изменении предусматривается введение параметра горизонтальной дорожной разметки, определяющей её видимость в светлое время суток водителями автомобилей. По согласованию с Техническим комитетом 278 "Безопасность дорожного движения" и Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России (ныне - Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) данный параметр был назван коэффициентом видимости при рассеянном дневном и искусственном освещении.

Для придания разметке световозвращающих свойств , которые обеспечивают её видимость в тёмное время суток в отраженном свете фар транспортных средств, применяют стеклошарики . Диаметр применяемых стеклошариков составляет от 50 до 1500 микрон (0,05 - 1,50 мм) в зависимости от вида разметочного материала. Стеклошарики наносятся как на поверхность линий, так и вводятся в состав пластиков. Оптимальным с точки зрения наибольшего значения световозвращения является их заглубление на 50 % в разметку. Наличие стеклошариков также способствует увеличению срока службы разметки. При этом необходимо отметить, что только наличие стеклошариков в составе пластика, как правило, не может обеспечить даже минимальных требований к световозвращению разметки .

В крупных городах и на ряде основных магистралей в настоящее время действует стационарное искусственное освещение . В этих условиях значимость световозвращающих параметров в определенной степени снижается. А в качестве основного параметра, определяющего видимость разметки, выступает коэффициент видимости при рассеянном дневном и искусственном освещении .

Также в указанном выше Изменении 1 в ГОСТ Р 51256-99 предусматривается введение возможности применения «структурной » разметки, состоящей из отдельных фрагментов или имеющих определенную форму в виде шахматной доски, гребенки и т.д. Подобная разметка обеспечивает лучшую видимость разметки в темное время суток при мокром состоянии покрытия в отраженном свете фар транспортных средств. Также «структурная » разметка обладает еще одним важным свойством. При наезде на нее колесом транспортного средства, водитель получает дополнительную информацию в виде вибрации, что позволяет своевременно предпринять меры для возвращения в пределы полосы движения. С учетом климатических особенностей большей части территории Российской Федерации подобная разметка является весьма перспективной.

При большом предложении на рынке различных материалов вопрос выбора представляет очень серьезную проблему. На протяжении ряда лет Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации проводятся контрольно-полевые испытания. В этих испытаниях принимают участие все желающие производители разметочных материалов. Контрольные линии наносятся на различных видах покрытий и находятся под постоянным инструментальным наблюдением. На основании полевых обследований и лабораторных испытаний материалов подготавливается их рейтинг. В 2005 г. подобные испытания проводятся в г. Москве по заданию Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, Центра мониторинга дорог и дорожных технологий и организации, осуществляющей управление основными магистралями и улицами столицы - «Доринвест ».

Наличие на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов современных технических средств организации движения (включая разметку), отвечающих современным требованиям, позволит не только повысить безопасность движения, но и создаст более комфортные условия работы водителей, повысит пропускную способность существующей сети дорог.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot