Разметка металлических заготовок - работы по металлу

§ 1. Общие сведения

При обработке металла или поковок одни их поверхности оставляют в черновом виде, а с других снимают слой металла определенной толщины, чтобы обработанные поверхности имели форму и размеры, указанные на чертеже. Поэтому до начала обработки необходимо перенести на заготовки и поковки с чертежа линии контуров (риски), определяющие форму и размеры изделия после его обработки. Такая операция называется разметкой.

Разметкой пользуются при обработке небольшой партии заготовок. При массовом производстве изделий для получения деталей нужных размеров и формы применяют такие виды обработки, которые не требуют разметки, например штамповку и литье под давлением.

При изготовлении заготовок заранее предусматривают припуск на обработку. Припуск - это увеличение размеров заготовки по сравнению с контурными линиями (рисками), нанесенными точно по чертежу. Припуск должен быть наименьшим в целях экономии материала, уменьшения затрат времени на обработку детали и повышения производительности труда рабочего. Разметка необходима для обеспечения правильности размеров заготовки и припусков.

Разметка бывает плоскостная и пространственная. Плоскостная разметка - нанесение линий контуров детали на одну плоскость заготовки, на поверхность полосового или листового металла. Пространственная разметка- нанесение линий контуров детали на несколько плоскостей заготовки, сопряженных между собой под разными углами.

Для того чтобы линии контуров, нанесенные на размечаемые поверхности заготовки, были хорошо видны, эти поверхности необходимо предварительно окрасить. Необработанные или грубо обработанные плоскости литых деталей поковок предварительно очищают от грязи, остатков формовочной земли, песка, окалины, обрубают заусенцы и приливы, а затем окрашивают мелом, быстро сохнущей краской или покрывают лаком.

Для окраски толченый мел растворяют в воде (на 1 л-воды 125 г мела) до густоты молока, кипятят, а затем добавляют немного льняного масла, чтобы мел не осыпался, и сиккатива, ускоряющего высыхание краски.

Раствором медного купороса (на один стакан воды - три чайные ложки купороса) или кусковым медным купоросом окрашивают чисто обработанные плоскости. Жидкие растворы наносят на поверхность заготовки кисточкой тонким слоем. Кусковым купоросом натирают смоченную водой поверхность заготовки.

Разметку производят после того, как краска высохнет.

§ 2. Плоскостная разметка

Плоскостная разметка заключается в нанесении на материал или заготовку контурных линий: параллельных и перпендикулярных линий, окружностей, дуг, углов, различных геометрических фигур по заданным размерам или контуров по шаблонам. Контурные линии наносят в виде сплошных рисок. Чтобы следы рисок сохранились до конца обработки, на риски наносят с помощью кернера небольшие углубления, близко расположенные одно от другого, или рядом с разметочной риской наносят контрольную риску. Риски должны быть тонкими и четкими.

Инструменты для разметки. Для разметки, измерения и проверки правильности изготовления изделий применяют следующие инструменты: линейку, угольник, циркуль, штангенциркуль, кронциркуль, нутромер, масштабную и лекальную, линейки, транспортир, чертилку, кернер, разметочную плиту и шаблоны.


На 1 показаны простейшие разметочные и измерительные инструменты, а также приемы измерения.

Измерения миллиметровой масштабной линейкой, кронциркулем и нутромером выполняют с погрешностью - 0,5 мм, штангенциркулем- 0,1 мм.

Стальная чертилка должна быть заостренной, круглого сечения, чтобы не портить линейку и угольник. При проведении рисок чертилку нужно плотно прижимать к краю линейки или угольника, немного наклонив вперед. На листе стали должна остаться четкая тонкая риска. Латунная чертилка оставляет хорошо видимый след на черной стали.

Ножки разметочного циркуля должны быть заострены и закалены. При разметке тонкой листовой стали одна чертящая ножка должна быть остро заточена, а другая - иметь слегка заваленное острие, чтобы не оставлять отверстий в листовой стали.

Кернером размечают центры при вычерчивании окружностей на металле. Разметочный инструмент необходимо хранить в специально отведенных местах. Параллельные линии на металле проводят чертилкой по угольнику (2, а, б). Перпендикулярные линии строят с помощью угольника с одним прямым углом.

Опустить перпендикуляр из точки О или М на прямую АБ можно с помощью линейки и угольника (2, в). Для этого линейку совмещают с линией АБ, угольник плотно приставляют одной стороной к линейке и передвигают по ней до совмещения другой стороны угольника с точкой О или М, а затем проводят линию, перпендикулярную линии АБ.

Перпендикуляр можно также восстановить и опустить с помощью циркуля (2, г). Из точки М на прямой произвольным радиусом делают две засечки (короткие дуги) / и 2. Затем из точек 1 и 2 радиусом, большим отрезка 1-2, делают засечки 3 и 4. Точку Е пересечения засечек 3 а 4 соединяют с точкой М. Полученная линия ЕМ будет перпендикулярна линии АБ.

Параллельные линии можно построить с помощью угольника и циркуля (2, д). Чтобы провести линию ВГ, параллельную линии АБ, из любых двух точек линии АБ, например Д и Ж, восстанавливают перпендикулярные линии с помощью угольника или циркуля, на которых откладывают равные отрезки (в нашем случае 60 мм) ДЕ и ЖЗ. Через точки Е и 3 проводят линию ВГ, которая будет параллельна линии АБ.

Параллельные линии можно также провести посредством линейки и угольника. Если передвигать угольник по линейке, то все линии, прочерченные по стороне угольника, будут параллельны между собой.

Разметку окружности на металле выполняют циркулем, наметив предварительно кернером центр О (2, е). Расстояние, откладываемое циркулем от центра О до любой точки окружности, называется радиусом и обозначается буквой R.

При разметке часто требуется разделить окружность на равные части, а также измерить, построить и разделить углы. Для деления окружности на две равные части достаточно провести диаметр. Для деления ее на 4, 8, 16, 32 части сначала проводят два взаимно перпендикулярных диаметра, которые делят окружность на четыре равные части. Затем каждую часть делят пополам и т. д. и получают 8, 16 и 32 части. Чтобы разделить окружность на 3, 6, 12, 24 части и т. д., на окружности откладывают ее радиус, который укладывается ровно шесть раз. Соединив эти точки через одну, делят окружность на три части.

Деля "/6 часть окружности пополам и на четыре части, получают Vi2 и V24 ее части.

Транспортиром (2, ж) измеряют углы, а также производят построение углов. Углы в 90, 45, 60, 120 и 135° можно также построить с помощью угольника, циркуля и линейки. Угол в 90° строят посредством угольника и линейки. Угол в 45° можно построить, разделив угол 90° пополам. Для этого из вершины угла А (2, з) произвольным радиусом проводят дугу 1, пересекающую стороны угла в точках В и Г и продолжение стороны АГ в точке Б. Из точек В и Г одинаковым радиусом проводят засечки 2 и 3, пересекающиеся в точке Д. Линия, соединяющая точку Д с вершиной угла А, делит угол пополам.

Причертив к углу 90° угол 45°, получают угол 135°. Чтобы построить углы в 30 и 60°, нужно разделить прямой угол на три части. Одна треть прямого угла составит угол 30°, а две трети - угол 60°. При делении прямого угла на три части из вершины угла А (см. 2, з) проводят дугу, пересекающую стороны угла в точках Б и В. Из этих точек тем же радиусом делают на дуге засечки 4 и 5. Полученные точки Е и Ж соединяют с вершиной угла А. Линии,ЕА и ЖА делят угол на три равные части.

Различные геометрические фигуры наносят на плоскости тем же разметочным инструментом: линейкой, угольником, циркулем и транспортиром. Чтобы ускорить и упростить плоскостную разметку одинаковых изделий применяют шаблоны из листовой стали. На заготовку или материал накладывают шаблон и плотно прижимают его, чтобы во время разметки он не сдвинулся с места. По контуру шаблона чертилкой прочерчивают линии, обозначающие контуры обрабатываемой детали.

Крупные детали размечают на плите, а мелкие - в тисках. Если изделие пустотелое, например фланец, то в отверстие заколачивают деревянную пробку и в центре пробки закрепляют металлическую пластинку, на которой кернером намечают центр для ножки циркуля.

Фланец размечают следующим образом. Поверхность заготовки окрашивают мелом, намечают центр и циркулем, проводят окружности: наружный контур, контур отверстия и осевую линию по центрам отверстий для болтов. Часто фланцы размечают по шаблону, а отверстия сверлят по кондуктору без разметки.

Тема: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. (2 урок)

Цель урока: Создать условия для овладения приемом разметки деталей круглой и полукруглой формы.

Задачи:

1. Формировать умения размечать детали круглой и полукруглой формы, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой.

2. Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Оборудование: образцы изделий, рабочая тетрадь для 1 класса (Е.А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2013), учебник «Технология» (Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.), шаблоны, кисточка, клей, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.

Тип урока : ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 1

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

На экране девиз урока:

«У нас всё получится!»
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз?

Когда открывать новые знания легче?

А помните ли вы правила совместной работы?

Ответы детей.

Мы будем открывать новые знания

Когда работаешь вместе с друзьями

Дети наизусть читают строки из стихотворения и делятся на группы.

Команда - это значит вместе,

Команда - все за одного.

Здесь все по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет,

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно,

Мы оказались в ней не вдруг.

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

Посмотрите на слайды. Рассмотрите картинки и скажите, чем они похожи?

На экране картинки:


Для чего нужны нам эти изделия?

Из чего сделаны эти аппликации?

Из какого материала еще можно сделать аппликации?

Какие из названных материалов нам доступны сегодня?

Легко ли сделать цветок под цифрой 2?

Сможем ли мы сделать такой цветок, имея только шаблон круга?

На картинках аппликации цветов.

Все они состоят из кругов и полукругов.

Они сделаны из бумаги, ткани и ватных дисков.

Аппликации можно сделать из салфеток, из пуговиц, из фольги и т.д.

У нас есть цветная бумага.

Да, если у нас есть нужные шаблоны.

Ответы детей.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

Что вы уже умеете делать?

Рассмотрите аппликацию и скажите, что нам предстоит выполнить?

Все ли они одинаковые?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вырезать ровные круги по шаблону.

Нам нужно вырезать много полукругов.

Нет, они разные по цвету и по размеру.

Размечать круги и полукруги для выполнения аппликации.

Регулятивные УУД

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

Кто из вас уже догадался, как разметить полукруги одинакового размера?

Ребята, давайте вспомним, что такое шаблон?

Какие предметы можно использовать в качестве шаблона круглой формы?

Тренировочные упражнения

Откройте рабочую тетрадь на с.40.

Посоветуйтесь в парах и расскажите друг другу, как можно нарисовать цветок с помощью монеты 1 рубль в жёлтом квадрате.

Потренируйтесь и нарисуйте цветок.

Нужно вырезать круги, сложить их пополам и разрезать по линии сгиба.

Шаблон – это фигура из картона, которую можно обводить несколько раз и получать готовые детали.

Монеты 1,2,5 рублей, стакан, тарелку и др.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами, переработка информации: сравнение с шаблоном

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последователь-

ности изготовления изделия)

Рассмотрите ещё раз аппликацию №2.

Перед вами инструкционная карта.

А что это такое? Для чего она необходима?

Обсудите в группах и расскажите, в каком порядке будете выполнять работу.

Какие детали, какого цвета, в каком количестве вам потребуются?

Проговорим наш план действий.

Инструкционная карта показывает как выполнять изделие.

План работы:

1. Вырежем 1 деталь голубого цвета (шаблон из картона).

2. Вырежем 4 детали красного, оранжевого, фиолетового, голубого цвета (шаблон из картона).

3. Вырежем 1 деталь зелёного цвета (шаблон – монета 5 рублей).

4. Вырежем 1 деталь жёлтого цвета (шаблон – монета 1 рубль).

5. Согнем детали пополам и разрежем по линии сгиба.

6. Составим композицию.

7. Наклеим детали, начиная с цветка.

8. Высушим под прессом.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Самостоятельно-практическая работа

При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

Как правильно разместить инструменты и материалы на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.

Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то составляет композицию.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

Физкультминутка (в середине самостоятельной работы)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

Было ли вам трудно?

Вырезать одинаковые полукруги из кругов и изготавливать аппликацию «Цветок»

Ответы детей

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

Какой девиз мы выбрали в начале урока?

Почему у нас всё хорошо получилось?

Вам понравилось работать в группе?

Оформляется выставка работ.

Отмечается каждая работа. Дети оценивают работу друг друга в группе.

«У нас всё получится!»

Мы работали дружно вместе.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Используемая литература:

    Лутцева Е.А. Технология 1 класс. Сценарии уроков. Органайзер для учителя.

    http://doc4web.ru/uploads/files/3/01a8bc356b98f8ced3cda16c7197187f.doc

    Практическая работа № 1.

    Тема: «Разметка жести разметка по шаблону».

    Цель: Научить приемам правки и разметки жести.

    Практическая работа:

    Разметка контура детской лопатки по шаблону.

    Инструменты и материалы: киянка, струбцинка, чертилка, шаблон детской лопатки, оцинкованная жесть.

    1. Записать в рабочей тетради, что называется киянкой, шаблоном.

    2. Зарисовать чертилку и записать, для чего она служит.

    3. Изготовить шаблон лопатки из плотного картона.

    4. Выбрать заготовку киянкой на плите.

    5. Выправить заготовку киянкой на плите.

    6. Установить заготовку вместе с шаблоном на разметочной плите.

    7. Острием чертилки обвести по шаблону контур лопатки.

    8. Показать разметочную заготовку учителю.

    Контрольные вопросы:

    1. Что называется жестью?

    2. Для чего размечают заготовку?

    3. Что называется шаблоном и для чего он служит?

    4. Как производится разметка по шаблону?

    Методические указания

    Правка жести.

    Для изготовления различных изделий широко применяются листовые металлы.

    Тонкая листовая сталь (толщиной до 0,5 мм) называется жестью.

    Прежде чем изготовить изделие из жести, заготовку необходимо выровнять. Делается это путем правки материала, во время которой изогнутым или покоробленным заготовкам придается правильная, ровная форма поверхности.

    Правка тонких листов производится деревянными киянками.

    Киянка применяется для того, чтобы не испортить поверхность металла.

    Очень тонкие листы металла правят осторожными движениями деревянной колодочкой - гладилкой.

    Разметка по шаблону.

    Для того чтобы отработать заготовку - превратить ее в деталь или изделие требуемой формы и размеров, заготовку предварительно размечают.

    Процесс нанесения не поверхность заготовки линий (рисок), определяющих согласно чертежу контуры детали, называется разметкой.

    Разметка заготовки для изготовления изделия иногда производится по шаблону.

    Шаблон представляет собой образец плоской детали, изготовленный из плотного картона, фанеры или листового металла.

    Шаблон изготовляется по чертежу.

    Для того чтобы правильно произвести разметку по шаблону, необходимо положить разметочный шаблон на заготовку так, чтобы он плотно прилегал к поверхности листа. Для предотвращения смещения шаблона по поверхности листа жести можно шаблон укрепить при помощи струбцинки.

    После установк4и шаблона на заготовке его контур обводят чертилкой.

    Чертилка представляет собой отрезок стальной проволоки с хорошо заостренным концом.

    При нанесении рисок заостренный конец чертилки плотно прижимают к шаблону, наклоняя чертилку от кромки шаблона и в сторону движения. Проводят линию (риску) чертилкой можно только один раз.

    Практическая работа № 2.

    Тема: «Резание жести ножницами».

    Цель: Изучить конструкцию ручных ножниц. Научить приемам разрезания жести ножницами.

    Практическая работа:

    Вырезание ножницами детской лопатки

    Инструменты и материалы: слесарные ножницы, напильник, заготовка жести.

    I. Управление

    1. прочно закрепить слесарные ножницы в тисках.

    2. выполнить пробное разрезание. Для этого от листа заготовки отрезать полоску жести.

    II. Вырезание контура лопатки

    1. разрезать заготовку по вертикальным рискам (рис. 2).

    2. Разрезать заготовку по двум горизонтальным рискам (рис. 3).

    3. вырезать выемки по наклонным рискам сначала с одной стороны, а затем с другой, как показано на рис. 4.

    4. Отрезать полоски, как показано на рис. 5.

    5. Вырезать заготовку по закругленным рискам, как показано на рис. 6.

    6. Притупить при помощи напильника острые кромки и углы заготовки.

    7. Проверить правильность изготовленного изделия.

    8. Сдать изделие учителю на проверку.

    Контрольные вопросы:

    1. Как устроены слесарные ножницы для разрезания листового металла?

    2. Рассказать о порядке разрезания листового металла ножницами.

    3. В каких случаях ручные ножницы закрепляют тисках?

    Методические указания

    Для резания тонкого листового металла применяют слесарные ножницы (рис. 1) имеют режущие лезвия, нижнюю и верхнюю рукоятки.

    При резании ручными ножницами большой палец правой руки находится на верхней ручке, указательный, средний и безымянный пальцы охватывают нижнюю ручку, а мизинец отодвигает нижнюю ручку и таким образом раздвигает лезвия ножниц.

    Левая рука, держащая разрезаемый материал, должна быть в рукавице. В противном случае острыми кромками заготовки можно легко порезать руки.

    При работе с ножницами необходимо, чтобы лезвия ножниц разрезали заготовку жести точно по разметочной линии.

    Особую сложность представляет вырезание ножницами криволинейных и круглых фигур.

    При разрезании материала толщиной свыше 0,8 мм ручные ножницы закрепляют в тисках.

    При разрезании в тисках правой рукой нажимают на верхнюю рукоятку, а левой подают лист на себя, слегка приподнимая его.

    Раскрывать ножницы следует так, чтобы режущие лезвия хорошо захватывали металл. Необходимо помнить, что при слишком большом раскрытии нижний лист не разрезается, а выталкивается с режущих кромок.

    Правила техники безопасности.

    При разрезании листового металла слесарными ножницами необходимо:

    Надежно закреплять ножницы в тисках;

    Постоянно следить, чтобы пальцы левой руки не попали под режущие кромки ножниц:

    Во избежание порезов не задевать голыми руками за отрезанные края заготовки;

    На левую руку, поддерживающую заготовку, следует надевать рукавицу.

    Практическая работа № 3.

    Тема: «Гибка и пробивка жести».

    Цель: Формирование умений и навыков гибки и пробивания отверстий тонко-листового металла (жести).

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: молоток, киянка, пробойник, оправка, заготовка детской лопатки, приспособление для получения ребра жесткости, чертилка, кернер.

    Пробивка отверстий для крепления рукоятки.

    1. Разметить центр отверстий, используя рис. 2.

    2. Накернить точки центров отверстий кернером.

    3. Пробить пробойником четыре отверстия диаметром 1,5 мм и крепления ручки.

    Гибка ребра жесткости

    1. Положить заготовку детской лопатки на основание приспособления.

    2. Ударом молотка по стержню согнуть ребро жесткости.

    Гибка места крепления ручки

    1. Закрепить в тисках цилиндрическую оправку диаметром 20 мм.

    2. Согнуть на оправке место крепления ручки.

    Крепления лопатки

    1. Подобрать готовую рукоятку из древесины диаметром 20 мм и длиной 250мм.

    2. Закрепить лопатку на рукоятке при помощи четырех гвоздей.

    Контрольные вопросы:

    1. 1. Для каких целей применяется гибка?

    2. Какими инструментами производится, гибка жести?

    3. Для чего применяются ребра жесткости на изделиях из жести?

    4. Каким способом можно получить отверстие небольших диаметров на заготовках из жести?

    5. Как устроен пробойник?

    Методические указания

    Гибка жести

    Гибка выполняется в тисках и на оправках с помощью киянки и молотка. Тонкую жесть сгибают киянкой. Наиболее распространенные приспособления сгибания жести: уголок и цилиндрическая оправки.

    Для того, чтобы во время гибки заготовки в тисках не была помята поверхность детали, на губки тисков надевают мягкие алюминиевые угольники - нагубники.

    После правки и разметки заготовку закрепляют в тиски таким образом, чтобы линия сгиба была видна на уровне губок тисков. Затем ударами киянки постепенно сгибают заготовку на требуемый угол.

    Для этого чтобы изделие из жести не теряли форму и не коробились ни их поверхностях, сгибают ребра жесткости. Примером служит детская лопатка, имеющая ребро жесткости.

    Для гибки ребра жесткости на детской лопатке применяется простое приспособление, состоящее из основания с углублением и ударного стержня.

    Заготовку лопатки кладут на поверхность основания и ударом молотка по стержню сгибают ребро жесткости.

    Пробивка отверстий в жести.

    Для получения отверстий небольших диаметров в заготовках из жести применяют пробойник.

    Пробойник представляет собой стержень, изготовленный из твердой стали с заостренным концом.

    Для получения отверстия заготовку кладут на торцевую часть бруска древесины, устанавливают пробойник на намеченную ранее точку и ударами молотка по ударной части пробойника пробивают отверстие (рис. 1).

    Практическая работа № 4.

    Тема: «Разметка по чертежу».

    Цель: Освоение приемов разметки, с помощью разметочных инструментов.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: чертилка, угольник, металлическая линейка, белая жесть.

    Размер коробки для мелких деталей

    Коробка для мелких деталей изготовляется из белой жести. Общий вид коробки показан на рис. 1.

    Разметка коробки производится в следующей последовательности.

    1. Вырезать заготовку белой жести толщиной 0,6 мм, размером 230*150.

    2. Устранить имеющиеся неровности, изгибы, вмятины при помощи правки.

    3. Разметить развертку коробки по чертежу, показанному на рис. 2.

    Сначала отмерить масштабной линейкой от верхнего и нижнего краев заготовки по 25 и 10 мм, сделать засечки, провести горизонтальные линии сгиба (рис. 3).

    Затем отмерить линейкой от правого и левого краев заготовки по 25 и 10 мм, сделать засечки, провести вертикальные линии сгиба (рис. 4)

    В заключении, используя чертежи (рис.5), разметить наклонные линии и фаски под углом 45о.

    Контрольные вопросы:

    1. Какая линия называется базовой?

    2. Какой разметочный инструмент применяется для разметки заготовки по чертежу?

    3. Для каких целей при разметке служат угольник плоский и с пяткой? Как ими пользоваться?

    Методические указания

    Разметка заготовки по чертежу - важная операция при изготовлении деталей. Перед разметкой необходимо внимательно изучить чертеж. Разметка начинается с подбора заготовки, после чего на заготовке определяется базовая линия, от которой откладываются все остальные размеры.

    На рис. 1 показано, как с помощью линейки и чертилки делается отметка от базовой линии (в данном случае линия края заготовки) указанного на чертеже размера.

    Двух отметок достаточно, чтобы соединить их в размечаемую линию.

    С помощью линейки на размечаемой заготовке можно проводить линии - горизонтальные и вертикальные.

    Для нанесения рисок, расположенных под прямым углом, служат угольники плоский и с пяткой.

    Плоский угольник прикладывается к линейке, положенной на заготовку. Перемещая угольник вдоль линейки, наносят ряд параллельных линий.

    Для нанесения рисок, расположенных под прямым углом к кромке заготовки, пользуются угольником с пяткой, который прикладывается к кромке заготовки.

    Практическая работа № 5

    Тема: «Гибка жести».

    Цель: Освоение приемов гибки, на примере изготовляемого изделия (коробка).

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: размеченная заготовка коробки, киянка, молоток, слесарные ножницы.

    Вырезание контура развертки коробки

    1. Закрепить слесарные ножницы в тисках.

    2. Разрезать заготовку по горизонтальным рискам, как показано на рис. 1.

    3. Разрезать заготовку по наклонным рискам, как показано на рис. 2.

    4. Разрезать заготовку по горизонтальным рискам, как показано на рис. 3.

    5. Разрезать заготовку по вертикальным рискам и вырезать фаски (см. рис. 4).

    Гибка коробки

    1. Согнуть боковые (короткие) стороны коробки (см. рис. 2).

    2. Согнуть длинные стороны коробки (рис. 5).

    3. согнуть скосы (рис. 6).

    4. Провести отбортовку верхних краев коробки (рис. 7).

    Изготовление скобы для электромодели «Кто быстрее»

    На рис. 8 показан общий вид скобы, которая изготовляется в следующей последовательности:

    1. Вырезать заготовку из оцинкованной жести.

    2. Разметить по чертежу развертку скобы (см. рис. 8).

    3. Вырезать контур развертки по разметке.

    4. Пробить два отверстия диаметром 3 мм.

    5. Согнуть скобу по линиям сгиба.

    Контрольные вопросы:

    1. Рассказать о порядке сгибания жести.

    2. Какие инструменты и приспособления необходимы для сгибания жести?

    3. Какая операция называется отбортовкой?

    Методические указания

    При изготовлении изделий из жести основной операцией является гибка.

    Для того чтобы не помять заготовку, жесть гнут киянкой.

    Процесс гибки, заключается в следующем. Выправленную и размеченную заготовку кладут на закрепленный в тисках угольник так, чтобы линия сгиба лежала на ребре угольника.

    Затем легкими ударами киянки отгибают края заготовки. После этого отгибают всю намеченную часть заготовки.

    Отгибание узкой кромки заготовки называется отбортовкой.

    Практическая работа № 6.

    Тема: «Разрезание, правка и гибка проволоки».

    Цель: Освоение приемов разрезания, правки и гибки проволоки.

    Практическая работа:

    Изготовление головоломки «Сними сердечко»

    Инструменты и материалы: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильник стальная мягкая проволока диаметром 2 мм.

    Головоломка (рис. 1) состоит из скобы 1, сердечка 2 и стержня с петлями.

    Изготовление скобы (рис. 2)

    1. Откусить заготовку проволоки длиной 180 мм.

    2. Выгнуть на концах заготовки две петли диаметром 14 мм.

    3. Согнуть скобу по размерам, указанным на чертеже.

    Изготовление сердечка (рис. 3)

    1. Откусить заготовку проволоки длиной 130 мм.

    2. Согнуть внутреннюю часть сердечка диаметром 10 мм, обеспечив расстояние 3мм.

    3. Отступив от внутренней части сердечка 25 мм, согнув две его наружные части диаметром 10 мм, обеспечив общую ширину детали 50 мм.

    4. Скрутить концы проволоки, обеспечив общую длину детали 50 мм.

    Изготовление стержня с петлями (рис. 4)

    Сборка головоломки

    1. Откусить заготовку длиной 60 мм.

    2. Согнуть на стержне первую петлю диаметром 10 мм.

    3. Вставить стержень первую петлю скобы, надеть не него сердечко и вставить стержень во вторую петлю скобы (см. рис. 4).

    4. Согнуть на стержне вторую половину петлю диаметром 10 мм.

    6. Догадаться, как, не разрушая изделия и деталей, снять сердечко. Снять сердечко.

    Контрольные вопросы:

    1. Какой инструмент применяется для откусывания проволоки?

    2. Как исправить изогнутую проволоку?

    3. Чем отличаются плоскогубцы от круглогубцев? Для чего они служат?

    4. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с проволокой?

    Методические указания

    Изготовление изделий из проволоки включает следующие операции: откусывание, правка и гибка.

    Откусывание проволоки

    Для откусывания проволоки служат кусачки. Рабочая часть кусачек_ острые губки. Поэтому кусачки называют острогубцами.

    Губки кусачек устанавливанию в месте разрыва заготовки и, нажимая на рукоятки, производят откусывание проволоки.

    Правка проволоки

    Перед тем как изготовить изделие, мягкую и тонкую проволоку правят с помощью различных приспособлений.

    Простейший способ - правка на плите перемещением проволоки, прижатой деревянной полочкой.

    Широко используется правка проволоки перемещением ее вокруг цилиндрической стальной оправки, установленной в тисках.

    Гибка проволоки

    Перед изготовлением изделия из проволоки заготовку размечают, оставляя на проволоке в местах последующего сгиба риски с помощью чертилки или напильника. Гибка мягкой проволоки делается плоскогубцами (плоские и круглые губки).

    Плоскогубцы применяются для захвата, зажима, удержан6ия и сгибания проволоки под углом.

    Круглогубцы служат для сгибания проволоки при изготовлении ушков, колец и других деталей криволинейной формы.

    При гибке кольца малого диаметра (4-8 мм) круглогубцами захватывается кончик провода и оборачивается вокруг губки. Этот прием повторяется два раза. Затем выгнутое кольцо подводится ко второй губке и отгибается стержень посредине кольца.

    Мягкую проволоку можно скручивать в руках с помощью плоскогубцев.

    Техника безопасности.

    При откусывании и сгибании проволоки нельзя держать ее на уровне лица. Края проволоки не должны быть острыми. Их следует притупить напильником во избежание ранения рук.

    Практическая работа № 7

    Тема: «Работа с мягкой проволокой»

    Цель: Формирование умений и навыков работы с мягкой проволокой.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, оправки, мягкая стальная проволока диаметром 2 мм.

    Изготовление головоломки «Сними кольцо» (рис. 1).

    1. Установить заготовку на цилиндрической оправке диаметром 20 мм в тисках и согнуть кольцо.

    2. Снять заготовку с оправки и откусить кольцо.

    3. Закрепить заготовку на цилиндрической оправке диаметром 24 мм в тисках и согнуть кольцо (А) и полукольца «Б» и «В».

    Изготовление кольца (2)

    Изготовление скобы (3)

    1. Откусить кусачками заготовку проволоки длиной 130 мм.

    2. На обоих концах скобы сделать петли диаметром 3 мм.

    3. Закрепить заготовку на цилиндрической оправке диаметром 26 мм в тисках и согнуть полукольцо.

    Сборка головоломки

    1. Надеть на змейку кольцо и скобу.

    2. На конце змейки сделать петлю диаметром 6 мм.

    3. Догадаться, как снять кольцо, не разрушая головоломки.

    Головоломка состоит из змейки (1), скобы (3) и кольца (2).

    Изготовление змейки (1)

    1. Откусить заготовку проволоки длиной 310 мм и разметить ее по чертежу (рис.2).

    Контрольные вопросы:

    1. Какими способами можно выправить проволоку?

    2. При помощи, каких инструментов сгибают проволоку?

    3. Как сделать спираль?

    4. Чем отличается скручивание от обкручивания?

    Методические указания

    Правка проволоки

    Перед изготовлением изделия из мягкой проволоки заготовку выпрямляют, протягивая вокруг цилиндрического стержня, установленного в тисках.

    Можно исправить проволоку с помощью деревянного брусочка.

    Короткие кусочки мягкой проволоки выпрямляют киянкой на плите не сильными ударами, чтобы не смять заготовку.

    Гибка проволоки

    Сгибание заготовки под углом делается плоскогубцами. Криволинейные формы сгибаются круглогубцами.

    Хватка инструмента: пальцы большой, указательный мизинец сжимают рукоятки, а безымянный - разжимает их.

    Для сгибания из заготовки деталей, имеющих форму окружностей большого диаметра, пользуются цилиндрическими оправками.

    Для сгибания проволоки по окружности при изготовлении кольца конец заготовки вместе с оправкой закрепляют в тисках. Затем, туго натягивая проволоку, обматывают ее оправку.

    После этого полученную спираль снимают с оправки и откусывают кусачками кольца.

    Мягкую проволоку скручивают и обкручивают. При скручивании обе проволоки одинаково обвиваются друг об друга. При обкручивании одна проволока обвивается вокруг другой. Для этого плоскогубцами фиксируется место, с которого будет производиться обкручивание, затем обвивают одну проволоку другой.

    Практическая работа № 8

    Тема: «Выбор заготовки. Правка. Разметка».

    Цель: Правила выбора заготовки. Освоение приемов правки и разметки тонко - листового металла.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: линейка, угольник, чертилка, молоток, киянка, кернер, заготовка из оцинкованной жести толщиной 0,8 мм для лопатки и заготовки для ручки совка.

    Разметка ручки совка (рис. 2)

    1. проверить размеры заготовки ручки.

    2. Провести на заготовке осевую линию.

    3. Разметить линии сгиба.

    4. Разметить и Накернить центры отверстий под заклепки.

    Разметка лопатки совка (рис. 3)

    1. Выбрать заготовку.

    2. Покрыть заготовку меловой эмульсией.

    3. Провести базовые линии, основания и осевую.

    4.Отметить на осевой линии линии сгиба, отбортовки и верхнюю линию.

    5. Провести линии внешнего контура и линии сгиба.

    Контрольные вопросы:

    1. Что называется припуском на обработку?

    2. Как исправляют выпуклости на заготовке?

    3. Какая лини я называется базовой?

    4. В каких местах ставят керны?

    Методические указания

    Выбор заготовки

    Перед тем как приступить к изготовлению детали или изделия, необходимо тщательно изучить чертеж. Затем, исходя из материала и габаритных размеров будущего изделия, подбирают заготовку.

    Размеры заготовки должны быть больше размеров будущего изделия. Эта разность между размерами изделия и заготовки называется припуском на обработку.

    Правка заготовки

    Часто заготовка, соответствующая по размерам будущему изделию, имеет неровную поверхность. Ее выпрямляют.

    Проверку выпрямленной полосы можно осуществить на глаз или приложив ее к плите. Прямая полоса будет плотно прилегать к плите.

    Тонкую листовую сталь толщиной до 0,8 мм (жесть) слесарным молотком править нельзя. Ее правят киянкой.

    Правка листового металла осуществляется в следующей последовательности: деформированный лист кладут на плиту выпучинами вверх и выпуклые места обводят мелом. Правку проводят легкими, но частыми ударами вокруг выпуклости, отступая от нее по спирали (рис. 1).

    По мере удаления от выпуклости сила удара увеличивается. Материал под действием ударов будет вытягиваться, и выравнивать заготовку.

    Разметка заготовки

    Перед разметкой заготовку необходимо очистить от грязи и ржавчины стальной щеткой, наждачной бумагой и тряпкой.

    Для того чтобы на материале были хорошо видны следы чертилки, заготовку окрашивают медным купоросом или раствором мела в воде.

    При разметке вначале определяют базовую (первую) линию, от которой откладывают все остальные линии.

    В качестве базовых линий чаще всего используются прямые линии кромок или осевые линии изделия.

    Размеченные линии накернивают в точках их пересечения и в местах будущих отверстий специальными инструментом, называемым кернером.

    Практическая работа № 9.

    Тема: «Разрезание ножницами»

    Цель: Изучить конструкцию видов ножниц. Освоить приемы разрезания ножниц.

    Практическая работа:

    Вырезание лопатки совка (рис. 1)

    Инструменты и материалы: ручные или рычажные ножницы, напильник, размеченные заготовки металла.

    Ход работы

    1. Проверить правильность разметки заготовки лопатки совка.

    2. Наметить порядок вырезания ручными ножницами лопатки совка.

    3. Установить ручные ножницы в слесарных тисках.

    4. Вырезать ножницами лопатку совка по линии контура размеченной заготовки.

    5. Приступить острые кромки лопатки совка напильником.

    6. Проверить правильность вырезанной заготовки и показать ее учителю.

    Контрольные вопросы:

    1. Какими инструментами разрезают жесть и листовую сталь?

    2. Перечислить основные виды ножниц.

    3. Какой толщины листовой металл можно разрезать ручными, рычажными и машинными ножницами?

    4. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при работе ручными ножницами?

    Методические указания

    Разрезание листового металла производится ручными и механическими ножницами.

    Ручные ножницы применяются для разрезания стальных листов толщиной до 0,8 мм.

    Приемы разрезания листового металла ручными ножницами: разрезание по прямой линии и окружности.

    Материал толщиной до 3 мм разрезают с помощью рычажных ножниц, установленных на стационарно на прочном основании.

    В заводских условиях для разрезания листового металла толщиной 3-5 мм используются большие рычажные ножницы.

    В школьных учебных мастерских нашли широкое применение дисковые ножницы, которые разрезают листовой металл двумя вращающимися дисками, расположенными друг над другом.

    На производстве листовой металл разрезают электроножницами.

    Для этого чтобы не порезать руки, острые края отрезанной заготовки притупляют напильником.

    Правила техники безопасности

    При разрезании ручными ножницами необходимо:

    1. Надевать рукавицы во избежание пореза рук острые края заготовки.

    2. Следить за тем, чтобы пальцы левой руки не попали под режущие лезвия ножниц.

    Практическая работа № 10

    Тема: «Гибка металла»

    Цель: Виды гибки. Освоение гибки металла.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: оправки для гибки, плита, молоток, киянка, линейка, угольник, заготовки лопатки и ручка совка.

    Гибка деталей совка

    1. Отбортовать боковые стенки лопатки (рис. 2)

    2. Отогнуть под прямым углом заднюю стенку (1).

    3. Согнуть заднюю стенку под прямым углом (2).

    4. Согнуть боковые стенки (2).

    5. Прижать лепестки боковых стенок к задней стенке (3).

    6. Согнуть заднюю стенку (4).

    7. Отогнуть нижний конец ручки совка (рис.3).

    Контрольные вопросы:

    1. Какие оправки применяются при гибке жести?

    2. Рассказать о порядке фальцевого соединения деталей.

    3. Для чего служит зигмашина?

    Методические указания

    Гибка жести производится с помощью приспособлений: уголков и специальных оправок, которые закрепляются в тисках.

    На рис. 1 показаны оправки: квадратная (а), цилиндрическая (б), клиновидная (в) и уголковая (г).

    При изготовлении изделий из жести (трубы, ведра, различные модели) часто бывает необходимо соединить два конца заготовки посредством фальца.

    Процесс фальцевого соединения следующий. Сначала край заготовки отгибают на угольнике под прямым углом. Затем заготовку поворачивают на оправе и пригибают отогнутый край. Кромка заготовки приобретает крючкообразную форму.

    Точно так же поступают и со вторым краем заготовки.

    Затем оба конца заготовки соединяют и уплотняют соединения ударами киянки.

    Чтобы соединимые концы заготовки не разошлись, ее устанавливают не оправке и ударами киянки производят обжимку соединения и посечку фальца сверху и снизу.

    При установке заготовки и оправки в тисках надо проследить, чтобы риска находилась точно в месте сгиба. Только после этого сгибают заготовку.

    Заготовку устанавливают в тисках с нагубниками и ударами молот кА сгибают на круглой оправе. Затем обжимают заготовку в тисках вокруг оправки. И наконец, установив заготовку в тисках, с помощью плоской оправки отгибают лепестки скобы.

    Для образования ребер жест кости на цилиндрических изделиях используются зигмашины.

    Практическая работа № 11

    Тема: «Сверление дрелью»

    Цель: Приемы работы дрелью. Сверление отверстий в ручную.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: ручная дрель, сверло 5,2 мм, молоток, чертилка, кернер, струбцина, бородок, поддержка, натяжка, обжимка, детали совка (лопатка, ручка), заклепки 3*7

    1. Просверлить ручной дрелью отверстия диаметром 5,2 мм в ручке совка (рис.4).

    2. Установить лопатку совка на деревянную оправу и вместе с ней закрепить в тисках.

    3. Приложить к лопатке совка ручку и накернить на лопатке место верхнего отверстия.

    4. Просверлить в лопатке совка отмеченное отверстие сверлом диаметром 5,2 мм.

    5. Приклепать одной заклепкой ручку к лопатке совка.

    6. Установить совок в тисках.

    7. Просверлить отверстия в лопатке по отверстиям в ручке.

    8. Приклепать ручку к лопатке.

    Контрольные вопросы:

    1. Как устроено спиральное сверло?

    2. Как пользоваться ручной дрелью?

    3. Из каких элементов состоит заклепка, и какие требования к ней предъявляются?

    4. Из каких операций состоит процесс получения заклепочного соединения?

    Методические указания

    Сверление дрелью

    Сверло (рис. 1) состоит из рабочей части и хвостовика для закрепления в патроне. В рабочей части сверла имеются две режущие кромки. Режущие кромки срезают металл, который в виде стружки выходит через спиральные канавки.

    Сверло устанавливается в патроне ручной дрели. С помощью ручной дрели можно сверлить заготовки, установленные на стволе или тисках.

    Заклепочное соединение

    Детали из листовой стали соединяют с помощью заклепочных соединений. На рис. 2 показан6о соединение двух деталей (А и Б) с помощью заклепки.

    Заклепка состоит из закладной головки 1, стержня 2 и замыкающей головки 4, которая получается в результате расклепывания конца 3 стержня.

    Процесс получения заклепочного соединения состоит из следующих операций:

    1. Одновременное сверление двух соединяемых деталей.

    2. Установка заклепки в отверстие. Выступающий из отверстия конец стержня должен быть в полтора раза больше диаметра стержня.

    3. Осаживании е соединяемых деталей. Закладная головка заклепки устанавливается в поддержке. На выступающий конец заклепки надевается натяжка, которая благодаря отверстию не задевает заклепку. Ударами молотка по натяжке соединяемые детали плотно прижимаю друг к другу.

    4. Расклепывание замыкающей головки заклепки производится ударами молотка по выступающему стержню заклепки: сначала вертикальными ударами, затем ударами сбоку.

    5. Формирование замыкающей головки заклепки (рис.3) ударами молотка по обжимке. Конец обжимки имеет лунку, соответствующую форме головки заклепки.

    Практическая работа № 12

    Тема: «Работа с твердой проволокой»

    Цель: Формирование умений и навыков работы с твердой проволокой.

    Практическая работа:

    Инструменты и материалы: оправка, молоток, напильник, стальная твердая проволока диаметром 3 и 4 мм.

    Изготовление чертилки (рис.2)

    1. Разметить заготовку (рис.3)

    2. Согнуть кольцо чертилки на оправке в тисках.

    3. Выправить стержень на плите.

    4. Опилить напильником четырехгранник и острие чертилки.

    5. Проверить качество изделия и показать его учителю.

    Контрольные вопросы:

    1. Какие операции включает работа с проволокой?

    2. Какие инструменты применяются для обработки твердой проволоки?

    3. Как производить гибку твердой проволоки для получения угла, кольца?

    4. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с твердой проволокой?

    Методические указания

    При изготовлении изделий из проволоки после внимательного изучения чертежа подбирают материал соответствующего диаметра, отрезают заготовку необходимого размера и размечают места сгиба.

    Твердую стальную проволоку кусачками не откусывают. Ее разрубают зубилом или разрезают ножовкой.

    Для разрезания проволоки и получения большого количества одинаковых заготовок из проволоки используется специальное приспособление.

    Перед заготовлением изделия твердую проволоку выпрямляют на плите молотком. Поворачивая заготовку на плите, наносят удары молотком по выпуклым поверхностям и таким образом выпрямляют заготовку.

    Сгибают твердую проволоку, особенно толстую, как правило, в тисках молотком. Руками ее сгибать трудно. При гибке проволоки в тисках на губки тисков обязательно надеваются нагубники.

    Гибка проволоки под углом осуществляется без всяких оправок в тисках.

    Кольца на деталях (рис.1) из твердой проволоки сгибают на цилиндрических оправках, диаметр которых должен соответствовать диаметру кольца.

    Сгибание кольца осуществляется в следующем порядке:

    1. Установив по разметочной линии заготовку с оправкой в тисках, отгибают верхнее полукольцо.

    2. Перевернув заготовку с оправкой в тисках, сгибают молотком второе полукольцо.

    3. Закрепив заготовку с оправкой в вертикальном положении, отгибают стержень с тем расчетом, чтобы кольцо было расположено симметрично по отношению к стержню.

    Техника безопасности

    1. Во избежание ранении я рук о концы проволоки необходимо притупить их напильником.

    2. Молоток должен быть прочно насажен на ручку.

    Практическая работа № 13.

    Тема: «Опиливание».

    Цель: Ознакомить с процессом опиливания и классификацией напильников.

    Практическая работа:

    Изготовление подвески

    Инструменты и материалы: угольник, линейка, чертилка, молоток, кернер, напильники (круглый, плоский), ручная дрель, сверло диаметром 4 и 8 мм.

    1. Подобрать заготовку толщиной 2 мм.

    2. Опилить одну кромку под линейку, взяв эту кромку за базовую линию

    3. Разметить заготовку по чертежу, Накернить линии пересечения и центры отверстий.

    4. Просверлить отверстия дрелью.

    5. Опилить контур подвески.

    6. Проверить качество изделия и сдать его учителю.

    Контрольные вопросы:

    1. Что представляет собой напильник?

    2. Как различают напильники по форме?

    3. Какой должна быть поза и хватка инструмента при опиливании?

    4. Как должны распределяться усилия рук при опиливании?

    5. Как проверить качество опиливания?

    Методические указания

    Опиливание - снятие с заготовки тонкого слоя металла напильником.

    Напильник (рис.1) состоит из рабочей части (грань, ребро) и хвостовика.

    На поверхности рабочей части имеется насечка, которая представляет собой сочетание маленьких резцов. Эти резцы при движении напильников вперед срезают с заготовки слой металла.

    Чем крупнее насечка напильника, тем большую стружку снимают его резцы и тем грубее обработанная поверхность.

    Гладкую и чистую поверхность получают напильниками с мелкой насечкой.

    Рабочая часть напильников имеет различную форму поперечного сечения. Формы напильников: плоский, квадратный, трехгранный, круглый, полукруглый и ромбический.

    Напильник снимает стружку только при движении вперед.

    Это рабочее движение. Усилия, прилагаемые к напильнику, направляются не только вперед, но и вниз, чтобы обеспечить снятие стружк4и. величина усилий, направляемых вниз, правой и левой руки различна на разных этапах движения напильника вперед: в начале, в середине и в конце пути.

    Опиленная поверхность должна быть ровной. Ее проверяют приложением лекальной линейки или угольника. Между деталью и проверочным инструментом не должно быть просвета.

    Техника безопасности

    1. Нельзя работать напильником без ручки или с расколотой ручкой.

    2. Пальцы левой руки не следует подгибать под напильник, чтобы не поранить их во время работы.

    3. Убирать опилки с тисков и верстака специальной щеткой. Ни в коем случае нельзя сдувать опилки - они могут попасть в глаза.

    Практическая работа № 14.

    Тема: «Паяние».

    Цель: Освоение процесса паяния.

    Практическая работа:

    Изготовление консоли для цветочного горшка (рис.1)

    Инструменты и материалы: стальная проволока диаметром 3 мм, трехгранный напильник, линейка, чертилка, круглые оправки диаметром 80, 25 и 12 мм, паяльник, паяльная жидкость, припой.

    1. Отрезать кусок проволоки диаметром 3 мм, длин6ой 1100 мм.

    2. Разметить заготовку (рис. 2)

    3. Согнуть кольцо 1 диаметром 80 мм. (рис.2).

    4. Запаять место соединения в кольце.

    5. Отогнуть от кольца две стойки 2 с тем, чтобы их концы находились на расстоянии 80 мм (рис.3).

    6. Отогнуть от двух стоек на расстоянии 120 мм с помощью оправки диаметром 25 мм две подвески 3 с т ем, чтобы расстояние между подвесками и кольцом было 40 мм (рис.4).

    7. Отогнуть на конце длинной подвески петлю 4 с помощью оправки диаметром 12 мм, выдерживая общую высоту консоли 190 мм (рис. 3).

    8. Припаять конец петли длинной подвески к концу короткой подвески. Проверить размеры изделия и показать его учителю.

    Контрольные вопросы:

    1. Какие инструменты и материалы необходимо для паяния?

    2. Из чего состоит припой?

    3. Назовите флюсы и расскажите об их назначении.

    4. Как настроен электропаяльник?

    5. Как подготавливают поверхности деталей и паяльник к паянию?

    Методические указания

    Паяние - соединение нагретых деталей расплавленным сплавом, называемым припоем.

    Для паяния необходимо иметь электрический паяльник, припой и флюс.

    Припой - легкоплавкий сплав, хорошо соединяющийся с металлом спаиваемых деталей. В качестве припоя чаще всего служит сплав олова со свинцом в виде проволоки, ленты и кусков различной формы. Содержание олова в сплаве от 18 до 90 %.

    Флюс служит для обезжиривания поверхностей соединяемых деталей и предохранения их от действия кислорода воздуха.

    В качестве флюсов при паянии деталей из меди, латуни и бронзы применяют канифоль, при паянии деталей из0 стали - паяльную жидкость.

    Электрический паяльник служит для нагрева спаиваемых мест, расплавления припоя распределения его вдоль шва.

    В трубку пропущен электрический провод . Электрический ток поступает к нагревательному элементу, который сильно нагревается и передает тепло медному наконечнику.

    Нагревательный элемент накрыт тепло-электроизолятором, который помещается в кожухе, состоящем из двух половин, скрепленных двумя кольцами.

    При подготовке деталей к паянию места спаивания зачищают напильником или наждачной бумагой.

    Процесс паяния. Для паяния необходимо:

    1. Нагреть паяльник.

    2. Покрыть флюсом места соединения деталей.

    3. Покрыть флюсом рабочую часть наконечника паяльника.

    4. Прижав наконечник паяльника к припою, покрыть его тонким слоем.

    5. Паяльником равномерно распределить припой вдоль шва.

    Во время паяния металл соединяемых деталей нагревается, но не расплавляется, а расплавляется припой.

    Перемещать паяльник по спаиваемому шву надо медленно для того, чтобы в месте спаивания нагрелся до температуры расплавленного припоя.

    6. После охлаждения деталей промыть спаянные места теплой водой, чтобы удалить флюс.

    Техника безопасности

    1. Нельзя паять вблизи легко воспламеняющих или огнеопасных материалов.

    2. Паяльную жидкость следует наносить на поверхность металла тонким слоем кисточкой.

    3. При паянии необходимо остерегаться брызг расплавленного припоя и не прикасаться к горячим местам спаиваемых деталей руками.

    4. В процессе работы паяльник следует класть на специальную подготовку.

    5. После окончания работы вымой руки теплой водой с мылом.

    Практическая работа №15

    Тема: «Рубка металла»

    Цель: Освоение технических операций и разметки окружностей.

    Практическая работа:

    Вырубка заготовок для лопатки (рис.1) и державки (рис.2) мотыги

    2. Отступив от линии разметки на 3-5 мм, легкими ударами молотка порубить линию вырубки.

    5. Опилить заготовку напильником в тисках (Размеры заготовки указаны на чертеже).

    7. Отступив от линии разметки на 3-5 мм, легкими ударами молотка порубить линию вырубки.

    8. Вырубить заготовку сильными ударами молотка, перемещая зубило по линии вырубки.

    9. Отрубить лишние припуски с заготовки при установке ее в тисках.

    10. Опилить заготовку напильником в тисках (Размеры заготовки указаны на чертеже).

    11. Проверить качество изделия и показать его учителю.

    12. Отступив от линии разметки на 3-5 мм, легкими ударами молотка порубить линию вырубки.

    13. Вырубить заготовку сильными ударами молотка, перемещая зубило по линии вырубки.

    14. Отрубить лишние припуски с заготовки при установке ее в тисках.

    15. Опилить заготовку напильником в тисках (Размеры заготовки указаны на чертеже).

    16. Проверить качество изделия и показать его учителю.

    Контрольные вопросы:

    Методические указания

    Хватка инструментов

    Различают три вида удара молотком: кистевой(движение кисти руки), локтевой (движение руки до локтя) и плечевой (движение руки в плече с большим замахом).

    При рубке надо смотреть на режущую кромку зубила (а не ударную часть) и следить за правильностью рубки по намеченной линии.

    Важнейшее условие рубки - меткость удара. Приобретается это качество только в процессе упражнений.

    Разрубание металла на плите

    Листовой металл толщиной до 2 мм обычно разрубают с одной стороны. Заготовки толщиной более 3 мм сначала надрубают почти до половины толщины с обеих сторон, а затем ломают, перегибают заготовку то в одну, то в другую сторону надруба.

    Вырубка заготовок

    Рубка металла в тисках

    При рубке металла в тисках следует стоять прямо и устойчиво: левая нога впереди, правая - сзади и под углом по отношению к тискам.

    Угол наклона зубила к обрабатываемой поверхности заготовки 30-35о и угол наклона зубила по отношению к губкам тисков со стороны зубила 45о.

    При рубке в тисках целесообразно снимать тонкую (0.5-1,5 мм) стружку. Это значительно облегчает и укоряет работу.

    Техника безопасности

    1. Проверь исправность молотка: он должен быть прочно закреплен на ручке посредством клина. Ручка молотка должна быть гладкой, без трещин и сучков.

    2. Проверь исправность зубила: оно не должно иметь трещин, заусенцев и гриба на ударной части.

    Практическая работа № 16

    Тема: «Рубка металла».

    Цель : Формирование умений и навыков при безопасной рубке металла.

    Практическая работа

    Вырубка заготовок для лопатки (рис. 1) и державки (рис. 2) мотыги

    Инструменты и материалы: молоток, зубило, плоский напильник, размеченные заготовки (лопатка и державка).

    1. Проверить качество разметки.

    2. Отступив от линии разметки на 3-5 мм, легкими ударами молотка прорубить линию вырубки.

    3. Вырубить заготовку сильными ударами молотка, перемещая зубило по линии вырубки.

    4. Отрубить лишние припуски с заготовки при установке ее в тисках.

    5. Опилить заготовку напильником в тисках. (размеры заготовки указаны на чертеже).

    6. Проверить качество изделия и показать его учителю.

    Контрольные вопросы

    1. Из каких частей состоит зубило?

    2. Для чего ударная часть зубила делается выпуклой?

    3. Почему молоток должен быть заклинен?

    4. Расскажите о положении корпуса и рук работающего при рубке в тисках?

    5. Как следует держать зубило и молоток при рубке?

    6. Какие правила техники безопасности следует выполнять при рубке?

    Методические указания

    Зубило состоит из ударной, средней и рабочей части. В конце рабочей части - режущая кромка.

    Хватка инструментов

    Левая рука держит зубило за среднюю его часть свободно. Указательный и большой пальцы левой руки охватывают зубило ниже его головки на 20-30 мм. Остальные пальцы только слегка поддерживают его среднюю часть.

    Молоток держат за ручку, на расстоянии 20-30 мм от ее конца. Такая хватка увеличивает силу удара. Молоток удерживается в кольце, образованном большим и указательным пальцами правой руки (большой палец лежит на указательном). Остальные пальцы правой руки свободны.

    Различают три вида удара молотком: кистевой (движение кисти руки), локтевой (движение руки до локтя) и плечевой (движение руки в плече с большим замахом).

    При рубке надо смотреть на режущую кромку зубила (а не на ударную часть) и следить за правильностью рубки по намеченной линии.

    Важнейшие условия рубки - меткость удара. Приобретается это качество только в процессе упражнений.

    Разрубание металла .

    При разрубании металла зубило устанавливают вертикально и наносят по нему сильные плечевые удары.

    Листовой металла толщиной до 2 мм обычно разрубают с одной стороны. Заготовки толщиной более 3 мм сначала с обеих сторон, а затем ломают, перегибая заготовку то в одну, то в другую сторону надруба.

    Вырубка заготовок

    Размеченную заготовку из листового металла кладут на плиту и легкими кистевыми ударами молотка по зубилу намечают линию вырубки, отступив от линии разметки 1-2 мм. По установленному на линии вырубки зубилу наносят локтевые удары, переставляя после каждого удара режущую кромку на новый участок линии вырубки.

    Рубка металла в тисках

    Для рубки заготовку закрепляют в тисках так, чтобы была видна риска для рубки. Риска на заготовке должна быть видна над уровнем губок по всей длине.

    При рубке металла в тисках следует стоять прямо и устойчиво: левая нога впереди, правая - сзади и под углом по отношению к тискам (рис. 3).

    Угол наклона зубила к обрабатываемой поверхности заготовки (30-35) и угол наклона зубила по отношению к губкам тисков со стороны зубила (45).

    При рубке в тисках целесообразно снимать тонкую (0,501,5 мм) стружку. Это значительно облегчает и ускоряет работу.

    Техника безопасности

    1. проверь исправность молотка: он должен быть прочно закреплен на ручке посредством клина. Ручка молотка должна быть гладкой, без трещин и сучков.

    2. проверь исправность зубила: оно должно иметь трещин, заусенцев и гриба на ударной части.

    3. Надежно закрепляй заготовку в тисках.

    Практическая работа № 17

    Тема: «Сборка. Отделка»

    Цель: Освоение приемов сборки заклепками. Отделка изделий.

    Практическая работа

    Сборка мотыги

    Инструменты и материалы: молоток, поддержка, обжимка, ручные тисочки, наждачная бумага, масляная краска, кисть, гвозди, заклепки 4,6*11 мм, детали мотыги (полотно, державка, ручка), изготовленные на предыдущих занятиях.

    1. Согнуть державку в порядке.

    2. Склепать державку в боковых отверстиях.

    3. Приклепать державку к лопатке четырьмя заклепками (рис. 2).

    4. Присоединить ручку к мотыге и прибить ее гвоздями.

    5. Проверить качество работы и сдать изделие.

    Контрольные вопросы

    1. В каком порядке производится сборка изделия?

    2. Какие виды отделки вы знаете?

    3. Каким инструментом производится зачистка поверхности?

    4. Что называется шлифованием? Какими способами шлифуют детали различной формы?

    5. Что такое полирование и как оно осуществляется?

    6. Рассказать об окрашивании металлических поверхностей.

    Методические указания

    Сборка- заключительная операция в изготовлении изделия. Сборка выполняется в строго определенной последовательности: сначала отдельные детали собираются в узлы, затем узлы собираются в изделие.

    Поверхности деталей перед сборкой в изделие подвергаются отделке.

    Отделка придает изделию красивый внешний вид. С помощью отделки детали получают высокую чистоту поверхности, что увеличивает их соприкосновение износу и ржавлению.

    Отделка включает зачистку, шлифование, полирование и окраску.

    Зачистка производится напильником, с помощью которого с поверхности детали удаляются задиры, заусенцы и неровности.

    Шлифование производится мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы уничтожить на поверхности мелкие неровности, царапины и следы, оставшиеся от обработки напильником.

    Большие плоские поверхности шлифуют, держа в руках наждачную бумагу.

    Тонкие детали и детали небольшого размера шлифуют на листе наждачной бумагой, прижимая деталь к листу специальной колодочкой.

    Крупные детали шлифуют в тисках, обернув деревянный брусок или напильник наждачной бумагой.

    Детали цилиндрической формы шлифуют в тисках перемещением обернутой вокруг нее лентой наждачной бумаги.

    Полирование производится после шлифования. Оно заключается в следующем: на поверхность наносится тонким слоем наждачный порошок, смешанный с минеральным маслом. Перемещая деревянный брусок вдоль обрабатываемой поверхности или производя круговые движения, получают зеркальную поверхность.

    Для полирования на сверлильном станке вместо сверла в патрон вставляется стержень небольшого размера с ровным торцом из твердой породы древесины.

    Заготовка покрывается тонким слоем минерального масла и посыпается наждачной пылью.

    Заготовку, закрепленную в ручках тисках, устанавливают на деревянную поставку и нажимают на нее вращающимся стержнем. На поверхности заготовки остается блестящий круговой след.

    Повторяя эту операцию, получают полированную поверхность с кругами, наложенными друг на друга. Эта операция получила названия нанесения «мороза».

    Окраска. Качество окраски зависит от подготовки металлической поверхности, которая включает зачистку от ржавчины и шпаклевку - заделку раковин и вмятин.

    Перед окраской необходимо тщательно размешать краску, лак или эмаль деревянной палочкой.

    Окрашивающий материал следует наносить на поверхность тонким слоем. Чем тоньше слой, тем он прочнее. Чтобы получить тонкий слой, краску растирают то в одном, то в другом направлении.

    Практическая работа № 18

    Тема: «Разрезание металла слесарной ножовкой»

    Цель: Формирование умений и навыков при разрезании металла слесарной ножовкой.

    Практическая работа

    Изготовление подставки для книг (рис. 1)

    Инструменты и материалы: чертилка, измерительная линейка, слесарная ножовка, заготовка листового алюминия толщиной 1,5 мм.

    План работы

    1. Разметить заготовку по чертежу.

    2. Вырубить и опилить заготовку размером 150*150 мм.

    3. Установить заготовку в тисках и сделать первый разрез глубиной 100 мм.

    4. Перевернуть заготовку и сделать второй разрез.

    5. Установить заготовку для гибки ее средней части (линия сгиба должна находится на уровне верхней части губок тисков).

    6. Согнуть среднюю часть заготовки на угол 90.

    7. Притупить внешние углы (3мм*45).

    8. Проверить качество изделия и сдать его учителю.

    Контрольные вопросы

    1. Как устроено ножовочное полотно? Для чего зубья ножовочного полотна разведены?

    2. Как установить ножовочное полотно в рамке слесарной ножовки?

    3. Как следует начинать, проводить и заканчивать разрезание ножовкой?

    4. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при разрезании металла ножовкой?

    Методические указания

    Слесарная ножовка (рис.1) представляет собой рамку (1), в которую устанавливается ножовочное полотно (2).

    Рамка имеет с одной стороны неподвижную головку (4) с хвостовиком, на которой надета ручка (3). С другой стороны в рамке установлена плдвижная головка (5) с натяжным винтом (7), которая перемещается гайкой - барашком(6).

    Ножовочное полотно представляет собой тонкую стальную пластину с зубьями.

    Смежные зубья полотна разведены в разные стороны. Это уменьшает трение боковых граней полотна о стенки пропила. Благодаря разводу зубьев ширина пропила больше толщины полотна на 0,25-0,5 мм.

    Ножовочное полотно устанавливается в рамке так, чтобы его зубья были обращены в сторону резания.

    Ножовочное полотно имеет на обоих концах отверстия. Полотно устанавливается в головках рамки с помощью штифов, которые вставляются в совмещенные отверстия полотна и головок, подвижной и неподвижной. Натягивается полотно в рамке гайкой - барашком от руки.

    Заготовка для разрезания должна быть прочно закреплена в тисках с тем расчетом, чтобы пропил располагался как можно ближе к губкам тисков и чтобы ножовка не задевала их. Пропил должен занимать вертикальное положение.

    Для разрезания длинной заготовки необходимо повернуть полотно в рамке на 90.

    Хватка ножовки осуществляется двумя руками: правой - за ручку, левой - за рамку.

    Положение тела. При разрезании металла ножовкой корпус следует держать прямо, стоять свободно, вполоборота к тискам. Положение ног показано на рис. 2.

    Во время работы корпус не должен раскачиваться. Ножовку следует перемещать только руками.

    Процесс разрезания состоит из двух ходов: рабочего хода - движение от себя, когда зубья полотна срезают слой металла, и холостого хода - обратного движения, когда резание металла не происходит.

    Во время холостого хода нажимать на ножовку не следует.

    Разрезание начинают с заднего ребра заготовки. Разрезание спереднего ребра заготовки приводит к поломке зубьев полотна. Начав разрезание с заднего ребра, ножовку постепенно переводят в горизонтальное положение.

    Начинать разрезание следует короткими движениями. По мере образования пропила размах движений увеличивается до полной длины рабочей части полотна.

    Движения при разрезании ножовкой должны быть плавными, равномерными.

    Быстрые движения приводят к сильному перегреву полотна и быстрому его затуплению.

    Когда резание подходит к концу, следует уменьшить нажим на ножовку, а отрезаемый кусок поддержать рукой, чтобы он н6ем упал на пол.

    Круглые заготовки и трубы разрезают в деревянных прокладках. При разрезании трубы ее надо поворачивать. В противном случае полотно может сломаться.

    Техника безопасности

    1. Надежно закрепляй заготовку для разрезания.

    2. Нельзя работать неисправной ножовкой (с погнутой рамкой, без ручки, с расколотой ручкой и т. п.

    3. Правильно закрепляй ножовочное полотно в рамке. Помни, что слабо натянутое полотно может выскочить во время работы, а перетянутое лопнуть.

    4. Нельзя сдувать или сметать рукой металлические опилки. Они могут попасть в глаза. Сметать их можно щеткой- сметкой.

    Разметка металлических заготовок

    После того как металл выправлен и тщательно очищен, производится разметка той поверхности, которую предстоит обработать. По сути, разметка – это уже слесарная операция, но поскольку в ходе ее заготовка не подвергается непосредственно обработке, то правильнее будет считать ее подготовительной.

    Что значит разметить заготовку? Это значит, нанести на заготовку разметочные линии, или риски, указывающие границы, до которых необходимо ее обрабатывать, чтобы она превратилась в руках слесаря в нужную деталь. Разметка – очень важный этап слесарной работы. Если деталь размечена неправильно, она просто не станет на свое место в том механизме, который ремонтирует слесарь.

    Для того чтобы линии разметки прочно держались на металле и не стирались во время его обработки, поверхность, которую предстоит обрабатывать, нужно предварительно окрасить. Для этого лучше всего применять медный купорос: он хорошо держится на зачищенном металле – на тонком слое меди, который образуется на поверхности, риски хорошо заметны.

    Можно для этой же цели применять краску или лак, разумеется тот, который сохнет быстро. Удобно работать также и с разведенным до густоты молока мелом, в который нужно добавить сиккатив или столярный клей для того, чтобы мел высыхал быстрее и держался на поверхности крепче. Во время окрашивания нужно растирать красящее вещество для того, чтобы оно ложилось по всей поверхности ровным слоем, без пятен.

    Если заготовка большая, то красить следует только те места, на которые будут нанесены разметочные риски.

    Часто бывает необходимо расширить отверстие в металле, нанести резьбу или сместить отверстие на несколько миллиметров в сторону, чтобы наметить его центр. В уже существующее отверстие или проем необходимо забить деревянный брусок либо планку с пластинкой из свинца, латуни, белой жести.

    Прежде чем начать разметку заготовки, необходимо определить ее базу, то есть поверхность, от которой будут отсчитываться все необходимые размеры. Базовой считается та поверхность, которая определяет положение детали относительно других частей механизма.

    Это могут быть отверстие, основание детали или какая-то иная поверхность. Иногда удобнее отсчитывать размеры детали от оси симметрии, в таких случаях она и принимается за базовую.

    Разметка на плоскости выполняется в определенной последовательности: сначала нужно нанести горизонтальные линии, затем вертикальные и наклонные. Последними размечаются окружности, дуги и сопряжения – это дает возможность проконтролировать точность разметки прямых линий: сопряжения должны получиться плавными, а дуги – точно замкнуть прямые линии.

    Научиться проводить точные линии чертилкой несложно, но лучше потренироваться, если делается это впервые. Чертилку во время проведения линии нужно все время прижимать к линейке или угольнику и не менять угол ее наклона, иначе она окажется непараллельной линейке. Наклонена чертилка должна быть в сторону от линейки. Проводить линию нужно движением на себя. Нельзя поводить линию дважды: попасть второй раз на ту же самую линию невозможно – в результате линия окажется двойной. Если качество нанесенной линии не устраивает самого слесаря, то ее следует закрасить и провести заново.

    Для проведения перпендикулярных линий используют стальной угольник, к короткой стороне которого приварена под углом 90° небольшая металлическая пластина. Такой угольник называется двутавровым. Приложив его к боковой стороне разметочной плиты, можно проводить перпендикулярные линии с достаточно большой точностью (рис. 17).

    Рис. 17. Приемы разметки заготовок: а – слесарный угольник с пластиной и нанесение рисок с его помощью; б – накернивание разметочных рисок.


    Естественно, делать это можно только в том случае, если боковые поверхности плиты соответствующим образом обработаны и выверены под прямым углом к горизонтальной поверхности.

    Первыми размечаются базовые линии. Например, если базовыми являются центры отверстий, то с них и начинают разметку.

    Конечно, при построении линий, окружностей, дуг потребуются знания и навыки, которые дает черчение; разметка – это, по сути дела, то же черчение, только на металле. Поэтому слесарю приходится на время становиться чертежником: делить отрезки пополам, проводить перпендикулярные и параллельные линии, строить углы и делить их пополам, делить окружность на равные части и т. д.

    Гораздо более сложная задача встает перед слесарем, когда ему требуется разметить не одну плоскость, а всю деталь целиком, то есть сделать пространственную разметку заготовок. Здесь не обойтись без знания приемов и методов пространственного черчения. Главная проблема заключается в том, что размеченные плоскости должны быть все увязаны между собой.

    Прежде всего нужно выбрать базовую поверхность детали, обычно за нее принимается та, которая содержит главные оси детали и к которой можно привязать наибольшее количество осей и плоскостей.

    Детали, которые приходится порой изготавливать слесарю, слишком различны, чтобы рассказать, как размечается каждая из них. Да это и не нужно, достаточно помнить некоторые важные правила, которыми необходимо руководствоваться при выборе базовой поверхности:

    – если у заготовки уже обработано несколько плоских поверхностей, базовой выбирают ту из них, которая больше по площади;

    – если заготовка имеет наружную и внутреннюю поверхности и ни одна из них не обработана, за базовую принимается наружная поверхность;

    – если у детали не требуется обрабатывать всю поверхность, то базовой должна стать та, которая не будет подвергаться обработке;

    – если деталь имеет цилиндрическую форму, базовой нужно выбрать поверхность, параллельную оси цилиндра;

    – если деталь имеет отверстия, за базовую принимается поверхность, параллельная оси отверстия.

    Чтобы облегчить операцию разметки, деталь на разметочную плиту нужно установить таким образом, чтобы все ее поверхности были перпендикулярны к поверхности плиты или параллельны ей. Для этого можно использовать различные металлические предметы – прокладки, призмы, бруски, кубики, клинья и т. д.

    Первыми необходимо наносить горизонтальные риски со всех четырех сторон заготовки (в некоторых случаях достаточно с двух противоположных сторон), после этого вертикальные риски, затем дуги, окружности, сопряжения, наклонные линии.

    После того как риски нанесены, их необходимо накернить, то есть произвести операцию кернения.

    Кернение рисок необходимо для того, чтобы они не стерлись, а также чтобы при сверлении отверстия сверло можно было точно установить по направлению его оси. Керн – это небольшое конусное углубление в поверхности металла, которое выполняется с помощью кернера. При операции кернения важно очень точно установить кернер на центр отверстия и при ударе по кернеру молотком не сместить его заостренный конец с нужной отметки. Чтобы этого добиться, нужно ставить кернер, сначала отклонив от себя, чтобы было хорошо видно, что его острие попало на отметку центра, а затем, быстро переведя его в перпендикулярное положение к поверхности, нанести по головке кернера удар молотком.

    Керны нужно наносить на все разметочные риски по всей их длине на расстоянии 25–30 мм на длинных рисках и 10–15 мм на коротких. На криволинейных участках разметки (сопряжениях, закруглениях и т. д.) керны наносятся еще чаще – на расстоянии 5–10 мм друг от друга. Маленькие окружности достаточно накернивать в четырех взаимно перпендикулярных точках. Большие окружности нужно накернивать в 6–8 местах. Обязательно накерниваются все точки пересечений и сопряжений.


    | |

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot